Форум » Персоналии » Летчики армии Колчака » Ответить

Летчики армии Колчака

barnaulets: Мне кажется, пора создать и такую тему. Материал про летчиков Белой армии в Сибири разбросан по разным темам и разделам форума. Наверное, лучше будет свести их всех в одном месте. Предлагаю все, что касается пилотов, и вообще людей связанных с авиацией, размещать здесь.

Ответов - 299, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 All

barnaulets: АБАКУМЕНКО Алексей Яковлевич Абакуменко Алексей Яковлевич родился 15 марта 1889 года в Луганске. Начальное образование получил дома. В 1912 году окончил Авиационный отдел Офицерской воздухоплавательной школы. Поступил на службу 29.10.1910 г. С 13.11.1910 г. - солдат 11-й воздухоплавательной роты. 28.09.1911 г. назначен в моторный класс при роте. С 26.11.1911 г. - в команде мотористов. 27.03.1912 г. командирован в Авиационный отдел Офицерской воздухоплавательной школы. 16.04.1912 г. окончил курс моторного класса. 29.04.1912 г. окончил обучение со званием летчика. 29.04.1913 г. командирован для формирования Брест-Литовского крепостного авиационного отряда с прикомандированием к Брест-Литовскому воздухоплавательному батальону. С 15.09.1913 г.- в Новогеоргиевском крепостном авиационном отряде. 09.12.1913 г. переведен в Брест-Литовский воздухоплавательный батальон. 14.12.1913 г. переведен в Брест-Литовский крепостной авиационный отряд (в 1914 г. переименован в 26-й корпусной авиационный отряд). С 15.04.1913 г. по 25.07.1914 г. - исполнял дела заведующего мастерскими отряда. 31.05.1914 г. во время пробного полета потерпел аварию, после которой аэроплан «Фарман-16», на котором он летел, был совершенно разбит. С 25.07.1914 г. - заведующий оружием отряда. С 24.08.1915 г. - в Особом авиационном отряде для охраны Императорской резиденции. С 11.06.1917 г.- младший офицер 15-го авиационного отряда истребителей. В сентябре 1917 г. - в 1-м корпусном авиационном отряде. Командирован в Англию в авиационную школу. 07.08.1918 г. покинул Великобританию и возвратился в Россию. Находился в белых армиях Восточного фронта. С ноября 1918 г. - военный летчик 1-го Сибирского корпусного авиационного отряда. Произведен в капитаны за боевые отличия. На февраль 1919 г. - начальник авиационного поезда-мастерской № 3 (с. Спасское Приморской области). Погиб 20 сентября 1920 года на Харбинском ипподроме при испытании нового самолета конструктора И.И. Дилля. Похоронен 25.09.1920 г. в г. Харбин (Китай). Рядовой - 03.04.1911 г. Ефрейтор - 29.12.1912 г. Младший унтер-офицер - 20.03.1913 г. Прапорщик - Приказом по армиям Юго-Западного фронта № 348 от 18.12.1914 г. за боевые отличия (производство утверждено ВП от 30.01.1916 г.). Подпоручик - 31.03.1916 г. Поручик - 24.06.1916 г. Военный летчик - 14.03.1917 г. Штабс-капитан - 17.09.1917 г. Награды Георгиевские кресты: 4-й ст. № 115757 - Приказом по 11-й армии №64 от 17.12.1914 г. за то, что «управляя аппаратом 18 и 20 ноября сего года, под действительным и крайне сильным орудийным и ружейным огнем противника, дал возможность произвести наблюдателю поручику Алексееву ряд весьма удачных и ценных фотографических снимков укреплений крепости Перемышль, представленных в штаб XI-й армии. 18 ноября, в другом полете, несмотря на полученную пробоину в аппарате от неприятельского огня, продолжал вести аппарат по направлению к городу, и дал возможность выбросить бомбы в электрическую станцию и в постройки около форта № 13»; а так же Георгиевские кресты 3-й, 2-й, 1-й степени. Ордена: Орден Св. Анны 4-й ст. с надписью «За храбрость» - Приказом по 2-й армии № 180 от 14.06.1915 г. «за отличия в боях с австрийцами»; Орден Св. Станислава 3-й ст. с мечами и бантом - ВП от 25.02.1916 г. «за отличие в боях при взятии крепости Перемышль»; Орден Св. Анны 3-й ст. с мечами и бантом - ВП от 17.07.1916 г. «за отличия в боях с австрийцами»; Орден Св. Станислава 2-й ст. с мечами - ВП от 05.12.1916 г.; Орден Св. Владимира 4-й ст. с мечами и бантом - ВП от 11.12.1916 г. «за ряд воздушных разведок и бои под огнем противника в период операции с 5-го июня по 20-е июля 1915 г.»; Орден Св. Георгия 4-й ст. - Приказом по 5-й армии №899 от 10.10.1917 г. «79-го июля 1917 г., он, охраняя шедший на немецкую территорию для бомбометания наш "Фарман", увидев неприятельский истребитель, направлявшийся к "Фарману", вступил с истребителем в бой, чем не только дал возможность "Фарману" исполнить свою задачу, но и сбил этот истребитель, который упал в районе Ново-Александровского шоссе непосредственно за немецкими окопами».

barnaulets: БАЗАНОВ Николай Николаевич Николай Николаевич Базанов родился 31 июля 1888 года в дворянской семье в Таганроге. Отец Николая был подполковником, что предопределило его дальнейшую судьбу. По окончании Петровского Полтавского кадетского корпуса, в 1906 году поступил в Киевское военное училище, которое закончил в 1908 году и был направлен в 111-й пехотный Донской полк. С января 1909 года являлся помощником начальника команды разведчиков. С июля 1909 г. по ноябрь 1913 г. - Николай Базанов назначен начальником команды службы связи. По окончании Севастопольской военной авиационной школы и Теоретических курсов авиации им. В.В. Захарова при Петроградском политехническом институте, с октября 1914 г. - военный летчик 23-го корпусного авиационного отряда. С января 1915 г. - старший офицер того же отряда. В октябре 1915 г. переведен в Эскадру воздушных кораблей. Назначен помощником командира воздушного корабля «Илья Муромец - VIII». С мая 1916 г. по август 1917 г. - исполнял дела командира воздушного корабля «Илья Муромец - XI». Базанов был командирован в г. Москву, в Школу авиации военного времени Московского общества воздухоплавания «для переучивания». С октября по декабрь 1917 г. находился в отпуске в г. Полтаве. В декабре 1917 г. был командирован в Харьковское отделение Военной авиационной школы. Весной 1918 г. эвакуирован в Самару, а затем в Курган, где «с личным составом школы попал в белую армию». С 01.07.1918 г. по 01.01.1920 г. — офицер-инструктор, затем начальник летной части Авиационной школы Дальнего Востока, готовившей пилотов для авиационных отрядов армий адмирала А.В. Колчака. Эвакуирован со школой в г. Владивосток. С апреля по май 1920 г. Николай Базанов участвовал в боях с японскими войсками в районе Спасск-Хабаровск в составе партизанского отряда. С 03.11.1922 г. по март 1923 г. - Базанов уже числится начальником Военной авиационной школы Дальнего Востока РККВВФ. Командирован в г. Москву «для сдачи имущества и переформирования школы». С 06.07.1923 г. по 20.08.1924 г. - начальник летного отделения Аэрофотограмметрической школы РККВВФ. С 22.08.1924 г. по 01.05.1925 г. - помощник начальника летного отделения Высшей военной школы летчиков-наблюдателей ВВС РККА. С 10.10.1925 г. - старший инструктор 1-го разряда летного отделения Военной школы специальных служб ВВС РККА. С 22.02.1926 г. - постоянный заместитель начальника летного отделения. С 22.06.1928 г. - Николай Базанов исполнял дела командира звена учебного отряда Военной школы специальных служб ВВС РККА. О дальнейшей судьбе военного летчика Первой мировой войны Николае Базанове сведений не имеется. Подпоручик - 15.06.1908 г. Поручик - 25.10.1912 г. Штабс-капитан - 16.06.1916 г. Ордена: Орден Святого Станислава 3-й ст. - ВП от 28.12.1914г.; Орден Святой Анны 3-й ст. с мечами и бантом - ВП от 20.12.1915 г.; Орден Святого Станислава 2-й ст. с мечами - ВП от 17.10.1916г.; Орден Святой Анны 4-й ст. с надписью «За храбрость» - ВП от 25.01.1917 г. Мечи и бант к имеющемуся ордену Св. Станислава 3-й ст. - ВП от 10.02.1917 г. Георгиевское оружие - ВП от 17.04.1916 г. «за то, что 29-го апреля 1915 г., управляя воздухоплавательным прибором, проник с опасностью для жизни в район неприятельского расположения Окмяны—Попеляны-Куршаны-Кужи, чем дал возможность произвести разведку и своевременно доставить сведения о подходе к стан. Омолье из Войшноры бригады кавалерии. Сведения эти дали возможность принять соответствующие меры и успешно продолжать наше наступление. Разведка производилась под огнем противника».

