Форум » Персоналии » Выдающиеся русские эмигранты - участники белого движения на Востоке России » Ответить

Выдающиеся русские эмигранты - участники белого движения на Востоке России

barnaulets: Продолжая тему "Их именами названы улицы", где упомянул о судьбе Виктора Лузанова, сибирского кадета и офицера армии Колчака, ставшего выдающимся американским ученымhttp://siberia.forum24.ru/?1-9-0-00000086-000-0-0-1301983513, а также по аналогии с темой "Белые офицеры на службе советской науки", решил создать ветку про эмигрантов-участников Белого движения на Востоке России, внесший заметный вклад в развитие науки, культуры и техники за рубежом. В истории американской русской и американской авиации хорошо известно имя авиаконструктора И. Сикорского. Имя Константина Львовича Захарченко, бывшего гардемарина Морского училища во Владивостоке, георгиевского кавалера армии Колчака, ставшего известным американским конструктором, внесшего также большой вклад в развитие китайской авиации, в нашей стране известно меньше. И хоть информация о нем есть на Википедии, решил все-таки разместить здесь его биографию. Константин Львович Захарченко (англ. Constantine L. Zakhartchenko, 17 января (29 января) 1900, Люблин, Российская империя — 1987, Вашингтон (Калифорния), США) Родился 17 января 1899 года в городе Люблин одноимённой губернии Царства Польского, входившего тогда в состав Российской империи. В 1916 году окончил киевскую гимназию и поступил в Морской корпус в Петрограде. Летом 1917 года гардемарином впервые принял участие в боевых действиях на море в составе Флотилии Северного Ледовитого океана. Осенью того же года вместе с другими гардемаринами был направлен для продолжения учебы и службы во Владивосток и определён на вспомогательный крейсер «Орёл». Во время Октябрьской революции крейсер вместе с миноносцами «Бойкий» и «Грозный» находился в плавании, в Нагасаки. Узнав о революции, команда корабля восстала, но офицерам и гардемаринам, в числе которых был Захарченко, удалось разоружить мятежников. После этого инцидента корабль отправился в Гонконг, где судно и экипаж перешли в подчинение белогвардейского командования. Захарченко остался в экипаже «Орла», который в 1918 году был включён в флот адмирала Колчака, разоружен и превращён в учебный корабль. Во время службы в белом флоте он был произведен в чин мичмана и награжден Георгиевским крестом 4-й степени. В 1920 году, после поражения Колчака, «Орел» ушел в Средиземное море, а часть его команды, в том числе и Захарченко, высадилась в Калькутте. По-видимому, в 1918-19 гг. Захарченко продолжил обучение в созданном во Владивостоке Морском училище, а в мичманы был произведен уже в 1920 г. во время известной одиссеи вспомогательного крейсера "Орел". Георгиевский крест же был получен им за участие в подавлении мятежа генерал Гайды. Подтверждение этому нашел в известной статье Николая Крицкого и Алексея Буякова "Некоторые особенности Георгиевскими наградами в белом движении на Дальнем Востоке России (1918—1922 гг.). См.:http://george-orden.narod.ru/Stat/stat09.html За отличия при подавлении эсеровского мятежа во Владивостоке 17-18 ноября "Георгиевскими крестами IV степени был награжден весь 3-й взвод 1-й роты, в том числе гардемарины Н. Александров, Н. Андреев, М. Бородин, К. Захарченко, К. Зельгейм, И. Попов, B. Соколовский и В. Шавров". Захарченко решил эмигрировать в США и отправился из Калькутты в Нью-Йорк, где получил помощь в Морской миссии при Российском посольстве. В 1921 году поступил на авиационное отделение Массачусетского технологического института. Будучи студентом, с 1923 года он работал в различных авиационных фирмах, начав свою деятельность в этой отрасли с должности чертежника. После получения в 1925 году диплома инженера по аэронавтике Захарченко занял должность ведущего