Форум » Персоналии » Летчики армии Колчака » Ответить

Летчики армии Колчака

barnaulets: Мне кажется, пора создать и такую тему. Материал про летчиков Белой армии в Сибири разбросан по разным темам и разделам форума. Наверное, лучше будет свести их всех в одном месте. Предлагаю все, что касается пилотов, и вообще людей связанных с авиацией, размещать здесь.

Ответов - 299, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 All

Войсковой старшина: Господа хорошие! Нет ли у кого такого вот издания? Записки военного лётчика М.С. Смольянинова 1917 - 1919 гг. - М.:Гогла, 2009 (компьютерное издание).

Войсковой старшина: Войсковой старшина пишет: Господа хорошие! Нет ли у кого такого вот издания? Записки военного лётчика М.С. Смольянинова 1917 - 1919 гг. - М.:Гогла, 2009 (компьютерное издание). Ответов нет. Значит ни у кого нет. Гогла, видимо, некто Михаил Гоголин из Москвы, который на Учебно-методический, информационный и организационный портал военно-патриотического воспитания "Стяг" 26.01.2009 присылал такое письмо: На вашем сайте в разделе "Белое движение. Герои. " Опубликована статья из старой "Военной Были" - "Памяти друга, военного лётчика полк.Смольянинова". Статья эта страстная и интересная, но, увы, грешит неточностями, что, разумеется, недопустимо, когда речь идёт о столь неординарной и славной фигуре, как Михаил Сергеевич Смольянинов. Я в своё время приобрёл весьма обширные рукописные его дневники, которые он вёл с декабря 1917 по май 1919, так что владею информацией в объёме несколько большим, чем авторы статьи, размещённой на сайте. Разумно было бы внести несколько исправлений и уточнений если не в текст, то хотя бы в комментарий к статье. Из основных: - Улетел М.С. на Салоникский фронт не на "Альбатросе", а на "Эльфауге"("L.V.G."). - Ехал он на Дальний Восток с итальянцами, в вагоне итал. миссии "Кр. Креста" и с документами на итальянца. - "бросил в лицо" (отправил с объяснительной запиской) англ. консулу он не "иностранные ордена", а единственную свою иностранную награду, - "Croix de Guerre"("Военный Крест"), полученный им от союзников уже после своего возвращения обратно, осенью 1917. Да и то, крест этот, во избежание дипломатического скандала (случай действительно, из ряда вон!) был по-тихому возвращён английским консулом русскому, где, вероятно, и осел. - командовал М.С. не "отрядом", а значительно более крупным соединением - он был "Начальником Воздушного флота Сибирской армии", на этом посту и погиб. - Погиб, кстати, он не в августе , а утром 20 мая 1919, и не в боевом полёте, а при перебазировании авиасоединения со ст.Верещагино на ст. Кез. - На похоронах присутствовал не "Головин", а Головнин Сергей Сергеевич (из славной морской династии), двоюродный его брат; ему же, кстати, были переданы и дневники М.С. Есть там и ещё неточности, но следует исправить хотя бы вышеперечисленные. С уважением, Михаил Гоголин, Москва. Очевидно, что М. Гоголин и издал "Записки военного лётчика М.С. Смольянинова 1917 - 1919 гг." на диске. Пытаюсь его разыскать.

Войсковой старшина: Молчанов В.М. Последний белый генерал. Устные воспоминания, статьи, письма, документы. М., 2009. С.106-107.: А со мной - я подобрал уже начальника штаба - капитан Агапьев (он прошел там год, что ли, в общем, по Генеральному штабу был). Бывший командир корабля "Витязь", это был двухмоторный аэроплан. Ничего общего, что он учил. Он только мне всегда говорил: "Усиленные занятия мертвят дух и убивают всяческую инициативу". Поэтому он в штаб приходил позже меня.


Oigen Pl: Эта фамилия еще варирьируется как "Агапеев". В 1904 году был капитан Генерального штаба В. Агапьев. Но конечно это не тот, см. стр. 53 здесь - http://militera.lib.ru/periodic/0/vij/vij_2007-02.pdf Это в последующем военный агент в Сербии, потом в Нидерландах и Бельгии полковник Владимир Петрович Агапьев (Агапеев), который встречал Деникина и Романовского в Константинополе. В 1920 году тот Агапьев был уже генералом. Вот здесь как наблюдатель у пилота поручика Линно упомянут подполковник Генштаба Агапеев - http://www.k2x2.info/istorija/piloty_ego_velichestva/p3.php На Северо-Западе был лейтенант Агапеев Тихон Николаевич, которого пишут как невернувшегося в Россию из Америки "после большевистского переворота"- http://www.pershpektiva.ru/%D0%BB%D1%8E%D0%B4%D0%B8%20%D0%A1%D0%B0%D0%BD%D0%BA%D1%82-%D0%9F%D0%B5%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B1%D1%83%D1%80%D0%B3%D0%B0/%D0%90%D0%B3%D0%B0%D0%BF%D0%B5%D0%B5%D0%B2%20%D0%A2%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BD%20%D0%9D%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B0%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87%201891.htm И у Пилкина он есть - http://books.google.de/books?ei=lmn1UL-cHeao4gT0zoH4DQ&sqi=2&hl=ru&id=v-8YAQAAMAAJ&dq=%D0%BA%D0%B0%D0%BF%D0%B8%D1%82%D0%B0%D0%BD+%D0%90%D0%B3%D0%B0%D0%BF%D0%B5%D0%B5%D0%B2&q=%D0%90%D0%B3%D0%B0%D0%BF%D0%B5%D0%B5%D0%B2

Oigen Pl: Эта фамилия еще варирьируется как "Агапеев". В 1904 году был капитан Генерального штаба В. Агапьев. Но конечно это не тот, см. стр. 53 здесь - http://militera.lib.ru/periodic/0/vij/vij_2007-02.pdf Это в последующем военный агент в Сербии, потом в Нидерландах и Бельгии полковник Владимир Петрович Агапьев (Агапеев), который встречал Деникина и Романовского в Константинополе. В 1920 году тот Агапьев был уже генералом. Вот здесь как наблюдатель у пилота поручика Линно упомянут подполковник Генштаба Агапеев - http://www.k2x2.info/istorija/piloty_ego_velichestva/p3.php На Северо-Западе был лейтенант Агапеев Тихон Николаевич, которого пишут как невернувшегося в Россию из Америки "после большевистского переворота"- http://www.pershpektiva.ru/%D0%BB%D1%8E%D0%B4%D0%B8%20%D0%A1%D0%B0%D0%BD%D0%BA%D1%82-%D0%9F%D0%B5%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B1%D1%83%D1%80%D0%B3%D0%B0/%D0%90%D0%B3%D0%B0%D0%BF%D0%B5%D0%B5%D0%B2%20%D0%A2%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BD%20%D0%9D%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B0%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87%201891.htm

barnaulets: Войсковой старшина пишет: А со мной - я подобрал уже начальника штаба - капитан Агапьев (он прошел там год, что ли, в общем, по Генеральному штабу был). Бывший командир корабля "Витязь", это был двухмоторный аэроплан. Oigen Pl пишет: Эта фамилия еще варирьируется как "Агапеев". На самом деле "Агапиев" В частности у С.В. Волкова http://www.bfrz.ru/data/beloie_dvizgenie_volkov/personalii_volkov_1.pdf Агапиев. Капитан. В белых войсках Восточного фронта; с янв.1919 врио начальник штаба Ижевской бригады. Судя по всему , это П.А. Агапиев. В справочнике А. Ганина по офицерам Генерального штаба (А. В. Ганин. Корпус офицеров Генерального штаба в годы Граж-данской войны 1921–1922 гг. Справочный материал. – М.: «Русский путь», 2010) упоминаниея о нем есть на с. 88, 149, 508, 568 На 20 сентября 1919 г. этот Агапиев - помощник начальника воздушного флота при Верховном главнокомандующем. "Драматические события отступления отряда из Янгельской и Актюбинска стали известны благодаря сохранившейся записи разговора по прямому проводу начальника отряда капитана Дуклау с помощником начальника воздушного флота при Верховном главнокомандующем капитаном П. А. Агапиевым 20 сентября..." Ганин А., Хайрулин М. "Наблюдатель выскочил на крыло..." Авиационные формирования Южного Урала в 1918-1919 годах//Родина, 2007, №9 http://orenbkazak.narod.ru/avia.pdf

