Форум » Персоналии » Летчики армии Колчака (продолжение) » Ответить

Летчики армии Колчака (продолжение)

barnaulets: Мне кажется, пора создать и такую тему. Материал про летчиков Белой армии в Сибири разбросан по разным темам и разделам форума. Наверное, лучше будет свести их всех в одном месте. Предлагаю все, что касается пилотов, и вообще людей связанных с авиацией, размещать здесь. НАЧАЛО ЗДЕСЬ: http://siberia.forum24.ru/?1-9-0-00000159-000-0-0-1375685128

Ответов - 171 новых, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 All

barnaulets: Роман Александрович Батурин

barnaulets: barnaulets пишет: Эльснер Владимир Владимирович, р. 1 сен. 1894 в Нахичевани, Ростов. Из дворян, реальное училище, Киевский университет (не окончил), Николаевское инженерное училище 1917. Прапорщик. В белых войсках Восточного фронта с июня 1918, в июне 1919 окончил авиашколу в Кургане [по данным М. Хайрулина вс писках школы 1 августа 1919 г.], с авг. 1919 летчик 10-го авиационного отряда, с дек. 1919 — 5-го корпусного (?) авиационного отряда. Взят в плен, до 1923 в РККА. Жена Лидия Сергеевна (Карлова). (С.В. Волков) ЭЛЬСНЕР Владимир Владимирович (1.9.1894 – 1942) Русский и советский военный инженер и летчик Прапорщик Родился в Ростове-на-Дону. Из дворян. Окончил реальное училище. Учился в Киевском университете (не окончил). Призван в армию и направлен в Инженерное училище. 1917 – окончил сокращенный курс Николаевского ИУ. Выпущен прапорщиком. ... Участник Белого движения. С 6.1918 – находился в войсках Восточного фронта. 6.1919 – окончил авиашколу в Кургане. 8.1919 – летчик 10 АО. 12.1919 – летчик 5 корпусного АО. Взят в плен большевиками. До 1923 – служил в РККА. Работал в Институте инженеров Красного Воздушного Флота (с 1922 – Академия Воздушного флота им. профессора Н.Е. Жуковского). В конце 1920-х – репрессирован. Жена Лидия Сергеевна, урожденная Карлова. Умер (1942) в Москве. https://viupetra2.3dn.ru/publ/ehlsner_v_v/13-1-0-3027 На самом деле, согласно информации с портала "Память народа", в августе 1942 г. он был призван в Красную армию из г. Краснодара. Служил рядовым в 1173-м стрелковом полку 349-й стрелковой дивизии. Участвовал в обороне Кавказа, за что в ноябре 1944 г. был награжден медалью. Эльснер Владимир Владимирович Именной список части Дата рождения: __.__.1894 Место рождения: Ростовская обл., г. Ростов-на-Дону Дата призыва: 02.08.1942 Место призыва: Краснодарский ГВК, Краснодарский край, г. Краснодар Воинская часть: штаб 349 сд Эльснер Владимир Владимирович Именной список части Дата рождения: __.__.1894 Место рождения: г. Нанегевант Дата призыва: 03.08.1942 Место призыва: Краснодарский ГВК, Краснодарский край, г. Краснодар Воинское звание: красноармеец Воинская часть: 1173 сп Медалью за оборону Кавказа награжден 02.11.1944 г. На момент награждения - рядовой взвода ПТР ОИПТД 349-й стрелк. дивизии. Во время обороны Кавказа был в составе той же дивизии, с 20.07 по 01.10.1942 г., орудийный номер 1173-го стрелк. полка.

barnaulets: Кудлаенко Дмитрий Александрович Владвивосток, 1921 Даты жизни: 1893 - 1944 Окончил Киевское военное училище 1914, Севастопольскую авиационную школу 1916. Офицер 7-го Финляндского стрелкового полка. Подпоручик, военный лётчик 8-го авиационного отряда истребителей и 18-го корпусного авиационного отряда. В 1918 г. в Красной армии, военный летчик 1-го Калужского авиационного отряда на Восточном фронте. 7 сентября 1918 г. перелетел на сторону Народной армии Комуча. В белых войсках Восточного фронта. Полковник Ген. штаба (?) В эмиграции в Китае, с 1923 года в Маньчжурии в г. Мукдене. Военный советник Чжан Цзо-линя, принимал участие в формировании Русского авиаотряда. В 1925–1931 годах начальник авиации Чжан-Цзолина, который произвел его в генералы. Умер в 1944 году в Китае.