конструктора в небольшой авиационной фирме «Kaess Aircraft» расположенной на Лонг-Айленде и принадлежащей эксцентричному миллионеру и американскому авиационному меценату Чарльзу Альберту Левину. Летом 1926 года Захарченко пригласил в фирму своего товарища по петроградскому Морскому училищу, авиаинженера Илью Ислямова. Вместе они строили двухмоторный биплан, но из-за причуд Левина аппарат достроен не был, а фирма закрылась. Параллельно Захарченко работал в «Wright Aeronautical Corporation» — фирме, в своё время основанной братьями Райт. В 1928 году Джеймс Макдоннелл предложил своим бывшим однокашникам по институту — Константину Захарченко и Джеймсу Коулингу — создать собственную фирму. 15 ноября 1929 года в воздух поднялся разработанный ими двухместный спортивно-туристический самолет «Doodlebug» . Однако из-за начала Великой депрессии предприятие пришлось закрыть. В начале 1930-х Захарченко работал заместителем главного конструктора Бориса Вячеславовича Корвин-Круковского в «Edo Aircraft Corporation», расположенной в Колледж-Пойнт. Фирма занималась производством гидросамолётов и комплектующих к ним. В 1934 году к Захарченко обратились представители Китайской Республики с предложением организовать у них авиационное конструкторское бюро и заказом на разработку и постройку серийного цельнометаллического бомбардировщика. Захарченко принял это предложение, и в июле 1934 года он вместе с ещё тремя американскими авиаинженерами отправился из Калифорнии в Гуандун. По прибытии в Гуанчжоу выяснилось, что, прежде чем заняться конструированием и постройкой заказанного самолёта, необходимо было возвести сам завод, главным инженером которого и был назначен Захарченко (по другой версии он был помощником главного инженера). Предприятие было развёрнуто в 100 км от Гуанчжоу и получило название «Шаогуаньский авиастроительный завод». Строительство корпусов завода длилось почти год с момента приезда авиаконструктора в Китай. Кроме того, в процессе работы над проектом стало ясно, что китайские власти не могут обеспечить завод необходимым количеством авиаспециалистов, как было предусмотрено в контракте, и имеются серьёзные трудности с производством металлических запчастей. Вскоре Захарченко понял, что конструирование бомбардировщика при таком обеспечении затянется в лучшем случае до 1938 года, и к тому моменту самолёт уже морально устареет. Исходя из этого он предложил командованию китайской авиацией несколько вариантов других самолётов, которые он мог создать и производить на имеющейся ресурсной базе. Контракт был пересмотрен, и Захарченко начал конструировать двухместный истребитель-биплан, получивший название «Фусин» («Возрождение»). Разработку проекта и чертежи завершили в январе 1935 года, а уже в апреле у Захарченко имелось всё необходимое для сборки 20 самолётов — 10 учебно-тренировочных и 10 многоцелевых, которые предполагалось использовать как истребители, лёгкие бомбардировщики и фоторазведчики. Официально завод приступил к работе 1 декабря 1935 года. Первый «Фусин» поднялся в воздух 20 мая 1936 года и показал отличные лётные данные, никаких существенных доработок конструкции не потребовалось. Первые 5 самолётов были построены в январе 1937 года, после чего программа была законсервирована до сентября. Параллельно с «Фусином» конструктор разработал ещё один учебно-тренировочный самолёт — свободнонесущий низкоплан, получивший название XT-2 (также фигурирует как AT-2). Фюзеляж машины имел оригинальную конструктивно-силовую схему с использованием многослойной бамбуковой обшивки. Весной 1937 года завод получил новое задание — сборку 30 новых «Хоуков», лицензию на производство которых получил Китай. Захарченко организовал производственный процесс, и к моменту начала второй японо-китайской войны (7 июля) было собрано 4 самолёта. С августа завод