Форум » Персоналии » Выдающиеся русские эмигранты - участники белого движения на Востоке России » Ответить

Выдающиеся русские эмигранты - участники белого движения на Востоке России

barnaulets: Продолжая тему "Их именами названы улицы", где упомянул о судьбе Виктора Лузанова, сибирского кадета и офицера армии Колчака, ставшего выдающимся американским ученымhttp://siberia.forum24.ru/?1-9-0-00000086-000-0-0-1301983513, а также по аналогии с темой "Белые офицеры на службе советской науки", решил создать ветку про эмигрантов-участников Белого движения на Востоке России, внесший заметный вклад в развитие науки, культуры и техники за рубежом. В истории американской русской и американской авиации хорошо известно имя авиаконструктора И. Сикорского. Имя Константина Львовича Захарченко, бывшего гардемарина Морского училища во Владивостоке, георгиевского кавалера армии Колчака, ставшего известным американским конструктором, внесшего также большой вклад в развитие китайской авиации, в нашей стране известно меньше. И хоть информация о нем есть на Википедии, решил все-таки разместить здесь его биографию. Константин Львович Захарченко (англ. Constantine L. Zakhartchenko, 17 января (29 января) 1900, Люблин, Российская империя — 1987, Вашингтон (Калифорния), США) Родился 17 января 1899 года в городе Люблин одноимённой губернии Царства Польского, входившего тогда в состав Российской империи. В 1916 году окончил киевскую гимназию и поступил в Морской корпус в Петрограде. Летом 1917 года гардемарином впервые принял участие в боевых действиях на море в составе Флотилии Северного Ледовитого океана. Осенью того же года вместе с другими гардемаринами был направлен для продолжения учебы и службы во Владивосток и определён на вспомогательный крейсер «Орёл». Во время Октябрьской революции крейсер вместе с миноносцами «Бойкий» и «Грозный» находился в плавании, в Нагасаки. Узнав о революции, команда корабля восстала, но офицерам и гардемаринам, в числе которых был Захарченко, удалось разоружить мятежников. После этого инцидента корабль отправился в Гонконг, где судно и экипаж перешли в подчинение белогвардейского командования. Захарченко остался в экипаже «Орла», который в 1918 году был включён в флот адмирала Колчака, разоружен и превращён в учебный корабль. Во время службы в белом флоте он был произведен в чин мичмана и награжден Георгиевским крестом 4-й степени. В 1920 году, после поражения Колчака, «Орел» ушел в Средиземное море, а часть его команды, в том числе и Захарченко, высадилась в Калькутте. По-видимому, в 1918-19 гг. Захарченко продолжил обучение в созданном во Владивостоке Морском училище, а в мичманы был произведен уже в 1920 г. во время известной одиссеи вспомогательного крейсера "Орел". Георгиевский крест же был получен им за участие в подавлении мятежа генерал Гайды. Подтверждение этому нашел в известной статье Николая Крицкого и Алексея Буякова "Некоторые особенности Георгиевскими наградами в белом движении на Дальнем Востоке России (1918—1922 гг.). См.:http://george-orden.narod.ru/Stat/stat09.html За отличия при подавлении эсеровского мятежа во Владивостоке 17-18 ноября "Георгиевскими крестами IV степени был награжден весь 3-й взвод 1-й роты, в том числе гардемарины Н. Александров, Н. Андреев, М. Бородин, К. Захарченко, К. Зельгейм, И. Попов, B. Соколовский и В. Шавров". Захарченко решил эмигрировать в США и отправился из Калькутты в Нью-Йорк, где получил помощь в Морской миссии при Российском посольстве. В 1921 году поступил на авиационное отделение Массачусетского технологического института. Будучи студентом, с 1923 года он работал в различных авиационных фирмах, начав свою деятельность в этой отрасли с должности чертежника. После получения в 1925 году диплома инженера по аэронавтике Захарченко занял должность ведущего конструктора в небольшой авиационной фирме «Kaess Aircraft» расположенной на Лонг-Айленде и принадлежащей эксцентричному миллионеру и американскому авиационному меценату Чарльзу Альберту Левину. Летом 1926 года Захарченко пригласил в фирму своего товарища по петроградскому Морскому училищу, авиаинженера Илью Ислямова. Вместе они строили двухмоторный биплан, но из-за причуд Левина аппарат достроен не был, а фирма закрылась. Параллельно Захарченко работал в «Wright Aeronautical Corporation» — фирме, в своё время основанной братьями Райт. В 1928 году Джеймс Макдоннелл предложил своим бывшим однокашникам по институту — Константину Захарченко и Джеймсу Коулингу — создать собственную фирму. 15 ноября 1929 года в воздух поднялся разработанный ими двухместный спортивно-туристический самолет «Doodlebug» . Однако из-за начала Великой депрессии предприятие пришлось закрыть. В начале 1930-х Захарченко работал заместителем главного конструктора Бориса Вячеславовича Корвин-Круковского в «Edo Aircraft Corporation», расположенной в Колледж-Пойнт. Фирма занималась производством гидросамолётов и комплектующих к ним. В 1934 году к Захарченко обратились представители Китайской Республики с предложением организовать у них авиационное конструкторское бюро и заказом на разработку и постройку серийного цельнометаллического бомбардировщика. Захарченко принял это предложение, и в июле 1934 года он вместе с ещё тремя американскими авиаинженерами отправился из Калифорнии в Гуандун. По прибытии в Гуанчжоу выяснилось, что, прежде чем заняться конструированием и постройкой заказанного самолёта, необходимо было возвести сам завод, главным инженером которого и был назначен Захарченко (по другой версии он был помощником главного инженера). Предприятие было развёрнуто в 100 км от Гуанчжоу и получило название «Шаогуаньский авиастроительный завод». Строительство корпусов завода длилось почти год с момента приезда авиаконструктора в Китай. Кроме того, в процессе работы над проектом стало ясно, что китайские власти не могут обеспечить завод необходимым количеством авиаспециалистов, как было предусмотрено в контракте, и имеются серьёзные трудности с производством металлических запчастей. Вскоре Захарченко понял, что конструирование бомбардировщика при таком обеспечении затянется в лучшем случае до 1938 года, и к тому моменту самолёт уже морально устареет. Исходя из этого он предложил командованию китайской авиацией несколько вариантов других самолётов, которые он мог создать и производить на имеющейся ресурсной базе. Контракт был пересмотрен, и Захарченко начал конструировать двухместный истребитель-биплан, получивший название «Фусин» («Возрождение»). Разработку проекта и чертежи завершили в январе 1935 года, а уже в апреле у Захарченко имелось всё необходимое для сборки 20 самолётов — 10 учебно-тренировочных и 10 многоцелевых, которые предполагалось использовать как истребители, лёгкие бомбардировщики и фоторазведчики. Официально завод приступил к работе 1 декабря 1935 года. Первый «Фусин» поднялся в воздух 20 мая 1936 года и показал отличные лётные данные, никаких существенных доработок конструкции не потребовалось. Первые 5 самолётов были построены в январе 1937 года, после чего программа была законсервирована до сентября. Параллельно с «Фусином» конструктор разработал ещё один учебно-тренировочный самолёт — свободнонесущий низкоплан, получивший название XT-2 (также фигурирует как AT-2). Фюзеляж машины имел оригинальную конструктивно-силовую схему с использованием многослойной бамбуковой обшивки. Весной 1937 года завод получил новое задание — сборку 30 новых «Хоуков», лицензию на производство которых получил Китай. Захарченко организовал производственный процесс, и к моменту начала второй японо-китайской войны (7 июля) было собрано 4 самолёта. С августа завод стал объектом бомбардировок, но работа не остановилась — шла сборка «Хоуков» и, более того, была расконсервирована программа по производству и доработке «Фусинов». Кроме того, с начала войны Захарченко начал активно изучать трофейную японскую технику. В начале 1939 года, с началом японского наступления на юге Китая, завод и весь его персонал были эвакуированы в Куньмин, провинция Юньнань, а само предприятие было переименовано в «1-й самолётостроительный завод ВВС» (также фигурируют названия Shiuchow Aircraft Works и Куньминский завод). К апрелю 1939 года под руководством Захарченко было собрано 44 «Хоука III», из которых 14 — только из деталей подбитых машин. С 1937 по 1939 год Захарченко принимал участие в создании китайского истребителя «Чжун 28-И» (28-2), являющегося по сути воспроизведённой копией советского И-15, с установленным на него американским двигателем Райт «Циклон». В ходе работы над проектом, несмотря на свои антикоммунистические взгляды, Захарченко несколько раз встречался с советскими военными советниками. При конструировании «Чжун 28-Цзя» (28-1), копии И-16, и «Чжун 28-И» применялась идея Захарова с использованием трёхслойной бамбуковой обшивки. В начале 1940-х под руководством Захарченко началось проектирование ещё одного истребителя-моноплана — «Экспериментального истребителя № 1», сокращённо XP-1. Его основными особенностями было «крыло обратной чайки» и автоматические предкрылки. Фюзеляж и консоли предполагалось сделать деревянными, а носовую часть металлической, в качестве двигателя использовался всё тот же Райт «Циклон». В 1940 году конструктор был назначен на должность технического советника и члена Бюро по аэронавтике при правительстве Чан Кайши. В последние годы своего пребывания в Китае Захарченко занялся разработкой ракетного оружия. В 1943 году он покинул Китайскую Республику, отправившись назад, в США. За свой вклад в авиапромышленность Поднебесной и борьбу с японцами он был награждён одной из высших наград страны — орденом Национальной Славы. «Фусин» же вошёл в историю как первый китайский серийный самолёт собственной постройки. Несмотря на отъезд генерального конструктора, проект XP-1 продолжил своё существование. Разработку и постройку самолёта полностью взяли на себя китайские авиаконструкторы, и первый из двух заложенных самолётов был построен к началу 1945 года. Самолёт оказался перетяжелён и не соответствовал изначально запланированным характеристикам. В первом полёте на высоте 400 метров возникли проблемы с устойчивостью и управляемостью, а во втором вылете самолёт потерял скорость и упал на Гуйян, пилот погиб. Достоверно не известно, были ли ошибки, приведшие к трагедии, допущены Захарченко при проектировании, или они появились уже после него, на стадии доработки проекта китайскими инженерами. В 1939 году Джим Макдоннелл воссоздал свою авиастроительную фирму и не замедлил разыскать своего институтского товарища. Захарченко откликнулся на его предложение и согласился возобновить совместную работу, но вернулся в США лишь в 1943 году. Поступив на работу «McDonnell Aircraft Corporation» он переехал в Сент-Луис и занял должность главного конструктора научно-исследовательского отделения по вертолетам и двигателям. Под его руководством в 1946 году был построен двухмоторный вертолёт McDonnell XHJD-1 «Whirlaway» (Model 37), в ходе испытаний которого конструктору удалось решить ряд сложнейших проблем, характерных для аппаратов двухвинтовой поперечной схемы. Вертолёт поднялся в воздух 25 апреля 1946 года. Воздушный гигант оставался самым большим вертолетом в мире вплоть до осени 1948 года, когда при участии другого выходца из Российской империи — Якова Шапиро — в Великобритании был построен трёхвинтовой Cierva W.11 Air Horse. 29 августа 1947 года в воздух поднялся второй вертолёт, сконструированный Захарченко — McDonnell XH-20 «Little Henry» (Model 38) — первый в мире вертолет с реактивным приводом несущего винта, приводимого в движение посредством прямоточных воздушно-реактивных двигателей, установленных на концах лопастей. Конструкция представляла из себя стальную раму с установленными на ней креслом для пилота и топливными баками, весил вертолёт всего лишь 125 кг. Относившийся к классу сверхлегких одноместных «воздушных мотоциклов» аппарат стал самым маленьким на то время вертолётом. Всего было построено два вертолёта этой модели и один его двухместный вариант McDonnell XH-29 (XH-20A). Первый XH-20 с июня 1953 года находится в экспозиции национального музея ВВС США. Параллельно с постройкой вертолетов Захарченко продолжил исследования в области ракетной техники и реактивных двигателей и активно сотрудничал с аэродинамической лабораторией Корнелльского университета. Он стал одним из разработчиков форсажной камеры реактивного двигателя. В годы работы на «McDonnell Corp.» конструктор женился, а в 1947 году принял американское гражданство. В 1948 году Захарченко ушёл из из компании Макдоннелла и переехал в Вашингтон. В 1950-1956 годах Константин Захарченко работал на экспериментальный отдел артиллерии ВМC США (United States Naval Ordnance Experimental Unit) при командование Потомакского речного флота ВМС. Участвовал в разработке крылатой ракеты ZAUM-N-Z. В 1956 году, за выдающиеся успехи в служении государству получил Медаль ВМС США «За отличную гражданскую службу». В 1956-1976 годах работал консультантом правительственного Агентства по заказам ракетной техники, а также ряда государственных организаций, включая Министерство обороны и Библиотеку Национального конгресса. Константин Львович Захарченко умер в 1987 году, в Вашингтоне, округ Колумбия.

