Форум » Персоналии » Священники против белых » Ответить

Священники против белых

мир: Открываю тему, посвящённую сложному вопросу - церковникам, которые так или иначе противостояли белому режиму или пострадали от него. Случаев, конечно, немного - легче считать будет. Просьба ставить цифры при сообщениях. 1. Михаил Жедяев, новомученик земли кунгурской В "Мартирологе (списке) новомучеников пермских" указаны имена священнослужителей, принявших мученическую смерть в 1918 году. Большинство из них стали жертвами большевистского террора. Есть и исключение. Михаил Сергеевич Жедяев был зверски замучен белогвардейцами за агитацию среди крестьян. Его агитаторская деятельность продолжалась всего несколько недель. После отступления Красной Армии он стал жертвой белогвардейского карательного отряда. М.С. Жедяева зверски избили, раздели и в тридцатиградусный мороз вели до Кочебахтино, где и расстреляли. Ольга Ренёва, зав. музеем истории купечества Газеты.Районные.Искра (Кунгур) / 2010-01-14 2. Вдова пермского священника Стабникова упомянула в своих показаниях колчаковскому следователю от 30 мая 1919 года: «дьякона Анисима Решетникова, расстрелянного сибирскими войсками за явное сочувствие большевикам» (С. С. Балмасов. Красный террор на востоке России в 1918-1922 гг. – М., 2006. – С. 102 3. В ходе Ижевско-Воткинского восстания повстанцами был убит сарапульский священник Дронин за проявление сочувствия большевикам. (ЦГА УР Ф.Р – 1061.Оп.1 Д.37 Л.5-5об. Дмитриев Н.П., Куликов К.И. Мятеж в Ижевско-Воткинском районе, стр.109 и др.). 4. Священник Пермской епархии А.Попов летом 1918 г. отрекся от Бога и стал коммунистом. ГАПО, Ф. р-1. Оп. 1. Д. 257. Л. 57–61 об. 5. Аналогично поступил "священник-коммунист" Елецкого уезда с.Хмельница Андрей Горохов, чьё письмо было опубликованно в газете «Известия Пермского губернского исполкома» за 19 октября 1918 г.: По Уралу. Письмо священника коммуниста (Гор.Орлов). Отцы, братья! Призываю вас немедленно признать Советскую власть, вступить в партию коммунистов, перестать мучить народ панихидами и молебнами. Забудьте корыстолюбие, оставьте сребролюбие. Идите помогать трудящимся и угнетенным, а не молиться за богачей. Великое светлое будущее несут трудящемуся народу коммунисты. Да здравствует Советская власть. Да здравствуют коммунисты. Прочь власть черных воронов, долой иезуита епископа Серафима. Также: Известия ВЦИК. 1918.27 октября

Ответов - 70, стр: 1 2 3 4 All

мир: Да хоть пономарей и послушников. На безрыбьи...

мир: 21. Хакимжан Саркин, делегат Кустанайского уездного съезда Советов в 1920 году. http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1203544200 Вторым поднялся Хакимжан Саркин. Пятидесятилетний журналист, явившийся на съезд представителем от 7-го района мусульман гор. Кустаная, образование получил в Духовной академии, во время войны был военным священником, журналистом газеты "Степь", волостным комиссаром и, попав в немилость правительства Керенского, отстранен от должности. Работал в ревкоме Совета Степкрая, военный комиссар, заместитель Джангильдина. Алиби Джангильдин - председатель исполкома Тургайского областного съезда Советов.

