Форум » Персоналии » Летчики армии Колчака » Ответить

Летчики армии Колчака

barnaulets: Мне кажется, пора создать и такую тему. Материал про летчиков Белой армии в Сибири разбросан по разным темам и разделам форума. Наверное, лучше будет свести их всех в одном месте. Предлагаю все, что касается пилотов, и вообще людей связанных с авиацией, размещать здесь.

Ответов - 298, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 All

barnaulets: мир пишет: Иванилов Василий Ильич. Офицер с 1915 г. Военный и морской летчик. В списках с 10 декабря 1918 г. Поручик по адмиралтейству за отличие но службе (1 января 1919). С 1 февраля 1919 г. (пр. 23 января) - помощник начальника Гидроавиационной станции по технической части. Со 2 июня (пр. 26 июня) по 1 июля 1919 г. (пр. 13 июля) - начальник Гидроавиационной станции. С 1 июля (пр. 13 июля) по 1 августа 1919 г. (пр. 8 августа) - помощник начальника Гидроавиационной станции по технической части. С 1 августа 1919 г. (пр. 8 августа) - начальник Красноярской гидроавиационной станции. Служил в Народно-революционной армии Дальневосточной республики начальником авиамастерской. В одной из политсводок от 3 августа 1921 г. об Иванилове говорилось следующее: «Из информации военкома авиамастерской видно, что начальник мастерской - летчик Иванилов, бывший поручик старой армии, своим халатным отношением к делу и манкированием служебными обязанностями действует разлагающе на часть; неоднократные случаи нарушения дисциплины среди народноармейцев проходят безнаказанными, канцелярией не интересуется, в хозяйство не вникает, благодаря чего отчетность по довольствию не составляется в течение 3-х месяцев. Все это, вместе взятое, плюс понижающаяся работоспособность бойцов и производительность мастерской дают военкому право требовать замены его более достойным» (30). 23 января 1919 г. назначен в Спасскую авиационную школу (31). Награды: орден св. Владимира 4-й степени за труды, понесенные по обстоятельствам военного времени (26 августа 1919) (32). На сайте "Наш Баку" назван Иваниловым Василием Петровичем На 1915 год Василий Иванилов — прапорщик инженерных войск. Командирован Военным ведомством "на обучение полетам" в Гатчинскую военную авиационную Школу(ГВАШ). 7 августа 1915 года из Отдела по устройству и службе войск при Главном Управлении Генеральнрго Штаба в МГШ пришло письмо (на официальном бланке) о том, что Великий Князь Александр Михайлович распорядился отправить из ГВАШ в Петроградскую Гидроавиационную Школу 9-ть лётчиков, обученных полётам на «Фармане-16», для освоения гидропланов. Поэтому, еще до окончания обучения в ГВАШ, прапорщик Иванилов был зачислен в Переменный состав Петроградской Офицерской Школы Морской Авиации (ПОШМА) 24 августа 1915 г. В сентябре 1915 года Морское ведомство решило перевести ПОШМА в один из незамерзающих портов России, т.к. погодные условия зимней Балтики и близость ТВДБМ создавали сезонность в работе Школы и мешали планомерной летной подготовке курсантов. Всем необходимым требованиям МГШ отвечал порт Баку. 3 ноября 1915 года первый эшелон с личным составом и оборудованием Школы был отправлен из Петрограда в Баку. 23-го ноября 1915 г. Школа приступила к работе в Баку – полеты, теоретические и практические занятия, несение службы и т.д. Прапорщик Василий Иванилов прибыл в Баку во втором эшелоне и был зачислен курсантом Бакинского отделения ПОШМА 14 декабря 1915 г. В Приказе по Школе №116 «Личный состав Бакинского отделения Офицерской Школы Морской Авиации к 16.01.1916 г.» прапорщик Иванилов числился в 1-й группе курсантов, которые летали самостоятельно, готовясь к сдаче экзамена - «испытания в полёте» - на звание морского летчика. Приказ № 182 от 23.01.1916 г. « Согласно Постановления Учебного Совета от 23 сего января за № 16 Прапорщик Иванилов, как успешно выполнивший все условия экзаменационного полёта и сдавший испытания на Морского лётчика, признан достойным этого звания, в чём и постановлено выдать ему соответствующее Удостоверение.» Циркуляр Главного Морского Штаба № 180 от 5-го мая 1916 года. « Согласно ст. 63-й Положения о службе авиации в службе связи, Морской Министр утвердил в звании морских летчиков: штабс-капитана гвардейской артиллерии Евгения Энгельса, с 8-го февраля сего года; подпоручиков: 302-го пехотного Суражского полка, Николая Алферьева, с 10-го января сего года; 212-го пехотного запасного батальона, Александра Трофимова, с 15-го января сего года; 176-го пехотного запасного батальона, Николая Румянцева, с 23-го января сего года; 3-го пехотного запасного батальона, Михаила Телепнева, с 28-го января сего года; прапорщиков: V-го корпусного авиационного отряда, Григория Шитакова, с 10-го января сего года; инженерных войск: Василия Иванилова, с 22-го января сего года, и Владислава Мисинского, с 28-го января сего года; 2-го пехотного запасного батальона, Алексея Извекова, с 10-го января сего года, и лейб-гвардии Преображенского полка, Всеволода Яковлева, с 24-го марта сего года». Приказом НШ о полётах № 288 от 12 февраля 1916 года прапорщик Иванилов включен в 5-ю группу, которая находилась в ведении и под наблюдением Военно-Морского лётчика прапорщика по морской части Быкова: “Курсанты, закончившие обучение и оставленные для самостоятельной тренировки: Штабс- Капитан Энгельс Подпоручик Румянцев - “ - Телепнев Прапорщик Иванилов - “ - Мисинский. “ После убытия в распоряжение ОВФ назначен летчиком Воздушного района Службы связи Балтийского моря. “ 23 апреля 1916 г. В. Иванилов вместе с пассажиром взлетел в Кильконде и направились в Аренсбург. На высоте 50 метров мотор их летающей лодки Ф.Б.-8 (?) [1] остановился, и экипаж совершил вынужденную посадку. Оба авиатора были ранены. 26 апреля Иванилов перенёс ампутацию голени вследствие гангрены. Несмотря на потерю ноги, он остался служить в морской авиации...” « К июню 1916 года прибыл новый контингент летчиков из Школы Морской авиации в Баку. Среди прибывших были: Алферьев, Изверков ( Извеков - S. ), Иванилов, Микоев, Миссинский, Понятов, Румянцев и Шитаков. «Орлица» несла службу главным образом в Куйвасте, по охране судов..." [2] После революции в белых войсках Восточного фронта на Сибирской флотилии. Произведен в поручики по Адмиралтейству. При эвакуации 1922 года прибыл на Филиппины: " СПИСОК гг. офицеров Сибирской флотилии, прибывших на Филиппинские острова. ........................................................................................... 107. поручик М.Л. мех. Василий Петрович Иванилов ................................................................... .” Источник: справка на сайте "Наш Баку" На 13 октября 1922 г. поручик Иванилов числился в составе Военной Авиационной Школы в Приморье (информация Марата Хайрулина)