barnaulets: БЕЛОКУРОВ Антон Ефимович Антон Ефимович Белокуров родился 7 июня 1888 году в Псковской губернии. Там же и окончил в 1908 году губернскую гимназию, а затем юридический факультет Санкт-Петербургского университета в 1910 г. 25.09.1910 г. поступил на службу вольноопределяющимся в 93-й пехотный Иркутский полк. Назначен в 10-ю роту. 14.07.1911 г. окончил курс полковой учебной команды. 27.08.1911 г. выдержал экзамен на чин прапорщика запаса. 09.09.1911 г. уволен в запас, с зачислением по Псковскому уезду. С октября 1911 г. по июль 1914 г. работал в Псковском отделении Государственного банка. Призван из запаса. С 23.07.1914 г. по 12.10.1914 г. - младший офицер пулеметной команды 298-го пехотного Мстиславского полка. С 12.10.1914 г. - начальник пулеметной команды. С 17.08.1915 г. - делопроизводитель полкового суда, с оставлением в прежней должности. С 21.10.1915 г. - начальник команды связи. С 11.12.1915 г. - начальник прожекторной команды, с оставлением в прежней должности. С 01.01.1916 г. - начальник пулеметной команды, с отчислением от должности начальника команды связи. 11.01.1916 г. отчислен от должности начальника прожекторной команды. С 03.02.1916 г. - наблюдатель 4-го корпусного авиационного отряда. С 01.03.1916 г. - адъютант того же отряда. С 23.11.1916 г. до 12.01.1917 г. - адъютант Авиационной группы армий Юго-Западного фронта. 5.05.1917 г. командирован в Авиационный дивизион для охраны Петрограда. С 20.05.1917 г. - штатный наблюдатель и адъютант дивизиона. С 27.11.1917 г. - исполнял дела командира Петроградского авиационного дивизиона. С 01.03.1918 г. - командир Петроградского авиационного дивизиона. Призван на службу в РККА. 05.03.1918 г. переведен на должность наблюдателя в Петроградский авиационный отряд. 01.07.1918 г. убыл в г. Казань, в 1-е отделение Петроградского авиационного отряда (переименован в 4-й социалистический авиационный отряд). 02.07.1918 г. переведен в Казанский авиационный отряд. 30.07.1918 г. «перешел, в составе отряда, на сторону Народной армии, в районе г. Симбирска». С 02.08.1918 г. - наблюдатель 1-го авиационного отряда Народной армии. С 01.09.1918 г. - начальник 1-го отделения Управления воздушного флота Народной армии. С 08.11.1918 г. - штаб-офицер для поручений Управления воздушного флота при штабе Верховного главнокомандующего адмирала А.В. Колчака. На декабрь 1918 г. - начальник канцелярии Управления воздушного флота при штабе Верховного главнокомандующего. В октябре 1919 г. - начальник авиационной мастерской № 2. Был взят в плен красными в январе 1920 г. Рядовой - 25.09.1910 г. Ефрейтор - 31.12.1910 г. Младший унтер-офицер - 30.07.1911 г. Прапорщик запаса - 23.10.1911 г. Подпоручик - 19.07.1915 г. Поручик - 02.04.1916 г. Штабс-капитан - 17.09.1917 г. Капитан - 27.11.1917 г. Ордена: Св. Станислава 3-й ст. с мечами и бантом - Приказом по 4-й армии № 210 от 09.11.1914 г.; Св. Анны 3-й ст. с мечами и бантом - Приказом по 9-й армии № 83 от 07.03.1915 г.; Св. Анны 4-й ст. с надписью «За храбрость» - ВП от 08.04.1915 г.; Св. Станислава 2-й ст. с мечами - Приказом по армиям Юго-Западного фронта № 1182 от 11.11.1915г.; Св. Владимира 4-й ст. с мечами и бантом - Приказом по армиям Западного фронта № 580 от 26.09.1916 г.; Св. Анны 2-й ст. с мечами - ВП от 27.09.1916г. Георгиевское оружие - ПАФ от 22.03.1917 г. «за то, что 14-го апреля 1916 г., производя на самолете разведку глубокого тыла противника, и будучи вооружен только револьвером, при встрече с неприятельским самолетом, направлявшимся в нашу сторону, вступил с ним в бой, вынудил его повернуть в свое расположение и, несмотря на то, что был ранен, продолжал полет до тех пор, пока не выполнил задание до конца. Во время этого полета поручиком Белокуровым был обнаружен подход дивизии неприятельской пехоты».


barnaulets: ИВКОВ Михаил Федорович Михаил Федорович Ивков родился 4 марта 1889 года в Черниговской губернии. Окончил Александровский кадетский корпус (1906 г.), Николаевское инженерное училище (1909 г.), Авиационный отдел Офицерской воздухоплавательной школы (1912 г.). С 01.07.1906 г. по 06.08.1909 г. обучался в Николаевском инженерном училище. Выпущен в 1-й Сибирский полевой воздухоплавательный батальон. 19.09.1909 г. зачислен в списки батальона, назначен младшим офицером 1-й роты. 08.04.1910 г. прикомандирован к крепостной воздухоплавательной роте Варшавского укрепленного района в крепости Брест-Литовск. 03.05.1910 г. прибыл в роту. С 23.08.1910 г. - и.д. адъютанта, казначея и квартирмейстера роты. 13.09.1910 г. утвержден в должности ротного адъютанта. 19.09.1910 г. откомандирован на сформирование 10-й воздухоплавательной роты. С 07.10.1911 г. - в Брест-Литовском воздухоплавательном батальоне. С 12.10.1911 г. - обучающий офицер в моторно-механическом классе. 10.10.1911 г. переведен в Брест-Литовский воздухоплавательный батальон. С 27.03.1912 г. по 02.11.1912 г. обучался в Авиационном отделе Офицерской воздухоплавательной школы. По окончании курса командирован в г.Варшаву для обучения полетам на аэропланах «Ньюпор». С 20.03.1913 г. - в 7-й воздухоплавательной роте. 08.04.1913 г. зачислен в авиационный отряд при роте. 23.06.1913 г. 7-я воздухоплавательная рота переформирована в 3-ю авиационную роту. С 13.07.1913 г. - заведующий мотор-но-механическим классом. 08.08.1913 г. авиационный отряд при роте переименован в 3-й армейский авиационный отряд, который 27.09.1913 г. был переименован в 3-й полевой авиационный отряд. 30.03.1914 г. переведен во 2-ю воздухоплавательную роту. С 24.09 по 08.11.1914 г. находился в командировке в Москве, где обучался полетам на аппаратах новых типов. С 08.12.1914 г. - в 23-м авиационном отряде. С 01.01.1915 г. - начальник отряда. 28.08.1915 г. прикомандирован к Военной авиационной школе. С 01.10.1915 г. - офицер-инструктор школы. 30.12.1915 г. переведен в нее. С 07.06.1916 г. - заведующий ее отделом. В белых армиях Восточного фронта. Начальник Военной авиационной школы. 20.04.1919 г. произведен в капитаны. С 25.06.1919 г. - подполковник. Подпоручик - 06.08.1909 г. Поручик - 01.10.1911 г. Военный летчик - 28.01.1913 г. Штабс-капитан - 16.03.1916 г. Ордена: Орден Святой Анны 3-й степени - 1913 г.; Орден Святого Владимира 4-й степени с мечами и бантом - ВП от 19.11.1914 г.; Орден Святой Анны 4-й степени с надписью «За храбрость» - ВП от 20.12.1915 г.; Орден Святого Станислава 2-й степени с мечами - ВП от 25.01.1917 г. Георгиевское оружие - ВП от 17.04.1916 г. «за то, что, будучи начальником отряда 2-й воздухоплавательной роты 23-го корпусного авиационного отряда, 9-го мая 1915 г. управляя воздухоплавательным прибором, проник с опасностью для жизни в район неприятельского сосредоточения Куршаны—фольв. Юзефово— Равдзяны-Тришки-Попеляны, чем дал возможность произвести разведку и доставить своевременно сведения о подходе на рысях неприятельской кавалерии к м.Равдзяны и Тришки и одного эскадрона с 6-ю орудиями к м.Шавдыни. Добытые сведения имели весьма существенное значение на успешный ход дальнейших наших действий у Бубье. Разведка производилась под артиллерийским и ружейным огнем противника».

