Форум » Персоналии » Священники против белых » Ответить

Священники против белых

мир: Открываю тему, посвящённую сложному вопросу - церковникам, которые так или иначе противостояли белому режиму или пострадали от него. Случаев, конечно, немного - легче считать будет. Просьба ставить цифры при сообщениях. 1. Михаил Жедяев, новомученик земли кунгурской В "Мартирологе (списке) новомучеников пермских" указаны имена священнослужителей, принявших мученическую смерть в 1918 году. Большинство из них стали жертвами большевистского террора. Есть и исключение. Михаил Сергеевич Жедяев был зверски замучен белогвардейцами за агитацию среди крестьян. Его агитаторская деятельность продолжалась всего несколько недель. После отступления Красной Армии он стал жертвой белогвардейского карательного отряда. М.С. Жедяева зверски избили, раздели и в тридцатиградусный мороз вели до Кочебахтино, где и расстреляли. Ольга Ренёва, зав. музеем истории купечества Газеты.Районные.Искра (Кунгур) / 2010-01-14 2. Вдова пермского священника Стабникова упомянула в своих показаниях колчаковскому следователю от 30 мая 1919 года: «дьякона Анисима Решетникова, расстрелянного сибирскими войсками за явное сочувствие большевикам» (С. С. Балмасов. Красный террор на востоке России в 1918-1922 гг. – М., 2006. – С. 102 3. В ходе Ижевско-Воткинского восстания повстанцами был убит сарапульский священник Дронин за проявление сочувствия большевикам. (ЦГА УР Ф.Р – 1061.Оп.1 Д.37 Л.5-5об. Дмитриев Н.П., Куликов К.И. Мятеж в Ижевско-Воткинском районе, стр.109 и др.). 4. Священник Пермской епархии А.Попов летом 1918 г. отрекся от Бога и стал коммунистом. ГАПО, Ф. р-1. Оп. 1. Д. 257. Л. 57–61 об. 5. Аналогично поступил "священник-коммунист" Елецкого уезда с.Хмельница Андрей Горохов, чьё письмо было опубликованно в газете «Известия Пермского губернского исполкома» за 19 октября 1918 г.: По Уралу. Письмо священника коммуниста (Гор.Орлов). Отцы, братья! Призываю вас немедленно признать Советскую власть, вступить в партию коммунистов, перестать мучить народ панихидами и молебнами. Забудьте корыстолюбие, оставьте сребролюбие. Идите помогать трудящимся и угнетенным, а не молиться за богачей. Великое светлое будущее несут трудящемуся народу коммунисты. Да здравствует Советская власть. Да здравствуют коммунисты. Прочь власть черных воронов, долой иезуита епископа Серафима. Также: Известия ВЦИК. 1918.27 октября

Ответов - 68, стр: 1 2 3 4 All

мир: Сибирецъ пишет: По решению Всероссийского Поместного Собора от 24 ноября 1918 года священникам было указано отпевать погибших с обеих сторон. Спасибо, учтем. Забавно, что никто не напомнил мне про мемуары Гревса. А между тем есть там один архиерей, который отчасти подходит в коллекцию. 28. Наиболее интересным в газетах было, однако, интервью преосвященного Иринарха. О нем говорил весь город, который, кстати сказать, представлялся вымершим: так мало было в нем народа после эвакуации всех правительственных учреждений. Архиерея посетила еврейка и беседовала с ним об отношении советской власти к церкви и о его впечатлениях о большевиках. Он отзывался о них хорошо. Сказал, что удивлен порядком и доброй нравственностью, что он считает Омск Вавилоном и что колчаковцы вели себя много хуже, чем красные. Преосвященный, в свою очередь, посетил совдеп. Ему показали издания классиков для народа, и он пришел в восторг. Далее выяснилось, что все церковное имущество останется неприкосновенным, но только церковь не может рассчитывать на содержание от казны. Архиерей был доволен. Теперь он встретил адмирала Колчака с иконой и речью на тему: «Дух добра побеждает дух зла». Адмирал заходил в покои епископа. У крыльца его выхода ждала небольшая группа любопытных, преимущественно женщин и детей. Никакого воодушевления в городе не было.