Ответов - 25, стр: 1 2 All

Ратник: От себя добавлю Владимира Зворыкина-офицера-радиста колчаковской армии,впоследствии запатентовавшего иконоскоп и ставшего по сути пионером телевидения в США.

barnaulets: Похоже, бывшим колчаковцем был и "отец" первого видеомагнитофона Александр Матвеевич (встречается также отчество Михайлович) Понятов (1892-1980). Александр Понятов родился 25 марта 1892 г. в селе Русская Айша (недалеко от Казани) в крестьянской семье. Первое «механическое чудо» — паровоз — он увидел, когда ему было 7 лет, и сразу захотел стать в будущем строителем паровозов. Пройдя обучение в гимназии и реальном училище, Понятов в 1909 году поступил на физико-математический факультет Казанского университета. В то время в России уже создавались первые самолеты отечественных авиаконструкторов Гаккеля и Сикорского, а также «летающие лодки» Григоровича, что увлекло юного студента, и он, забыв о паровозах, «заболел» авиацией. Через год ему удалось перевестись в Императорское Московское техническое училище, ныне МГТУ им. Баумана, и учиться там у профессора Н. Е. Жуковского, «отца русской авиации». В 1911 году Понятов, опасаясь наказания за участие в студенческих волнениях, уехал с рекомендациями Н. Е. Жуковского завершать образование в Германию, в знаменитый Политехникум города Карлсруэ. Здесь он получил степень бакалавра по электромеханике, но любовь к авиации не покидала его всю жизнь, и он всегда с гордостью называл себя учеником Жуковского. В 1913 году Понятов вернулся на родину и окончил школу летчиков. Во время первой мировой войны он служил пилотом гидросамолета, попал в серьезную аварию и долго лечился. С 1918 года Понятов служил в Белой армии. В 1920 году Понятов эмигрировал в Китай, где работал помощником инженера в шанхайской компании Shanghai Power Company. С 1927 года он жил во Франции, а затем в США, где через пять лет получил гражданство. Свою работу в Америке Понятов начал в научно-исследовательском отделе компании General Electric (Нью-Йорк), а затем переехал в Калифорнию. Здесь он женился на американке Хейзел и обосновался с ней в Атертоне (пригород Сан-Франциско), где был принят инженером в энергетическую компанию Pacific Gas and Electric. Но тяга к авиации привела Понятова в компанию Dalmo-Victor Westinghouse, где он занимался электроприводами для авиационных радаров и экспериментировал с электроникой… в собственном гараже. Именно в гараже Понятов основал фирму Ampex, в название которой ввел свои инициалы (AMP, ну а ex, Excellence - Ваше превосходительство - в память его звания полковника в Царской и затем в Белой армии), а основным направлением ее деятельности стали электромеханические устройства для точного следящего привода радиолокационных антенн. Во время второй мировой войны эта фирма на правах субподрядчика компании Dalmo-Victor поставляла электродвигатели для таких приводов. Вскоре война закончилась, военные заказы прекратились, и Понятову пришлось искать другое применение наработкам своей фирмы по точной электромеханике. На завершающем этапе боевых действий на европейском театре, захватывая фашистскую территорию, американцы как военные трофеи вывозили домой прежде всего передовые научные разработки немцев вместе с их специалистами. Среди трофеев победителям достался и "регистратор звуков на магнитную ленту" – магнитофон, разработанный еще в 1930-х годах немецкой фирмой "AEG". Один из образцов немецкого звукового магнитофона попал в руки Александра Понятова. И через три года, 25 апреля 1948 г., фирма "Ампэкс" выпустила свою первую модель "регистратора звукосигналов" – "Ampex-200". Понятов задумался: если можно фиксировать на магнитную ленту звук, то почему бы таким же образом не записывать и изображение? Ему удалось собрать очень сильный коллектив, куда, например, входил и знаменитый ныне Р. Долби (автор уникальной звуковой системы кинопоказа, которой теперь оснащены все кинотеатры мира). 14 марта 1956 года в Национальной ассоциации радиотелевизионных журналистов в Чикаго фирма Понятова впервые продемонстрировала свое творение – видеомагнитофон VRX-1000 (со временем переименованный в "Модель – IV"). А через полгода – 30 ноября 1956 года – Си-Би-Эс впервые использовала "Ампэкс" для отсроченного выпуска в эфир программы новостей. Видеомагнитофоны произвели настоящую технологическую революцию на телецентрах. С этого времени фирма "Ампэкс" стала ведущим разработчиком видеомагнитофонной техники. В 1958 г. американское космическое агентство NASA избрало видеомагнитофоны "Ампэкс" для обслуживания космических полетов и до сих пор не изменило этому принципу. Через два года Американская киноакадемия присудила понятовской фирме "Оскар" за технические достижения. С помощью разработок "Ампэкса" процесс видеозаписи с механической фиксацией и воспроизведением изображения и звука уже в 1963 г. стал управляемым, то есть появился электронный монтаж. Пройдя этап освоения записи цветных изображений (1964 г.), фирма в 1967 г. создала аппарат замедленного воспроизведения сигналов "Ampex HS-100", который завершил революцию прежде всего в освещении спортивных соревнований, а дальше широко "раскрутился" при создании музыкальных видеоклипов и рекламы. Трудно перечислить все сделанное фирмой Понятова. В частности, в 1978 г. фирма разработала систему видеографики, а через три года овладела цифровыми спецэффектами. Создание "Ампэксом" видеозаписи произвело очень сильное впечатление на создателей телепрограмм. На протяжении многих лет в аппаратных ВМЗ всего мира висели фотографии Понятова, а сам процесс записи продолжительное время называли "ампэксированием" (как по названию фирмы "Ксерокс", ставшей разработчиком метода и аппаратуры фотографического копирования экземпляров текста на бумажных носителях, этот процесс называют "ксерокопированием"). Может кто-то встречал информацию про его службу в РИА и белой армии. Действительно ли он был полковником?

barnaulets: В одной из тем форума, посвященных авиации, упоминалось имя летчика Антоненко, служившего в гидроавиационном отряде речной боевой флотилии армии Колчака (под командованием ст. лейтенанта Марченко, впоследсствии летчика испанской авиации у Франко, погибшего в Гражданской войне в Испании - биографию его я как-то размещал в теме об офицерах, награжденных иностранными наградами). Василий Петрович Антоненко (1890-1975) Потомственный Почетный гражданин г. Петрограда, окончил Петроградский политехнический институт, инженерно-строительный факультет в 1915 году, затем Курсы авиации при вышеназванном институте в 1915-1916 гг. и Офицерскую школу морской авиации в г. Баку в 1916 году. С ноября 1916 года Антоненко обучался в Военной школе летчиков-наблюдателей в г. Киеве на курсах воздушной фотографии и радиотелеграфии. Окончил ее в январе 1917 года и прибыл в распоряжение начальника 1-й Воздушной бригады Балтийского флота. Подпоручик Антоненко являлся летчиком передовой станции Церель острова Эзель, участвовал в налетах и бомбометании на неприятельские расположения и в воздушных боях с неприятельскими аэропланами в Русско-германскую войну. За боевые заслуги был награжден орденами Св. Анны 4 степени с надписью "За храбрость", Св. Станислава 3 ст. с мечами и бантом, Св. Владимира 4 ст. с мечами и бантом, Георгиевским крестом с Лавровым венком. С ноября 1917 года по март 1918 года Антоненко был сначала инструктором, затем начальником Бакинской школы Морской авиации. Во время гражданской войны с июня 1918 года по март 1920 года В.П. Антоненко служил в Белой Армии - Народной Армии Комуча и армии Верховного Правителя А.В. Колчака - на Волге в Самаре, в Красноярске летчиком Воздушной бригады особого назначения, летчиком 1-го Гидроавиационного отряда. Во время отступления Армии в Забайкалье в г. Верхнеудинске попал в плен к большевикам. Из плена бежал во Владивосток 25 декабря 1920 года. С 1921 года (май-июнь) - находился в Штабе командующего Сибирской флотилией контр-адмирала П. Старка во Владивостоке. В июле 1922 года поручик по Адмиралтейству морской летчик В.П. Антоненко назначен членом Приамурского Земского Собора, награжден памятной Серебряной медалью на бело-желто-черной ленте и Грамотой Собора. В ноябре 1922 года при эвакуации Сибирской флотилии из Владивостока и переходе на Филиппинские острова, в Манилу, Антоненко был назначен старшим офицером корабля "Взрыватель". В октябре 1924 года В.П. Антоненко с женой приехал в США, Сан-Франциско к своему другу профессору Тимошенко (его именем названа лаборатория по статике в Станфорде), работал чертежником, инженером. В 1929-1937 гг., получив лицензию частного пилота, основал первый в США Сан-Францисский летный клуб. В это же время являлся одним из организаторов Общества Русских Ветеранов Великой Войны в Сан-Франциско, председателем Калифорнийского отдела Общества русских военных летчиков. В 1938-39 гг. закончил Калифорнийский технологический институт в г. Пасадена, стал Бакалавром инженерных наук, работал в лаборатории по аэронавтике, занимался переводами технических статей с русского, немецкого и французского языков. Во время II Мировой войны работал инженером-конструктором в "Скул оф Аэроневтик" (Летной школе) в аэропорту Окленд. В 1950-х изобрел новый метод предотвращения коррозии металлов, получил патент. В 1959 году Василий Антоненко пришел работать в "NARF" - на военно-морскую авиационную базу в Аламеде, стал одним из ведущих аэрокосмических инженеров. В 1970 году получил грамоту и знак Заслуженного работника Военно-морских сил США. Умер В.П. Антоненко в 1975 году в Сан-Франциско. Похоронен на Сербском кладбище. Информация с сайта "Уголок неба"http://www.airwar.ru/history/aces/ace1ww/pilot/antonenko.html


