Форум » Персоналии » Тялшинский Алексей Никанорович » Ответить

Тялшинский Алексей Никанорович

Адъютант: В публикациях по истории Гражданской войны в Сибири порой всплывает имя Тялшинского. Примером интереса академической науки к этому деятелю является статья А.Е. Богуцкого, которая так и называется: «Атаман Енисейского казачьего войска А.Н. Тялшинский» (КЛИО, №4, 2011, С. 154 -154). Предлагаю краткую биографическую справку, которая впервые вводит в научный оборот сведения о происхождении А.Н. Тялшинского, о роде его занятий до поступления на военную службу, о службе в эмиграции, о судьбе после 1945 года… Сведения, приводимые ниже, взяты из анкет, заполненных самим А.Н. Тялшинским, что, по мнению составителя, придает им дополнительную ценность, т.к. позволяет почувствовать язык самого героя. Источник сведений – фонд БРЭМ в Государственном архиве Хабаровского края: ГАХК. Ф.830. Оп.3. Д.48430. Формулировки воспроизведены по анкетам, в квадратных скобках указан номер листа в деле №48430, дополнения составителя выделены курсивом. Пользуясь случаем, хочу поблагодарить внучку Алексея Никаноровича Тялшинского Ларису Громакову, за фотографии из семейного альбома и рассказ о последних месяцах жизни деда, которые пока были известны только членам семьи Тялшинских… ТЯЛШИНСКИЙ Алексей Никанорович родился 16 марта 1888 года ст. ст. [Л.25], (по паспорту - 16.02.1888 г ст.ст.) [Л.Л.1, 12] в г. Петрозаводске Олонецкой губернии [Л.1], в семье священника [Л.14], эконома Олонецкой духовной семинарии*. Православный [Л.1]. Участник Первой мировой (Великой)[1917-1918; Л.16] и Гражданской войн [1918-1920]. Подданный Российской Империи со дня рождения [Л.12], ходатайство о получении советского гражданства не возбуждал [Л.Л. 6, 12 об.]. По убеждениям – монархист [Л.1a]. 1905 - окончил Петрозаводское духовное училище по 2 разряду (http://www.petergen.com/bovkalo/duhov/petrozdu.html) 1912 - окончил Олонецкую духовную семинарию [Л.Л.1, 14]. 4.02.1916 поступил и 1.02.1917 окончил Николаевское кавалерийское военное училище (г. Петроград) [Л.Л.1a, 14,14 об.]. Род занятий 1912 г.– смотритель приюта мальчиков имени Н.В. и А.В. Протасьевых ведомства Императрицы Марии в г. Петрозаводске [Л.Л. 6,14]; 1913-1914 - по ведомству М.В.Д. – младший чиновник для особых поручений в г. Киеве при Ковенском губернаторе, камергере двора Е.И.В. И.Д. Грязеве [Л.Л. 2,6,14]; 1915 - чиновник при Главноуполномоченном по устройству беженцев с прифронтовой полосы VI-го района – Варшавской, Курской губерний и Области Войска Донского [Л.Л. 2,6,14]; 1 февраля 1917 г. Высочайшим Приказом произведен в хорунжие [Л.3], выехал на фронт в Яссы в Уссурийский казачий полк, где исполнял должности полкового адъютанта и делопроизводителя полкового суда [Л.Л. 7, 14 об.]; 1917 – младший офицер конвойной сотни при командире III-го кавалерийского корпуса ген. Краснове [Л.Л. 2 об.,3]; 1918 г. - прибыл в г. Красноярск, в Енисейское казачье войско, в котором занимал должности помощника атамана и председателя Войскового правительства [Л.7]. 1919 г. - атаман Енисейского казачьего войска [Л.7] (с февраля). Откомандирован в г. Владивосток в Академию генерального штаба [Л.14 об.]. В марте 1920 г. из Владивостока через Гензан, Мукден, Синзян [Л.13] эмигрировал в Маньчжурию [Л.1] Род занятий в Харбине 1921-1922 – случайные заработки [Л.Л. 7,14 об]; 1922–1924 - полицейский 1-го участка на Пристани [1a]; 1925 - билетер на автобусе [Л.7]; 1926 -1927 – заведующий бензинным пунктом агентства «ТЕКСАС» [Л.Л. 7,13]; 1929 – 1936 – заведующий бензинным пунктом агентства «Стандарт – Ойл и Ко» [Л.Л. 7,13]; 1936-1940 – служащий в Нефтяном Союзе г. Харбине [Л.Л. 7,15 об.]; На 11.04.1940 - в Союзе казаков, атаман казачьей станицы в г. Харбине. 28 июля 1940 г. на сходе чинов Енисейской зарубежной казачьей станицы выбран атаманом станицы (Приказ по Союзу казаков на Дальнем Востоке № 56 от 1.08.1940 г) [Л.10]; 1939 – 1944 – заведующий курсами по изучению японского языка [Л.25]; 1941 -1944 преподаватель древних языков в Духовной семинарии [Л.25]. Прочие сведения из анкет БРЭМ • На военной службе 1917-1920. Род войск – казачьи части. Последний чин – полковник. • Ранение незначительное, на здоровье не отразилось [Л.16]. • Ордена и знаки отличия – нет [Л.16] • Не бывали ли Вы во время военных действий в плену – в Гражданскую войну у большевиков [Л.16 об.]. • Принимали ли участие в Гражданской войне – горячее участие [Л.16]. • Большевиками приговорен к смерти [15 об.] за вооруженное восстание. Отбывал заключение в Минусинске и Красноярске [Л.15 об.], освобожден из тюрьмы казаками. • Полное отрицание советской власти [Л.15 об.] • Сословная принадлежность до революции – Почетный казак Енисейского казачьего войска [Л.13 об.] • По какой специальности хотели бы работать – по гражданскому ведомству [Л.25 об.] • Общественная работа на 10.03.1944 – начальник Модягоуского Гор. Участка Российского Сектора (1942 – до момента составления анкеты, т.е. до 10.03.1944) и почетный Советник при Зарубежной Енисейской станице [Л.25 об.] • В Харбине проживал по адресам: Модягоу, Сербская ул. № 9, кв.3. [1934; Л.1]; Приютская ул. № 29, кв. 4. [1939; Л.12]. Судьба после 1945 года В августе 1945 года был арестован в г. Харбине и вывезен в Советский Союз. Осужден. Срок отбыл полностью. После освобождения из мест лишения свободы в ноябре 1955 года приехал в г. Черногорск, где к тому времени проживал старший сын Георгий, вместе с семьей выехавший в 1954 году из Китая в СССР на подъем целинных и залежных земель. Умер 20 февраля 1956 года. Отпет. Тело предано земле на городском кладбище г.Черногорска (Хакасия). Младший сын бывшего атамана Федор Тялшинский вместе с семьей и своей матерью Лидией Федоровной Тялшинской в 1957 году из Харбина выехал в Австралию. Поиск продолжается Сделан запрос в ГИЦ МВД о местонахождении архивно-следственного дела и личного дела заключенного. Ответ пока не получен. Прямые потомки и составитель будут благодарны за любую дополнительную информацию, касающуюся судьбы Алексея Никаноровича Тялшинского. ============ *Источник. Список должностным лицам Олонецкой губернии гражданского, военного и духовного ведомств. Петрозаводск. 1888. С.53.