мир: Какого выдающегося человека мы пропустили, однако. 29. Михаил Александрович Никольский, священник церви с.Покатиловское в Семиречье. В июле 1918 г. возглавил оборону села с отрядом самообороны от сил белоказаков. Позже был избран председателем Боевого Совета района, командующим местными войсками и внес немалый вклад в организацию отпора противнику. Смещен в ноябре. http://fictionbook.ru/author/vadim_alekseevich_golcev/sibirskaya_vandeya_sudba_atamana_annenkova/read_online.html?page=8 10 сентября 1918 года в селе Черкасском был образован Военный совет, председателем которого был избран А.А. Дьяченко. Совет должен был руководить аналогичными Советами сел, входивших в район Черкасской обороны. День 10 сентября является днем окончательного организационного оформления обороны. При центральном (Черкасском) Военном совете была учреждена должность командующего войсками Обороны. На нее был избран местный священник М.А. Никольский. Он оказался человеком властным, настырным и решительным. Деятельность Никольского на этом посту оценивается неоднозначно. Ф. Борсук, например, считает Никольского попутчиком в революционной борьбе крестьян и обвиняет его в попытке узурпации власти [98], так как тот считал, что вся власть в районе Обороны должна принадлежать ему, и грозил взять ее силой оружия, если Уисполком не сдаст ее добровольно. Уисполком же считал, что носителем власти должен быть только он. Борьба с Никольским длилась более двух месяцев. В начале ноября 1918 года он был смещен. С характеристикой М.А. Никольского, данной Ф. Барсуком, полностью солидарна и историк К.Б. Тулекеева, знакомая, безусловно, с его работой, но недостаточно исследовавшая объективность этой характеристики [99]. Другой исследователь Гражданской войны в Семиречье А.С. Елагин полагает, что действия Никольского были правильными, направленными на установление единоначалия и на борьбу с партизанской вольницей, а его устранение нанесло определенный вред Обороне [100]. С мнением А.С. Елагина полностью согласен уже неоднократно цитируемый нами Г.Т. Харченко, знавший Никольского лично. Харченко считает Мстислава Александровича руководителем обороны села Покатиловки в конце августа – начале сентября 1918 года, проявившим большие организаторские способности. Это он разработал план обороны села и организовал ее, провел сбор у населения оружия, наладил работу мастерской по его ремонту, производство пороха, перезарядку винтовочных гильз, изготовление ручных гранат, отливку пуль и, наконец, создал госпиталь. С избранием командующим войсками Обороны, Никольский никогда не пытался поставить себя над Уисполкомом и не проявлял диктаторских замашек. «Никольский, будучи командующим, естественно, хотел видеть наши вооруженные силы дисциплинированными и хорошо обученными, чтобы каждый боец беспрекословно выполнял приказы Военного совета, а не устраивал неуместные в период военных действий митинги и собрания <…>. Но его поддержали не все, некоторым была милее “партизанщина”. Никольский, хотя и был человеком скромным, но в то же время и твердым в проведении своей линии. Это вызывало трения с отдельными командирами эскадронов и рот самообороны. Подогреваемый любителями самоуправства, по Обороне начал распространяться слух о якобы имевшемся у Никольского желании стать диктатором. Так этот слушок, искажающий образ замечательного борца за Советскую власть, вполз на страницы некоторых воспоминаний и попал в исторические книги» [101]. Далее Г.Т. Харченко делает заключительный аккорд в характеристике М.А. Никольского: «Имя Мстислава Александровича самым тесным образом связано с Черкасской обороной, в героические дела которой он вписал свою яркую страницу. Именно он был ее душой, умом и твердой рукой на начальном этапе, пока под давлением прокулацких элементов его не сместили с поста командующего. Но у него никогда не было каких-то затаенных обид на черкассцев. Он добросовестно, со всей страстью сердца выполнял любые задания, был прекрасным, кристально честным человеком, добрым, любящим семьянином, стойким бойцом за Советскую власть, до конца преданным революции» [102].