стал объектом бомбардировок, но работа не остановилась — шла сборка «Хоуков» и, более того, была расконсервирована программа по производству и доработке «Фусинов». Кроме того, с начала войны Захарченко начал активно изучать трофейную японскую технику. В начале 1939 года, с началом японского наступления на юге Китая, завод и весь его персонал были эвакуированы в Куньмин, провинция Юньнань, а само предприятие было переименовано в «1-й самолётостроительный завод ВВС» (также фигурируют названия Shiuchow Aircraft Works и Куньминский завод). К апрелю 1939 года под руководством Захарченко было собрано 44 «Хоука III», из которых 14 — только из деталей подбитых машин. С 1937 по 1939 год Захарченко принимал участие в создании китайского истребителя «Чжун 28-И» (28-2), являющегося по сути воспроизведённой копией советского И-15, с установленным на него американским двигателем Райт «Циклон». В ходе работы над проектом, несмотря на свои антикоммунистические взгляды, Захарченко несколько раз встречался с советскими военными советниками. При конструировании «Чжун 28-Цзя» (28-1), копии И-16, и «Чжун 28-И» применялась идея Захарова с использованием трёхслойной бамбуковой обшивки. В начале 1940-х под руководством Захарченко началось проектирование ещё одного истребителя-моноплана — «Экспериментального истребителя № 1», сокращённо XP-1. Его основными особенностями было «крыло обратной чайки» и автоматические предкрылки. Фюзеляж и консоли предполагалось сделать деревянными, а носовую часть металлической, в качестве двигателя использовался всё тот же Райт «Циклон». В 1940 году конструктор был назначен на должность технического советника и члена Бюро по аэронавтике при правительстве Чан Кайши. В последние годы своего пребывания в Китае Захарченко занялся разработкой ракетного оружия. В 1943 году он покинул Китайскую Республику, отправившись назад, в США. За свой вклад в авиапромышленность Поднебесной и борьбу с японцами он был награждён одной из высших наград страны — орденом Национальной Славы. «Фусин» же вошёл в историю как первый китайский серийный самолёт собственной постройки. Несмотря на отъезд генерального конструктора, проект XP-1 продолжил своё существование. Разработку и постройку самолёта полностью взяли на себя китайские авиаконструкторы, и первый из двух заложенных самолётов был построен к началу 1945 года. Самолёт оказался перетяжелён и не соответствовал изначально запланированным характеристикам. В первом полёте на высоте 400 метров возникли проблемы с устойчивостью и управляемостью, а во втором вылете самолёт потерял скорость и упал на Гуйян, пилот погиб. Достоверно не известно, были ли ошибки, приведшие к трагедии, допущены Захарченко при проектировании, или они появились уже после него, на стадии доработки проекта китайскими инженерами. В 1939 году Джим Макдоннелл воссоздал свою авиастроительную фирму и не замедлил разыскать своего институтского товарища. Захарченко откликнулся на его предложение и согласился возобновить совместную работу, но вернулся в США лишь в 1943 году. Поступив на работу «McDonnell Aircraft Corporation» он переехал в Сент-Луис и занял должность главного конструктора научно-исследовательского отделения по вертолетам и двигателям. Под его руководством в 1946 году был построен двухмоторный вертолёт McDonnell XHJD-1 «Whirlaway» (Model 37), в ходе испытаний которого конструктору удалось решить ряд сложнейших проблем, характерных для аппаратов двухвинтовой поперечной схемы. Вертолёт поднялся в воздух 25 апреля 1946 года. Воздушный гигант оставался самым большим вертолетом в мире вплоть до осени 1948 года, когда при участии другого выходца из Российской империи — Якова Шапиро — в Великобритании был построен трёхвинтовой Cierva W.11 Air Horse. 