barnaulets: КОСТРИЦКИЙ Евгений Ферапонтович Евгений Ферапонтович Кострицкий родился 5 марта 1890 года. Обучался в Одесском техническом училище Министерства путей сообщения. Окончил Жмеринское двухклассное сельское Министерства народного образования училище (1907 г.), Севастопольскую военную авиационную школу (1914 г.); Теоретические курсы авиации им. В.В.Захарова при Петроградском политехническом институте (1914 г.). 19.08.1914 г. принят на службу Особым комитетом по усилению воздушного флота, зачислен рядовым «охотником» в 1 -ю авиационную роту. Назначен для прохождения курсов авиационных мотористов при Санкт-Петербургском политехническом институте. 05.10.1914 г. командирован в Севастопольскую военную авиационную школу. 15.03.1915 г. сдал экзамен на звание летчика на самолете типа «Фарман». 04.04.1915 г. выполнил условия на звание «военного летчика» на самолете типа «Фарман». 20.04.1915 г., по окончании авиационной школы, назначен летчиком 24-го корпусного авиационного отряда. С 03.12.1915 г. - заведующий техническим имуществом отряда. С 26.04.1916 г. по 09.05.1916 г. - и.д. отрядного адъютанта и делопроизводителя. С 10.06.1916 г. - адъютант, казначей, заведующий делопроизводством по сбору военно-исторических документов. С 09.08.1916 г. - в 3-м авиационном дивизионе. С 22.08.1916 г. - в 3-м авиационном отряде истребителей. На апрель 1917 г. - военный летчик 24-го корпусного авиационного отряда. С осени 1918 г. в белых армиях Восточного фронта. Произведен в капитаны за боевые отличия. На март 1919 г. - военный летчик 14-го Сибирского авиационного отряда. С 16.04.1919 г. - и.д. начальника технического отделения Оперативно-организационного отдела Управления начальника воздушного флота армий адмирала А.В. Колчака. Рядовой - 27.09.1914 г. Военный летчик - 04.04.1915 г. Ефрейтор - 13.05.1915г. «за воздушные разведки и бомбометание над неприятельскими позициями 7-го и 10-го мая 1915 г.» Младший унтер-офицер - 21.05.1915 г. за воздушную разведку 12.05.1915 г. Старший унтер-офицер - 07.08.1915 г. за разведку 10.07.1915 г., произведенную под огнем неприятеля. Прапорщик - Приказом по армиям Западного фронта № 2307 от 13.11.1915 г. за боевые отличия. Подпоручик - 30.04.1917 г. за боевые отличия. Поручик - 21.08.1917 г. Штабс-капитан - 22.08.1917 г. Награды Георгиевские кресты: 4-й степени № 59747 - Приказом по 3-й армии № 337 от 11.06.1915 г. за то, что «13 мая 1915 г. вызвавшись охотником на опасную разведку, выполнил ее с полным успехом, доставив ценные о противнике сведения»; 3-й степени - Приказом по 3-й армии №441 от 01.08.1915 г. «за воздушную разведку 23 июня 1915г.».; 2-й степени - Приказом по 3-й армии №708 от 17.12.1915 г. «за то, что «во время полета 6 октября 1915 г., несмотря на сильный обстрел добыл и доставил своевременно важные о противнике сведения». Ордена: Орден Святого Владимира 4-й степени с мечами и бантом - Приказом по 3-й армии от 19.02.1916 г. «за воздушную разведку 21 июня 1916 года»; Орден Святой Анны 4-й степени с надписью «За храбрость» - Приказом по 3-й армии №294 от 30.09.1916 г. «за воздушные разведки в мае-июне 1916 г.» Орден Святого Станислава 3-й степени с мечами и бантом - ПАФ от 12.04.1917 г. «за воздушные разведки 25 ноября 1915 г. и 5 января 1916 г.»; Орден Святой Анны 3-й степени с мечами и бантом - ПАФ от 12.04.1917 г. «за воздушные разведки 25 ноября 1915 г. и 5 января 1916 г.». Георгиевское оружие - ПАФ от 31.07.1917 г. «за то, что, будучи в чине прапорщика, 4-го мая 1916 г. во время воздушной разведки у стан. Мышь, вступил в бой с двумя атаковавшими его германскими истребителями. Повредив один из них, заставил его снизиться, сам же с пробитым мотором, планируя на высоте 600 метров, над позициями противника под сильным артиллерийским, ружейным и пулеметным огнем, сделал весьма ценные снимки его позиции. Аппарат во время этого полета получил около 100 пробоин от пуль».

barnaulets: КУСОВ Виктор Николаевич Виктор Николаевич Кусов родился 2 апреля 1893 года в Воронеже. Окончил мужскую гимназию в г.Балашов, Казанское военное училище (1914 г.), Военную школу летчиков-наблюдателей (1916 г.), Севастопольскую военную авиационную школу (1917 г.). С 1912 г. по 1914 г. обучался в Казанском военном училище. 12.07.1914 г. выпущен в 65-й пехотный Московский полк. За время службы в полку четырежды ранен. 27.10.1915 г. прикомандирован к 13-му корпусному авиационному отряду. С 09.11.1915 г. - штатный наблюдатель того же отряда. С 08.12 по 01.06.1915 г. обучался в Военной школе летчиков-наблюдателей. По окончании школы возвратился в свой отряд. 27.10.1916 г. командирован в Севастопольскую военную авиационную школу. 23.05.1917 г., по ее окончании, командирован в 13-й авиационный отряд истребителей. В 1918 - 1920 гг. служил на командных должностях в армиях адмирала А.В.Колчака и атамана Забайкальского казачьего войска Г.М.Семенова. Числился по армейской пехоте, затем начальник общего отделения Отдела воздушного флота при Главном инженерном управлении. С 07.05.1919 г. - капитан. С 25.09.1919 г. - и.д. начальника штаба Степной конной бригады. Последняя должность - инструктор по учебной части, затем начальник Военной авиационной школы Дальнего Востока. В сентябре 1920 г. был призван в Народно-Революционную армию Дальневосточной республики. Находился на должности начальника Воздушного флота Дальневосточной республики. 07.12.1920 г. «арестован и препровожден в Читинскую областную тюрьму за причастность к расстрелам партизан во время службы у белых». 01.01.1920 г. освобожден из-под ареста Комиссией по разбору дел арестованных «по причине отсутствия доказательств преступления». 05.01.1921 г. назначен заведующим курсами летчиков-наблюдателей Народно-Революционной армии, а затем - командующим авиацией Дальневосточной республики. С ноября 1922 г. - слушатель Академии военно-воздушного флота РККА им. профессора Н.Е.Жуковского. В том же году вновь привлекался к следствию «по обвинению в причастности к карательным операциям во время службы у белых». В марте 1923 г. дело было передано в Особый отдел ГПУ. 20.09.1924 г. уволен в бессрочный отпуск с постановкой на учет в г.Москве. В 1925 - 1926 гг. работал в Авиационном тресте и на авиационном заводе № 8 «Пропеллер», в отделе технического контроля по приемке винтов для самолетов. 08.01.1927 г. постановлением Коллегии ОГПУ СССР дело по обвинению Кусова В.Н. «в терроризме и контрреволюционной деятельности прекращено за отсутствием состава преступления». Подпоручик - 12.07.1914 г. Поручик - 02.01.1916 г. Летчик-наблюдатель - 01.06.1916 г. Военный летчик - 23.05.1917 г. Ордена: Орден Святой Анны 4-й степени с надписью «За храбрость» - ВП от 18.01.1915г.; Орден Святого Станислава 3-й степени с мечами и бантом - ВП от 18.01.1915 г.; Орден Святой Анны 3-й степени с мечами и бантом; Орден Святого Владимира 4-й степени с мечами и бантом - ВП от 19.10.1915 г.; Орден Святого Георгия 4-й степени - ПАФ от 09.03.1917 г. «за то, что, получив 16-го августа 1916 г. задание в составе эскадрильи из 4-х "Вуазенов" забросать склады стан.Еловка и следуя в голове эскадрильи, над мызой Ней-Гринвалъд, вступил в воздушный бой с немецким истребителем - "Фоккером", преградившим дальнейший путь эскадрильи. После непродолжительной схватки сбил пулеметным огнем неприятельский аэроплан, который упал в районе м.Ней-Гринвальд, и очистив себе и остальным "Вуазенам " путь, под губительным артиллерийским огнем противника блестяще выполнил возложенную на него задачу».

