Форум » Персоналии » Летчики армии Колчака » Ответить

Летчики армии Колчака

barnaulets: Мне кажется, пора создать и такую тему. Материал про летчиков Белой армии в Сибири разбросан по разным темам и разделам форума. Наверное, лучше будет свести их всех в одном месте. Предлагаю все, что касается пилотов, и вообще людей связанных с авиацией, размещать здесь.

Ответов - 299, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 All

Войсковой старшина: На кон. сентября 1919 г.: авиаверх полковник Колегов авиавостфронт полковник Шаньгин РГВА. Ф.40025, оп.1, д.22, л.89.

barnaulets: мир пишет: Трапезников Георгий Владимирович. Инженер-механик мичман (3 сентября 1917). В списках с 15 апреля 1919 г. С 8 февраля 1919 г. (пр. 5 марта) - офицер-летчик Гидроавиационной станции. 8 февраля 1919г. (пр. 17 апреля) отчислен от занимаемой должности. 26 апреля 1919 г. переведен в состав РБФ (66). Трапезников Георгий Владимирович (1891-1937). В 1919 г. закончил механический факультет Томского технологического института (ТТИ) со званием инженера-механика. Трудовая деятельность: руководитель по двигателям внутреннего сгорания в военно-инженерной школе (Томск, 1919). Инженер Сибирского отдела Управления делами полномочного представительства главного топливного комитета Высшего совета народного хозяйства ("Сибтоп"). Преподаватель паротехники и гидравлики в Томском железнодорожном техникуме (1920). Внештатный (1920), затем штатный ассистент по черчению Томского индустриального института (ТИИ, 1921-1922). Научный сотрудник по кафедре сопротивления материалов (1922), член коллегии НИИ прикладной физики при ТИИ, одновременно заведовал механической лабораторией института. В 1925 г. был избран на должность профессора по кафедре сопротивления материалов Сибирского технологического института (СТИ). С 1928 г. Трапезников Г. В. по совместительству состоял профессором по кафедре механики физико-математического факультета Томского государственного университета (ТГУ). В 1932-1934 гг. - действительный член, заведующий сектором механики НИИ математики и механики при ТГУ. Общественная работа: организовал студенческий кружок, силами которого под руководством Г. В. Трапезникова был сконструирован и построен в 1927 г. первый сибирский самолет СТИ-1, положивший начало сибирскому авиастроению. Член пленума Томского городского совета и ученого комитета при Западносибирском краевом исполнительном комитете. Направления научной деятельности: исследования в области сопротивления материалов и физики твердого тела. Научные труды: научные статьи в журналах: "Известия Томского технологического института", "Известия Томского индустриального института", "Известия Сибирского технологического института", "Известия Сибирского механико-машиностроительного института". Источник: Профессора Томского политехнического университета : биографический справочник / сост. и отв. ред. Г. П. Сергеевых. - Томск : Изд-во НТЛ, 2001. - Т. 2. - С. 152-153. http://www.lib.tpu.ru/ap/document/index.tal?docid=RU\TPU\pers\21917 Трапезников Георгий Владимирович Родился в 1891 г., Иркутск; русский; образование высшее; б/п; ТИИ [Томского индустриального института], профессор. Проживал: Томск. Арестован 4 октября 1937 г. Приговорен: 19 октября 1937 г., обв.: "Союз спасения России". Приговор: расстрел Расстрелян 27 октября 1937 г. Реабилитирован в августе 1959 г. Источник: Книга памяти Томской обл. lists.memo.ru "СПРАВКА следственного отдела Управления КГБ Томской области по архивно-следственному делу профессора А. П. Калишева 20 ноября 1957 г. По арх. следделу № 5557 проходят: Трапезников Георгий Владимирович, 1891 г. р., из служащих, с 1924 года профессор. В 1935 г. исключен из ВКП(б), до ареста состоял в должности профессора кафедры сопротивления материалов при Томском индустриальном институте. Служил в колчаковской армии. Арестован 4 октября 1937 года. Обвинялся как участник офицер-ской монархической организации, существовавшей в г. Томске. Из его показаний от 11 октября 1937 г. видно, что в 1928-29 при Томском Госуниверситете и Индустриальном институте профессором ТГУ Хахловым Венедиктом Андреевичем была создана вредительская группа, в составе: Хахлова, профессора Усова, профессора ТГУ - Кузнецова, профессора ТПИ Калишева, ассистентов: Левина, Арановича, Горсунова, Николаева, Филимонова, Мурзина и профессора Трапезникова. К началу 1936 года эта группа распалась, ее участники разъехались (л. д. 9). Далее в показаниях Трапезникова записано, что в 1936 году Хахлов вовлек его в контрреволюционную монархическую организацию. Как участников этой организации он знал: профессоров Кузнецова и Калишева, поручиков Реутова и Сарайтовкина. Сам он завербовал: Кругликова, Немешаева, Кучина, Шубина и Колосухина. Кем был завербован Калишев из показаний Трапезникова не видно. Показания Трапезникова проверены следствием не были, 19 октября 37 г. Тройкой УНКВД НСО он осужден к ВМН и расстрелян..." http://insibir.com/delo-professora-a-p-kalisheva/ Статья о первом сибирском самолете СТИ-1, построенном в 20-е годы в Томском технологическом институте под руководством Г.В. Трапезникова и А.В. Квасникова (также бывшего летчика и офицера белой армии, более подробно о нем - http://siberia.forum24.ru/?1-9-20-00000084-000-40-0) http://idea2.westsib.ru/avietta

group9may: Уважаемые форумчане, есть ли кого-нибудь информация о Вальдемаре Посте, летчике колчаковской армии (ПРедположение!). Служил во 2-м и 12-ом авиаотрядах. . 8-го февраля 1918 года он был мобилизован в «Западно-сибирскую добровольческую армию» Колчака. Служба у Колчака началась с кавалерийских частей, но затем, как опытного летчика, Поста направляют в авиаотряд, первоначально во 2-й, затем – 12-й. В 1920 году Пост попал в плен, как он сам указывает. Но есть данные, что с мая по сентябрь 1920 года Вальдемар Пост находился в резерве Красной армии в Москве. В октябре 1920 года он возвращается на родину и зачисляется пилотом в ВВС Эстонии.