Войсковой старшина: Войсковой старшина пишет: На 27.08.1919: начальник Возфлота 1-й Сибирской армии в/л капитан Белов Александр Константинович. Окончил Петроградскую 11-ю гимназию. 1.10.1908 поступил в Алексеевское военное училище, окончил - 6.08.1910. Подпоручик, 19-й саперный батальон, зав. обучением 1-го отделения телеграфного класса, зав. прожекторным отделением, в авиации с 1.10.1911. РГВА. Ф.40025, оп.1., д.26, л.179. На 08.06.1919: врид авиагруппы поручик Левченко РГВА. Ф.40025, оп.1., д.22, л.14. На 28.06.1919: начальник Управления воздушного флота Сибирской армии капитан Белов РГВА. Ф.40025, оп.1., д.26, л.36. На 29.06.1919: начвоздухфлотсиб капитан Белов РГВА. Ф.40025, оп.1, д.22, л.30. На кон. июля: начвоздухфлотвостокфронт капитан [?] РГВА. Ф.40025, оп.1., д.22, .50. На 10.08.1919: начвоздухфлотвостфронт капитан Белов врид комавиагруппысиб подпоручик Левченко РГВА. Ф.40025, оп.1, д.26, лл.40-41. На 10.08.1919: начальник Управления воздушного флота Сибирской армии капитан Белов РГВА. Ф.40025, оп.1., д.26, л.40. Запутался с А.К. Беловым: когда он был начвоздухфлотсиб, а когда начвоздухфлотвостфронт? Причем, на 10.08.1919 и тем, и другим? Нет ли у кого дополнительных сведений о Белове? Буду очень благодарен!

barnaulets: Степанов Александр Евгеньевич 7/19 января 1894 (Москва) – 1985 (Новосибирск). Живописец, педагог. Сын офицера. Окончил в Москве реальное училище (1911), учился в МУЖВЗ (1909-1912). В 1916 прошел курс авиации и в течение года работал инструктором в авиационной школе. Участник 1-й мировой и гражданской войн (военный летчик). С 1920 жил во Владивостоке, откуда в 1924 эмигрировал в Харбин. В 1926–1940 преподавал рисование в разных школах и училищах Харбина. Активно занимался творчеством, имел собственную художественную студию. Писал в традиционной манере пейзажи, портреты, натюрморты. Участник многих художественных выставок. Крупная выставка его произведений состоялась в Харбине в 1930-е (совместно с М. М. Лобановым). В январе 1934 совместно с В. Е. Пановым и В. П. Казновым провел большую выставку в Торговом доме И. Я. Чурина. В 1940 две его картины «Харбин» и «Барим» были показаны в экспозиции русских художников на персональной выставке японского художника Т. Цубои. В 1941 состоялась его персональная выставка, посвященная 25-летию творческой деятельности. Участник выставок картин в Клубе естествознания и географии Христианского союза молодых людей (1941, 1942). В 1940–1941 принимал участие в росписи Благовещенской церкви в Харбине, исполнил композицию «Благодатный огонь» над иконостасом. В течение многих лет занимался созданием декораций к спектаклям театров Харбина («Месяц в деревне», «Вишневый сад», «Царь Федор Иоаннович» и многие другие) В 1955 художник вернулся в СССР, жил в Новосибирске, где продолжал заниматься художественным творчеством. Биография с сайта о художниках русского зарубежья http://www.artrz.ru/search/%D0%A5%D0%B0%D1%80%D0%B1%D0%B8%D0%BD/1804786706.html

barnaulets: barnaulets пишет: Гульбе Андрей Павлович (1893-1968) На 1 августа 1919 г. прапорщик, военный летчик, инструктор Дальневосточной авиашколы армии Колчака. По данным М.Л. Дольникова, после поражения Белого движения Гульбе эмигрировал в Китай, где жил до 1960 г. Затем перебрался в Брюссель, где и скончался 13 января 1968 года. По данным С.В. Волкова: Гульбе Андрей Павлович, р. 10 мая 1893 в Лемзале Лифляндской губ. Из мещан. В службе с 1914. Авиашкола Всероссийского аэроклуба. Произведен в офицеры за боевое отличие 1916. Прапорщик, военный летчик. В белых войсках Восточного фронта;1918-1919 летчик в Спасской авиционной школе, на 1 фев.1919 помощник начальника Военно-авиационной школы в Харбине. Поручик. В эмиграции в Китае, с 1960 в Бельгии. Ум. 13 янв. 1968 в Брюсселе.

barnaulets: Войсковой старшина пишет: 5-й корпусной авиаотряд на 20.04.1919: ... в/л ст. унтер-офицер Баранов Войсковой старшина пишет: 5-й корпусной авиаотряд на 10.08.1919: ...в/л прапорщик Баранов Войсковой старшина пишет: 5-й корпусной авиаотряд на сентябрь 1919: ...в/л прапорщик Баранов Войсковой старшина пишет: 5-й корпусной авиаотряд на 10.08.1919: ...в/л ст. унтер-офицер Баранов: с 19.03.1918, Одесскую авиашколу (25.07.1917). По данным С.В. Волкова: Баранов Николай Игнатьевич, р. 14 нояб. 1891 в Москве. Из крестьян. Унтер-офицер, летчик 5-го корпусного авиационного отряда. В белых войсках Восточного фронта с лета 1918 в Сызрани, Прапорщик. Взят в плен дек.1919 под Красноярском. Холост. Служил в Красной армии, участвовал в войне с Польшей в 1920 г. (в эскадрилье Ширинкина) Интересно, что в эскадрилье Ширинкина служили шесть бывших колчаковских пилотов, перешедших в декабре 1919-го на сторону красных: Баранов, Волковойнов, Затыкин, Потеряев, Снегирев и Шмотин. Марат Хайрулин, Вячеслав Кондратьев. Военлеты погибшей Империи. Авиация в Гражданской войне.

barnaulets: Войсковой старшина пишет: 14-й корпусной авиаотряд на 29.09.1919: ...в/л подпоручик Васильев По данным С.В. Волкова: Васильев Дмитрий Федорович, р. в октябре 1894 в Санкт-Петербурге. Из крестьян. Московская авиашкола 1916, летчик 2-й авиагруппы Юго-Западного фронта. В белых войсках Восточного фронта с лета 1918 в Казани. Подпоручик. Взят в плен. Служил в Красной армии. Жена Зинаида, отец, мать Евдокия, брат Алексей, сестры Анастасия, Наталия. Перешел в 1918 г. из Красной армии в Народную армию Комуча: "Как и в Самаре, почти вся авиатехника красных, сосредоточенная в Казани, досталась победителям. Однако эшелон с неразгруженными самолетами, горючим и боеприпасами 23-го отряда в последний момент успели оттянуть на запад, в Алатырь. Туда же эвакуировался командир отряда И. Сатунин, летчик П. Сметанин и наземный персонал. Собранные «Сопвич» и «Ньюпор» пришлось бросить, так как из-за сильного ливня и сгустившихся сумерек улететь на них оказалось невозможно. Пилоты Алексеев и Васильев пропали без вести." Приказом № 3 от 16 августа 1918 г. на должности командиров авиационных отрядов 2-й авиагруппы были назначены: 5-го авиаотряда – военный летчик поручик Левченко, 6-го – военный летчик прапорщик Васильев, 7-го – военный летчик штабс-капитан Галышев и 8-го – морской летчик лейтенант Кукуранов. После разгрома армии Колчака снова оказался в Красной армии, успев повоевать против поляков и повстанцев на тамбовщине: Муратов был не единственным бывшим белым пилотом, воевавшим против антоновцев. Кроме него, в состав «Боевой эскадрильи» входили бывшие колчаковцы Галышев, Дудка, Васильев, Балягин и Шмотин, уже успевший отличиться на польском фронте. Марат Хайрулин, Вячеслав Кондратьев. Военлеты погибшей Империи. Авиация в Гражданской войне.

barnaulets: Врачинский Казимир Михайлович Род. 13 июня 1897 в Кургане Из крестьян. Реальное училище. Летчик в 5-м корпусном авиационном отряде. В белых войсках Восточного фронта с июня 1918, летчик. Взят в плен дек. 1919. Жена Ольга Николаевна Глаголева Информация из базы данных С.В.Волкова В армии Колчака летчик 15-го Сибирского авиационного отряда, с июля 1919 г. приданного Южной армии. Упоминается в статье А.Ганина и М. Хайрулина "Наблюдатель выскочил на крыло..." Авиационные формирования Южного Урала в 1918-1919 годах//Родина, 2007, №9. С.77, 79 (фото) http://orenbkazak.narod.ru/avia.pdf "Из обнаруженных телеграмм известно о пяти боевых вылетах отряда в июле–августе. Лётчики летали на Верхнеуральск и станицу Магнитную, сбрасывали бомбы и прокламации. Один из таких полётов 29 июля нашёл отражение в донесении старшего унтер-офицера К. М. Врачинского и поручика Г. Кулебякина: «В 10 верстах к юго-западу от Верхнеуральска на обоз сброшены бомбы. Обоз вскачь двинулся в город. Около города много гуртового скота. Город пуст. Движения нет. В 6 верстах к югу от города в цепь окопов сброшены 3 бомбы и прокламации. Аппарат обстрелян цепью. К юго-западу от города у хутора присутствие войск — оттуда выходил эскадрон. В это время самолёт сильно обстреливался. Самолёт получил три пулевые пробоины». Служил в Красной армии. Затем в гражданской авиации. 25 октября 1925 г. был назначен первым комендантом аэродрома в Кургане. http://al-dedov.narod.ru/october.htm http://www.kikonline.ru/index.php?option=com_oldarticle&task=viewarticle&Year=2008&date_made=2008-07-31&n=12958&is=529

barnaulets: Башков Алексей Арсеньевич, р. в Санкт-Петербурге. Михайловское артиллерийское училище. Офицер-летчик. В белых войсках Восточного фронта в авиационных частях и Сибирской флотилии. Штабс-капитан. При эвакуации 1922 прибыл с флотилией на Филиппины. В эмиграции на Филиппинах, с 1932 в США, артист. Ум. 1942 в Сан-Франциско (США). Информация из базы данных С.В.Волкова Летчик-наблюдатель. Перелетел в армию Колчака из Красной армии в марте 1919 г. с летчиком Иваном Найденовым. Марат Хайрулин, Вячеслав Кондратьев. Военлеты погибшей Империи. Авиация в Гражданской войне.