barnaulets: "Первая авиационная часть в составе Степного Сибирского корпуса появилась в начале июля 1918 г. Произошло это при следующих обстоятельствах. 7 июля на сторону белых перешел командир Оренбургского авиационного отряда красных штабс-капитан П. П. Сергеев. Его самолет приземлился у станции Голышманово в расположении 1-й Степной Сибирской стрелковой дивизии. Накануне из Ялуторовска, занятого советскими войсками, прибыл на автомобиле летчик того же авиаотряда поручик В. В. Аносов, сообщивший о предстоящем перелете. Офицеры заявили полковнику Вержбицкому о готовности авиаотряда перейти на сторону войск Временного Сибирского правительства. 9 июля весь Оренбургский авиаотряд сосредоточился на станции Вагай. В его состав входили восемь офицеров, в том числе военные летчики штабс- капитан П.П. Сергеев, поручики В.В. Аносов и П.К. Шрейдер, прапорщик Ю.И. Римша, летчики-наблюдатели штабс-капитаны П.М. Свирчевский, С.И. Дуле-Дилен, Н.В. Подгородников, прапорщик В.И. Шатилов и 15 чинов разных специальностей. Материальная часть авиаотряда состояла из трех самолетов системы «Фарман № 30». На его вооружении имелось семь пулеметов «Льюиса» и к ним 30 тыс. патронов. Приказом по Сибирской армии от 13 июля 1918 г. Оренбургский авиаотряд был переименован в 3-й Сибирский авиаотряд с включением в состав Степного Сибирского корпуса... " Симонов Д.Г. Белая Сибирская армия в 1918 году. Новосибирск, 2010. http://safe-rgs.ru/2715-aviacionnye-otryady-stepnogo-sibirskogo-korpusa.html Войсковой старшина пишет 3-й Сибирский авиаотряд на 28.01.1919: штабс-капитан Фаддеев подпоручик Юлиус Иванович Римша прапорщик А.Д. Муратов прапорщик Снегирев ст. унтер-офицер Дмитрий Иванович Затыкин штабс-капитан Н.В. Подгородников поручик Л.П. Габаев л/н поручик В.В. Михайлов ст. унтер-офицер Михаил Степанович Шеленин л/н подпоручик Михаил Иванович Танский РГВА. Ф.40025, оп.1., д.26, л.40. 3-й Сибирский авиаотряд на 8.09.1919: штабс-капитан Фаддеев подпоручик Римша (с 4.06.1919 - в кратковременном отпуске, где находится: не известно) прапорщик Снегирев прапорщик Муратов прапорщик Ефремов в/л прапорщик Брагин (в отряде с 29.08.1919) в/л прапорщик Баженок (с 5.09.1919, с того же числа убыл на излечение) штабс-капитан Подгородников поручик Габаев прапорщик Шатилов прапорщик Левашев подпоручик Ильин (с 23.08.1919) поручик Жуков (прикомандирован с 1.09.1919, в боевом взводе отряда) подпоручик Танский (прикомандирован с 6.09.1919) в/л подпоручик французской службы Чемесов (прикомандирован с 21.08.1919) л/н подпоручик французской службы Биллевич (прикомандирован с 21.08.1919) РГВА. Ф.40025, оп.1., д.26, л.51. 3-й Сибирский авиаотряд на 1.10.1919: в/л капитан Фаддеев в/л прапорщик Снегирев в/л прапорщик Муратов в/л прапорщик Ефремов в/л прапорщик Брагин в/л прапорщик Баженок в/л подпоручик Шишковский в/л прапорщик Трофимов в/л подпоручик Шишковский в/л ст. унтер-офицер Затыкин Дмитрий л/н штабс-капитан Подгородников л/н поручик Габаев л/н прапорщик Шатилов л/н прапорщик Левашев л/н подпоручик Ильин прикомандированные: поручик Жуков подпоручик Танский лейтенант французской службы Чемесов л/н лейтенант французской службы Клионовский РГВА. Ф.40025, оп.1., д.26, л.91. Летчик-наблюдатель Виктор Иванович Шатилов родился в 1894 г. в с. Моховое Новосельцовского района Тульской области. После поражения армии Колчака он вновь оказался в красном воздушном флоте, где служил до 1924 г. в качестве авиамоториста. В дальнейшем в ГВФ. Летал бортмехаником на тяжелых многомоторных самолетах, налетав в общей сложности 5650 часов. Во время Великой Отечественной войны 47-летний Шатилов в звании воентехника 1-го ранга (старшего лейтенанта) служил бортмехаником, выполняя также обязанности бортстрелка, в 6-й эскадрилье Московской авиагруппы особого назначения ГВФ. Зимой 1941-1942 гг. доставлял грузы в осажденный Ленинград, совершив в общей сложности 45 рейсов. За что был представлен а награде - ордену Красной Звезды (см. наградной лист). "Осень первого военного года. Фашистские войска взяли в кольцо Ленинград. К октябрю единственным путем, по которому в город можно было доставить продовольствие и боеприпасы, стала Ладога. Однако частые штормы и непрекращающиеся налеты германской авиации вызвали перебои героической работы моряков. 