Форум » Персоналии » Священники против белых » Ответить

Священники против белых

мир: Открываю тему, посвящённую сложному вопросу - церковникам, которые так или иначе противостояли белому режиму или пострадали от него. Случаев, конечно, немного - легче считать будет. Просьба ставить цифры при сообщениях. 1. Михаил Жедяев, новомученик земли кунгурской В "Мартирологе (списке) новомучеников пермских" указаны имена священнослужителей, принявших мученическую смерть в 1918 году. Большинство из них стали жертвами большевистского террора. Есть и исключение. Михаил Сергеевич Жедяев был зверски замучен белогвардейцами за агитацию среди крестьян. Его агитаторская деятельность продолжалась всего несколько недель. После отступления Красной Армии он стал жертвой белогвардейского карательного отряда. М.С. Жедяева зверски избили, раздели и в тридцатиградусный мороз вели до Кочебахтино, где и расстреляли. Ольга Ренёва, зав. музеем истории купечества Газеты.Районные.Искра (Кунгур) / 2010-01-14 2. Вдова пермского священника Стабникова упомянула в своих показаниях колчаковскому следователю от 30 мая 1919 года: «дьякона Анисима Решетникова, расстрелянного сибирскими войсками за явное сочувствие большевикам» (С. С. Балмасов. Красный террор на востоке России в 1918-1922 гг. – М., 2006. – С. 102 3. В ходе Ижевско-Воткинского восстания повстанцами был убит сарапульский священник Дронин за проявление сочувствия большевикам. (ЦГА УР Ф.Р – 1061.Оп.1 Д.37 Л.5-5об. Дмитриев Н.П., Куликов К.И. Мятеж в Ижевско-Воткинском районе, стр.109 и др.). 4. Священник Пермской епархии А.Попов летом 1918 г. отрекся от Бога и стал коммунистом. ГАПО, Ф. р-1. Оп. 1. Д. 257. Л. 57–61 об. 5. Аналогично поступил "священник-коммунист" Елецкого уезда с.Хмельница Андрей Горохов, чьё письмо было опубликованно в газете «Известия Пермского губернского исполкома» за 19 октября 1918 г.: По Уралу. Письмо священника коммуниста (Гор.Орлов). Отцы, братья! Призываю вас немедленно признать Советскую власть, вступить в партию коммунистов, перестать мучить народ панихидами и молебнами. Забудьте корыстолюбие, оставьте сребролюбие. Идите помогать трудящимся и угнетенным, а не молиться за богачей. Великое светлое будущее несут трудящемуся народу коммунисты. Да здравствует Советская власть. Да здравствуют коммунисты. Прочь власть черных воронов, долой иезуита епископа Серафима. Также: Известия ВЦИК. 1918.27 октября

Ответов - 68, стр: 1 2 3 4 All

Новоалтаец: 5. Священник из села Усть-Мосиха Алтайской губернии Евгений Осипович Квалерий, который в народе имел репутацию бражника и заядлого рыбака, изначально симпатизировал советской власти, затем принимал участие в партизанском движении (в составе отряда усть-мосихинских партизан). Впоследствии работал председателем райисполкома.

мир: Спасибо! Если можно, источник добавьте.

Новоалтаец: мир пишет: Спасибо! Если можно, источник добавьте. Послесловие к книге Г. Егорова "Солона ты, земля!"


Сибирецъ: Таких священников было больше. Движение обновленцев по сути, тоже можно к антибелым отнести.

мир: Новоалтаец пишет: Послесловие к книге Г. Егорова "Солона ты, земля!" Благодарю. Сибирецъ пишет Таких священников было больше. Движение обновленцев по сути, тоже можно к антибелым отнести. Всё же интересуют в первую очередь конкретные биографии.

Сибирецъ: see intranet

мир: Сибирецъ пишет: see intranet В основном нужны убитые белыми, как это ни странно звучит. Не для себя. Но, надеюсь, если вы узнаете о таких биографиях, которых нет в сети, вы ведь сообщите?