barnaulets: ОСИПОВ Владимир Николаевич Владимир Николаевич Осипов родился 10-го июля 1889 года в семье надворного советника. Окончил Николаевский кадетский корпус в 1907 году, после чего обучался в Павловском военном училище. 22.09.1908 г. переведен в Николаевское инженерное училище. 01.10.1910 г. переведен в Николаевское кавалерийское училище. 06.08.1911 г., по его окончании, выпущен в 23-ю артиллерийскую бригаду. С 15.09.1911 г. — в бригаде. С 01.04.1913 г. — учитель бригадной учебной команды. С 20.07.1914 г. — ординарец командира 18-го армейского корпуса. С 10.07.1914 г. — временно исполнял дела личного адъютанта командира 40-го армейского корпуса. С 23.12.1914 г. — временно исполнял дела адъютанта командира 18-го армейского корпуса. 03.03.1916 г. Владимир Осипов был прикомандирован к 2-му Сибирскому корпусному авиационному отряду в качестве наблюдателя. С 20.11.1916 г. — наблюдатель 5-го армейского авиационного отряда. 04.10.1917 г. допущен к исполнению должности командира 3-го авиационного отряда истребителей. 11.11.1917 г. арестован по постановлению военного революционного комитета 3-го авиационного отряда истребителей. После революции 1917 года Владимир Осипов оказался в одной из белых армий Восточного фронта. На март 1919 г. — командир 14-го Сибирского авиационного отряда. Произведен в капитаны за боевые отличия. В 1920 г. эмигрировал в Югославию, где и был убит в г. Великая Кикинда 30-го января 1923 г. при невыясненных обстоятельствах. Подпоручик — 06.08.1911 г. Поручик — 31.08.1914 г. Штабс-капитан — 30.08.1917 г. Ордена: Орден Святого Станислава 3-й степени с мечами и бантом — ВП от 21.12.1914 г. «за отличие в делах против неприятеля в период с 18-го по 26-е августа 1914 г.»; Орден Святой Анны 3-й степени с мечами и бантом — ВП от 27.01.1915 г. «за период с 26-го августа по 8-е сентября 1914 г.»; Орден Святого Станислава 2-й степени с мечами — ВП от 10.10.1915 г. «за период с 23-го октября по 1-е декабря 1914 г.»; Орден Святого Георгия 4-й степени — ВП от 25.11.1916 г. «за то, что в подготовительный к нашему наступлению период, в мае месяце 1916 г., получил приказание произвести фотографическую съемку позиций противника на фронте корпуса от Зборовского шоссе до с. Бенявы, что и было им исполнено в несколько полетов, с 1-го по 5-е мая 1916 г., при обстановке исключительной трудности, вследствие очень сильного огня противника, особенно оберегавшего этот район от наших воздушных разведок. В последний полет с фотографированием неприятельских позиций, вследствие неудовлетворительной работы мотора, пришлось лететь на высоте менее 2000 метров над противником, находясь под действительным ружейным и артиллерийским огнем его. Когда осколками снарядов был поврежден мотор, прорваны плоскости и ранен в плечо он сам, сохраняя присутствие духа, поручик Осипов указал рукой летчику двигаться в прежнем по задаче направлении, что и дало ему возможность закончить свою отважную разведку с полным успехом».

barnaulets: ШАНГИН Игорь Антонович Игорь Антонович Шангин родился 7 ноября 1889 года. Окончил Иркутскую мужскую гимназию (1908 г.), Елисаветградское кавалерийское училище (1910 г.), Севастопольскую военную авиационную школу (1915 г.). С 1908 г. по 1910 г. обучался в Елисаветградском кавалерийском училище. 06.08.1910 г. выпущен в 1-й Читинский полк Забайкальского казачьего войска. С 01.09.1910 г. - младший офицер 4-й сотни. С 13.10.1911 г. - младший офицер 5-й сотни. 20.10.1911 г. переведен в 1-й Верхнеудинский полк Забайкальского казачьего войска. 01.04.1913 г. прикомандирован к Управлению бригады «для письменных работ по судной части», 19.04.1913 г. - к Иркутской казачьей сотне, 17.07.1913 г. - к 1-му Читинскому полку Забайкальского казачьего войска. 25.05.1914 г. командирован во 2-й Сибирский саперный батальон «для изучения телеграфного и подрывного дела», 21.07.1914 г. - в распоряжение атамана 1-го военного отдела для сформирования 2-го Верхнеудинского полка Забайкальского казачьего войска. С 09.09.1914 г. - наблюдатель Гренадерского корпусного авиационного отряда. С 17.10.1914 г. - временно и.о. адъютанта отряда. С 07.03.1915 г. - временно и.д. казначея и квартирмейстера отряда. С 11.06.1915 г. по 21.11.1915 г. обучался в Севастопольской военной авиационной школе. С 24.12.1915 г. - временно командующий Гренадерским корпусным авиационным отрядом. С 26.03.1916 г. - начальник 27-го корпусного авиационного отряда. С 23.03 по 11.05.1917 г. находился в отпуске по состоянию здоровья, в связи с перенесенной малярией. С 26.04.1917 г. - и.д. помощника командира Петроградского авиационного дивизиона. С 01.06.1917 г. - помощник командира 1-й боевой авиационной группы. 20.07.1917 г. сбил вместе с ротмистром А.А.Козаковым в районе Ставчан между Хотином и Новоселицей вражеский самолет. В белых армиях Восточного фронта. На июль 1919 г. - начальник воздушного флота Западной армии, затем начальник воздушного флота 3-й армии. Произведен в полковники за боевые отличия. С 25.09.1919 г. - и.д. начальника авиации Восточного фронта, с оставлением в прежней должности. После поражения А.В.Колчака эмигрировал в Китай. 01.12.1938 г. умер на улице в г. Харбин (Китай). Похоронен как бездомный в общей могиле на Биньцзянском кладбище Харбина. Хорунжий - 06.08.1910 г. Сотник - 06.10.1913 г. Подъесаул - 02.12.1916 г. Есаул - 12.10.1917 г. Ордена: Орден Святого Станислава 3-й степени с мечами и бантом; Орден Святого Станислава 2-й степени с мечами; Орден Святого Владимира 4-й степени с мечами и бантом - ВП от 31.05.1915 г.; Орден Святого Георгия 4-й степени - ВП от 10.06.1915 г. «за то, что в боях с 10-го октября 1914 г. по 5-е марта 1915 г., будучи наблюдателем на аэроплане, под ружейным и артиллерийским огнем привозил много раз ценные данные о расположении противника в тылу, а также о его передвижениях. Сведения были точны и влекли за собою успех»; Орден Святой Анны 4-й степени с надписью «За храбрость» - ВП от 02.09.1915 г. «за разведки в сентябре 1914 г.»; Орден Святой Анны 3-й степени с мечами и бантом - ВП от 05.07.1916 г. За период Гражданской войны награжден Георгиевским оружием - Приказом Верховного правителя и Верховного главнокомандующего адмирала А.В.Колчака от 12.07.1919 г. «за то, что 20 июля 1917 г., будучи в чине подъесаула помощником командира 1-й авиационной группы армий Юго-Западного фронта, вылетел на самолете "Нъюпор " для борьбы с неприятельскими самолетами и, встретившись с одним из таковых, сбил его в 10-ти верстах к югу от Хотина. Неприятельский летчик был убит, а аппарат достался нам в целом виде».

