Форум » Персоналии » Летчики армии Колчака » Ответить

Летчики армии Колчака

barnaulets: Мне кажется, пора создать и такую тему. Материал про летчиков Белой армии в Сибири разбросан по разным темам и разделам форума. Наверное, лучше будет свести их всех в одном месте. Предлагаю все, что касается пилотов, и вообще людей связанных с авиацией, размещать здесь.

Ответов - 299, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 All

barnaulets: Слюсаренко Георгий Викторович (1893–1976) Родился 15 ноября 1893г. в Темир-Хан-Шауре в Дагестане в семье офицера. Окончил Киевский кадетский корпус, Николаевское инженерное училище (1914). Подпоручик 1-го понтонного батальона. Наблюдатель 16-го Корпусного авиаотряда (с 12.02.1915). Окончил Гатчинскую военную авиационную школу (1915). 2 октября 1915г. направлен в авиационный отряд для охраны Императорской резиденции. Военный лётчик (25.10.1915). Поручик (08.1916). Лётчик 19-го Корпусного авиаотряда (с 28.08.1916). Из характеристики на Г.В.Слюсаренко (08.03.1917): «Отличный боевой лётчик, имевший много боевых вылетов и большую практику в полётах на имеющихся у нас самолётах, всегда может служить примером для других. Знает службу, исполнителен. Авиацию любит и знает. Достоин занять должность командира истребительного авиаотряда». В августе 1917г. назначен командиром 14-го авиационного отряда истребителей, назначен командиром 5-го авиационного отряда истребителей (03.10.1917, в должность не вступил). После революции уехал в Швецию. С июля 1918 г – на Северном фронте в составе Славяно-Британского авиационного корпуса. Лейтенант английской службы, лётчик 2-го авиационного отряда, лётчик 1-го авиаотряда СБАК (1919). 14.08.1919 убыл в распоряжение генерал-квартирмейстера штаба Верховного главнокомандующего, прибыл в Томск. Участник Сибирского ледяного похода. Лётчик 2-го авиаотряда Дальневосточной армии (в авиации атамана Семёнова). Подполковник (14.06.1920). В июле 1920 г из Читы прибыл в Маньчжурию. Токарь механических мастерских КВЖД в Харбине (1921/22 гг), шофёр, механик в гараже управления КВЖД (1923/24гг.). Инструктор авиации маршала Чжан Цзаолиня в Мукдене (с 02.1924), механик мастерских фирмы Башкирова в Харбине (1928/1929гг.), монтёр колёсного цеха КВЖД (1929-01.01.1930), в службе пути КВЖД, моторист катера (1932\34 гг). С 1934 г. – зав. отделом сельскохозяйственного отдела торгового дома «Чурин и К» в Харбине, зав отделом сельского хозяйства филиала того же торгового дома в Новом городе в Харбине (на14.03.1944). Член Союза служащих торгово-промышленных предприятий Маньчжурии. Перебрался в США, где работал на заводах И.И.Сикорского. В 1959 г. уехал в Австралию. Скончался 22 января 1976г. Награды: ордена Св. Станислава 3-й ст. с мечами и бантом, Св. Станислава 2-й ст. с мечами, Св. Анны 4-й ст. с надписью «За храбрость», Св. Анны 3-й ст. с мечами и бантом, Св. Анны 2-й ст. с мечами, Св. Владимира 4-й ст. с мечами и бантом С форума http://www.strizhi.ru/cgi-bin/yabb/YaBB.pl?action=print;num=1201024387 Его стараший брат - Владимир Викторович Слюсаренко (1888-1969) - также летчик, один из первых российский авиаторов.

