Форум » Персоналии » Летчики армии Колчака » Ответить

Летчики армии Колчака

barnaulets: Мне кажется, пора создать и такую тему. Материал про летчиков Белой армии в Сибири разбросан по разным темам и разделам форума. Наверное, лучше будет свести их всех в одном месте. Предлагаю все, что касается пилотов, и вообще людей связанных с авиацией, размещать здесь.

Ответов - 299, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 All

barnaulets: Всеволод Михайлович Марченко (1890-1937) Родился 23 октября 1890 года. По окончании в 1911 году Морского корпуса назначен в Черноморский флотский экипаж. В период Первой мировой войны 1914-1918 гг. служил в морской авиации Черноморского флота. Закончил Школу высшего пилотажа Одесского отдела Гатчинской Военной авиационной школы. С октября 1916 г. командовал различными гидроавиационными отрядами на Румынском фронте. К концу Великой войны командовал 13-м истребительным авиаотрядом Черноморского флота. Приказом по Морскому ведомству № 198 от 14.03.1916 г. «за мужество и смелость, проявленные при воздушной бомбардировке Зунгулдака 24 января 1916 г., под шрапнельным огнем неприятеля» награжден Георгиевским оружием. После большевистского переворота до января 1918 г. находился на Румынском фронте. Затем уехал в Харбин, откуда в октябре 1918 г. выехал во Владивосток, где поступил на службу в белую армию. С 30.10.1918 г. служил в 1-м Сибирском корпусном авиационном отряде в г. Спасске Приморской области. С 03.11.1918 г. - старший офицер того же отряда. 02.12.1918 г. назначается на должность начальника гидроавиационного отделения Морского технического управления. 01.01.1919 г. приказом Верховного правителя А. В. Колчака произведен в старшие лейтенанты за боевые отличия. Командовал гидроавиационным отрядом, действовавшим совместно с Речной боевой флотилией. Приказом Верховного Правителя от 02.09.1919 г. старшему лейтенанту Марченко была объявлена благодарность «…за отличное сформирование гидроавиационного отряда и доблесть, проявленную при боевых действиях на реке Каме в кампанию 1919 г.». После окончания Гражданской войны эмигрировал в Югославию (Королевство СХС). В 1923 г. поступил на службу в испанскую авиацию. Работал инструктором в летной школе, затем летал на гражданские авиалиниях по маршрутам Мадрид-Париж и Мадрид-Берлин. После выступления генерала Ф. Франко 17 июля 1936 г., был отстранен от полетов и арестован, но вскоре через французское посольство перебрался во Францию, в Байонну, откуда за свой счет отправился снова в Испанию, на территорию, подконтрольную генералу Франко. Служил военным летчиком в армии генерала Ф. Франко. С марта 1937 г. летал в составе 1-й ночной эскадрильи бомбардировщиков (Ю-52). Был сбит 14.09.1937 г. в районе г. Сарагоссы во время ночной бомбардировки республиканского аэродрома. Выпрыгнул с парашютом, по одной из версий погиб в перестрелке с республиканцами, пробираясь к линии фронта. По другой версии, попал в плен и был застрелен республиканцами. По третей версии погиб в сбитом самолете при падении его на землю. Похоронен в Севилье (Испания). Более подробно см. Кузнецов Н.А. Российский моряк в небе Испании. http://www.white-guard.ru/go.php?n=45&id=231&page=1

barnaulets: Василий Петрович Антоненко (1890-1975) Потомственный Почетный гражданин г. Петрограда, окончил Петроградский политехнический институт, инженерно-строительный факультет в 1915 году, затем Курсы авиации при вышеназванном институте в 1915-1916 гг. и Офицерскую школу морской авиации в г. Баку в 1916 году. С ноября 1916 года обучался в Военной школе летчиков-наблюдателей в г. Киеве на курсах воздушной фотографии и радиотелеграфии. Окончил ее в январе 1917 года и прибыл в распоряжение начальника 1-й Воздушной бригады Балтийского флота. За боевые заслуги был награжден орденами Св. Анны 4 степени с надписью "За храбрость", Св. Станислава 3 ст. с мечами и бантом, Св. Владимира 4 ст. с мечами и бантом, Георгиевским крестом с Лавровым венком. С ноября 1917 года по март 1918 года Антоненко был сначала инструктором, затем начальником Бакинской школы Морской авиации. Во время гражданской войны с июня 1918 года по март 1920 года В.П. Антоненко служил в Народной Армии Комуча и армии Верховного Правителя А.В. Колчака (в 1-м Гидроавиационном отряде). Во время отступления Армии в Забайкалье в г. Верхнеудинске попал в плен к большевикам. Из плена бежал во Владивосток 25 декабря 1920 года. С 1921 года (май-июнь) - находился в Штабе командующего Сибирской флотилией контр-адмирала П. Старка во Владивостоке. В июле 1922 года поручик по Адмиралтейству морской летчик В.П. Антоненко назначен членом Приамурского Земского Собора, награжден памятной Серебряной медалью на бело-желто-черной ленте и Грамотой Собора. В ноябре 1922 года при эвакуации Сибирской флотилии из Владивостока и переходе на Филиппинские острова, в Манилу, Антоненко был назначен старшим офицером корабля "Взрыватель". В октябре 1924 года с женой приехал в США, Сан-Франциско к своему другу профессору Тимошенко. Работал чертежником, инженером. В 1929-1937 гг., получив лицензию частного пилота, основал первый в США Сан-Францисский летный клуб. В это же время являлся одним из организаторов Общества Русских Ветеранов Великой Войны в Сан-Франциско, председателем Калифорнийского отдела Общества русских военных летчиков. В 1938-39 гг. закончил Калифорнийский технологический институт в г. Пасадена, стал Бакалавром инженерных наук, работал в лаборатории по аэронавтике, занимался переводами технических статей с русского, немецкого и французского языков. Во время II Мировой войны работал инженером-конструктором в "Скул оф Аэроневтик" (Летной школе) в аэропорту Окленд. В 1950-х изобрел новый метод предотвращения коррозии металлов, получил патент. В 1959 году пришел работать в "NARF" - на военно-морскую авиационную базу в Аламеде, стал одним из ведущих аэрокосмических инженеров. В 1970 году получил грамоту и знак Заслуженного работника Военно-морских сил США. Умер В.П. Антоненко в 1975 году в Сан-Франциско. Похоронен на Сербском кладбище. По материалам сайта "Уголок неба"http://www.airwar.ru/history/aces/ace1ww/pilot/antonenko.html