Ответов - 53, стр: 1 2 3 All

Адъютант: Sibirak пишет: в этой теме стоит разместить и ту фотографию, которая была единственной известной до сего времени Это из книги "Енисейские казаки", Харбин, 1940 ?

Sibirak: Адъютант пишет: Это из книги "Енисейские казаки", Харбин, 1940 ? Да, из этого сборника

Адъютант: Sibirak пишет: Да, из этого сборника Спасибо за разъяснение. Справа налево сидят: Алексей Никанорович Тялшинский, Нина Павловна Тялшинская (жена старшего сына Георгия), ребенок на руках - ее сын Илья (внук А.Н. Тялшинского), Алексей (старший сын Н.П. Тялшинской, внук А.Н. Тялшинского), неизвестный, Ольга Павловна Шиляева (сестра Н.П.Тялшинской). Место съемки - г. Черногорск. Снимок сделан в период ноябрь 1955 г. - февраль 1956 г. Фотография - предположительно - Георгия Тялшинского. (Коллекция Ларисы Громаковой. Из найденных в семейном архиве до сегодняшнего дня эта фотография - последняя с изображением А.Н. Тялшинского).


Адъютант: ГончаровЮ.И. пишет: Тялшинская Лидия похоронена в Сиднее 5 января 1977г. Тялшинский Федор -там же- 14 января 2005г. Тялшинская Антонина (жена Федора?) там же- 31 августа- 2007г. Признаться, сразу не сообразил, что во всех трех случаях указаны даты погребения, а не привычные для нас даты смерти. В привычном формате даты смерти выглядят так: Тялшинская Лидия Федоровна умерла в Сиднее 2 января 1977г. Тялшинский Федор Алексеевич -там же- 11 января 2005г. Тялшинская Антонина Яковлевна - там же- 28 августа- 2007г. Помогла осознать свою ошибку вырезка из австралийской газеты (ЕДИНЕНИЕ?), которая сохранилась в семейном архиве Ларисы Громаковой. Текст объявления - некролога, мне кажется, представляет самостоятельный интерес...

Адъютант: К сведению интересующихся. В газете "Хакасия" №41(22148) от 7.03.2012 появилась публикация: " АТАМАН ТЯЛШИНСКИЙ. НА КОНЯХ ОТ КАРПАТ ДО МАНЬЧЖУРИИ" Автор - Александр Шекшеев, кандидат исторических наук. Продолжение следует в номере за 14 марта. Статья доступна по адресу: http://www.onlinegazeta.info/xakasia/respublika_xakasiya_gazeta_xakasia_online.htm

Sibirak: Адъютант пишет: В газете "Хакасия" №41(22148) от 7.03.2012 появилась публикация: " АТАМАН ТЯЛШИНСКИЙ. НА КОНЯХ ОТ КАРПАТ ДО МАНЬЧЖУРИИ" Автор - Александр Шекшеев, кандидат исторических наук Так вот кого имел ввиду уважаемый Александр Николаевич, когда ранее писал: ...вместе с профессиональным историком из Абакана, автором многих публикаций по истории гражданской войны в Енисейской губернии, мы провели вечер в гостях у внучки. Посмотрели фотографии, некоторые документы и убедились, что это - не ошибка: дед хозяйки – в прошлом атаман ЕКВ. Мой спутник собирался подготовить статью о Тялшинском После появления этого сообщения, было интересно, кто же этот историк? Александр Шекшеев или Алексей Богуцкий?

