Форум » Персоналии » Священники против белых » Ответить

Священники против белых

мир: Открываю тему, посвящённую сложному вопросу - церковникам, которые так или иначе противостояли белому режиму или пострадали от него. Случаев, конечно, немного - легче считать будет. Просьба ставить цифры при сообщениях. 1. Михаил Жедяев, новомученик земли кунгурской В "Мартирологе (списке) новомучеников пермских" указаны имена священнослужителей, принявших мученическую смерть в 1918 году. Большинство из них стали жертвами большевистского террора. Есть и исключение. Михаил Сергеевич Жедяев был зверски замучен белогвардейцами за агитацию среди крестьян. Его агитаторская деятельность продолжалась всего несколько недель. После отступления Красной Армии он стал жертвой белогвардейского карательного отряда. М.С. Жедяева зверски избили, раздели и в тридцатиградусный мороз вели до Кочебахтино, где и расстреляли. Ольга Ренёва, зав. музеем истории купечества Газеты.Районные.Искра (Кунгур) / 2010-01-14 2. Вдова пермского священника Стабникова упомянула в своих показаниях колчаковскому следователю от 30 мая 1919 года: «дьякона Анисима Решетникова, расстрелянного сибирскими войсками за явное сочувствие большевикам» (С. С. Балмасов. Красный террор на востоке России в 1918-1922 гг. – М., 2006. – С. 102 3. В ходе Ижевско-Воткинского восстания повстанцами был убит сарапульский священник Дронин за проявление сочувствия большевикам. (ЦГА УР Ф.Р – 1061.Оп.1 Д.37 Л.5-5об. Дмитриев Н.П., Куликов К.И. Мятеж в Ижевско-Воткинском районе, стр.109 и др.). 4. Священник Пермской епархии А.Попов летом 1918 г. отрекся от Бога и стал коммунистом. ГАПО, Ф. р-1. Оп. 1. Д. 257. Л. 57–61 об. 5. Аналогично поступил "священник-коммунист" Елецкого уезда с.Хмельница Андрей Горохов, чьё письмо было опубликованно в газете «Известия Пермского губернского исполкома» за 19 октября 1918 г.: По Уралу. Письмо священника коммуниста (Гор.Орлов). Отцы, братья! Призываю вас немедленно признать Советскую власть, вступить в партию коммунистов, перестать мучить народ панихидами и молебнами. Забудьте корыстолюбие, оставьте сребролюбие. Идите помогать трудящимся и угнетенным, а не молиться за богачей. Великое светлое будущее несут трудящемуся народу коммунисты. Да здравствует Советская власть. Да здравствуют коммунисты. Прочь власть черных воронов, долой иезуита епископа Серафима. Также: Известия ВЦИК. 1918.27 октября

Ответов - 68, стр: 1 2 3 4 All

Новоалтаец: 5. Священник из села Усть-Мосиха Алтайской губернии Евгений Осипович Квалерий, который в народе имел репутацию бражника и заядлого рыбака, изначально симпатизировал советской власти, затем принимал участие в партизанском движении (в составе отряда усть-мосихинских партизан). Впоследствии работал председателем райисполкома.

мир: Спасибо! Если можно, источник добавьте.

Новоалтаец: мир пишет: Спасибо! Если можно, источник добавьте. Послесловие к книге Г. Егорова "Солона ты, земля!"


Сибирецъ: Таких священников было больше. Движение обновленцев по сути, тоже можно к антибелым отнести.

мир: Новоалтаец пишет: Послесловие к книге Г. Егорова "Солона ты, земля!" Благодарю. Сибирецъ пишет Таких священников было больше. Движение обновленцев по сути, тоже можно к антибелым отнести. Всё же интересуют в первую очередь конкретные биографии.

Сибирецъ: see intranet

мир: Сибирецъ пишет: see intranet В основном нужны убитые белыми, как это ни странно звучит. Не для себя. Но, надеюсь, если вы узнаете о таких биографиях, которых нет в сети, вы ведь сообщите?

мир: 7. Дмитрий Яковлевич Попов, родился в 1862 году в семье священника в с. Деревянск Усть-Сысольского уезда. Карьера в церковной иерархии шла успешно. В 1911 г. получил в награду золотой наперсный крест Синодского образа. Безбоязненно посещал эпидемических больных, открыл первую в уезде богадельню - приют для престарелых, инвалидов и сирот. Немало сделал для открытия в Деревянске церковно-приходской и второклассной школ. Сам преподавал в школах гуманитарные предметы и Закон Божий. 1895 году за преподавание Слова Божьего получил благодарность епархии. Стал депутатом Государственной Думы от Вологодской губ-и в 1912 году, примыкая к прогрессистам. Сохранились сведения, что уже тогда он поддерживал в Думе депутатов-большевиков, полагая, что «только... рабочие депутаты настоящие защитники народа». По воспоминаниям наркома Г.И.Петровского, несколько раз Попов передавал в фонд газеты «Правда» десять рублей золотом. Активно добивался строительства ж.-д.сети для развития нефтяного дела в Ухте и стал известен как специалист этого дела. В те же годы стал известен как писатель и поэт. В 1914 в сборнике краеведа Цембера А.А. "Коаш мойдан и сьыланкывъяс" (Коми сказки и песни) были опубликованы десять его стихотворений. Во время Февральской революции лично вышел к демонстрантам, подошедшим к Таврическому дворцу, благославив их на свержение самодержавия. Организует в Петрограде вместе с иереем М.С.Поповым нечто вроде церковной партии под названием «Объединенный союз демократического духовенства и мирян». Активно стал заниматься демократизацией церкви и получил благодаря этому большую славу. Перешёл в усть-сысольскую организацию партию эсеров. В августе 1917 г. выступает на I съезде Советов крестьянских депутатов уезда, где избран товарищем (зам-ом) председателя съезда. После Октябрьской революции осудил свержение Временного правительства вместе с общественным объединением, созданным местным земством из разных общ.организаций. 17 января 1918 года открыл Учредительный съезд Советов, на котором призвал создать силную верховную беспартийную власть в лице Совета. Избран одним из двух товарищей председателя. На съезде был избран Совет, в который и вошёл Попов вместе с другим священников - протоиереем А.Малевинским. Интересно, что открывший съезд Попов его же и закрывал. На выборах исполкома стал комиссаром отдела народного хозяйства (позже Совнархоза) Усть-Сысольского Совета, представляя там местную фракцию эсеров. 3 марта 1918 года Д.Я.Попов возглавил городскую манифестацию под красным флагом «Да здравствует Интернационал!», организованную с целью продемонстрировать силу советской власти. Мирские дела настолько его захватили, что он перестал общаться с духовенством и по решению Вологодской консистории 4 мая был лишён сана - долго, впрочем, выделяясь рясой среди комиссаров. Не оставлял и литературной деятельности: в 1918 его стихотворение "Вокъяс, мед полысь оз повзьы" (Не поникнем головой, товарищи) было опубликовано на русском и коми языках в газете "Зырянская жизнь". На I съезде Советов уезда в марте-апреле выступил с идеей использования природных богатств края. В июне 1918 г. был делегирован на V Всероссийский съезд от фракции левых эсеров Усть-Сысольского Совета. Лично встретившись с Лениным, передал ему два доклада: о лесных богатствах Коми края и ухтинской нефти. Ленин, внимательно выслушав Попова, написал записку председателю ВСНХ А.Рыкову: "Отнеситесь к тт. Попову и Елькину (сопровождающему от усть-сысольского СНХ) с доверием". Попов попал на приём к Рыкову, а летом 1918 года в Ухту была послана экспедиция геолога Калицкого. Вернувшись домой, возглавил кроме прочего, также комиссариаты финансов и социального обеспечения. Любопытно, чт под его началом на котром выступил с инициативой введения продразверстки. В июле 1918 года Д.Я.Попов покинул ряды национальной автономистской партии «Коми автономист чукöр» («Партии коми автономистов»), юудучи её своеобразным "духовным отцом". По-видимому, причиной могли стать националистические воззвания партии, среди которых было даже одно антирусское. Осенью Дмитрий Яковлевич уже числится среди "сочувствующих РКП(б)", а в ноябре 1918 года бывший священник на празднике революции публично снял рясу. 15 ноября он вместе с отрядом чекистов провёл ревизию Троице-Стефановского монастыря, расположенного в селе Ульяново. До этого он уже ревизовал его - в 1898, 1905, 1910 и 1912 годах. Никаких нарушений выявлено не было. Тем не менее во время этой, последней ревизии - уже при советской власти - было вывезено около 30 тыс. руб. золотом, серебром, банкнотами и марками; серебряные и медные кресты, серебряные и бронзовые медали, прочие ценные бумаги и др. В декабре монастырь был закрыт. В том же месяце 1918 года бывший священник получил благодарность от делегатов III уездного съезда Советов. Делегаты признали, что Попов - "единственный человек, знающий до мелочи все наше хозяйство". Съезд выразил Попову, как "честному и энергичному работнику... самую горячую благодарность... за его высокополезную... деятельность... на благо и процветание Зырянского края". Попов болел, на пошел на переизбрание на пост пред.совнархоза, отказавшись, однако, от отделов финансов и обеспечения. Успешно продолжает литературнуюдеятельность. Становится соучредителем первого коми литературного общества «Асъя кыа» («Утренняя заря»), входит в состав знаменитой «Коми комиссии», возглавляет редколлегию уездной газеты «Зырянская жизнь», на страницах которой стал печатать свои стихи и статьи (иногда под псевдонимами «Пунимов» и «Зырянин»). 16 января 1919 г. экономический отдел усть-сысольского уика, возглавляемый Д.Поповым, представил обширный доклад "Об Ухтинской нефти и промышленной ее разработке". Доклад был заслушан на пленарном заседании уездисполкома, выдержки из него сохранились в фонде Национального архива Республики Коми. В резолюции зафиксировано: "...принять постановление о необходимости переработки ее (ухтинской нефти - авт.) в керосин ввиду назревшего после потери Бакинского района острого керосинового кризиса для Севера России. Коллегия экономического отдела обратилась к инженеру Гансбергу телеграммой и просила его разработать в ближайшем будущем план эксплуатации нефти и устройства центрального завода для переработки нефти и составить смету на устройство нового или приспособления его, Гансберга, завода". В апреле 1919 года Попов на IV съезде Советов Усть-Сысольского уезда представил доклда с предложением постройки ж.д.пути Вятка - Усть-Сысольск - Ухта. Съезд решение одобрил, но оно так и осталось на бумаге. Летом 1919 года штабом войск Пинего-Печерского края были проведены незаконные массовые обыски и реквизиции, затронувшие в том числе и Попова, который лежал дома из-за сердечной недостаточности. Впрочем, неприятных последствий для него это не имело. В связи с наступлением белых красным пришлось оставить Ухту, эвакуировав большую часть запасов. Попов в сентябре 1919 года выехал в Великий Устюг на работу в северо-двинский губсовнархоз. Дмитрий Попов скончался 9 октября 1921 г. скончался в с. Деревянск, полузабытый многими. С большим трудом вдова добилась отпевания растриги и похорон внутри церковной ограды (хотя, очевидно, для самого Попова это мало имело значения). Крупнейший поэт и драматург (автор текста современного гимна Коми), ученик Д.Попова Виктор Савин откликнулся на смерть учителя некрологом в газете "Югыд туй" ("Светлый путь"), где признал, что "...таких людей, как Д.Я. Попов, мало было в дни революционной борьбы в Усть-Сысольском уезде, и память о нем должна остаться среди нас - молодых работников, вышедших на арену новой жизни после него". В 1926 стихи Дмитрия Яковлевича "Эжва" (Вычегда) и "Жатва" были помещены в книге Лыткина В.И. "Коми гижысьяс" (Коми писатели). http://www.oilru.com/nr/89/1081/http://www.oilru.com/nr/89/1081/ http://www.emc.komi.com/03/15/071.htmhttp://www.emc.komi.com/03/15/071.htm http://badelskkomi.svoiforum.ru/viewtopic.php?id=140http://badelskkomi.svoiforum.ru/viewtopic.php?id=140