мир: О 3-м Бирском полке партизанской 1-й Бирской бригады П.И.Деткина, которая в июне-октябре 1918 г. действовала на левом берегу Камы против чехословаков и ижевско-воткинцев, а после влилась в ряды РККА. Время - приблизительно октябрь: "Командир полка Боков оставался в Осе, продолжал организацию пополнений и обеспечивал снабжение полка. В этот период была сформирована команда конных разведчиков, которая впоследствие сыграла важную роль в боевой жизни полка. Начальником команды был Шаньшуров - моряк-балтиец, его помощник Сережа Брежнев - сын священника, расстрелянного белыми за сочувствие Советской власти. Сережа после расстрела отца прибежал в штаб полка полураздетый, со слезами на глазах просил принять его в ряды Красной Армии и дать возможность отомстить белым за отца. Ему было тогда 17 лет, и я не соглашался вначале его принять, но, посоветовавшись с комиссаром, уступил настойчивым просьбам паренька. И не ошибся: он оказался прекрасным разведчиком, неутомимым мситетелем, смелым и находчивым" А.А.Кошурников. Первые бои полка//В пороховом дыму. Сб.воспоминаний участников Гражданской войны в Прикамье. Пермь, 1961. с.43.


прохожий: В деревне Тепляки на Урале, священник за сочувствие революции был подвергнут пыткам, и по пути на станцию Шамары был зверски убит конвоем. Судя по всему, информация взята из мемуаров С. Н. Ставровского, опубликованых в рубрике воспоминаний исторического альманаха «Минувшее». Конкретнее, данный текст должен находится на стр. 76 [С.Н. Ставровский. Черные годы, или "Bestia triumphalis" (1917- 1922). Публикация В.О. Седельникова 7-98 // Минувшее]. Есть ли у кого-то возможность перепроверить точность данной ссылки? Сам я не могу найти бумажную версию журнала "Минувшее" №14, а в и-нете, кажется, электронной версии четырнадцатого номера нет.

мир: Я попробую спросить знакомого.

прохожий: мир пишет: Я попробую спросить знакомого Наперед спасибо. Вопрос интересен еще и тем, что некий критик данной информации пишет: Деревня Тепляки Шалинского района всегда был староверско-безпоповской и там никогда не было ни церкви, ни попа. Более того, этот или уже другой критик достоверности данной инфы пишет, что жители Тепляков сочувствовали белым (видимо, это были зажиточные староверы). Если критик/критики правы, тогда возможно, что речь идет не о староверском священнике. При таком допущении ситуация выглядит вполне логичной: некий православный священник (или странствующий священник-миссионер поповского направления в старообрядчестве) пришел в деревню Тепляки, и стал толкать речь, показавшуюся местным староверам про-большевистской, и те, долго не думая, донесли на него. Кроме того, в тот период вся жизнь, в том числе и религиозная, так бурлила, что вполне возможно, что среди местных верующих произошел раскол. Лидер отколовшейся группы мог объявить себя священником. Если группа раскольников состояла из беднейшей части села, то данная группа вполне могла выражать симпатии большевикам. "Кулаки", питая к ним как политическую, так и религиозную ненависть, донесли белым. Можно еще много гадать и выдвигать уйму версий, но без обращения к первоисточнику информации все это - кофейная гуща. Остается надеяться, что в "Минувшем" подробнее освещен вопрос.

мир: Так... Если вы имели ту запись, то вынужден ваш огорчить - вы банально перепутали комменты ниже. Информация о Тепляках совершенно из иного источника. Будьте впредь, пожалуйста, внимательнее.

прохожий: мир пишет: Информация о Тепляках совершенно из иного источника Если возможно, подскажите, пожалуйста, источник инфы о Тепляках. Буду очень благодарен!