белый: Завербованные представители «чуждых социальных слоев» нередко разоблачали свою негласную работу совершенно сознательно, хотя наказания за это могли быть жесточайшими, особенно в период «Большого террора». Наиболее ненадёжными агентами были верующие, чьи духовные устремления были максимально далеки от доносов и провокаций. Характерны в этом отношении провалы Славгородского окротдела пп ОГПУ по Сибкраю. В марте 1930 г. славгородские чекисты обвиняли арестованного немца-меннонита П. Нейфельда в том, что он активно вёл агитацию о необходимости эмиграции немцев, при этом, «являясь источником, не только не доносил о готовящейся эмиграции [в Германию] среди населения, а своими донесениями вводил нас в заблуждение, указывая на то, что никаких разговоров про эмиграцию нет и всё обстоит благополучно». Завербованный Славгородским окротделом ОГПУ в 1930 г. под псевдонимом «Штопор» проповедник-меннонит Я. А. Ремпель отказывался от работы и вместо порученного разложения сектантской общины, напротив, укреплял её. Арестованный омскими чекистами как «двурушник», Ремпель в начале 1933 г. твёрдо показал: «Я работать с самого начала дачи мною подписи отказывался... потому, что не хотел предавать людей в руки ПТУ». Тройкой ПП ОГПУ Ремпель за «антисоветскую агитацию» был осуждён на 10 лет заключения. В ходе следствия по делу Гальбштадского восстания 2 июля 1930 г. в Немецком районе чекисты выявили нелояльность уже не осведомителя, а важного агента. Оказалось, что спецагент следственно-оперативной группы Славгородского окротдела ОГПУ П. А. Кригер в первой половине 1930 г. «не только не освещал действительное положение вещей в эмиграционном движении в районе, но сам принял активнейшее участие в этом движении», Кригер был осуждён на 10 лет лагерей. В марте 1932 г. максимальные сроки заключения — по 10 лет концлагерей — получили томский ксёндз Ю. М. Тройский и один из его прихожан. Последний, ставший по принуждению ОГПУ сексотом для слежки за ксёндзом, позже раскаялся и всё чистосердечно рассказал своему духовнику. Эта «расконспирация» вызвала особую ярость чекистов, что отразилось на жестокости наказания. Арестованный в феврале 1933 г. новосибирский священнослужитель Иосиф (Иннокентий) Ливанов — брат епископа Гарасия — показал: «Весной 1932 г. я дал обещание органам ОГПУ быть сотрудником, но в силу своих политических убеждений... я не мог сообщать в ОГПУ ни об одном факте известных мне контрреволюционных проявлений... я не сообщил и о известной мне существующей в Новосибирске к/р организации, в которой я состоял». Священник Змеиногорской церкви на Алтае П. В Демидов в 1937 г. был арестован и, помимо антисоветской агитации, обвинён в том, что, будучи сексотом, «подавал неправильные материалы на контрреволюционный элемент и тем самым прикрывал свою подрывную деятельность». На допросе он признал, что «старался ввести в заблуждение органы НКВД, сознательно поступал как двурушник». В январе 1938 г. отца Павла расстреляли. Аналогично поступали многие завербованные священнослужители и в соседних регионах. Например, арестованный в 1937 г. Челябинским УНКВД агент по разработке духовенства «Ручьёв» показал: «Я считал недостойным выдавать своих близких...», а его коллега «Севастьянов» сделал такое заявление: «С органами НКВД я был связан 7 лет, но идейно не работал, а если и писал кое-что, то только из-за боязни репрессий». Верующие проявляли особенную твёрдость в противостоянии чекистам, но стремление сбросить с себя вериги осведомительства наблюдалось среди жертв массовых вербовок постоянно.


мир: Уважаемый белый, это интересно, конечно, но повторяю - здесь лучше помещать не вообще материалы о взаимооотношениях церкви и большевиков, а о сотрудничестве священников с большевиками в период Гражданской войны. Надеюсь, вы меня поняли? А Теплякова я читал, как вы могли убедиться.

мир: 22. Из дневника Ф.И.Голикова, "Красные орлы": «По разным делам бываю в Кушве, где располагаются строевая часть, казначейство и хозяйственная часть. Строевой частью ведает очень интересный человек — товарищ Григорьев Борис Николаевич. До революции он был дьяконом в селе Кочневском Камышловского уезда. Когда начались бои, вместе с Кочневской дружиной добровольно вступил в Красную Армию и показал себя смелым и честным бойцом. Из дьяконов расстригся, ходит в шинели и сапогах. Только рубаха и брюки черные — донашивает домашнее. Красноармейцы уважают товарища Григорьева за прямоту характера и хорошую работу. «Должность у него, говорят, чернильная, а душа человеческая». «Чернильная» — это не совсем точно. Товарищ Григорьев всегда пишет химическим карандашом, а не чернилами. Карандашом он выписал и мне мандат от 27 октября 1918 года. На гербовой печати надпись: «Командир 1-го Крестьянского Советского Красного полка».