Сибирецъ: мир пишет: Но, надеюсь, если вы узнаете о таких биографиях, которых нет в сети, вы ведь сообщите? конечно.

белый: Думаю этому сибирскому "красному торквемаде" здесь самое место. А материал действительно интересен http://magazines.russ.ru/sib/2010/6/sh9.html

мир: Даже если не касаться того, что автор этой странной статьи многое искажает, то все равно возникает вопрос: зачем здесь это? Ветка о священнослужителях, к которым Ярославский не принадлежал. Прозвание Ярославского "советским попом" не даёт нам оснований воспринимать это буквально. Уберите, пожалуйста, и создайте отдельную ветку, если хотите. Мне жаль, но с этим материалом вы попали не туда.

мир: 8.Председатель агитотдела Штаба Тасеевской республики И.А.Вашкорин. В представлениях не нуждается. Странно, что я его сразу не упомянул. Но недавно я узнал, что вместе с ним был и некий священник Орлов: 9.Тасеевский священник Орлов. О нём сообщается: В «незабываемом 1919-м» белогвардейский капитан Мартын, командир разгромленных карателей, объяснял свое поражение тем, что в Тасеево необычайно сильны «красные» агитаторы: «Например, знаменитый священник Орлов, который с крестом и Евангелием произносил большевистские проповеди; обладатель большого артистического таланта, он заставлял слушателей рыдать и клясться быть всегда защитниками Совдепа... http://www.centryug.ru/travel/interesting/k_staroveram_na_biryusu_ili_puteshestvie_rayonnogo_masshtaba.html Если возможно, прошу в будущем дополнить о нём информацию.

мир: Нашёл довольно любопытный материал под заглавием "Сибирские партизаны и религия". Приведены примеры священников "за", "против" и "между" красными. Примеры священников, подносящих иконы партизанам, шпионивших против партизан, сжигаемых партизанами и крестьянами заживо. Сам материал необъёмный, но выписываю сюда то, что по теме ветки. http://whitesiberia.narod.ru/publik.html 10. "Партизан Тальского полка Петров рассказывал: «Чувствуя свою двойную вину, усинцы встретили Тальский полк, что называется, в смер-тельном трепете. Старообрядческий священник, в знак солидарности, а может быть смягчения вины граждан, организовал встречу партизанам с иконами. При приближении к передовым частям Тальского полка всё население Уса опустилось на колени. Священник “торжественно” поднёс икону и вручил её командиру полка А. Марченко, который с улыбкой принял её. Эта икона до последне-го дня существования армии оставалась в штабе этого полка, и, при расформи-ровании в 1920 г., была сдана вместе с документами и ценностями в хозяйст-венный отдел 5-й Армии»". Есть и другое свидетельство на этот счёт. "Ситуацию проясняет ответ партизана Г. Шаклеина на вопрос о контррево-люционности духовенства или оно “шло рука об руку с партизанами”. Г. Шак-леин разъяснял: «Насчёт того, что “рука об руку”, такие факты мне неизвестны. Известен только один факт, когда в Усе поп встречал нас с хлебом и солью". 11. Священник В.Головин. "Были случаи перехода священников в лагерь партизан. Священник В. Головин рассказывает: “Я стал попом красного лагеря восставших крестьян. Продолжал служить и поддерживал в населении убеждение, что большевики не дьяволы, к которым не должен идти ни один поп. Вопрос морального запугивания белыми крестьян отпадал. Получалось, что большевики не отнимали религию. Раз принесли в церковь убитого бойца. Хотели отпевать. Вдруг гонец из отряда имевшего дело с агинскими белыми, передаёт, чтобы подождали, пока окончиться бой. Немного погодя приехали бойцы и Пётр [Щетинкин]. Я отпевал один без псаломщика. Пётр подпевал. Я поднёс ему книгу, он взял и пел. В другой раз я сделал поклон. Пётр кивком головы отклонил это” . «Я приехал в село Благовещенское. Здесь немного спустя прибыл отряд П.К. Лубкова… Отряд был из 400 человек с обозчиками и санитарами. Конный объезжал и под окнами приказывал ставить самовар. То же и мне. Потом идут в квартиру бойцы и Лубков. Один ставит винтовку в передний угол под икону. Лубков шутя говорит: “Не ставь, тут всё-таки живёт батюшка”. Тот возражал, но перенёс винтовку. Штаб Лубкова жил у меня неделю… Я служил. Раз выпил с ними самогонку. Фельдшер отряда лечил мне глаза» ". 12. "Использовали попов и для агитации против колчаковского режима. И.В. Громов на заседании 10 августа 1930 г., посвящённом освобождению Каменского округа, рассказал, что “для усиления агитации мы иногда использовали попов, которые по нашим тезисам с амвона проклинали Колчака, а после эти самые попы убегали из сёл, так как боялись колчаковцев” ".

мир: 13. "По воспоминаниям М.И. Ступакова, священник Каннского уезда Баклянский неодобрительно относился к террору властей". Ступаков М.И. За правое дело, воспоминания. Новосибирск: Зап.-Сиб. кн. изд-во, 1977. С. 73. 14. "В селе Панфилово Крапивинской волости Щегловского уезда псаломщик Конев предупредил о готовящемся аресте подпольщика С.Ф. Голкина и его товарищей" Голкин С.Ф. За народное счастье // За власть Советов. Кемерово, 1957. С. 14. 15. "С симпатией, по мнению Ф. Архипова, относился к "красным" дьякон села Осколково Новониколаевского уезда". Архипов Ф. Война народная // За власть Советов. Новосибирск, 1947. С. 83. 16. Отдельные служители культа в своем неприятии режима пошли еще дальше. По воспоминаниям М. И. Ступакова, в партизанский отряд Макарова, действовавший в Кыштовской волости Новониколаевского уезда пришел священник села Бочкаревка М. А. Покровский. Он был возмущен тем, что священнослужители "запятнали" себя поддержкой А.В. Колчака. Ступаков М.И. За правое дело ... С. 116-117. Вся информация отсюда: http://e-lib.gasu.ru/konf/mak/arhiv/2004-1/17.doc Кстати, М.А.Покровский позже "отрёкся от "царского проклятого попизма". Работал уполномоченным Татарского Политбюро Омской ГубЧК". В том уезде, где раньше служил. Информация из "А.Г.Тепляков. "Непроницаемые недра. Органы ВЧК-ОГПУ в Сибири. 1918-1929 гг.". Там же приведены ещё двое: 17. М.В.Слонимский. С 1914 года - дьякон, одновременно выполнявший задания ячейки РСДРП (б) (?!). В 1917 г. он стал большевиком, позднее служил политруком полка, в мае 1920 г. был передан в ВЧК и уже осенью того же года работал замначальника Особотдела ВЧК 5-й армии, а затем начальником адмотдела Иркутской губчека. 18. Бывший священник Л. А. Казанский стал добровольцем РККА, в 1919 г. выполнял в Особом отделе Восточного фронта конспиративные задания Павлуновского, а затем дослужился до помначальника Секретно-оперативного отдела Омгубчека. (!). Мда... Священник-комиссар уже был, священники-агитаторы были, священники-партизаны были, а вот священники-чекисты...