4 октября ГКО обязал Аэрофлот подготовить группу транспортных самолетов, чтобы обеспечить снабжение осажденного Ленинграда, необходимым продовольствием и боеприпасами. Необходимо также было вывезти из города десять тысяч квалифицированных рабочих оборонных заводов, каждодневно доставлять в Ленинград жизненно важные грузы, а из города эвакуировать раненых, больных, женщин и детей. Эти полеты должны были выполнять наиболее опытные и грамотные командиры подразделений В. Пушинский, К. Бухаров, С. Шарыкин. Экипажи возглавляли А. Добровольский, Г. Бенкунский, А. Капица, А. Лебедев, М. Скрыльников, Ф. Ильченко, П. Колесников, 8. Булатников, И. Еременко, Н. Червяков, А. Семенков. Нагруженные «под завязку» продовольствием, транспортные самолеты выполняли по несколько полетов в день в блокадный Ленинград. Стоит отметить, что на трассе, и в особенности над Ладогой, непрерывно барражировали немецкие истребители. Однажды, при возвращении из Ленинграда, на группу транспортных самолетов напало шесть «мессершмиттов». Самолеты командиров кораблей К. Михайлова и Л. Овсянникова были подожжены в воздухе. Но, несмотря на тяжелое ранение, Леонид Овсянников дотянул горящую машину до берега и сумел посадить ее. Рискуя жизнью, члены экипажа спасли 38 вывезенных из Ленинграда женщин и детей. Константин Михайлов тоже совершил посадку на своем берегу". https://topwar.ru/97462-boevaya-rabota-magon.html В одном из таких полетов Шатилов был ранен и умер от ран 19 января 1942 г. в 442-м ЭГ в г. Вологде, на Введенском кладбище которой был похоронен. Так совпало, что бывший его сослуживец по 3-му Сибирскому авиаотряду Николай Владимирович Подгородников умер в том же январе 1942 г. по другую сторону блокады, став одной из миллионов ее жертв. О чем сообщают нам скупые строки Ленинградской Книги памяти: Подгородников Николай Владимирович, 1895 г. р. Место проживания: 2-я линия, д. 29, кв. 12. Дата смерти: январь 1942. Место захоронения: Смоленское кладб. (Блокада, 1941–1944, Ленинград : Книга Памяти, т. 24) http://visz.nlr.ru/blockade Подгородников Николай Владимирович, р. 3 мая 1895 в Херсонской губ. Из крестьян. Реальное училище, Константиновское артиллерийское училище. Штабс-капитан. В белых войсках Восточного фронта на 8 июля 1918 и на 4 июня 1919 летчик-наблюдатель 3-го Сибирского авиационного отряда. Взят в плен. На 1 дек. 1922 на особом учете в МВО. Холост. (С.В. Волков) Войсковой старшина пишет Подгородников Николай Владимирович () - лётнаб[1] 3-го Сибирского авиаотряда, штабс-капитан. Обучался в Петроградском реальном училище. С 27.07.1914 - в Константиновском артиллерийском училище, закончил - 14.05.1915, прапорщик, мл. офицер 1-й батареи 5-й Сибирской артиллерийской бригады. Поручик - 1.04.1916, штабс-капитан - 1.04.1917, ст. офицер 1-й батареи. С 12.09.1917 - Двинская школа летчиков-наблюдателей, окончил 15.01.1918, остался при школе, 7.02.1918 - в запас. На 27.08.1919 холост. Награды орден Св. Анны 4 ст. "За храбрость", орден Св. Станислава 3 ст. с с м.и б., орден Св. Анны 3 ст. с с м. и б., орден Св. Станислава 2 ст. с мечами РГВА. Ф.40025, оп.1, д.26, лл.76об-77. Н.В. Подгородников в списке по старшинству 5-й Сибирской стрелковой артиллерийской бригады на 22.01.1916 г. Согласно другому списку, на 25.10.1916 г., в поручики он был произведен 27.09.1916 г. (со старш-вом с 01.05.1916 г.).