barnaulets: Александр Матвеевич Понятов (1892 — 1980). Инженер, военно-морской летчик. Окончил Казанский и Московский университеты, политехникум в Карлсруэ, в Германии, получив диплом инженера-механика и электротехника. В 1914 г., когда началась война, он бежал из Германии в Бельгию, затем в Англию, откуда русское посольство отправило его в Россию. Он поступил в военно-морской флот в качестве морского летчика. Во время революции А.М. вступил вбелые войска и в качестве летчика участвовал в гражданской войне. После окончания гражданской войны отступил с армией и попал в Шанхай, где работал инженером в шанхайской Электрической компании (1922-1927). В 1927 г. уехал в США, работал там инженером в Дженерал Электрик. В 1932 г. получил американское гражданство. В 1944 г. организовал предприятие «Ампекс» (название произошло от А (лександр) М(атвеевич) П(онятов), а Екс было лицо, давшее капитал) для изготовления радаров для военно-воздушных истребителей, а в 1946 г.. когда закончились военные контракты, он перевел предприятие на производство звукозаписывающих аппаратов. А.М. усовершенствовал модель магнитофона для записи на ленты, которую продавал по 4000 долларов. Его первым покупателем и представителем был Бинг Кросби. Высокое качество магнитофонной запаси на аппаратах Понятова произвело революцию в области звукозаписи, и «Ампекс» превратился в международное многомиллионное предприятие. А.М. повел дело так талантливо, что Ампекс открыл свои фабрики почти во всем мире. Обороты этих фабрик были миллиардными. В 1956 г. «Ампекс» выпустил первые аппараты видеозвуковой записи, изменившие систему телевидения. В 1968 г. А.М.Понятое получил медаль за высшие достижения в области электроники от Американской Электронной Ассоциации. В последние годы А.М. сократил свое активное участие в «Ампексе» и отдавал много времени и средств для благотворительной работы. Он был председателем Общества друзей дома Св. Владимира, доверенным Кулаевского фонда, председателем Общества русских летчиков в США. Его благотворительная деятельность была очень широка, особенно он поддерживал церковь и молодежь. Много помогал отдельным группам и лицам, занимавшимся медицинскими изысканиями, особенно в области предохранительной медицины. В своей личной лаборатории в г. Sunnyvale(около Пало Альто)он изучал и производил опыты, главным образом, для применения электроники в помощь медицине, в борьбе с нездоровыми биологическими явлениями в организме человека. А.М. никогда не забывал своего русского происхождения, принимал на работу в «Ампекс» русских инженеров-эмигрантов и оставался русским патриотом. Скончался после долгой болезни в возрасте 88 лет. Вдова: Елена Александровна. Русская жизнь. – Сан -Франциско, 1980, 29 окт. Русская жизнь. – Сан -Франциско, 1980, 6 нояб. Авт. некр. Н.А. Стефановский Александр Понятов родился 25 марта 1892 г. в селе Русская Айша (недалеко от Казани) в крестьянской семье. Первое «механическое чудо» — паровоз — он увидел, когда ему было 7 лет, и сразу захотел стать в будущем строителем паровозов. Пройдя обучение в гимназии и реальном училище, Понятов в 1909 году поступил на физико-математический факультет Казанского университета. В то время в России уже создавались первые самолеты отечественных авиаконструкторов Гаккеля и Сикорского, а также «летающие лодки» Григоровича, что увлекло юного студента, и он, забыв о паровозах, «заболел» авиацией. Через год ему удалось перевестись в Императорское Московское техническое училище, ныне МГТУ им. Баумана, и учиться там у профессора Н. Е. Жуковского, «отца русской авиации». В 1911 году Понятов, опасаясь наказания за участие в студенческих волнениях, уехал с рекомендациями Н. Е. Жуковского завершать образование в Германию, в знаменитый Политехникум города Карлсруэ. Здесь он получил степень бакалавра по электромеханике, но любовь к авиации не покидала его всю жизнь, и он всегда с гордостью называл себя учеником Жуковского. В 1913 году Понятов вернулся на родину и окончил школу летчиков. Во время первой мировой войны он служил пилотом гидросамолета, попал в серьезную аварию и долго лечился. С 1918 года Понятов служил в Белой армии. В 1920 году Понятов эмигрировал в Китай, где работал помощником инженера в шанхайской компании Shanghai Power Company. С 1927 года он жил во Франции, а затем в США, где через пять лет получил гражданство. Свою работу в Америке Понятов начал в научно-исследовательском отделе компании General Electric (Нью-Йорк), а затем переехал в Калифорнию. Здесь он женился на американке Хейзел и обосновался с ней в Атертоне (пригород Сан-Франциско), где был принят инженером в энергетическую компанию Pacific Gas and Electric. Но тяга к авиации привела Понятова в компанию Dalmo-Victor Westinghouse, где он занимался электроприводами для авиационных радаров и экспериментировал с электроникой… в собственном гараже. Именно в гараже Понятов основал фирму Ampex, в название которой ввел свои инициалы (AMP, ну а ex, Excellence - Ваше превосходительство - в память его звания полковника в Царской и затем в Белой армии), а основным направлением ее деятельности стали электромеханические устройства для точного следящего привода радиолокационных антенн. Во время второй мировой войны эта фирма на правах субподрядчика компании Dalmo-Victor поставляла электродвигатели для таких приводов. Вскоре война закончилась, военные заказы прекратились, и Понятову пришлось искать другое применение наработкам своей фирмы по точной электромеханике. На завершающем этапе боевых действий на европейском театре, захватывая фашистскую территорию, американцы как военные трофеи вывозили домой прежде всего передовые научные разработки немцев вместе с их специалистами. Среди трофеев победителям достался и "регистратор звуков на магнитную ленту" – магнитофон, разработанный еще в 1930-х годах немецкой фирмой "AEG". Один из образцов немецкого звукового магнитофона попал в руки Александра Понятова. И через три года, 25 апреля 1948 г., фирма "Ампэкс" выпустила свою первую модель "регистратора звукосигналов" – "Ampex-200". Понятов задумался: если можно фиксировать на магнитную ленту звук, то почему бы таким же образом не записывать и изображение? Ему удалось собрать очень сильный коллектив, куда, например, входил и знаменитый ныне Р. Долби (автор уникальной звуковой системы кинопоказа, которой теперь оснащены все кинотеатры мира). 14 марта 1956 года в Национальной ассоциации радиотелевизионных журналистов в Чикаго фирма Понятова впервые продемонстрировала свое творение – видеомагнитофон VRX-1000 (со временем переименованный в "Модель – IV"). А через полгода – 30 ноября 1956 года – Си-Би-Эс впервые использовала "Ампэкс" для отсроченного выпуска в эфир программы новостей. Видеомагнитофоны произвели настоящую технологическую революцию на телецентрах. С этого времени фирма "Ампэкс" стала ведущим разработчиком видеомагнитофонной техники. В 1958 г. американское космическое агентство NASA избрало видеомагнитофоны "Ампэкс" для обслуживания космических полетов и до сих пор не изменило этому принципу. Через два года Американская киноакадемия присудила понятовской фирме "Оскар" за технические достижения. С помощью разработок "Ампэкса" процесс видеозаписи с механической фиксацией и воспроизведением изображения и звука уже в 1963 г. стал управляемым, то есть появился электронный монтаж. Пройдя этап освоения записи цветных изображений (1964 г.), фирма в 1967 г. создала аппарат замедленного воспроизведения сигналов "Ampex HS-100", который завершил революцию прежде всего в освещении спортивных соревнований, а дальше широко "раскрутился" при создании музыкальных видеоклипов и рекламы. Трудно перечислить все сделанное фирмой Понятова. В частности, в 1978 г. фирма разработала систему видеографики, а через три года овладела цифровыми спецэффектами. Создание "Ампэксом" видеозаписи произвело очень сильное впечатление на создателей телепрограмм. На протяжении многих лет в аппаратных ВМЗ всего мира висели фотографии Понятова, а сам процесс записи продолжительное время называли "ампэксированием" . http://technomag.edu.ru/doc/364552.html А.М. Понятов (справа) демонстрирует видеомагнитофон VR-1000. Александр Матвеевич - действительно морской летчик, воевавший в Народной армии на Волге, и, судя по всему, в армии Колчака. Из статьи американского авиационного инженера русского происхождения, историка Русского флота и авиации Бориса Вячеславовича Драшпиля "Краткий обзор авиации в Российском Императорском флоте(1890-1917)" См.:http://www.xxl3.ru/kadeti/rus_mor_avia.htm "К июню [1916 г.] прибыл [в Воздушную дивизию Балтийского флота] новый контингент летчиков из Школы Морской авиации в Баку. Среди прибывших были: Алферьев, Изверков, Иванилов, Микоев, Миссинский, Понятов, Румянцев и Шитаков". Т.е., А.М. Понятов в ПМВ был морским летчиком, окончившим в 1916 г. Школу морской авиации в Баку. Воевал в составе Балтийского флота. По информации российского историка авиации Марата Хайрулина подпоручик Понятов по данным на август-сентябрь 1918 г. воевал с красными на Волге в качестве военного летчика в составе 8-го авиаотряда Народной армии. См.: Марат Хайрулин. Бои за Казань (август-сентябрь 1918 г.). Хроника действий авиации// Доклады Академии военных наук, № 5(29), 2007 г. Гражданская война в России (1917-1922). Взгляды и оценки через 90 лет.http://www.retroplan.ru/encyclopaedia.html?sobi2Task=sobi2Details&catid=43&sobi2Id=764