Олег В: священник села Большекурейного Курганского уезда расстрелян 11.09.19г белыми вместе с группой крестьян, за помощь красным в организации ночного нападения на отдыхавшую в селе 11-ю Уральскую дивизию. Вместе с ним расстреляна вся семья - жена, две дочери и работница. женщин перед расстрелом изнасиловали. За это преступление генерал Круглевский был снят с должности начдива.

мир: Олег В., большое спасибо! Весьма и весьма ценно. Только если вас не затруднит, пронумеруйте и укажите источник.

Олег В: источник - краеведческий материал Курганской области, это здесь общеизвестный факт, его даже Ефимов в "Ижевцах и воткинцах" упоминает.

мир: Спасибо, понял.

Елисеенко Алексей:

мир: Большое спасибо, Алексей. Так и запишем. 19. Священниксела Большекурейного Курганского уезда, растрелянный 11.09.1919 за помощь красным в нападении. 20. Священник отец .А.Муранов Только, пожалуйста, укажите источник (он, похоже, в книге - там сноска). Большая часть информации не для меня, а знакомого историка, занимающегося историей России вообще и РПЦ в частности. И если можно, скажите, что стало с Мурановым потом?

мир: Да хоть пономарей и послушников. На безрыбьи...

мир: 21. Хакимжан Саркин, делегат Кустанайского уездного съезда Советов в 1920 году. http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1203544200 Вторым поднялся Хакимжан Саркин. Пятидесятилетний журналист, явившийся на съезд представителем от 7-го района мусульман гор. Кустаная, образование получил в Духовной академии, во время войны был военным священником, журналистом газеты "Степь", волостным комиссаром и, попав в немилость правительства Керенского, отстранен от должности. Работал в ревкоме Совета Степкрая, военный комиссар, заместитель Джангильдина. Алиби Джангильдин - председатель исполкома Тургайского областного съезда Советов.

белый: Завербованные представители «чуждых социальных слоев» нередко разоблачали свою негласную работу совершенно сознательно, хотя наказания за это могли быть жесточайшими, особенно в период «Большого террора». Наиболее ненадёжными агентами были верующие, чьи духовные устремления были максимально далеки от доносов и провокаций. Характерны в этом отношении провалы Славгородского окротдела пп ОГПУ по Сибкраю. В марте 1930 г. славгородские чекисты обвиняли арестованного немца-меннонита П. Нейфельда в том, что он активно вёл агитацию о необходимости эмиграции немцев, при этом, «являясь источником, не только не доносил о готовящейся эмиграции [в Германию] среди населения, а своими донесениями вводил нас в заблуждение, указывая на то, что никаких разговоров про эмиграцию нет и всё обстоит благополучно». Завербованный Славгородским окротделом ОГПУ в 1930 г. под псевдонимом «Штопор» проповедник-меннонит Я. А. Ремпель отказывался от работы и вместо порученного разложения сектантской общины, напротив, укреплял её. Арестованный омскими чекистами как «двурушник», Ремпель в начале 1933 г. твёрдо показал: «Я работать с самого начала дачи мною подписи отказывался... потому, что не хотел предавать людей в руки ПТУ». Тройкой ПП ОГПУ Ремпель за «антисоветскую агитацию» был осуждён на 10 лет заключения. В ходе следствия по делу Гальбштадского восстания 2 июля 1930 г. в Немецком районе чекисты выявили нелояльность уже не осведомителя, а важного агента. Оказалось, что спецагент следственно-оперативной группы Славгородского окротдела ОГПУ П. А. Кригер в первой половине 1930 г. «не только не освещал действительное положение вещей в эмиграционном движении в районе, но сам принял активнейшее участие в этом движении», Кригер был осуждён на 10 лет лагерей. В марте 1932 г. максимальные сроки заключения — по 10 лет концлагерей — получили томский ксёндз Ю. М. Тройский и один из его прихожан. Последний, ставший по принуждению ОГПУ сексотом для слежки за ксёндзом, позже раскаялся и всё чистосердечно рассказал своему духовнику. Эта «расконспирация» вызвала особую ярость чекистов, что отразилось на жестокости наказания. Арестованный в феврале 1933 г. новосибирский священнослужитель Иосиф (Иннокентий) Ливанов — брат епископа Гарасия — показал: «Весной 1932 г. я дал обещание органам ОГПУ быть сотрудником, но в силу своих политических убеждений... я не мог сообщать в ОГПУ ни об одном факте известных мне контрреволюционных проявлений... я не сообщил и о известной мне существующей в Новосибирске к/р организации, в которой я состоял». Священник Змеиногорской церкви на Алтае П. В Демидов в 1937 г. был арестован и, помимо антисоветской агитации, обвинён в том, что, будучи сексотом, «подавал неправильные материалы на контрреволюционный элемент и тем самым прикрывал свою подрывную деятельность». На допросе он признал, что «старался ввести в заблуждение органы НКВД, сознательно поступал как двурушник». В январе 1938 г. отца Павла расстреляли. Аналогично поступали многие завербованные священнослужители и в соседних регионах. Например, арестованный в 1937 г. Челябинским УНКВД агент по разработке духовенства «Ручьёв» показал: «Я считал недостойным выдавать своих близких...», а его коллега «Севастьянов» сделал такое заявление: «С органами НКВД я был связан 7 лет, но идейно не работал, а если и писал кое-что, то только из-за боязни репрессий». Верующие проявляли особенную твёрдость в противостоянии чекистам, но стремление сбросить с себя вериги осведомительства наблюдалось среди жертв массовых вербовок постоянно.

мир: Уважаемый белый, это интересно, конечно, но повторяю - здесь лучше помещать не вообще материалы о взаимооотношениях церкви и большевиков, а о сотрудничестве священников с большевиками в период Гражданской войны. Надеюсь, вы меня поняли? А Теплякова я читал, как вы могли убедиться.

мир: 22. Из дневника Ф.И.Голикова, "Красные орлы": «По разным делам бываю в Кушве, где располагаются строевая часть, казначейство и хозяйственная часть. Строевой частью ведает очень интересный человек — товарищ Григорьев Борис Николаевич. До революции он был дьяконом в селе Кочневском Камышловского уезда. Когда начались бои, вместе с Кочневской дружиной добровольно вступил в Красную Армию и показал себя смелым и честным бойцом. Из дьяконов расстригся, ходит в шинели и сапогах. Только рубаха и брюки черные — донашивает домашнее. Красноармейцы уважают товарища Григорьева за прямоту характера и хорошую работу. «Должность у него, говорят, чернильная, а душа человеческая». «Чернильная» — это не совсем точно. Товарищ Григорьев всегда пишет химическим карандашом, а не чернилами. Карандашом он выписал и мне мандат от 27 октября 1918 года. На гербовой печати надпись: «Командир 1-го Крестьянского Советского Красного полка».

мир: 23. Священник из Троицкого района: http://raritet-chel.ucoz.ru/load/iz_vospominanij_p_gerasimova_i_ego_statej/1-1-0-35http://raritet-chel.ucoz.ru/load/iz_vospominanij_p_gerasimova_i_ego_statej/1-1-0-35 Александр Карпов был священником в Сысоево. Но разочаровавшись в религии, публично снял с себя духовный сан и перешел на сторону сил революции. В дни нависшей опасности добровольно вступил в Троицке в первый соцалистический казачий полк Красной армии. Участвовал в боях за Троицк против белочехов и белоказаков. Вступил в партию большевиков. Был участником легендарного похода отряда В.К. Блюхера.

Helmut: К пункту 18 можно добавить,что ночью, топорами, вырубили 60 человек.Это действительно вспоминает А.Г.Ефимов в "Ижевцы и воткинцы".