Ратник: barnaulets пишет: в Красноярске летчиком Воздушной бригады особого назначения, А что за часть?

barnaulets: Так в справке про него на приведенной интернет-страничке. Я ее немного скорректировал ее в той части, что он был командиром 1-го гидроавиаотряда (на самом деле командиром отряда был Марченко). Про Воздушную бригаду, честно сказать, не знаю. Может фантазия или ошибка авторов. Может быть красноярцы что-то знают?

barnaulets: Можно еще упомянуть эсера, бывшего боевика-террориста, штабс-капитана (или капитана ?) Калашникова, одного из организаторов и руководителей антибольшевистского подполья в Сибири в 1918 г., потом офицера армии Колчака (начальник осведомительного отдела в штабе у Гайды), потом противника белых и одну из ключевых фигур во время переворота в Иркутске в декабре 1919 г. а качестве командующего войсками Политцентра. Вопреки моим предположениям о его судьбе, что он в конце концов, наверное оказался на службе у красных (подобно эсерам-офицерам Краковецкому, Фортунатову и многим другим подобным им фигурам), с удивлением узнал, что он, являясь противником колчаковской дикататуры, остался и убежденным противником большевиков, спасаясь от которых эмигрировал в Китай, а потом в США, где стал известным писателем (писал книги про животных на английском языке) и издателем. Умер в 1961 г. в США. Кажется информация об этом была в "Незабытых могилах"

barnaulets: КАЛАШНИКОВ Николай Сергеевич (1888, Минусинск — 17 авг. 1961, США). Гимназистом в 16 лет включился в революционное движение. Участник революции 1905 г. Арестован и на 5 лет сослан в Сибирь. В первую мировую войну вступил добровольцем. Дослужился до чина капитана. После Февральской революции — сторонник Временного правительства, после Октябрьской революции — сражался в армии Учредительного Собрания. Эсер. В 1919 г. бежал в Китай, оттуда в 1924 г. перебрался в США. В 1930 г. получил гражданство США. В 1939 г. вышла его первая книга «Взявшие меч», затем последовали: «Скакун», «Тойон», «Мой друг Якуб», «Защитник» (все переведены на несколько языков). Был женат на Элизабет Лоренс, редакторе издательства «Харперс». Похоронен на кладбище Сайпресс Хилл. Новое русское слово.—Нью-Йорк, 1961, 18 авг.; 19 авг.; 20 авг.; 24 авг. "Незабытые могилы" Т.3 - М, 2001. - С.141

barnaulets: Про Понятова: Все-таки он Матвеевич. ПОНЯТОВ Александр Матвеевич (27 окт. 1892» Казань — 27 окт. 1980, США). Инженер, военно-морской летчик. Окончил Казанский и Московский университеты, политехникум в Карлсруэ, в Германии, получив диплом инженера-механика и электротехника. В 1914 г., когда началась война, он бежал из Германии в Бельгию, затем в Англию, откуда русское посольство отправило его в Россию. Он поступил в военно-морской флот в качестве морского летчика. Во время революции А.М. вступил вбелые войска и в качестве летчика участвовал в гражданской войне. После окончания гражданской войны отступил с армией и попал в Шанхай, где работал инженером в шанхайской Электрической компании (1922-1927). В 1927 г. уехал в США, работал там инженером в Дженерал Электрик. В 1932 г. получил американское гражданство. В 1944 г. организовал предприятие «Ампекс» (название произошло от А (лександр) М(атвеевич) П(онятов), а Екс было лицо, давшее капитал) для изготовления радаров для военно-воздушных истребителей, а в 1946 г.. когда закончились военные контракты, он перевел предприятие на производство звукозаписывающих аппаратов. А.М. усовершенствовал модель магнитофона для записи на ленты, которую продавал по 4000 долларов. Его первым покупателем и представителем был Бинг Кросби. Высокое качество магнитофонной запаси на аппаратах Понятова произвело революцию в области звукозаписи, и «Ампекс» превратился в международное многомиллионное предприятие. А.М. повел дело так талантливо, что Ампекс открыл свои фабрики почти во всем мире. Обороты этих фабрик были миллиардными. В 1956 г. «Ампекс» выпустил первые аппараты видеозвуковой записи, изменившие систему телевидения. В 1968 г. А.М.Понятое получил медаль за высшие достижения в области электроники от Американской Электронной Ассоциации. В последние годы А.М. сократил свое активное участие в «Ампексе» и отдавал много времени и средств для благотворительной работы. Он был председателем Общества друзей дома Св. Владимира, доверенным Кулаевского фонда, председателем Общества русских летчиков в США. Его благотворительная деятельность была очень широка, особенно он поддерживал церковь и молодежь. Много помогал отдельным группам и лицам, занимавшимся медицинскими изысканиями, особенно в области предохранительной медицины. В своей личной лаборатории в г. Sunnyvale(около Пало Альто)он изучал и производил опыты, главным образом, для применения электроники в помощь медицине, в борьбе с нездоровыми биологическими явлениями в организме человека. А.М. никогда не забывал своего русского происхождения, принимал на работу в «Ампекс» русских инженеров-эмигрантов и оставался русским патриотом. Скончался после долгой болезни в возрасте 88 лет. Вдова: Елена Александровна. Русская жизнь. – Сан -Франциско, 1980, 29 окт. Русская жизнь. – Сан -Франциско, 1980, 6 нояб. Авт. некр. Н.А. Стефановский Александр Матвеевич - действительно морской летчик, воевавший в Народной армии на Волге, и, судя по всему, в армии Колчака. Вот только полковником он не был. Видимо, журналисты произвели для солидности. Из статьи американского авиационного инженера русского происхождения, историка Русского флота и авиации Бориса Вячеславовича Драшпиля "Краткий обзор авиации в Российском Императорском флоте(1890-1917)" См.:http://www.xxl3.ru/kadeti/rus_mor_avia.htm "К июню [1916 г.] прибыл [в Воздушную дивизию Балтийского флота] новый контингент летчиков из Школы Морской авиации в Баку. Среди прибывших были: Алферьев, Изверков, Иванилов, Микоев, Миссинский, Понятов, Румянцев и Шитаков". Т.е., А.М. Понятов в ПМВ был морским летчиком, окончившим в 1916 г. Школу морской авиации в Баку. Воевал в составе Балтийского флота. По информации российского историка авиации, уважаемого Марата Хайрулина подпоручик Понятов по данным на август-сентябрь 1918 г. воевал с красными на Волге в качестве военного летчика в составе 8-го авиаотряда Народной армии. См.: Марат Хайрулин. Бои за Казань (август-сентябрь 1918 г.). Хроника действий авиации// Доклады Академии военных наук, № 5(29), 2007 г. Гражданская война в России (1917-1922). Взгляды и оценки через 90 лет.http://www.retroplan.ru/encyclopaedia.html?sobi2Task=sobi2Details&catid=43&sobi2Id=764 В статье приведены документы, иллюстрирующие боевую работу летчиков Народной армии во время боев за Казань. Понятов упоминается в них неоднократно.