barnaulets: О судьбе упомянутого выше "перелетчика" Найденова есть упоминание в той же книге М.Хайрулина и В. Кондратьева: Зато есть данные, что колчаковцы порой намеренно распускали слухи о расстреле перебежчиков, чтобы таким образом отвести угрозу от их семей, остававшихся фактически в заложниках у красных. Так, например, «расстрелянный» белогвардейцами в 1919 году красвоенлет Иван Найденов на самом деле спокойно жил в Сибири, а в 1920-м даже возглавил один из авиаотрядов Дальневосточной республики.

Уссури: Войсковой старшина пишет: Господа хорошие! Нет ли у кого такого вот издания? Записки военного лётчика М.С. Смольянинова 1917 - 1919 гг. - М.:Гогла, 2009 (компьютерное издание). Компьютерного не видел, а вот такое есть. Заказывал у Гоголина М.

Войсковой старшина: Уссури пишет: Компьютерного не видел, а вот такое есть. Заказывал у Гоголина М. Как приобрести это издание? Есть ли у Вас Координаты М. Гоголина? Есть ли возможность приобрести у Вас скан?

Уссури: Распространением я не занимаюсь и сканы не делал. В издании 370 страниц. Адрес Гоголина смотрите в личке.

мир: МОРСКАЯ АВИАЦИЯ И МОРСКИЕ ЛЕТЧИКИ В БЕЛОМ ДВИЖЕНИИ НА ВОСТОКЕ РОССИИ (1919) Памяти Мирона Львовича Дольникова (1952-2009) - энтузиаста-любителя истории Отечественной авиации Морская авиация - сравнительно молодой род вооруженных сил. Ее возникновение относится к началу XX в. В России датой ее возникновения можно считать 16 сентября 1910г. - в этот день первый дипломированный военный летчик России морской офицер Станислав Фаддеевич Дорожинский совершил первый в истории Российского флота полет на моноплане «Антуанетт» (1). Уже через шесть лет, к концу 1916 г., в состав самолетного парка морской авиации России входило 140 самолетов. В ноябре 1916 г. было введено в действие «Положение о службе морской авиации в Российском флоте». Морские самолеты сводились в дивизии, бригады, дивизионы и отряды (2). В годы Гражданской войны морская авиация уже применялась основными противоборствующими сторонами. В их распоряжении оказалось достаточно богатое «наследство», в виде материальной части и личного состава морской авиации Российского Императорского флота. Цель сообщения - обзор деятельности командования вооруженных сил Всероссийского правительства А.В. Колчака по созданию частей морской авиации, рассмотрение примеров ее боевого применения и публикация биографических данных о морских летчиках и чинах, служивших в частях морской авиации Морского министерства правительства А.В. Колчака и других частях Белой армии, действовавших на Восточном фронте в 1919 г. /451/ Появление на Восточном фронте морских самолетов было связано с формированием на Балтийском флоте 27 апреля 1918 г. Бригады особого назначения из состава расформированной Воздушной дивизии Балтийского флота. В ее состав должен был входить дивизион в составе двух отрядов (по другим данным - Отдельный отряд гидроавиации), эвакуированный в Самару (3). О судьбе этой части в работе С.Э. Столярского сказано следующее: «Направленный в Самару гидродивизион во время восстания чехо-словаков (май - июнь [1918 г.]) захватывается последними. Имущество полностью остается в Самаре и попадает в руки чехо-словаков, к которым перешел офицерский состав дивизиона. Команда дивизиона, вооружившись пулеметами и винтовками, вместе с частями Красной армии, сдерживая наступление чехо-словаков, отходит к Казани, после сдачи которой от всего личного состава остается около 60-70 человек, собирающихся в Нижнем Новгороде для переформирования» (4). В результате описанных событий, в распоряжении белых морских частей появились четыре гидросамолета - «летающие лодки» М-9 конструкции Д.П. Григоровича. В 1918 г. на Волге действовала реч/452/ная флотилия антибольшевистских сил - Речной боевой флот Народной армии Комитета членов учредительного собрания. В его составе гидроавиационных частей не создавалось, в силу отсутствия мест базирования и быстрого изменения линии фронта. 18 ноября 1918 г. адмирал А.В. Колчак возглавил Белое движение на Востоке России. После этого созданное ранее правительством уфимской Директории Военно-морское министерство было разделено на два - военное и морское. Последнее возглавил контр-адмирал М.И. Смирнов (5). В декабре 1918 г. в составе морского технического управления морского министерства было образовано Гидроавиационное отделение, которое с 22 декабря возглавил лейтенант (с 1 января 1919 г. - старший лейтенант) В.М. Марченко - морской летчик, активный участник Первой мировой войны на Черном море, кавалер Георгиевского оружия (6). Об общем положении морской авиации в составе «колчаковских» вооруженных сил писал контр-адмирал М.И. Смирнов: «У нас имелось четыре гидроаэропланных лодки типа Щетинина 9 [речь идет о гидросамолете М-9] и 53 хороших запасных авиационных мотора, эвакуированных из Балтийского флота. Лодки были без крыльев. Благодаря выдающейся энергии авиатора старшего лейтенанта Марченко в Красноярске были сделаны крылья и даже начата постройка новых аэропланов, последние не могли быть готовы к весне, но крылья к 4 имевшимся лодкам были сделаны» (7). Морская авиация входила в состав Речной боевой флотилии (Камской). Активная работа по созданию флотилии началась /453/ 1 марта 1919 г. Ее главной базой была Пермь. Основной силой флотилии были три дивизиона кораблей. В каждый из дивизионов должно было входить 6 вооруженных пароходов, 3 бронированных катера, 3 легких катера. К началу кампании (май 1919 г.) основной боевой силой флотилии (помимо вспомогательных судов) были: 15 вооруженных пароходов, 2 плавбатареи, 3 плавбазы и плавмастерских, входящие в два дивизиона. К 1 июня 1919 г. в составе флотилии числилось 358 офицеров и чиновников и до 3000 матросов. Первый бой флотилии с красными судами произошел 24 мая уже за Елабугой,у Святого Ключа. Он закончился победой белых, подбивших и заставивших выброситься на берег канонерские лодки красных «Терек» и «Рошаль». Однако начавшееся вскоре общее отступление Западной и Сибирской белых армий свело на нет победу флотилии. Уже 2 июня кораблям пришлось прорываться с боем мимо оставленного белыми войсками Сарапула. Во время прорыва от прямых попаданий артиллерийских снарядов береговых батарей погиб вооруженный пароход «Статный». Флотилия прекратила свое существование в конце июня 1919 г., когда после общего отступления армии, ее корабли были большей частью уничтожены (сожжены) в устье реки Чусовой (близ Перми), а личный состав и часть имущества были эвакуированы в Тюмень, впоследствии послужив основой для других морских частей и подразделений. Материальной основой для создания гидроавиационных частей стало имущество Красноярской гидроавиастанции. По версии историка авиации А.О. Александрова, «...учреждение которой было, вероятно, вызвано планами эвакуации военных и промышленных институтов из Петрограда в начале 1918 г.» (8). Основной задачей личного состава гидроавиастанции была постройка плавучей баржи для базирования гидросамолетов и ремонт четырех вышеупомянутых гидросамолетов, «истрепанных перевозкой по линии Ревель - Гельсингфорс - Петроград - Самара - Красноярск» (9). Весной 1919 г., после начала активных работ по созданию флотилии на Каме, началось формирование плавучей гидроавиационной базы и 1-го гидроавиационного отряда. Их штаты были объявлены в приказе по флоту и морскому ведомству от 16 марта 1919 г. Прошел месяц, и 15 апреля 1919 г. старший лейтенант В.М. Марченко обратился с докладом о необходимости формирования вышеуказанных частей в Морское министерство (10). /454/ Морская авиация и морские летчики в Белом движении на востоке России (1919) Для базирования гидросамолетов была построена гидроавиабаржа «Данилиха». Она представляла из себя обычную баржу с оборудованным на ней ангаром для четырех самолетов. Палубу на барже опустили с таким расчетом, чтобы при полной нагрузке высота ее борта над уровнем воды была от 18 до 22 вершков. Ангар в четыре пролета должен был вмещать по одному самолету типа М-9 в каждый пролет. Но они были выполнены достаточно свободными и вмещали два гидросамолета, стоявших вплотную. Пролеты закрывались с обеих сторон легкими деревянными створками, скользящими но рельсам. Спуски были размещены но одному на каждой стороне баржи и перемещались по рельсам, прикрепленных к бортам. Окончания спусков покоились на плавающих с двух сторон железных бочках. Их конструкция позволяла принимать на них гидросамолеты и перемещать до любого пролета вдоль всего корпуса гидробазы. Главным недостатком этого судна была малая высота ангаров. Правда, использовать «речной авианосец» не удалось - в июле 1919 г. «Данилиха» была захвачена частями Красной армии (11). Уже в мае в документах морского министерства упоминаются 1-й гидроавиационный отряд, его плавучая база (баржа «Данилиха»), а также 1-й и 2-й плавучие воздухоплавательные отряды. Последние были переданы в распоряжение Речной Боевой флотилии из состава сухопутной армии. 