Ратник: Не помню были эти люди или нет. Гибель летчика. 24 июля вечером при пеелете Курган-Омск трагически погибли военный летчик прапорщик Иванченко и моторист Мейар.Аппарат "WF" американского типа от невыясненной причины загорелся в воздухе и упал в районе станции Сортировочной.Два других самолета, совершавшие перелет вместе с погибшим аппаратом, поспешили спуститься к месту катастрофы, но оказать помощь в виду громадного пламени, охватившего обломки им не удалось.На мест епадения самолета под грудой обломков найдены обуглившиеся трупы несчастных. Сибирская жизнь от 1 августа 1919 г.

Войсковой старшина: На 20.10.1918: Наименование частей, чин и фамилия командира, место стоянки, примечание. В составе армии генерала Р. Гайды: 4-й авиаотряд, штабс-капитан Предтеченский, ст. Дружинино, боеспособен. 5-й авиаотряд, поручик Левченко, Екатеринбург, формируется. 2-й Сибирский авиаотряд, полковник Макаров, Екатеринбург, формируется. 3-й Сибирский авиаотряд, подполковник Рыжков, Богданович, боеспособен. В составе армии генерала С. Чечека: Чешский авиаотряд, поручик Мельч, ст. Миасс, должен пополниться. 6-й авиаотряд, поручик Вышегородский, район Бирска, боеспособен. 1-й авиаотряд, подпоручик Жабров, Курган, формируется. 2-й авиаотряд, поручик Данилин, Курган, формируется. 3-й авиаотряд, поручик Мещеряков, Курган, формируется. 1-й авиапарк, подполковник Орлов, Курган, подлежит пополнению 1-я подвижная авиамастерская, инженер-механик Мокарук, Курган, подлежит пополнению. 1-й авиадивизион, подпоручик Пестов, Курган, формируется. Авиашкола, капитан Ивков, Курган, формируется. 7-й авиаотряд, штабс-капитан Галышев, Курган, формируется. 8-й авиаотряд, лейтенант Кукуранов, Курган, формируется. 1-я авиагруппа, штабс-капитан Галышев, Курган, формируется. В составе армии генерала А.И. Дутова: Отдельный авиаотряд Оренбургского войска, поручик Батурин, Оренбург, формируется. Отделение 3-го авиаотряда, прапорщик Сперанский, Оренбург, формируется. Уральский авиаотряд, войсковой старшина Каплин, Уральск, боеспособен. В составе армии генерала П.П. Иванова-Ринова: 1-й Сибирский авиаотряд, войсковой старшина Шебалин, Сергиополь, боеспособен. Гидроавиационная база, капитан по адмиралтейству Николаев, Красноярск, подлежит пополнению. Доронин Ю.П. Авиация белых армий на Восточном фронте // Белая армия. Белое дело: Исторический научно-популярный альманах. №4. Екатеринбург, 1997. С.69-70.

Войсковой старшина: На 20.10.1918: Начальник Воздушного флота, военный инженер, военный летчик, капитан Борейко. Помощник начальника Воздушного флота, военный летчик, поручик Ноздровский. Доронин Ю.П. Авиация белых армий на Восточном фронте // Белая армия. Белое дело: Исторический научно-популярный альманах. №4. Екатеринбург, 1997. С.70.