мир: По видимому, источник пошел от некоего коммунистического агитатора В.Коростылева из партии РКРП, которая является оппозиционной Зюганову. Этот текст кочует по разным левым сайтам сети. http://www.tr.rkrp-rpk.ru/get.php?2451 Никакого источника автор не приводит, а сам текст крайне сомнителен. РКРП - это вообще контора особенная. Этакая "коммунистическая оппозиция" "коммунистической оппозиции" КПРФ - пародия на пародию. В общем, информация неверифицируема и потому должна быть отброшена.

прохожий: Не буду говорить откуда я знаю, но знаю на все 100%, что текст на http://www.tr.rkrp-rpk.ru/get.php?2451 не является источником. Источником, скорее всего, является вот этот текст: http://www.1917.com/Atheist/Misc/1085767777.html Автор был на момент написания статьи троцкистом. Боюсь ошибиться, но кажется, автор, не смотря на молодой возраст, пару лет назад умер от какой-то болезни. Кроме того, тоже боюсь ошибиться, но автор, кажется, был историком по образованию. В общем, дело ясное, что дело темное )

мир: прохожий пишет: Автор был на момент написания статьи троцкистом. Боюсь ошибиться, но кажется, автор, не смотря на молодой возраст, пару лет назад умер от какой-то болезни. Кроме того, тоже боюсь ошибиться, но автор, кажется, был историком по образованию. Текст, который содержит сенсационные данные без всякой ссылки на источники, показывает, что историком автор мог быть только по образованию. И то не факт. В общем, проще забыть.

OigenP: прохожий пишет: Источником, скорее всего, является вот этот текст: http://www.1917.com/Atheist/Misc/1085767777.html Там среди прочего есть и это: Также попы принимали активное участие в подготовке эсеровского мятежа в Ярославле. Епископ Агафанел обещал всестороннюю поддержку восставшим. Оплотом мятежников стали ярославские монастыри. Колокольни, которых снова, как и в Москве стали огневыми точками мятежников. Но интересный разбор по умершему еще до революции "сщмч."-пулеметчику сделан здесь - http://ru-antireligion.livejournal.com/4799670.html

OigenP: Биография И.В. Амозова - это просто какой-то плутовской роман, судите сами: "Красная звезда", 1924, 26 июля, № 168 - http://www.derjavapskov.ru/cat/cattema/catcattemaall/catcattemacatcattemaalldiv/3515 - http://statehistory.ru/781/Istoriya-vzlyeta-i-padeniya-sovetskogo-KHlestakova-i-Ostapa-Bendera----Ivana-Amozova/ - http://www.nvspb.ru/stories/pskovskyamissianevipolnima - http://visz.nlr.ru/search/lists/pskov/224_24.html

мир: OigenP пишет: Но интересный разбор по умершему еще до революции "сщмч."-пулеметчику сделан здесь - http://ru-antireligion.livejournal.com/4799670.html Да, я знаю эту историю. Строго говоря, про пулеметчика "историк" не рассказал. Хотя таковой, как видно по воспоминаниям, был, только другой. OigenP пишет: Биография И.В. Амозова - это просто какой-то плутовской роман, судите сами: Несостоявшийся монах, который умело держал нос по ветру. Пособник нацистов, реабилитированный при советской власти. Да, потрясающая история, спасибо.

Виктор Васильевич: Здравствуйте. Мой дед (отец моей матери), ШУЛЬГИН МИХАИЛ (отчества не знаю) был православным священником, служил в Забайкальской епархии и был зверски убит (ориентировочно) в 1918-20 годах (мама родилась в декабре 1918 г. в с. Аргунск Нерчинского р-на Читинской обл.) ).Кем, как и где убит - неизвестно. Не могли бы Вы прояснить его судьбу. Мой адрес: post.vvd@mail.ru. .