мир: 7. Дмитрий Яковлевич Попов, родился в 1862 году в семье священника в с. Деревянск Усть-Сысольского уезда. Карьера в церковной иерархии шла успешно. В 1911 г. получил в награду золотой наперсный крест Синодского образа. Безбоязненно посещал эпидемических больных, открыл первую в уезде богадельню - приют для престарелых, инвалидов и сирот. Немало сделал для открытия в Деревянске церковно-приходской и второклассной школ. Сам преподавал в школах гуманитарные предметы и Закон Божий. 1895 году за преподавание Слова Божьего получил благодарность епархии. Стал депутатом Государственной Думы от Вологодской губ-и в 1912 году, примыкая к прогрессистам. Сохранились сведения, что уже тогда он поддерживал в Думе депутатов-большевиков, полагая, что «только... рабочие депутаты настоящие защитники народа». По воспоминаниям наркома Г.И.Петровского, несколько раз Попов передавал в фонд газеты «Правда» десять рублей золотом. Активно добивался строительства ж.-д.сети для развития нефтяного дела в Ухте и стал известен как специалист этого дела. В те же годы стал известен как писатель и поэт. В 1914 в сборнике краеведа Цембера А.А. "Коаш мойдан и сьыланкывъяс" (Коми сказки и песни) были опубликованы десять его стихотворений. Во время Февральской революции лично вышел к демонстрантам, подошедшим к Таврическому дворцу, благославив их на свержение самодержавия. Организует в Петрограде вместе с иереем М.С.Поповым нечто вроде церковной партии под названием «Объединенный союз демократического духовенства и мирян». Активно стал заниматься демократизацией церкви и получил благодаря этому большую славу. Перешёл в усть-сысольскую организацию партию эсеров. В августе 1917 г. выступает на I съезде Советов крестьянских депутатов уезда, где избран товарищем (зам-ом) председателя съезда. После Октябрьской революции осудил свержение Временного правительства вместе с общественным объединением, созданным местным земством из разных общ.организаций. 17 января 1918 года открыл Учредительный съезд Советов, на котором призвал создать силную верховную беспартийную власть в лице Совета. Избран одним из двух товарищей председателя. На съезде был избран Совет, в который и вошёл Попов вместе с другим священников - протоиереем А.Малевинским. Интересно, что открывший съезд Попов его же и закрывал. На выборах исполкома стал комиссаром отдела народного хозяйства (позже Совнархоза) Усть-Сысольского Совета, представляя там местную фракцию эсеров. 3 марта 1918 года Д.Я.Попов возглавил городскую манифестацию под красным флагом «Да здравствует Интернационал!», организованную с целью продемонстрировать силу советской власти. Мирские дела настолько его захватили, что он перестал общаться с духовенством и по решению Вологодской консистории 4 мая был лишён сана - долго, впрочем, выделяясь рясой среди комиссаров. Не оставлял и литературной деятельности: в 1918 его стихотворение "Вокъяс, мед полысь оз повзьы" (Не поникнем головой, товарищи) было опубликовано на русском и коми языках в газете "Зырянская жизнь". На I съезде Советов уезда в марте-апреле выступил с идеей использования природных богатств края. В июне 1918 г. был делегирован на V Всероссийский съезд от фракции левых эсеров Усть-Сысольского Совета. Лично встретившись с Лениным, передал ему два доклада: о лесных богатствах Коми края и ухтинской нефти. Ленин, внимательно выслушав Попова, написал записку председателю ВСНХ А.Рыкову: "Отнеситесь к тт. Попову и Елькину (сопровождающему от усть-сысольского СНХ) с доверием". Попов попал на приём к Рыкову, а летом 1918 года в Ухту была послана экспедиция геолога Калицкого. Вернувшись домой, возглавил кроме прочего, также комиссариаты финансов и социального обеспечения. Любопытно, чт под его началом на котром выступил с инициативой введения продразверстки. В июле 1918 года Д.Я.