barnaulets: Из книги М. Хайрулина и В. Кондратьева "Военлеты погибшей империи" о боевых действиях 10-го Сибирского отряда в октябре 1919 г. "С первых чисел октября у станции Зырянка под Курганом невдалеке от реки обосновался 5-й воздухоплавательный отряд РККВФ с привязным аэростатом наблюдения марки «Парсеваль», работавший совместно с бронепоездом «Красный Сибиряк». Каждое утро баллон поднимался над Тоболом, корректируя огонь орудий бронепоезда, бьющих по белогвардейским окопам на восточном берегу. Из корзины аэростата колчаковские позиции были видны, как на ладони. Естественно, первоочередной задачей сибирских летчиков стало уничтожение этой зловредной «колбасы»... 9 октября аэростат с бронепоездом прибыл на разъезд Логовушка. Утром того же дня еще раз прилетел белогвардейский «Сопвич» и сбросил на бивак аэростата с высоты 1500 метров две бомбы, которые вновь упали вдали от цели. Видя бесполезность подобных действий, летчик штабс-капитан Муромцев и летнаб штабс-капитан Вощилло вызвались атаковать стоянку аэростата под покровом темноты на бреющем полете. В полночь с 9 на 10 октября при ясном свете луны их «Сопвич» с приглушенным мотором «подкрался» на высоте чуть больше 20 метров к стоянке воздухоотряда. Вощилло бросил первую зажигательную бомбу в хорошо заметную на фоне земли светло-желтую «тушу» аэростата. Взрыв раздался в 46 шагах от аэростата. В это время у аэростата происходила смена караула. Красноармейцы немедленно открыли огонь из пулеметов, Но Муромцев решил для надежности сделать еще пару заходов, чтобы дать возможность летнабу сбросить оставшиеся боеприпасы. Вторая, фугасная бомба взорвалась в 24 шагах от аэростата, а третья, зажигательная – не сработала. На третьем заходе ураганным огнем с земли Вощилло был тяжело ранен двумя пулями в лицо и в руку. Муромцев был убежден, что аэростат удалось уничтожить, о чем он и доложил по возвращении. Однако летчик ошибся: при осмотре баллона в нем обнаружили лишь несколько осколочных пробоин и порезов. На следующий день все дыры в оболочке были заклеены и аэростат, подкачанный водородом из газгольдера, вновь поднялся в небо. Белым эта смелая, но неудачная атака обошлась недешево – «Сопвич» вернулся на аэродром с десятком прострелов и истекавшим кровью летнабом." В прошлом году, на Вторых Псковских региональных краеведческих чтениях, одним из участников был прочитан доклад о судьбе упомянутого в книге летчика-наблюдателя Вощилло, "сына полка" и полного Георгиевского кавалера Первой мировой войны: "Краевед из Беларуси Н.В. Пивовар, например, представил свои исследования о том, какую роль сыграл И.А. Вощилло в истории Беларуси и России... Исследования Н.В. Пивовара посвящены развитию краеведения 2-й половины 20 века (1961 - 1991 гг.) в Белоруссии. Работая над этой темой, Николай Васильевич открыл для себя судьбу малоизвестного, но великого человека, который имеет корни и псковские, и витебские, - Ивана Арефьевича Вощилло. Он родился в 1900 году на территории Белоруссии, на самой границе с современной Псковской областью, около деревни Дорохи. Учился И.А. Вощилло в Невельской гимназии. В 1914 году, когда началась война, будучи мальчишкой, дважды пытался убежать на фронт, но был возвращен. Однако на фронт он все-таки попал, когда через Невель проходила Сибирская дивизия. В 16 лет стал полным Георгиевским кавалером. Получив ранение, записался в первые летчики, но смог стать лишь воздушным наблюдателем, или штурманом, пользуясь современным языком. После революции И.А. Вощилло был вынужден вернуться на Родину. Но, недовольный действиями советской власти, уехал в Сибирь, туда, где жили большинство его сослуживцев. Оттуда, будучи офицером, он был призван в армию Колчака. После окончания гражданской войны И.А. Вощилло вынужден был спасать свою жизнь. В зимнее время перешел горы Хингана. Жил в Харбине, Маньчжурии, хотя так и не принял китайского гражданства, оставаясь патриотом своей Родины. Там он создал свою военную часть. Н.В. Пивовару удалось найти фотографию этого человека, когда он находился в должности подъесаула. В 1945 году, после начала войны с Японией, И.А. Вощилло, перейдя на сторону Советской Армии, был осужден на 14,5 лет ГУЛАГа. Затем, получив запрет на проживание в европейской части России, жил в Кургане. Но каждое лето Иван Арефьевич приезжал на родину, в Беларусь. Там он совершил несколько краеведческих открытий. Например, нашел самый большой курган и могильник в Белоруссии... http://luki.ru/press/143389.html http://www.vlpravda.ru/statii/945-history-vl.html