barnaulets: БОРЕЙКО Дмитрий Александрович (25.4.1885 – 1948) Из дворян. Уроженец Ковенской губернии. Образование получил в Ковенской гимназии. 1906 – окончил Николаевское ИУ. Подпоручик. Как одни из лучших выпускников, получил право выбрать для службы род войск. Продолжил обучение. Окончил Офицерский класс Учебного воздухоплавательного парка. Службу проходил в Новогеоргиевском воздухоплавательном отделении и в 11 впр. Поручик. 1911 – окончил Николаевскую ИА с дополнительным курсом. Военный инженер. 1912 – окончил авиационный отдел Офицерской воздухоплавательной школы. Военный летчик. Оставлен в школе обучающим офицером и заведующим инженерным имуществом. Читал лекции по двигателям внутреннего сгорания. В предвоенные годы неоднократно выезжал в командировки для выбора мест дислокации формируемых авиационных частей и аэродромов, приобретения и приемки военной техники, исполнял обязанности военпреда на петербургских заводах. Штабс-капитан (1914). Участник Первой мировой войны. Находился в Действующей армии в составе отряда Военной авиационной школы (ВАШ): сначала в 6А, затем – в 12А. С начала войны – заместитель начальник Гатчинской ВАШ по хозяйственной части. Часто выезжал на фронт для инспектирования воинских частей и участия в боевых действиях. С 13.8.1917 – начальник Гатчинской ВАШ. Автор многочисленных публикаций по различным вопросам эксплуатации и ремонта самолетов и их оборудования, 9 книг, в т.ч. «Уход за аэропланами и гидропланами», «Описание моторов «Рон» (1916) и «Основы авиации. Руководство для ознакомления с авиацией» (1917), долгие годы не терявшими своей актуальности. 17.11.1917 – на общем собрании личного состава школы утвержден в должности начальника ВАШ (в чине капитана). Участник Белого движения. 7.1918 – во время эвакуации ВАШ из Гатчины и Петрограда в Поволжье в Казани перешел к белым. С собой «увел» значительное число личного состава и часть эшелонов с техникой и оборудованием. 9.1918 – общим собранием Народной социалистической авиационной школы (так в 1918 г. стала называться бывшая Гатчинская ВАШ) вместе с другими бывшими офицерами был исключен из ее состава. С 10.8.1918 – начальник Воздушного флота при штабе Народной армии Северной группы в Казани. 9.9.1918 – командирован в Самару на формирование Управления ВФ при ГИУ. 27.9.1918 – назначен начальником отдела ВФ ГИУ Российского правительства А.В. Колчака. Вскоре вместе с другими перешедшими к Колчаку бывшими летчиками-гатчинцами воссоздал ВАШ в Кургане. Подполковник (1919). Полковник (1919). Начальник ВФ при штабе Верховного ГК всеми сухопутными и морскими силами России. После поражения Белой армии перебрался на КВЖД в Харбин (Китай) и вступил в Союз русских инженеров за границей (Северо-Американские Соединенные Штаты). Преподавал теоретическую механику в Харбинском политехническом институте. 3.10.1945 – арестован органами СМЕРШ 1 Дальневосточного фронта. 4.12.1946 – обвинен по ст. 58-4-6-11-13 УК РСФСР и приговорен к 10 годам ИТЛ. 1948 – умер в следственной тюрьме г. Ворошилове (ныне Уссурийск). 20.9.1993 – реабилитирован по заключению Военной прокуратуры КДВО на основании по Закону РСФСР от 18.10.1991 г. Источники информации 1. http://www.grwar.ru/persons/persons.html?id=1777&PHPSESSID=57960963efacc59907e9020749c7f321 2. http://авиа.name/avia2-8.html 3. http://kachinets.ru/face.php?id=4496 4. http://history-gatchina.ru/article/chkal10.htm 5. http://www.e-vid.ru/index-m-192-p-63-article-32501.htm 6. http://rosgenea.ru/?alf=2&page=4&serchcatal=Борейко&radiobutton=1 Брюховецкий Р.И. http://viupetra2.3dn.ru/publ/borejko_d_a/13-1-0-1391

Сибирецъ: barnaulets пишет: После поражения армий Колчака попал в плен к красным. Бойно-Родзевич....В Новониколаевске. Сдался или попал, вопрос до конца не исследованный

barnaulets: Сибирецъ пишет: Сдался или попал, вопрос до конца не исследованный Грань между "сдался" и "попал" в плен весьма условна, кроме случаев, когда человек был захвачен раненым в бою или находился без сознания.

Сибирецъ: barnaulets пишет: Грань между "сдался" и "попал" в плен весьма условна Да, еще зависит от того кто запустил версию в жизнь. Имел в виду, что отдельные подразделения в Новониколаевске сдались сами, не пытаясь эвакуироваться. Другие - не имея возможности. Ну как-то так

barnaulets: В царившем тогда хаосе нам уже, наверное, никогда не разобраться. Тем более, что даже вынужденную сдачу в плен большинство сдавшихся стремились представить как добровольный переход на сторону красных.

barnaulets: Кстати, а как сложилась судьба Бойно-Родзевича? Упоминается, что он уехал в Польшу и даже служил в польской армии. Но насколько это соответствует действительности?

barnaulets: Астафьев Семен Семенович [1893-?] Фото с сайта С.В. Волкова http://swolkov.narod.ru/foto1/988.htm Подпоручик (1914 г.). Офицер 7-го гренадерского Самогитского полка. Окончил школу авиации Императорского Московского общества воздухоплавания. В Первую мировую войну военный летчик. В 1915 г. в Гатчинской авиационной школе, поручик. Весной 1915 г. был выделен от Гатчинской школы для обеспечения воздушной обороны Петрограда и его окрестностей. Летом того же года в составе специального авиационного отряда для обороны Императорской резиденции в Царском селе от воздухоплавательных аппаратов. Адъютант авиационного отряда охраны Cтавки. В марте 1916 г. в качестве летчика-наблюдателя принял участие в проведении первой в истории отечественной авиации корректировки артиллерийской стрельбы по радио в боевых условиях. Последний чин в Русской армии - капитан. В гражданскую войну в белых войсках Восточного фронта. В 1919 г. командир 10-го авиационнсго отряда, подчинявшийся Штабу Западного* (Восточного ?) фронта Армии адмирала А В. Колчака, затем начальник группы и Управления авиации Западного* (Восточного ?) фронта. В1920 г. заместитель Начальника авиации и авточастей Армии атамана Г.С. Семенова. Полковник. В эмиграции в Шанхае. В 1946 г. вернулся в СССР. Первый руководитель воздушной обороны столицы России//"Техника и вооружение" 2003, №5 http://lib.rus.ec/b/370046/read http://www.bfrz.ru/data/beloie_dvizgenie_volkov/personalii_volkov_1.pdf * Так в тексте биографической справки в журнале "Техника и вооружение" (2003, №5)

мир: Прапорщик 33-го корпусного авиаотряда П.В. Владимиров, погибший в бою 16 октября 1918 г. - первый летчик погибший в воздушном бою в ходе Гражданской войны. Летчик 10-го авиаотряда М.А. Волколойнов.

barnaulets: Еще с "Ретроплана" http://www.retroplan.ru/encyclopaedia.html?sobi2Task=sobi2Details&sobi2Id=769 Как-то пропустил я такую фигуру как Михаил Сергеевич Смольянинов Родился 27-го сентября 1890 года в Рязанской губернии, в семье потомственных дворян. Закончил Орловский кадетский корпус, после чего с 1909 г. по 1912 г. обучался в Михайловском артиллерийском училище. 06.08.1912 г. выпущен в 13-ю артиллерийскую бригаду. С 19.09.1912 г. — в бригаде. С 01.10 по 05.12.1912 г. — делопроизводитель 4-й батареи. 15.04.1913 г. командирован в Авиационный отдел Офицерской воздухоплавательной школы. С 21.09.1914 г. — в 3-м полевом авиационном отряде. 20.03.1915 г. во время воздушной разведки получил «касательное ранение наружной стороны голени». 04.07.1915 г. прикомандирован к 24-му корпусному авиационному отряду. 08.07.1915 г. переведен в 3-й полевой авиационный отряд. 10.11.1915 г., возвращаясь после трехчасовой разведки, «упал с аэропланом с высоты 200 метров; получил сильное сотрясение всего тела, перелом левого бедра, надрыв легкого, сильные ушибы локтевого и коленного суставов. Доставлен в лазарет в бессознательном состоянии». Эвакуирован. С 06.03.1916 г. — старший офицер отряда. 20.04.1916 г. переведен в 8-й армейский авиационный отряд. С 30.06.1916 г. — командир 8-го армейского авиационного отряда. С 08.07.1916 г. — командир 5-го корпусного авиационного отряда. С 05.10.1916 г. — командир 8-го корпусного авиационного отряда. С 27.03.1917 г. — командир 1-го Туркестанского корпусного авиационного отряда. В конце мая-начале июня 1917 г. перелетел на Салоникский фронт. Прикомандирован к английскому авиационному отряду в Сербии. 15.09.1917 г. возвратился в Россию. Был награждён союзниками "Военным крестом" (Criox de Guerre). С 17.11.1917 г. — помощник командира 3-й боевой авиационной группы. В Гражданскую войну в белой армии. Произведен в подполковники. Был командиром броневого взвода (броневик "Марс") автороты Особого Манчжурского отряда (приказ от 21.04.1918.) 28.01.1919 г. допущен к исполнению должности начальника Воздушного флота Сибирской армии. 01.04.1919 г. утвержден в этой должности (по др. данным - 08.03.1919 г.) В августе 1918 г. , находясь в Токио, ожидая разрешения японского военного министра на закупку аэропланов, впервые перевел мемуары немецкого аса Манфреда фон Рихтгофена, которые были изданы в Омске в типографии "Центросибири" в 1919 под названием "Красный истребитель". Погиб в авиакатастрофе 20 мая 1919 г., выполняя перелет на "Альбатросе" со ст. Верещагино на ст. Кез. Аэроплан по по неустановленной причине загорелся и перевернулся в воздухе. Смольянинов упал с высоты 600 метров и разбился. Похоронен 23 мая в Перми. Подпоручик — 06.08.1912 г. Поручик — 31.08.1914 г. Военный летчик — 06.03.1916 г. Штабс-капитан — 25.11.1916 г. Ордена: Орден Святого Владимира 4-й степени с мечами и бантом — ВП от 25.06.1915 г.; Орден Святой Анны 3-й степени — ВП от 12.08.1915 г. за окончание Авиационного отдела Офицерской воздухоплавательной школы в 1913 г.; Орден Святого Станислава 3-й степени с мечами и бантом — ВП от 16.09.1915 г.; Орден Святого Станислава 2-й степени с мечами — ВП от 13.12.1915 г.; Орден Святой Анны 4-й степени с надписью «За храбрость» — ВП от 02.03.1916 г. Георгиевское оружие — ВП от 10.12.1915 г. «за то, что 18-го февраля 1915 г., при весьма неблагоприятной погоде, подвергая свою жизнь исключительной опасности от огня противника произвел воздушную разведку тыла противника на фронте 11-го и 30-го армейских корпусов и доставил особой важности сведения, повлиявшие на успешный ход дальнейших операций».