10 мая 1919 г. 3-й воздухоплавательный отряд (6 офицеров, 3 чиновника, 62 солдата, 7 лошадей и 2 аэростата) был переименован в 1-й плавучий воздухоплавательный отряд Речной Боевой флотилии (фактически вошел в ее состав с 1 мая) (12). 24 мая в состав флотилии был включен 2-й воздухоплавательный отряд, также переименованный в плавучий (13). Действовали они преимущественно совместно с плавбатареями, имеющими дальнобойные орудия, в качестве корректировщиков огня. В частности, 1-я станция 2-го воздухоотряда действовала совместно с плавбатареей «Микула Селянинович» (14). На протяжении всего недолгого периода существования «колчаковской» гидроавиации в ее состав входили ранее упомянутые 4 гидросамолета М-9. Существовали проекты ввода в строй четырех самолетов Ньюпор-23, «переконструированных поручиком по Адмиралтейству Иваниловым» и гидропланов «Альбатрос» (15). Скорей всего речь шла о возможной передаче самолетов, принадлежавших армейской авиации. Обращения морского министра /455/ М.И. Смирнова к союзникам с просьбами о присылке гидропланов успеха не возымели. В июне 1-й гидроавиационный отряд выступил на фронт. До конца месяца летчики совершили 32 боевых вылета (в 27 случаях задание было выполнено), 19 полетов «для пробы мотора и аппаратов» и «связи со штабами». Основными видами заданий было бомбометание, а также разведка и обеспечение связи между частями (16). После того как камская флотилия прекратила свое существование, самолеты перелетели из Перми в Екатеринбург (в конце июня 1919 г.). Гидросамолеты вошли в состав вновь формируемой Обь-Иртышской речной боевой флотилии. Флотилия действовала на Оби, Иртыше, Тавде, Тоболе. Она состояла из двух дивизионов, причем 1-й предназначался для ведения активных боевых действий, а 2-й - для обороны. 18 августа 1919 г. управляющий Морским министерством контр-адмирал М.И. Смирнов утвердил временный штат Обской флотилии. По штату в состав флотилии входил Штаб командующего, 1-й и 2-й дивизионы вооруженных судов (по 6 кораблей в каждом), службы связи, плавучей мастерской и базы флотилии. Главная база флотилии находилась в Томске (17). Хотя флотилия и подчинялась морскому министерству, именно но его линии шло ее снабжение, в оперативном плане она подчинялась командованию тех сухопутных подразделений, с которыми она взаимодействовала. Всего в состав флотилии входили 15 вооруженных пароходов, 2 бронекатера, 11 катеров, 2 теплохода-базы и 1 баржа (18). Обь-Иртышская Речная Боевая флотилия принимала участие в боевых действиях в сентябре - октябре 1919 г. Корабли флотилии активно принимали участие в контрнаступлении колчаковских войск на Тоболе. Основными ее задачами были: борьба с артиллерией противника, обеспечение перевозок грузов но реке, поддержка сухопутных войск артиллерийским огнем, переброска сухопутных частей, высадка десантов, функции разведки. Помимо этого моряки флотилии неоднократно принимали участие в боях на суше вместе с сухопутными подразделениями. Морские самолеты базировались на теплоход-базу «Игорь». Кроме того, гидроавиации были приданы катера «Альфа» и № 1 (19). Входе недолгой кампании Обь-Иртышской флотилии гидроавиация выполняла преимущественно разведывательные задания. О них в выявленных в настоящее время документах и мемуарах имеются лишь отдельные упоминания. В сентябре 1919 г., вовремя последнего наступления колчаковских войск, дивизионы флотилии двигались с юга и с севера но Иртышу, оказывая поддержку сухопутным войскам. При этом «отряд гидроавиации кроме боевых действий производил разведки для выяснения сил и расположения противника» (20). 24 сентября 1919 г. совместно с кораблями флотилии был взят город Усть-Ишим. Об этом эпизоде остались как воспоминания участников, так и документальные свидетельства. Командующий 15-й Боткинской дивизией полковник Г.Н. Юрьев писал в своем донесении об одном из эпизодов этого боя (взятие деревни Ярково): «При поддержке огня флота, который развил интенсивный огонь, а гидроаэропланы бросали бомбы в расположение противника, части высаженного десанта обратили противника в паническое бегство» (21). Командующий 1-м дивизионом Речной боевой флотилии старший лейтенант B.C. Макаров (сын знаменитого адмирала С.О. Макарова) достаточно подробно писал в своих воспоминаниях бои за Усть-Ишим. «...Из всех войск, действующих в Тобольском направлении, образуется Тобольская группа. Командовать группой назначается генерал Редько. С генералом Редько /457/ идет пополнение Воткинской дивизии в составе 600 человек, местный полк в составе 1200 человек и Егерский батальон морских стрелков в составе 600 человек. Мы несказанно обрадовались подкреплению, но несколько разочаровались в появлении Редьки, так как Юрьев нам казался отличным военным начальником и мы с ним весьма подружились. В это же время прибыла наша авиация в составе трех аппаратов во главе с Марченко. Через неделю в Знаменском появился и сам генерал Редько, который с места же произвел самое неблагоприятное впечатление. Лицо у него было каменное, без всяких признаков каких бы то ни было выражений. Он всех все время ругал, главным образом отсутствовавших. Его штаб не избежал общей участи. ...Флот он вообще ругал всем и всюду. Однако его первое мероприятие было не плохо, так как он приказал немедленно же убрать всех жен и детей, следующих с Воткинской дивизией. Дальнейшие пять дней генерал употребил на поджидание подкреплений и обдумывание оперативного приказа. Кое-какие подкрепления начинали подходить. Это время я проводил в практических стрельбах в Знаменском, затем вернулся в Тару и по приходе получил предписание нашего полководца вести разведку в местностях, расположенных на 300 верст от ближайшей воды. Сообразив, что дело, по-видимому, касается авиации, я вызвал Марченко, и он мне объяснил, что задание совершенно невыполнимо из-за ограниченного района действия аппаратов. Я решил отправиться к Редько, доложить, в чем дело, причем Марченко уговорил меня взять его с собой, сообщив, что он замечательно объясняется с генералами. Генерал встретил нас "в штыки". Он все время пытался уличить нас в нежелании сражаться и в трусости и всячески старался выводить на чистую воду. Мы не поддавались, и, наконец, на объяснения Марченко о технических и тактических свойствах аппаратов громогласно заявил, что он сам инженер, на что Марченко ответил: "Тем хуже, так как если бы вы были авиатором, то все было бы много яснее". Фраза эта произвела впечатление разорвавшейся ракеты. Все в штабе смолкло, однако генерал скис и, заявив нам что-то вроде: "Делайте что хотите", отпустил нас с миром. В конце концов, появился приказ Редько об общем наступлении, с предписанием занять позиции у Усть-Ишима 24 сентября. Корабли начали движение вниз вместе с частями сил, расположенных на правом берегу реки, а именно с Отрядом особого назначе/458/ния полковника Колесникова. Примерно в 45-50 верстах ниже Знаменского мы встретили нашу авиацию и полковника и решили с полковником, что мы возьмем к себе 150 человек его отряда и пойдем вместе с ним вниз, делая временами высадки. Когда отряд перебрался на "Катунь", то не было свободного места, всюду сидели люди, и ночью надо было смотреть, чтобы не наступить на кого-нибудь. Однако отряд почему-то почувствовал давно не испытанный комфорт. Вместе с отрядом мы дошли примерно за 200 верст до Усть-Ишима, временами высаживаясь в деревнях, однако никакого сопротивления не встречали. За это время мы сильно улучшили технику высадки. Обсудив хорошенько, мы решили с Колесниковым атаковать Усть-Ишим. Ввиду того что для этого необходимо было сговориться с Юрьевым, я взгромоздился на аэроплан к Марченко, и мы полетели. Примерно через полчаса мы узрели "Европу", стоящую у берега примерно в 70 верстах от места нашей стоянки» (22). Начиная с ноября колчаковские войска стремительно отступали. 4 ноября Красной армией был занят Ишим, 14 ноября - Омск, 22 декабря - Томск. Все корабли флотилии попали в руки красноармейцев. Не избежали этой участи и гидроавиационные части /459/ (вместе с большинством их личного состава). Эшелон Гидроавиационной станции с самолетами был захвачен на железнодорожной станции Енисей. В апреле приказом по 5-й армии гидроавиастанция была включена в состав советской Сибирской военной флотилии, базировавшейся на Байкале и реках Сибири. В списке ее судов но состоянию на июнь 1920 г. числилось четыре гидроаэроплана М-9 и два глиссера (23). Последние были также построены в 1919 г., но пока никаких сведений об их постройке, эксплуатации и боевом применении не выявлено (за исключением одной фотографии). Большинство личного состава гидроавиационного отряда и станции первоначально продолжило службу в составе Красного флота, лишь некоторые были осуждены. Впоследствии некоторые офицеры попали в состав Народной армии Дальневосточной республики, а затем либо эмигрировали, покинув Советскую Россию, либо же продолжили службу в составе Сибирской флотилии в период 1921-1922 гг., а затем эвакуировались на кораблях Сибирской флотилии или же остались на территории РСФСР.