barnaulets: Иван Арефьевич Вощилло Фото с сайта С.В. Волкова Подъесаул Вощилло в 30-40 ее гг. был начальником штаба Пограниченского района Дальневосточного союза военных в Маньчжурской империи (нач. р-на поручик Шепунов), являясь также сотрудником японской военной миссии на ст. Пограничной, а также начальником Восточного отдела Национальной организации русских разведчиков (НОРР) на ст. Пограничная. Упоминается в книге С.С. Балмасова "Белоэмигранты на военной службе в Китае" (как Вощило), причем не с самой лучшей стороны: "В другом случае целая группа русских эмигрантов на Мулинских копях отказалась от работы на японцев секретными осведомителями. Лешко и целый ряд других эмигрантов вскоре после этого были арестованы русскими агентами японских спецслужб. Отказников нещадно избивали русские полицейские вместе с японцами, которые наглядно демонстрировали на отказниках своим русским коллегам по палаческому ремеслу приемы джиу-джитсу. Кроме того, арестованные эмигранты подверглись жестоким и изощренным пыткам. От них требовали сознаться во вредительстве, что их якобы завербовал НКВД для взрыва мулинских шахт. Эти аресты и пытки совпали с массовыми насилиями над служащими КВЖД. Таким образом, японцы хотели повлиять на СССР, чтобы поскорее прибрать к своим рукам инфраструктуру края. Попутно японцы уничтожали все нелояльные им организации русских эмигрантов, например легитимистов. Среди таких палачей, которые особенно прославились пытками своих соотечественников по приказу японцев, были видный эмигрант Шепунов, а также сын генерала Рычкова, агенты Вощило и Мешков. Арестованным эмигрантам приходилось во всем «сознаваться», в противном случае их или калечили, или забивали насмерть... [Лешко О. Русские в Маньчжоу-Го. Шанхай, 1937. С. 57, 113]" "Следует обратить внимание, что в Маньчжурии массовые преследования населения «органами» начались еще до репрессий 1937–1938 гг. в СССР. Таким образом, маньчжурские коллеги советских энкавэдэшников предвосхитили «охоту на ведьм» в СССР и политические процессы по разгрому «врагов народа». Так, один из палачей, Вощило, сердобольно сказал избиваемому им же Лешко: «Мы ведь на вас злобы не чувствуем. Вы – агент ГПУ, наше учреждение – тоже ГПУ!» "Данный документ является фрагментом протокола допроса органами Смерша русского эмигранта В. И. Габриловича, работавшего в период Второй мировой войны на японскую разведку и задержанного в ходе оккупации Маньчжурии советскими войсками. Источник датирован 27 августа 1945 г. Хранится этот источник в фондах ФСБ по Приморскому краю. ПУ-6601. Т. 2. Л. 20 об. – 21 об. "... Вощило Иван Арефьевич, 46–47 лет, работал в японской военной миссии на станции Пограничной… Лично руководил работой агентов японской разведки, которых он инструктировал перед переброской через линию границы, – Плотникова Михаила, Лучкина Александра и Ташлыкова Федора, которые одновременно, помимо выполнения ими заданий на территории СССР, использовались в японской военной миссии как палачи при допросах арестованных. Привлекали их также во время операций по арестам…" http://providenie.narod.ru/0000794.html#r1346 http://guides.rusarchives.ru/browse/gbfond.html?bid=215&fund_id=742564 А. Худобородов. Казачья эмиграция в Маньчжурии в период японской оккупации (1932-1945) lib.csu.ru›vch/10/2002_01/019.pdf


barnaulets: У С.В. Волкова: Вощило Иван Арефьевич. 1-я Петергофская школа прапорщиков 1915. Прапорщик, летчик-наблюдатель. В белых войсках Восточного фронта. Подъесаул. В эмиграции в Китае, 1924-1931 в китайской армии в Мукдене, 1936 активист НОРР в Маньчжурии. http://www.bfrz.ru/data/beloie_dvizgenie_volkov/personalii_volkov_3.pdf

barnaulets: Бересневич Леонид Антонович (1893-1956) Рродился 31 октября 1893 г. Римско - католического вероисповедания. В службе с 1911 г. Окончил Морской корпус в 1914 г. 16 июля 1914 г. Высочайшим приказом по Морскому ведомству № 1275 произведён в мичманы. Выпущен в Балтийский флот и зачислен в 1-й Балтийский флотский экипаж. В 1916 г. командирован в Баку для обучения полетам на гидропланах и зачислен курсантом в Бакинское отделение Офицерской школы морской авиации. 6 декабря 1916 г. окончил курс обучения полетам в Бакинской авиашколе в чине лейтенанта с присвоением звания морского летчика. Назначен адъютантом Начальника Школы. В 1917 г. отбыл из Школы на Балтику. Летчик 1-й бригады Воздушной дивизии Балтийского флота. После большевистского переворота служил у красных. « В 1918 г. для борьбы с наступлением белых в Петроградской Школе воздушного боя формируются два истребительных авиаотряда... К лету 1918 г. в Красном Селе на базе Морской школы воздушного боя был сформировн 2-й морской истребительный авиационный отряд. На вооружение отряд получил 4 истребителя (2 «Сопвич» и 2 «Ньюпор»). Летчик Бересневич был назначен командиром 2-го отряда... Командиру и комиссару (Петров) было приказано провести всю организационную работу по приему 2-го авиаотряда.» М. Хайрулин, В. Кондратьев "Военлеты погибшей Империи. Авиация в Гражданской войне" В июне 1918 г. 2-й миао вслед за 1-м миао перебазировался из-под Петрограда на Север. Подразделения отряда разместились на фронтовом аэродроме у станции Плесецкая и аэродроме Вологды. Леонид Бересневич командовал отрядом в июне-августе 1918 г. 1 октября 1918 г. лейтенант Бересневич Л.А. на самолете «Ньюпор» перелетел к белым на аэродром Славяно-Британского авиакорпуса. Летчик 1-го авиаотряда Славяно-Британского авиакорпуса в 1918-1919 гг. В кампании 1919 года получил ранение в грудь. 14.08.1919 г. убыл в Омск в распоряжение Дежурного генерала Штаба Верховного Главнокомандующего. Воевал в Сибири в армии адмирала Колчака. С конца 1919 года в белых войсках Восточного фронта . После Гражданской войны эмигрировал в Китай. В эмиграции долго жил в Шанхае, где работал в различных английских фирмах. В 1936 - 1948 гг. член кают-компании бывших русских морских офицеров в г. Шанхае. В 1939 г. - член Комитета старшин кают-компании. В 1950 г. прибыл в С.-Франциско (США) из беженского лагеря с о-ва Тубабао. Поселился в церковном доме Св. Августина в Беркли, где и служил до своей кончины, 4 июня 1956 г. Награжден орденами 23.11.1915 г. - Св. Станислава 3-й степени с мечами и бантом. 11.01.1916 г. - Св. Анны 3-й степени с мечами и бантом. 26.07.1916 г. - Св. Анны 4-й степени с надписью «За храбрость». Приказом Генерал-Губернатора Северной области генерал-лейтенанта Миллера № 173 от 08.07.1919 г. награжден орденом Св.Владимира 4-й степени с мечами и бантом. Волков С. В. Офицеры флота и морского ведомства: Опыт мартиролога. - М. 2004г. М. Хайрулин , В. Кондратьев "Военлеты погибшей империи. Авиация в Гражданской войне". http://lib.rus.ec/b/131476/read http://www.ourbaku.com http://www.baku.ru