Войсковой старшина: Степан Андреевич Ноздровский - военный лётчик, ученый и изобретатель авиаприборов, награжденный орденом Святого Георгия 4-й степени и четырьмя солдатскими Георгиевскими крестами Происхождение Из дворян. Ноздровский родился 16 августа 1888 года в м. Кричев Могилевской губернии в семье статского советника. Православный. Биография В 1906 году окончил 12-ю Санкт-Петербургскую гимназию, а в 1911 году — Императорский Санкт-Петербургский университет. Ещё будучи студентом физико-математического факультета Петербургского университета Ноздровский серьёзно увлёкся авиацией. В 1911 году после окончания университета работал на заводе С. Щетинина. Вскоре Ноздровский поступил в школу авиации. Экзаменационный полёт С. Ноздровского, совершённый в августе 1913 г., стал мировым рекордом: пять «восьмёрок» были выполнены за 6,5 минут. В 1913 году окончил школу Императорского всероссийского аэроклуба (ИВАК) и был оставлен в школе инструктором. Военный лётчик 31 июля 1914 года вступил в службу рядовым «охотником» в Особый (добровольческий) авиационный отряд, позже переименованный в 34-й корпусной авиационный отряд (XXXIV КАО), сформированный из личного состава авиашколы ИВАК её начальником лейтенантом Н. А. Яцуком. Произведен в чины: ефрейтор (12.10.1914), младший унтер-офицер (06.12.1914), старший унтер-офицер (09.12.1914). Первый свой Георгиевский крест летчик 34-ого КАО Ноздровский получил «за неоднократно с успехом произведённые воздушные разведки, причем 11.09.1914 несмотря на обстрел его германской артиллерией и пехотой, он продолжал разведку вглубь расположения неприятельских частей, а 12.09.1914, заметив направляющийся к ним неприятельский аэроплан, движением своего самолёта заставил противника возвратиться обратно». К марту 1915 года С. А. Ноздровский был награждён всеми четырьмя степенями Георгиевского креста и был произведен в прапорщики за боевые отличия (20.03.1915). 22 августа 1915 года, во время Свенцянского прорыва немцев, он с наблюдателем штабс-капитаном Леонковым выполнил несколько разведок в районе Янов-Вилкомир, во время которых они обнаружили продвижение значительных сил неприятеля в направлении Свенцян. Эти сведения дали возможность командованию принять меры, предупредившие прорыв противника у Молодечно. За эти разведки С. А. Ноздровский был награждён орденом Св. Георгия 4-й степени. 5 июля 1916 года Степан Андреевич назначен командиром 10-го истребительного авиационного отряда. Подпоручик (30.08.1916). В августе 1917 года откомандирован в Управление военного воздушного флота. Поручик (17.09.1917). С марта 1918 года С. А. Ноздровский был начальником авиашколы частного Казанского общества воздухоплавания. Участие в Белом движении В августе 1918 года после взятия Казани армией генерала Каппеля и частями Чехословацкого корпуса поручик Ноздровский вступил в Белую армию Восточного фронта. С августа по октябрь 1918 года занимает должности заведующего оперативным отделением Управления воздушного флота Северной группы войск. С 8 ноября 1918 по январь 1919 г.- помощник начальника Управления воздушного флота по оперативной части. С января 1919 по январь 1920 г. — начальник технического отделения при том же управлении. Вскоре за отличия по службе был произведен в капитаны (1919) и назначен сотрудником Иркутской аэронавигационной лаборатории. На службе в РККА С февраля 1920 года в РККА. С мая 1920 года — заведующий аэронавигационной лабораторией 5-й армии, затем — заведующий Аэронавигационным отделом научно — опытных мастерских Главного управления РКК ВВФ. С января 1923 по май 1924 года — постоянный член Научного комитета Главного управления РКК ВВФ. С мая 1924 г. — преподаватель Академии военно-воздушного флота РККА им. Жуковского. В 1924 году Степан Андреевич Ноздровский одним из первых запатентовал принцип построения одноосного гироскопического стабилизатора. Он и его сотрудники в короткое время подготовили первый отряд штурманов для военной авиации. Во время перелета Москва — Монголия — Китай — Япония на самолете Михаила Громова стоял гироскопический компас, автором которого был Степан Андреевич Ноздровский. Дирекция ленинградского завода «Электросила» обратилась к командованию с просьбой направить Ноздровского для налаживания выпуска приборов для народного хозяйства. Вот что было написано в 23-томной «Технической энциклопедии», вышедшей под редакцией профессора Л. К. Мартенса в 1927 1938 годах в статье «Развитие авиационных приборов»: 20 ноября 1925 года Степан Андреевич Ноздровский был уволен из рядов РККА «как бывший белый офицер». C 1 мая 1926 года по личному ходатайству, рассмотренному начальником Управления ВВС РККА, вновь принят на службу на должность старшего летчика-наблюдателя Научно-опытного аэродрома ВВС РККА. 5 февраля 1925 года получил благодарность, объявленную в приказе № 46 по ВВС РККА «за перелет по маршруту Москва — Смоленск — Витебск — Гомель — Москва». 15 августа 1927 года Степан Андреевич Ноздровский вновь был уволен из рядов ВВС РККА «за невозможностью дальнейшего использования». Возможно раннее увольнение из рядов РККА и спасло Степана Андреевича от волны репрессий 1930-х годов против бывших офицеров: он просто выпал из поля зрения ОГПУ — НКВД . Чудом избежав репрессий, он был вынужден работать рабочим, инженером, часто менять места работы . Тем не менее научную работу Степан Андреевич не бросал, и в 1939 году в издательстве «Оборонгиз» вышла его книга «Общая теория и методика расчета измерительных приборов». В годы Великой Отечественной войны доцент С. А. Ноздровский работал в Военно-воздушной академии им. Жуковского, возглавляя кафедру штурманского факультета. В последующие годы кандидат технических наук Степан Андреевич Ноздровский работал на кафедре механических приборов в Московском авиационном институте (МАИ). Жил в Москве. Умер в 1949 году. Похоронен на Введенском кладбище в Москве (участок 21). Награды Знак отличия Военного ордена Св. Георгия для нижних чинов, (ЗОВО): Георгиевский крест 4-й ст. № 38420 — Приказом по 10-й армии № 66 от 12.10 1914 г. «за воздушные разведки 11-го и 12-го сентября 1914 г.»; Георгиевский крест 3-й ст. № 9358 — Высочайше пожалован 06.12. 1914 г. «…за воздушные разведки 2, 3 и 13 октября 1914 г.»; Георгиевский крест 2-й ст. № 629 — Приказом по 3-му Сибирскому армейскому корпусу № 9 от 15.01.1915 г. «за воздушные разведки 21 и 27-го ноября 1914 г., сопровождавшиеся метанием бомб и совершенные под сильным артиллерийским огнем»; Георгиевский крест 1-й ст. № 293 — «за воздушные разведки 20 декабря 1914 г.,1, 19 и 27 ноября 1915 г. и за перелет из Лыка в Осовец». Орден Св. Анны 4-й ст. с надписью «За храбрость» (1915 или 1916), Орден Св. Анны 3-й ст. с мечами и бантом (27.07.1916), Орден Св. Георгия 4-й ст. (04.03.1917), Орден Св. Владимира 4-й ст. с мечами и бантом (17.03.1917), Орден Св. Станислава 3-й ст. с мечами и бантом (13.09.1917). Труды Ноздровский С. А. Значение авиационных приборов и научно-технических средств для работы авиационного воздушного флота / Труды 1-го Всероссийского Съезда инженеров, работающих в области военной промышленности. Выпуск 1. М. Издание Главного Управления военной промышленности. 1922 г. 162с. + 8 л. фотографий. Ноздровский С. А. «Общая теория и методика расчета измерительных приборов». М.: Оборонгиз, 1939. http://www.people.su/81089

Войсковой старшина: С.А. Ноздровский, 1913 г. С.А. Ноздровский, 1916 г. Фото из сети.