Войсковой старшина: 22.02.1919г. "В городе прежде всего мы направились в штаб Сибирской армии, в большом двухэтажном доме. Было уже поздно, нужного мне подполк. Рыбалтовского там не оказалось. Разыскал его на вокзале в штабном поезде. Выяснилось, Рыбалтовский, хотя и бывший летчик, но авиацией теперь не занимается совершенно, хотя Бойно и телеграфировал мне, что он меня замещает в штабе. Конечно, на Рыбалтовском уже лежит отпечаток офицеров Генерального штаба, очень неприятно меня поразивший. Ничего путного он мне не сказал". Записки военного летчика М.С. Смольянинова: 1917 - 1919 гг. М.,2009. С.293.

Сибирецъ: Войсковой старшина пишет: Записки военного летчика М.С. Смольянинова на озоне нет


Войсковой старшина: Сибирецъ пишет: на озоне нет Нет. Купил у издателя в Москве. Тираж 10 экз.

Ратник: Войсковой старшина пишет: Тираж 10 экз. Как говорится без комментариев...

Войсковой старшина: Рыбалтовский

Алексей Елисеенко:

Алексей Елисеенко: Войсковой старшина пишет: Отдельный авиаотряд Оренбургского войска, поручик Батурин, Оренбург, формируется. капитан Роман Александрович Батурин , ок.1895 г.р. командир 1 авиаотряда по март 1919 г. В боях с красными не участвовал (из анкеты).