мир: 24. Село Большой Сереж: "В селе есть народный дом, при нем библиотека и [в ней] ни одной революционно-агитационной брошюры. Зато есть комячейка. До восстания эта комячейка насчитывала в своих рядах до десятка человек, теперь она разбухла, говорят, до 50. К комячейке примазывается теперь даже здешний поп. Какая ирония судьбы: поп, ратующий за коммунистов, в то же время идет и служит панихиду по убиенным и усопшим. Может ли быть чего-нибудь более каверзно-ненормального?" Докладная записка заместителя председателя Енисейской губернской комиссии по оказанию помощи фронту П.Рябченко. г. Красноярск. Январь 1921 г. "Сибирская Вандея", Т.1

мир: 25. Вологда, весна 1919 год. http://militera.lib.ru/memo/russian/ivanov_di/05.html "Среди вельских ребят были комсомольцы-активисты Авксентий Сухановский, Николай Стрелков, Александр Полежаев. Вызывал интерес Алексей Деевич Туров — сын священника, он окончил духовную семинарию, служил дьяконом вельского собора. А после Октябрьской революции отказался от церковного сана, вступил в Коммунистическую партию и вот — доброволец. Он вызывал веселое оживление и смех своими рассказами о жизни семинаристов и духовенства, приводя анекдотичные факты". Нужно сказать, что в отряде добровольцев многие были бывшими воспитанниками бывшей учительской семинарии Тотьмы. "Приятно поражал меня энтузиазм тотемских юношей и девушек. Хоть мне было уже 27 лет, но я сблизился с ними. Коммунистически настроенная молодежь группировалась в бывшей учительской семинарии. Теперь в ней учились прежде всего дети бедноты. Активные ребята. Федя Клочихин, Коля Худяков и Коля Юрзин создали союз учащихся. Около тридцати ребят поселились в национализированном доме купчихи Климовой, образовали коммуну. Стипендию и продукты сдавали в общий фонд. Сами готовили себе пищу, сами пекли хлеб". Клочихин видел Ленина на 1-м съезде учащихся-коммунистов, а вернувшись, первым решил идти добровольцем на фронт и сагитировал других. Пополнение было отправлен в 30-ю стрелковую дивизию, в частности, сам Клочихин попал в разведку. Позже погиб. "Конечно, мы прежде всего поинтересовались, что знают местные жители о наших разведчиках, оказавшихся в плену у противника. Постепенно раскрылась трагическая картина. Нашлись свидетели, которые рассказали, что белогвардейцы допрашивали разведчиков, хотели получить нужные сведения, но те молчали. Их избили и вывели на площадь. Офицер уставился на Клочихина: — Большевик? — Да, я коммунист! Офицер выхватил револьвер и выстрелил в упор в Клочихина, потом в Павла Хромова и Соловьева. В память о погибших героях на площади состоялся митинг, а в ротах прошли беседы. Бывшие семинаристы-тотьмичи рассказывали о своих однокурсниках, о Феде Клочихине, слушавшем Ленина. И всюду бойцы давали клятву отомстить колчаковцам". Кстати, комиссар полка тоже был семинаристом. После собрания бойцы попросили комиссара рассказать о себе. Он нравился людям. Двадцати трех лет, а обладает выдержкой, умеет задушевно беседовать с людьми, доносить до каждого большевистскую правду, даже до малограмотного и неграмотного. Немного смущаясь, Кожевников сообщил, что родом из Бирска Уфимской губернии. Учился в учительской семинарии (наши тотьмичи-семинаристы оживились, услышав это, — оказывается, их собрат). Но из четвертого класса был исключен за участие в революционных сходках. Пришлось сдавать экзамены экстерном, после чего учительствовал. В марте 1917-го вступил в партию большевиков и тут же — в Красную гвардию. Это в Екатеринбурге. А в мае 1918-го стал красноармейцем отряда Малышева... С апреля 1919-го назначен комиссаром полка.

Сибирецъ: мир пишет: Учился в учительской семинарии уважаемый Мир! А при чем тут священники и учительская семинария? Поясните темным, пожалуйста

мир: Ну, в принципе, особо не при чем. Хотя, помнится, вы же спрашивали, можно ли семинаристов вставлять, ответ был "можно"... Ну, и я сам отписал: мир пишет: Ну, и немного не по теме, но всё же... Просто раньше комиссаров из семинаристов не встречал, а так... Забавная компания. Бойцы семинаристы, комиссар семинарист, красноармеец -- дьякон. Кстати, семинария эта была фактически колыбелью комсомола. http://www.booksite.ru/fulltext/zav/gor/odn/yaa/1.htm Причем что забавно -- утверждается, что Клочихин на II съезде РКСМ на самом деле слушал не Ленина, а Троцкого. А насчет вопроса, там по ссылке любопытный отрывок. Очевидно, белые считали службу бывших семинаристов в РККА не совсем понятной. Комсомольцы 20-х вспоминали своих сверстников, друзей, погибших на фронтах гражданской войны. С особой теплотой вспоминали Павла Хромова, живого, увлеченного, пламенного оратора, революционера, беззаветно преданного коммунизму. Во время одного из сражений Павел попал в плен, и на замечание белогвардейского офицера: «Я удивляюсь, как это вы, такой молодой, учившийся в учительской семинарии, решили идти за простыми?», смело сказал ему: «А я еще больше удивляюсь, как это вы, учившийся на народные средства, идете против того же народа». Офицер приказал его расстрелять. Хромов был зверски замучен, получив 37 ран. Ему ещё стишки посвятили, сейчас в другой раздел вставлю.

Сибирецъ: Дело не в этом. Духовная семинария и учительская семинария абсолютно разные вещи. Как-то с темой не вяжется. Я писал о Сталине применительно к его учебе в духовной семинарии.

мир: Ах, вы про это... Ну ладно, так оставлю, для полноты. Только из списка вытащу.

мир: В дополнение о уже рассказанной истории расправы 11-й Уральской дивизии над семьёй священника. Он, оказывается, был народовльцем. Федоров А. Ф. Октябрьские зори. — М.: Воениздат, 1962. http://militera.lib.ru/memo/russian/fedorov_af3/12.html 9 сентября 1919 года мы достигли большого, богатого села Куреинское. Получилось так, что там одновременно сошлись все три полка и штаб бригады с тылами. Желая разгрузить село, командир бригады решил два полка выдвинуть вперед, один полк расположить в деревне Шенеринской, находившейся к югу от нас за небольшим озером. В тот же день 37-й и 39-й полки с бригадной артиллерией выступили вперед, хотя было уже довольно поздно. 38-й полк под командованием Т. О. Эрна расположился в Шенеринской. В Куреинском остался только наш штаб со всеми своими подразделениями и тылами. По обыкновению, мы заняли под штаб дом попа. Хозяин наш, отец Павел, средних лет, цветущего здоровья, держал себя с достоинством, в разговоре старался показать большую начитанность. Выяснилось, что он бывший студент Московского университета, когда-то был сослан в Сибирь за участие в студенческих волнениях. Долго здесь не находил себе пристанища и случилось так, что влюбился в эпархиалку, женился и по настоянию тестя стал попом. — Как-то неловко сознаваться: студент-народник и вдруг — поп, — признался он, смущаясь и краснея. — Успокаиваю себя тем, что не я, так на моем месте был бы другой. Чувствую все же за собой какую-то вину, стараюсь искупить ее. Завел здесь вечернюю школу, провожу воскресные чтения, беседы... Попадья, моложавая, очень расторопная и веселая, встретила нас приветливо, радушно. Она оказалась толковой, сноровистой хозяйкой. В руках у нее все кипело. Ей помогали молодая, улыбчивая кухарка и две дочери. Далее бригаду окружили и частям пришлось хаотично отступать. Это было знаменитое Тобольское отступление. 28 октября меня отозвали в академию продолжать учение. Я быстро собрался, сдал дела Ляпунову и 30 октября выехал на Курган. Наступили довольно холодные дни. Поехал через Куреинекое с намерением посмотреть места недавних боев. Испытывая сильное волнение, я подъезжал к Куреинскому. Вот уже издали видна церковь... В нетерпении подгоняю, подбадриваю возницу. Но что это такое? Нет села! На месте домов торчат печи с трубами и обугленные столбы. Высится одна лишь каменная церковь и возле нее маленькая сторожка... Кругом ни души. Я сошел с тарантаса, заглянул в сторожку. Там натолкнулся на двух женщин в опорках на босу ногу, в кафтанах, обмазывавших глиной пазы. Одна старая, другая помоложе. — Что тут случилось? Кто сжег село? Женщины переглянулись. — Казаки. Кто же еще. А людей всех постреляли, — ответила старшая, в то время как другая принялась за свою работу... — Ночью прошли тут красные. Это месяца полтора-два назад. Много белых побили. Генерал ихний босой чуть убежал. Осерчал. Когда красные ушли, велел село сжечь, а людей всех побить. Казаки все столпили. Побитых всех стащили вон в тот овраг, кое-как засыпали. — А где священник? Куда девался? — Тоже убили, говорили, будто он прятал красных в церкви и ночью, дескать, выпустил, чтобы побить белых. Всех и закопали в огороде. Кстати, весьма и весьма интересные воспоминания. Осбенно понравилась глава о положении в Мензелинском уезде в 1918 г. Если верить автору (а почему бы и нет?), знаменитые развалы отрядов, посылаемых на задания не в последнюю очередь были вызваны подрывной деятельностью эсеров... Впрочем, куда уж дальше, если некий Касаткин буквально в феврале 1918 г. ездил в деревню, требовал вернуть помещикам землю по воле Учредительного собрания, в мае эсеры-подпольщики агитировали на базаре за погром большевиков и вообще, "часто досаждают", нападая из Белебея. Вопрос "белого" (ну, в данном случае, белоэсеровского) подполья весной-летом у красных явно недооценивается. И зря.