Oigen Pl: Из опубликованных в 1984 году в Косихинской районной газете (Алтайский край) воспоминаний партизана Ивана Илларионовича Другова: "Назавтра мы получили приказ о наступлении и об освобождении г. Барнаула от колчаковцев. Выступили со стороны бора. Тут к нам, к нашему удивлению, примкнул поп. Я тоже, говорит, с вами пойду. Барнаул в этот день нам взять не удалось, слишком силы были неравные, да и патронов белые не жалели. Враг занял второй этаж школы и крыши домов и поливал пулеметными очередями. Решено было сделать наступление на следующий день. Но утром приехал вестовой и сообщил, что ночью под командованием Е. Мамонтова город взят, и всех приглашают в Барнаул на митинг." И.И. Другов жил в селах Контошино и Романово.

мир: А номер газеты случаем не знаете?

Tasei1919: Последним служившим священником в селе Тасеево, до разрушения храма Святого Богоявления Господня, был иерей Иоанн Анисимович Вашкорин, который за свою революционную деятельность в 1917 году находился под церковным прещением: лишен священнического сана и отлучен от Церкви в 1917 году. В 1919 году в Тасеево колчаковцы сгоняли жителей села в церковь, за сочувствие большевикам. Всех заточенных расстреляли. Источник: http://taseevo-hram.prihod.ru/abouthram

Oigen Pl: Oigen Pl пишет: Из опубликованных в 1984 году в Косихинской районной газете (Алтайский край) воспоминаний партизана Ивана Илларионовича Другова: "Назавтра мы получили приказ о наступлении и об освобождении г. Барнаула от колчаковцев. Выступили со стороны бора. Тут к нам, к нашему удивлению, примкнул поп. Я тоже, говорит, с вами пойду. Барнаул в этот день нам взять не удалось, слишком силы были неравные, да и патронов белые не жалели. Враг занял второй этаж школы и крыши домов и поливал пулеметными очередями. Решено было сделать наступление на следующий день. Но утром приехал вестовой и сообщил, что ночью под командованием Е. Мамонтова город взят, и всех приглашают в Барнаул на митинг." И.И. Другов жил в селах Контошино и Романово. мир пишет: А номер газеты случаем не знаете? Нет, к сожалению, датировка неизвестна. Сын этого селькора просто перенабрал тексты старых ветхих газетных вырезок с публикациями своего отца, переплетя набранное на компьютере в книжный вид.

мир: Вообще позиция священников явно зависела от позиции местных жителей - неслучайно почти все представленные случаи это либо рабочий Урал, либо партизанские территории. Вот еще пример. http://whiteforce.ru/goper2.htm Жители Южно-Уральского округа в большинстве своем были на стороне большевиков. Объясняется это тем, что на Южном Урале много так называемых фабричных селений, в которых уже давно нет никаких фабрик, но крестьяне, жители этих селений, обрабатывают землю, которую им сдают в аренду частные землевладельцы только на один год, притом такими мелкими кусочками, что арендующие крестьяне не могут прожить и принуждены искать работы у землевладельцев. Крестьяне этих селений дали красным несколько тысяч добровольцев, которые сейчас же выступили против нас. И только этим я объясняю тот героизм, какой не раз выказывали красноармейцы во время наступления. Неопределенные обещания правительства Колчака снабдить землей крестьян были виною поступления этих крестьян в ряды Красной армии, где большевистские комиссары со свойственной им ловкостью и демагогией умели использовать каждую ошибку омского правительства, в чем я часто убеждался, читая большевистские газеты. Крестьяне Оренбургской и Уфимской губерний к западу от реки Ик, где находились вперемежку башкирские, русские, малорусские и казачьи села и деревни, держали себя по отношению к большевикам пассивно, за исключением некоторых русских деревень, жители которых выказывали сочувствие большевикам. Двигаясь к юго-востоку по долине богатой реки Сакмары и в степных районах между р.р. Сакмарой и Уралом, мы большевизма не наблюдали, в то время как еще южнее, на самой границе Киргизских степей, между Орском и Актюбинском, опять попадались села, где жители в большом числе добровольно поступали в Красную армию. Был даже в одном селе священник, открыто высказывавшийся за Красную армию.



полная версия страницы