мир: 23. Священник из Троицкого района: http://raritet-chel.ucoz.ru/load/iz_vospominanij_p_gerasimova_i_ego_statej/1-1-0-35http://raritet-chel.ucoz.ru/load/iz_vospominanij_p_gerasimova_i_ego_statej/1-1-0-35 Александр Карпов был священником в Сысоево. Но разочаровавшись в религии, публично снял с себя духовный сан и перешел на сторону сил революции. В дни нависшей опасности добровольно вступил в Троицке в первый соцалистический казачий полк Красной армии. Участвовал в боях за Троицк против белочехов и белоказаков. Вступил в партию большевиков. Был участником легендарного похода отряда В.К. Блюхера.

Helmut: К пункту 18 можно добавить,что ночью, топорами, вырубили 60 человек.Это действительно вспоминает А.Г.Ефимов в "Ижевцы и воткинцы".

мир: 24. Село Большой Сереж: "В селе есть народный дом, при нем библиотека и [в ней] ни одной революционно-агитационной брошюры. Зато есть комячейка. До восстания эта комячейка насчитывала в своих рядах до десятка человек, теперь она разбухла, говорят, до 50. К комячейке примазывается теперь даже здешний поп. Какая ирония судьбы: поп, ратующий за коммунистов, в то же время идет и служит панихиду по убиенным и усопшим. Может ли быть чего-нибудь более каверзно-ненормального?" Докладная записка заместителя председателя Енисейской губернской комиссии по оказанию помощи фронту П.Рябченко. г. Красноярск. Январь 1921 г. "Сибирская Вандея", Т.1

мир: 25. Вологда, весна 1919 год. http://militera.lib.ru/memo/russian/ivanov_di/05.html "Среди вельских ребят были комсомольцы-активисты Авксентий Сухановский, Николай Стрелков, Александр Полежаев. Вызывал интерес Алексей Деевич Туров — сын священника, он окончил духовную семинарию, служил дьяконом вельского собора. А после Октябрьской революции отказался от церковного сана, вступил в Коммунистическую партию и вот — доброволец. Он вызывал веселое оживление и смех своими рассказами о жизни семинаристов и духовенства, приводя анекдотичные факты". Нужно сказать, что в отряде добровольцев многие были бывшими воспитанниками бывшей учительской семинарии Тотьмы. "Приятно поражал меня энтузиазм тотемских юношей и девушек. Хоть мне было уже 27 лет, но я сблизился с ними. Коммунистически настроенная молодежь группировалась в бывшей учительской семинарии. Теперь в ней учились прежде всего дети бедноты. Активные ребята. Федя Клочихин, Коля Худяков и Коля Юрзин создали союз учащихся. Около тридцати ребят поселились в национализированном доме купчихи Климовой, образовали коммуну. Стипендию и продукты сдавали в общий фонд. Сами готовили себе пищу, сами пекли хлеб". Клочихин видел Ленина на 1-м съезде учащихся-коммунистов, а вернувшись, первым решил идти добровольцем на фронт и сагитировал других. Пополнение было отправлен в 30-ю стрелковую дивизию, в частности, сам Клочихин попал в разведку. Позже погиб. "Конечно, мы прежде всего поинтересовались, что знают местные жители о наших разведчиках, оказавшихся в плену у противника. Постепенно раскрылась трагическая картина. Нашлись свидетели, которые рассказали, что белогвардейцы допрашивали разведчиков, хотели получить нужные сведения, но те молчали. Их избили и вывели на площадь. Офицер уставился на Клочихина: — Большевик? — Да, я коммунист! Офицер выхватил револьвер и выстрелил в упор в Клочихина, потом в Павла Хромова и Соловьева. В память о погибших героях на площади состоялся митинг, а в ротах прошли беседы. Бывшие семинаристы-тотьмичи рассказывали о своих однокурсниках, о Феде Клочихине, слушавшем Ленина. И всюду бойцы давали клятву отомстить колчаковцам". Кстати, комиссар полка тоже был семинаристом. После собрания бойцы попросили комиссара рассказать о себе. Он нравился людям. Двадцати трех лет, а обладает выдержкой, умеет задушевно беседовать с людьми, доносить до каждого большевистскую правду, даже до малограмотного и неграмотного. Немного смущаясь, Кожевников сообщил, что родом из Бирска Уфимской губернии. Учился в учительской семинарии (наши тотьмичи-семинаристы оживились, услышав это, — оказывается, их собрат). Но из четвертого класса был исключен за участие в революционных сходках. Пришлось сдавать экзамены экстерном, после чего учительствовал. В марте 1917-го вступил в партию большевиков и тут же — в Красную гвардию. Это в Екатеринбурге. А в мае 1918-го стал красноармейцем отряда Малышева... С апреля 1919-го назначен комиссаром полка.

