Форум » Персоналии » Летчики армии Колчака » Ответить

Летчики армии Колчака

barnaulets: Мне кажется, пора создать и такую тему. Материал про летчиков Белой армии в Сибири разбросан по разным темам и разделам форума. Наверное, лучше будет свести их всех в одном месте. Предлагаю все, что касается пилотов, и вообще людей связанных с авиацией, размещать здесь.

Ответов - 299, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 All

Oigen Pl: Кукуранов Александр Петрович, род. 5.01.1893 в г. Казань, русский, из дворян. Окончил Морской корпус (1914). Корабельный гардемарин (03.05.1914). Мичман (16.07.1914). Зачислен в 1-й Балтийский флотский экипаж (23.07.1914). Эскадренный миноносец «Туркменец» (?). Награжден орд. Св. Станислава 3-й степ. с мечами и бантом (03.05.1916), Анны 4 ст. (04.05.1916). Лейтенант (06.12.1916). Командир 8-го авиаотряда 2-й авиагруппы Народной армии (Пр. № 3 от 16.08.1918). Летчик РККА. Контролер завода № 23. Арестовывался в 1924, 1931 и 1933 гг. Вновь арестован 23 февраля 1938 г. Перед арестом - ст. техник ЦНИИ лесосплава, проживал: г. Ленинград, Пролетарский пер., д. 7, кв. 10. Особой тройкой УНКВД ЛО 14 октября 1938 г. приговорен по ст. ст. 58-6-9-11 УК РСФСР к высшей мере наказания. Расстрелян в г. Ленинграде 21 октября 1938 г. Из журнала полетов 8-го авиаотряда Народной Армии за 22 августа 1918: «1. Лейтенант КУКУРАНОВ, подпоручик ПОНОМАРЕВ, аппарат «Лебедь-12». Задание: разведка, 17.05-18.10, 700 м., 1 ч 05 мин. Маршрут: ст. Высокая Гора, Владимирск, обратно Богородское и Ивановское. Результаты: «На ст. Высокая Гора замечено 2 состава, в с. Ивановском несколько подвод». Из журнала полетов 8-го авиаотряда Народной Армии за 26 августа 1918: «1. Лейтенант КУКУРАНОВ, подпоручик ПОНОМАРЕВ, аппарат «Сопвич». Задание: разведка, 15.10-15.55,600 м, 45 мин. Результаты: "На ст.Высокая Гора обнаружен состав, к Высокой Горе от Казани подходил автомобиль". 2. Лейтенант КУКУРАНОВ, подпоручик ПОНОМАРЕВ, аппарат «Сопвич». Задание: разведка, 17.10-17.20, 10 мин. Результаты: "Близ земледельческого участка на р. Н.Услон аппарат разбился"» Из журнала полетов 8-го авиаотряда Народной армии за 1 сентября 1918: «Лейтенант КУКУРАНОВ, подпоручик ПОНОМАРЕВ, аппарат «Лебедь-12». Задание: разведка ст. Высокая Гора, 10.15— 11.05, 600 м, 50 мин. Результаты: «На ст. Высокая Гора сброшены 3 бомбы. Аппарат был обстрелян артиллерией противника около ст. Чебоксы»» Из журнала полетов 8-го авиаотряда Народной армии за 9 сентября 1918: «1. Лейтенант КУКУРАНОВ, капитан ПОПОВ, аппарат «Лебедь-12». Задание: разведка района Верхнего Услона, 7.31-7.56,25 мин. Результаты: «Сброшены 3 пудовые бомбы; 2 бомбы в баржу к югу от Верхнего Услона и 1 бомба в пароход у Верхнего Услона». <...> 3. Лейтенант КУКУРАНОВ, капитан ПОПОВ, аппарат «Лебедь-12». Задание: разведка района В. Услона и Печищи, 9.20-9.45, 25 мин. Результаты: «Сброшены 3 пудовые бомбы; 2 бомбы у В. Услона и 1 бомба в баржу к западу от пристаней на устьи». (Выбрано отсюда - http://www.retroplan.ru/encyclopaedia.html?sobi2Task=sobi2Details&sobi2Id=764) В 1919 г. по предложению летчика А. П. Кукуранова была сделана модификация серийного гидросамолета М-9 под двигатель «Сальмсон» в 130 л. с. (эти двигатели имелись в запасе). Были сделаны новые крылья более толстого профиля и проведены мелкие улучшения. По свидетельству В. Л. Корвина, летавшего на этом самолете в 1921 г., он во многих отношениях был лучше серийного с двигателем «Сальмсон» в 150 л. с. - http://clubs.ya.ru/sea-legend/replies.xml?item_no=6623 Возможно родители? Супруги КУКУРАНОВЫ П.С. и Л.С.: КУКУРАНОВ Петр Сергеевич. Родился в 1865 (дворянин и помещик). Окончил Казанский университет, непременный член уездного (?) по крестьянским делам присутствия. Заведующий канцелярией в отделе народного здравия и общественного призрения в Министерстве внутренних дел, статский советник. Женат на Любови Сергеевне Кукурановой, семье — сын Николай (к 1917 — офицер лейб-гвардии Семеновского полка, воевал в вооруженных силах юга России, убит). В 1920-х — работал в советских учреждениях Ленинграда. В марте 1935 — выслан с женой в Астрахань на 5 лет, в декабре 1935 — находился там же. ГАРФ. Ф. Р-8409. Оп. 1: Д. 1396. С. 192, 194-195. Казанское дворянство 1785-1917. forum.vgd.ru›Сословия›15581/610.htm… КУКУРАНОВА Любовь Сергеевна. Родилась в 1872. Вышла замуж за Петра Сергеевича Кукуранова, статского советника, в семье — сын Николай (к 1917 — офицер лейб-гвардии Семеновского полка*, воевал в вооруженных силах юга России, убит). В 1930-х — проживала с мужем в Ленинграде, занималась домашним хозяйством. В 1932 — арестована и заключена в тюрьму, но позднее по ходатайству Помполита освобождена. В марте 1935 — выслана с мужем в Астрахань на 5 лет. В декабре 1935 — находилась там же. ГАРФ. Ф. Р-8409. Оп. 1: Д. 878. С. 40-44; Д. 1396. С. 192, 194-95. http://pkk.memo.ru/page%202/KNIGA/Ku.html *Сослуживец Тухачевского, штабс-капитан, командир 16-роты. В полку до 29.11.1917