Попов покинул ряды национальной автономистской партии «Коми автономист чукöр» («Партии коми автономистов»), юудучи её своеобразным "духовным отцом". По-видимому, причиной могли стать националистические воззвания партии, среди которых было даже одно антирусское. Осенью Дмитрий Яковлевич уже числится среди "сочувствующих РКП(б)", а в ноябре 1918 года бывший священник на празднике революции публично снял рясу. 15 ноября он вместе с отрядом чекистов провёл ревизию Троице-Стефановского монастыря, расположенного в селе Ульяново. До этого он уже ревизовал его - в 1898, 1905, 1910 и 1912 годах. Никаких нарушений выявлено не было. Тем не менее во время этой, последней ревизии - уже при советской власти - было вывезено около 30 тыс. руб. золотом, серебром, банкнотами и марками; серебряные и медные кресты, серебряные и бронзовые медали, прочие ценные бумаги и др. В декабре монастырь был закрыт. В том же месяце 1918 года бывший священник получил благодарность от делегатов III уездного съезда Советов. Делегаты признали, что Попов - "единственный человек, знающий до мелочи все наше хозяйство". Съезд выразил Попову, как "честному и энергичному работнику... самую горячую благодарность... за его высокополезную... деятельность... на благо и процветание Зырянского края". Попов болел, на пошел на переизбрание на пост пред.совнархоза, отказавшись, однако, от отделов финансов и обеспечения. Успешно продолжает литературнуюдеятельность. Становится соучредителем первого коми литературного общества «Асъя кыа» («Утренняя заря»), входит в состав знаменитой «Коми комиссии», возглавляет редколлегию уездной газеты «Зырянская жизнь», на страницах которой стал печатать свои стихи и статьи (иногда под псевдонимами «Пунимов» и «Зырянин»). 16 января 1919 г. экономический отдел усть-сысольского уика, возглавляемый Д.Поповым, представил обширный доклад "Об Ухтинской нефти и промышленной ее разработке". Доклад был заслушан на пленарном заседании уездисполкома, выдержки из него сохранились в фонде Национального архива Республики Коми. В резолюции зафиксировано: "...принять постановление о необходимости переработки ее (ухтинской нефти - авт.) в керосин ввиду назревшего после потери Бакинского района острого керосинового кризиса для Севера России. Коллегия экономического отдела обратилась к инженеру Гансбергу телеграммой и просила его разработать в ближайшем будущем план эксплуатации нефти и устройства центрального завода для переработки нефти и составить смету на устройство нового или приспособления его, Гансберга, завода". В апреле 1919 года Попов на IV съезде Советов Усть-Сысольского уезда представил доклда с предложением постройки ж.д.пути Вятка - Усть-Сысольск - Ухта. Съезд решение одобрил, но оно так и осталось на бумаге. Летом 1919 года штабом войск Пинего-Печерского края были проведены незаконные массовые обыски и реквизиции, затронувшие в том числе и Попова, который лежал дома из-за сердечной недостаточности. Впрочем, неприятных последствий для него это не имело. В связи с наступлением белых красным пришлось оставить Ухту, эвакуировав большую часть запасов. Попов в сентябре 1919 года выехал в Великий Устюг на работу в северо-двинский губсовнархоз. Дмитрий Попов скончался 9 октября 1921 г. скончался в с. Деревянск, полузабытый многими. С большим трудом вдова добилась отпевания растриги и похорон внутри церковной ограды (хотя, очевидно, для самого Попова это мало имело значения). Крупнейший поэт и драматург (автор текста современного гимна Коми), ученик Д.Попова Виктор Савин откликнулся на смерть учителя некрологом в газете "Югыд туй" ("Светлый путь"), где признал, что "...таких людей, как Д.Я. Попов, мало было в дни революционной борьбы в Усть-Сысольском уезде, и память о нем должна остаться среди нас - молодых работников, вышедших на арену новой жизни после него". В 1926 стихи Дмитрия Яковлевича "Эжва" (Вычегда) и "Жатва" были помещены в книге Лыткина В.И. "Коми гижысьяс" (Коми писатели). http://www.oilru.com/nr/89/1081/http://www.oilru.com/nr/89/1081/ http://www.emc.komi.com/03/15/071.htmhttp://www.emc.komi.com/03/15/071.htm http://badelskkomi.svoiforum.ru/viewtopic.php?id=140http://badelskkomi.svoiforum.ru/viewtopic.php?id=140