29 августа 1947 года в воздух поднялся второй вертолёт, сконструированный Захарченко — McDonnell XH-20 «Little Henry» (Model 38) — первый в мире вертолет с реактивным приводом несущего винта, приводимого в движение посредством прямоточных воздушно-реактивных двигателей, установленных на концах лопастей. Конструкция представляла из себя стальную раму с установленными на ней креслом для пилота и топливными баками, весил вертолёт всего лишь 125 кг. Относившийся к классу сверхлегких одноместных «воздушных мотоциклов» аппарат стал самым маленьким на то время вертолётом. Всего было построено два вертолёта этой модели и один его двухместный вариант McDonnell XH-29 (XH-20A). Первый XH-20 с июня 1953 года находится в экспозиции национального музея ВВС США. Параллельно с постройкой вертолетов Захарченко продолжил исследования в области ракетной техники и реактивных двигателей и активно сотрудничал с аэродинамической лабораторией Корнелльского университета. Он стал одним из разработчиков форсажной камеры реактивного двигателя. В годы работы на «McDonnell Corp.» конструктор женился, а в 1947 году принял американское гражданство. В 1948 году Захарченко ушёл из из компании Макдоннелла и переехал в Вашингтон. В 1950-1956 годах Константин Захарченко работал на экспериментальный отдел артиллерии ВМC США (United States Naval Ordnance Experimental Unit) при командование Потомакского речного флота ВМС. Участвовал в разработке крылатой ракеты ZAUM-N-Z. В 1956 году, за выдающиеся успехи в служении государству получил Медаль ВМС США «За отличную гражданскую службу». В 1956-1976 годах работал консультантом правительственного Агентства по заказам ракетной техники, а также ряда государственных организаций, включая Министерство обороны и Библиотеку Национального конгресса. Константин Львович Захарченко умер в 1987 году, в Вашингтоне, округ Колумбия.

Ответов - 25, стр: 1 2 All

barnaulets: ЗАХОДЯКИН Виктор Филиппович ?, Нижний Новгород - 27 мая 1966, Саммит, штат Нью-Джерси Участник Белого движения на Востоке России, конструктор двигателей внутреннего сгорания. Проживал в Томске. Во время Первой мировой войны в чине поручика командовал ротой пулеметчиков 85-го Выборгского полка 22-й пехотной дивизии. Во время Гражданской войны воевал в рядах Сибирской армии адмирала А.В. Колчака. В 1923 переселился в США, занялся проектированием и испытанием моторов внутреннего сгорания для аэропланов. Автор многочисленных изобретений в области двигателей внутреннего сгорания. Был президентом «Zahodiakin Engineering Corporation» и также избран президентом «Z-flex Piston Ring Corporation of New Jersey». Во время Второй мировой войны работал для флота США, награжден медалью. Литература Некролог // НРС [Новое русское слово (Нью-Йорк)]. 1966. 28 мая. Источник: Русские в Северной Америке. Е.А. Александров. Хэмден (США)-Сан-Франциско (США)-Санкт-Петербург (Россия), 2005. – C.208 http://www.tez-rus.net/ViewGood39260.html

barnaulets: Из темы про авиаторов: http://siberia.forum24.ru/?1-9-0-00000159-000-160-0 Ильин Петр Александрович (19.06.1887 г., Казань - 28.06.1950 г., Сан-Франциско) Художник русского зарубежья, живописец, график. Родился в Казани. Принадлежал к аристократическому роду. Брат художника Глеба Александровича Ильина. Учился в Казанском реальном училище у живописца и архитектора Х. Пашковского, затем – в Петербургской АХ. Экспонент выставок АХ. Уже к 1905 был достаточно известным художником. Во время Первой мировой войны служил пилотом. Монархист по убеждениям, после революции эмигрировал вместе с женой, художницей Н. Ильиной, и братом в г. Харбин (Маньчжурия), затем в Токио. С 1922 жил и работал в Сан-Франциско. Персональные выставки прошли в Токио (1921, 1922), Париже (1924), Сан-Франциско, Чикаго (1939). Вёл активную художественную и общественную деятельность. Член и экспонент О-ва художников Сан-Франциско (1924 – 