adron: Осенью 1919 г. в Чесноковке красными партизанами был убит священник Пономаренко Алексей Михайлович с дочерью Глафирой, ее мужем священником и сыном Михаилом. Пономаренко Алексей Михайлович служил священником в селе Маловолчанка (Алтай) в 1914-1919 гг. Кто знает подробности этой казни и казни других священников красными партизанами? Можно написать и на почту adron2005@inbox.ru

мир: 26. Священник Федор Парняков, отец комиссара просвещения, казненный унгеровцами в Монголии 28 января 1921 г. после трех дней пыток: http://pressa.irk.ru/sm/2005/32/003005.html С местной церковью связано имя "красного священника" Парнякова, двадцать лет отслужившего в Бельском приходе и приглашенного потом в епархию в Иркутск. Сын его Пантелеймон Парняков, активный революционер, первый редактор газеты "Власть труда" (современная "Восточно-Сибирская правда") и комиссар просвещения, был убит колчаковцами. А отец-священник — в Монголии унгерновцами, обвиненный в сочувствии к красным. — Зря, наверное, обвинили. Он просветитель был. У нас в волости, потом в Бурятии и в той же Монголии школы православные открывал. Просто всему живому сочувствовал... — Нелли Задорина проработала всю жизнь в библиотеке, занималась краеведением. Сам Унгерн позже на суде признавал, что приказал убить священника потому что тот "был председателем какого-то комитета". Соратники Унгерна, само собой, пытаясь отмыться, обвиняли Парнякова во всех смертных грехах. Полковник В.Ю.Сокольницкий, начальник штаба отряда Кайгородова, писал, что Федор Парняков был большевиком и председателем одного из кооперативов Урги. Член Войскового правления Енисейского казачьего войска К.И.Лаврентьев, во время осады Урги заключенный китайцами в тюрьму, утверждал, что о. Федор Парняков сыграл провокаторскую роль в судьбе русских заключенных. Он тормозил их перевод в теплое помещение. Описывал деятельность Ф.А.Парнякова и проживавший с 1920 года в Урге М.Г.Торновский. Он называл священника «большевиствующим деятелем», одним из главных проводников коммунистических идей. Ф.А.Парнякова и его товарищей М.Г.Торновский обвинял в гибели около 100 русских людей, расстрелянных по их доносам в Урге и ее окрестностях. В другом месте мемуарист писал, что Ф.А.Парняков и его сыновья были причастны к террористической группе революционеров еще с 1905 года. Сам священник был «пьяница, похабник, несомненный атеист». В общем, как всегда. Он плохой, а мы хорошие. Забавно, но был ещё у него то ли родственник, то ли однофамилец -- и тоже убитый белыми. 27. Кто немного знаком с историей Кяхты-Троицкосавска, тот очень коротко знает эту историю про «красного» батюшку. Служил в Успенской церкви молодой священник Виктор Парняков, пришла советская власть, он ее принял, стал членом совета народных депутатов, за что был расстрелян белыми где то в районе Новоселенгинска, когда везли его в Верхнеудинскую тюрьму. И похоронен верующими рядом с Успенской церковью. Я хочу немного расширить сведения по этой теме и немного порассуждать об уроках, которые нам преподаются через этот необычный исторический факт – священник Русской Православной Церкви погиб за советскую власть. Начну с конца. И т.д. Только это Виктор, а выше был Фёдор. Это из газеты "Православная Бурятия" от 14 октября 2010 г. Ссылка не копируется, придется текст вставить сюда. В качестве, как бы, второго названия своей статьи я хотел поставить следующие слова: «Священник Виктор Парняков, как зеркало русской революции на кяхтинской земле», перефразирую название статьи Ленина «Лев Толстой, как зеркало русской революции». Кто немного знаком с историей Кяхты-Троицкосавска, тот очень коротко знает эту историю про «красного» батюшку. Служил в Успенской церкви молодой священник Виктор Парняков, пришла советская власть, он ее принял, стал членом совета народных депутатов, за что был расстрелян белыми где то в районе Новоселенгинска, когда везли его в Верхнеудинскую тюрьму. И похоронен верующими рядом с Успенской церковью. Я хочу немного расширить сведения по этой теме и немного порассуждать об уроках, которые нам преподаются через этот необычный исторический факт – священник Русской Православной Церкви погиб за советскую власть. Начну с конца. В 2008 году силами нашего прихода мы расчистили останки фундамента деревянной Успенской церкви, находившейся с юго-западной стороны от современной каменной в 40 метрах от нее. Церковь была разобрана на дрова в 1946 году. Останками оказались фундаменты южной паперти. А в 2009 году нами был установлен большой крест на могиле священника Виктора Парнякова. Место погребения указал, предоставив схемы и рисунки, наш местный краевед Александр Леонидович Кузькин. Это место находится с южной стороны алтаря, на восток от отрытых останков паперти. На сегодня в Кяхте проживает только один человек с фамилией Парняков, женщина 1965 года рождения, прямой потомок священника Виктора Парнякова. У этой женщины есть дети, которые уже носят другую фамилию, и совсем скоро, может быть, в Кяхте не будет такой фамилии, Парняковы. И мы с вами можем еще дальше уйти от тех больших, может быть, тяжелых и трагических уроков, которые нам преподает Сам Господь через когда-то очень многочисленное кяхтинское семейство Парняковых. Кто такой Виктор Викторович Парняков? Родился он в городе Троицкосавске, 5 октября (по ст. ст.) 1875 года в семье диакона Успенской церкви Виктора Павловича Парнякова, который и сам был из семьи церковной, был сыном дьячка. Виктор Викторович был старшим сыном у Виктора Павловича, а всего в семье было 6 детей. Семья имела собственный дом в городе. В 1892 году Виктор-младший окончил Троицкосавское 4-класссное училище, в 1893 году выдержал установленное испытание на звание учителя начальной школы. В 1897 году прослушал курс лекций образцовых летних педагогических курсов в г. Троицкосавске. Служил учителем Хамнейской, а затем Красноярской церковно-приходских школ. В этих же школах был и преподавателем Закона Божия. Активно участвовал в переписи населения 1897 года. По рукоположении в сан диакона в мае 1900 г. Преосвященнейшим Мефодием, епископом Читинским и Забайкальским, занял штатное вакантное место диакона в Успенской Троицкосавской кладбищенской церкви. Как и положено незадолго до рукоположения женился. Но менее чем через год своего диаконства стал вдовцом. Жена не оставила ему детей. По смерти летом 1906 года штатного священника Успенской церкви Константина Малова по ходатайству старосты храма Матвея Шишмакова, духовенства и прихожан, 30 июля (ст. ст.) того же года Преосвященнейшим Мефодием в городе Чите был рукоположен в сан иерея также к Успенскому храму. В период диаконства и священства Виктор Викторович Парняков очень активно работал по линии народного просвещения. В разные годы он был законоучителем 3-го городского приходского училища, ремесленной школы Я.А. Немчинова, Успенского городского приходского училища, женской воскресной школы г. Троицкосавска. Был членом родительского комитета, а затем и председателем этого комитета Троицкосавской женской гимназии. Священник Виктор Парняков нес многочисленные общественные нагрузки: он был попечителем Кирено-Маргентуйской церковно-приходской школы, постоянным членом Троицкосавского отдела Епархиального училищного совета, казначеем этого совета, членом общества вспомошествования учащихся в г. Троицкосавске, а затем и членом правления, был членом общества трудовой помощи г. Троицкосавска, членом Троицкосавского отдела общественной повсеместной помощи пострадавшим на Русско-Японской войне, был членом «Народного дома» и членом правления этого Дома. Как активный и известный священник отец Виктор был депутатом на общеепархиальном съезде в Чите от духовенства X благочиннического округа. На основании секретного указа Забайкальской Духовной Консистории от 6 февраля 1914 г. «заведовал» церковью 20 Сибирского стрелкового полка. Это и была Михаило-Архангельская церковь, столетие которой мы отмечаем в этом году. В годы первой мировой войны отец Виктор был членом общества повсеместной помощи, пострадавшим на войне. Все у нас знают, где находится в Кяхте отдел милиции. По адресу ул. Крупской, 3. Напротив Успенской церкви, адрес которой ул. Крупской, 2. Сегодняшняя милиция – это вчерашняя богодельня от Успенской церкви. Ее последним руководителем также был священник Виктор Парняков. Яркой, энергичной, талантливой личностью был священник Троицкосавской Успенской кладбищенской церкви отец Виктор Парняков. При поставлении в сан священника он давал присягу следующими словами: «Обязуюсь должность сию проходить с церковными правилами, уставами, предписаниями и постановлениями начальства в совершенном ему послушании и вести себя честно, воздержанно и не корыстолюбиво, при уверенности, что проступки служителей церкви более производят соблазна в обществе, нежели проступки мирянина и по справедливости подлежат более строгому взысканию». Мы совершенно не собираемся как-то осуждать оступившегося священника Парнякова, который, несомненно, своей увлеченностью новыми идеями внес много соблазна среди людей. Бог нам всем судья. Далее автор -- протоиерей Олег Матвеев -- начал заговариваться, сбился на тему... алкоголизма (?) и дальше стало неинтересно.