barnaulets: санников пишет: К сожалению, дальнейшая судьба пилота «Красноярца» Романа Александровича Батурина неизвестна. БАТУРИН РОМАН АЛЕКСАНДРОВИЧ Год рождения 1896 (01.12.1896) Место рождения г. Оренбург Национальность русский Образование среднее спец. техническое Работа Инженер комбината Кузбассуголь. Место проживания г. Новосибирск Мера пресечения арестован Дата ареста 2 декабря 1937 Осуждён Постановлением тройки УНКВД по НСО Дата осуждения 7 декабря 1937 Обвинение в причастности к к.р. кадетско-монархической организации, ст. 58-2,8,9,11 УК РСФСР. Приговор ВМН Расстрелян 9 декабря 1937 Дата реабилитации 4 января 1957 Источник Книга памяти Новосибирской обл. - т.5

barnaulets: Более счастливо сложилась судьба другого пилота. Баранов Николай Игнатьевич, р. 14 нояб. 1891 (17 нояб. 1892) в Москве. Из потомственных почетных граждан (из крестьян). Унтер-офицер, летчик 5-го корпусного авиационного отряда. В белых войсках Восточного фронта с лета 1918 в Сызрани; на 27 июня 1918 в составе 3-го авиационного отряда. Прапорщик. Взят в плен дек. 1919 под Красноярском. К 2 июня 1921 в частях на Украине. На особом учете там же. Холост. Баронов Николай Игнатьевич, р. 17 нояб. 1892 в Москве. Из граждан. Техническое училище. Старший унтер-офицер. В белых войсках Восточного фронта; на 27 июня 1918 летчик 3-го авиационного отряда. (С.В. Волков) Войсковой старшина пишет 5-й корпусной авиаотряд на 20.04.1919: в/л поручик Павлов: с 7.04.1919, Гатчинскую авиашколу оф. (15.04.1916). в/л прапорщик Сперанский: с 14.07.1917, Военную авиашколу воздушных кораблей оф. (20.02.1916), в/л (23.03.1916). в/л прапорщик Фришберг: с 21.11.1917, авиашколу в Англии (27.05.1917), в/л (14.07.1917) солд. в/л прапорщик Растегаев: с 28.06.1916, Одесскую авиашколу (22.06.1916), в/л (25.09.1917) солд. л/н подпоручик Гейзель: с 2.03.1917. л/н подпоручик Лукьянов: с 30.03.1919. в/л ст. унтер-офицер Баранов: с 19.03.1918, Одесскую авиашколу (25.07.1917). в/л ст. унтер-офицер Марцинкевич: с 26.11.1918, 1-ю военную авиашколу (11.07.1918). РГВА. Ф.40025, оп.1., д.26, лл.3-4. 5-й корпусной авиаотряд на 10.08.1919: в/л штабс-капитан Дмитриев (и.д. ком. отряда) в/л поручик Левченко в/л прапорщик Сперанский в/л прапорщик Растегаев л прапорщик Баранов л ст. унтер-офицер Лапин л/н подпоручик Лукьянов н поручик Михайлов 1-й н поручик Михайлов 2-й РГВА. Ф.40025, оп.1., д.26, л.40. 5-й корпусной авиаотряд на сентябрь 1919: в/л прапорщик Сперанский: вр. ком. авиаотряда в/л подъесаул Шангин в/л поручик Левченко в/л прапорщик Растегаев в/л прапорщик Баранов в/л ст. унтер-офицер Лапин л/н поручик Михайлов л/н поручик Шпигель л/н прапорщик Растворов РГВА. Ф.40025, оп.1., д.26, л.93.(С.В. Волков) Интересно, что в эскадрилье Ширинкина служили шесть бывших колчаковских пилотов, перешедших в декабре 1919-го на сторону красных: Баранов, Волковойнов, Затыкин, Потеряев, Снегирев и Шмотин. Марат Хайрулин, Вячеслав Кондратьев. "Военлеты погибшей Империи. Авиация в Гражданской войне". Теперь обратимся к воспоминаниям Петра Комарова: «В начале 1923 года советское правительство закупило в Германии восемь транспортных самолетов Ю-13. Ранней весной 1924 года шесть из них были разобраны, погружены на платформы и отправлены в Ташкент. Сопровождать самолеты поручили мне. А по прибытии на место мне пришлось участвовать в их сборке. К тому времени в Среднеазиатское отделение “Добролета” прибыли пилоты Рашид-Бек Ахриев, Николай Баранов, Виктор Левченко, Эдуард Шварц, Маврикий Слепней, а несколько позднее -пилоты Л. Демченко и Т. Суонио. http://www.ingush.ru/serdalo495_3.asp http://www.sammler.ru/index.php?showtopic=69898 " ...из отчётов «Добролёта» за 1929 год: К 1-му октября 1928 года пилотами М.С. Семёновым, Н.И. Барановым, Э.И. Шварцем, М.Т. Слепнёвым, В.Г. Левченко, бортмеханиками А.А. Кожевниковым и Я.К. Лышковым было налётано по 3.000 лётных часов. Каждым! Безаварийно! В самых тяжёлых условиях Средней Азии – пустыни, зыбучие пески, жара, горы и т.д." [Для сравнения со знаменитым Валерием Чкаловым, налетавшим с 1924 по 1931 год 1500 часов, "в основном в полётной зоне родного военного аэродрома", с тремя разбитыми самолетами] http://forums.airforce.ru/do-1945/1900-real-nyi-chkalov/ Николай Игнатьевич Баранов - участник Великой Отечественной войны Баранов Николай Игнатьевич Дата рождения: __.__.1891 Место рождения: Московская обл., г. Москва Дата поступления на службу: __.03.1918 Воинское звание: майор, подполковник Наименование воинской части: 24 иап 6 иак ПВО*, ВПУ г. Саратов ** Дата окончания службы: 11.02.1946 Наименование награды Орден Красного Знамени (2) (ВЦИК, 1929; президиум ВС СССР, 21.02.1945, за долголетнюю и безупречную службу в Красной армии) Орден Красной Звезды (1-я авиац. бр., 1934) Орден Ленина (30.04.1945,за долголетнюю и безупречную службу в Красной армии ) * 24-й истребительный авиаполк 6-го истребительного авиационного корпуса ПВО ** ? По информации с портала "Память народа". Фото из УПК Н.И. Баранова.