barnaulets: Дальше в лес - больше дров. Среди бывших авиаторов армии Колчака попадаются совсем уж неожиданные фигуры. Михаил Сергеевич Бабушкин (1893 — 1938) — известный советский полярный лётчик, челюскинец, Герой Советского Союза (27 июня 1937). Инструктор Курганской и Спасской авиационных школ в армии Колчака. М.С. Бабушкин родился 6 октября [24 сентября по ст. ст.] 1893 года в семье лесничего в деревне Бородино, близ посёлка Лосиноостровский Московской губернии (в настоящее время эта местность входит в черту Москвы). Окончив три класса сельской школы, работал мальчиком в бакалейной лавке в дачной местности. Потом устроился учеником в телефонно-телеграфные мастерские северной железной дороги. Через восемь месяцев работы стал подручным мастера. Имея тягу к учёбе и любовь к технике, посещал московские вечерние технические курсы. В 1914 году он был призван в армию и направлен в Гатчинскую военную авиационную школу. В мае 1915 г. закончил курсы мотористов при школе. Затем был направлен в лётную школу «для нижних чинов», созданную на базе Корпусного аэродрома в Петрограде, которую окончил в сентябре 1915 г., получив звание пилота. Был оставлен в Гатчинской школе в качестве инструктора. В 1917 г. был произведен в прапорщики. В конце 1917 года частично школу передислоцировали в Харьков. Но там занятия и полёты продолжались недолго. В связи с угрозой захвата гайдамаками и немцами самолётов, школу эвакуировали в центр России. Летом 1918 года она была развёрнута под Самарой, но неожиданно оказалась на территории, охваченной восстанием чехословацкого корпуса. Материальная часть и личный состав были включены в Народную армию Самарского Комуча. С началом наступления Красной Армии осенью 1918 г. школа была эвакуирована в Курган а впоследствии уже при отступлении Колчака от Урала, она была передислоцирована из Кургана в Приморье, город Спасск. Оказавшись в Спасске, школа оказалась под влиянием большевиков и стала считаться партизанской. Вместе с другими на сторону партизан перешел и Бабушкин. В апреле 1920 г. начались боевые действия партизан с японскими интервентами. В одном из боёв Бабушкин был ранен. После длительного лечения вернулся в школу, которую после изгнания интервентов и белогвардейцев в марте 1923 года передислоцировали в Москву. Всё это время с 1920 по 1923 год М.С. Бабушкин по записи в послужном списке числился инструктором-лётчиком в авиашколе 5-й Краснознамённой армии. В годы Гражданской войны рядом с Бабушкиным неизменно находилась его жена Мария Семёновна, родившаяся в Петербурге в 1895 году в семье портного. Первый сын у них появился в Петрограде в 1917 году, дочь родилась в Кургане в 1919 году, второй сын родился уже после окончания Гражданской войны в Москве в 1923 году. Оба его сына погибли во время Великой Отечественной войны. С прибытием в Москву Бабушкин М.С. высказал пожелание продолжить службу военным лётчиком и даже получил назначение в Борисоглебскую школу, но, не успев туда убыть, был демобилизован. По словам Бабушкина один из дальневосточных «друзей», решавших эти вопросы, заявил, что Бабушкин стар, вылетался. А было ему всего 30 лет. Как он сам высказывался, «эта несправедливость сильно обидела. Однако, сделать ничего не мог». М.С. Бабушкин пошёл работать в Гражданский воздушный флот. Начал учиться летать на «Юнкерсе-13», сдал экзамены, получил звание гражданского лётчика. После окончания обучения начинаются его полёты в «Добролёте» (Российском обществе добровольного воздушного флота), организации, созданной для обслуживания на коммерческих началах гражданской авиацией различных отраслей народного хозяйства. По заданиям «Добролёта» первоначально Бабушкин проводил аэрофотосъёмку лесных массивов. В феврале 1926 г. он впервые оказался в северных районах страны с заданием поиска стад гренландского тюленя в Белом море для обеспечения зверобойного промысла. В 1928 году М.С. Бабушкин совершил ряд полётов в поисках экспедиции дирижабля "Италия" под командой генерала Умберто Нобиле, за что был награжден орденом Красного Знамени. В августе 1930 года летчик Бабушкин выполнил рейс Москва - Ташкент на самолете К-4 с пассажирами на борту, открыв одну из самых дальних воздушных магистралей СССР. Участвовал в полярных экспедициях: в 1933 году ледокольного судна "Челюскин", а в 1935 году - "Садко". За участие в легендарной челюскинской эпопее (он находился на борту ледокола с самолетом-амфибией Ш-2) М.С. Бабушкин был удостоен ордена Красной Звезды. М.С. Бабушкин первым из советских полярных лётчиков выдвинул идею ледовых разведок, и сам провёл первую разведку тюленьих лежбищ в горле Белого моря на знаменитой амфибии Шаврова - самолете, чьи крылья можно было сложить, и легко поместить самолет на борту ледокола. 21 мая 1937 г. экипаж флагманского четырёхмоторного гиганта ТБ-3 (АНТ-6) в составе командира корабля Героя Советского Союза Водопьянова М.С. и второго пилота Бабушкина М.С. впервые в мире совершил посадку на Северный полюс, после чего была открыта первая полярная станция "Северный полюс-1". За проявленные мужество и героизм Михаилу Сергеевичу Бабушкину 27 июня 1937 года было присвоено звание Героя Советского Союза. В 1937-1938 годах отважный летчик принимал участие в поиске бесследно исчезнувшего во льдах Арктики четырёхмоторного самолета Героя Советского Союза С.А.Леваневского. Погиб 18 мая 1938 года в авиационной катастрофе вблизи Архангельска. Похоронен в Москве в колумбарии Новодевичьего кладбища (северная стена). Депутат Верховного Совета СССР 1-го созыва. Награждён орденами Ленина, Красного Знамени, Красной Звезды. Ссылок про него в Интернете просто огромное количество. См. например: http://history-gatchina.ru/article/babushkin.htm http://318ocap.ucoz.ru/blog/geroj_sovetskogo_sojuza_babushkin_mikhail_sergeevich/2011-02-28-7 http://www.1723.ru/think/stlife/stlife-32.htm http://www.warheroes.ru/hero/hero.asp?Hero_id=1028 http://www.ruwings.ru/publication/1/14.php http://novodevichiynecropol.narod.ru/babushkinms.htm Правда про службу в белой армии упомянуто только в одной, впрочем, как и у остальных белогвардейских пилотов, ставших известными советскими летчиками (Галышев, Волковойнов, Снегирев и др.). В 1941 г. в издательстве Главсевморпути были изданы "Записки летчика М.С.Бабушкина. 1893-1938". http://publ.lib.ru/ARCHIVES/B/BABUSHKIN_Mihail_Sergeevich/_Babushkin_M.S..html В 1939 году, в честь легендарного лётчика, бывший посёлок Лосиноостровский переименован в город Бабушкин, ставший в 60-е годы XX-го века Бабушкинским районом города Москвы. Там, в 1964 году улица Каляевская была переименована в улицу Лётчика Бабушкина, а в 1978 году открыта станция метро "Бабушкинская" в составе участка "ВДНХ" - "Медведково" Калужско-Рижской линии московского метрополитена. В настоящее время это территория Северо-Восточного административного округа г. Москвы/ Улица Бабушкина есть также в Санкт-Петербурге, Архангельске, Липецке, Уфе, Екатеринбурге, Улан-Удэ, Сыктывкаре, Мариуполе. В честь Бабушкина назван Бабушкинский район города Днепропетровска. Имя отважного полярного лётчика также увековечено в названии одного из островов в архипелаге Новая Земля, мыса на одном из островов архипелага Земля Франца-Иосифа, а также острова в Антарктиде. Памятник Бабушкину в Москве