Сибирецъ: Коллега Oigen PL

barnaulets: мир пишет: Русский корпус? Ну да, это меняет дело. Понимаю Вашу иронию. Но поверьте, разница между Русским корпусом и армией "Независимого государства Хорватия" есть и немалая, так же как между четниками Михайловича и партизанами - хотя и те и другие были против немцев.


Oigen Pl: barnaulets пишет: четниками Михайловича и партизанами - хотя и те и другие были против немцев. Есть несколько опубликованных вполне дружеских впечатлений ветеранов Русского корпуса от встреч и взаимодействия с четниками, например у Вертепова: "Дней через десять после заключения договора четники дали знать, что их силы в горах южнее Валаконье ведут бой с превосходящими их силами партизан, и просили помочь им патронами. 2-я рота, во главе с лтн. Рышковым, была, с дополнительным запасом патронов, выслана на помощь четникам. Рота присоединилась к отряду четников уже в темноте на оборонительном рубеже, на который они только что отошли под давлением пр-ка, и заняла участок на правом фланге. С рассветом партизаны продолжили наступление по всему фронту, используя свое численное превосходство, охватили оба фланга. Увидя выходивших из кукурузы партизан в 100 м за своим флангом, лтн. Рышков бросился с ротой на них в штыки. Ошеломленные внезапным появлением регулярной части, партизаны обратились в бегство, которое передалось и на другие участки. Четники перешли в контратаку и преследовали пр-ка на протяжении нескольких километров".

barnaulets: Там такой был винегрет, в котором разобраться, кто на чьей стороне - весьма непросто. По сути, кроме национально-освободительной борьбы, там во всю шла гражданская война всех против всех, вкупе с резней по национальному признаку.