barnaulets: Александр Григорьевич Дедюлин (1893-1938) "Александр Григорьевич Дедюлин родился 10 апреля 1893 года в богатой крестьянской семье в деревне Ремчуговка Бугульминского уезда Самарской губернии. Его дед владел обширным поместьем, кузницей и почтовой станцией, по наследству перешедшими к отцу Григорию Силантьевичу. Последний сумел увеличить хозяйство, скупив земли разорившегося соседа-помещика, и начал сдавать их в аренду. К 1917 году он готовился вступить в дворянское сословие, но революция помешала. Неудивительно, что Александр получил весьма приличное для сельского юноши образование, сначала закончил Уфимское землемерное училище, а позднее, увлекшись полетами, теоретические курсы авиации при политехническом институте Петра Великого, Гатчинскую и Одесскую военно-авиационные школы. Вскоре после начала Великой войны, с октября 1914 года, А.Г.Дедюлин оказался в армии, служил на рядовых должностях в 31-м и 10-м корпусных авиационных отрядах и, начиная с июля 1915 года, участвовал в боях против Австро-Венгрии и Германии. Ранений сумел избежать, за чужими спинами не прятался, наоборот, не раз проявлял личный героизм, за что был отмечен Георгиевскими крестами всех четырех степеней. 28 августа 1917 года Дедюлин получил свой первый офицерский чин прапорщика. 1 августа 1918 года прапорщик Дедюлин добровольно вступил в боевой взвод 1-го Самарского авиаотряда Народной армии, который 14 августа был развернут в Особый авиационный отряд 1-й Гуситской стрелковой дивизии. В составе этого русско-чешского авиаотряда, организационно входившего в состав Чехословацкого корпуса, в августе-сентябре 1918 г. Дедюлин принимал активное участие в боях с красными на Волге, совершив 25 боевых вылетов, во время которых не раз отличился. "Уже 6 августа состоялся первый вылет А.Г.Дедюлина с целью разведки над рекой Майной и последующим перелетом на Казанский фронт в Тетюши. В дальнейшем полеты следовали ежедневно, иногда дважды в светлое время суток. Начиная с 9 августа, Дедюлин в паре с Арбузовым или Шевцовым осуществлял не только разведку, но и бомбометание по большевистским войскам в Симбирском уезде. В районе станции Охотничья летчики зашли в тыл противника. Большевики радовались появлению красного аэроплана, но как велико было их разочарование, когда сброшенной бомбой был убит их железнодорожный комиссар. Через два дня летчики дважды успешно бомбили большевистский штаб в селе Ивановке. Утром 15 августа прапорщик Дедюлин и наблюдатель юнкер Шевцов совершили разведку позиций противника в районе Баратаевка-Майна-Ляховка-Софьино-Ивановка-Охотничья-Ключище. На станции Майна они сбросили бомбы на один из трех находившихся здесь составов. Около деревни Ключище аэроплан был обстрелян из зенитной установки, ружей и механических винтовок. Несмотря на полученные пробоины, Дедюлин сумел приземлить аппарат на родном аэродроме. Однако этим дневные приключения исчерпаны не были. В 18.15 по распоряжению командующего Симбирской группой войск полковника В.О.Каппеля летчик Дедюлин с наблюдателем подпоручиком Арбузовым на аэроплане Вуазен отправились в разведывательный вылет к западу от Симбирского уезда. В назначенное время аэроплан на базу не вернулся. Лишь на следующий день объявились пришедшие пешком летчики. Выяснилось, что в полете отказал двигатель, пришлось совершить экстренную посадку в большевистском тылу (к северо-западу от села Сиуч), а летчикам до наступления темноты скрыться в лесу. Ночью Дедюлин и Арбузов отправились в путь, без карты и компаса, ориентируясь лишь по звездам, они к утру вышли на восток от места посадки, в село Тетюши, где встретились с Народной армией и были перевезены в Симбирск. 17 августа, в связи с командировкой подпоручиков Мельча и Арбузова в Казань А.Г.Дедюлин вступил во временное командование отрядом. А 20 августа на основании сведений, полученных из села Сиуч, куда крестьяне притащили брошенный «Вуазен», Дедюлин и наблюдатель Мезак отправились вызволять аэроплан. После прочистки засорившегося распределителя они сумели запустить двигатель и благополучно долететь до места нахождения отряда на станции Киндаковка. В последующие дни летчик ежедневно отправлялся в разведку по заданию штаба Народной армии. Его напарниками были то командир бронепоезда «Орлик» подпоручик Холявин, то армейский капитан Ваврох, то отрядные наблюдатели… В своей более поздней по времени краткой записке С.Чечек вспомнил «об истинно героических полетах Дедюлина, который, находясь в тылу противника, сохранил свой аэроплан и предоставлял штабу войск ценнейшие и своевременные сведения». Дмитриев Н.И. Военный летчик А.Г. Дедюлин: эпизоды боевой судьбы//Гражданская война на Урале. Материалы II Международной научно-практической конференции «Гражданская война на Урале: современные проблемы источниковедения и историографии» (г. Кунгур, 7-8 октября 2011г.). – Пермь, 2011. – 93-97 В дальнейшем отряд был эвакуирован на Урал, а затем в Омск, где находился до апреля 1919 г. А.Г. Дедюлин служил в белой армии Колчака и в Дальневосточной армии в Забайкалье, дослужившись до чина поручика. В июле 1920 г., вместе с летчиками поручиком Кручинским и прапорщиком Агаповым, перелетел на своем «Сальмсоне» на сторону Народно-революционной армии ДВР. Служил в РККА. Летчик-испытатель НИИ ВВС РККА, полковник. В 30-е гг. командир авиаэскадрилии НИИ ВВС РККА. Был командиром самолета сопровождения легендарного В.П.Чкалова во время его перелета через Северный полюс в Америку. http://fotki.yandex.ru/users/galzakharenko/view/326138/?page=3 http://clubs.ya.ru/4611686018427388553/posts.xml?tb=50 Середина 30-х годов. ?Подмосковье, ?испытательный аэродром. А.Г. Дедюлин стоит третий слева Дедюлин Александр Григорьевич Родился в 1893 г., Самарская губ., Бугульминский уезд, д. Гемчуговка; русский; образование среднее; б/п; командир авиационной эскадрильи научно-испытательного института ВВС РККА, полковник. Проживал: Московская обл., ст. Чкаловская Ярославской ж. д., Жилкомбинат, кв. 37. Арестован 20 декабря 1937 г. Приговорен: ВКВС СССР 22 марта 1938 г., обв.: шпионаже. Расстрелян 22 марта 1938 г. Место захоронения - место захоронения - Московская обл., Коммунарка. Реабилитирован в июле 1958 г. ВКВС СССР Источник: Москва, расстрельные списки - Коммунарка lists.memo.ru

barnaulets: Михаил Артемьевич Снегирёв (1891 – 1933) Родился 26 января (7 февраля) 1891 года в г. Ярославле в семье потомственных текстильщиков. После трех классов приходской школы, в 1903 стал рабочим при текстильной фабрике. В армии с 1912. Был солдатом в Гатчинской авиашколе. В апреле 1914 окончил моторно-авиационный класс Гатчинской авиашколы. Стал мотористом самолёта. Участник первой мировой войны: в августе 1914-1915 – старший механик авиаотряда, прапорщик, полный Георгиевский кавалер. Во Втором истребительном авиаотряде летал вместе с французским добровольцем, прапорщиком Пуаре, а затем с известным летчиком А.М.Габер-Влынским. В 1916 окончил Московскую авиашколу как лётчик-истребитель. С апреля 1916 вновь на фронте в должности лётчика 2-го истребительного авиаотряда. Здесь старший унтер-офицер Снегирев сблизился с летчиком штабс-капитаном К.А.Калининым, будущим авиаконструктором. В Красной армии с мая 1918, готовил летные кадры в Московской авиашколе. В сентябре 1918-апреле 1920 был в плену у белочехов. 1918-1919 – служил у Колчака. Участник гражданской войны: в должности лётчика истребительного авиаотряда в мае 1920 сражался против поляков, в августе 1920 – против Врангеля. С апреля 1921 – командир 4-го истребительного авиаотряда. С 1923 – командир отряда тренировочной авиаэскадрильи (на центральном аэродроме). В апреле-августе 1924 – лётчик-инструктор Серпуховской высшей школы воздушного боя, в 1924-1925 – лётчик-инструктор Московской высшей авиационной школы. С сентября 1925 по май 1927 – на лётно-испытательной работе НИИ ВВС (до 1926 – НОА). 4-12 июня 1926 участвовал в круговом перелете на Р-1 по маршруту Москва-Харьков-Севастополь-Ростов-на-Дону-Борисоглебск-Липецк-Гомель-Смоленск-Киев-Витебск-Ленинград-Москва. За 56 часов летного времени М.А.Снегирев пролетел 6500 км. Председатель ВЦИК М. И. Калинин вручил летчику Почетную грамоту и золотые часы. С 1927 – в запасе. Окончил рабфак. В 1927-1929 – лётчик «Укрвоздухпути». Параллельно с работой в ГВФ испытывал самолёты ОКБ К.А.Калинина. С декабря 1929 – начальник ЛИС Харьковского авиазавода. На заводе Снегирев испытал 36 моделей машин (всего ему довелось летать на пятидесяти типах самолетов, начиная с “Фарман-4″ и кончая К-7). Поднял в небо и провёл испытания К-2 (12.05.1927), К-3 (30.10.1927), К-4 (06.1928), К-5 (18.10.1929), К-6 (9.08.1930), К-7 (19.08.1933)." Погиб 21 ноября 1933 г. в авиакатастрофе , испытывая тяжелый бомбардировщик К-7 конструкции Калинина. Был похоронен на кладбище № 2, расположенном на Пушкинской улице в г.Харькове. На территории авиазавода был установлен памятник погибшим. Именем Снегирева была названа улица в Харькове (в 60-х гг. переименована в ул.Ощепкова). http://www.testpilot.ru/base/2010/04/snegiryov-m-a/ На самом деле прапорщик Снегирев не попадал в плен к чехам, как написано в цитированной статье, а добровольно перелетел на сторону Сибирской армии в конце 1918 г. О его переходе на сторону белых и обратно есть информация в книге Марата Хайрулина и Вячеслава Кондратьева "Военлеты погибшей Империи. Авиация в Гражданской войне" (http://lib.rus.ec/b/131476/read) "Кроме 5-го Социалистического, в составе 3-й армии числились 1-й и 2-й Иркутские авиаотряды. История их создания началась еще в феврале, когда механики Московской авиашколы Н.С. Рахчеев и А.Д. Люшинский выступили с предложением об эвакуации в Сибирь авиатехники с Западного фронта и создании в районе Иркутска, вдали от немецкой угрозы, мощной авиационной группировки. Предложение нашло поддержку. Коллегия Увофлота приняла решение о формировании 1-го Сибирского авиапарка с соответствующей ремонтной и учебной базой, а также – о переброске туда летных кадров, аэропланов и оборудования. Но подписание Брестского мира резко замедлило ход выполнения этого решения. Только 5 июля, то есть уже в разгар Гражданской войны, эшелон с 12 самолетами (пять «Фарманов-30», четыре «Сопвича», «Вуазен», «Альбатрос» и «Ньюпор-10»), четырьмя автомобилями, двадцатью запасными моторами и другим имуществом выехал на восток. С эшелоном ехал сам Рахчеев, комиссар Черных, семь летчиков и 12 механиков, в основном – уроженцев Сибири. Поскольку Иркутск еще месяц назад был занят белогвардейцами, состав следовал только до Перми, где он должен был поступить в распоряжение командования Урало-Сибирского фронта. Приказ об этом знали Рахчеев и Черных. Все остальные были уверены, что едут домой. В Перми их ждал сюрприз. Комиссар объявил, что Сибирский авиапарк ликвидирован, а из его состава формируются два авиаотряда, которые будут приданы 3-й армии и отправлены на фронт. «Любой из вас имеет право отказаться – с улыбкой добавил Черных – но в этом случае он будет немедленно расстрелян, как изменник и дезертир!» За восемь месяцев советской власти авиаторы уже успели привыкнуть к своеобразному комиссарскому юмору, поэтому отказавшихся не было. Летчики Каменский, Катальников, Корольков и Снегирев вошли в 1-й Иркутский, а Юзе, Ходунов и Новичков – во 2-й Иркутский отряд. Командиром 1-го отряда стал Каменский, 2-го – Н. Новичков (в составленном на него белогвардейцами досье говорится: «Отъявленный большевик. Бросал бомбы на станцию Шаля, убил три коровы»). Интересно, что 2-й Иркутский отряд получил из расформированного авиапарка 3 новеньких «Фармана», которые сразу (в течение двух дней!) были разбиты Новичковым, Ходуновым и Юзе. В результате отряд фактически прекратил существование. Разумеется, «отъявленного большевика» Новичкова вряд ли можно заподозрить в диверсии, но вполне возможно, что Ходунов и Юзе выразили таким образом протест против того, что их обманом и угрозами «затащили» на фронт. Остатки 1-го и 2-го отрядов стали называться Иркутской авиагруппой, во главе которой поставили прапорщика М.А. Снегирева. Пилоты авиагруппы летали мало и, по понятным причинам, особо не рвались в бой. Их пребывание на фронте отмечено лишь чередой аварий и перелетами к противнику пилотов Снегирева и Катальникова, не захотевших воевать против своих земляков. 10 сентября В. Катальников дезертировал на своем «Сопвиче», оставив записку с призывом к другим красным летчикам последовать его примеру. И уже следующим утром на призыв откликнулся командир Иркутской авиагруппы Снегирев. При перелете на новый аэродром он приземлился у деревни Вагулка, занятой бойцами Сибирской армии. Сначала его взяли под арест, но после приезда ранее перелетевшего летчика Муратова, освободили и приняли на службу." В дальнейшем он упоминается как прапорщик 3-го Сибирского авиаотряда (октябрь 1919 г.) "Сопоставляя отчеты красных и белых летчиков об одних и тех же воздушных боях, постоянно натыкаешься на явные противоречия. К примеру, 12 октября прапорщик Снегирев из 3-го Сибирского АО взлетел на перехват красного «Сопвича», бомбившего аэродром у станции Вагай. Из доклада Снегирева следует, что летнаб «Сопвича» непрерывно вел меткий огонь из турельного пулемета, не давая приблизиться для атаки. Из-за этого Снегирев, по его словам, расстрелял весь боекомплект с дистанции более 400 метров, так и не добившись ни одного попадания. Между тем, по сообщению экипажа «Сопвича», летнаб этой машины Луковников вообще не стрелял ввиду поломки пулемета! В течение последующей недели белые аэропланы почти ежедневно вылетали (иногда группами по три – четыре машины) на перехват красных разведчиков, пересекавших линию фронта. Но всякий раз это заканчивалось одним и тем же. В «журнале боевых действий» появлялась очередная запись: «Обнаружить самолет не удалось» или «Самолет противника не встречен». Даже когда утром 14 октября красный «Сопвич» нахально сбросил бомбы прямо на аэродром 3-го Сибирского АО (правда, как всегда неточно), колчаковские летчики не смогли настичь обидчика. Вылетевший в погоню Снегирев был вынужден вернуться из-за плохой работы мотора." После разгрома армии Колчака он опять перешел на сторону красных. Принимал участие в войне с поляками, в составе эскадрильи Ширинкина (известной также как Славненская группа), в которой вместе с ним служили шесть бывших колчаковских пилотов, перешедших в декабре 1919-го на сторону красных (Баранов, Волковойнов, Затыкин, Потеряев, Шмотин). Снегирев, кстати был в числе летчиков Русской армии, одержавших одну из последних побед в воздушном бою (а возможно и последнюю) в Первую мировую войну, уже после прихода к власти большевиков. Произошло это 19 ноября 1917 г. Вместе с другими летчиками 2-го истребительного отряда 11-й армии штабс-капитаном Б.В. Сергиевским (будущий шеф-пилот в фирме И. Сикорского, испытываший большинство его самолетов, построенных в США) и прапорщиком Ф.А. Ингаунисом (будущий советский комкор, В 1934—1937 — помощник командующего Белорусского военного округа по ВВС, заместитель командующего войсками Киевского военного округа по авиации, затем — начальник ВВС ОКДВА и командующий 2-й Армией Особого назначения, расстрелянный в 1938 г.) в р-не г. Броды он сбил немецкий аэроплан.