barnaulets: Не совсем колчаковец, но все же имеет непосредственное отношение к Белому движению на Востоке России Качурин Константин Петрович (26.12.1891 – после 1960 г.) Родился 26.12.1891 г. в г. Маргелане Ферганской области. Из казаков Оренбургского каз. войска. Окончил Оренбургский Неплюевский кадетский корпус. В службе с 01.09.1909 г. Окончил Николаевское инженерное училище по 1 разряду (1912), выпущен хорунжим в 6-й Оренбургский каз. полк. В 1912-1916 гг. служил в 6-м Оренбургском каз. полку. Подъесаул (1916 ст., с 28.02.1916). 06.08.1916 г. приказом по 4 армии назначен лётчиком-наблюдателем в 4-й отряд истребителей. С 24.01.1917 г. обучался полетам в Севастопольской военной авиашколе. Военный летчик (28.9.1917 г.). 13.09.1917-25.02.1918 гг. – летчик и адъютант 7 корпусного авиаотряда. В Гражданскую войну в белых войсках Северного фронта. С 30.6.1918 г. (по др. данным С 07.02.1919 г. ) служил в Славяно-Британском авиационном корпусе на Архангельском фронте. Летчик 2 Славяно-Британского авиацинного отряда. Лейтенант Королевских Воздушных сил Великобритании. С 19.02.1919 г. служил в отряде полковника Бальзама на Северном фронте.С 31.03.1919 г. прикомандирован к штабу командующего войсками Северной области. С 03.04.1919 служил в 1-й полевой инженерной роте (по др. данным - 3-й инженерной роте). В 1920 г. служил в войсках атамана Г.М. Семенова в Забайкалье. С марта 1920 г. – командир 2-го Авиаотряда Дальневосточной армии Войсковой старшина (17.04.1920). Полковник (10.10.1920). Эмигрировал в Англию. Умер в Лондоне после 1960 г. Награжден орденами Св. Станислава 3 ст., Св. Анны 2 ст. с мечами. Представлен к награждению орденом Св. Георгия 4-й ст. (1920 г.) - см. ниже ПРИКАЗ 2-му стрелковому корпусу Город Нерчинск 10 июля 1920 г. Согласно приказанию командующего Дальневосточной армией, состоящий при штабе корпуса 2-й авиационный отряд подлежит немедленному отправлению в Читу. Расставаясь с отрядом, я считаю необходимым обратить внимание на его хотя и короткую, но славную боевую работу. Я считаю своим долгом отметить среди мужества и героизма многих трудную и славную, дерзкую и смелую работу летчиков 2-го авиаотряда - достойных преемников славной русской авиации - неоценимую пользу, которую они оказали вверенному мне корпусу и всей Русской армии в ее боевой работе. Смелые в опасности, храбрые в полете и неутомимые в работе, эти летчики дали все, что ждала от них русская армия. В приказе нет ни возможности, ни места перечислить всего, что сделано отрядом в короткое время его пребывания в рядах корпуса. Достаточно сказать, что в течение времени меньше месяца они совершили 55 полетов продолжительностью 152 часа. Наши летчики 4-го июля приносят огромную пользу армии тем, что начался отход красных к востоку, чем они дают основание нашему командованию ускорить операцию и своевременным движением конницы в тыл захватить красных у Газимурского завода. В период с 14-го по 24-е июня, когда, бросившись за бегущими красными, 3-й корпус теряет связь с другими корпусами и командованием, лишь летчики-орлы во главе со своим начальником отряда войсковым старшиной Качуриным, невзирая на дождь, туман и ветер, смело летели туда, за далекий хребет, чтобы там или исполнить свою задачу, или найти себе смерть. Среди тяжкого безвременья, когда от тяжелой шестилетней борьбы опускаются руки и тупеет сердце, славная работа русских летчиков да послужит нам примером в доблести и труде. С особым удовольствием я отмечаю работу начальника отряда, войскового старшину Качурина, совершившего наиболее трудные полеты и своим мужеством и умением, смелостью и энергией показавшего себя достойным высокой чести стоять во главе своего отряда. От лица дорогого нам дела, от своего имени и войск корпуса, прошу принять начальника отряда, летчика войскового старшину Качурина, всех летчиков, летчиков-наблюдателей, господ офицеров-механиков, мотористов и солдат 2-го авиаотряда горячее русское СПАСИБО за их работу, за их готовность каждую минуту умереть, неся свою жизнь на алтарь борьбы за правое дело, за славу и честь Русской Авиации. Подлинный, подписал генерал-лейтенант Вержбицкий. Начальник штаба Генерального штаба генерал-майор Касаткин. С подлинным верно: адъютант, летчик-наблюдатель поручик Викторов. "Я, как генерал-квартирмейстер штаба армии и как начальник походного штаба непосредственно руководивший соединенными операциями корпусов в период с 4-го июня по июль сего года, считаю своим нравственным долгом отметить и подчеркнуть ту незаменимую пользу, которую принесла всему делу ответственная, самоотверженная и безотказная работа 2-го авиационного отряда. Вся предпринятая нами операция была построена исключительно на одновременном концентрированном наступлении трех корпусов с разных фронтов к одной конечной линии - и потому требовала самого точного поддержания связи корпусов между собой и со штабом армии. Наиболее важные, рискованные и ответственные задачи по установлению связи постоянно выполнялись командиром отряда войсковым старшиной Качуриным со своим летчиком-наблюдателем ротмистром Зиновьевым. Особенно изумительным и самоотверженным полетом в таком роде надо признать полет войскового старшины Качурина 23 июня сего года, когда он со своим летчиком-наблюдателем ротмистром Зиновьевым, получив задание во что бы то ни стало настигнуть двигавшуюся на реку Шилку колонну 3-го корпуса и передать ей ориентировку и весьма важное приказание - блестяще выполняют это задание, несмотря на отвратительную и опасную для полетов погоду и весьма пересеченную местность, на которой отыскать колонну было чрезвычайно трудно. Подвиг этот, безусловно, исключительный и достойный искреннего восхищения, достаточно ясно обрисован в свидетельском показании начальника Омской дивизии генерал-майора Смолина. Я же с оперативной точки зрения должен отметить, что установление связи с 3-м корпусом имело для всей операции огромную оперативную ценность, позволив нам своевременно и достаточными силами занять весь район вверх по реке Шилке до Усть-Кары включительно и создать здесь, соответственно с этим, к моменту заключения перемирия выгодное исходное положение. Кроме целого ряда полетов для установления связи, войсковой старшина Качурин с летчиком-наблюдателем Зиновьевым совершили много вылетов разведывательного и боевого характера. Полеты эти отличались от полетов других авиаторов своей исключительной смелостью, отвагой, энергией и сопровождались неизменным успехом, принесли армии несомненную пользу и весьма способствовали быстрому и удачному для нас развитию нашей операции. Целый ряд смелых боевых разведок, произведенных войсковым старшиной Качуриным и наблюдателем ротмистром Зиновьевым, дал корпусам и штабу армии весьма ценные и верные сведения о группировке и передвижениях противника. Бомбометание и сбрасывание наших воззваний над расположением красных также приносили нам существенную пользу, вселяя в ряды красных панику и усиливая среди них смятение и разложение, что затем было подтверждено разведывательными данными. В краткой реляции нельзя подробно перечислить всех полетов войскового старшины Качурина и летчика-наблюдателя ротмистра Зиновьева, но их неизменная доблесть, неутомимая энергия и исключительно честное отношение к своему опасному и ответственному делу уже достаточно полно и справедливо отмечены приказом по 2-му корпусу от 10 июля сего года за N 56 и свидетельскими показаниями начальника штаба 2-го корпуса Генерального штаба генерал-майора Касаткина и начальника Омской стрелковой дивизии генерал-майора Смолина и комкора 3 Молчанова. Со своей стороны считаю не только достойным, но даже совершенно необходимым ходатайствовать о награждении войскового старшины Качурина и его летчика-наблюдателя ротмистра Зиновьева орденом Святого Великомученика и Победоносца Георгия 4-й степени; если же по условиям настоящего времени это не будет признано возможным, то - высшей военной наградой, которая бы отметила среди летчиков этих двух достойнейших представителей авиации и тем воздать им должное за понесенные труды, проявленную отвагу и мужество и за принесенную ими незаменимую пользу их подвигами общему делу. Чита, июль 1920 г. Главный квартирмейстер штаба Дальневосточной армии Генерального штаба генерал-майор Пучков. Верно: полковник Сечеров. Свидетельское показание о подвиге летчика войскового старшины Качурина и летчика-наблюдателя ротмистра Зиновьева Настоящим свидетельствую, что командир авиаотряда-2 войсковой старшина Качурин и летчик-наблюдатель ротмистр Зиновьев в период операции с 3-го июня по 10-е июля сего года к югу от реки Шилка своими смелыми, частыми и продолжительными полетами оказали нам в этой операции незаменимую и чрезвычайно важную помощь своевременной доставкой директив высшего командования, поддержанием связи войск с тылом, особенно в тех случаях, когда всякие иные средства связи являлись недействительными и весьма ценными разведывательными сведениями относительно сил и группировки противника. К 23 июня части 1-го, 2-го и 3-го корпусов, работавшие против красных в районе станиц Богдат - Аргунская, почти неделю не имея связи ни с тылом, ни с командованием, преследовали красных в исключительно трудных условиях по пересеченной, покрытой тайгой местности. Банды красных окружали наши части со всех сторон, нападая на наши мелкие тыловые отряды, поэтому много постов летучей почты погибло, связи же установить долго не удавалось. Вследствие дождливой и бурной погоды, в указанную неделю не представлялось возможным также установить и воздушную связь. Пренебрегая бурей, дождем, туманами, отсутствием удобных для спуска мест (болота и тайга), опасностью спуска в расположение красных, которым известны наши опознавательные знаки, 23 июня войсковой старшина Качурин совершил полет и нашел Омскую дивизию на болотистой прогалине среди тайги на полпути между поселком Хомяки и станицей Богдат. Воспользовавшись коротким просветом в тумане, войсковой старшина Качурин со своим летчиком-наблюдателем ротмистром Зиновьевым спустились в расположение дивизии с директивами от Командарма для Комкора-3. В указанной обстановке исключительной трудности, с плохо работавшим мотором, большой опасностью для жизни от противника, погоды и неисправного мотора, войсковой старшина Качурин и ротмистр Зиновьев восстановили связь войск с командармом, выяснили расположение наших и неприятельских войск в районе Нерчинский Завод - Богдат - Аргунская, на основании чего были приняты меры, повлиявшие на последующий успех операции с выходом на реку Шилка у станции Лончаково. Начальник Омской стрелковой дивизии, генерал-майор Смолин. N 1503 14 июля 1920 г. Верно: штаб-офицер для поручений по авиации Генерального штаба, полковник Сечеров http://kachinets.ru/face.php?id=5016 http://viupetra2.3dn.ru/publ/kachurin_k_p/13-1-0-428 В.А. Зиновьев. Каппелевцы в Забайкалье//Капель и Каппелевцы. М. - Посев, 2011 http://rusk.ru/vst.php?idar=321722 Между прочим, брат белого летчика, в гражданскую войну оказавшийся по другую сторону баррикад, в Красной армии - Сергей Петрович Качурин (1898-1969) - известный советский ученый-геолог, "один из основоположников советского мерзлотоведения". http://imz-2000.narod.ru/ocherk1.html

