Форум » Вооружение и боевая техника » Бронепоезда белых » Ответить

Бронепоезда белых

мир: Оказалось, у нас нет отдельной темы по бронепоездам. А жаль - как раз попалось хорошее фото. Семеновский бронепоезд "Усмиритель" ("Станичник") на станции Оловянная. Обращают на себя, конечно, прежде всего, круглая башня и снегоочиститель. Из книги В. Василевского "Дела легендарных дней". Подпольщики Оловянной провели смелую операцию по захвату семеновского бронепоезда «Усмиритель», незадолго до этого переименованного в «Станичник». Активную роль в этом сыграла семья Пляскиных – Илья, Валентина, Глафира, Михаил, Федор и Яков. Через мобилизованного в семеновскую армию Д.В. Темникова, работавшего до этого в оловяннинской подпольной организации, удалось установить связь с некоторыми членами команды бронепоезда. Так на «Усмирителе» в декабре 1919 года была создана подпольная организация, в которую вошли фельдшер Пирожников, рядовые И.А. Горенков, И.К. Казанас, И. Теплинский, П. Захаров. Возглавил организацию младший командир пулеметного взвода унтер-офицер Игнатий Семенович Никитин. Через Пляскиных, Илью и Клавдию, подпольщики бронепоезда установили связь с партизанским соединением М. Якимова и договорились, что переворот будет совершен во время практических стрельб, которые бронепоезд проводил около Оловянной. Команда бронепоезда состояла из нескольких офицеров и сорока солдат. Определенные надежды подпольщики возлагали на то, что большинство рядовых команды – это мобилизованные, а 15 человек – бывшие грасногвардейцы. Переворот был назначен на 14 марта 1920 года, когда намечались практические стрельбы за пределами Оловянной. Как пишет М. Якимов, к 9 часам утра 14 марта в район Цугольского дацана, находившегося в 12 км от Оловянной, были подтянуты три партизанских полка. В 2 часа дня бронепоезд покинул Оловянную и ушел в направлении станции Бурятской. Подпольщики замкнули вагон с рядовыми, после чего Никитин, Теплинский и Горенков ворвались в офицерский вагон и начали в упор расстреливать ничего не подозревавших офицеров. После унитожения офицеров был открыт вагон с рядовыми, которым объявили о победе восстания. Мобилизованные солдаты немедленно присоединились к подпольщикам, а семеновских добровольцев расстреляли. После захвата бронепоезд отправился на станцию Оловянную, куда вступили партизанские полки М. Якимова. Удар был настолько неожиданным, что находившиеся в Оловянной полк чехов и 7 японский пехотный полк не осмелились выступить и объявили о нейтралитете. С помощью оловяннинских подпольщиков и рабочих был разоружен семеновский батальон и арестовано 18 офицеров, в том числе генерал и полковник. Партизаны разоружили бронепоезд, сняв с него 5 орудий, 7 станковых пулеметов и большое количество боеприпасов. «Со станции Оловянной, пишет М. Якимов, моим отрядом было вывезено до 2000 подвод со снарядами, патронами и всевозможным военным снаряжением». Из рабочих Оловянной был сформирован пехотный партизанский батальон. После выполнения боевой задачи станция оловянная была оставлена партизанами.

Ответов - 56, стр: 1 2 3 All

санников:

Ратник: что у них на повязках?

санников:


Хрохилаих: Подпись гласит: "Броневик, захваченный семеновцами". Вот интересно, у кого они его захватили??? Таких "больших" орудий ни у красных, ни тем более, партизан в Забайкалье не было... У НРА ДВР в 1920? Что-то сомнительно... Или в Приморье или ДВ?...

Ратник: Хрохилаих пишет: Подпись гласит: "Броневик, захваченный семеновцами". Там большая часть подписей выдуманы,к ним нужно оч.скептически относится.