1950), Калифорнийского богемного клуба (1927 – 1950), О-ва «Здравомыслие в искусстве», Калифорнийского арт-клуба. Был удостоен множества наград и премий, в частности получил второй (1927) и третий (1934) призы на Государственных калифорнийских выставках (1927 – 1941), первый приз (1940) и приз «За известность» (1947) на выставках в ХМ «Калифорнийский дворец Почётного легиона» (Сан-Франциско). Крупный специалист в области портрета, мастер пейзажа и сюжетных композиций. Занимался иллюстрацией. Вёл переписку с художниками из Англии и России, автор аннотаций к их альбомам и выставочным каталогам. Большое количество документов, связанных с жизнью и творчеством мастера, находится в архиве Калифорнийского исторического о-ва. Работы представлены в Музее искусств Невады в г. Рено, Капитолии в г. Карсон-Сити (штат Невада), Мемориальной библиотеке Дохени (Университет Южной Калифорнии), ХМ Сан-Франциско, Чикаго, Сакраменто (штат Калифорния) и др. http://www.korners.kiev.ua/russian/painters/1125?language=russian Летчик армии Колчака. На 20.04.1919 г. штабс-капитан, командир 2-го Сибирского авиаотряда (с 11.02.1919). В Первую мировую войну в Осетинском конном полку, Гатчинская авиашкола, в авиации с 1917 г. Перебаскин Виктор Николаевич (21 ноября 1894, С.-Петербург - 15 сентября 1976, Сен-Годенс, деп. Верхняя Гаронна). Инженер-геолог, доктор естественных наук, поручик, церковный деятель. Микропалеонтолог. Окончил 2-й кадетский корпус в С.-Петербурге, учился в Горном институте, в Константиновском артиллерийском училище. Участвовал в мировой и Гражданской войнах. Эмигрировал во Францию. В 1927 окончил в Страсбурге Школу естественных наук, занимался исследованиями нефтеносных пластов в Судане и Франции. В 1932 защитил докторскую диссертацию на темы: «Геология Восточного Французского Судана» и «Физическая география Западной Франции», доктор геологии. В 1931 вместе с братом Борисом Николаевичем Перебаскиным организовал горно-разведывательное бюро по применению разработанных ими новейших геофизических методик. Член Русского студенческого христианского движения (РСХД), в 1927 принимал участие в съезде РСХД в Клермон-ан-Аргон (деп. Мёз). В 1933-1939 церковный староста приписанной к Бельфору православной общины в Страсбурге. В 1958 участник паломничеств в Лурд (деп. Верхние Пиренеи). Награжден орденом Академических пальм. http://dommuseum.ru/slovarx/person.php?id=9343 На 29.09.1919 г. летчик-наблюдатель 14-го корпусного авиаотряда армии Колчака

Sibor: В 1970 году получил грамоту и знак Заслуженного работника Военно-морских сил США. Господа! А это уже прямой бред


barnaulets: Гребенюкова Наталья Вулкан Петруш по имени «черного гусара» Среди Малых Зондских островов Малайского архипелага, среди мангровых зарослей, плотоядных растений, светящихся в темноте грибов, где гуляют слоны, тигры и носороги, поют райские птицы, есть остров Ломблен, а на нем вулкан. Местные жители называют его Петруш, по имени геолога, вулканолога, общественного деятеля, бывшего хабаровчанина, «черного гусара» и поэта Владимира Александровича Петрушевского, сборник которого, посвященный Хабаровску и Хабаровскому кадетскому корпусу, хранится в Гродековском музее. Родился Владимир Александрович Петрушевский 4 февраля (17-го по новому стилю) 1891 года в Москве. Его прадед, Фома Иванович Петрушевский, был широко образованным человеком, переводил Евклида и Архимеда, являлся автором фундаментального труда «Общая метрология», занимал пост директора института слепых в Петербурге. Дед Владимира Петрушевского, Василий Фомич Петрушевский, был генерал-лейтенантом, гвардейцем, постоянным членом артиллерийского комитета Главного артиллерийского управления — преподавал химию наследнику престола, будущему императору Александру III. Одним из научных открытий ученого было то, что он впервые