Войсковой старшина: Кручинин А.М. Рыцарь воздушного океана // Веси: Провинциальный литературно-художественный, историко-краеведческий журнал. №3. Екатеринбург, 2011. Рыцарь воздушного океана Это было время когда воздушные сообщения при помощи летательных машин были в самом начале. Из различных, весьма экзотичных машин: орнитоптеров, геликоптеров и аэропланов наибольшее практическое применение получили только последние. Их конструкции делались из стальных труб, тросов и дерева, а несущие поверхности обтягивались материей. Летчики совершали полеты по весьма несовершенным приборам, сидя в открытых кабинах. Нужно было обладать немалым искусством и мужеством, чтобы управлять этими весьма несовершенными творениями. Тогдашние летчики были первыми покорителями воздушных стихий, и наверное, когда они планировали с выключенным мотором то чувствовали себя большими птицами. Будущий военный летчик, прапорщик Павел Николаевич Владимиров родился 18 мая 1896 г. в семье петербургских мещан. Точно неизвестны ни его родители, ни образование, которое он получил. Известно только то, что с 5 августа 1915 г. он оказался на службе в 1-м авиационном парке, в качестве вольноопределяющегося. 18 декабря 1916 г. Павел Владимиров сдал экзамен на летчика в школе авиации на аппарате «Лебедь» и с 7 января 1917 г. стал военным летчиком 33-го корпусного авиационного отряда, действовавшего на Северном фронте. Этот авиаотряд имел славную, хотя и недолгую, историю. Он был сформирован весной 1914 г. в Новогеоргиевске, одной из самых больших русских крепостей Варшавского военного округа защищавших передовой театр на реке Висла. В августе 1915 г. крепость была бездарно отдана наступавшим германцам, а крепостной авиаотряд отличился спасением знамен и секретной документации, невзирая на ненастную погоду и огонь противника. Тогдашние аэропланы очень сильно зависели от погоды: они не летали в сильный ветер, в грозу и дождь, не летали ночью, но летчики презрели все опасности и выполнили приказ. В октябре 1915 г. на основе аппаратов и личного состава Новогеоргиевского крепостного авиационного отряда был сформирован 33-й корпусной отряд. Летом 1917 г. Павел Владимиров получил чин старшего унтер-офицера, а затем и прапорщика. Осенью 1917 г. 33-й корпусной авиаотряд оказался одним из немногих сохранивших дисциплину и технику в начавшемся развале русской армии. Командование отряда и его личный состав сумели отстоять имущество от расхищения и преодолели сопротивление новоявленных комиссаров. С большим трудом достали вагоны. В январе 1918 г. самолеты, автомобили и все остальное имущество перевезли на станцию, погрузили и вывезли сначала в Великие Луки, а затем еще дальше в тыл в Саратов. Личный состав отряда не признавал советскую власть и когда в Саратове появился сибирский подпольщик штабс-капитан П. Сергеев, с разрешением на вывоз техники отряда в Сибирь, летчики и механики активно поддержали эту идею. Под видом переброски аэропланов в Восточную Сибирь для организации там почты и связи, удалось погрузиться и уехать в Пензу, а оттуда в Уфу. 4 июля 1918 г. под Уфой 33-й корпусной авиаотряд перешел на сторону чехословацких войск. В конце июля отряд под командованием летчика-наблюдателя штабс-капитана Предтеченского расположился у станции Дружинино и приступил к полетам в интересах войск Северо-Уральского фронта полковника С.Н. Войцеховского. Основным видом деятельности летчиков стала разведка вдоль Пермской и Западно-Уральской железных дорог. Вечером 6 августа прапорщик П.Н. Владимиров вылетел на одноместном «Ньюпоре – 17» на северо-запад, на Утку и станцию Илим. Глаза слепило солнце, а сама конструкция «Ньюпора» не позволяла вести наблюдение за местностью. Через некоторое время летчик потерял ориентацию и заблудился. С большим трудом ему удалось найти дорогу назад и после двухчасового полета приземлиться на своем аэродроме. Гораздо более удобства для наблюдения представлял «Фарман – 30 (Фарсаль)» с толкающим винтом и вынесенной вперед кабиной. Утром 8 августа прапорщик Владимиров и летчик-наблюдатель штабс-капитан Предтеченский вылетели на «Фарсале» вдоль Пермской железной дороги, произвели разведку и сбросили бомбы на станцию Шамары. Полет проходил два с половиной часа, на высоте 1500 метров. Во второй половине августа авиаотряд не действовал, так как был вынужден эвакуироваться на станцию Нязепетровск, а затем он был переброшен в Екатеринбург. Аэродром был развернут вблизи станции Уктус, механики собрали самолеты и летчики приступили к боевой работе вдоль Горнозаводской железной дороги. 4 сентября прапорщик Владимиров с летчиком-наблюдателем поручиком Тиль совершили более чем трехчасовой полет на аппарате «Вуазен», придерживаясь высоты 1800 метров. Помимо разведки было произведено бомбометание на станцию Анатольская. Утром 5 сентября Павел Владимиров и штабс-капитан Предтеченский вылетели на «Фарсале» на разведку в сторону Нижнего Тагила. Долетев до Исетского озера обнаружили неисправность в моторе и повернули обратно на Уктус. После устранения механиками поломки, они взлетели вновь и на этот раз долетели до Невьянска. Севернее громоздились грозовые тучи и пришлось снова возвращаться так и не долетев до цели. Полет проходил на высоте 2000 метров и продолжался два с половиной часа. 8 сентября 1918 г. из состава красной Иркутской авиагруппы к чехам на «Сопвиче» перелетел военный летчик В. Катальников и сел у станции Кузино. Для перегона «Сопвича» в Уктус был командирован прапорщик Владимиров хорошо знавший маршрут. 10 сентября при подлете к станции Хрустальная, на угнанном «Сопвиче» остановился мотор и пришлось идти на вынужденную посадку. Увидев более менее чистое от леса пространство Владимиров направил туда аэроплан. Лавируя между высокими деревьями и скирдами сена, он все-таки зацепил правым крылом за скирду и скапотировал, повредив аппарат и получив легкие ушибы. В неисправном виде «Сопвич» довезли на автомобиле по Сибирскому тракту в Екатеринбург, а оттуда в Уктус. Осмотр мотора показал, что в топливных фильтрах были вода и грязь. 12 сентября 33-й Гуситский корпусной авиаотряд был вновь перебазирован на станцию Дружинино и в тот же день Павел Владимиров вместе с летнабом поручиком Тиль произвели полет на разведку и разбрасывание прокламаций. Авиаотряд вновь начал работать вдоль Пермской и Западно-Уральской железных дорог. До рокового дня прапорщик Владимиров слетал еще два раза. 15 октября он атаковал на своем «Ньюпоре» аэроплан «Сопвич» из состава красного 1-го Иркутского авиаотряда, выпустив по противнику 43 пули, после чего его пулемет заклинило. Когда красный «Сопвич» кое как приземлился на аэродроме у села Спасо-Богородское, на аппарате насчитали сорок пробоин. Учитывая входные и выходные отверстия, это значит, что почти каждая вторая пуля попала в цель. Прапорщик оказался метким стрелком! Удивительно, что красные летчики Абузин и Грубер вышли из переделки без единой царапины и командование 3-й армией «за хладнокровие и удачные маневры» выдало им по 500 рублей премии. 16 октября в районе станции Шамары, другой красный аэроплан «Сопвич» в составе летчика Феоктиста Граба и летчика-наблюдателя Ипполита Шульца был атакован истребителем «Ньюпор – 17» за штурвалом которого опять был прапорщик П. Н. Владимиров. Он успел дать только короткую очередь, причем все его пули попали в «Сопвич», как летнаб И. Шульц открывший огонь из турельного пулемета угодил в «Ньюпор». Видимо пуля попала Владимирову в сердце и неуправляемый аппарат рухнул в тайгу в восьми километрах от станции Шамары. Это была первая документально подтвержденная победа Красного воздушного флота в Гражданскую войну. По возвращении на аэродром и подтверждении победы красные летчики получили каждый по 5 тысяч рублей. Тело прапорщика П.Н. Владимирова было найдено и привезено в Екатеринбург. 20 октября 1918 г. он был отпет в Екатеринбургском кафедральном соборе настоятелем протоиереем Л. Игноратовым. Останки рыцаря воздуха упокоились на Михайловском кладбище, а на его могиле был воздвигнут пропеллер. Фото к статье.