barnaulets: Еще один авиатор (?), имеющий непосредственное отношение к Алтаю. ЗАНДРОК Николай Евгеньевич. Гардемарин Отдельных гардемаринских классов. В плавании на вспомогательном крейсере «Орел». В белых войсках Восточного фронта; с 28 фев. 1919 в Спасской авиашколе. Остался в СССР. Волков С. В. Офицеры флота и морского ведомства: Опыт мартиролога. - М. 2004г. Отец его, Евгений Николаевич Зандрок, был довольно известным на Алтае и за его пределами человеком - предпринимателем, экономистом, "одним из крупнейших специалистов страхового дела в России, талантливым организатором и пропагандистом пчеловодства на Алтае". Известным человеком был и дед Николай Филиппович Зандрок - близкий к писателю Н. Лескову, назначившему его одним из своих душеприказчиков. Более подробно: http://new.hist.asu.ru/biblio/sudbi/B4.html http://www.ap.altairegion.ru/267-05/gv.html Е.Н. Зандрок в 1933 г. проживал в Барнауле, где был арестован ОГПУ и осужден на 5 лет. • Зандрок Евгений Николаевич Родился в 1875 г., г. Санкт-Петербург; русский; Консультант планового отдела горисполкома. Проживал: г. Барнаул.. Арестован 24 января 1933 г. Приговорен: Особой тройкой при ПП ОГПУ по Запсибкраю 13 мая 1933 г., обв.: по ст. 58-10 УК. Приговор: к 5 годам лишения свободы. Реабилитирован 6 октября 1989 г. прокуратурой Алтайского края Источник: Книга памяти Алтайского края lists.memo.ru "Из архивно-следственного дела Евгения Зандрока удалось только установить, что в 1933 году Георгий (Юрий) Зандрок [один из сыновей Е.Н. Зандрока] жил в Париже, а Николай - в Харькове и был ректором института механизации и инспектором флота Черного и Азовских морей. Борис [еще один сын, брат Георгия и Николая] служил в Институте механизации лесного хозяйства в Харькове. Из Всероссийского мартиролога жертв политических репрессий известно, что Николай Евгеньевич Зандрок был впоследствии приговорен и находился в вологодских лагерях". http://www.ap.altairegion.ru/267-05/gv.html • Зандрок Николай Евгеньевич Родился 04.12.1898, Ленинград; ГЛАВНЫЙ ИНЖЕНЕР СУДОРЕМОНТНЫХ МАСТЕРСКИХ. Проживал: п. Абрам-Мыс Мурманской обл.. Арестован 22 июня 1938 г. УНКВД Мурманской Обл. Приговорен: Особым совещанием при НКВД СССР 29 сентября 1939 г., обв.: социально опасный элемент. Приговор: 5 ЛЕТ ИТЛ, ВЯТЛАг. Реабилитирован 11 апреля 1956 г. ВОЕННЫМ ТРИБУНАЛОМ СЕВЕРНОГО ВОЕННОГО ОКРУГА Источник: Книга памяти Вологодской обл. - подготовительные материалы • Зандрон Николай Евгеньевич Родился в 1898 г., г. С.-Петербург; русский; Мурманрыба, судомеханические мастерские, главный инженер. Проживал: г. Мурманск, пос. Абрам-Мыс.. Арестован 22 июня 1938 г. Приговорен: Особое совещание при НКВД СССР 29 сентября 1939 г., обв.: ст. 58-6 УК.. Приговор: 5 лет ИТЛ. Реабилитирован 11 апреля 1956 г. Военным трибуналом Северного военного округа. Источник: Книга памяти Мурманской обл. • Зандрок Николай Евгениевич Родился в 1898 г., г. Ленинград; ГЛАВНЫЙ ТЕХНОЛОГ ВОЛОГОДСКОГО МЕХАНИЧЕСКОГО ЗАВОДА. Проживал: г. Вологда Вологодской обл., В-Вологодское Шоссе, 22-А Кв. 2. Арестован 30 апреля 1949 г. УМГБ ВО Приговорен: Особым Совещанием при МГБ СССР 11 июня 1949 г., обв.: шпионская деятельность. Приговор: СОСЛАТЬ НА ПОСЕЛЕНИЕ В КРАСНОЯРСКИЙ КРАЙ, СЕЛО Б-Мурта Реабилитирован 11 апреля 1956 г. ВОЕННЫМ ТРИБУНАЛОМ СЕВЕРНОГО ВОЕННОГО ОКРУГА за отсутствием состава преступления Источник: Книга памяти Вологодской обл. - подготовительные материалы lists.memo.ru Кроме опечатки в фамилии (Зандрон), в информации с сайта "Мемориала" неверно указано место рождения Н.Е Зандрока. На самом деле он родился 4 декабря (ст. ст.) 1898 г. в Барнауле, в Одигитриевской церкви которого был был крещен 6 декабря 1898 г. http://www.ap.altairegion.ru/267-05/gv.html