мир: Ниже приведена информация о 20 летчиках и летчиках-наблюдателях (в документах того периода также фигурирует термин «офицер-наблюдатель»), служивших в составе гидроавиационных частей Морского министерства Всероссийского правительства А.В. Колчака. Эти данные являются выборкой из авторской базы данных «Офицеры, чиновники и служащие Флота и Морского ведомства - участники антибольшевистской борьбы на Востоке России в 1918-1920 гг.», основой которой стали следующие документы: печатные «Сборники приказов и циркуляров о личном составе Флота и Морского ведомства», полностью охватывающие период с 5 ноября 1918 по 11 сентября 1919 г., а также с 1 по 10 октября 1919 г. (частично), хранящиеся в фондах Государственного архива Российской Федерации (ГА РФ) и Российского государственного военного архива (РГВА), а также «Список чинов флота Морского министерства Всероссийского правительства». Этот доку мент, составленный но состоянию на 20 июля 1919 г. (отдельные дополнения относятся к концу июля), был выявлен историком флота русским парижанином А.В. Плотто. Ксерокопия с него была им передана ныне покойному исследователю В.В. Лобыцыну, которой передал ее автору. По этому документу указывается дата, начиная с которой офицер числился в списках Морского министерства Всероссийского правительства (далее в тексте - «в списках»). В ряде /460/ случаев указана дата назначения на должность, а в скобках - дата приказа о назначении (сокращение - пр.). В биографических справках применяются следующие сокращения: МТУ - Морское техническое управление; ОБМС - Отдельная бригада морских стрелков; РБФ - Речная боевая флотилия (Камская); врид - временно исполняющий должность. Антоненко Василии Петрович (1890-1975). Сын почетного гражданина г. Санкт-Петербурга. Окончил Петроградский политехнический институт (инженерно-строительный факультет) в 1915 г.; Курсы авиации при вышеназванном институте (1916), Офицерскую школу морской авиации в г. Баку (1916). С ноября 1916 г. обучался в Военной школе летчиков-наблюдателей в г. Киеве на курсах воздушной фотографии и радиотелеграфии. Окончил ее в январе 1917 г. и прибыл в распоряжение начальника 1-й Воздушной бригады Балтийского флота. В качестве летчика служил на передовой станции Церель острова Эзель, участвовал в налетах и бомбометании, воздушных боях с неприятельскими аэропланами в Первую мировую войну. С ноября 1917 по март 1918 г. - инструктор, затем - начальник Офицерской школы морской авиации в Баку. В списках с 5 ноября 1918 г. Поручик по адмиралтейству за отличие по службе (1 сентября 1919). 1 февраля 1919 г. (пр. 23 января) - офицер-летчик Гидроавиационной станции. 26 апреля 1919 г. переведен в состав РБФ. ? - 1 августа 1919 г. (пр. 8 августа) - начальник 1-го гидроавиационного отряда. 1 августа 1919 г. (пр. 9 августа) - летчик Красноярской гидроавиационной станции (24). Во время отступления армии Колчака в Забайкалье в г. Верхнеудинске попал в плен к большевикам. Из плена бежал во Владивосток 25 декабря 1920 г. С 1921 г. (май - июнь) находился в Штабе командующего Сибирской флотилией контр-адмирала Г.К. Старка во Владивостоке. В июле 1922 г. назначен членом Приамурского Земского Собора, награжден памятной Серебряной медалью на бело-желто-черной ленте и Грамотой Собора. В ноябре 1922 г., при эвакуации Сибирской флотилии из Владивостока и переходе на Филиппинские острова, в Манилу, Антоненко был назначен старшим офицером корабля «Взрыватель». В октябре 1924 г. В.П. Антоненко с женой (В.П. Годзюк) приехал в США, Сан-Фран-циско к своему другу профессору Тимошенко (его именем названа лаборатория по статике в Станфорде), работал чертежником, инженером. В 1929-1937 гг., получив лицензию частного пилота, осно/461/вал первый в США Сан-Францисский летный клуб. В это же время стал одним из организаторов Общества русских ветеранов Великой войны в Сан-Франциско, председателем Калифорнийского отдела Общества русских военных летчиков. В 1938-1939 гг. закончил Калифорнийский технологический институт в г. Пасадена, стал бакалавром инженерных наук, работал в лаборатории по аэронавтике, занимался переводами технических статей с русского, немецкого и французского языков. Во время Второй мировой войны работал инженером-конструктором в «Скул оф Аэроневтик» (Летной школе) в аэропорту Окленд. В 1950-х гг. изобрел новый метод предотвращения коррозии металлов, получил патент. В 1959 г. пришел работать в NARF - на военно-морскую авиационную базу в Аламеде, стал одним из ведущих аэрокосмических инженеров. В 1970 г. получил грамоту и знак Заслуженного работника Военно-морских сил США. Умер в Сан-Франциско. Награды: орден св. Анны 4-й степени с надписью «За храбрость», орден св. Станислава 3-й степени с мечами и бантом, орден св. Владимира 4-й степени с мечами и бантом, Георгиевский крест с лавровым венком (25). Асс Константин Борисович (1897-?). Родился в Черниговской губернии. Офицером с 1917 г. Прапорщик. Морской летчик. В списках с 4 января 1919 г. С 8 февраля (пр. 5 марта) но 18 августа 1919 г. (пр. 20 августа) - офицер-летчик Гидроавиационной станции (1-го гидроавиационного отряда). С 18 августа (пр. 20 августа) но 1 сентября 1919 г. (пр. 28 сентября) - летчик Гидроавиационной станции в Красноярске. Подпоручик по Адмиралтейству за отличие по службе (18 апреля 1919). 26 апреля 1919 г. переведен в состав РБФ. Арестован 20 апреля 1920 г. в Нижнеудинске. Приговорен: особым отделом ВЧК 5-й армии 30 апреля 1920 г. к заключению в концлагерь до окончания Гражданской войны. Красноярской губ. ЧК 26 января 1921 г. срок сокращен до 3 лет. Реабилитирован 18 сентября 1998 г. прокуратурой Красноярского края (26). Награды: орден св. Анны 3 степени с мечами и бантом за подвиги мужества и храбрости в боях с неприятелем (2 сентября 1919) (27). Белов Юрий Георгиевич. Мичман. В списках с 29 апреля 1919 г. 17 июня (пр. 26 июня) - 1 августа (пр. 8 августа) - 15 августа 1919 г. (пр. 29 августа) - обер-офицер для командировок при Отделении по транспортированию грузов Морского ведомства МТУ. С 1 ав/462/густа 1919 г. (пр. 8 августа) - наблюдатель 1-го Гидроавиационного отряда (28). Грузинов Алексей Евграфовпч. Инструктор Офицерской школы морской авиации с октября 1915 по сентябрь 1916 г., Начальник Бакинского отделения школы с сентября 1916 до апреля 1917г. Старший лейтенант. Военно-морской летчик. 20 июня 1919 г. исключен из списков умершим (29). Иванилов Василий Ильич. Офицер с 1915 г. Военный и морской летчик. В списках с 10 декабря 1918 г. Поручик по адмиралтейству за отличие но службе (1 января 1919). С 1 февраля 1919 г. (пр. 23 января) - помощник начальника Гидроавиационной станции по технической части. Со 2 июня (пр. 26 июня) по 1 июля 1919 г. (пр. 13 июля) - начальник Гидроавиационной станции. С 1 июля (пр. 13 июля) по 1 августа 1919 г. (пр. 8 августа) - помощник начальника Гидроавиационной станции по технической части. С 1 августа 1919 г. (пр. 8 августа) - начальник Красноярской гидроавиационной станции. Служил в Народно-революционной армии Дальневосточной республики начальником авиамастерской. В одной из политсводок от 3 августа 1921 г. об Иванилове говорилось следующее: «Из информации военкома авиамастерской видно, что начальник мастерской - летчик Иванилов, бывший поручик старой армии, своим халатным отношением к делу и манкированием служебными обязанностями действует разлагающе на часть; неоднократные случаи нарушения дисциплины среди народноармейцев проходят безнаказанными, канцелярией не интересуется, в хозяйство не вникает, благодаря чего отчетность по довольствию не составляется в течение 3-х месяцев. Все это, вместе взятое, плюс понижающаяся работоспособность бойцов и производительность мастерской дают военкому право требовать замены его более достойным» (30). 23 января 1919 г. назначен в Спасскую авиационную школу (31). Награды: орден св. Владимира 4-й степени за труды, понесенные по обстоятельствам военного времени (26 августа 1919) (32). Каменский. Инженер-механик, мичман. 28 апреля 1919 г. прибыл в распоряжение Управления По оперативной части флота. С 28 апреля (пр. 2 мая) по б июня 1919 г. - обер-офицер для поручений Статистического отделения Управления по оперативной части флота. С 6 июня 1919 г. - летчик наблюдатель 1-го Гидроавиационного отряда. Исключен из списков как погибший при исполнении служебного долга (11 июля 1919) (33). Лапшин. Поручик. ? - 1 августа 1919 г. (пр. 8 августа) - начальник команды 1-й Гидробазы. С 1 августа 1919 г. (пр. 8 августа) -офицер-наблюдатель 1-го Гидроавиационного отряда (34). Малков Николай Александрович. Прапорщик по Адмиралтейству (1917). Морской летчик. На 16 февраля 1919 г. в 1-м Сибирском корпусном авиаотряде. В списках с 20 мая 1919 г. С 1 июня (пр. 26 июня) по 1 августа (пр. 20 августа); с 1 сентября 1919 г. (пр. 28 сентября) - летчик Красноярской Гидроавиационной станции. 