barnaulets: В продолжение материала о Снегиреве Михаиле Артемьевиче.. "В биографии К-4 [пассажирский самолет конструкции К.А. Калинина] 1929 г. отмечен многими событиями. Среди них выделяется сврехдальний перелет Харьков-Иркутск. В те времена побитие всевозможных авиационных рекордов стало своего рода модой. Проведенные Калининым в конце 1928 г. расчеты показали, что его новый самолет вполне мог принять участие в этом движении. В декабре в Комиссию по перелетам при ОСОАВИАХИМе СССР от летчика М.А. Снегирева и штурмана И.Т. Спирина поступила заявка на беспосадочный перелет Харьков-Владивосток дальностью 7100 км с целью установить мировой рекорд продолжительности полета. Предварительные проработки показывали, что К-4 с новым надежным и экономичным двигателем ВМ-4 сможет продержаться в воздухе 50 часов! Установка дополнительного топливного бака делала самолет настоящей "летающей канистрой": более половины взлетной массы в 4000 кг приходилось на горючее. Но ВМ-4 так и не был создан. В сложившейся ситуации Калинин предложил использовать серийную машину с усовершенствованным мотором L-5 и рядом специальных доработок (усиленное шасси, дополнительный топливный бак на 550 кг). Срочно разработали новый план перелета с несколькими промежуточными посадками. Он предусматривал два возможных маршрута. Первый, основной, проходил через Москву до Кургана и дальше до Красноярска и Иркутска. При благоприятных погодных условиях и надежной работе двигателя предполагался второй этап - через Читу и Хабаровск до Владивостока. Перелет начался в ночь с 21 на 22 августа. Самолет с собственным именем "Червона Украина" стартовал с харьковского аэродрома в направлении на Москву. В его экипаж, кромеуже упомянутых Снегирева и Спирина, входил бортмеханик С.В. Кеглевич. Авиаторам предстояло выдержать немалые трудности. Сразу же их встретила сплошная облачность. Как позднее рассказывал Снегирев, в районе Курска бушевала "настоящая буря. Ветер достигал скорости 22 метра в секунду. Земли видно не было. Только возле Орла пришел долгожданный рассвет. Лететь стало легче, и до Москвы дошли более-менее нормально. В пять утра под нами проплыла столица. Но чем дальше от Москвы, тем сильнее дул встречный ветер. Мотор съел почти весь запас бензина. Пришлось сесть в Казани и пополнить свои баки". До Иркутска "Червона Украина" еще трижды дозаправлялась топливом в Кургане, Новосибирске и Красноярске. Практически на всех участках метеоусловия оставались сложными, и всеже экипаж успешно справился с поставленной задачей. После короткого отдыха в Иркутске было принято решение возвращаться в Харьков -начал сдавать мотор. И как ни старался бортмеханик его отрегулировать, на обратном пути двигатель пришлось дважды менять -немецкий L-5 хоть и слыл надежным мотором, но столь долгий путь и он не выдюжил. Только 23 сентября самолет вернулся в Харьков. В этом перелете "Червона Украина" находилась в воздухе 73 часа и преодолела 10400 км, причем никаких замечаний к конструкции собственно самолета у летчиков не возникло..." http://airspot.ru/catalogue/item/kalinin-k-4