barnaulets: Немного отходя от темы, но уж больно семья интересная. barnaulets пишет: в 1933 году Георгий (Юрий) Зандрок [один из сыновей Е.Н. Зандрока] жил в Париже Родился Георгий (Юрий) Зандрок, брат Николая Евгеньевича Зандрока, также в Барнауле 4 августа 1900 г., 6 августа был крещен в Одигитриевской церкви http://www.ap.altairegion.ru/267-05/gv.html ЗАНДРОК (урожд. княжна Оболенская) Ирина Владимировна (25 июля 1898, Псков — 1987, Франция), Дочь известного земского деятеля В.А.Оболенского, Муж — Ю.Зандрок, искусствовед. Масон. Вестник РСХД. — Париж, 1087, № 151. Незабытые могилы. Российское зарубежье: некрологи 1917-1997. Т.2. – М, 1999. – С.580 Отец Ирины Владимировны: Владимир Андреевич ОБОЛЕНСКИЙ Русский политический деятель, князь. Родился в семье чиновника Министерства финансов. Окончил гимназию Гуревича в 1887 г. и Естественное отделение Физико-математического факультета Санкт-Петербургского университета в 1891 г. В годы учебы активно участвовал в либеральном студенческом движении. В 1891 г. поступил на Юридический факультет, но оставил учебу и в 1893 г. поступил в Министерство земледелия и государственных имуществ, где служил в отделе сельской экономики и сельскохозяйственной статистики, участвовал в работе по оказанию помощи голодающим. С 1896 г. служил земским статистиком в Псковской губернии, затем заведующим статистическим бюро Орловской губернской земской управы. В 1903 г. был выбран гласным Ялтинского уездного земства и Таврического губернского земского собрания, редактировал и издавал газету «Жизнь Крыма». В 1904 г. вступил в Союз освобождения, за что по решению Министерства внутренних дел был уволен от должности гласного губернского земства. В 1905 г. вступил в Конституционно-демократическую партию, от которой в 1906 г. был выбран депутатом в I Государственную Думу. Подписал Выборгское воззвание и в 1907 г. на Выборгском процессе осужден на три месяца тюремного заключения и лишен избирательных прав. В 1914-1915 гг. заведовал санитарным отрядом Всероссийского союза городов, с 1915 г. работал в Петроградском комитете Земгора. В апреле 1918 г. избран председателем Таврической губернской земской управы. В ноябре 1920 г. с остатками Русской армии генерала П. Н. Врангеля выехал из Крыма в Турцию. Жил в Париже, работал в Российском Земско-Городском комитете помощи русским гражданам за границей. Сотрудник газеты «Последние новости». http://www.persons-info.com/index.php?kwdtranslit=izgnannik&sort=sa&sord=a&pid=73929 После революции Ирина Владимировна жила с семьей в имении «Саяны» [в Крыму, недалеко от Алушты ]. 9 февраля 1922 отправлена в Москву и заключена в Лефортовскую тюрьму, позднее переведена в тюремную больницу. В мае того же года освобождена. В 1925 вся семья Оболенских эмигрировала во Францию. Брат Ирины - Всеволод Владимирович стал скульптором. 20 сентября 1966 — скончался в Обители Покрова Пресвятой Богородицы. Ольга Владимировна скончалась в Тулоне 5 июля 1938 года. Ирина Владимировна вышла замуж за археолога Зандрока Е.Ю. [видимо опечатка]в 1926 году. В 1987— скончалась в Париже. Обречены по рождению…: По документам фондов: Политического Красного Креста, 1918–1922, Помощь политзаключенным, 1922–1937 / Сост.: Л. Должанская, И. Осипова.— СПб.: Изд-во журн. «Звезда», 2004. pkk.memo.ru›BOOKS/dvor/text.pdf ЗАНДРОК (урожд. княжна Оболенская) Ирина Владимировна (25 июля 1898, Псков – 1987, Муазне-ле-Гран, под Парижем, пох. на местном клад.). Педагог. Дочь Влад. А. и О.В. Оболенских, сестра монахини Бландины (А.В. Оболенской), Андрея В., Всеволода В., Льва В. и Сергея Оболенских, Л.В. Грудинской, Н.В. Келъбериной. В 1916 окончила Женскую гимназию княгини Оболенской. Работала в Москве в Румянцевской библиотеке. В эмиграции жила в Париже. Преподаватель математики. Занималась иконописью, расписывала яйца и иконы для Покровского монастыря в Бюсси-ан-От (деп. Йонна). В 1971 выступала на чествовании Б.К. Зайцева. В 1972 в «Русской мысли» опубликовала статью памяти С.Ю. Прегель. Российское зарубежье во Франции. Биографический словарь. 1919-2000. Т.1. М., 2008. http://dommuseum.ru/slovarx/person.php?id=5316 Инетресно, что ее муж в этот справочник почему-то не попал

Oigen Pl: Некий заключенный № 50493 Зандрок Евгений есть и в трофейных документах концлагеря Заксенхаузен. Имя лагерным писарем было написано на русский манер. Операторы ОБД-МЕМОРИАЛ.РУ перевели немецкое написание фамилии машинально на русский, забыв, что в немецком "S" произносится как наша "З": Номер записи 84355729 Фамилия Сандрок Имя Евгений Лагерный номер 50493 Лагерь конц. лагерь Заксенхаузен Судьба попал в плен Название источника информации РГВА Номер фонда источника информации 1367 Номер описи источника информации 2 Номер дела источника информации 25 http://www.obd-memorial.ru/Image2/imagelink?path=e9b84672-639a-4afe-83b9-db80f2e252eb

barnaulets: Возможно это сын Николая или Бориса Евгеньевича Зандрока. Учитывая имя, так почти наверняка.