сделал нитроглицерин безопасным. Василий Фомич был награжден многими орденами, в том числе и орденом Белого орла, девизом на котором были слова: «Pro Fide, Rege et Lege» («За веру, царя и закон»). Отец поэта, Александр Васильевич Петрушевский, крестник Александра III, в 1891 году служил в Москве в Гренадерской артиллерийской бригаде и, когда родился сын Владимир, получил от императора телеграмму: «Поздравляю с пажем», но в Пажеский корпус мальчик не был определен. Брат будущего поэта, Федор, был известным ученым, физиком, заслуженным профессором Петербургского университета, главным редактором Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона. В 1899 году, во время Ихэтуанского восстания в Северном Китае, Александр Васильевич Петрушевский был направлен на Дальний Восток и приписан к уссурийским казакам. Семья проживала в Хабаровске, и Владимир поступил в Хабаровский кадетский корпус и в 1908 году успешно его закончил. По случаю 50-летия присоединения Приамурья и Уссурийского края к России в 1908 году корпус получил имя графа Муравьева-Амурского. Город к тому времени был восточным культурным центром России: в нем был краеведческий музей, о котором оставил прекрасный отзыв в дневниковых записках «По Корее, Маньчжурии и Ляодунскому полуострову» Н. Г. Гарин-Михайловский, побывавший в Хабаровске в 1908 году (особенно понравился путешественнику отдел природы и этнографии), парк, памятник Н. Н. Муравьеву-Амурскому. Юный Владимир уловил интересные современному хабаровчанину приметы города: Трусит по улице извозчик На паре кляч полуживых, Китаец — уличный разносчик — Несет фазанов двух больших. Летит по площади Соборной Какой-то маленький возок, Мальчишка, парень презадорный, Несет «Хабаровский листок»… Владимир Петрушевский посвятил корпусу торжественные, хотя и во многом подражательные стихи: Прощай навек, мой корпус милый! В тебе я пробыл много лет И буду помнить до могилы, Что я — хабаровский кадет… Желаю стать тебе великим, Со славой Родине служить И на Востоке полудиком Рассадником науки быть… После окончания Хабаровского кадетского корпуса Владимир Петрушевский поступил в Михайловское артиллерийское училище в Москве, преподавателями в котором были Цезарь Антонович Кюи, профессор фортификации и член «Могучей кучки», Петр Николаевич Нестеров, военный летчик, основатель высшего пилотажа и автор «мертвой петли», Лавр Георгиевич Корнилов — впоследствии один из организаторов Белого движения. Через год Владимир перешел в Петербурге в Николаевское кавалерийское училище — элитное военное училище Российской империи, при котором была сформирована казачья сотня — так называемая Царская сотня. В 1911 году В. Петрушевский окончил училище и в звании хорунжего начал службу в Уссурийском казачьем дивизионе. Когда началась Первая мировая война, В. Петрушевский, опасаясь, что его дивизион опоздает и не примет участия в военных действиях, перевелся в V Гусарский полк. Гусаров V Александрийского полка называли «черными», или «гусарами смерти». На серебряном полковом знаке был изображен черный мальтийский крест с адамовой головой — древнехристианским символом, смысл которого — готовность умереть за Веру, Царя, Отечество и обретение тем самым бессмертия. Памяти V Гусарского Александрийского Ее Величества полка Владимир Петрушевский позже посвятил стихотворение: Замолкли трубы и фанфары И голос бравых вахмистров Ее Величества гусары Не рвутся лихо на врагов. Не реют в воздухе султаны, Не слышно ржания коней, Красой не блещут доломаны — Красой минувших славных дней… Но нет! Придет пора иная, Сомнений быть не может в том: Семья сберется полковая Под Императорским орлом! В конце 1914 года 5-я кавалерийская дивизия, в состав которой входил и Александрийский Ее Величества гусарский полк, вела тяжелые бои, защищая подступы к Варшаве и затем сдерживая