Адъютант: В № 45 (22152) от 14 марта 2012 газеты "Хакасия" появилась 2-я часть статьи " АТАМАН ТЯЛШИНСКИЙ. НА КОНЯХ ОТ КАРПАТ ДО МАНЬЧЖУРИИ" Продолжение следует в номере за 21 марта. Статья доступна по адресу: http://www.onlinegazeta.info/xakasia/respublika_xakasiya_gazeta_xakasia_online.htm

Штабс-капитан: Адъютант пишет: " АТАМАН ТЯЛШИНСКИЙ. НА КОНЯХ ОТ КАРПАТ ДО МАНЬЧЖУРИИ" Продолжение следует в номере за 21 марта. Господа, нет необходимости ждать 21 марта. Статья Шекшеева (ВСЯ) уже выложена на форуме енисейских казаков. См здесь http://eniseycossaks.listbb.ru/viewtopic.php?f=12&t=92

Sibirak: Штабс-капитан пишет: Статья Шекшеева (ВСЯ) уже выложена на форуме енисейских казаков. Статья размещенная на вышеуказанном форуме интересна тем, в отличии от газетного варианта, что имеются ссылки на источники

Адъютант: Опознан неизвестный на фотографии семьи Тялшинских, помещенной в моем сообщении от 2 марта. Второй слева на фото - это младший сын А.Н. Тялшинского - Федор Тялшинский. В подписи к фотографии сделана соответствующая правка.

Адъютант: "Опознаны" еще два человека на фотографии семьи Тялшинских, помещенной в моем сообщении от 3 марта. Первая слева - это Ольга Павловна Шиляева, - сестра Нины Павловны Тялшинской, третий слева - Алексей (старший сын Н.П. Тялшинской, внук А.Н. Тялшинского). В подписи к фотографии сделаны соответствующие изменения.

Sibirak: Александр Николаевич, спасибо за дополнение... Благодаря Вам за короткий срок узнали много нового об Атамане А.Н. Тялшинском и даже фотографии обнаружились! А ведь еще недавно ученые в своих работах о енисейских казаках писали про Тялшинского: "судьба после 1945 г. неизвестна"

Адъютант: Sibirak пишет: еще недавно ученые в своих работах о енисейских казаках писали про Тялшинского: "судьба после 1945 г. неизвестна" Надеюсь, удастся продвинуться в реконструкции судьбы Тялшинского А.Н. и дальше, но пока, к сожалению, ГИЦ МВД хранит молчание...

Sibirak: Может быть так дело дойдет до реабилитации...

Адъютант: Может, и дойдет. Я не исключаю возможность такого развития событий. Как говорится: "Поживем - увидим!" Надеюсь, что мы еще увидим и фотографии Тялшинских из семейных альбомов, сохранившихся в Австралии...

ГончаровЮ.И.: Здесь тоже есть А.Н.Тялшинский

Sibirak: ГончаровЮ.И. пишет: Здесь тоже есть А.Н.Тялшинский Да, его ни с кем не спутаешь. Может быть известны остальные участники "званного ужина"? Юрий Иванович, а фотография из книги? Есть комментарий к ней?

Хмурый: В центре (почти), с Георгием 4 ст. и пр., ген.-лейт. Кислицын Владимир Александрович (1879, Киев - 1944, Харбин), начальник БРЭМ (1936-43).

Адъютант: ГончаровЮ.И. пишет: Здесь тоже есть А.Н.Тялшинский Sibirak пишет: Может быть известны остальные участники "званного ужина"? Фотография, по моему, архиинтересная! Абламский - один из лучших (если не лучший) фотографов Харбина. Между Тялшинским (второй справа) и японцем, генерал-лейтенант (Семеновского производства, май 1920) Кислицын В.А., начальник Главного бюро БРЭМ (1938 - 1943). Остальные могут быть работниками БРЭМ или японской военной миссии (ЯВМ)... А что написано в источнике? Никаких ориентиров и "зацепок"? Было бы здорово коллективными усилиями максимально аттрибутировать снимок! Или Юрий Иванович еще что-то добавит и укажет источник?! Заранее спасибо за подробности и - само собой! - за такую интересную находку!

ГончаровЮ.И.: Вот ещё Кислицын В.А. с руководящим составом БРЭМ (фото с сайта ВГД).Как и фото В.П.Абламского сделано , вероятно в 1938-1942гг. К сожалению информация к фото Абламского погибла с компьютером.Если что найду , то здесь опубликую.



полная версия страницы