Oigen Pl: barnaulets пишет: Участвовал в полярных экспедициях: в 1933 году ледокольного судна "Челюскин", а в 1935 году - "Садко". За участие в легендарной челюскинской эпопее (он находился на борту ледокола с самолетом-амфибией Ш-2) М.С. Бабушкин был удостоен ордена Красной Звезды. В списке награжденных за спасение челюскинцев М.С. Бабушкина нет: "О награждении орденом Красной звезды тт. Ушакова Г.А., Петрова г.г., Галышева В.Л., Пивенштейна Б.А.*, Бастанжиева Б.В. и Демирова И.М. Постановление Центрального исполнительного комитета Союза ССР Центральный Исполнительный Комитет Союза ССР постановляет: За исключительно умелую организацию дела спасения челюскинцев с максимальным использованием всех наличных местных средств и правильную расстановку лучших летных сил, что в итоге обеспечило успешное, без единой человеческой жертвы, разрешение поставленных правительством Союза ССР задач по снятию со льдов Ледовитого океана экспедиции челюскинцев, а также за проявление личного мужества и настойчивости для достижения конечной цели - наградить орденом Красной звезды: 1. Ушакова Г.А. - уполномоченного Правительственной Комиссии по спасению челюскинцев. 2. Петрова г.г. - председателя Чрезвычайной Тройки по спасению челюскинцев. 3. Галышева В.Л. - летчика. 4. Пивенштейна Б.А. - летчика. 5. Бастанжиева Б.В. - летчика. 6. Демирова И.М. - летчика. 2. Выдать Ушакову Г.А., Петрову г.г., Галышеву В.Л., Пивенштейну Б.А., Бастанжиеву Б.В. и Демирову И.М. единовременную денежную премию в размере полугодового оклада получаемого содержания. Председатель Центрального исполнительного комитета Союза ССР М. КАЛИНИН. Секретарь Центрального исполнительного комитета Союза ССР А. ЕНУКИДЗЕ. Москва, Кремль, 20 апреля 1934г." * о Пивенштейне - http://forum.patriotcenter.ru/index.php?topic=2903.msg117099#msg117099