Сибирецъ: мир пишет: Учился в учительской семинарии уважаемый Мир! А при чем тут священники и учительская семинария? Поясните темным, пожалуйста

мир: Ну, в принципе, особо не при чем. Хотя, помнится, вы же спрашивали, можно ли семинаристов вставлять, ответ был "можно"... Ну, и я сам отписал: мир пишет: Ну, и немного не по теме, но всё же... Просто раньше комиссаров из семинаристов не встречал, а так... Забавная компания. Бойцы семинаристы, комиссар семинарист, красноармеец -- дьякон. Кстати, семинария эта была фактически колыбелью комсомола. http://www.booksite.ru/fulltext/zav/gor/odn/yaa/1.htm Причем что забавно -- утверждается, что Клочихин на II съезде РКСМ на самом деле слушал не Ленина, а Троцкого. А насчет вопроса, там по ссылке любопытный отрывок. Очевидно, белые считали службу бывших семинаристов в РККА не совсем понятной. Комсомольцы 20-х вспоминали своих сверстников, друзей, погибших на фронтах гражданской войны. С особой теплотой вспоминали Павла Хромова, живого, увлеченного, пламенного оратора, революционера, беззаветно преданного коммунизму. Во время одного из сражений Павел попал в плен, и на замечание белогвардейского офицера: «Я удивляюсь, как это вы, такой молодой, учившийся в учительской семинарии, решили идти за простыми?», смело сказал ему: «А я еще больше удивляюсь, как это вы, учившийся на народные средства, идете против того же народа». Офицер приказал его расстрелять. Хромов был зверски замучен, получив 37 ран. Ему ещё стишки посвятили, сейчас в другой раздел вставлю.

Сибирецъ: Дело не в этом. Духовная семинария и учительская семинария абсолютно разные вещи. Как-то с темой не вяжется. Я писал о Сталине применительно к его учебе в духовной семинарии.

мир: Ах, вы про это... Ну ладно, так оставлю, для полноты. Только из списка вытащу.