barnaulets: Еще два "северянина" из Славяно-британского авиационного корпуса, отметившиеся в Сибири. Все-таки летчики, люди более мобильные - вон как их судьба бросала по разным фронтам. МОДРАХ Сергей Карлович (1889-1922) Родился 16 июля 1889 года в Петербургской губернии в семье генерал-майора. По окончании в 1906 году Александровского кадетского корпуса, с 1906 г. по 1909 г. обучался в Николаевском инженерном училище. 06.08.1909 г. выпущен в 1-й саперный батальон. С 09.09.1909 г. - младший офицер батальона. 20.09.1910 г. командирован в переменный состав Офицерской воздухоплавательной школы и 17.09.1911г. окончил ее. 10.10.1911г. переведен на службу в 3-ю воздухоплавательную роту. С 09.12.1911 г. - в постоянном составе Офицерской воздухоплавательной школы. 26.07.1912 г. командирован в авиационную школу во Францию. С 05.11.1912 г. - инструктор для обучения полетам на «Ньюпорах» в Варшаве. 05.06.1913 г. переведен в Офицерскую воздухоплавательную школу. С 25.11.1913 г. по 20.03.1914 г. — заведующий моторно-авиационным классом Авиационного отдела школы. С 07.06 по 04.08.1914 г.- заведующий метеорологической станцией. С 19.08.1914 г. - командир воздушного корабля «Илья-Муромец-IV». С 04.07.1915 г.- старший офицер 31-го корпусного авиационного отряда. С 08.09.1915 г. - начальник 31-го корпусного авиационного отряда. 25.05.1916 г. переведен в Управление ВВФ, прикомандирован к постоянному составу Военной авиационной школы в качестве обучающего офицера. С 22.02.1916 г. - исполнял дела начальника Главного аэродрома Управления ВВФ и председатель испытательной комиссии. 31.12.1916 г. переведен в Военную авиационную школу. С 14.01.1917 г.- начальник 3-го армейского авиационного отряда. С 25.06.1917 г. - командующий 2-й боевой авиационной группой. С июля 1917 г. - начальник отдела Военной школы воздушного боя (г. Евпатория). 06.11.1917 г. переведен в 3-ю боевую авиационную группу и назначен ее командиром. После октябрьского переворота был призван в РККА, как авиационный специалист. Бежал. В июне 1918 г. с группой офицеров-авиаторов, под началом А.А. Козакова, пробрался на север России, где вступил в Славяно-Британский авиационный корпус. Получил чин лейтенанта R.A.F. (Королевских воздушных сил Великобритании). С 15.08.1918 г. - на фронте, в составе 1-го Славяно-Британского авиационного отряда. Принимал участие в операциях в районе стан. Обозерской. 17.09.1918 г. переведен с отрядом в район Березника. С октября 1918 г. участвовал в операциях в районе Сельца и в наступлении вдоль железнодорожной линии Вологда-Архангельск, а затем в боях у Сийского монастыря. Весной 1919 г. принял командование над 1-м Славяно-Британским авиационным отрядом. В июле 1919 г. получил предложение занять пост начальника Полевого управления авиации Сибирской армии адмирала А.В. Колчака. Уехал в Архангельск. Оттуда, с экспедицией капитана Вилькицкого добрался до устья р. Енисей. Вступил в должность. После поражения А.В. Колчака перебрался в Крым. Военный инженер при начальнике Инженерно-технического отдела Управления снабжения ВСЮР. Произведен в полковники. С 11.07.1920 г. - на солдатской должности при Управлении начальника авиации Русской армии генерала П.Н. Врангеля. 24.08.1920 г. переведен во 2-й авиационный парк. Эмигрировал в Англию. Скончался 18.12.1922 г. в санатории «Woking» близ Лондона. Подпоручик - 06.08.1909 г. Поручик - 01.10.1911г. Военный летчик - 03.06.1913 г. Штабс-капитан - 27.10.1915 г. Капитан - 27.10.1915 г. Ордена: Орден Святого Станислава 3-й степени - ВП от 28.10.1911 г.; Орден Святой Анны 3-й степени - ВП от 08.11.1915г.; Орден Святой Анны 2-й степени с мечами - ВП от 10.09.1916г.; Орден Святого Владимира 4-й степени с мечами и бантом - ВП от 25.10.1916г. «за полеты 10 и 21 августа 1914 г. на воздушном корабле "Илья Муромец-III", в качестве исполняющего должность командира»; Орден Святого Станислава 2-й степени с мечами - ВП от 09.01.1917г.; Орден Святого Георгия - Приказом по 7-й армии №1765 от 31.10.1917 г. «за то, что 10-го мая 1917 г. в районе Станиславов-Мариамполь в 6 часов 30 минут настиг самолет противника, который атаковал пулеметным огнем. После нескольких схваток неприятельский самолет упал за передовыми окопами противника, где и был расстрелян огнем нашей артиллерии». Георгиевское оружие - ВП от 24.01.1917 г. «за то, что, будучи в чине поручика постоянного состава Военной авиационной школы, 31-го августа 1915 г., вызвавшись добровольно лететь помощником командира воздушного корабля "Илья Муромец" в тыл неприятельской армии, произвел под сильным огнем неприятельской артиллерии разведку и добыл ценные сведения, которые будучи представлены своевременно, имели влияние на успешный ход боевой операции. Исполняя обязанности артиллерийского офицера, удачно бросал бомбы в палаточное расположение, по-видимому штаба, которое и было разрушено». http://www.retroplan.ru/encyclopaedia.html?sobi2Task=sobi2Details&sobi2Id=684