barnaulets: Он не за спасение челюскинцев был награжден - он сам челюскинец, находился на ледоколе.

barnaulets: Oigen Pl пишет: * о Пивенштейне - http://forum.patriotcenter.ru/index.php?topic=2903.msg117099#msg117099 Читал. Но что-то сомнительно, он же все-таки еврей, причем национальность у него "на лице написана". Обычно немцы с такими не церемонились. Хотя Люфтваффе всегда отличалось "либерализмом" в этом вопросе. Кажется, Геринг, сказал (по поводу своего заместителя Мильха, тоже еврея) - "здесь я решаю, кто еврей, а кто нет". За точность цитаты не ручаюсь. Допускаю, что возможность привлечь к сотрудничеству летчика такого ранга могла перевесить его национальную принадлежность. Но ведь, опять же, они бы тогда об этом на всех углах твердили - в печати, листовках. А насколько, я понимаю, факт измены Пивенштейна основан лишь на свидетельских показаниях нескольких человек (а чего стоили свидетельские показания той поры, хорошо известно).

Oigen Pl: barnaulets пишет: Он не за спасение челюскинцев был награжден - он сам челюскинец, находился на ледоколе. Верно! "72-й" из 104-х (в тот же день - 20 апреля 1934 года) - http://www.cheluskin.ru/stati-i-zametki-o-cheluskin/o-chelyuskinczah/186-spisok-chelyuskinczev-nagrazhdennyx-qkrasnoj-zvezdojq.html

barnaulets: Еще про Ивана Арефьевича Вощилло. Информация предоставлена Юрием Геннадьевичем Курепиным, за что ему огромное спасибо Вот уж судьба, так судьба - можно авантюрный роман писать. Вощило Иван Арефьевич. Родился 27 марта 1899 г. в г. Витебске. На военной службе с 27 октября 1914 г. добровольцем в 50-м Сибирском стрелковом полку. [В одном полку с А.И. Камбалиным !] С апреля по конец 1915 г. старший команды разведчиков. Подпрапорщик. 14 мая 1916 г. окончил 1-ю Петергофскую школу прапорщиков. С мая 1916 г. до ноября 1917 г. младший офицер и начальник команды разведчиков. 4 раза ранен и 2 раза контужен. Награжден Георгиевскими крестами 4-х степеней. Ордена: Св. Владимира 4 ст. с мечами и бантом. Св. Анны 2 ст. с мечами. Св. Анны 3 ст. с мечами и бантом. Св. Анны 4 ст. с надписью «За храбрость» Св. Станислава 3 ст. с мечами и бантом. Св. Станислава 3 ст. с мечами. Представлен к ордену Св. Георгия 4 ст. Другие награды: Французский Военный крест 1 ст. с пальмовой ветвью, вторая пальмовая ветвь к кресту. Английская военная медаль «Д.С.М.». Орден «Тучного колоса» 3 и 5 ст. (Китай) С августа до конца 1918 г. в автороте Особого Маньчжурского отряда атамана Г.М. Семенова, младший офицер, заведующий гаражом. С конца 1918 г. по август 1919 г. в авиационной школе в Кургане [еще одно пересечение судеб - см. о М.С. Бабушкине выше - два человека, а какие разные судьбы], окончил теоретический класс школы. Летал на аппаратах «Потьезен» и «Кодрон». С августа по конец 1919 г. летчик-наблюдатель 10-го авиаотряда армии адмирала А.В. Колчака. Штабс-капитан. Ранен во время воздушного боя [см. выше]. С мая по конец 1921 г. младший офицер,командир сотни в партизанском отряде Кайгродова , затем Казанцева в Западной Монголии. Приписан к Енисейскому казачьему войску. Переименован в подъесаулы. 6 апреля 1922 г. прибыл через Западную Монголию и Урянхайский край в Тяньцзинь, перейдя границу. В феврале 1923 г. прибыл в Маньчжурию из Тяньцзина. Выехал в Шанхай, где занимал должность наблюдающего за работами по техническим установкам. С 1926 по 1928 г.г. летчик-наблюдатель, инструктор авиашколы Шаньдунской группы войск китайского маршала Чжан Цзучана в Цинаньфу. Ранен во время боя в воздухе. Подполковник китайской армии. С 1928 г. в Тяньцзине, наблюдающий за работами в трамвайной и электрической компаниях. В 1932-1933 г.г. служил в жандармских управлениях в г. Хайлине и г. Харбине. На 1935 г. служил охранником в полицейском отряде Маньчжоу-Ди-Го на станции Пограничная. Состоял членом Русского научного общества на станции Пограничная. Начальник Восточного района Национальной организации русских разведчиков в Маньчжурии. Переехал в Мукден, заведующий магазином и складом в гараже «Централь». На 1944 г. служил в полиции в Мукдене. Арестован органами СМЕРШ и осужден. Источник: ГАХК, ф.830, оп.3, д.8890.