мир: В дополнение о уже рассказанной истории расправы 11-й Уральской дивизии над семьёй священника. Он, оказывается, был народовльцем. Федоров А. Ф. Октябрьские зори. — М.: Воениздат, 1962. http://militera.lib.ru/memo/russian/fedorov_af3/12.html 9 сентября 1919 года мы достигли большого, богатого села Куреинское. Получилось так, что там одновременно сошлись все три полка и штаб бригады с тылами. Желая разгрузить село, командир бригады решил два полка выдвинуть вперед, один полк расположить в деревне Шенеринской, находившейся к югу от нас за небольшим озером. В тот же день 37-й и 39-й полки с бригадной артиллерией выступили вперед, хотя было уже довольно поздно. 38-й полк под командованием Т. О. Эрна расположился в Шенеринской. В Куреинском остался только наш штаб со всеми своими подразделениями и тылами. По обыкновению, мы заняли под штаб дом попа. Хозяин наш, отец Павел, средних лет, цветущего здоровья, держал себя с достоинством, в разговоре старался показать большую начитанность. Выяснилось, что он бывший студент Московского университета, когда-то был сослан в Сибирь за участие в студенческих волнениях. Долго здесь не находил себе пристанища и случилось так, что влюбился в эпархиалку, женился и по настоянию тестя стал попом. — Как-то неловко сознаваться: студент-народник и вдруг — поп, — признался он, смущаясь и краснея. — Успокаиваю себя тем, что не я, так на моем месте был бы другой. Чувствую все же за собой какую-то вину, стараюсь искупить ее. Завел здесь вечернюю школу, провожу воскресные чтения, беседы... Попадья, моложавая, очень расторопная и веселая, встретила нас приветливо, радушно. Она оказалась толковой, сноровистой хозяйкой. В руках у нее все кипело. Ей помогали молодая, улыбчивая кухарка и две дочери. Далее бригаду окружили и частям пришлось хаотично отступать. Это было знаменитое Тобольское отступление. 28 октября меня отозвали в академию продолжать учение. Я быстро собрался, сдал дела Ляпунову и 30 октября выехал на Курган. Наступили довольно холодные дни. Поехал через Куреинекое с намерением посмотреть места недавних боев. Испытывая сильное волнение, я подъезжал к Куреинскому. Вот уже издали видна церковь... В нетерпении подгоняю, подбадриваю возницу. Но что это такое? Нет села! На месте домов торчат печи с трубами и обугленные столбы. Высится одна лишь каменная церковь и возле нее маленькая сторожка... Кругом ни души. Я сошел с тарантаса, заглянул в сторожку. Там натолкнулся на двух женщин в опорках на босу ногу, в кафтанах, обмазывавших глиной пазы. Одна старая, другая помоложе. — Что тут случилось? Кто сжег село? Женщины переглянулись. — Казаки. Кто же еще. А людей всех постреляли, — ответила старшая, в то время как другая принялась за свою работу... — Ночью прошли тут красные. Это месяца полтора-два назад. Много белых побили. Генерал ихний босой чуть убежал. Осерчал. Когда красные ушли, велел село сжечь, а людей всех побить. Казаки все столпили. Побитых всех стащили вон в тот овраг, кое-как засыпали. — А где священник? Куда девался? — Тоже убили, говорили, будто он прятал красных в церкви и ночью, дескать, выпустил, чтобы побить белых. Всех и закопали в огороде. Кстати, весьма и весьма интересные воспоминания. Осбенно понравилась глава о положении в Мензелинском уезде в 1918 г. Если верить автору (а почему бы и нет?), знаменитые развалы отрядов, посылаемых на задания не в последнюю очередь были вызваны подрывной деятельностью эсеров... Впрочем, куда уж дальше, если некий Касаткин буквально в феврале 1918 г. ездил в деревню, требовал вернуть помещикам землю по воле Учредительного собрания, в мае эсеры-подпольщики агитировали на базаре за погром большевиков и вообще, "часто досаждают", нападая из Белебея. Вопрос "белого" (ну, в данном случае, белоэсеровского) подполья весной-летом у красных явно недооценивается. И зря.

adron: Осенью 1919 г. в Чесноковке красными партизанами был убит священник Пономаренко Алексей Михайлович с дочерью Глафирой, ее мужем священником и сыном Михаилом. Пономаренко Алексей Михайлович служил священником в селе Маловолчанка (Алтай) в 1914-1919 гг. Кто знает подробности этой казни и казни других священников красными партизанами? Можно написать и на почту adron2005@inbox.ru