barnaulets: Свои воспоминания о Николае Зандроке, относящиеся к его пребыванию в Вятлаге в конце 1941-нач. 1942 г. оставил прообраз солженицинского Сологдина (из романа "В круге первом") Дмитрий Михайлович Панин (Панин Д.М. "Лубянка-Экибастуз. Лагерные записки", изд. в 1973 г. в Париже) см. http://lib.rus.ec/b/256727/read#t21 "Моя конструкторская деятельность подходила к концу, и я уже начал подумывать о своей норке в электроцехе. Но вот неожиданно из управления приехал заключенный Зандрок. Распахнулась дверь, и вошел рослый, мужественный человек, в ладной, человекообразной одежде. Лицо его было высечено как бы из мрамора, смелые голубые глаза смотрели в упор, на голове — стальной ёжик седых волос. В Москве такие люди стали большой редкостью. Сняв шапку, он протянул нам руку: «Зандрок». Знакомимся. Какие мы были, по сравнению с ним, запущенные, обросшие, грязные! Светский, обходительный, ловкий, он был интересным собеседником, понимающим, с кем говорит, и очень всем понравился. Приехал он отремонтировать крупный дизель допотопной конструкции, у которого при перевозках была сорвана система зажигания. В тайге, почти без книг, без возможности получить консультацию, без образцов — такую работу сделать не просто. И меня сильно потянуло обратно в электроцех. Зандрок очень просто сумел переломить мое нежелание. — Наши товарищи на новом пятнадцатом лагпункте — а там был только лесоповал — сидят без света, у них нет бани, их заедают вши. Мы обязаны прийти им на помощь. Все было понятно без него, но новым прозвучало «наши товарищи», подразумевалось — «по несчастью». В разрозненности, разобщенности, взаимном недоверии лагерной жизни остались еще чувства к семье, ближайшей родне и нескольким друзьям. Все остальное было морем вражды, ненависти, предательства… И вдруг в его устах прозвучала давно уже забытая нотка, если не чувства братства, то хоть солидарности людей, находящихся в ужасном состоянии. И что-то во мне повернулось. Время страшное, да это только еще начало. Хватит хорониться! У кого короткий меч, подходи к опасности ближе, как требовал кто-то из цезарей в древнем Риме. А когда я узнал, еще, что на «пятнадцатый» попал мой «кореш» из Бутырок, вопрос был для меня окончательно решен. Я стал думать над конструкцией дизеля, и вскоре мы наладили систему зажигания..." "Таков был Зандрок, словно родившийся для подвигов. Весной 1942 года его по спецнаряду вызвали в Кировскую трудколонию срочно налаживать производство сухопутных мин. Больше десяти дней он ждал конвоя, и все это время проводил в нашей мастерской, в разговорах. Я старался с утра исполнить обязанности в цехе, чтобы потом уже не отрываться, и с упоением слушал этого великолепного рассказчика. На германскую он попасть не успел, но в 1917 году прекрасный, чистый юноша с возвышенными, благородными идеалами был уже юнкером где-то на востоке, кажется, в Казани. Училище целиком примкнуло к белогвардейцам, став одной из наиболее надежных частей Колчака. Описание сражений, в которых он принимал участие, было необычайно увлекательным. Их бросали туда, где требовались самоотверженность и героизм. Поражала его стойкость и верность идее Белого движения. После того, как чехи предали и выдали Колчака для расстрела красным, Зандрок остался в числе малочисленных соединений, которые сохранили боеспособность и вырвались в Монголию… Он описывал годы эмиграции, Китай, прием у Чан Кай-ши, где угощали изысканным лакомством — мозгами еще теплой обезьяны, — а также гостеприимство в Японии, невероятное, с точки зрения европейских обычаев. В Шанхае или Маньчжурии он устроился вполне сносно, но все время ему чего-то не хватало. Он возвращается добровольно в СССР, и за недопустимую доверчивость платит годами ссылок, тюрем, этапов, лагерей..." Видимо летчиком он все же не стал, иначе бы непременно об этом упомянул в разговоре, а Панин бы запомнил.

barnaulets: ЛУЧАНИНОВ Борис Нилович, р. 1888. В службе с 1906, офицером с 1910. Лейтенант, морской летчик, начальник авиации станции «Круглая бухта» в Севастополе. В белых войсках Восточного фронта. Расстрелян в феврале 1920 в Иркутске. Волков С. В. Офицеры флота и морского ведомства: Опыт мартиролога. - М. 2004 – С.284 Родился 06.01.1888 г. Уроженец г. Великие Луки Псковской губернии Мичман (1910). В Черноморском флоте с 05.05.1910 г. Произведен в лейтенанты 06.12.1913 г. Окончил Водухоплавательную школу Военно-Инженерного ведомства и Школу авиации в Каче Отдела Воздушного Флота. Морской летчик с 01.07.1914 г. В Первую мировую войну в авиации Черноморского флота. Старший лейтенант с 15.12.1917 г. Последняя должность в авиации Черноморского флота – начальник 2-го дивизиона Черноморской воздушной дивизии. http://kortic.borda.ru/?1-5-0-00000152-000-0-0

barnaulets: ЛЯПИДЕВСКИЙ Петр Федорович. Лейтенант. В белых войсках Восточного фронта. Участник Сибирского Ледяного похода. В эмиграции в Китае (Шанхай). Ум. после 15 мая 1934. Соч. (под псевд. Льдовский): Записки военного летчика. Шанхай, 1934; Голубой фоккер. Харбин, б.г. Волков С. В. Офицеры флота и морского ведомства: Опыт мартиролога. - М. 2004 – С.287 В 2008 г. его "Записки военного летчика" (судя по аннотации, состоящие из коротких рассказов), были переизданы издательством "Вече" в серии "Белогвардейский роман", вместе с романом "Секретный курьер" А.А. Гефтера, давшим название сборнику http://www.efronbooks.ru/en/catalogue/book/25517 Больше я про него ничего не нашел. Интересно, прославленному советскому летчику Анатолию Васильевичу Ляпидевскому, он просто однофамилец? Последний, кстати, тоже имел отнюдь не рабоче-крестьянское происхождение: Из справки в Википедии: "Родился 10 марта (23 марта по новому стилю) 1908 года в селе Белая Глина Ставропольской губернии в семье священника. Семья из династии священнослужителей Тульской губернии".