barnaulets: Михаил Александрович Волковойнов(1894 - 1933) Волковойнов Михаил Александрович - Заслуженный лётчик СССР (17.07.1925), летчик-испытатель. Родился 6 (20) августа 1894 года в городе Вольск ныне Саратовской области. В 1914 окончил реальную школу. В армии с 1914, подпоручик. В 1916 окончил Гатчинскую авиашколу. Участник первой мировой войны: в 1916–1917 – командир 4-го армейского авиаотряда. Был контужен. В конце 1917 уехал к родным (по всей вероятности – в Поволжье). В мае 1918, будучи в Сибири (по другим данным – в Поволжье), был мобилизован и насильно назначен командиром Чешского авиаотряда. В декабре 1919 в составе 10 военлётов своего отряда перелетел к «красным». В 1919–1921 участвовал в гражданской войне на стороне «красных» на должностях лётчика 17-го авиаотряда (декабрь 1919-декабрь 1920), лётчика 20-го авиаотряда (декабрь 1920-апрель 1921) на Западном фронте. В марте 1921 участвовал в подавлении Кронштадтского восстания. До 1923 служил в строевых частях ВВС на должностях командира авиаотряда, помощника командира и начальника штаба разведывательной авиаэскадрильи. С февраля 1923 – на лётно-испытательной работе в НИИ ВВС (до 1926 – НОА). 14-20 августа 1924 года на самолёте Р-1 совершил перелёт Москва–Севастополь–Москва. 10 июня–3 июля 1925 года на самолёте Р-1 участвовал в групповом перелёте Москва–Пекин в качестве начальника лётной части. 30 августа–2 сентября 1925 года на самолёте Р-1 участвовал в перелёте Пекин–Токио. Из-за плохих метеоусловий совершил вынужденную посадку, не долетев до Токио. В 1926 окончил Курсы усовершенствования начальствующего авиационного состава при Военной академии РККА (Военная академия имени М.В.Фрунзе). Провёл испытания самолётов Р-3 и Р-5 на штопор, участвовал в испытаниях ТБ-3, ТШ-1 (1931) и других самолётов. C 1929 (?) - начальник Второго отдела (воздушных испытаний) НИИ ВВС. С 193… (точная дата не установлена) – лётчик-испытатель ЦАГИ, заместитель начальника ОЭЛИД (Отдел эксплуатации, лётных испытаний и доводок) ЦАГИ. Погиб 9 мая 1933 года при проведении испытаний самолёта Р-5 с поворотными стойками на штопор. Проводились испытания противоштопорного устройства, предложенного А.В.Чесаловым (1898–1968) (впоследствии – начальник ЛИИ, профессор, доктор технических наук, генерал-майор-инженер). На передние межкрыльные стойки биплана Р-5 слева и справа устанавливались поворотные щитки-профили шириной 35-40 сантиметров. При вращении самолета в левом штопоре летчик мог отклонить против потока профиль-щиток правой стойки, создав воздушное торможение и способствуя этим выводу из штопора. При правом штопоре должен быть отклонен профиль-щиток на левой стойке крыла. Самолёт взлетел с Ходынского аэродрома. В Р-5, кроме М.А.Волковойнова, находился инженер-экспериментатор А.В.Чесалов. После невыхода самолёта из штопора, по команде лётчика Чесалов выпрыгнул с парашютом. Перед самой землёй М.А.Волковойнов тоже покинул самолёт с парашютом, но высота была очень маленькой, и купол не успел наполниться. Катастрофа произошла в районе Хорошёвского Бора, в одном километре от села Хорошёво и в двух километрах от аэродрома авиазавода №22 (район Филёвского бульвара). Жил в Москве. Был похоронен в колумбарии Донского кладбища (в настоящее время урна утрачена). Награждён 2 орденами Красного Знамени. http://www.testpilots.ru/tp/memo/30/volkovoinov.htm http://www.liveinternet.ru/users/kakula/post180825856/ Судя по знакам различия на петлицах, Волковойнов имел служебную категорию, соответствующую введенному в 1935 г. званию комбрига. В книге М. Хайрулина и В. Кондратьева он упомянут как летчик 10-го авиаотряда Колчаковской армии. Про принудительную службу у белых и добровольный перелет на сторону красных, конечно бред (как и в случае со Снегиревым). Вот другая публикация про него из газеты "Вольская жизнь" (05.06.2012) http://www.saratov-media.ru/ag.php?idn=21821&Year=2012&Day=05&Month=06&id=8 "Михаил родился 20 августа 1894 года в Вольске в многодетной семье мещан Волковойновых - Александра Михайловича и Евдокии Васильевны (урожденной Шикиной). Они воспитали шестерых детей: поровну мальчиков и девочек. В день начала первой мировой войны Михаилу, окончившему город-ское (реальное) училище, исполнилось 20 лет. Осенью он добровольцем ушел на фронт, в один из авиаотрядов. Работая мотористом, дослужился до старшего унтер-офицера, окончил Гатчинскую авиашколу. За полеты на разведку летом 1916 года Волковойнова наградили Георгиевскими крестами 4-й и 3-й степени, а за ночную бомбардировку станции Барановичи летчик получил Георгиевскую медаль 4-й степени. В начале 1917 года Михаила произвели в чин и наградили орденами Святой Анны 4-й степени с надписью "за храбрость" и Святой Анны 3-й степени с мечами и бантом. Летом Волковойнова контузило близким разрывом зенитного снаряда, и месяц он лечился. Осенью ему уже полагались новые награды. "За фотографирование, разведку и воздушный бой" его представили к Золотому Георгиевскому оружию, к ордену Св. Владимира 4-й степени и к званию подпоручика. Однако ни нового чина, ни двух последних наград пилот так и не получил: грянул октябрьский переворот. В декабре Михаил Александрович получил отпуск и уехал домой. А весной 1918 года по демобилизации его уволили с военной службы. Тогда же в Сибири вспыхнул мятеж так называемого чехословацкого корпуса, послужившего детонатором начала Гражданской войны на востоке России. Антибольшевистские силы в Поволжье при поддержке чехословаков создали воинское формирование, названное ими Народной армией. В нее добровольно вступили братья Волковойновы: прапорщик Михаил - летчиком, поручик Александр - мотористом. Похоже, иного политического выбора от офицеров царской армии, большинство из которых резко негативно приняли Октябрьскую революцию, трудно было ожидать. Сведения о том, как воевали наши земляки в 1918 году против Красной армии, не сохранились. Установлено, что в августе 1919 года М. Волковойнов вместе с другими летчиками совершал налеты на занятую красными станцию Курган, сбрасывая бомбы и обстреливая ее из пулемета. Широкую известность получил воздушный бой 7 октября 1919 года. Истребитель красных, принятый белыми летчиками за своего, неожиданно атаковал самолет Волковойнова, пробив бензобак. Летчик на время потерял сознание, но очнувшись и кое-как управляя самолетом одной рукой, сумел вернуться на свой аэродром. В октябре Волковойнов вернулся в строй и отомстил красным: "Кружась над деревней Челноковка и обстреливая из пулемета, выгнали полк красных, которые в панике бежали до Тобола, бросаясь в реку для переправы. Вернулись домой за бомбами и пулеметными обоймами. Вылетев в тот день вторично, красных не нашли, на улице обстреляли обозы". Зимой Михаил попал в плен к Красной Армии. На обороте протокола "дознания" осталась чья-то карандашная резолюция: "Точные его убеждения - антисоветские". К счастью для Волковойнова, эту резолюцию оставили без последствий. В мае 1920-го года он уже воевал с поляками и заслужил своими отважными полетами звание "красного летчика". Быть может, Волковойнов разочаровался в белом движении, а возможно, подобно многим другим, просто поплыл по течению. За участие в боях за Кронштадт Волковойнов получил орден Красного Знамени, свою третью награду в составе Красной Армии. Ранее за активное участие в боях с поляками его наградили серебряными и золотыми часами. В 1925 году Волковойнову в числе других участников перелета Москва - Пекин - Токио присвоили звание "заслуженный летчик СССР" и наградили орденом Красного Знамени. Только в 1929 году Михаил Александрович совершил свыше испытательных 100 полетов, а также дальние перелеты Москва - Сталинград - Москва и Москва - Воронеж - Москва. На следующий год он выполнил 185 полетов на различных типах самолетов. В мае 1933 года М. Волковойнов испытывает модифицированный самолет Р-5. 9 мая машина не вышла из штопора, и летчик дал команду инженеру Александру Чесалову прыгать с парашютом. Перед самой землей пилот тоже выпрыгнул, но из-за слишком малой высоты купол не успел раскрыться..."

barnaulets: Семен Яковлевич Корф (1891 – 1970). http://old-ulan-ude.livejournal.com/22745.html Родился в 1891 г. Екатеринославе. Из потомственных дворян. В Русской армии с 1914 г. За проявленную храбрость произведён в офицеры. В 1916 году подает рапорт о переводе в авиацию и направляется в Севастопольскую школу летчиков. После её окончания прошёл ускоренный курс Киевской летчиков-наблюдателей, получил звание военного лётчика и направлен у действующую армию. В течение пяти месяце поручик Корф непрерывно принимал участие в боях, был дважды ранен. Дослужился до чина штабс-капитана (1917 г.). Известие о Революции застало штабс-кпитана Корфа в Америке, где он в составе группы русских офицеров-авиаторов участвовал в закупке самолётов. Через всю Америку добирается он до Лос-Анжелеса, гдe нанимается кочегаром на пароход идущий в Россию. Здесь он был мобилизован белыми и до января 1920 г. служит в авиации армии Колчака. Затем он был принят на службу в Красную армию, где сделал стремительную карьеру. С августа 1920 г. он начальник авиаотряда, затем – начальник штаба ВФ Западного фронта. Принимал активное участие в боевых действиях против Польши (1920). В марте – сентябре 1921 г. возглавлял специально созданную боевую авиационную эскадрилью в ходе подавления антисоветских восстаний в Кронштадте и в Тамбовской губернии. Награжден 2-мя орденами Красного Знамени. С октября 1921 г. начальник ВВФ Московского ВО, затем Западного фронта. В ноябре 1923 г. главный инспектор строевой и технической инспекции РККВВФ. Осенью 1924 года после демобилизации Корф переходит на работу в общество «Добролёт» начальником эксплуатационного отдела, где ему поручают ответственный участок работы — изыскание и открытие в Сибири почтово‑пассажирских аэролиний. В 1926 г. он на некоторое время вновь вернулся на службу в ВВС на должность начальника Серпуховской высшей военной авиационной школы воздушного боя. Однако на летной работе пробыл недолго. В мае 1928 года правление «Добролёта» образовало в Иркутске Управление Сибирских воздушных линий (СВЛ) с подчинением ему Бурят-Монгольской и вновь создаваемой Якутской воздушных линий. Заместителем начальника управления и техническим руководителем СВЛ был назначен С. Я. Корф. Он руководит составлением карт, аэролоций, подготовкой и открытием гидроаэропортов и аэродромов. Одним из первых его больших дел на новом посту стало открытие Якутской гидроавиационной линии, по протяжённости и трудности пути не имевшая аналога в мире. Дальнейшая его деятельность также была связана с гражданской авиацией и прокладкой новых воздушных трасс. В 1930-м он возглавляет строительство почтово-пассажирской авиатрассы Москва-Ташкент. В 1935 году под его редакцией вышла книга «Общий курс гражданской авиации». В том же году он перешёл на работу в Аэрографический институт, составлял лоции воздушных линий в Закавказье, Средней Азии, Сибири и Монголии. Маршрутами его экспедиций были исследованы бескрайние просторы Дальнего Востока, Камчатки, Сахалина, Охотского побережья и Чукотки. В феврале 1939 года он был арестован и осужден на 15 лет лагерей. Дожил до освобождения и вернулся в авиацию. 12 февраля 1955 г. полностью реабилитирован. В гражданской авиации работал до 1959 года, в последние годы жизни – старшим инженером ГосНИИ ГВФ. В 1967 г. награжден орденом Ленина. Умер в 1970 г., похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве. Использован материал статьи "Воздушная трасса барона Корфа" опубликованной в газете "Якутия", 26 марта 2011 г. и др. сетевые публикации Фото памятника на Новодевичьем кладбище http://novodevichye.narod.ru/korf.html Если о советском периоде жизни Корфа информации довольно много, то службе в РИА и армии Колчака и обстоятельствах перехода его на службу к красным сведений практически нет, кроме самых общих. Может кто-то из коллег и гостей форума располагает более подробной информацией? Хотелось бы восстановить биографию этого незаурядного человека и летчика, много сделавшего для развития отечественной авиации.