Ратник: barnaulets пишет: КОМПАНЕЙЦЕВ Николай Федорович 29 мая 1919г. обвенчался военный лётчик Главного инженерного управления отдела воздушного флота полковник Николай Фёдорович Компанейцев (32 года) и города Одессы гражданка Мария Ивановна Тарчинская (32 года), разведена после 1-го брака. Поручители по жениху: военный чиновник отдела воздушного флота Главного инженерного управления Игнатий Павлович Лапицкий и чиновник того же отдела Август Станиславович Свионтецкий (фамилия возможно неточно прочитана); по невесте: чиновник того же отдела Сергей Григорьевич Федяшин и военный лётчик штабс-капитан Михаил Павлович Телепнёв, и. д. начальника гидроавиации отдела Морского министерства. ГИАОО, ф.16,оп.6, д.1451, том 1, л.158. Данные любезно предоставлены С.Парфеновым.

barnaulets: Давненько я не обновлял эту тему. Еще два питомца Спасской авиашколы, после Гражданской войны сделавшие карьеру в советской авиации: Чумак Федор Савельевич На 13 октября летчик Военной Авиационной Школы в Приморье (согласно списку личного состава школы из коллекции Марата Хайрулина). Согласно информации с сайта Борисоглебского авиационного училища (http://www.bvvaul.ru/) и воспоминаниям его выпускников: В 20- 30-е годы – в Борисоглебской авиационной школе - в 1929-1930 гг. командир эскадрильи бомбардировщиков, 1931-1932 гг. – командир 1-й эскадрильи, 1933-1936 гг – командир эскадрильи. Участник Великой Отечественной войны. Был награжден орденами Ленина, Красного Знамени и Красной Звезды. С февраля по июнь 1946 г. начальник Военной авиационной школы воздушных стрелков-радистов ВВС. В 1947-1952 г. первый начальник Ачинской военной авиационной школы механиков дальней авиации. Генерал-майор авиации. http://wap.shmas.forum24.ru/?1-1-0-00000002-000-0-0 http://www.avatu.sitecity.ru/stext_1006195257.phtml Момот Николай Ф[едорович ?] На 13 октября 1922 г. авиамеханик в той же школе. В 1923 г. окончил 2-ю военно-авиационную школу в Борисоглебске. В 1934-1936 командир эскадрильи в Борисоглебской авиационной школе. В дальнейшем летчик-испытатель, погиб 15.11.1941 г. на бомбардировщике СБ

barnaulets: Войсковой старшина пишет: На 20.10.1918: ...3-й авиаотряд, поручик Мещеряков, Курган, формируется... Доронин Ю.П. Авиация белых армий на Восточном фронте // Белая армия. Белое дело: Исторический научно-популярный альманах. №4. Екатеринбург, 1997. С.69-70. У М. Хайрулина и В. Кондратьева: "3-й отряд (бывший 5-й корпусной) под командованием летнаба И.Т. Мещерякова был укомплектован полностью, по штату. Он состоял из трех «Ньюпоров» разных модификаций и трех «Фарманов-30» французской сборки. Так же, как и 2-й, его захватили в Сызрани, а все пилоты перешли на сторону белых". На 13 октября 1922 г. в Спасской авиашколе, поручик (инициалы не указаны) Вероятно, он же: Мещеряков Иван Тимофеевич. Родился в 1893 г., Литва, г. Ковно; русский; образование среднее; б/п; Моск. контора Далькрайсоюза: товаровед. Проживал: Москва, 1-я Квесисская ул., д. 41, кв. 5. Арестован 20 сентября 1937 г. Приговорен: тройкой при УНКВД по Московской обл. 19 ноября 1937 г., обв.: контрреволюционной агитации. Расстрелян 25 ноября 1937 г. Место захоронения - Московская обл., Бутово. Реабилитирован в ноябре 1957 г. Источник: Москва, расстрельные списки - Бутовский полигон. lists.memo.ru