barnaulets: Возвращаясь к Герою Советского Союза Михаилу Сергеевичу Бабушкину Приказом Верх. Прав-ля и Верх. Глав-щего адмирала Колчака от 14 июня 1919 г. производятся из прапорщиков в подпоручики, числящиеся по инженерным войскам, Военно-авиационной школы инструктора, военные летчики Бабушкин (Михаил), Галецкий (Тадеуш), Арсеньев (Арсений), все трое - со старш-вом с 3 мая 1919 г. Про последнего не нашел никакой информации. А вот дальнейшая судьба подпоручика Галецкого известна: Галецкий Тадеуш Францевич. Род.1890, г.Люблин (Польша); поляк, б/п, обр. среднее, старший инспектор Управлевния авиации Осовиахима СССР, майор, прож. в Московской обл.: ст.Лосиноостровская, Раевский пер., д.3. Арест. 30.04.1938. Приговорен ВКВС СССР 27.09.1938 по обв. в участии в военно-фашистском заговоре. Расстрелян 27.09.1938. Реабилитирован 28.05.1957.

barnaulets: ТАРАКУС-ТАРАКУЗИО Тимофей Андреевич, р. 11 янв. 1887 в Ревеле. Санкт-Петербургский университет (не окончил), Константиновское артиллерийское училище 1915, Севастопольская авиационная школа 1916. Капитан авиации. В белых войсках Восточного фронта в авиации, 1922 на Сибирской флотилии. В эмиграции с 1923 в США, профессор. Ум. 4 мар. 1958 в США. Волков С. В. Офицеры флота и морского ведомства: Опыт мартиролога. - М. 2004 – С.465 Сведения о его службе у белых весьма противоречивы. ТАРАКУС-ТАРАКУЗИО Тимофей Андреевич (04.01.1897 – 04.03.1958), штабс-капитан (произведен в белых войсках Восточного фронта). Военный и морской летчик. Родился в Ревеле. Окончил авиашколу во Франции. С чином подпоручика зачислен в списки Псковского Добровольческого авиационного отряда (01.11.1918). После реорганизации переведен в Авиационный отдел СЗА (08.07.1919). Участвовал в боях на Петроградском фронте. К 9 октября 1919 года прибыл в Митаву в Западную Добровольческую армию генерал-майора П.Р. Бермондта-Авалова (1877 – 1945). В последующем – в войсках Восточного фронта. С лета 1921-ого находился на Сибирской флотилии. В эмиграции с 1923 года проживал в США. Профессор и член ряда научных обществ. http://genealogia.baltwillinfo.com/107/02.htm Т.е. получается, он успел и в Северо-Западной армии послужить, и у Бермондт-Авалова. А вот другая биографическая справка, где более подробно отражена его деятельность в эмиграции: Timothy Andrew Taracouzio (Taracous-Taracouzio) (1897-1958), или Тимофей Андреевич Таракус-Таракузио, – ученый-правовед. Родился в России в семье с грузинскими корнями. В годы первой мировой войны – офицер Русской Армии. В гражданскую войну – штабс-капитан Добровольческой армии, белоэмигрант. Прибыл в США в 1923 году без знания языка, впоследствии стал выдающимся профессором международного права, получив ученые степени в двух университетах – Южнокалифорнийском (1927) и Гарвардском (1928). В последнем после защиты докторской диссертации одновременно с преподавательской деятельностью руководил Славянским отделом Юридической библиотеки (с 1928 по 1942 год). В годы Второй мировой войны служил в американской армии в составе Союзнического законодательного редакционного комитета под командованием ген. Льюсиуса Д. Клея. Декан русского отделения Военно-морской разведывательной школы в Вашингтоне. В последние годы – профессор права Университета во Флориде. Автор книг: «The Soviet Union and International Law». New York, 1935; «Soviets in the Arctic; an historical, economic and political study of the Soviet advance into the Arctic». New York, 1938; «War and Peace in Soviet Diplomacy». New York, 1940. http://rusk.ru/st.php?idar=112002

Oigen Pl: По Е. Зандроку из Заксенхаузена коллега по Форуму поисковых движений подсказала интересный отрывок базы данных - http://forum.patriotcenter.ru/index.php?topic=20568.msg259880#msg259880

barnaulets: Спасибо, Евгений. Oigen Pl пишет: По Е. Зандроку из Заксенхаузена коллега по Форуму поисковых движений подсказала интересный отрывок базы данных Одно из двух - либо этот Евгений Зандрок, умерший в 60-е гг. в Вологде, сын Николая Евгеньевича Зандрока (возможно он же был и в Заксенхаузене), который до своего ареста в 1949 г. как раз в Вологде и проживал. Либо, что тоже вполне вероятно - его отец, Евгений Николаевич Зандрок. По году рождения (1875 г.) он вполне мог дожить до 60-х годов. Ведь о его судьбе мы ничего не знаем. Он мог отбыть 5-летний срок и поселиться в Вологде, либо позднее переехать туда к сыну.