barnaulets: barnaulets пишет: Еще про Ивана Арефьевича Вощилло... На военной службе с 27 октября 1914 г. добровольцем в 50-м Сибирском стрелковом полку. [В одном полку с А.И. Камбалиным] С апреля по конец 1915 г. старший команды разведчиков. Все таки мир тесен. Кроме того, что он служил в одном полку с братьями Камбалиными и учился в летной школе у будущего Героя Советского Союза М.С. Бабушкина, биографию которого я поместил здесь вне всякой связи с ним, получается, его непосредственным начальником был офицер, биографию которого я тоже когда-то приводил в другой теме См. http://siberia.forum24.ru/?1-5-0-00000004-000-20-0 Янис Волдемарс Клеперис (1893 – 1935) Латыш. Прапорщик (1915), служил в 83-м запасном полку, с февраля 1915 г. – в 50-м Сибирском стрелковом полку, командир команды разведчиков, командир роты. В боях 1915 г. на Северном (Рижском) фронте и в Галиции был неоднократно ранен и контужен. Подпоручик (ноябрь 1916), поручик (март 1917). С января 1917 г. командир роты 2-го Рижского латышского стрелкового полка. В гражданскую войну Клеперис служил во Владивостоке, в латышском Имантском полку, после войны - в Латвийской армии. Дослужился до полковника, начальника штаба дивизии. Там же размещал групповое фото офицеров 50-го Сибирского полка, 1916 года. По идее где-то на этом фото должен быть и 17-летний прапорщик Вощилло. http://dinaburgascietoksnis.lcb.lv/klepirsru.htm

мир: Известная личность. Янковский Георгий Викторович (Ежи-Витольд) (1888–1944) Родился в Лодзи. Окончил Варшавскую школу пилотов "Авиата" (диплом № 25 от 20.07.1911 г.). Работал лётчиком-испытателем у Сикорского. В начале 1912 года вместе с М.Г. Лерхе и Ф.Э. Моска участвует в постройке моноплана ЛЯМ. На нём Янковский в мае 1912 г. установил всероссийский рекорд высоты. Отмечали, "что этот русский рекорд высоты поставлен русским пилотом, на русском аппарате ЛЯМ, построенном из русских материалов". С 20 августа 1914 г. Янковский воевал охотником на собственном самолёте С-12А в 16-м КАО в центральной Польше. Прапорщик, подпоручик (старшинство с19.07.1915). Вскоре Янковский становится лучшим разведчиком. До конца 1915 г. он совершил 66 боевых вылетов общей продолжительностью 90 час. 25 мин. 22 марта 1915 года он сбивает свой первый самолёт противника. После освобождения Галиции и приезда туда Николая II Янковского, с его С-12А, направили на защиту царского поезда. В ноябре Янковского откомандировали в Эскадру Воздушных Кораблей, он стал командиром одного из "Ильи Муромцев". В Гражданскую войну Янковский воевал на стороне белых, после эмигрантских скитаний оказался в Югославии и служил в ВВС Хорватии. Служил на авиабазе в Сеще, откуда в 1941 г. летал бомбить Москву (где в это время жила его мать). Погиб Г. Янковский в 1944 году при посадке на подбитом югославскими партизанами бомбардировщике. Награды: Георгиевские кресты 4-й ст., 3-й ст.; ордена Св.Станислава 3-й степени с мечами и бантом, Св.Владимира 4-й степени с мечами и бантом.., Св. Анны 4-й ст.с надписью «За храбрость». Вот тут тема о том, как он оказался в Хорватии на стороне фашистов. http://sammler.ru/index.php?showtopic=30985 Там еще пишут, что он служил во ВСЮР, но это явная ошибка - он служил в 10-м авиаотряде на восточном фронте. Вот здесь про него упоминается. http://www.kurgangen.org/local-finding/grajdanskaya/grvo/