Войсковой старшина: Войсковой старшина пишет: в Саратове появился сибирский подпольщик штабс-капитан П. Сергеев, с разрешением на вывоз техники отряда в Сибирь Не П.П. Сергеев ли, перелетевший к белым со всем Оренбургским авиаторядом, ставшим 3-м Сибавиаотрядом?

Войсковой старшина: Антоненко Василий Петрович род. 1890 в Санкт-Петербурге. Из потомственных почетных граждан. Санкт-Петербургский политехнический институт, Бакинская авиашкола, Киевская авиашкола. Офицер. Подпоручик по адмиралтейству, инструктор и начальник Бакинской авиашколы. В белых войсках Восточного фронта, летчик Народной Армии в Самаре, командир 1-го гидроавиационного отряда Сибирской армии. Взят в плен, 25 дек.1920 бежал во Владивосток, с мая 1921 в распоряжении штаба Сибирской флотилии, начальник распорядительной части того же штаба. После эвакуации Приморья пришел с флотилией (старший офицер корабля "Взрыватель") в Олонгапо (Филиппины), где оставался на кораблях. В эмиграции с окт.1924 в США, к 1931 возглавлял кают-кампанию в Сан-Франциско. Ум. 1975 в Сан-Франциско. Головинский Петр Александрович род. 29 дек. 1896 в Москве. Среднетехническое училище в Касимове, 1914, Морское инженерное училище, 1914 (не окончил), Бакинская авиационная школа, 1916. Георгиевский кавалер. Поручик по адмиралтейству, летчик 11-го морского воздухоплавательного отряда Черноморского флота. В Вооруженных силах Юга России в авиации Каспийской флотилии. В белых войсках Восточного фронта на Сибирской флотилии. При эвакуации 1922 прибыл с флотилией на Филиппины. В эмиграции в США. Погиб (разбился) 14 окт.1925 в Сан-Франциско (США). Кукуречкин Еремей Адольфович Бакинская авиационная школа (1917). Подпоручик по адмиралтейству, морской летчик, инструктор Бакинской авиационной школы. В ВСЮР в авиации Каспийской флотилии. К 16 мая, летом 1921г. в лагере в Басре (Месопотамия). В белых войсках Восточного фронта на Сибирской флотилии. После эвакуации Приморья (1922) пришел в Олонгано (Филиппины), где оставался на кораблях. Микоев Сергей Григорьевич Гатчинская авиационная школа (1915). Бакинская авиационная школа (1916). Поручик по адмиралтейству, морской летчик, инструктор Бакинской авиашколы. Лейтенант береговой обороны.В белых войсках Восточного фронта на Сибирской флотилии. При эвакуации (1922) прибыл с флотилией на Филиппины. В эмиграции в США. Умер 29 сентября 1962г. в Сан-Франциско. Мошкалов Дмитрий Николаевич Морской корпус (1918, не окончил). Бакинская авиационная школа (1917). Подпоручик по адмиралтейству, морской летчик. В ВСЮР в Донском гидросамолетном дивизионе и Каспийском воздушном дивизионе. Л 16 мая 1921 в лагере в Басре (Месопотамия). В белых войсках Восточного фронта на Сибирской флотилии. При эвакуации (1922) прибыл с флотилией на Филиппины. В эмиграции в США (Калифорния). Умер после 1960 в Сан-Франциско. Плешаков Николай Никитич Офицер с 1917г. Бакинская авиационная школа. Поручик по адмиралтейству, морской летчик. В ВСЮГ в авиации Каспийской флотилии. К 16мая 1921г. в лагере в Басре (Месопотамия). В белых войсках Восточного фронта на Сибирском флотилии. При эвакуации (1922) остался в Гензане. В эмиграции в Китае. В 1936 — 18июня 1946г. член (в 1939г. казначей) кают-компании в Шанхае, к 1948г. там же, затем в США. Умер 25 июня 1978 в Калифорнии. Подсевалов Бакинская авиационная школа (1917). Подпоручик по адмиралтейству, морской летчик. В белых войсках Восточного фронта в 1-ом гидроавиационном отряде. Понятов Александр Матвеевич Высшее техническое училище в Германии, Бакинская авивционная школа (1916). Поручик по адмиралтейству, морской летчик Балтийской воздушной дивизии, морской школы воздушного боя в Красном селе. В белых войсках Восточного фронта. В эмиграции в Китае, затем в США владелец завода в Редвуд-Сити. Умер 24октября 1980г. в Калифорнии. Сидоров Бакинская авиационная школа. Подпоручик по алдмиралтейству, морской летчик. В белых войсках Восточного фронта в 1-м гидроавиационном отряде Сибирской армии. Шаронов Владимир Андреевич Школа морской авиации в Петрограде (1916), Бакинская авиационная школа (1917). Офицер с 1916. Подпоручик по адмиралтейству, морской летчик авиаматки «Орлица» Балтийского флота. В Вооруженных силах Юга России (ВСЮР) в Донском гидро-авиационном отряде на Каспийской флотилии. К 16 мая, летом 1921 в рагере Басре (Месопотамия). В белых войсках Восточного фронта на Сибирской флотилии. При эвакуации (1922) прибыл с флотилией на Филиппины. В эмиграции в США. Умер 13 августа 1978г. в Сан-Франциско. Позаимствовал на сайте "Наш Баку. История Баку и бакинцев".