Валентин: Информация от М. Хайрулина - подпоручик Янковский летал в 10-м авиаотряде Колчака с летчиком Волковойновым с октября 1919 года.

barnaulets: Кстати, Sandrok (Зандрок) из Заксенхаузена вполне мог быть и немцем. Это довольно распространненная фамилия. По поиску в Гугле и Яндексе нашлись например председатель германского футбольного союза, известная германская актриса 19-20 вв. и танковый ас из дивизии "Герман Геринг". Ведь больше ни по каким источникам в базе obd-memorial он не проходит (попавшие в плен, пропавшие без вести), хотя, это, конечно, еще ни о чем не говорит.

barnaulets: Агапов Александр Александрович Прапорщик по адмиралтейству, морской летчик. В белых войсках Восточного фронта, с 30 июня 1918 г. на Сибирской флотилии (прибыл из Месопотамии) затем в Спасской авиашколе и в 15-м авиационном отряде Сибирской армии. В 1920 г. в Забайкалье перелетел к красным. Волков С. В. Офицеры флота и морского ведомства: Опыт мартиролога. - М. 2004 – С.12

barnaulets: ФАДДЕЕВ Петр Мамонтович (1886-1937), штабс-капитан старой армии. Военный летчик. Окончил Тифлисское военное училище (1912) и Севастопольскую авиационную школу (1916). С 1912 г. служил в 29-м Сибирском стрелковом полку, затем - в 5-м арм. авиационном отряде. В июле-августе 1918 г. и с января 1919 г. командовал 2-м Сибирским авиационным отрядом. С 1920 по 1925 г. служил в РККА, затем работал в структурах гражданской авиации. 5 декабря 1937 г. арестован как активный член Новосибирского повстанческого отряда, 8 декабря тройкой управления НКВД по Новосибирской области приговорен к расстрелу. Реабилитирован Военным трибуналом Сибирского военного округа 1 марта 1957 г. Симонов Д.Г. Белая Сибирская армия в 1918 году. – Новосибирск, 2010. – С. 519 В той же книге есть и фото летчика. Но оригинала книги у меня нет. Если кто-нибудь отсканирует и выставит, будет просто здорово. Фото Фаддеева есть также в Новосибирском краеведческом музеее (см. ниже) Петр Фаддеев (встречается также написание Фадеев) известен как один из пионеров планеризма с Сибири: "Военный лётчик Пётр Мамонтович Фадеев (по другим документам — Фаддеев) был яркой, незаурядной личностью. С его именем связано развитие планеризма в Сибири и создание первой планерной школы. Летать он начал ещё во времена Первой мировой войны. В Гражданскую воевал на стороне белых, затем перешёл в Красную армию. В 1924 году судьба забросила Петра Мамонтовича в Новониколаевск где он служил в авиаотряде. Именно в это время он и увлёкся изобретением воздушного велосипеда. Идея эта была, в общем-то, не нова. Наряду с постройкой огромных самолётов, свободно перелетающих из Европы в Америку, конструкторы пытались изобретать более лёгкие аппараты, приводимые в движение мускульной силой человека. По цене они должны были быть доступны многим, так как в них отсутствовал дорогостоящий мотор. Газеты писали: «От планера — к лёгкому самолёту, от самолёта — к аэромотоциклу, от аэромотоцикла — к аэровелосипеду». Кстати, последний пытались изобрести за границей еще в 1912–1913 годах. Однако аппараты лишь подпрыгивали от земли на небольшое расстояние (сантиметров на сорок), но летать не могли. Петр Фадеев в основу своего изобретения положил планер. По его расчетам, авиавелосипед должен был подниматься в воздух с любой ровной площадки (а не с возвышенности, как планер) тягою пропеллера, приводимого в движение мускульной силой человека. Чудо-машина была сконструирована на принципе велосипедной педали и четырех шестерен, приводящих в движение ось малого пропеллера. Простой планер без воздушного винта требовал буксирования его на канате, а благодаря воздушному винту конструктор авиавелосипеда Фадеев надеялся поднимать аппарат в воздух лишь силой человека. Причем пилоту нового аппарата не нужно было с бешеной скоростью вращать педали. По словам Фадеева, «с полной нагрузкой придется работать лишь в том случае, если будут отсутствовать восходящие потоки воздуха, что бывает весьма редко». Неудачу заграничных конструкторов изобретатель объяснял тем, что «они смотрели на аэровелосипед как на аппарат, подобный аэроплану, где полёт базируется на тяге винта». Прежде чем конструировать крылья воздушного велосипеда, Петр Мамонтович изучил крылья «самых лучших природных летунов: альбатроса, грифа кондора, орла». По задумке, крылья его необыкновенной машины должны были «автоматически становиться под наивыгоднейший угол атаки». Секретариат Сибирского отделения Общества друзей воздушного флота сразу заинтересовался изобретением и даже отпустил средства для осуществления проекта велосипеда. Необычное изобретение красного военного летчика Фадеева строили рабочие Новониколаевского чугунолитейного завода после работы под наблюдением самого изобретателя. Помощь оказывали и некоторые советские учреждения. Так, текстильсиндикат дал 50 метров полотна на крылья. В конце декабря 1924 года работы уже подходили к концу. Впереди были испытания: сначала винта и пропеллера, затем рулей управления и крыла с переменным углом атаки. Что было дальше — неизвестно. В документах персонального дела Петра Мамонтовича Фадеева, хранящихся в фондах Новосибирского государственного краеведческого