Сергей: Жидяев в 1918г. уже не был священником. Книга Памятник борцам пролетарской революции погибшим в 1917-21гг. Ленинград 1925г. С 220 говорит: "Скоро Жидяев сбросил священническую рясу, вступил в партию коммунистов и стал уездным агитатором волости". За это "новомученик земли кунгурской" и был отправлен к праотцам.

мир: За что -- мы знаем. Впрочем, бывший священник или не бывший -- в данном случае разница не слишком велика. Возможно, что книга "Памятник борцам" преувеличивает. Тут нужна проверка обстоятельств дела. За сообщение большое спасибо.

Стрелок: Священники тоже люди, их тоже бесы искушают. Люцифер ведь когда-то был Ангелом

Сибирецъ: мир пишет: Раз принесли в церковь убитого бойца. Хотели отпевать. Вдруг гонец из отряда имевшего дело с агинскими белыми, передаёт, чтобы подождали, пока окончиться бой. Немного погодя приехали бойцы и Пётр [Щетинкин]. Я отпевал один без псаломщика. Пётр подпевал. По решению Всероссийского Поместного Собора от 24 ноября 1918 года священникам было указано отпевать погибших с обеих сторон.

мир: Сибирецъ пишет: По решению Всероссийского Поместного Собора от 24 ноября 1918 года священникам было указано отпевать погибших с обеих сторон. Спасибо, учтем. Забавно, что никто не напомнил мне про мемуары Гревса. А между тем есть там один архиерей, который отчасти подходит в коллекцию. 28. Наиболее интересным в газетах было, однако, интервью преосвященного Иринарха. О нем говорил весь город, который, кстати сказать, представлялся вымершим: так мало было в нем народа после эвакуации всех правительственных учреждений. Архиерея посетила еврейка и беседовала с ним об отношении советской власти к церкви и о его впечатлениях о большевиках. Он отзывался о них хорошо. Сказал, что удивлен порядком и доброй нравственностью, что он считает Омск Вавилоном и что колчаковцы вели себя много хуже, чем красные. Преосвященный, в свою очередь, посетил совдеп. Ему показали издания классиков для народа, и он пришел в восторг. Далее выяснилось, что все церковное имущество останется неприкосновенным, но только церковь не может рассчитывать на содержание от казны. Архиерей был доволен. Теперь он встретил адмирала Колчака с иконой и речью на тему: «Дух добра побеждает дух зла». Адмирал заходил в покои епископа. У крыльца его выхода ждала небольшая группа любопытных, преимущественно женщин и детей. Никакого воодушевления в городе не было.

мир: Какого выдающегося человека мы пропустили, однако. 29. Михаил Александрович Никольский, священник церви с.Покатиловское в Семиречье. В июле 1918 г. возглавил оборону села с отрядом самообороны от сил белоказаков. Позже был избран председателем Боевого Совета района, командующим местными войсками и внес немалый вклад в организацию отпора противнику. Смещен в ноябре. http://fictionbook.ru/author/vadim_alekseevich_golcev/sibirskaya_vandeya_sudba_atamana_annenkova/read_online.html?page=8 10 сентября 1918 года в селе Черкасском был образован Военный совет, председателем которого был избран А.А. Дьяченко. Совет должен был руководить аналогичными Советами сел, входивших в район Черкасской обороны. День 10 сентября является днем окончательного организационного оформления обороны. При центральном (Черкасском) Военном совете была учреждена должность командующего войсками Обороны. На нее был избран местный священник М.А. Никольский. Он оказался человеком властным, настырным и решительным. Деятельность Никольского на этом посту оценивается неоднозначно. Ф. Борсук, например, считает Никольского попутчиком в революционной борьбе крестьян и обвиняет его в попытке узурпации власти [98], так как тот считал, что вся власть в районе Обороны должна принадлежать ему, и грозил взять ее силой оружия, если Уисполком не сдаст ее добровольно. Уисполком же считал, что носителем власти должен быть только он. Борьба с Никольским длилась более двух месяцев. В начале ноября 1918 года он был смещен. С характеристикой М.А. Никольского, данной Ф. Барсуком, полностью солидарна и историк К.Б. Тулекеева, знакомая, безусловно, с его работой, но недостаточно исследовавшая объективность этой характеристики [99]. Другой исследователь Гражданской войны в Семиречье А.С. Елагин полагает, что действия Никольского были правильными, направленными на установление единоначалия и на борьбу с партизанской вольницей, а его устранение нанесло определенный вред Обороне [100]. С мнением А.С. Елагина полностью согласен уже неоднократно цитируемый нами Г.Т. Харченко, знавший Никольского лично. Харченко считает Мстислава Александровича руководителем обороны села Покатиловки в конце августа – начале сентября 1918 года, проявившим большие организаторские способности. Это он разработал план обороны села и организовал ее, провел сбор у населения оружия, наладил работу мастерской по его ремонту, производство пороха, перезарядку винтовочных гильз, изготовление ручных гранат, отливку пуль и, наконец, создал госпиталь. С избранием командующим войсками Обороны, Никольский никогда не пытался поставить себя над Уисполкомом и не проявлял диктаторских замашек. «Никольский, будучи командующим, естественно, хотел видеть наши вооруженные силы дисциплинированными и хорошо обученными, чтобы каждый боец беспрекословно выполнял приказы Военного совета, а не устраивал неуместные в период военных действий митинги и собрания <…>. Но его поддержали не все, некоторым была милее “партизанщина”. Никольский, хотя и был человеком скромным, но в то же время и твердым в проведении своей линии. Это вызывало трения с отдельными командирами эскадронов и рот самообороны. Подогреваемый любителями самоуправства, по Обороне начал распространяться слух о якобы имевшемся у Никольского желании стать диктатором. Так этот слушок, искажающий образ замечательного борца за Советскую власть, вполз на страницы некоторых воспоминаний и попал в исторические книги» [101]. Далее Г.Т. Харченко делает заключительный аккорд в характеристике М.А. Никольского: «Имя Мстислава Александровича самым тесным образом связано с Черкасской обороной, в героические дела которой он вписал свою яркую страницу. Именно он был ее душой, умом и твердой рукой на начальном этапе, пока под давлением прокулацких элементов его не сместили с поста командующего. Но у него никогда не было каких-то затаенных обид на черкассцев. Он добросовестно, со всей страстью сердца выполнял любые задания, был прекрасным, кристально честным человеком, добрым, любящим семьянином, стойким бойцом за Советскую власть, до конца преданным революции» [102].

мир: О 3-м Бирском полке партизанской 1-й Бирской бригады П.И.Деткина, которая в июне-октябре 1918 г. действовала на левом берегу Камы против чехословаков и ижевско-воткинцев, а после влилась в ряды РККА. Время - приблизительно октябрь: "Командир полка Боков оставался в Осе, продолжал организацию пополнений и обеспечивал снабжение полка. В этот период была сформирована команда конных разведчиков, которая впоследствие сыграла важную роль в боевой жизни полка. Начальником команды был Шаньшуров - моряк-балтиец, его помощник Сережа Брежнев - сын священника, расстрелянного белыми за сочувствие Советской власти. Сережа после расстрела отца прибежал в штаб полка полураздетый, со слезами на глазах просил принять его в ряды Красной Армии и дать возможность отомстить белым за отца. Ему было тогда 17 лет, и я не соглашался вначале его принять, но, посоветовавшись с комиссаром, уступил настойчивым просьбам паренька. И не ошибся: он оказался прекрасным разведчиком, неутомимым мситетелем, смелым и находчивым" А.А.Кошурников. Первые бои полка//В пороховом дыму. Сб.воспоминаний участников Гражданской войны в Прикамье. Пермь, 1961. с.43.

прохожий: В деревне Тепляки на Урале, священник за сочувствие революции был подвергнут пыткам, и по пути на станцию Шамары был зверски убит конвоем. Судя по всему, информация взята из мемуаров С. Н. Ставровского, опубликованых в рубрике воспоминаний исторического альманаха «Минувшее». Конкретнее, данный текст должен находится на стр. 76 [С.Н. Ставровский. Черные годы, или "Bestia triumphalis" (1917- 1922). Публикация В.О. Седельникова 7-98 // Минувшее]. Есть ли у кого-то возможность перепроверить точность данной ссылки? Сам я не могу найти бумажную версию журнала "Минувшее" №14, а в и-нете, кажется, электронной версии четырнадцатого номера нет.

мир: Я попробую спросить знакомого.