barnaulets: Еще один летчик, в октябре 1922 г. числившийся в составе Дальневосточной авиашколы - прапорщик Маковкин Маковкин П.В. Летчик Сибаваихима, в 1925 г. совершил полет над Байкалом. http://guides.rusarchives.ru/browse/gbfond.html?bid=306&fund_id=1055651 Маковкин Пантелеймон Васильевич. Родился в 1889 г., г. Иркутска; русский; б/п; служащий КОГИЗа в г. Иркутске. Проживал: г. Иркутска. Арестован 15 июля 1938 г. Приговорен: Тройка при УНКВД Иркутской обл. 20 октября 1938 г., обв.: по ст. 58-1 "а" УК РСФСР. Приговор: расстрел Расстрелян 23 октября 1938 г. Место захоронения - г. Иркутск. Реабилитирован 3 апреля 1989 г. заключением прокуратуры Иркутской области. Источник: Книга памяти Иркутской обл. lists.memo.ru

barnaulets: По данным с "Кортика", Пантелеймон Васильевич Маковкин окончил гимназию и Петербургский университет. С 1914 г. – на военной службе, окончил школу авиации и морскую школу авиации. В июле 1918 г. был мобилизован Сибирским правительством в Иркутске и отправлен в Спасскую авиашколу. После разгрома Колчака продолжал работу в Спасской авиашколе, с ноября 1922 г. – служил в Красном воздушном флоте. Первый раз был арестован 16 февраля 1931 г. в Иркутске, 23 августа приговорен к 5 годам концлагеря и отправлен в Сиблаг, в июне 1932 г. – переведен в Белбалтлаг, в июле 1934 г. – после освобождения из лагеря выслан в Усть-Цильму на центральную авиабазу ГУЛАГа. В 1936 г. – вернулся в Иркутск, работал по специальности. http://kortic.borda.ru/?1-5-0-00000142-000-10001-0

Ратник: Вот еще один летчик колчаковской авиации.В таких высоких чинах и нигде не проскочил в ветке...? 9 января 1919г. в Омске в качестве поручителя на венчании выступил военный лётчик полковник Николай Григорьевич Сабельников. ГИАОО, ф.16,оп.6, д.1451, том 2, л.346. Информация любезно предоставлена С.Парфеновым.

barnaulets: Ратник пишет: военный лётчик полковник Николай Григорьевич Сабельников Действительно, был такой летчик. Выпускник авиационного отдела офицерской воздухоплавательной школы (1913 г.) http://history-gatchina.ru/article/aviatory1.htm Летом 1914 г. летчик 7-го корпусного авиаотряда, поручик. http://www.pobeda.ru/content/view/2517/

Хмурый: Полковник Н.Г. Сабельников был в то время начальником штаба Омского гарнизона. Т.е. служил не по авиации.

Ратник: Хмурый пишет: Полковник Н.Г. Сабельников был в то время начальником штаба Омского гарнизона. Т.е. служил не по авиации. Теперь понятно.Значит летчик по службе в РИА,а не колчаковской авиации.

barnaulets: Судя по электронному путеводителю по фондам РГВА, он также был нач. штаба 6-й Уральской дивизии горных стрелков.

barnaulets: Еще один интересный персонаж, связанный с авиацией: Любицкий Алексей Викторович Военный топограф, летчик-геодезист. Род. 20 октября 1873 г. в Новгородской губернии, сын статского советника. Окончил Кронштадское реальное училище, военно-топографическое училище (1896), по окончании которого произведен в подпоручики корпуса военных топографов. В 1900 г. добровольно перевелся на Дальний Восток и был назначен в военно- топографический отдел штаба Приамурского ВО. Участник китайской кампании 1900-1901 гг. и Русско-японской войны, во время которой в чине штабс-капитана состоял при штабе Маньчжурской армии. Награжден несколькими боевыми орденами. После войны продолжал службу в военно-топографическом отделе штаба Приамурского ВО, занимаясь картографированием Дальнего Востока. В 1906 г. произведен в капитаны. Участник Первой мировой войны, окончил школу летчиков-наблюдателей.На 13 октября 1922 г. находился на службе у белых - в Военной авиационной школе на Дальнем Востоке. В советское время сотрудник геодезических учреждений Узбекистана.

barnaulets: Алексей Елисеенко Не подскажете, из какой газеты некролог Дуклау?



полная версия страницы