Сибирецъ: мир пишет: Но, надеюсь, если вы узнаете о таких биографиях, которых нет в сети, вы ведь сообщите? конечно.

белый: Думаю этому сибирскому "красному торквемаде" здесь самое место. А материал действительно интересен http://magazines.russ.ru/sib/2010/6/sh9.html

мир: Даже если не касаться того, что автор этой странной статьи многое искажает, то все равно возникает вопрос: зачем здесь это? Ветка о священнослужителях, к которым Ярославский не принадлежал. Прозвание Ярославского "советским попом" не даёт нам оснований воспринимать это буквально. Уберите, пожалуйста, и создайте отдельную ветку, если хотите. Мне жаль, но с этим материалом вы попали не туда.

мир: 8.Председатель агитотдела Штаба Тасеевской республики И.А.Вашкорин. В представлениях не нуждается. Странно, что я его сразу не упомянул. Но недавно я узнал, что вместе с ним был и некий священник Орлов: 9.Тасеевский священник Орлов. О нём сообщается: В «незабываемом 1919-м» белогвардейский капитан Мартын, командир разгромленных карателей, объяснял свое поражение тем, что в Тасеево необычайно сильны «красные» агитаторы: «Например, знаменитый священник Орлов, который с крестом и Евангелием произносил большевистские проповеди; обладатель большого артистического таланта, он заставлял слушателей рыдать и клясться быть всегда защитниками Совдепа... http://www.centryug.ru/travel/interesting/k_staroveram_na_biryusu_ili_puteshestvie_rayonnogo_masshtaba.html Если возможно, прошу в будущем дополнить о нём информацию.

мир: Нашёл довольно любопытный материал под заглавием "Сибирские партизаны и религия". Приведены примеры священников "за", "против" и "между" красными. Примеры священников, подносящих иконы партизанам, шпионивших против партизан, сжигаемых партизанами и крестьянами заживо. Сам материал необъёмный, но выписываю сюда то, что по теме ветки. http://whitesiberia.narod.ru/publik.html 10. "Партизан Тальского полка Петров рассказывал: «Чувствуя свою двойную вину, усинцы встретили Тальский полк, что называется, в смер-тельном трепете. Старообрядческий священник, в знак солидарности, а может быть смягчения вины граждан, организовал встречу партизанам с иконами. При приближении к передовым частям Тальского полка всё население Уса опустилось на колени. Священник “торжественно” поднёс икону и вручил её командиру полка А. Марченко, который с улыбкой принял её. Эта икона до последне-го дня существования армии оставалась в штабе этого полка, и, при расформи-ровании в 1920 г., была сдана вместе с документами и ценностями в хозяйст-венный отдел 5-й Армии»". Есть и другое свидетельство на этот счёт. "Ситуацию проясняет ответ партизана Г. Шаклеина на вопрос о контррево-люционности духовенства или оно “шло рука об руку с партизанами”. Г. Шак-леин разъяснял: «Насчёт того, что “рука об руку”, такие факты мне неизвестны. Известен только один факт, когда в Усе поп встречал нас с хлебом и солью". 11. Священник В.Головин. "Были случаи перехода священников в лагерь партизан. Священник В. Головин рассказывает: “Я стал попом красного лагеря восставших крестьян. Продолжал служить и поддерживал в населении убеждение, что большевики не дьяволы, к которым не должен идти ни один поп. Вопрос морального запугивания белыми крестьян отпадал. Получалось, что большевики не отнимали религию. Раз принесли в церковь убитого бойца. Хотели отпевать. Вдруг гонец из отряда имевшего дело с агинскими белыми, передаёт, чтобы подождали, пока окончиться бой. Немного погодя приехали бойцы и Пётр [Щетинкин]. Я отпевал один без псаломщика. Пётр подпевал. Я поднёс ему книгу, он взял и пел. В другой раз я сделал поклон. Пётр кивком головы отклонил это” . «Я приехал в село Благовещенское. Здесь немного спустя прибыл отряд П.К. Лубкова… Отряд был из 400 человек с обозчиками и санитарами. Конный объезжал и под окнами приказывал ставить самовар. То же и мне. Потом идут в квартиру бойцы и Лубков. Один ставит винтовку в передний угол под икону. Лубков шутя говорит: “Не ставь, тут всё-таки живёт батюшка”. Тот возражал, но перенёс винтовку. Штаб Лубкова жил у меня неделю… Я служил. Раз выпил с ними самогонку. Фельдшер отряда лечил мне глаза» ". 12. "Использовали попов и для агитации против колчаковского режима. И.В. Громов на заседании 10 августа 1930 г., посвящённом освобождению Каменского округа, рассказал, что “для усиления агитации мы иногда использовали попов, которые по нашим тезисам с амвона проклинали Колчака, а после эти самые попы убегали из сёл, так как боялись колчаковцев” ".