Oigen Pl: barnaulets пишет: Всеволод Михайлович Марченко (1890-1937) barnaulets пишет: Был сбит 14.09.1937 г. в районе г. Сарагоссы во время ночной бомбардировки республиканского аэродрома. Выпрыгнул с парашютом, по одной из версий погиб в перестрелке с республиканцами, пробираясь к линии фронта. По другой версии, попал в плен и был застрелен республиканцами. По третей версии погиб в сбитом самолете при падении его на землю. Похоронен в Севилье (Испания). Более подробно см. Кузнецов Н.А. Российский моряк в небе Испании. http://www.white-guard.ru/go.php?n=45&id=231&page=1 По этой ссылке: "Причем, по просьбе советских летчиков, его тело было похоронено на городском кладбище, но вскоре республиканцами его прах был вырыт, выкинут из гроба и зарыт вне кладбища. Лишь после занятия этой местности франкистами, его сын отыскал могилу Всеволода Михайловича и перевез его прах в Севилью, где и похоронил отца с воинскими почестями." Командующий Камской боевой флотилией контр-адмирал Михаил Иванович Смирнов (1880 - 1938) и начальник гидроавиации белых ст. лейтенант Всеволод Михайлович Марченко (1890 - 1937). - http://siberia-miniatures.ru/forum/showthread.php?tid=38&fid=12&block=0

Сибирецъ: Волковойнов не попал в плен в Новониколаевске? коллеге Барнаульцу респект!

barnaulets: Сибирецъ пишет: Волковойнов не попал в плен в Новониколаевске? Скорее всего, как и остальные.

Сибирецъ: barnaulets пишет: Скорее всего, как и остальные. Вот и я встречал материал, что он попал в плен в Новониколаевске. Где читал сейчас не вспомню

barnaulets: Внес дополнения в биографию Корфа.

barnaulets: В апреле – июле 1920 г. в Забайкалье пятеро пилотов из числа недавних выпускников Курганской и Спасской авиашкол: Устьянцев, Агапов, Балягин, Дедюлин и Кручинский перелетели о атамана Семенова к большевикам. См. Хайрулин М., Кондратьев В. "Военлеты погибшей Империи. Авиация в Гражданской войне" http://lib.rus.ec/b/131476/read Об одном из них А.Г. Дедюлине я размещал информацию выше (по материалам статьи Н.И. Дмитриева). О судьбе остальных сведений почти нет. Возможно, речь идет как раз о том Устьянцеве? Выдержка из воспоминаний советского летчика Дмитрия Александровича Кудымова, окончившего в 1935 г. Качинскую авиашколу "Так я стал курсантом Первой школы пилотов имени А. Ф. Мясникова в городе Кача. В организационном плане она состояла из трех эскадрилий по два учебных отряда в каждой. В первый отряд — первоначальное обучение — входили курсанты, которые после прохождения теоретического курса приступили к практическим полетам на учебных самолетах У-2. Второй, основной, отряд состоял из выпускников, осваивающих уже более сложные боевые машины — самолеты-бомбардировщики Р-1 и Р-5, истребители, но к полетам на них допускались немногие. Я был приписан к 3-й авиаэскадрилье, которой командовал летчик Георгий Устьянцев, носивший в петлицах ромб. Среди командиров он выделялся: немногословен, если не сказать замкнут, официален, и эта его манера держаться с людьми дополнялась даже внешним видом — тщательно подогнанная форма, безукоризненная военная выправка. О нем говорили: искусный летчик, требователен сверх всякой меры. Вообще требовательность всегда была в почете. Это мы, новички, почувствовали сразу. И олицетворением этой требовательности был для нас именно Устьянцев, хотя он-то, в отличие от других начальников, никогда и ни на кого не повышал голоса и ничем не выказывал своего недовольства, а тем более раздражения... И главное, мы чувствовали и видели, что этот командир прежде всего строг и требователен к самому себе. Крепко же запомнилась нам, будущим командирам, эта целая наука культурной, я бы сказал, не обидной для подчиненных требовательности, пройденная под руководством Устьянцева". Кудымов Д. А. Огненная высота — Пермь, Кн. изд-во, 1980. http://militera.lib.ru/memo/russian/kudymov_da/01.html

barnaulets: Единственный, известный мне на сегодняшний день авиатор с Алтая Борис Владимирович Сеченов Род. 11 января 1896 (или 1898) г. в с. Баево, Н.-Кулундинской волости Барнаульского уезда. Из семьи служащего (из крестьян), жил в Барнауле. Окончил Барнаульское реальное училище, 1 курс Томского технологического института, Одесское военное училище (1917 г.). Младший офицер, командир ударного эскадрона (с сентября 1917 г.) стрелкового полка 11-й кавлерийской дивизии. Корнет. Награжден Георгиевским крестом 4-й ст. с лавровой веткой. После демобилизации работал чертежником-конструктором в Барнаульском пароходстве. Летом 1918 г. в составе 1-го Новониколаевского Сиб. стрелкового полка, адъютант Южного отряда капитана Травина. За боевые отличия (видимо, против отряда П. Сухова) произведен в поручики (31.08.1918 г.). В декабре 1918 г. назначен летчиком-наблюдателем 8-го авиационного отряда, с февраля 1919 г. летчик-наблюдатель и адъютант 6-го авиационного отряда. Ротмистр. Отступал с отрядом до Красноярска, где перешел на сторону Красной армии. 30.01.1920 г. арестован Особым отделом ВЧК 5-й армии. 13.03.1920 г. следственной комиссией при ОО 5 армии приговорен к заключению в концентрационный лагерь до окончания гражданской войны, наказание отбывал в Челябинском лагерь принудительных работ. В сентябре 1920 г. освобожден из лагеря для работы по специальности в коммунальном отделе Челябинского губисполкома. 23.12.1920 г. срок заключения сокращен до 1 года с момента ареста. В конце 20-х- начале 30-х гг. проживал на территории Азово-Черноморского края, дважды арестовывался органами ОГПУ. К 1937 г. был осужден и находился в заключении в Прорве (Казах. ССР). 08.09.1937 особой тройкой при УНКВД по Западно-Казахстанской обл. осужден к расстрелу.