музея, о воздушном велосипеде нет ни слова. О судьбе изобретения молчала и пресса. Известно только, что Фадеев в 1934 году самостоятельно построил двухместный планер с двойным управлением. Дальнейшая судьба изобретателя, основоположника планерного дела в Сибири была трагична, как и многих талантливых людей того времени. Демобилизовавшись в 1926 году из армии, Фадеев через два года устроился в Сибосоавиахим старшим инструктором-планеристом авиашколы Западно-Сибирского крайсовета пролетарских спортивных обществ «Динамо». Он готовил пилотов и инструкторов-планеристов. Только за 9 месяцев 1931 года им был обучен 71 пилот-планерист. Фадеев был организатором и руководителем первой в Сибири планерной школы в Красноярске в конце 20-х годов. Под его руководством создавались в разных городах Сибири кружки планеристов, проводились планерные курсы, а в 1930 году прошел первый сибирский слет планеристов. На множестве фотографий, хранящихся в краеведческом музее, Фадеев запечатлен со своими друзьями и коллегами, ставшими впоследствии знаменитыми конструкторами планеризма, мировыми рекордсменами. Очень много фотографий, представляющих большую историческую ценность, сделано самим Петром Мамонтовичем. То девушки спортсменки-комсомолки в коротких трусиках стоят возле своего красавца планера «Крылья коммуны», то пять лошадей, выстроившись в цепочку, тянут за собой каждая по огромному планеру. Это были 30-е годы. Планерам тогда уделялось огромное значение, даже в стратегическом плане на них делали большую ставку. В 1937 году Петр Фадеев был арестован органами НКВД и обвинен в активном участии в «контрреволюционной кадетско-монархической организации, готовившей свержение Советской власти путем вооруженного восстания, — «Союзе спасения России». При обыске у него нашли лишь 13 книг по авиации и 4 папки с различными описаниями, расчетами, картами, тоже относящимися к авиации и планеризму. Всё это было приобщено к делу. Фадеев умер от миокардита в возрасте 56 лет 14 августа 1942 года.* Решением военного трибунала СибВО он был реабилитирован посмертно в 1957 году." Вечерний Новосибирск, 15.12.2007 г. http://vn.ru/index.php?id=89747 * На самом деле расстрелян в 1937 г. С его именем также связано начало авиационной эры в Якутии - в октябре 1925 г. на самолете "Сопвич", доставленным по реке из Бодайбо, он совершил первый полет над Якутском. Этот день (8 октября 1925 г.) считается датой рождения авиации Республики Саха (Якутия). Оказывается, судьба его была связана и с Барнаулом. "Он родился в городе Данкове Рязанской губернии (ныне Липецкая обл.) в семье мещанина. Окончил Тифлисское пехотное училище и участвовал в составе пехотного полка в первой мировой войне, был награждён боевыми медалями. После ранения и излечения его неревели в авиацию. Как лётчик он участвовал в гражданской войне, после окончания которой служил в ВВС Красной Армии. Демобилизовавшись из армии, Фаддеев с 9 июня 1925 г. по 10 февраля 1926 г. работал лётчиком в Сибавиахиме... "За время службы в Сибавиахиме тов. Фаддеев проявил себя как опытный лётчик и все возлагаемые на него поручения выполнял с полным знанием дела. добросовестно и аккуратно. По поручению президиума Сибавиахима тов. Фаддеев произвёл агитационный полёт по северной окраине Сибири. Несмотря на трудные условия полётов в районе Ленских приисков и в Якутской республике, тов. Фаддеев выполнил целиком задание Сибавиахима и за время агитполёта сделал 6000 километров без всяких аварий, и самолёт в полной годности был сдан Авиахиму Якутской республики. Во время агитполётов тов. Фаддеев использовался как лектор и докладчик и по специальным вопросам авиации, и по вопросам Авиахима, чем немало способствовал популяризации идей Авиахима и насаждения авиаграмотности среди трудящегося населения Сибири. В продолжении своей службы в Сибавиахнме тов. Фаддеев беспрерывно активно работал на пользу Общества Авиахим, руководил спортивным кружком и состоял членом организованного в Ново-Николаевске окружным Авиахимом бюро лекторов-доклчиков...". В феврале 1926 г. П.М. Фаддеев направляется Сибавиахимом с самолетом "Сопвич" в сопровождении моториста Л. Салазкова к месту нового назначения для постоянной службы в Барнаульском окружном Авиахиме. Как сложилась дальнейшая жизнь Петра Мамонтовича известно лишь следующее. В 1928 г. по состоянию здоровья он ушёл с лётной работы и организовал планерные школы в Красноярске, Иркугске и Новосибирске. В 1930 г. руководил 1-м Сибирским слётом планеристов, позже - занимался конструкторской деятельностью: проектировал и строил планеры. 5 декабря 1937 г. органы НКВД арестовали П.М. Фаддеева как активного члена "Новосибирского повстанческого отряда" и 8 декабря 1937 года по приговору тройки Управления НКВД по Новосибирской области расстреляли. 1 марта 1957 г. Военным трибуналом Сибирского военного округа Пётр Мамонтович Фаддеев полностью реабилитирован". Из статьи "Сопвич в небе Якутии" http://aviac.ru/plane/197-sopvich-v-nebe-yakutii.html "Сопвич" летчиков Масленникова (упоминавшегося в этой теме) и Фаддеева в Якутске С форума "Полярная почта" http://www.polarpost.ru/forum/viewtopic.php?f=31&t=1151



полная версия страницы