barnaulets: БЕЛОУСОВИЧ Николай Иванович (1890-1956) На некоторых интернет-ресурсах фото ошибочно атрибутировано как фото летчика В.П. Антоненко Родился 15 августа 1890 г. в Омске (на памятнике на Сербском кладбище С.-Франциско указан 1891 г.), в семье чиновника. Окончил губернскую гимназию в Тобольске, затем обучался в Санкт-Петербургском университете. С 1912 г. по 1914 г. обучался в Алексеевском военном училище. 12.07.1914 г. выпущен в 37-й пехотный Екатеринбургский полк. С 20.07.1914 г. - в полку. 12.08.1914 г. ранен у деревни Михалев. С 15.10 по 15.11.1914г. - временно командующий 16-й ротой. 15.11.1914 г. ранен у деревень Липки и Несулков. С 15.11 по 31.12.1914 г. - временно командующий 7-й ротой. С 23.02 по 11.05.1915 г. - начальник команды связи. С 11.05.1915 г. - командующий 16-й ротой. 25.07.1915 г. тяжело контужен у д. Хайны-Старые. Эвакуирован. 25.09.1915 г., как не возвратившийся в течение двух месяцев на театр военных действий, отчислен от должности. С 25.12.1915 г. по 10.03.1916 г. - командующий 12-й ротой. 10.03.1916 г. ранен у озера Нарочь. Эвакуирован. С 14.05 по 18.05.1916 г. - командующий 12-й ротой. 14.05.1916 г. командирован в г. Двинск для назначения сверхштатным наблюдателем 13-го корпусного авиационного отряда (КАО). С 18.05.1916 г. - в отряде. 30.05.1916 г. прикомандирован к 5-му авиационному отряду истребителей. 30.07.1916 г. переведен в 5-й авиационный отряд истребителей. С 24.08 по 29.08.1916 г. - временно командовал отрядом. 09.11.1916 г. заболел и помещен в Курляндский лазарет. С 13.11 по 29.11.1916 г. - временно командовал отрядом. С 27.12.1916 г. по 19.07.1917 г. обучался в Севастопольской военной авиационной школе и на курсах высшего пилотажа. 10.07.1917 г. сдал экзамен на звание летчика. С 28.07.1917 г. — временно командующий 14-м авиационным отрядом истребителей. С 08.08.1917 г. - командир 14-го авиационного отряда истребителей. 19.10.1917 г. выбран в состав членов суда 4-й боевой авиационной группы. На фронте около Двинска и под Ригой сбил два немецких самолета - 27.11.1916 г. и 22.10.1917 г. 16.01.1918 г. избран в коллегию управления авиацией Северного фронта. С 31.03.1918 г. - наблюдающий за тренировками летчиков 4-й боевой авиационной группы (БАГ). 16.04.1918 г. переведен в 11-й авиационный отряд истребителей. Занимал должность совещательного члена технического комитета Управления РККВВФ. В августе 1918 г. бежал в Архангельск. 04.08.1918 г. вступил добровольцем в Славяно-Британский авиационный корпус. 06.09.1918 г. произведен в капитаны, назначен командиром 2-го Славяно-Британского авиационного отряда. В августе 1919 г. уехал в армию адмирала А.В. Колчака. С 01.03.1920 г. - инструктор в Военной авиационной школе Дальнего Востока. После поражения Колчака эмигрировал в США через Китай. Двадцать лет работал таксистом. 17 марта 1956 года умер в Сан-Франциско (США). Похоронен на Сербском кладбище. Подпоручик - 12.07.1914 г. Поручик - 27.04.1916 г. Штабс-капитан - 27.09.1916 г. Военный летчик - 18.08.1917 г. Ордена: Св. Анны 4-й ст. с надписью «За храбрость» - ВП от 29.12.1914 г. «за отличие в бою 14 и 15 августа 1914 г. у посада Лащев»; Св. Станислава 2-й ст. с мечами - ВП от 09.06.1915 г. «за отличия в боях в период с 1 января по 4 февраля 1915 г.»; Св. Станислава 3-й ст. с мечами и бантом - ВП от 09.07.1915 г. «за отличия в боях в период наступления от Варшавы до 21 октября 1914 г.»; Св. Анны 3-й ст. с мечами и бантом - ВП от 11.11.1915 г. «за отличия в боях в период с 21 октября по 1 декабря 1914 г.»; Св. Анны 2-й ст. с мечами - ВП от 29.12.1916 г. «за отличия в боях в период с 13 февраля по 10 марта 1915 г.»; Св. Георгия 4-й ст. - ПАФ от 09.06.1917 г. «за то, что, будучи в чине подпоручика, при штурме немецкой позиции к югу от оз. Нарочь в ночь с 7-го на 8-е марта 1916 г., по занятии первой линии неприятельской позиции, под губительным пулеметным и ружейным огнем, забрасываемый ручными гранатами, ворвался во вторую линию окопов со своей ротой и, переколов здесь упорно оборонявшихся защитников, захватил действующий пулемет и лично открыл из него огонь по убегавшим немцам». Георгиевское оружие - ПАФ от 29.05.1917 г. «за то, что 26-го ноября 1916г., добровольно вызвавшись на бомбометание стан. Еловка в качестве офицера-наблюдателя и работая пулеметом, когда во время полета аппарат был атакован тремя аэропланами противника, мужественно и самоотверженно вступил в неравный бой, в результате которого сбил биплан "Фоккер " и, продолжая с летчиком-офицером полет на поврежденном аэроплане, исполнил возложенную на него задачу бомбардирования стан. Еловка». Во время Гражданской войны награжден в 1919 году орденом Св. Владимира 4-й ст. с мечами и бантом, а также английским офицерским орденом «Военный крест» 1-й и 2-й ст. http://www.retroplan.ru/encyclopaedia.html?sobi2Task=sobi2Details&sobi2Id=309 Интересна судьба его сына, Игоря, участника Второй мировой войны в составе американской армии, впоследствии дипломата-советолога Сын Игорь Николаевич Белоусович Родился 3 апреля 1922 года в Шанхае. Семья Белоусовичей переехала в США в 1923 и поселилась в Сан-Франциско. Во время Второй мировой войны был призван в 1943 на военную службу и служил в рядах роты «E» 273-го полка 69-й пехотной дивизии, совершившей прорыв немецком фронта в Германии и вышедшего на соединение с советской армией на реке Эльбе. Как владеющий русским языком был назначен в патруль майора Крэйга, в задачу которого входило установить контакт с частями советской армии. Первая встреча американского патруля произошла с советским кавалерийским разъездом при переходе через реку Мульду. Достигнув реки Эльбы возле Торгау, американцы встретились с частями 58-й гвардейской дивизии и ее командиром генералом Русаковым. У И.Н. Белоусовича оказался фотоаппарат, и он запечатлел эту историческую встречу. Встреча на Эльбе, в которой И.Н. Белоусович был единственным американским военным, владевшим русским языком, определила его дальнейшую карьеру. После окончания войны И.Н. Белоусович продолжил образование в Калифорнийском университете в Беркли. В 1946 получил степень бакалавра и в 1948 — магистерскую степень на отделении славяноведения и изучения России. Работал в качестве лексикографа в Институте языка и лингвистики при Джорджтаунском университете в Вашингтоне над составлением русско-английского военного словаря для американской армии, библиографом в Библиотеке Конгресса. С 1956 по 1991 служил в Госдепартаменте. Большая часть работы заключалась в изучении и анализе сведений об СССР и советской политике в Азии. В 1976 назначен на два года первым секретарем политической секции американского посольства в Москве. С 1978 по 1991 служил в Госдепартаменте старшим аналитиком по внутренним делам СССР, занимаясь политическими вопросами, вопросами законодательства, эмиграции из СССР, прав человека, КГБ [Комитет государственной безопасности], религии и культуры. Состоял в запасе американской армии, выйдя на пенсию в 1974 г. в чине подполковника. В 1975 в СССР торжественно отмечалась 30-я годовщина встречи на Эльбе, и И.Н. Белоусович вошел в состав делегации американских ветеранов, приглашенной в Волгоград. Когда в июне 1995 в Москве отмечалось 50-летие встречи на Эльбе, Пентагон назначил И.Н. Белоусовича в состав делегации американских ветеранов, возглавлявшейся вице-президентом А. Гором. Состоит активным членом КРА [Конгресс Русских Американцев].



полная версия страницы