18 августа 1919 г. (пр. 20 августа) прикомандирован к Красноярской гидроавиационной станции (36). Марченко Всеволод Михайлович (23 октября 1890-14 (15) сентября 1937). Окончил Морской корпус в 1911 г. На Черном море служил на эсминцах «Капитан Сакен», «Лейтенант Зацаренный», «Капитан-лейтенант Баранов», «Стремительный», «Строгий». Морской летчик (4 сентября 1915). 14 марта 1916 г. В.М. Марченко был награжден Георгиевским оружием «...за мужество и смелость, проявленные при воздушной бомбардировке Зунгулдака 24 января ...иод шрапнельным огнем неприятеля...» (36). Как один из способнейших морских летчиков, Марченко был вскоре выдвинут на командную должность и с 1 октября 1916 по 1 января 1918 г. командовал гидроавиаотрядами, действовавшими на Румынском фронте (57). К концу Великой войны Всеволод Михайлович командовал 13-м истребительным авиаотрядом Черноморского флота (38). К марту 1918 г. он оказался в Токио, где морской агент в Японии и Китае (по современной терминологии - военно-морской атташе) контр-адмирал Б.П. Дудоров выдал ему удостоверение, подтверждающее его службу в русском флоте, и направил его в Америку для поступления на военную службу волонтером (39). До конца октября 1918 г. жил в Харбине (40). 28 октября 1918 г. В.М. Марченко из Владивостока был направлен в распоряжение командира 1-го Сибирского корпусного авиаотряда (41). С 3 ноября он занимает должность старшего офицера этого отряда (42). 1-й Сибирский корпусной авиаотряд базировался в городе Спасское Приморской области и в 1918 г. не участвовал в боевых действиях. Приказом управляющего вновь сформированным Морским министерством контр-адмирала М.И. Смирнова от 22 декабря 1918 г. он назначается на должность начальника гидроавиационного отделения Морского технического управления (43). А 1 января 1919 г. приказом Верховного правителя А.В. Колчака его производят в старшие лейтенанты за /464/ боевые отличия (44). Причем произведен в старшие лейтенанты он был второй раз - в РГВА сохранился приказ военного министра Временного Всероссийского правительства (Уфимской Директории) от 18 октября 1918 г. о производстве Марченко в старшие лейтенанты со старшинством с 23 октября 1916 г. (45) Приказом Верховного Правителя от 2 сентября 1919 г. старшему лейтенанту Марченко была объявлена благодарность «...за отличное сформирование гидроавиационного отряда и доблесть, проявленную при боевых действиях на реке Каме в кампанию 1919 г.» (46) К июлю 1921 г. находился в эмиграции, в Королевстве СХС (сербов, хорватов и словенцев) (47). В 1923 г. поступил на службу в испанскую авиацию. В этот период Испании были очень нужны летчики, тем более обладавшие боевым опытом, так как в 1921-1926 гг. она совместно с Францией вела активную борьбу с северомарокканскими племенами области Риф. Принимал участие в боевых действиях, затем устроился инструктором в одну из частных авиашкол, расположенной в провинции Альбасьете, где был преподавателем до 1931 г., а вплоть до 1934 г. являлся директором школы и аэродрома (18). После этого перешел работать пилотом на гражданские авиалинии на маршруты Мадрид-Париж и Мадрид-Берлин. После выступления генерала Ф. Франко 17 июля 1936 г. он был отстранен от полетов и арестован, но вскоре через французское посольство перебрался во Францию, в Байонну, откуда за свой счет отправился снова в Испанию, на территорию, подконтрольную генералу Франко (49). Он служил в бомбардировочной авиации (первоначально в чине младшего лейтенанта, затем получил повышение) и выполнял самые разнообразные и сложные задания (например, он был одним из немногих летчиков, выполнявших ночные полеты). Марченко принимал участие в снабжении с воздуха монастыря Вирхен дела Кабеса, расположенного на юге Испании, в провинции Хаен. В монастыре и расположенном рядом дворце Эль Люгар Нуэва укрылись жандармы упомянутой провинции вместе со своими семьями. Осада монастыря продолжалась с 14 сентября 1936 по 1 мая 1937 г. Самолетами из Севильи осажденным регулярно два раза в сутки сбрасывались продукты питания, боеприпасы и почта (50). Выполнение этой задачи было связано с немалыми трудностями, так как для того, чтобы забросить груз по назначению, необходимо было летать на предельно малой высоте и подвергаться при этом огню противовоздушных орудий Часто полеты осуществлялись ночью. /465/ Так как в Испании еще не было достаточного количества летчиков, умевших летать ночью, то вся тяжесть ночных полетов легла на известного испанского летчика капитана Карлоса де Айя Гонсалеса и В.М. Марченко. В марте 1937 г. капитан Айя организовал 1-ю ночную эскадрилью бомбардировщиков «Ю-52», в ее составе и стал служить Марченко. Погиб в ночном воздушном бою при бомбардировке аэродрома республиканцев вблизи города Альканьис в ночь с 14 на 15 сентября 1937 г. (52) Машковский Александр Казимирович. Офицере 1915 г. Подпоручик по Адмиралтейству (ноябрь 1916). Морской летчик. С 26 октября 1918 г. прикомандирован к 1-му Сибирскому корпусному авиаотряду Морской летчик. С 1 июня 1919 г. (пр. 26 июня) - летчик Красноярской Гидроавиационной станции (53). Мейен Сергей Владимирович (29 июля 1896 - декабрь 1920). Мичман (30 января 1916). В сентябре 1917 г. в отпуске на 3 месяца с правом выезда за границу. В декабре 1917 г. в Сайгоне записался в польский легион, формировавшийся во Франции. С лета 1918-го по лето 1919 г. служил во французском флоте и морской авиации. Прикомандированный к Управлению по делам личного состава флота. 20 июля 1919 г. (пр. 24 июля) - офицер-наблюдатель 1-го Гидроавиационного отряда (54). После отступления частей Белой армии попал в плен. Умер в лагере для военнопленных (55). Миккоев Сергей Григорьевич (18марта 1892-29 сентября 1962). Окончил Санкт-Петербургское Императорское коммерческое училище. Работал помощником бухгалтера во Владимирском и Ревельском отделениях Крестьянского поземельного банка. Коллежский регистратор (1 октября 1911). Окончил 4-месячный курс Владимирского военного училища. Прапорщик (1 февраля 1915). Назначен в 171-й пехотный запасной батальон (1 февраля 1915) Командирован в Гатчинскую авиационную школу (9 февраля 1915). Выдержал полетные испытания на звание летчика на аэроплане «Фарман» (29 сентября 1915). Военный летчик (17 октября 1915). С 3 декабря 1915 по 8 мая 1916 г. - командирован в Бакинское отделение Офицерской школы морской авиации Отдела воздушного флота. 8 мая 1916 г. возвратился в Петроградскую школу, 9 мая произведен в подпоручики, 11 июня окончил школу и направлен в распоряжение начальника Балтийского воздушного района в Ревель. 15 июня 1916 г. зачислен в Балтийский воздушный район и назначен на 2-ю авиационную станцию в отряд «Д». Морской летчик (29 июня 1916). 7 марта 1917 г. переведен в воздушный отряд «Е». 23 мая 1917 г. назначен исполняющим должность командира воздушного отряда «А». В списках с 5 ноября 1918 г. С 1 февраля (пр. 23 января) по 2 июня 1919 г. (пр. 26 июня) - начальник Гидроавиационной станции. Штабс-капитан за отличие но службе с переименованием в лейтенанты с зачислением в береговой состав (18 апреля 1919) (56). С 1 июня (пр. 11 июля) по 1 августа 1919 г. (пр. 8 августа) - офицер-летчик Гидроавиационной станции с прикомандированием к Управлению по делам личного состава флота. С 1 августа 1919 г. (пр. 8 августа) - помощник начальника Красноярской гидроавиационной станции по технической части. При эвакуации Сибирской флотилии в ноябре 1922 г. прибыл с флотилией на Филиппины. В эмиграции в США. Умер в Сан-Франциско. Награды: светло-бронзовая медаль в память 300-летия царствования Дома Романовых (31 мая 1913); орден св. Анны 4-й степени с надписью «За храбрость» (6 сентября 1916); орден св. Станислава 3-й степени с мечами и бантом (31 октября 1916). Осколков Филипп Яковлевич. Авиационный унтер-офицер. В кампании 1916 г. - летчик-наблюдатель, на февраль 1918 г. летчик 1 -го воздушного дивизиона Черноморского флота (станция «Бухта Нахимова»). Прапорщик по Адмиралтейству (23 июля 1917) В списках с 5 ноября 1918 г. С 1 ноября 1918 по 1 января 1919 г. - в резерве чинов морского ведомства. 11 марта 1919 г. переведен в состав РБФ. 26 июня 1919 г. исключен из списков РБФ. ? - 18 августа 1919 г. (пр. 20 августа) - помощник начальника плавучей гидробазы по технической части. 18 августа 1919 г. (пр. 20 августа) - летчик 1-го гидроавиационного отряда (57). Подсевалов Николай Николаевич. Офицер с 1917 г. Прапорщик по авиационной части. В списках с 10 декабря 1918 г. С 1 февраля 1919 г. (пр. 23 января) - офицер-летчик Гидроавиационной станции. Подпоручик по Адмиралтейству за отличие по службе (7 марта 1919). 26 апреля 1919 г. переведен в состав РБФ (58). Русначенко Николай Николаевич (24 октября 1890 - ?). Мичман (17 октября 1915). В списках с 5 ноября 1918 г. С 8 февраля (пр. 5 марта) по 1 августа 1919 г. (пр. 8 августа) - прикомандирован к Гидроавиационной станции (офицер-наблюдатель). Лейтенант по линии (18 апреля 1919). 