barnaulets: Москальков Василий Александрович "Василий Александрович Москальков родился в 1891 г. в селе Куколовка Александрийского уезда Харьковской губернии. Окончил ремесленное училище в г. Кривой Рог, и до 1908 г. работал на руднике в механических мастерских. С 1908 по 1914 г. работал в кузнице своего отца. В 1914 году был мобилизован в армию в город Одессу. В Одессе служил в самокатной роте рядовым. Примерно в 1914-1915 гг. Был направлен на обучение в Гатчинскую Военно-Авиационную школу под Петербург, где служил мотористом, позже механиком. Имел звание унтер-офицера. Обучался летному делу у Ефимова и Павлова. После февральской революции при выделении из школы украинской группы был переведен в г. Харьков, позднее в Самару, и далее. По мере отступления Колчаковской армии школа была переведена в Курган, затем в Спаск-Приморский (Дальний Восток). Принимал участие в боевых вылетах, осуществлял аэроразведку и бомбометание. Был сбит. После тяжелого ранения и в результате разгрома Колчаковской армии в 1922 г. В.А. Москальков, перейдя на сторону большевиков, как военспец был направлен в Борисоглебск во 2-ю Военно-Авиационную школу РККА в качестве летчика-инструктора, позднее здесь же служил в качестве инженера аэродрома. 1925 г. г. Борисоглебск В 1932 г. Василий Александрович демобилизовался из РККА и работал в Гражданской Авиации. В последнее время до своего ареста в 1937 г. был начальником авиаотряда Южно-Казахстанской группы. За организацию химизации сельскохозяйственных полей Казахстана был награжден орденом. В 1937 г. был арестован органами НКВД по обвинению во вредительстве и белогвардейском заговоре. Отбыл 16 лет на Колыме, в поселке Ягодное. Посёлок Ягодное, 1951 год Борисоглебск, 1954 год В 1963 г. реабилитирован. Умер в середине 60-х. Похоронен в Борисоглебске. Информацию предоставил Москальков Валерий Львович" Информация и фото с сайта выпускников Борисоглебского высшего военного авиационного училища летчиков им. Чкалова: http://www.bvvaul.ru/profiles/1980.php

barnaulets: По данным Марата Хайрулина на 13.10.1922. г. летчик Москальков Василий числился в списках чинов Военной авиационной школы Дальнего Востока. Чин не указан.

Войсковой старшина: Войсковой старшина пишет: авиавостфронт полковник Шаньгин Шангин Игорь Антонович 7.11.1889 г. - 1.12.1938 г., г. Харбин (Китай) Православный. Сын чиновника. Образование: Иркутская мужская гимназия (1908), Елисаветградское кавалерийское училище (1910, в 1-й Читинский полк Забайкальского казачьего войска), Севастопольская военная авиационная школа (1915). Чины: хорунжий (6.08.1910), сотник (6.10.1913), подъесаул (2.12.1916), есаул (12.10.1917), полковник за боевые отличия (1919). Прохождение службы: обучался в Елисаветградском кавалерийском училище (1908-1910), в 1-м Читинском полку Забайкальского казачьего войска (6.08.1910-20.10.1911), младший офицер 4-й сотни (1.09.1910-13.10.1911), младший офицер 5-й сотни (13.10.-20.10.1911), в 1-м Верхнеудинском полку Забайкальского казачьего войска (20.10.1911), прикомандирован к Управлению бригады «для письменных работ по судной части» (1.04.1913), прикомандирован к Иркутской казачьей сотне (19.04.1913), прикомандирован к 1-му Читинскому полку Забайкальского казачьего войска (17.07.1913), командирован во 2-й Сибирский саперный батальон «для изучения телеграфного и подрывного дела» (25.05.1914), в распоряжение атамана 1-го военного отдела для сформирования 2-го Верхнеудинского полка Забайкальского казачьего войска (21.07.1914), наблюдатель Гренадерского корпусного авиационного отряда (9.09.1914), вр.и.о. адъютанта Гренадерского корпусного авиационного отряда (17.10.1914), вр.и.д. казначея и квартирмейстера Гренадерского корпусного авиационного отряда (7.03.1915), обучался в Севастопольской военной авиационной школе (11.06.-21.11.1915), вр. командующий Гренадерским корпусным авиационным отрядом (24.12.1915), начальник 27-го корпусного авиационного отряда (26.03.1916), в отпуске по состоянию здоровья, в связи с перенесенной малярией (23.03-11.05.1917), и.д. помощника командира Петроградского авиационного дивизиона (26.04.1917), помощник командира 1-й боевой авиационной группы (1.06.1917), сбил вместе с ротмистром А.А. Козаковым в районе Ставчан между Хотином и Новоселицей вражеский самолет (20.07.1917). Награды: С3мб (), С2м, В4мб (31.05.1915), Г4 «за то, что в боях с 10-го октября 1914 г. по 5-е марта 1915 г., будучи наблюдателем на аэроплане, под ружейным и артиллерийским огнем привозил много раз ценные данные о расположении противника в тылу, а также о его передвижениях. Сведения были точны и влекли за собою успех» (10.06.1915), А4 «за разведки в сентябре 1914 г.» (2.09.1915), А3мб (5.07.1916), ГО «за то, что 20 июля 1917 г., будучи в чине подъесаула помощником командира 1-й авиационной группы армий Юго-Западного фронта, вылетел на самолете "Нъюпор " для борьбы с неприятельскими самолетами и, встретившись с одним из таковых, сбил его в 10-ти верстах к югу от Хотина. Неприятельский летчик был убит, а аппарат достался нам в целом виде» (12.07.1919). Прочие сведения: В белых армиях Восточного фронта. На июль 1919 г. - начальник воздушного флота Западной армии, затем начальник воздушного флота 3-й армии, и.д. начальника авиации Восточного фронта, с оставлением в прежней должности (25.09.1919). Умер на улице, похоронен как бездомный в общей могиле на Биньцзянском кладбище Харбина. Источники: Нешкин М.С., Шабанов В.М. Авиаторы - кавалеры ордена Св. Георгия и Георгиевского оружия периода Первой мировой войны 1914-1918 годов: Биографический справочник, 2006. РГВИА. Ф. 400. Оп. 12. Д. 26976. Л. 555-558 РГВИА. Ф. 409. Оп. 1. П/с. 6619 (1911 г.) РГВИА. Ф.493. Оп. 3. Д. 129. Л. 166 РГВИА. Ф. 2003. Оп. 2. Д. 652. Л. 59 РГВИА. Ф. 2008. Оп. 1. Д. 2226 РГВИА. Ф. 2077. Оп. 1. Д. 112. Ч. 2. Л. 834 РГВА. Ф. 39499. Оп. 1. Д. 319. Л. 34 РГВА. Ф. 39499. Оп. 1. Д. 322. Л. 22 РГВА. Ф. 39499. Оп. 2. Д. 1. Л. 234 РГВА. Ф. 39835. Оп. 1.Д. 34. Л. 69. Позаимствовал с сайта regiment.ru