прохожий: мир пишет: Я попробую спросить знакомого Наперед спасибо. Вопрос интересен еще и тем, что некий критик данной информации пишет: Деревня Тепляки Шалинского района всегда был староверско-безпоповской и там никогда не было ни церкви, ни попа. Более того, этот или уже другой критик достоверности данной инфы пишет, что жители Тепляков сочувствовали белым (видимо, это были зажиточные староверы). Если критик/критики правы, тогда возможно, что речь идет не о староверском священнике. При таком допущении ситуация выглядит вполне логичной: некий православный священник (или странствующий священник-миссионер поповского направления в старообрядчестве) пришел в деревню Тепляки, и стал толкать речь, показавшуюся местным староверам про-большевистской, и те, долго не думая, донесли на него. Кроме того, в тот период вся жизнь, в том числе и религиозная, так бурлила, что вполне возможно, что среди местных верующих произошел раскол. Лидер отколовшейся группы мог объявить себя священником. Если группа раскольников состояла из беднейшей части села, то данная группа вполне могла выражать симпатии большевикам. "Кулаки", питая к ним как политическую, так и религиозную ненависть, донесли белым. Можно еще много гадать и выдвигать уйму версий, но без обращения к первоисточнику информации все это - кофейная гуща. Остается надеяться, что в "Минувшем" подробнее освещен вопрос.

мир: Так... Если вы имели ту запись, то вынужден ваш огорчить - вы банально перепутали комменты ниже. Информация о Тепляках совершенно из иного источника. Будьте впредь, пожалуйста, внимательнее.

прохожий: мир пишет: Информация о Тепляках совершенно из иного источника Если возможно, подскажите, пожалуйста, источник инфы о Тепляках. Буду очень благодарен!

мир: По видимому, источник пошел от некоего коммунистического агитатора В.Коростылева из партии РКРП, которая является оппозиционной Зюганову. Этот текст кочует по разным левым сайтам сети. http://www.tr.rkrp-rpk.ru/get.php?2451 Никакого источника автор не приводит, а сам текст крайне сомнителен. РКРП - это вообще контора особенная. Этакая "коммунистическая оппозиция" "коммунистической оппозиции" КПРФ - пародия на пародию. В общем, информация неверифицируема и потому должна быть отброшена.

прохожий: Не буду говорить откуда я знаю, но знаю на все 100%, что текст на http://www.tr.rkrp-rpk.ru/get.php?2451 не является источником. Источником, скорее всего, является вот этот текст: http://www.1917.com/Atheist/Misc/1085767777.html Автор был на момент написания статьи троцкистом. Боюсь ошибиться, но кажется, автор, не смотря на молодой возраст, пару лет назад умер от какой-то болезни. Кроме того, тоже боюсь ошибиться, но автор, кажется, был историком по образованию. В общем, дело ясное, что дело темное )

мир: прохожий пишет: Автор был на момент написания статьи троцкистом. Боюсь ошибиться, но кажется, автор, не смотря на молодой возраст, пару лет назад умер от какой-то болезни. Кроме того, тоже боюсь ошибиться, но автор, кажется, был историком по образованию. Текст, который содержит сенсационные данные без всякой ссылки на источники, показывает, что историком автор мог быть только по образованию. И то не факт. В общем, проще забыть.

OigenP: прохожий пишет: Источником, скорее всего, является вот этот текст: http://www.1917.com/Atheist/Misc/1085767777.html Там среди прочего есть и это: Также попы принимали активное участие в подготовке эсеровского мятежа в Ярославле. Епископ Агафанел обещал всестороннюю поддержку восставшим. Оплотом мятежников стали ярославские монастыри. Колокольни, которых снова, как и в Москве стали огневыми точками мятежников. Но интересный разбор по умершему еще до революции "сщмч."-пулеметчику сделан здесь - http://ru-antireligion.livejournal.com/4799670.html

OigenP: Биография И.В. Амозова - это просто какой-то плутовской роман, судите сами: "Красная звезда", 1924, 26 июля, № 168 - http://www.derjavapskov.ru/cat/cattema/catcattemaall/catcattemacatcattemaalldiv/3515 - http://statehistory.ru/781/Istoriya-vzlyeta-i-padeniya-sovetskogo-KHlestakova-i-Ostapa-Bendera----Ivana-Amozova/ - http://www.nvspb.ru/stories/pskovskyamissianevipolnima - http://visz.nlr.ru/search/lists/pskov/224_24.html

мир: OigenP пишет: Но интересный разбор по умершему еще до революции "сщмч."-пулеметчику сделан здесь - http://ru-antireligion.livejournal.com/4799670.html Да, я знаю эту историю. Строго говоря, про пулеметчика "историк" не рассказал. Хотя таковой, как видно по воспоминаниям, был, только другой. OigenP пишет: Биография И.В. Амозова - это просто какой-то плутовской роман, судите сами: Несостоявшийся монах, который умело держал нос по ветру. Пособник нацистов, реабилитированный при советской власти. Да, потрясающая история, спасибо.

Виктор Васильевич: Здравствуйте. Мой дед (отец моей матери), ШУЛЬГИН МИХАИЛ (отчества не знаю) был православным священником, служил в Забайкальской епархии и был зверски убит (ориентировочно) в 1918-20 годах (мама родилась в декабре 1918 г. в с. Аргунск Нерчинского р-на Читинской обл.) ).Кем, как и где убит - неизвестно. Не могли бы Вы прояснить его судьбу. Мой адрес: post.vvd@mail.ru. .

Oigen Pl: Из опубликованных в 1984 году в Косихинской районной газете (Алтайский край) воспоминаний партизана Ивана Илларионовича Другова: "Назавтра мы получили приказ о наступлении и об освобождении г. Барнаула от колчаковцев. Выступили со стороны бора. Тут к нам, к нашему удивлению, примкнул поп. Я тоже, говорит, с вами пойду. Барнаул в этот день нам взять не удалось, слишком силы были неравные, да и патронов белые не жалели. Враг занял второй этаж школы и крыши домов и поливал пулеметными очередями. Решено было сделать наступление на следующий день. Но утром приехал вестовой и сообщил, что ночью под командованием Е. Мамонтова город взят, и всех приглашают в Барнаул на митинг." И.И. Другов жил в селах Контошино и Романово.

мир: А номер газеты случаем не знаете?

Tasei1919: Последним служившим священником в селе Тасеево, до разрушения храма Святого Богоявления Господня, был иерей Иоанн Анисимович Вашкорин, который за свою революционную деятельность в 1917 году находился под церковным прещением: лишен священнического сана и отлучен от Церкви в 1917 году. В 1919 году в Тасеево колчаковцы сгоняли жителей села в церковь, за сочувствие большевикам. Всех заточенных расстреляли. Источник: http://taseevo-hram.prihod.ru/abouthram

Oigen Pl: Oigen Pl пишет: Из опубликованных в 1984 году в Косихинской районной газете (Алтайский край) воспоминаний партизана Ивана Илларионовича Другова: "Назавтра мы получили приказ о наступлении и об освобождении г. Барнаула от колчаковцев. Выступили со стороны бора. Тут к нам, к нашему удивлению, примкнул поп. Я тоже, говорит, с вами пойду. Барнаул в этот день нам взять не удалось, слишком силы были неравные, да и патронов белые не жалели. Враг занял второй этаж школы и крыши домов и поливал пулеметными очередями. Решено было сделать наступление на следующий день. Но утром приехал вестовой и сообщил, что ночью под командованием Е. Мамонтова город взят, и всех приглашают в Барнаул на митинг." И.И. Другов жил в селах Контошино и Романово. мир пишет: А номер газеты случаем не знаете? Нет, к сожалению, датировка неизвестна. Сын этого селькора просто перенабрал тексты старых ветхих газетных вырезок с публикациями своего отца, переплетя набранное на компьютере в книжный вид.

мир: Вообще позиция священников явно зависела от позиции местных жителей - неслучайно почти все представленные случаи это либо рабочий Урал, либо партизанские территории. Вот еще пример. http://whiteforce.ru/goper2.htm Жители Южно-Уральского округа в большинстве своем были на стороне большевиков. Объясняется это тем, что на Южном Урале много так называемых фабричных селений, в которых уже давно нет никаких фабрик, но крестьяне, жители этих селений, обрабатывают землю, которую им сдают в аренду частные землевладельцы только на один год, притом такими мелкими кусочками, что арендующие крестьяне не могут прожить и принуждены искать работы у землевладельцев. Крестьяне этих селений дали красным несколько тысяч добровольцев, которые сейчас же выступили против нас. И только этим я объясняю тот героизм, какой не раз выказывали красноармейцы во время наступления. Неопределенные обещания правительства Колчака снабдить землей крестьян были виною поступления этих крестьян в ряды Красной армии, где большевистские комиссары со свойственной им ловкостью и демагогией умели использовать каждую ошибку омского правительства, в чем я часто убеждался, читая большевистские газеты. Крестьяне Оренбургской и Уфимской губерний к западу от реки Ик, где находились вперемежку башкирские, русские, малорусские и казачьи села и деревни, держали себя по отношению к большевикам пассивно, за исключением некоторых русских деревень, жители которых выказывали сочувствие большевикам. Двигаясь к юго-востоку по долине богатой реки Сакмары и в степных районах между р.р. Сакмарой и Уралом, мы большевизма не наблюдали, в то время как еще южнее, на самой границе Киргизских степей, между Орском и Актюбинском, опять попадались села, где жители в большом числе добровольно поступали в Красную армию. Был даже в одном селе священник, открыто высказывавшийся за Красную армию.