26 апреля 1919 г. переведен в состав РБФ. С 1 августа 1919 г. (пр. 8 августа) - старший делопроизводитель маячно-лоцмейстерского отделения Гидрографического уп/467/равления. С 7 октября 1919 г. - врид начальника Гидрографического управления. 15-16 декабря 1922 г. зарегистрирован Никольск-Уссурийским уездным военкоматом для высылки с Дальнего Востока. Награды: орден св. Анны 3-й степени с мечами и бантом за подвиги мужества и храбрости в боях с неприятелем (2 сентября 1919) (59). Сидоров Александр Иванович. Офицер с 1917 г. Прапорщик по авиационной части. С 1 февраля 1919 г. (пр. 23 января) - офицер-летчик Гидроавиационной станции. Подпоручик по Адмиралтейству за отличие по службе (7 марта 1919). 8 февраля 1919 г. (пр. 5 марта) назначен в состав ОБМС. 6 апреля 1919 г. прикомандирован к Гидроавиационной станции. 26 апреля 1919 г. переведен в состав РБФ (60). Соломатин Владимир. Прапорщик по адмиралтейству. 11 мая 1919 г. переведен в состав РБФ. 27 июня 1919 г. исключен из списков как погибший при исполнении служебного долга (чин указан прапорщик по Адмиралтейству) (61). «При выносе тела с госпитального судна "Вера", стоящего у пристани "Любимовых" [в Перми] в 8 1/2 часов утра 21-го июня с/г и на отпевании погибшего при исполнении служебного долга летчика-наблюдателя прапорщика Соломатина, имеющего быть в церкви Мариинской женской гимназии по Обвинской улице в 10 часов утра и при предании тела земле, которое состоится на военном кладбище, присутствовать всем свободным от службы офицерам и сделать наряд от каждой части по 10 воинских чинов в церковь. Для отдания воинских почестей назначить роту из Бригады морских стрелков при оркестре» (Приказ командующего РБФ № 111 от 20 июня 1919 г.) (62). Сотников Сергей Павлович (16 июня 1894 - ?). Мичман (6 ноября 1914). В списках с 11 июля 1919 г. Прикомандированный к Управлению по делам личного состава флота. С 20 июля 1919 г. (пр. 24 июля) - летчик Гидроавиационной станции в г. Красноярске. Лейтенант по линии (29 августа 1919) (63). Телепнев Михаил Павлович (? - 28 июля (2 августа) 1937). Окончил Павловское военное училище (выпущен в 3-й пехотный запасной батальон) и Авиационную офицерскую школу. Морской летчик (28 января 1916). Летчик 2-го дивизиона Балтийской воздушной дивизии. В кампанию 1916 г. стал одним из самых результативных летчиков морской авиации - сбил два германских самолета (информация об этом указана в некрологе, опубликованном в эмиграции). В 1917 г. начальник воздушного отряда 2-го воздуш/468/ ного дивизиона 1-й воздушной бригады воздушной дивизии Балтийского флота. В 1918 г. служил в рядах английской армии в Персии. 18 февраля 1919 г. (пр. 6 апреля) - офицер-летчик Гидроавиационной станции. Штабс-капитан (числился по пехоте) за боевые отличия (18 апреля 1919). С 1 июля (пр. 13 июля) по 1 августа 1919 г. (пр. 8 августа) - начальник Гидроавиационной станции. С 1 августа 1919 г. (пр. 8 августа) - командир Гидроавиационного отряда (64). Из Владивостока уехал в Японию, в 1923 г. переселился в США. Работал в химической лаборатории нефтяной компании «Ассо-шиетед Ойл». С интересом следил за полетом советских летчиков через Северный Полюс в Америку. Умер в санатории в Окленде, по другим сведениям в Сан-Франциско. Отпевался в Свято-Скорбященском соборе в Сан-Франциско. Вдова: Вера Алексеевна Телепнева (65). Трапезников Георгий Владимирович. Инженер-механик мичман (3 сентября 1917). В списках с 15 апреля 1919 г. С 8 февраля 1919 г. (пр. 5 марта) - офицер-летчик Гидроавиационной станции. 8 февраля 1919г. (пр. 17 апреля) отчислен от занимаемой должности. 26 апреля 1919 г. переведен в состав РБФ (66). 1. Подробнее см.: Герасимов В.Л. О роли Севастополя в зарождении отечественной авиации // Москва - Крым: Историко-публицистический альманах. № 4. М., 2002. С. 79-85. 2. Артемьев A.M. Морская авиация России. М., 1996. С. 68. 3. Александров А.О. Победы. Потери... Задачи, подразделения, начальствующий состав, летательные аппараты и вооружение морской авиации и воздухоплавания России а также список побед и потерь с 1894 по 1920 г. СПб., 2000. С. 62; Столярский С.Э. Краткий исторический очерк развития и организации морской авиации в России с 1911 до начала 1918 года. [Л.], 1932. С. 16-17. 4. Столярский С.Э. Указ. соч. С. 17. 5. Российский государственный архив военно-морского флота (далее - РГА ВМФ). Ф. р-332. Он. 1. Д. 99. Л. 30. 6. Государственный архив Российской Федерации (далее - ГА РФ). Ф. 9431. On. 1. Д. 304. Л. 2. 7. ГА РФ. Ф. 5881. On. 1. Д. 472. Л. 13. * Александров А.О. Указ. соч. С. 62. 9. Там же. 10. РГА. ВМФ. Ф. р-1722. Оп. 5. Д. 30. Л. 5. 11. Александров А.О. Указ. соч. С. 63; Волков А. Плавбаза гидроавиации «Коммуна» // Флотомастер. 1998. № 1-2. С. 30, 33; Столярский С.Э. Применение гидроавиации для совместных действий с речной военной флотилией. М., 1921. С. 15-17. /469/ 12. РГА ВМФ. Ф. р-2180. Оп. 1. Д. 64. Л. 38 об. 13. Там же. Л. 66 об. 14. Российский государственный военный архив (далее - РГВА). Ф. 39499. Оп. 1. Д. 419. Л. 2, 22, 62. 15 Александров А.О. Указ. соч. С. 63. 16. Там же. 17. РГА ВМФ. Ф. р-1722. Оп. 3. Д. 103. Л. 3-5, 7. 18. Там же. 19. Там же. Оп. 1. Д. 28. Л. 9. 20. Там же. Ф. р-2028. Он. 2. Д. 95. Л. 267 об. 21. Там же. 22. Макаров B.C. Материалы для истории флота в период Гражданской войны 1917-1920 гг. Сибирь // Морские записки. 1954. № 2. С. 38-39. 23. РГА ВМФ. Ф. р-1. Оп. 3. Д. 678. 24. РГВА. Ф. 39597. Оп. 1. Д. 67. Л. 2, 7 об., 55, 96 об., 98. 25. Бендрышева Е.В. Американская история русского летчика // Восточный базар. 2000. № 24. 26. Книга памяти жертв политических репрессий Красноярского края. Том 1 (А-Б) // Красноярское общество «Мемориал» URL: hUp://www.memorial.krsk.ru/ Articles/KP/1/a08.htm (дата обращения: 27.03.2011 г.). 27. ГА РФ. Ф. 9431. Оп 1. Д. 304. Л. 38; РГВА. Ф. 39597. Oп. 1. Д. 67. Л. 42, 55, 111, 133, 142 об. 28. РГВА. Ф. 39597. Оп. 1. Д. 67. Л. 72, 97 об., 136 об. 29. Там же. Л. 70 об. 30. Там же. Ф. 221. Оп. 1. Д. 242. Л. 97 об. 31. Там же. Ф. 40339. Оп. 1. Д. 1. Л. 14. 32. Там же. Ф. 39597. Oп. 1. Д. 67. Л. 2, 7 об., 71 об., 86, 86 об., 97, 97 об., 116 об. 33. Там же. Л. 47 об., 65, 85. 34. Там же. Л. 97, 97 об. 35. Там же. Л. 71 об., 111, 133 об.; Ф. 39835. Оп. 1. Д. 34. Л. 430. 36. РГА ВМФ. Ф. 417. Оп. 5. Д. 4144. Л. 3-4. 37. РГВА. Ф. 39835. Оп. 1. Д. 28. Л. 3. 38. «Участники Белого движения». База данных доктора исторических наук С.В. Волкова. 39. РГВА. Ф. 39835. Оп. 1. Л. 28. Л. 3. 40. Там же. Л. 2, 3 об. 41. Там же. Л. 2. 42. Там же. Д. 16. Л. 12. 43. ГА РФ. Ф. 9431. Оп. 1. Д. 304. Л. 2. 44. РГВА. Ф. 39597. Оп. 1. Д. 67. Л. 1. 45. Там же. Ф. 39835. Оп. 1. Д. 16. Л. 38. 16 46. Там же. Ф.39597. Оп. 1. Д. 67. Л. 143 об. 47. ГА РФ. Ф. 5903. On. 1. Д. 603. Л. 19. 48. De Mesa Gutierrez J. L. Rusos blancos en la Guerra civil v la division azul // SERGA. 2000. Septembre - Octobre. P. 32. 49. Рагозин H.A. Геройская гибель капитана испанской авиации, бывшего старшего лейтенанта Всеволода Михайловича Марченко // Морские записки. 1954. № 3. С. 40; Пелль Ф. Некролог ИМ. Марченко // Морской журнал. 1937. № 120 (12). С. 32. /470/ 50. Война в Испании. Вып. 12. Борьба войск Южного фронта за монастырь Вирхен де ла Кабеса и дворец Эль Люгар Нуэва. М., 1938. С. 3-5. ' 51. Рагозин Н.А. Указ. соч. С. 40. 52. Подробнее см.: Кузнецов П. Российский моряк в небе Испании // Флотомастер. 2002. №5. С. 19-23; Он же. Русский флот на чужбине. М., 2009. С. 327-338. 53. РГВА. Ф. 39597. Оп. 1. Д. 67. Л. 71 об.; Ф. 39835. On. 1. Д. 16. Л. 10. 54. Там же. Ф. 39597. Oп. 1. Д. 67. Л. 89. 55. Александров А.О. Указ. соч. С. 132. 56. РГВА. Ф. 39597. Оп. 1. Д. 67. Л. 41 об.; Российский государственный военно-исторический архив (РГВИА). Ф. 409. П/с 59-287 (1915 г.). 57. РГВА. Ф. 39597. Оп. 1. Д. 67. Л. 40 об., 93 об., 111. 58. Там же. Л. 7 об., 36 об., 55. 59. ГА РФ. Ф. 9431. Оп. 1. Д. 304. Л. 38; РГВА. Ф. 39597. Оп. 1. Д. 67. Л. 41, 55, 97, 142, 151. 60. ГА РФ. Ф. 9431. Оп. 1. Д. 304. Л. 36 об., 38; РГВА. Ф. 39597. Он. 1. Д. 67. Л. 7 об., 34, 55. 61. РГВА. Ф. 39597. Оп. 1. Д. 67. Л. 56, 80 об. 62. РГА ВМФ. Ф. р-2180. Оп. 1. Д. 51. Л. 161. 63. РГВА. Ф. 39597. Оп. 1. Д. 67. Л. 89, 131. 64. Там же. Л. 34, 41 об., 86 об., 97. 65. Незабытые могилы. Российское зарубежье: некрологи 1917-2001 в 6 томах, 8 книгах. Т. 6. Кн. 2. М., 2006. С. 336. 66. ГА РФ. Ф. 9431. Оп. 1. Д. 304. Л. 38; РГВА. Ф. 39597. Он. 1. Д. 67. Л. 43, 55. Н.А.Кузнецов. Морская авиация и морские летчики в Белом движении на Востоке России (1919) // Война и оружие: Новые исследования и материалы. Вторая Международная научно-практическая конференция, 18-20 мая 2011 года. СПб., 2011. Ч. I. С. 451-472 www.artillery-museum.ru/files/File/a3f390d88e4c41f2747bfa2f1b5f87db.pdf