barnaulets: Вот интересно - почти все упоминавшиеся в этой ветке эмигранты, а также советские ученые с белогвардейским прошлым в другой теме - либо моряки, либо связаны с флотом. Тенденция однако

barnaulets: Имена Сикорского, Захарченко, Понятова, Зворыкина и многих других русских эмигрантов, прославивших русское имя за рубежом (приведенный выше список можно продолжать бесконечно), на мой взгляд, лишнее подтверждение того огромного потенциала, который стоял за белым движением. Сколько молодых талантливых военных, ученых, инженеров и "инженеров человеческих душ", которые могли принести огромную пользу России, мы потеряли. А сколько таких потенциальных Сикорских и Зворыкиных сложили свои головы в боях, умерли в тифозных бараках, были расстреляны за службу в белой армии и просто за то, что были офицерами. Сколько оставшихся в Советской России, не смогли из-за своей "непрвильной" биографии и происхождения реализовать свой потенциал, были расстреляны, умерли в лагерях, либо просто сгинули в безвестности. Лишь единицы из них, такие как упоминавшиеся Зубов, Лаппо, Шахов и некоторые другие, смогли вписаться в систему и принести ощутимую пользу России. А сколько еще талантливых людей, выброшенных в эмиграцию без средств к существованию, знания языка, точно также не смогли приспособиться к чужой для них среде и тоже в общем-то сгинули в неизвестности, либо растратили себя на чуждые русскому делу задачи, поливая своей кровью поля Китая, Испании, Югославии и т.д. за чужие интересы. Так что рассуждения некоторых коллег о благотворности революции 1917 года и революций вообще (я не говорю об их исторической обусловленности - к сожалению истории без революций не бывает), на мой взгляд, абсолютно неверны. Да, революция в России, открыла "социальный лифт" многим выходцам из народа. Но что, сын крестьянина Понятов - это не народ? Да и сколько сил и средств пришлось потратить молодому советскому государству на то, чтобы создать с нуля новую военную, научную, техническую элиту, по сути изобретая заново велосипед. Тем более, что зачастую критериями отбора в эту элиту были не способности, а рабоче-крестьянское происхождение и правильное понимание генеральной линии, в результате чего на вершине оказывались такие деятели как Трофим Лысенко. Очень обидно, что в наше время, в других политических и социальных условиях, ситуация повторяется. Русские умы работают на интересы Америки и других стран, международных концернов, либо, не имея возможности реализовать себя внутри страны, растрачиваются понапрасну на всякую ерунду. Бал же правят "эффективные менеджеры"-всезнайки, по уровню развития - близнецы-братья упомянутого Лысенко, только заточенные на "заколачивание бабла". Какой-то порочный круг. Пошу прощения, что опять сбился на "политический топик"

barnaulets: Подробная статья о судьбе сына адмирала С.О. Макарова - Вадиме Степановиче Макарове, старшем лейтенанте колчаковского флота, активном участнике боев на Восточном фронте в составе Камской и Обь-Иртышской флотилий, также ставшем в Америке известным инженером-изобретателем, имевшем более 20 патентов (в частности изобрел и внедрил в производство алмазное сверло для бурения нефтяных скважин), а также успешным предпринимателем. (Илья Куксин. "Вадим Макаров"//Нева, 2007. №10) http://magazines.russ.ru/neva/2007/10/ku19.html

barnaulets: http://www.pravda.ru/world/asia/fareast/07-01-2011/1062618-mrachkovsky-0/ [BR]http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1294385940 О судьбе генерала китайской службы, героя обороны Шанхая в 1937 г. и резидента китайской разведки, сибирского казака Иннокентия Сергеевича Мрачковского, погибшего 70 лет назад в оккупированном японцами Шанхае. В статье рассказывается только об эмигрантском периоде его жизни. Может у кого-то есть о нем дополнительная информация?