мир: 13. "По воспоминаниям М.И. Ступакова, священник Каннского уезда Баклянский неодобрительно относился к террору властей". Ступаков М.И. За правое дело, воспоминания. Новосибирск: Зап.-Сиб. кн. изд-во, 1977. С. 73. 14. "В селе Панфилово Крапивинской волости Щегловского уезда псаломщик Конев предупредил о готовящемся аресте подпольщика С.Ф. Голкина и его товарищей" Голкин С.Ф. За народное счастье // За власть Советов. Кемерово, 1957. С. 14. 15. "С симпатией, по мнению Ф. Архипова, относился к "красным" дьякон села Осколково Новониколаевского уезда". Архипов Ф. Война народная // За власть Советов. Новосибирск, 1947. С. 83. 16. Отдельные служители культа в своем неприятии режима пошли еще дальше. По воспоминаниям М. И. Ступакова, в партизанский отряд Макарова, действовавший в Кыштовской волости Новониколаевского уезда пришел священник села Бочкаревка М. А. Покровский. Он был возмущен тем, что священнослужители "запятнали" себя поддержкой А.В. Колчака. Ступаков М.И. За правое дело ... С. 116-117. Вся информация отсюда: http://e-lib.gasu.ru/konf/mak/arhiv/2004-1/17.doc Кстати, М.А.Покровский позже "отрёкся от "царского проклятого попизма". Работал уполномоченным Татарского Политбюро Омской ГубЧК". В том уезде, где раньше служил. Информация из "А.Г.Тепляков. "Непроницаемые недра. Органы ВЧК-ОГПУ в Сибири. 1918-1929 гг.". Там же приведены ещё двое: 17. М.В.Слонимский. С 1914 года - дьякон, одновременно выполнявший задания ячейки РСДРП (б) (?!). В 1917 г. он стал большевиком, позднее служил политруком полка, в мае 1920 г. был передан в ВЧК и уже осенью того же года работал замначальника Особотдела ВЧК 5-й армии, а затем начальником адмотдела Иркутской губчека. 18. Бывший священник Л. А. Казанский стал добровольцем РККА, в 1919 г. выполнял в Особом отделе Восточного фронта конспиративные задания Павлуновского, а затем дослужился до помначальника Секретно-оперативного отдела Омгубчека. (!). Мда... Священник-комиссар уже был, священники-агитаторы были, священники-партизаны были, а вот священники-чекисты...

Олег В: священник села Большекурейного Курганского уезда расстрелян 11.09.19г белыми вместе с группой крестьян, за помощь красным в организации ночного нападения на отдыхавшую в селе 11-ю Уральскую дивизию. Вместе с ним расстреляна вся семья - жена, две дочери и работница. женщин перед расстрелом изнасиловали. За это преступление генерал Круглевский был снят с должности начдива.

мир: Олег В., большое спасибо! Весьма и весьма ценно. Только если вас не затруднит, пронумеруйте и укажите источник.

Олег В: источник - краеведческий материал Курганской области, это здесь общеизвестный факт, его даже Ефимов в "Ижевцах и воткинцах" упоминает.

мир: Спасибо, понял.

Елисеенко Алексей:

мир: Большое спасибо, Алексей. Так и запишем. 19. Священниксела Большекурейного Курганского уезда, растрелянный 11.09.1919 за помощь красным в нападении. 20. Священник отец .А.Муранов Только, пожалуйста, укажите источник (он, похоже, в книге - там сноска). Большая часть информации не для меня, а знакомого историка, занимающегося историей России вообще и РПЦ в частности. И если можно, скажите, что стало с Мурановым потом?



полная версия страницы