мир: 26. Священник Федор Парняков, отец комиссара просвещения, казненный унгеровцами в Монголии 28 января 1921 г. после трех дней пыток: http://pressa.irk.ru/sm/2005/32/003005.html С местной церковью связано имя "красного священника" Парнякова, двадцать лет отслужившего в Бельском приходе и приглашенного потом в епархию в Иркутск. Сын его Пантелеймон Парняков, активный революционер, первый редактор газеты "Власть труда" (современная "Восточно-Сибирская правда") и комиссар просвещения, был убит колчаковцами. А отец-священник — в Монголии унгерновцами, обвиненный в сочувствии к красным. — Зря, наверное, обвинили. Он просветитель был. У нас в волости, потом в Бурятии и в той же Монголии школы православные открывал. Просто всему живому сочувствовал... — Нелли Задорина проработала всю жизнь в библиотеке, занималась краеведением. Сам Унгерн позже на суде признавал, что приказал убить священника потому что тот "был председателем какого-то комитета". Соратники Унгерна, само собой, пытаясь отмыться, обвиняли Парнякова во всех смертных грехах. Полковник В.Ю.Сокольницкий, начальник штаба отряда Кайгородова, писал, что Федор Парняков был большевиком и председателем одного из кооперативов Урги. Член Войскового правления Енисейского казачьего войска К.И.Лаврентьев, во время осады Урги заключенный китайцами в тюрьму, утверждал, что о. Федор Парняков сыграл провокаторскую роль в судьбе русских заключенных. Он тормозил их перевод в теплое помещение. Описывал деятельность Ф.А.Парнякова и проживавший с 1920 года в Урге М.Г.Торновский. Он называл священника «большевиствующим деятелем», одним из главных проводников коммунистических идей. Ф.А.Парнякова и его товарищей М.Г.Торновский обвинял в гибели около 100 русских людей, расстрелянных по их доносам в Урге и ее окрестностях. В другом месте мемуарист писал, что Ф.А.Парняков и его сыновья были причастны к террористической группе революционеров еще с 1905 года. Сам священник был «пьяница, похабник, несомненный атеист». В общем, как всегда. Он плохой, а мы хорошие. Забавно, но был ещё у него то ли родственник, то ли однофамилец -- и тоже убитый белыми. 27. Кто немного знаком с историей Кяхты-Троицкосавска, тот очень коротко знает эту историю про «красного» батюшку. Служил в Успенской церкви молодой священник Виктор Парняков, пришла советская власть, он ее принял, стал членом совета народных депутатов, за что был расстрелян белыми где то в районе Новоселенгинска, когда везли его в Верхнеудинскую тюрьму. И похоронен верующими рядом с Успенской церковью. Я хочу немного расширить сведения по этой теме и немного порассуждать об уроках, которые нам преподаются через этот необычный исторический факт – священник Русской Православной Церкви погиб за советскую власть. Начну с конца. И т.д. Только это Виктор, а выше был Фёдор. Это из газеты "Православная Бурятия" от 14 октября 2010 г. Ссылка не копируется, придется текст вставить сюда. В качестве, как бы, второго названия своей статьи я хотел поставить следующие слова: «Священник Виктор Парняков, как зеркало русской революции на кяхтинской земле», перефразирую название статьи Ленина «Лев Толстой, как зеркало русской революции». Кто немного знаком с историей Кяхты-Троицкосавска, тот очень коротко знает эту историю про «красного» батюшку. Служил в Успенской церкви молодой священник Виктор Парняков, пришла советская власть, он ее принял, стал членом совета народных депутатов, за что был расстрелян белыми где то в районе Новоселенгинска, когда везли его в Верхнеудинскую тюрьму. И похоронен верующими рядом с Успенской церковью. Я хочу немного расширить сведения по этой теме и немного порассуждать об уроках, которые нам преподаются через этот необычный исторический факт – священник Русской Православной Церкви погиб за советскую власть. Начну с конца. В 2008 году силами нашего прихода мы расчистили останки фундамента деревянной Успенской церкви, находившейся с юго-западной стороны от современной каменной в 40 метрах от нее. Церковь была разобрана на дрова в 1946 году. Останками оказались фундаменты южной паперти. А в 2009 году нами был установлен большой крест на могиле священника Виктора Парнякова. Место погребения указал, предоставив схемы и рисунки, наш местный краевед Александр Леонидович Кузькин. Это место находится с южной стороны алтаря, на восток от отрытых останков паперти. На сегодня в Кяхте проживает только один человек с фамилией Парняков, женщина 1965 года рождения, прямой потомок священника Виктора Парнякова. У этой женщины есть дети, которые уже носят другую фамилию, и совсем скоро, может быть, в Кяхте не будет такой фамилии, Парняковы. И мы с вами можем еще дальше уйти от тех больших, может быть, тяжелых и трагических уроков, которые нам преподает Сам Господь через когда-то очень многочисленное кяхтинское семейство Парняковых. Кто такой Виктор Викторович Парняков? Родился он в городе Троицкосавске, 5 октября (по ст. ст.) 1875 года в