Войсковой старшина: Худяков Николай Павлович (1893, Иркутск - 1947, Шанхай) - окончил гимназию Иркутска и Оренбургское военное училище. Участник Первой мировой войны. Несколько раз ранен. С 1916 г. - летчик. За подвиги награжден в том числе Георгиевским крестом 4-й степени и Золотым оружием. Во время Гражданской войны - комендант Уфы. После эвакуации - офицер харбинской полиции. С 1926 г. - в Шанхае. Параллельно охранной деятельности работал редактором и издателем ряда эмигрантских газет и журналов. Балмасов С.С. Белоэмигранты на военной службе в Китае. М., 2007. С.524.

barnaulets: Войсковой старшина пишет: 5-й корпусной авиаотряд на 10.08.1919: ...в/л поручик Левченко... 5-й корпусной авиаотряд на сентябрь 1919: ...в/л поручик Левченко... Войсковой старшина пишет: Управление авиационной группы Сибирской армии на 1.04.1919: ...в/л поручик Левченко Виктор Григорьевич: 172-й пехотный полк, Гатчинская авиашкола (26.06.1915), в авиации с 1915, в группе с 1.04.1919, нач. оперативного отдела группы, пом. начальника ... На 08.06.1919: врид авиагруппы поручик Левченко... На 10.08.1919: ... врид комавиагруппысиб подпоручик Левченко... barnaulets пишет: Приказом № 3 от 16 августа 1918 г. на должности командиров авиационных отрядов 2-й авиагруппы были назначены: 5-го авиаотряда – военный летчик поручик Левченко, 6-го – военный летчик прапорщик Васильев, 7-го – военный летчик штабс-капитан Галышев и 8-го – морской летчик лейтенант Кукуранов... Марат Хайрулин, Вячеслав Кондратьев. Военлеты погибшей Империи. Авиация в Гражданской войне. Войсковой старшина пишет: На 20.10.1918: Наименование частей, чин и фамилия командира, место стоянки, примечание. В составе армии генерала Р. Гайды: ...5-й авиаотряд, поручик Левченко, Екатеринбург, формируется... Судя по всему, поручик Левченко дожил в СССР до Великой Отечественной войны, работая в гражданской авиации. На сайте podvignaroda.ru имеется наградной лист 1944 года на майора Левченко Виктора Григорьевича (1894 г.р., в Красной армии с 1919 г.), нач. штаба летного центра ГВФ (с марта 1943 г.). В этом документе он назван одним из старейших летающих офицеров ГВФ. Судя по наградам, полученным им в советское время, (ордена Красного Знамени, Трудового Красного Знамени Таджикской ССР и Трудового Красного Знамени Узбекской ССР), часть его трудовой биографии была связана со Средней Азией. На начало 1942 г. он числился в составе особой авиагруппы трассы Москва-Иркутск. Во время Великой Отечественной войны в качестве летчика-инструктора Левченко занимался подготовкой пилотов транспортной авиации и авиации дальнего действия. Имел боевые вылеты: выполняя особые задания командования ГУ ГВФ в январе-феврале 1942 г. принимал участие в выброске воздушного десанта в тылу у немцев в р-не г. Вязьмы и в феврале того же года летал в осажденный Ленинград. Лично подготовил 83 пилота. Награжден орденом Отечественной войны I степени (1944 г.).

barnaulets: barnaulets пишет: Судя по наградам, полученным им в советское время, (ордена Красного Знамени, Трудового Красного Знамени Таджикской ССР и Трудового Красного Знамени Узбекской ССР), часть его трудовой биографии была связана со Средней Азией. Из истории развития советской гражданской авиации в годы первых пятилеток: "История авиации неразрывно связана с именами первооткрывателей воздушных линий. В Средней Азии это были пилоты Э. И. Шварц, М. Семенов, В. Г. Левченко, М. Т. Слепнев, А. С. Демченко". http://edu.dvgups.ru/METDOC/VOZDUH/ISTOR_VT/METOD/11/frame/5.htm " ...из отчётов «Добролёта» за 1929 год: К 1-му октября 1928 года пилотами М.С. Семёновым, Н.И. Барановым, Э.И. Шварцем, М.Т. Слепнёвым, В.Г. Левченко, бортмеханиками А.А. Кожевниковым и Я.К. Лышковым было налётано по 3.000 лётных часов. Каждым! Безаварийно! В самых тяжёлых условиях Средней Азии – пустыни, зыбучие пески, жара, горы и т.д." [Для сравнения со знаменитым Валерием Чкаловым, налетавшим с 1924 по 1931 год 1500 часов, "в основном в полётной зоне родного военного аэродрома", с тремя разбитыми самолетами] http://forums.airforce.ru/do-1945/1900-real-nyi-chkalov/ Из брошюры: ПАКИЛЕВ Г. Н. СОВЕТСКАЯ ВОЕННО- ТРАНСПОРТНАЯ АВИАЦИЯ. Изд-во ДОСААФ, М, 1974 http://retrovtap.ru/wp-content/uploads/2011/11/%D0%A1%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D1%82%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F-%D0%92%D0%A2%D0%90.-%D0%93.%D0%9D.%D0%9F%D0%B0%D0%BA%D0%B8%D0%BB%D0%B5%D0%B2.pdf "Позднее авиация [имеется в виду после гражданской войны] не раз использовалась для применения десантов. Один из таких примеров описан Д. Кратовым в книге «Славою богатая». В апреле 1929 года банда басмачей бесчинствовала в Средней Азии близ города Гарм. В один из критических моментов боя его исход помог решить отважный пилот Левченко, который доставил в тыл противника четырех пулеметчиков во главе с командиром и комиссаром кавалерийской бригады. Внезапность появления наших бойцов была так велика, что многочисленная банда обратилась в бегство, а затем была полностью уничтожена". И это за год до официального рождения советских ВДВ. Видимо за это он и получил орден Боевого Красного Знамени.