barnaulets: Еще два питомца Морского училища во Владивостоке, внесших значительный вклад в американское авиастроение: ИСЛЯМОВ ИЛЬЯ ИСХАКОВИЧ /28.06.1899, Кронштадт, Россия - США/, авиационный инженер. Сын известного русского гидрографа, сподвижника адмирала Макарова, генерала И.И.И. Отец был мусульманином, мать (В.А.Паннаш) - лютеранкой, а сам И. крещен по православному обряду. В детстве юнгой принимал участие в полярных экспедициях отца, водружал русский флаг на Земле Франца-Иосифа. В 1916 г. окончил Петроградское коммерческое училище и поступил в Морской кадетский корпус. Летом 1917 г. проходил практику на крейсере Балтийского флота, а в октябре вместе с другими учащимися Корпуса был направлен для продолжения учебы в эвакуацию во Владивосток. Во время революционных событий 1917 г. вместе с другими гардемаринами И. участвовал в захвате вспомогательного крейсера "Орел" и изгнании с него революционно настроенных матросов. На крейсере ушел во Вьетнам. После прихода к власти белогвардейского адмирала А.В.Колчака вернулся во Владивосток, где продолжил учебу в Корпусе, воевал с "красными" партизанами в Приморье. После восстановления на Дальнем Востоке в 1920 г. советской власти И. отправился вместе с другими гардемаринами на "Орле" в Европу, и во время стоянки в Калькутте произведен в первый офицерский чин мичмана. После продажи в 1921 г. крейсера "Орел" И. работал таксистом в Каире, но через год перебрался к отцу в Стамбул, а оттуда в июле 1923 г. вместе с братом - в США. Первое время он работал в Нью-Йорке рабочим на кондитерской фабрике, посыльным, барменом и шофером. Одновременно учился в Ренсселаеровском политехническом институте. Получив в 1925 г. диплом инженера по электротехнике И. работал на строительстве электростанции в штате Нью-Джерси, но вскоре перешел в компанию Эдисона в Нью-Йорке. В то же время молодого инженера все больше привлекала авиация. Его старший брат был одним из ближайших сподвижников И.И.Сикорского. Летом 1926 г. И. оставил фирму Эдисона и по приглашению своего товарища и однокашника по Морскому корпусу К.Л.Захарченко перешел работать конструктором на небольшую авиационную фирму "Кейз Эркрафт" на Лонг-Айленде, где они вместе строили 2-моторный биплан по заказу эксцентричного миллионера Ч.Левина. Из-за причуд заказчика аппарат достроен не был, фирма закрылась. В начале 1927 г. И. поступил на "Сикорский Мэньюфекчуринг", где был ведущим инженером по модификации амфибии S-36 и бомбардировщику S-37. В самый разгар работ по новой перспективной амфибии S-38 он поссорился с начальником производства фирмы и в мае 1928 г. покинул фирму Сикорского. По приглашению Д.Белланка И. переехал в Нью-Кастл (штат Делавар), где в фирме "Белланка Эркрафт" занял должность ведущего конструктора по самым перспективным моделям фирмы - высокопланам с несущими подкосами "Пейсмейкер" и "Скайрокет". Аппараты пользовались огромным успехом не только у владельцев авиалиний, но и у летчиков-спортсменов. На них было сделано много выдающихся перелетов, в подготовке которых непосредственное участие принял И. После реорганизации фирмы в 1932 г. он стал начальником планово-коммерческого отдела. Благодаря своим незаурядным организаторским способностям, И. в 1937 г. был назначен начальником производства "Белланки Эркрафт". Ему удалось успешно внедрить в производство новые модели самолетов фирмы и обеспечить поставки заказчику, несмотря на жесткие сроки и условия. Когда в начале второй мировой войны гражданские заказы фирме резко упали, И. обратился к субподрядам и быстро перестроил предприятие на выпуск новых видов авиационной техники. Благодаря ему, "Белланка" стала крупнейшим в США производителем авиационных турелей, которые устанавливались не только на самолетах, но и на сухопутной технике. Фирма получила крупный подряд на строительство учебных самолетов для подготовки бортстрелков. В июле 1944 г. президент Д.Белланка назначил И. вице-президентом и генеральным менеджером, т.е. 2-м человеком на фирме. Однако по окончании войны, когда объемы производства резко упали, Белланка начал тяготиться тяжелым характером своего заместителя, и И. пришлось покинуть фирму, которой он отдал 18 лет жизни и которая была ему обязана своим становлением и благополучием. Во второй половине 40-х гг. И. занимал руководящие должности на фирме "Фейрчайлд Эркрафт" и авиакомпании "Транс Уолд Эрлайнс". В 1951-1958 гг. он работал начальником конструкторского бюро, а затем вице-президентом фирмы "Людвиг Хонолд" в Пенсильвании, занимался освоением новых авиационных материалов и их применением в конструкции летательных аппаратов. Потом И. перешел на фирму "Хайез", где руководил разработкой оборудования, предназначавшегося для хранения, сборки, отладки и запуска баллистических ракет "Сатурн", "Паларис" и "Першинг", а также исследованиями по новым композиционным материалам. С 1963 г., будучи уже на пенсии, он работал консультантом по новым материалам и технологиям в Маршаловском центре космических исследований в лаборатории инженерного производства. За годы работы в ракетно-космической промышленности И. опубликовал 37 научных отчетов. http://www.ihst.ru/projects/emigrants/isliamov.htm НИКОЛЬСКИЙ АЛЕКСАНДР МИХАЙЛОВИЧ (23.10.1902, Курск — 1963, США) — конструктор в области вертолетостроения. Из дворянской семьи, учился в московской гимназии, из которой перешел в Морской кадетский корпус. Осенью 1917 корпус был эвакуирован из Петрограда во Владивосток. Подобно большинству гардемарин и кадетов Никольский воевал на стороне Колчака против советской власти на кораблях Сибирской флотилии и в сухопутной артиллерии. По отзывам лиц, хорошо знавших Никольского, его главными принципами были “честь и отвага”. В 1920 вместе с группой гардемарин и кадетов он захватил во Владивостоке корабль, на котором уплыл в Японию. Продав там корабль, молодые люди намеревались отправиться к генералу Врангелю, но не успели. Крым пал, когда Никольский с друзьями были еще в Каире. Русская эмиграция в Париже выделила Никольскому финансовую помощь для поступления на учебу в Сорбонну; в 1924 он получил диплом по математике, через два года — по физической механике. Кроме того, Никольский сдал экзамены на инженера-механика и инженера-электрика, однако, перспектив применения своих знаний во Франции он не видел. Поэтому в 1928 он завербовался в качестве матроса на судно, идущее за океан. Сойдя на берег в Филадельфии, Никольский направился в Бостон, где, опять с помощью русской эмиграции, поступил в Массачусетский технологический институт. Окончив в 1929 аэродинамическое отделение института, поступил в фирму И.Сикорского инженером-специалистом по расчету на прочность конструкций. В этой русской фирме он проработал 13 лет, пройдя путь от инженера до заместителя главного конструктора. В 1937 вместе с рядом др. русских эмигрантов — ведущих специалистов фирмы Сикорского — получил американское гражданство. Никольский входил в небольшую группу верных соратников Сикорского, которая в 1938 приступила к созданию нового для того времени типа летательного аппарата — вертолета. В скором времени Никольский стал крупнейшим специалистом в различных областях науки о вертолетах. Однако лишения в молодости и напряженная работа подорвали здоровье ученого; в 1942 ему пришлось покинуть фирму Сикорского и перейти на преподавательскую работу в Принстонский университет. Через два года Никольскому было присвоено профессорское звание. Русскому эмигранту удалось первому в мире организовать подготовку специалистов-вертолетостроителей с высшим техническим образованием, развернуть в Принстоне фундаментальные теоретические и экспериментальные исследования по аэродинамике, динамике полета и прочности винтокрылых летательных аппаратов. Большую помощь в этом ученому оказал Сикорский. В 1944 вышла книга Никольского. “Заметки по теории проектирования вертолетов”, ставшая первым учебником по новой специальности. Ею пользовались не только студенты, но и гражданские и военные специалисты, осваивавшие новый вид авиационной техники. В следующем году книга была переиздана. Вскоре Никольский пришел к выводу, что изложенный в книге анализ нагрузок на лопастях несущего винта неудобен для практического использования ив 1947 подготовил новое исследование по данному вопросу. В 1951 был опубликован фундаментальный труд Никольского. “Вертолетный анализ”, впервые комплексно охвативший все разделы науки о винтокрылых летательных аппаратах: проектирование, аэродинамику, динамику полета и прочность. Особое внимание автор уделил исследованию характеристик вертолетов в разных режимах полета, математическому анализу динамической устойчивости и управляемости винтокрылых аппаратов, вопросам обеспечения прочности лопастей. Монография не только охватывала все основные аспекты теории нового вида авиационной техники, но и давала методику решения главных проблем. С этой книги многие вертолетостроители начинали постижение основ своей профессии. Никольский был убежден, что аналитическая оценка феномена полета винтокрылого аппарата при всей своей важности не дает исчерпывающего и окончательного результата, особенно в вопросах, касающихся его динамики и пилотажных характеристик, и требует также всесторонней экспериментальной проверки. “Не доверяй каким-либо вычислениям, пока они не сопровождены хотя бы простым физическим объяснением и не подтверждены результатами ряда испытаний, предпочтительно на разных экспериментальных стендах”, — учил Никольский своих студентов и аспирантов. Ученый заслужил славу не только блестящего аналитика, но и выдающегося экспериментатора. Под его руководством в Принстонском университете было создано уникальное оборудование для экспериментальных исследований по вертолетной тематике. Во 2-й половине 40-х построена многоэтажная “Башня Никольского” для всесторонних исследований режима авторотации несущих винтов, а в 50-х — знаменитый “Принстонский трек”, представляющий собой длинный (ок. 250 м) корпус-коридор, внутри которого с большой скоростью движется по рельсам тележка с испытываемой моделью. Оснащенный уникальным оборудованием, обеспечивающим испытания в условиях, максимально приближенных к реальному полету, трек широко используется и в настоящее время для исследований различных вопросов, связанных с полетом вертолетов. Фундаментальные разработки, проведенные Никольским в “Башне” и на “треке”, получили отражение в его многочисленных статьях и отчетах. Под его руководством были созданы также испытательные стенды для изучения индуктивных потоков под несущим винтом. Отчеты об этом внесли важнейший вклад в современные представления о вихревой теории несущего винта. Параллельно с экспериментальными исследованиями на моделях Никольский занимался и совершенствованием методик летных испытаний по динамике полета вертолета. Вопросам динамической устойчивости винтокрылых летательных аппаратов был посвящен ряд его последних работ, Помимо основной специальности — вертолетостроения, ученый занимался исследованиями вопросов динамики и аэродинамики самолетов, консультировал вертолето- и самолетостроительные фирмы. Никольским были подготовлены многочисленные специалисты-вертолетостроители. Его ученики занимали высокие посты в промышленности и на государственной службе, были профессорами университетов. Ученый неоднократно выезжал для чтения лекций в др. американские и зарубежные научные и учебные заведения. Он состоял в числе советников президента США, военного и морского министерств, НАСА и др. государственных и общественных организаций. В память о выдающемся ученом Американское вертолетное общество учредило “Мемориальную лекцию Никольского”, которой Общество награждает выдающихся ученых в области вертолетостроения за научные работы, представляющие “высочайшие идеалы и достижения в области проектирования и постройки вертолетов...”. Первым такой награды удостоился в 1981 крупнейший американский ученый в области проектирования вертолетов В.Степневский, уроженец Каменец-Подольского. Источник: Русское зарубежье. Золотая книга эмиграции. Первая треть ХХ века. Энциклопедический биографический словарь. М.: Российская политическая энциклопедия, 1997. – С.459-461. http://aleho.narod.ru/book/nikolsky.htm