семье диакона Успенской церкви Виктора Павловича Парнякова, который и сам был из семьи церковной, был сыном дьячка. Виктор Викторович был старшим сыном у Виктора Павловича, а всего в семье было 6 детей. Семья имела собственный дом в городе. В 1892 году Виктор-младший окончил Троицкосавское 4-класссное училище, в 1893 году выдержал установленное испытание на звание учителя начальной школы. В 1897 году прослушал курс лекций образцовых летних педагогических курсов в г. Троицкосавске. Служил учителем Хамнейской, а затем Красноярской церковно-приходских школ. В этих же школах был и преподавателем Закона Божия. Активно участвовал в переписи населения 1897 года. По рукоположении в сан диакона в мае 1900 г. Преосвященнейшим Мефодием, епископом Читинским и Забайкальским, занял штатное вакантное место диакона в Успенской Троицкосавской кладбищенской церкви. Как и положено незадолго до рукоположения женился. Но менее чем через год своего диаконства стал вдовцом. Жена не оставила ему детей. По смерти летом 1906 года штатного священника Успенской церкви Константина Малова по ходатайству старосты храма Матвея Шишмакова, духовенства и прихожан, 30 июля (ст. ст.) того же года Преосвященнейшим Мефодием в городе Чите был рукоположен в сан иерея также к Успенскому храму. В период диаконства и священства Виктор Викторович Парняков очень активно работал по линии народного просвещения. В разные годы он был законоучителем 3-го городского приходского училища, ремесленной школы Я.А. Немчинова, Успенского городского приходского училища, женской воскресной школы г. Троицкосавска. Был членом родительского комитета, а затем и председателем этого комитета Троицкосавской женской гимназии. Священник Виктор Парняков нес многочисленные общественные нагрузки: он был попечителем Кирено-Маргентуйской церковно-приходской школы, постоянным членом Троицкосавского отдела Епархиального училищного совета, казначеем этого совета, членом общества вспомошествования учащихся в г. Троицкосавске, а затем и членом правления, был членом общества трудовой помощи г. Троицкосавска, членом Троицкосавского отдела общественной повсеместной помощи пострадавшим на Русско-Японской войне, был членом «Народного дома» и членом правления этого Дома. Как активный и известный священник отец Виктор был депутатом на общеепархиальном съезде в Чите от духовенства X благочиннического округа. На основании секретного указа Забайкальской Духовной Консистории от 6 февраля 1914 г. «заведовал» церковью 20 Сибирского стрелкового полка. Это и была Михаило-Архангельская церковь, столетие которой мы отмечаем в этом году. В годы первой мировой войны отец Виктор был членом общества повсеместной помощи, пострадавшим на войне. Все у нас знают, где находится в Кяхте отдел милиции. По адресу ул. Крупской, 3. Напротив Успенской церкви, адрес которой ул. Крупской, 2. Сегодняшняя милиция – это вчерашняя богодельня от Успенской церкви. Ее последним руководителем также был священник Виктор Парняков. Яркой, энергичной, талантливой личностью был священник Троицкосавской Успенской кладбищенской церкви отец Виктор Парняков. При поставлении в сан священника он давал присягу следующими словами: «Обязуюсь должность сию проходить с церковными правилами, уставами, предписаниями и постановлениями начальства в совершенном ему послушании и вести себя честно, воздержанно и не корыстолюбиво, при уверенности, что проступки служителей церкви более производят соблазна в обществе, нежели проступки мирянина и по справедливости подлежат более строгому взысканию». Мы совершенно не собираемся как-то осуждать оступившегося священника Парнякова, который, несомненно, своей увлеченностью новыми идеями внес много соблазна среди людей. Бог нам всем судья. Далее автор -- протоиерей Олег Матвеев -- начал заговариваться, сбился на тему... алкоголизма (?) и дальше стало неинтересно.

Сергей: Жидяев в 1918г. уже не был священником. Книга Памятник борцам пролетарской революции погибшим в 1917-21гг. Ленинград 1925г. С 220 говорит: "Скоро Жидяев сбросил священническую рясу, вступил в партию коммунистов и стал уездным агитатором волости". За это "новомученик земли кунгурской" и был отправлен к праотцам.

мир: За что -- мы знаем. Впрочем, бывший священник или не бывший -- в данном случае разница не слишком велика. Возможно, что книга "Памятник борцам" преувеличивает. Тут нужна проверка обстоятельств дела. За сообщение большое спасибо.

Стрелок: Священники тоже люди, их тоже бесы искушают. Люцифер ведь когда-то был Ангелом

Сибирецъ: мир пишет: Раз принесли в церковь убитого бойца. Хотели отпевать. Вдруг гонец из отряда имевшего дело с агинскими белыми, передаёт, чтобы подождали, пока окончиться бой. Немного погодя приехали бойцы и Пётр [Щетинкин]. Я отпевал один без псаломщика. Пётр подпевал. По решению Всероссийского Поместного Собора от 24 ноября 1918 года священникам было указано отпевать погибших с обеих сторон.



полная версия страницы