мир: с.Камышинское, Камышловского уезда Борьба с черными В конце мая н.с. сюда явился из камышлова агитатор г.Пинчук, посланный Советской властью. В школе было устроено собрание, на котором некоторые крестьяне возражали агитатору. Между прочим, произнес речь реалист Семенов, речь которого была признна за контр-революционное выступление. В село прибыл комиссар по организации и агитации г.Беляев в сопровождении отряда красногвардейцев. Выступавшие на собрании крестьяне и Семенов были арестованы. На деервенскую буржуазию наложена контррибуция в 2000 руб., а на Семенова за его речь штраф в 200 руб. В селе для поддержания Советской власти организован отдел коммунистической партии, в которую, в числе прочих, вступил местный священник А.Чернавин, примыкавший ранее к партии к.-д. Северная Коммуна. №22. 28 (15) июня 1918 г. С.5

мир: Разговор с ув.nebel3 напомнил... Из воспоминаний В.Ф.Сивкова. В начале 1919 г. - бывшего товарища председателя Пермского губисполкома, начальника отряда особого назначения при Уралсовете. В Сиве, куда на следующий день пришел наш отряд, мне отвели комнату в доме сивинского попа. Некоторое время спустя квартировавшие вместе со мною товарищи рассказали, что были свидетелями, как попадья за что-то "утюжила" своего супруга тяжелым валенком. Вечером, когда хозяин принес нам вскипяченный самовар, мы пригласили его за компанию попить чайку. Батюшка остался и в откровенном разговоре стал жаловаться: - Моя попадья - божье наказание за грехи мои. Я шутя предложил ему: - Иди, батя, в наш отряд, в обиду не дадим. Так, казалось, шуткой и окончился наш разговор. Но утром хозяин пришел с деловым предложением: - Могу быть фуражиром и коноводом! Я не принял это всерьез и спросил: - А как же с церковью, волосами и бородой? - За этим дело не станет, - ответил он и ушел. В канун ухода отряда из Сивы к нам в комнату вошел мужчина крестьянского вида, лет сорока пяти, тщательно побритый и подстриженный, и молча остановился у двери. Вопросительно смотря на него, я ждал, что скажет посетитель. Постояв с минуту-другую, он проговорил: - Что же, начальник, не признаете нового работника? И только тогда по голосу мы узнали нашего хозяина. Отступать было некуда, тем более, что тот заявил: - Я бросил церковь, сложил сан и буду служить вам верой и правдой. Посовещавшись, мы решили взять попа в отряд. Когда мы покидали Сиву, попадья громко причитала: - И на кого же ты, голубчик мой, меня, сироту, спокидаешь?! Надо сказать, батюшка исправно служил коноводом. А после того как надобность в этом миновала, он стал неплохим счетоводом в вятском губпродкоме. Сивков В.Ф. В армейском тылу. Разгром Колчака. М., 1969. С.195-196.

мир: Под самым носом у Колчака На юге Томской губернии действует отряд партизан священника Никольского, бывшего харьковского студента. Пользуясь своими познаниями, он сам приготовляет порох, патроны и бомбы и засыпает ими противника. Белые ничего не могут поделать со священником. Против него был послан 17-й стрелковый полк, но был разбит. Атаман Анненков встретился с Никольским у села Антоновского, но в момент боя два славгородских отряда перешли на сторону красных и прогнали общими усилиями Анненкова. Потом казаки снова наступали большими силами, отбили перебежчиков и расстреляли их. В отряде Анненкова раскрыт заговор. Предполагалось уничтодить весь командный состав. Генерал Анненков говорит своих казаках, что прежде, чем идти в бой, половину их нужно расстрелять. ("изв.Тюменского Рев.Ком.") Известия Петроградского Совета. №229. 9 октября 1919 г. Преувеличено, конечно, но это, видимо, про М.А.Никольского - известного священника, первого начальника Черкасской обороны. А я-то думал, куда он после 1918 г. делся.

мир: Священник-большевик. Священник села Красновское о. Василий Головин арестован военными властями по обвинению в содействии красным при их мятежных выступлениях. Сибирская жизнь. №82. 26 апреля 1919 г.

Штабс-капитан: Интересный приказ по Крестьянской армии (Кравченко и Щетинкина) "...Абзалетдинов утвержден в звании Военного Муллы". Зам начальника Главного штаба

Oigen Pl: мир пишет: 8.Председатель агитотдела Штаба Тасеевской республики И.А.Вашкорин. В представлениях не нуждается. Странно, что я его сразу не упомянул. С фотографиями (во всех ипостясях) представлен здесь - http://www.memorial.krsk.ru/Public/10/20100821.htm

Oigen Pl: Новоалтаец пишет: 5. Священник из села Усть-Мосиха Алтайской губернии Евгений Осипович Квалерий, который в народе имел репутацию бражника и заядлого рыбака, изначально симпатизировал советской власти, затем принимал участие в партизанском движении (в составе отряда усть-мосихинских партизан). Впоследствии работал председателем райисполкома. Новоалтаец пишет: Послесловие к книге Г. Егорова "Солона ты, земля!" Фамилия у Евгения Осиповича встречалась в официальных документах "в вариантах" - еще и как "Кальвиери" (см. на стр. 53 в издании у В.В. Толстопятова "Моменты истории", Барнаул, 2012: "В характеристике с. Усть-Мосихи уполномоченный ОГПУ по Куликовскому району Максимов..."):

Oigen Pl: В опубликованном НПЦ "Наследие" (Барнаул) исследовании Г.К. Иванова и К.Г. Кабановой "Памятник "Бутырской трагедии"" можно прочесть: "Готовились к бою и повстанцы. Малые Бутырки были выбраны местом боя не командирами отрядов и не потому, что создавали какие-то тактические преимущества восставшим. При появлении первых слухов о приближении карателей окопы на окраине села стали рыть местные жители, возглавляемые сельским священником. Незадолго до этого другим отрядом в селе было расстреляно 18 человек, и село не хотело повторения карательной акции (Иванов Г.Е. К истории памятника борцам за власть Советов в с. Малые Бутырки Мамонтовского района / Г.Е. Иванов, Е.Г. Иванова // Сохранение и изучение культурного наследия Алтая. - Барнаул, 2005. Вып. XIV, сс. 72-76). ... Пленных вывели на площадь, построили в две шеренги. Из каждой выводили по четыре человека, перед строем раздевали и уводили на расстрел. Процедуру повторили шесть раз, когда на площади появился сельский священник с крестом и кадилом. Ярко описывает эту сцену М. Бубеннов: «... поп идет, кадилом машет, ладан пускает. Машет и громогласно так, смело так говорит белым гадам: «Образумьтесь, господа офицеры! Не проливайте лишней крови! Лишняя кровь отзовется лишней кровью, а Всевышний - он против братоубийства!» (Бубеннов М.С., Зарницы красного лета. - М., 1979, с. 197), Окунев приказал остановить расправу. Оставшихся в живых раздели, выпороли шомполами, взяли подписку о неучастии в антиправительственных восстаниях и распустили по домам. По спискам красных партизан, составленным в 1930-1934 гг., хранящимся в архивном отделе администрации Мамонтовского района (АО AMP. Ф. 111. Д. 6. Д. 7. Д. 15), и по воспоминаниям пленников удалось установить, что в с. Буканском были расстреляны: И. Аликин, Ф. Ананьев, П.А. Бахарев, Г.З. Бебешко, В.Н. Борков, С.Н. Борков, Ф.Д. Бубенщиков, Е.П. Вдовин, Н.Г. Верещагин, И.Т. Ветряков, П.П. Вяльцев, А. Гаев, Е.Т. Генералов, А.Ф. Голушко, Я.Д. Горбатых, М.С. Денисенко, П.Н. Давыденков, П.И. Евдокименко, Н. Ершов, С. Ершов, Н.П. Жариков, Г.В. Жигальцов, Ф.В. Жигальцов, Л. В. Ильин, Д. Исаков, А.Х. Кваша, Е.Я. Кожевников, П. Королев, С.Р. Косилов, И.С. Кузнецов, Я.Ф. Ланчинский, С.Е. Листофоров, П.И. Маленко, Н.И. Могутнов, И.Д. Найдуков, В.Т. Нефедов, И.В. Никифоров, В.К. Петухов, Ф.И. Подтележников, Е. Родионов, Г.Ф. Рогачев, Ф.Е. Сартин, Н. Сербиенко, Е. Светайкин, С.Ф. Слащев, Ф.С. Соплев, И.А. Сорочинских, Я.К. Суслов, М.С. Трунов, М.П. Хижняк, Н.Е. Храмов. П.Н. Чернавский, И.Н. Чурсин, С.И. Шахторов, Я.И. Шахторов, Ф.И. Шубин. Эти данные существенно разнятся со списком на памятнике, где указано 39 фамилий, и опубликованными цифрами - около 48 расстрелянных". Село Буканское Касмалинской волости Барнаульского уезда относилось к церковному приходу церкви Рождества Предтечи и Крестителя Господня Иоанна села Мало-Бутырское. Т.е. и тот священник, который организовал рытье окопов для партизан у села Малые Бутырки, и тот священник, который появился во время расстрела пленных партизан в селе Буканское - это был, видимо, один и тот же человек.



полная версия страницы