наступающую немецкую армию. В середине 1915 года русская и вражеская армии остановились и закопались в землю. Началась позиционная война, которая прекратила деятельность кавалерии. Во время Гражданской войны, в 1918–1920 годы, кавалерия и казачья конница снова возродилась. Со всех концов России стали стекаться на территорию, занятую Добровольческой армией, кавалерийские офицеры, и началось восстановление полков для борьбы с Красной армией. Первым был сформирован в полном составе (6 эскадронов при 18 пулеметах) и выступил на фронт Александрийский Ее Величества гусарский полк. В Гражданскую войну, защищая Веру, Царя и Отечество, Владимир Петрушевский воевал в чине полковника в армии А. В. Колчака и закончил войну в Сибири помощником начальника штаба Второй Уфимской кавалерийской дивизии Второго Уфимского армейского корпуса Третьей Западной армии, с апреля 1919 года — временно исполняющий дела (врид) начальника штаба. В. Петрушевский принимал участие в боях под Уфой, Златоустом, Челябинском и на Тоболе, был участником Ледяного похода, о котором другой его участник, князь Николай Кудашев писал: Только смертельный выстрел Или в упор картечь Право давали, быстро, Без приказанья лечь… Перешагнув, живые Шли… соблюдать черед… Только в одной России Мог быть такой поход! После отступления Белой армии В. Петрушевский оказался во Владивостоке, которому посвятил стихотворение «Владивосток пал»: Пал последний российский этап, Где еще охранялась святыня, Белых нет на Руси уж солдат, И в руках коммунистов твердыня. Над волнами спустился туман И окутал он русские души… «Курс держать на Корею! В Гензан!» Но дадут ли дойти им до суши? Корабли, корабли, корабли… Много вышло вас в синее море — Это беженцы Русской земли На чужбину везут свое горе. В 1920 году Владимир Петрушевский эмигрировал и сумел вывезти за границу свою богатую, уникальную военную библиотеку, которая долгие годы собиралась его дедом-генералом и им самим, знатоком русской старины, поэтом и ученым-исследователем в области сейсмографии, страстным нумизматом и собирателем старинных книг. В поисках работы он оказался на острове Ява, в Нидерландской Индии, как тогда называли Индонезию. Остров Ява находился под голландским управлением. В тектоническом отношении Индонезия очень неустойчива: вулканов там насчитывается около четырехсот, из них сто действующих, и последнее значительное извержение произошло к тому времени в 1883 году, когда вызванная взрывом волна цунами погубила 36 тысяч человек, а из океана поднялись новые острова. С 1921 года Владимир Петрушевский работал в Горном департаменте в отделе геологии, изучил голландский и малайский языки, окончил военно-научные курсы генерала Головина. Сначала он был рядовым чиновником вулканической службы, работал напряженно и с большим увлечением: принял участие в 280 экспедициях, каждая из которых длилась от нескольких дней до нескольких месяцев. Владимир Петрушевский изъездил, исходил и облетел острова Яву, Суматру, Целебес, Борнео, Бали и длинный ряд мелких островов Океании. В ведении В. Петрушевского было 130 вулканов в районе Восточно-Индийского архипелага. В обязанности вулканолога входило давать заключение о характере поведения вулканов и рекомендации об эвакуации местного населения и ее сроках, поэтому при первых сообщениях об угрозе вулкана Петрушевский садился в любой свободный гражданский или военный самолет и вылетал на место, чтобы скорее принять правильное решение. Его работа всегда требовала большого личного мужества. Дороги через непроходимые тропические джунгли с их гигантскими удавами, огромными летучими мышами и ядовитыми растениями, острыми, как лезвие бритвы, винно-малиновыми зарослями аланг-аланга, многочисленные спуски на дно кратеров, плаванье в лодке в районе подводных извержений — все это было сопряжено с