barnaulets: barnaulets пишет: Муратов был не единственным бывшим белым пилотом, воевавшим против антоновцев. Кроме него, в состав «Боевой эскадрильи» входили бывшие колчаковцы Галышев, Дудка, Васильев, Балягин и Шмотин, уже успевший отличиться на польском фронте. Прапорщик Николай Владимирович Шмотин был летчиком 15-го Сибирского авиаотряда, приданного Южной армии. Ганин А., Хайрулин М. "Наблюдатель выскочил на крыло..." Авиационные формирования Южного Урала в 1918-1919 годах//Родина, 2007, №9. С.74-79 Пленные колчаковские лётчики К. М. Врачинский(см. выше) и Н. В. Шмотин. Апрель 1920 года. http://orenbkazak.narod.ru/avia.pdf Николай Владимирович Шмотин родился в 1897 г. В Красной армии служил с 1920 по 1925 г. Воевал на польском (май-июнь 1920 г.), врангелевском (август-декабрь 1920 г.), Карельском (январь-апрель 1922 г.) фронтах. К началу Великой Отечественной войны проживал в Ленинграде на Васильевском острове. В июне 1941 г. вновь был призван в армию. С ноября 1941 по июль 1942 г. на Ленинградском фронте, с августа 1942 г. - на Донском, затем на 2-м и 1-м Украинском. На февраль 1943 г. он интендант 3-го ранга, пом. командира 389-го автотранспортного бат-на по тех. части. Награжден медалью "За боевые заслуги" (11 марта 1943 г.), "За оборону Сталинграда". Затем командовал вновь сформированным ремонтным батальоном. На сентябрь 1944 г. капитан административной службы, начальник полевого армейского склада 2683. Награжден орденом Красной Звезды (1944 г.). Наградные листы (с сайта podvignaroda.ru): Правда в документе ошибочно указан 1907 г. рождения, но по описанию его службы в гражданскую войну - это однозначно он.



полная версия страницы