barnaulets: Виктор Львович Галышев (1892-1940) В советское время известный полярный летчик, участник челюскинской эпопеи В 1912 г. окончил Александровское военное училище, выпущен подпоручиком в 159-й пех. Гурийский полк. В Первую мировую войну морской летчик, служил в авиации Балтийского флота. В годы гражданской войны командир 7-го Казанского авиаотряда Народной армии, 4 и 33-го авиаотрядов в армии Колчака. Штабс-капитан. Перешел на сторону красных. Инспектор авиации ВФ Советской Восточной армии. В 1920 г. отправлен на авиационные курсы командного состава РККА. Затем в составе ВВФ Западного фронта Красной Армии (1920-1921). Принимал активное участие в подавлении крестьянского восстания в Тамбовской губернии (1921), за что был награжден орденом Красного Знамени. С 1922 г. в гражданской авиации. "В 1922 году, как опытного летчика, из рядов рабоче-крестьянской Красной армии Виктора Галышева направляют в гражданскую авиацию. Там он начинает прокладывать воздушные маршруты из Ташкента, а в феврале 1926 года его назначают в Восточную Сибирь. Из Москвы по железной дороге с самолетом Юнкерс-13 «Моссовет» Галышев приезжает в Красноярск. 4 марта экипаж (прославленного летчика сопровождал бортмеханик Ф.И. Грошев) вылетел в Туруханск за пушниной. Перелет был очень трудным, снежные заряды встречались по всему маршруту. При посадках на переметенные снегом площадки дважды ломалось шасси, был поврежден воздушный винт. 17 дней авиаторы потратили на ремонт самолета, а рейс продолжался 36 дней. В «глухом» полете (без радиосвязи) экипаж провел 20 час. 30 мин., преодолев 2 тыс. 504 км. Так была открыта новая воздушная линия и совершен первый зимний коммерческий рейс в Сибири. 31 мая того же года Виктор Галышев по железной дороге прибыл в Верхнеудинск (Улан-Удэ), а вслед за ним на платформе привезли легендарный самолет «Моссовет». Пилот активно включился в наземную изыскательскую работу по оборудованию аэродромов, посадочных площадок на новой воздушной линии до Улан-Батора (Урги). 22 июля 1926 года в 6 утра Виктор Галышев вылетел в первый рейс по маршруту Верхнеудинск – Усть-Кяхта – Алтан – Булак – Урга (Улан-Батор) Бурят-Монгольской воздушной линии. Это был день рождения регулярной авиалинии в Бурятии и первой в стране международной воздушной линии. За большие достижения и самоотверженную работу президиум БурЦИК наградил Галышева в числе первых семи авиаторов этой авиалинии нагрудным серебряным жетоном. В 1928 году как самого опытного гидриста страны, Виктора Галышева назначили заместителем начальника Управления Сибирских воздушных линий. Много сил и внимания он уделял подготовке и воспитанию летно-технического состава, охотно передавал опыт полетов на гидросамолетах пилотам гидроавиалиний Иркутск – Бодайбо, Иркутск – Якутск. Не раздумывая, он бросался помогать людям, попавшим в беду. Например, в сентябре 1928 года он разыскал на реке Лена пилота Отто Кальвица из экспедиции Георгия Красинского, исследователя Арктики, и доставил его в Иркутск. В январе-мае 1930 года в сложнейших метеоусловиях Крайнего Севера он вывез больных, женщин и детей с парохода «Ставрополь», застрявшего во льдах у мыса Северный (ныне Шмидта) Чукотского полуострова в Северном Ледовитом Океане. В мае 1932 года он отыскал рыбаков на оторвавшейся льдине в северной части озера Байкал. За самоотверженную работу летчик Галышев был награжден орденом Красной Звезды. В январе 1931 года Галышев перегнал из Москвы первый для Иркутска самолет АНТ-9 (ПС-9), скорость которого была уже 220 км/час. В феврале в качестве командира звена он организовал перелет на двух самолетах в Булунский район Якутии и с пилотом Иваном Дорониным доставил пушнину в Иркутск. Как пилот он принимал участие в изыскании новых воздушных линий из Якутска в Среднеколымск, Среднекан. Галышев обладал отличной техникой пилотирования, в числе восьми пилотов Восточно-Сибирского управления воздушных линий он официально был допущен к инструкторским полетам. В празднование первого Дня Воздушного Флота отличившийся авиатор Виктор Галышев награжден вторым орденом Красного Знамени, а к годовщине Октября за особо ударную производственную и общественную работу, за дисциплинированность премирован увеличенным личным портретом с надписью «От треугольника управления». В свое время это была очень престижная премия. В феврале 1934 года случилась трагедия с пароходом «Челюскин» в Чукотском море. Пароход затонул, на льду оказались 104 человека из экспедиции и команды. Правительство направило на помощь челюскинцам 18 самолетов. Из числа иркутян в спасении людей из ледового плена участвовали пилоты Маврикий Слепнев, Виктор Галышев, Иван Доронин, бортмеханики Валерий Федотов, Яков Савин и сборщик самолетов, авиамоторист Павел Шергин. Пилот Маврикий Слепнев уже был направлен в Америку за самолетом, взятым в аренду, а экипажи Виктора Галышева, Ивана Доронина с самолетами следовали поездом до Хабаровска. Оттуда экипажи вылетели в лагерь челюскинцев. Полет проходил в тяжелейших условиях. Погода не жаловала спасателей – сильнейшие снегопады, пурга, сильная болтанка, ураганной силы ветры затрудняли воздушный путь. К тому же не было метеообеспечения, радиосредств, радиосвязи, точных карт. Из 18-ти самолетов, которые пробивались сквозь непогоду к лагерю челюскинцев, долетели до цели только семь. Не повезло экипажу Виктора Галышева. При подлете к Анадырю на самолете забарахлила бензопомпа, экипажу пришлось подавать бензин в двигатель ручным приводом. Галышев, как командир звена, имел право забрать самолет у Доронина, но он сказал: «Лети, Ваня, ты там нужен, а мы с бортмехаником справимся сами». Конечно, ему было обидно – преодолели более 5 000 км, осталось только 500 – совсем рядом… Пилот с бортмехаником все-таки отремонтировали самолет и перелетели в Уэллен. С тремя другими экипажами они перевозили челюскинцев в бухту Провидения, где их ожидал пароход «Смоленск». За мужество, проявленное в перелете, и оказание помощи людям Виктор Львович Галышев был награжден вторым орденом Красной Звезды, бортмеханик Валерий Михайлович Федотов – орденом Трудового Красного Знамени. После возвращения в Иркутск опытнейший летчик Виктор Галышев был назначен командиром только что созданного 11 летного гидроавиаотряда. Он принимал участие в компоновке кабины самолета АРКЗ-1 (арктический Злоказова-1), спроектированного и построенного в коллективе Иркутских авиаремонтных мастерских. В октябре 1934 года Галышева назначили командиром авиагруппы Главсевморпути. На самолете АНТ-7 в январе 1935 года он совершил перелет по маршруту Москва – Тикси протяженностью 10 тыс. 500 км, затем с Карлом Нероненом на двух самолетах он открыл одну из самых сложных и протяженных трасс Якутск – Тикси. В дальнейшем командир авиагруппы прокладывал другие маршруты в Якутии, организовывал авиационные перевозки... В годы массовых репрессий Галышев, как «враг народа», был арестован, но освобожден из тюрьмы по телеграмме совнаркома СССР Вячеслава Молотова. Увы, с большим опозданием. Тысячи часов, проведенных в полетах, в открытых кабинах на ветру и морозе, нередко на грани гибели, неустроенный быт, все это не прошло бесследно. 12 августа 1940 года в газете «Известия» было напечатано сообщение: «В Кремлевской больнице в Москве умер выдающийся летчик нашей страны В.Л. Галышев». Всю свою жизнь он посвятил развитию авиации в Сибири и на Дальнем Востоке." http://www.polarpost.ru/forum/viewtopic.php?t=341 Там же - интервью с Галышевым (в том числе об его участии в подавлении Тамбовского восстания) из книги "Как мы спасали челюскинцев" Под общей редакцией О.Ю.Шмидта, И.Л.Баевского, Л.З.Мехлиса. Издание редакции "Правды", Москва, 1934 г. Журнал «Смена» №6 1935 г., стр.9 http://www.polarpost.ru/forum/viewtopic.php?t=341

Oigen Pl: barnaulets пишет: Принимал активное участие в подавлении крестьянского восстания в Тамбовской губернии (1921), за что был награжден орденом Красного Знамени. С сайта аукционного дома "Империал". 28.04.2012 Аукцион №20 Ссылка для скачивания фото: http://narod.ru/disk/47972331001.c215a1ac5906fdddcb032ba3befc0a2a/1.jpg.html РСФСР. Фото награждения командующим всеми войсками Тамбовского района М. Н. Тухачевским военных летчиков Красного Воздушного Флота. Неизвестная мастерская, РСФСР, 1920-е гг. Размер 167х120 мм. Состояние ХF-. Командующий изображен в буденовке, кожаной куртке и с почетным революционным оружием, врученным ему 17 декабря 1919 г. Военлеты изображены в смеси из различных видов обмундирования, с элементами дореволюционного летного. Редкий и интересный фотодокумент. За отличие в подавлении Тамбовского восстания Орденов Красного Знамени были удостоены летчики В.Денисов, А.Муратов, В.Ф.Савин и многие другие. Летчику-наблюдателю Ф.Арманду был вручен почетный революционный подарок - именные серебряные часы.

barnaulets: В некоторых публикациях про Галышева, найденных в сети, упоминается о его награждении Георгиевским оружием (либо тремя георгиевскими крестами, чего не могло быть в принципе). Что касается Георгиевского оружия, то подтверждения этому я не нашел. Возможно, его путают с другим летчиком - Алексеем Петровичем Голышевым ГОЛЫШЕВ Алексей Петрович Алексей Петрович Голышев родился 29 января 1890 года в Санкт-Петербурге. Обучался в Гатчинском сиротском институте Императора Николая I. Окончил 2-ю Московскую школу прапорщиков (1915 г.), Офицерскую временную авиационную школу в Москве (1917 г.). 01.08.1909 г. вступил в службу в Кронштадтское крепостное инженерное управление инженерным кондуктором. 01.02.1911 г. переведен во Владивостокское инженерное управление. 01.04.1911 г. уволен в запас армии. 18.09.1914 г. призван по мобилизации и зачислен в 1-й Сибирский корпусной авиационный отряд. 22.09.1914 г. выступил с отрядом на театр военных действий. 01.01.1915 г. переведен в 1-й Сибирский саперный батальон. 28.06.1915 г. командирован в распоряжение Виленского этапного коменданта для направления в школу прапорщиков. 06.08.1915 г. прибыл для прохождения курса во 2-ю Московскую школу прапорщиков. 03.11.1915 г., по окончании школы, прикомандирован к 183-му пехотному запасному полку. 11.04.1917 г. окончил Офицерскую временную авиационную школу в г. Москве. С 01.05.1917 г. - в 4-м авиационном отряде истребителей. 02.10.1917 г. в районе Каманешти сбил неприятельский аэроплан и лично пленил летчиков. Числился на должности начальника команды нижних чинов отряда. В белых армиях Восточного фронта. Произведен в капитаны за боевые отличия. С января 1919 г. - во 2-м Сибирском авиационном отряде, действующем в составе 1-го Среднесибирского армейского корпуса. С апреля 1919 г. состоял при Управлении начальника воздушного флота при Штабе Верховного главнокомандующего адмирала А.В.Колчака. С 05.05.1919 г. - в распоряжении командира 1-го авиационного парка. После Гражданской войны проживал по документам на имя Лавровского Петра Осиповича. В 1928 г. арестован по обвинению в мошенничестве. Был оправдан. 17.06.1934 г. арестован в Москве органами ОГПУ СССР «по обвинению в шпионаже». 10.07.1934 г. освобожден под подписку о не выезде. 28.10.1934 г. оправдан «ввиду отсутствия доказательств обвинения». Младший унтер-офицер - 01.05.1910 г. Старший унтер-офицер - 15.06.1910 г. Прапорщик - 03.11.1915 г. Военный летчик - 11.04.1917 г. Награды Георгиевская медаль 4-й степени № 840864 - Приказом по 1-му Сибирскому армейскому корпусу №284 от 25.07.1915 г. Ордена: Орден Святой Анны 4-й степени с надписью «За храбрость» - Приказом по 4-й армии №5152 от 16.08.1917 г.; Орден Святого Станислава 3-й степени с мечами и бантом - Приказом по 4-й армии № 5373 от 28.09.1917 г.; Орден Святого Георгия 4-й степени - Приказом по 4-й армии №5705 от 26.11.1917 г. «за то, что в воздушном бою 2-го октября сего года, в районе д.Мерешешти атаковал неприятельский самолет, ранил летчика, сбил аппарат, и снизившись, лично взял в плен неприятельских летчиков». Георгиевское оружие - Приказом по войскам Румынского фронта от 14.03.1918 г. «за то, что в бою у д.Довтяна - Сланик 27-го августа 1917 г., будучи в чине прапорщика, охраняя нашу воздушную эскадрилью, высланную для действия по тылу противника, мужественно атаковал один из неприятельских самолетов, направлявшийся против нашей эскадрильи, сбил его пулеметным огнем, чем содействовал нашему успеху и помешал противнику выполнить свою задачу». Источники: Авиаторы - кавалеры ордена Св. Георгия и Георгиевского оружия периода Первой мировой войны 1914-1918 годов: Биографический справочник / Сост. М.С. Нешкин, В.М. Шабанов. - М: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2006. - 360 с, илл. http://www.retroplan.ru/encyclopaedia.html?sobi2Task=sobi2Details&sobi2Id=356