barnaulets: Читал я все это. мир пишет: Cлужил на авиабазе в Сеще, откуда в 1941 г. летал бомбить Москву (где в это время жила его мать). Погиб Г. Янковский в 1944 году при посадке на подбитом югославскими партизанами бомбардировщике. Откуда вообще этот бред, кочующий с сайта на сайт, взялся? Как Вы любите повторять - источники в студию. Не служил он ни в какой хорватской авиации, и Москву бомбить не летал. Если Вы внимательно читали, там дальше, человек читавший сербские и хорватские источники (которого правда никто не стал слушать), все это убедительно доказывает. Ну нет его в списках хорватских летчиков. Да и по возрасту он для этого уже не годился. Служил он летчиком-испытателем на авиазаводе в Кралево в Сербии, в т.ч. какое-то время и после оккупации. Перегонял самолеты с заводского аэродрома в НГХ (видимо отсюда и легенда про службу в авиации Хорватии). Потом служил в Русском корпусе и погиб в бою с титовцами. Только не в небе, а на земле. Бог ему судья. Кстати, Аркадий Попов (самый известный хорватский летчик русского происхождения, действительно успевший повоевать на Восточном фронте в составе Люфтваффе), которого там упоминают, потом перешел на сторону Тито, став одним из первых летчиков НОАЮ. Воевал в Северной Африке, потом в небе Югославии. И погиб как герой, повторив подвиг Гастелло. Непонятно также, откуда информация про то, что Янковский воевал у Колчака. Никаких подтверждений этому я не вижу. Про службу в ВСЮР - информация из того же биографического справочника по чинам Русского корпуса, а С.В. Волкову в этом вопросе можно доверять, база по деникинско-врангелевским офицерам у него разработана достаточно хорошо. Может и был его однофамилец в 10-м авиаотряде армии Колчака, но это вряд ли тот Янковский.

мир: barnaulets пишет: Откуда вообще этот бред, кочующий с сайта на сайт, взялся? А мне почем знать. все это убедительно доказывает. Да, видимо, до этого места я не дочитал - там 3 страницы текста. Потом служил в Русском корпусе и погиб в бою с титовцами Русский корпус? Ну да, это меняет дело.

Oigen Pl: barnaulets пишет: Может и был его однофамилец в 10-м авиаотряде армии Колчака, но это вряд ли тот Янковский. Там был капитан Янковский, который летнабом летал с Волковойновым. Скорее всего Янковского-колчаковца звали Павлом, в 1917 году он был в Сербской Армии в Греции - http://sovserv.ru/vbb/printthread.php?s=1669efde2c8d136d4748aa2c85a74f9d&t=71039 Впрочем в подробной публикации о Павле Михайловиче Янковском не упоминается его участие в гражданской войне - http://www.arseniev.org/about/?a=118&s=41&p=1 Кстати, уважаемые земляки-барнаульцы, оцените и сравните вот по этой последней ссылке - как должен выглядеть сайт уважающего себя учреждения под названием "музей" (а не "свалка/барахолка"). Для сравнения - сайт главного музея нашей как бы "культурной столицы Юга Сибири" - http://www.agkm.ru/

Oigen Pl: barnaulets пишет: Про службу в ВСЮР - информация из того же биографического справочника по чинам Русского корпуса, а С.В. Волкову в этом вопросе можно доверять мир пишет: Янковский Георгий Викторович (Ежи-Витольд) (1888–1944) Волков С.В., Стрелянов (Калабухов) П.Н. "Чины Русского Корпуса: Биографический справочник в фотографиях". - М.: Рейтар, «Форма-Т», 2009: Янковский Георгий Викторович - р. 1888, Суворовский КК 1907, авиашкола в Италии, произведен в офицеры из вольноопределяющихся 16-го корпусного авиаотряда 1914, поручик, командир воздушного корабля «Илья Муромец-3». В Донской армии и ВСЮР, 1919 летчик в 3-м самолетном отряде, затем в 6-м авиаотряде, штабс-капитан, эвакуирован 5 апр. 1920 из Феодосии. В эмиграции в Югославии, служил в авиации, на 1941 офицер действительной службы югославской армии. В Русском Корпусе, погиб в Сараево в 1943.

nebel23: В общую копилку. Темой летчиков ранее не занимался. Где служил Масленников неизвестно, документ попался случайно. Думаю документ будет интересен для лиц занимающихся русской авиацией. Кстати сегодня ей 100 лет.

Сибирецъ: У меня где-то была фотография Масленникова, поищу

Oigen Pl: Сибирецъ пишет: фотография Масленникова strizhi.ru



полная версия страницы