barnaulets: АРНАУТОВ Виктор Михайлович (Arnautoff V.) 11 ноября 1896 (с. Успеньевка, Токмакский район, ныне Запорожская обл.) – 22 марта 1979 (Ленинград). Живописец, график. Сын священника. Юность провел в Мариуполе, окончил гимназию, брал платные уроки рисования у художника В. П. Тарасова. В 1914 окончил Елизаветградское кавалерийское юнкерское училище и ушел на фронт младшим офицером эскадрона Литовского уланского полка. Награжден Георгиевским крестом. В октябре 1917 был избран командиром эскадрона. В начале 1918 демобилизовался и поселился в Симбирске, откуда вновь был мобилизован в белую армию и отступал с ней до Сибири и Дальнего Востока. В 1920 эмигрировал в Харбин. Зарабатывал иконописью и росписью шкатулок. Одновременно учился в студии «Лотос» у бывших преподавателей Екатеринбургского художественного училища М. А. Кичигина и А. А. Бернардацци. Работал кавалерийским инструктором у маршала Чжан Цзо-лина в Мукдене (1923–1925). Женился на дочери помощника военного атташе Л. В. Блонской, имел от нее трех сыновей (Михаил, Василий и Яков). В 1925 отправился в США и поселился в Сан-Франциско. Учился в Калифорнийской художественной школе у Г. Пьезони, Р. Стакпола и Л. Рандолфа. Увлекшись фреской уехал совершенствовать свое мастерство к Диего Ривере в Мексику. В 1929–1931 под его руководством работал в Мехико над фресками для здания Министерства здравоохранения, Национального и Губернаторского дворцов. Вернувшись в США, начал работать самостоятельно. Исполнил настенные росписи для клиники в Пало-Альто, шт. Калифорния (1932), Школы им. Дж. Вашингтона (1936), Мемориальной башни в честь пожарных – героев землетрясения 1906 в Сан-Франциско (Coit Tower, 1934–1938). Занимался станковой живописью и графикой. Провел персональные выставки в Сан-Франциско (1933, 1934, 1935 и 1938), Стоктоне и Трентоне (1936), Стэнфорде (1939). Участвовал в международных выставках в Нью-Йорке (1938) и Сан-Франциско (1940), в выставках Художественной ассоциации Сан-Франциско (1937, 1938 и 1946). В начале 1930-х преподавал в Калифорнийской художественной школе, с 1936 в течение 25 лет – на факультете искусства и архитектуры Стэнфордского университета. С 1938 состоял членом Коммунистической партии США. В 1941–1945 возглавлял Русско-американское общество по оказанию помощи Красной Армии. Старший сын Михаил сражался с фашистами во Франции. В 1949 принимал участие в Конгрессе сторонников мира в Мехико. В 1950-е входил в группу Graphic Workshop в Сан-Франциско, объединявшую художников левых взглядов; в их числе участвовал в Выставке американских художников в Москве (1959). В 1961 в группе эмигрантов, возглавлявшейся генералом В. А. Яхонтовым, посетил СССР. В 1963, после трагической гибели жены (1961) и выхода на пенсию, вернулся на родину, принял советское гражданство и поселился в Жданове (Мариуполе). Осуществил ряд монументальных проектов: мозаики на боковом фасаде Дома связи (совм. с Г. Д. Приходько), мозаичное панно «От скифов к космосу» для здания аэровокзала (совм. с В. П. Павлюком) и др. Писал картины политического содержания: «Охотники за ведьмами», «Расстрел демонстрантов», «Безработная мать». Исполнил рисунки углем к «Братьям Карамазовым» Ф. М. Достоевского, ксилографии к нескольким книгам. Провел персональные выставки в Киеве (1964), Жданове, Горловке и Донецке (1965), участвовал в республиканских выставках в Киеве. В 1970 женился на ленинградской художнице и искусствоведе Н. В. Толепоровской (1930–1996). Последние годы жизни провел в пос. Вырица Ленинградской области. Был похоронен на Богословском кладбище в Ленинграде, в 1980 останки перезахоронены в Жданове. После смерти художника 19 его произведений были переданы вдовой в дар ГРМ. В 2008 мемориальная выставка состоялась в Музее-квартире И.И. Бродского в Санкт-Петербурге. Сын художника Яков Арнаутов (род. 1930) – американский живописец и скульптор. http://artrz.lfond.spb.ru/search/%D0%9A%D0%BE%D0%BB%D1%87%D0%B0%D0%BA/1804782450.html http://www.aaa.si.edu/collections/images/detail/brents-carlton-one-his-sculptures-11871 http://www.homeravenue.com/Victor_Arnautoff.htm http://www.promariupol.com/Content_134.html http://kritsoob.blogspot.com/2011/07/blog-post_10.html

barnaulets: Как я и предполагал, служил он в Симбирском уланском полку. Довольно подробная биография художника была когда-то выложена здесь: http://1914.borda.ru/?1-20-680-00000682-000-0-0-1161716857 Правда к его словам о том, что у белых он служил чуть ли не из-под палки, следует, на мой взгляд подходить критически. "Арнаутов Виктор Михайлович Родился в 1896 г. в Мариуполе. По другим данным 11.11.1896. Село Успениевка теперь-Запорожская обл., Украина - 22.03.1979.Посёлок Вырица, Гатчинский р-н, Ленинградская обл. Отец священник, мать – донская казачка. С возникновением войны в числе других гимназистов ускоренно был выпущен из гимназии и направлен в январе 1915 Елисаветградское кавалерийское училище. Прошел ускоренное девятимесячное обучение. Произведен в прапорщики. «По прибытии в действующую армию я был назначен младшим офицером первого эскадрона пятого уланского Литовского полка и находился в нем вплоть до заключения Брестского мира» На 1917 г.-поручик. В начале 1917 года «я на полгода был откомандирован в штаб кавалерийской бригады, ее спешенные части занимали окопы на берегу Двины. Мы стояли на хуторе Лукин Двор, в сосновом бору.» «Однажды в оборонительной операции мне пришлось взять на себя командование эскадроном попавшим в окружение.» …за умелые боевые действия был представлен к награде солдатским Георгиевским крестом». В октябре 1917 г. выбран командиром эскадрона. В апреле 1918 г. полк переведен для расформирования в Череповец. Поскольку в Мариуполе были немцы , по приглашению сослуживца Языкова еще с двумя однополчанами выехал в Симбирск. В Симбирске был мобилизован в РККА, в кавполк , который по указанию штаба 1-й армии формировал подполковник Ошанин. «Один эскадрон добровольцев был уже создан. На второй не хватало ни людей, ни оружия, ни коней. Так он (полк) и не стал боевой единицей». «Симбирск захватили белочехи. Всем офицерам предписали немедленно, под угрозой расстрела, явится на регистрацию. Собственно говоря, я и мои товарищи не собирались скрывать, что мы офицеры, а потому пошли регистрироваться. Командиром формировавшегося белыми полка оказался все тот же подполковник Ошанин. Он был не лишен хитрости и под различными предлогами, не вступая в бои, уводил полк на восток, к Омску». «Из – под Омска нас внезапно бросили под Екатеринбург. Завязались бои с Красной Армией». «Полк изрядно потрепали, и он начал стремительно откатываться дальше. Каждое утро не досчитывались солдат – полк таял.» «Чтобы быть ближе к границе, я попросил командования перевод в штаб корпуса, находящийся на станции Даурия. Ходатайство удовлетворили. В штабе меня назначили командиром взвода, в функции которого входила охрана штабных документов, денежного ящика». «Вместе со своим взводом я благополучно пересек китайскую границу, где нас и разоружили.»