Уссури: Ратник пишет: что у них на повязках? Японские ЖД войска.

alexei: 24 декабря 1918 года в составе Сибирской отдельной армии (образована на Пермском направлении из Екатеринбургской группы) насчитывалось 4 бронепоезда, которые входили в состав 1-го Отдельного дивизиона бронепоездов (командир — подпор. Щербаков). С 25 апреля 1919 года в составе Сибирской отдельной армии была выделена группа генерала А. Пепеляева, в которую входил Сибирский дивизион бронепоездов. На 23 июня 1919 года в Сибирской армии насчитывалось 4 бронепоезда. В апреле 1919 г. на вооружении Западной армии генерала М. В. Ханжина имелось всего 6 бронепоездов: "Забияка", "Волжский", "Кондор", "Сибиряк", "Горняк" и "Тагил". Они были разделены на два дивизиона во главе с поручиком Ростовцевым и штабс-капитаном Корневым. Личный состав дивизиона, куда входил "Тагил", к тому времени имел численность более 100 человек (без учета роты десанта). "Тагил" командир бронепоезда поручик В. Розынко, далее на должности командира бронепоезда его сменил поручик царской армии и капитан в армии Колчака А. Стихно. В том же 1919 году "Тагил" вместе с бронепоездами "Забияка" и "Кондор" действовал на железной дороге Курган — Петропавловск (в районе реки Тобол). Названные бронепоезда приняли участие в так называемой Петропавловской операции.Бронепоезд «Забияка», состоял из трех серых стальных полувагонов с 2 легкими орудиями и 6 пулеметами. Впоследствии, он был захвачен красными на станции Тайга. Бронепоезд «Тагил», состоял из одного вагона и был вооружен одним тяжелым орудием и 2 пулеметами.

alexei: Белые отступив до тупиковой станции Байтук (Троицко-Орская железная дорога), на 20 августа 1919 г. подвергли уничтожению весь подвижной состав, состоящий из 1257 вагонов и 44 паровозов, со всеми награбленными ценностями, пшеницей, маслом, обмундированием, боеприпасами, станками... Картина была ужасающей. На 20 верст по линии бушевал огонь. Хлеба сгорело более 200 тысяч пудов, масла более 30 тысяч пудов. Пожар продолжался 11 дней. Ж.д. путей далее ст. Байтук на юг не было, всё перевозили обозами до ст. Орск, где снова грузили в вагоны и везли в Оренбург. Ценностей было много, а времени чтобы всё перевезти не хватило. Там же белогвардейцы взорвали и два своих бронепоезда "Горняк" и "Нижний Тагил".

Ратник: alexei пишет: "Горняк" и наш "Тагил". Эти два БП были или самыми боевыми и отчаянными или самыми удачливыми,их команды регулярно проходят в приказах на повышение в чине и награждение,а вот с "Кондора" никого нет почему-то...

alexei: Белые бронепоезда в Сибири. На ст.Красноярска восставшими захвачен 4 января 1920 г.бронепоезд "Кондор"(потерял две бронеплощадки на Разъезде 776 верста 17 ноября 1919 г.). На станции Минино 6 января 1920 г. оставлены экипажами бронепоезда "Забияка" (потерял одну бронеплощадку 30 октября 1919 г.в Петропавловске и одну бронеплощадку 24 декабря 1919 г. на ст.Тайга), бронепоезд "Тагил"(вероятнее в душе называли Дедушка, мое предположение). Команды ушли с колонной генерала Каппеля.

Ратник: alexei пишет: бронепоезд "Кондор"(потерял две бронеплощадки на Разъезде 776 верста 17 ноября 1919 г.). На станции Минино 6 января 1920 г. оставлены экипажами бронепоезда "Забияка" (потерял одну бронеплощадку 30 октября 1919 г.в Петропавловске и одну бронеплощадку 24 декабря 1919 г. на ст.Тайга) Потому перед Омском их разделили на двое, судя по всему.Отсюда путаница,т.к. красные писали что и "Кондора" и "Забияку" захватили под Омском.Захватили, видимо, вторые части БП,действовавшие как отдельные бронеединицы,а остальные части этих БП сгинули уже под Красноярском. А никто не знает кто хотя бы командовал "Кондором"?

alexei: Вы имеете в виду захват на железнодорожной станции Омск?

Ратник: да

Уссури: Бронепоезд "Уралец" из опросного листа поручика Митрова.

alexei: Капитан 2 ранга Николай Николаевич Зубов, в сентябре 1918 года назначен командующим двумя бронепоездами 26-го Шадринского полка горных стрелков. Затем в том же 1918 г. командующий Отдельным броневым железнодорожным дивизионом 3-го Уральского армейского корпуса.

alexei: Николай Николаевич Зубов.



полная версия страницы