barnaulets: Фото Г.В. Левченко с форума коллекционеров http://sammler.ru/ http://sammler.ru/index.php?showtopic=69898 Там же: Из воспоминаний Петра Комарова «В начале 1923 года советское правительство закупило в Германии восемь транспортных самолетов Ю-13. Ранней весной 1924 года шесть из них были разобраны, погружены на платформы и отправлены в Ташкент. Сопровождать самолеты поручили мне. А по прибытии на место мне пришлось участвовать в их сборке. К тому времени в Среднеазиатское отделение “Добролета” прибыли пилоты Рашид-Бек Ахриев, Николай Баранов, Виктор Левченко, Эдуард Шварц, Маврикий Слепней, а несколько позднее -пилоты Л. Демченко и Т. Суонио. http://www.ingush.ru/serdalo495_3.asp Уже 3 мая 1924-го года по маршруту Таписешу-Пишпек-Алма-Ата был выполнен технический рейс, а 12-го - и первый пассажирский. Эта дата и стала точкой отсчета зарождения гражданской авиации в Узбекистане. Вел самолет опытный летчик В.Л.Галышев. Позже открыли линию Каган-Термез-Душанбе. В сентябре того же года началось регулярное движение самолетов по маршруту Каган-Ташауз-Хива. Первыми пилотами были B.Г, Левченко, М.Т. Степнев, авиатехниками И.Р.Попельницкий, С.И.Бычков, Г.М.Злыгостев, В.И.Собицкий, М.М.Мурашкин. Их эстафету успешно подхватили С.Е.Логинов, Г.Ф.Юрков, В.Н.Прахов, А.Т.Тайметов, И.Т.Косолапов, Х.Таджиев. http://www.uzcapital.info/forum/index.php?topic=42.0 Обсуждение на форуме авиаторов http://aviaww1.forum24.ru/?1-1-20-00000097...-0-0-1286338858

barnaulets: barnaulets пишет: К 1-му октября 1928 года пилотами М.С. Семёновым, Н.И. Барановым, Э.И. Шварцем, М.Т. Слепнёвым, В.Г. Левченко, бортмеханиками А.А. Кожевниковым и Я.К. Лышковым было налётано по 3.000 лётных часов. barnaulets пишет: К тому времени в Среднеазиатское отделение “Добролета” прибыли пилоты Рашид-Бек Ахриев, Николай Баранов, Виктор Левченко, Эдуард Шварц, Маврикий Слепней, а несколько позднее -пилоты Л. Демченко и Т. Суонио. Николай Игнатьевич Баранов - тоже бывший белогвардейский летчик, сослуживец Левченко по 5-му корпусному авиаотряду barnaulets пишет: Войсковой старшина пишет: цитата: 5-й корпусной авиаотряд на 20.04.1919: ... в/л ст. унтер-офицер Баранов Войсковой старшина пишет: цитата: 5-й корпусной авиаотряд на 10.08.1919: ...в/л прапорщик Баранов Войсковой старшина пишет: цитата: 5-й корпусной авиаотряд на сентябрь 1919: ...в/л прапорщик Баранов Войсковой старшина пишет: цитата: 5-й корпусной авиаотряд на 10.08.1919: ...в/л ст. унтер-офицер Баранов: с 19.03.1918, Одесскую авиашколу (25.07.1917). По данным С.В. Волкова: Баранов Николай Игнатьевич, р. 14 нояб. 1891 в Москве. Из крестьян. Унтер-офицер, летчик 5-го корпусного авиационного отряда. В белых войсках Восточного фронта с лета 1918 в Сызрани, Прапорщик. Взят в плен дек.1919 под Красноярском. Холост. Служил в Красной армии, участвовал в войне с Польшей в 1920 г. (в эскадрилье Ширинкина)

barnaulets: мир пишет: Асс Константин Борисович (1897-?). Родился в Черниговской губернии. Офицером с 1917 г. Прапорщик. Морской летчик. В списках с 4 января 1919 г. С 8 февраля (пр. 5 марта) но 18 августа 1919 г. (пр. 20 августа) - офицер-летчик Гидроавиационной станции (1-го гидроавиационного отряда). С 18 августа (пр. 20 августа) но 1 сентября 1919 г. (пр. 28 сентября) - летчик Гидроавиационной станции в Красноярске. Подпоручик по Адмиралтейству за отличие по службе (18 апреля 1919). 26 апреля 1919 г. переведен в состав РБФ. Арестован 20 апреля 1920 г. в Нижнеудинске. Приговорен: особым отделом ВЧК 5-й армии 30 апреля 1920 г. к заключению в концлагерь до окончания Гражданской войны. Красноярской губ. ЧК 26 января 1921 г. срок сокращен до 3 лет. Реабилитирован 18 сентября 1998 г. прокуратурой Красноярского края (26). Награды: орден св. Анны 3 степени с мечами и бантом за подвиги мужества и храбрости в боях с неприятелем (2 сентября 1919) (27). Асс Константин Борисович успел принять участие в Великой Отечественной войне. В Красную армию вступил добровольцем в августе 1941 г. Войну закончил гвардии сержантом, писарем-каптенармусом 7-й роты 123 гвард. стр. полка 43 гвард. стр. дивизии. Был награжден медалью "За боевые заслуги". До призыва проживал в г. Перевоз Горьковской области. http://www.podvignaroda.ru/filter/filterimage?path=VS/320/033-0687572-0494%2B022-0493/00000464.jpg&id=37171181&id=37171181&id1=9eb8c7f740bcf3a78b15b9f66f888f16



полная версия страницы