barnaulets: В Харбине первоначально писал иконы, затем переквалифицировался в лепщика. С одним полковником –артиллеристом делал расписные шкатулки под Билибина. Одновременно учился рисованию в студии «Лотос» у М.А. Кичигина. По приглашению генерала Клерже поступил кавалерийским инструктором на конезавод маршала Чжан Дзо-лина в Мукдене. В Мукдене вступил в брак с Лидией Васильевной Блонской, дочерью помощника военного атташе Василия Васильевича Блонского. Последний дал деньги на учебу. Получив визу, в 1925 году выехал в Сан-Франциско где поступил в Калифорнийскую школу изящных искусств. Пот окончании школы и прибытии семьи, по совету Ральфа Стакпола поехал в Мексику к знаменитому художнику-монументалисту Диего Ривера (одному из основателей компартии Мексики) и стал его учеником. Общение с Риверой в значительной мере определило дальнейшее полевение Арнаутова. По возвращении из Мексики удачно выполнил ряд заказов принесших ему известность,и, в 1936 г., его пригласили стать преподавателем факультета искусства и архитектуры Станфордского университета, где преподавал почти четверть века. С началом войны был избран председателем Русско-американского общества по оказанию помощи Красной Армии и членом правления общества «Рашин Уор Релиф» (Помощь русским в войне). В декабре 1956 года побыл вызван в суд, где ссылаясь на пятую поправку к Конституции США, отказался давать показания членам комитета Конгресса по расследованию антиамериканской деятельности. Арнаутову удалось сохранить работу в Станфорде , поскольку незадолго лдотвызова с ним был перезаключен контракт и университету было невыгодно нарушать его и устраивать скандал с увольнением. Летом 1961 г. по предложению генерала Виктора Александровича Яхонтова совершил поездку в СССР. Осенью 1961 г была сбита автомобилем и умерла жена, в браке с которой имел трех сыновей- Михаила, Василия и Якова. В возрасте 65 лет ушел на пенсию, получив почетное звание «Заслуженного профессора». В мае 1963 года выехал на жительство в СССР, оставаясь американским гражданином.. Семь лет прожил в Мариуполе, где выполнил ряд монументальных работ, был членом Союза художников СССР. Женился на искусствоведе из Ленинграда Нонне Толепоровской. Затем проживал с женой в Ленинграде. Отказался о гражданства США по требованию американского консула. Написал книгу «Жизнь заново. Автобиографический очерк» вышедшую двумя изданиями. Умер в 22 марта 1979 года . Похоронен на Богословском кл., Ленинград. В 1980 году перезахоронен в Жданове (Мариуполе)" Информация с форума "Великая война 1914-1917" http://1914.borda.ru/?1-20-680-00000682-000-0-0-1161716857

barnaulets: Отец Виктора Михайловича, священник Михаил Васильевич Арнаутов (1872-1938) был расстрелян в период массовых репрессий. Более подробно о нем: click here click here Брат: Арнаутов Евгений Михайлович Родился 22.12.1898 в с.Стародубовув Мариупольского у. Сын священника. Александровская гимназия в Мариуполе(1917). Гардемарин Отдкльных гардемаринских классов. В плавании на вспомогательном крейсере "Орёл" В белых войсках Восточного фронта; с 1 дек1918 в Морском уч-ще во Владивостоке. Эвакуирован 31 янв1920 на "Орле". Корабельный гардемарин (02.04.1920 в Сингапуре). 27 окт1920 прибыл в Русскую армию в Севастополь на посыльном судне "Якут". Мичман (10.12.1920). Эвакуирован с флотом в Бизерту, окончил артиллерийский класс. На 25.04.1921 в составе русской эскадры в Бизерте. В эмиграции в Чехословакии, банковский служащий. Умер 31 окт1939 в Праге. Жена Елена Михайловна. (Волков С.В Офицеры Флота и Морского Ведомства М.2004)

ГончаровЮ.И.: Пытаюсь определить где находится архив ещё одного штабс-капитана:Калашникова Николая Сергеевича (17.05.1888- 18.08.1961)-о нем уже писал здесь А.Краснощеков.Интересно что его книги издавались 98 раз , на 10 языках, тиражем ок 1,5 млн.экземпляров и ни разу на русском. Ни в одном из изданий его фото нет.

ГончаровЮ.И.: Это Элизабет Лоуренс Калашникофф (27.05.1904-11.06.1985)

barnaulets: Сын генерала А.С. Бакича БАКИЧ Михаил Андреевич 29 января 1909 (Владивосток) – 15 ноября 2002 (Сидней). Инженер-архитектор, художник. С 1910 жил с родителями в Никольск-Уссурийске. Отец Андрей Степанович Бакич, кадровый военный, после революции вступил в Белую армию, в звании генерала-лейтенанта командовал 4-м Оренбургским армейским корпусом, в 1922 был расстрелян. В 1923 мать с тремя детьми эмигрировала в Китай. С золотой медалью окончил в Харбине реальное училище, затем – инженерно-строительный факультет Харбинского политехнического института (1933). В 1934–1936 работал проектировщиком в строительной конторе А. Г. Чибуновского, архитектором при возведении отеля «Нью-Харбин» и реконструкции отеля «Модерн». С 1938 жил и работал в Чанчуне, после окончания 2-й Мировой войны – снова в Харбине. Автор памятников советским воинам, погибшим в Китае – в Харбине, Чанчуне, Мукдене, памятника защитникам Харбина от наводнения (1958). Архитектор фирмы «Чурин и Ко» (1940), главный архитектор общественных зданий проектного департамента Хэйлунцзянской провинции (1951–1958). Один из основных авторов крупного комплекса зданий Северо-Восточной сельскохозяйственной академии (1951–1955), промышленной выставки и дворца молодежи на берегу Сунгари (1955–1958), комплекса Северо-Восточной лесной академии (1955–1958; Славянский городок). С 1958 жил и работал в Австралии (Сидней), имел архитектурную лицензию. Автор комплексов почт и телефонных станций (1958–1976), а также двух православных часовен-памятников на Русском кладбище Руквуд (Rookwood). Почетный член Королевского Австралийского института архитекторов (1983). В 1976 вышел на пенсию, стал активно заниматься живописью, особенно акварелью. Был членом Королевского художественного общества и Общества русских художников (с 1992). Участвовал в выставках в Сиднее. Похоронен на кладбище Руквуд в Сиднее. http://artrz.lfond.spb.ru/menu/1804656749/1804818969.html



полная версия страницы