barnaulets: barnaulets пишет: Приказом Верх. Прав-ля и Верх. Глав-щего адмирала Колчака от 14 июня 1919 г. производятся из прапорщиков в подпоручики, числящиеся по инженерным войскам, Военно-авиационной школы инструктора, военные летчики Бабушкин (Михаил), Галецкий (Тадеуш), Арсеньев (Арсений), все трое - со старш-вом с 3 мая 1919 г. Арсеньев Арсений Яковлевич, родился 1 февраля 1893 г. в городе Клине Московской губ.; вероисповедание – православный, национальность – русский. Образование – 4 класса городского училища; 1908 1912 гг. – Царскосельское техническое училище. Профессия – механик двигателей внутреннего горения. Место службы – автомастерская Башкирова. Прибыл в Маньчжурию 22.10.1922 из Приморья с Белой армией. Политические убеждения – монархист. В общественных, политических организациях не состоял. Был призван на военную службу 20.08.1913. Окончил Гатчинскую военную авиационную школу в 1914 году. Принимал участие в Великой войне в составе авиационного отряда 3-го дивизиона в 1915 1916 гг.; в Гражданской – в составе армии Аадмирала Колчака до 1922 года. Семейное положение – женат. Жена – Клавдия Алексеевна (20.12.1903 г.р.); воспитанники: Паргачевский Игорь Васильевич ([1923] г.р.), Паргачевский Олег Васильевич ([1929] г.р.). ГАХК. Ф. Р-830. Оп. 3. Д. 1715, 1726.

Сибирецъ: ЛЯПИДЕВСКИЙ Петр Федорович. Лейтенант. В белых войсках Восточного фронта. Участник Сибирского Ледяного похода. В эмиграции в Китае (Шанхай). Ум. после 15 мая 1934. Соч. (под псевд. Льдовский) Был сбит белыми по ошибке под Красноярском. Проделал Ледяной поход пешком.

Хрохилаих:

санников:

санников: Поручик Граф фон (?) Рейшах-Рит Владимир Леонидович 22.1.1884 Калиш, сын статского советника Витебской губ, Витебская классическая гимн, СПБ университет юрфак, батальон офицерской воздухоплавательной школы 31.10.1912, прапорщик запаса 2.1.1914, 26.7.1914 в свою часть, с ротой крепость Ивангород 29.8.1914, 9 А 10.2.1915, 20 армейский воздухоплавательный отряд 15.1.1917, офицерская воздухоплавательная школа 13.2-17.5.1917, учебный воздухоплавательный отряд школы 31.5.1917, командир 2 воздухоплавательного отряда НА 5.7.1918. Делопроизводитель Всекомпромсоюза арестован 27.7.1929, ВМН 4.6.1930 Москва.



полная версия страницы