barnaulets: Еще летчики-георгиевские кавалеры Первой мировой войны с сайта http://www.retroplan.ru/ БОЙНО-РОДЗЕВИЧ Сергей Аркадьевич Сергей Аркадьевич Бойно-Родзевич родился 7 июля 1883 года в Могилевской губернии. Окончил Нижегородский кадетский корпус в 1902 году. С 1902 г. по 1904 г. обучался в Павловском военном училище. 09.08.1904 г. выпущен в 21-й саперный батальон. С 28.10.1904 г. - младший офицер 1-й роты. С 20.12.1905 г. - заведующий обучением в унтер-офицерском классе. С 17.01 по 11.05.1906 г. находился в командировке с командой от 9-го армейского корпуса в депо Бухеду КВЖД. С 28.06.1906 г. - батальонный адъютант. С 07.05 по 20.11.1907 г. - хозяин офицерского собрания. 10.08.1907 г. прикомандирован к 5-му саперному батальону. 23.11.1907 г. командирован в Учебный воздухоплавательный парк для прохождения курса офицерского класса. 05.12.1907 г. переведен в 6-й Восточно-Сибирский саперный батальон. 24.10.1908 г. переведен во 2-й Восточно-Сибирский воздухоплавательный батальон. 29.09.1908 г. окончил курс Офицерского класса Учебного воздухоплавательного парка. С 19.06.1909 г. - командир 2-й роты. С 10.08.1911 г. - помощник начальника хозяйственной части 4-й Сибирской воздухоплавательной роты. Закончил Санкт-Петербургский политехнический институт в 1912 году. С марта 1913 г. - начальник 18-го корпусного авиационного отряда. С 29.03.1914 г. по 26.06.1915 г. - в 3-й воздухоплавательной роте. С 26.06.1915 г. - командующий 7-й авиационной ротой. С 14.04.1916 г. - командир 12-го авиационного дивизиона. С 16.11.1917 г. - помощник Инспектора авиации армий Юго-Западного фронта по технической части. Служил в авиации УНР, находясь на должности инспектора авиации, затем в белых армиях Восточного фронта. С 29.09.1918 г. - заведующий авиацией и воздухоплаванием Сибирской армии. С 29.03.1919 г. по июль 1919г. - начальник Воздушного флота армий адмирала А.В. Колчака. 15.06.1919 г. отстранен от должности и назначен в резерв чинов при штабе Омского военного округа. После поражения армий Колчака попал в плен к красным. Подпоручик - 09.08.1904 г. Поручик - 01.10.1907 г. Штабс-капитан - 10.08.1911 г. Военный летчик - 19.10.1912 г. Капитан - 15.10.1915 г. Подполковник - 23.08.1917 г. Ордена: Св. Станислава 3-й ст. - ВП от 16.11.1907 г. «за отлично усердную службу и труды понесенные во время походной жизни»; Св. Анны 3-й ст. - ВП от 09.11.1911 г.; Св. Станислава 2-й ст. с мечами - ВП от 21.12.1914г.; Св. Анны 2-й ст. с мечами - ВП от 27.01.1915 г.; Св. Георгия 4-й ст. - ВП от 01.09.1915 г. «за то, что состоя в 18-м корпусном авиационном отряде, в бою 26-го мая 1915 г., получив задание на воздушную разведку, совершил таковую при крайне неблагоприятных атмосферных условиях, подвергшись обстрелу немецкой артиллерии, причем аппарат его получил много пробоин. Подвергая свою жизнь явной опасности, добыл самые точные сведения о противнике, чем дал возможность своевременно принять соответствующие меры, для нанесения удара и для отброса противника за р. Днестр». Св. Владимира 4-й ст. с мечами и бантом - ВП от 26.10.1915 г. Георгиевское оружие - ВП от 01.06.1915 г. «за то, что в боях 18-26-го августа 1914 г. произвел ряд воздушных разведок под огнем противника в районе Юзефов-Ополе-Овчарна-Гурна-фольв. Эльжбета, доставил сведения, повлиявшие на успешный ход дальнейших операций».

barnaulets: КОМПАНЕЙЦЕВ Николай Федорович Николай Федорович Компанейцев родился 25 января 1885 года в Иркутске. Окончил 5 классов Иркутского горного училища (1903 г.), Иркутское юнкерское пехотное училище (1906 г.), Авиационный отдел Офицерской воздухоплавательной школы (1913 г.). С 1903 г. по 1906 г. обучался в Иркутском юнкерском пехотном училище. 24.03.1906 г. выпущен в 40-й Восточно-Сибирский стрелковый полк. С 12.05.1906 г. - в полку. 22.05.1906 г. переведен в 25-й Восточно-Сибирский стрелковый полк. С 14.06.1906 г. - младший офицер, адъютант 3-го батальона. В ноябре 1909 г. прикомандирован для и.д. адъютанта к штабу 7-й Сибирской стрелковой дивизии. В мае 1910 г. переведен в 60-й пехотный Замосцский полк. 07.03.1913 г. командирован в г.Санкт-Петербург, в Авиационный отдел Офицерской воздухоплавательной школы. 16.07.1913 г. выдержал экзамен на звание «военного летчика». С 06.12.1913 г. - младший офицер Гродненского крепостного авиационного отряда. С 19.03.1915 г. - временно и.д. начальника 28-го корпусного авиационного отряда (бывший Гродненский крепостной авиационный отряд). С 01.04.1915 г. - начальник 28-го корпусного авиационного отряда. На март 1916 г. - временно командующий 27-м корпусным авиационным отрядом. 21.04.1917 г. при совершении перелета, «в следствии порчи мотора, упал и получил повреждение организма и общее сотрясение всего тела». С 15.08.1917 г. - помощник командира 1-го авиационного дивизиона. С 16.11.1917 г. - помощник Инспектора авиации армий Северного фронта по технической части. 06.01.1918 г. избран командиром 1-го авиационного дивизиона. 06.05.1918 г. совместно со штабом Приволжского военного округа эвакуировался в г.Самару. С 12.06.1918 г. до сентября 1918 г. - начальник Отдела авиации и воздухоплавания при Главном инженерном управлении Народной армии. С 24.10.1918 г. - помощник начальника Управления Военного воздушного флота при штабе Верховного главнокомандующего А.В.Колчака. С 20.04.1919 г. - полковник. С 11.10.1919 г. - и.д. начальника воздушного флота Оренбургской армии. В ноябре 1919 г. сдался красным. С января 1920 г. - в резерве авиационных специалистов Восточно-Сибирской Красной Армии. С 13.02.1920 г. - начальник Управления воздушного флота Восточно-Сибирской Красной армии. 16.03.1920 г. арестован и «обвинен в контрреволюционной деятельности». 11.10.1920 г. постановлением Коллегии Московской ЧК «осужден на принудительные работы до конца гражданской войны». Амнистирован. С 18.12.1920 г. - помощник начальника 6-го авиационного поезда, затем до 01.05.1921 г. - «заведующий кладовыми Главного авиационного склада». 12.11.1921 г. зачислен в резерв. 16.11.1921 г. «уволен в бессрочный отпуск». Арестован органами ОПТУ и 05.04.1931 г. Осужден Тройкой ОГПУ Московской области за «антисоветскую пропаганду и агитацию» к 3 годам ИТЛ. 09.07.1938 г. осужден вторично по той же статье Особым совещанием НКВД СССР к 8 годам ИТЛ. 08.07.1942 г., не выходя из заключения, вновь осужден Особым совещанием НКВД СССР и приговорен к 8 годам ИТЛ. 20.08.1942 г. умер в заключении, в Кемеровской области. Подпоручик - 24.03.1906 г. Поручик - 20.11.1909 г. Военный летчик - 02.11.1913 г. Штабс-капитан - 25.11.1913 г. Капитан - 04.03.1917 г. Подполковник -13.10.1917 г. Ордена: Орден Святого Станислава 3-й степени с мечами и бантом - ВП от 05.07.1914 г.; Орден Святой Анны 4-й степени с надписью «За храбрость» - ВП от 14.08.1915 г. «за воздушные разведки»; Орден Святой Анны 3-й степени с мечами и бантом - ВП от 24.05.1916 г. «за воздушные бои и разведки»; Орден Святого Станислава 2-й степени с мечами - ВП от 09.10.1916 г. «за воздушные бои и разведки»; Орден Святого Владимира 4-й степени с мечами и бантом - ПАФ от 20.05.1917 г. Георгиевское оружие - ВП от 21.06.1915 г. «за то, что 12-го февраля 1915 г. под крепостью Гродно произвел разведку боевого расположения противника, выяснив нахождение его батарей у д.д.Бартники и Рыгаловка, наносивших большие потери полкам нашей пехотной дивизии. Благодаря этой разведке, огнем батарей крепости был ослаблен огонь неприятельских батарей».



полная версия страницы