угрозой для жизни, и не раз вулканолога считали обреченным на смерть. Владимир Петрушевский был основателем сейсмографической станции, написал пять брошюр по вулкановедению, принимал участие во многих научных конференциях и съездах, выступал с сообщениями и докладами. На послевоенном конгрессе геологов в Осло деятельность Владимира Петрушевского высоко оценили: он был объявлен «чемпионом» — единственным, кто спустился на дно 68 кратеров. Он получил звание геолога honoris causa; один из вулканов на острове Ломблен Малых Зондских островов был назван Петруш… В. Петрушевский закончил свою деятельность начальником геологической службы разведки вулканов. В 1950 году его здоровье ухудшилось, и он, получив пенсию от правительства Голландии, переехал на жительство в Австралию, в Сидней. Там он до 1960 года, до болезни, активно участвовал в деятельности 14 общественно-политических, церковных, военных и казачьих организаций, был энергичным защитником интересов своих бывших соотечественников. В. Петрушевский был убежденным монархистом, который видел возрождение России в восстановлении сильной имперской власти. С особой любовью поэт относился к стастотерпцу Николаю II и пламенно верил, что Россия вспомнит его. Он был глубоко религиозным человеком и в Индонезии в течение многих лет исполнял обязанности старосты одного из приходов Русской православной церкви за границей. В. Петрушевский писал: И в чужой стороне, где созвездье Креста Блещет ночью на сонные кущи, О тебе я молю Милосердца Христа, А затем уж о хлебе насущном. Нет, за звонкий металл и за блага земли Я обетов своих не нарушу, А за храмы твои, за святые кремли Я отдам мою русскую душу. Поэт был почетным председателем Союза инвалидов в Австралии, постоянно собирал средства для помощи пострадавшим Первой мировой и Гражданской войн. Инвалидам войны он посвятил немало стихов. Даже умирая, он завещал положить в кафедральном соборе подписной лист, чтобы в день его похорон вместо венков и цветов его друзья жертвовали деньги на помощь инвалидам. Владимиру Петрушевскому было свято все, связанное с Россией: увлекаясь нумизматикой, он собрал около 600 редких монет русской чеканки, он собирал старинные книги, подлинные документы и фотографии, относящиеся к русской истории. Все стихи поэта посвящены Родине. Свой поэтический дар Владимир Петрушевский скромно называл «бряцанием на лире», а себя именовал «твой верный ратник и баян». В 1950–1980-е годы его стихи публиковались в журналах российского и казачьего зарубежья: в США — в «Донском Атаманском Вестнике», в «Кубанце», в «Горско-Казачьей станице» в «Вестнике Первопоходника» в «Зарубежной Руси», в «Общеказачьем журнале», в «Свободном слове Руси», в Австралии — в «Сполохе», «Австралиаде», во Франции — в «Военной были», в «Информационном бюллетене музея лейб-гвардии Казачьего Ее Величества полка». В 2004 году Православная община во имя Святых Царственных Мучеников города Рино штата Невада в США выпустила сборник стихов поэта. При всей подражательности и некоторой архаичности стихов Владимира Петрушевского определенные строки поражают искренностью и пронзительностью. Вот так поэт пишет о родине: Знал тебя я когда-то богатою, Ты красавицей первой была, А теперь ты старушкой горбатою Побираться по миру пошла… В 1953 году Владимир Петрушевский перенес тяжелую операцию, состояние его здоровья резко ухудшилось, 30 августа 1961 года поэта не стало, похоронен он был на русском кладбище в Руквуде. На его гроб упали крупицы земли, вывезенной из России. До конца жизни Владимир Петрушевский не принял подданство ни одного из государств, оставаясь «русским беженцем»… http://www.slovoart.ru/node/223

barnaulets: Еще одна статья о Петрушевском, в первую очередь как выдающемся ученом: http://www.kscnet.ru/ivs/bibl/petrushevsky.pdf



полная версия страницы