Форум » Персоналии » Летчики армии Колчака (продолжение) » Ответить

Летчики армии Колчака (продолжение)

barnaulets: Мне кажется, пора создать и такую тему. Материал про летчиков Белой армии в Сибири разбросан по разным темам и разделам форума. Наверное, лучше будет свести их всех в одном месте. Предлагаю все, что касается пилотов, и вообще людей связанных с авиацией, размещать здесь. НАЧАЛО ЗДЕСЬ: http://siberia.forum24.ru/?1-9-0-00000159-000-0-0-1375685128

Ответов - 137, стр: 1 2 3 4 5 6 7 All

barnaulets: Биографическая справка на Старипавлова из той же книги (Куликов В., Хайрулин М. Российские летчики-истребители Первой мировой войны. – СПБ, "Гангут", 2014. – С. 392-393)* Старипавлов Цветко Дмитриевич. Военный лётчик. Подполковник. Родился 28 сентября 1886 г. в г. Филипполи (Болгария). Сын майора болгарской армии. Окончил Государственную гимназию. Состоял студентом юридического факультета Софийского университета. 1 января 1909 г. по окончании Военного училища царя Болгарии Фердинанда I в Софии выпущен подпоручиком. С 1 января 1912 г. поручик. В Балканской войне командир роты. 13 декабря 1913 г. по окончании войны командирован из болгарской армии в Авиационный отдел Офицерской воздухоплавательной школы. В октябре 1914 г. окончил Гатчинскую военную авиашколу со званием «военный лётчик» и 8 ноября 1914 г. убыл в Болгарию. С 6 марта по 18 апреля 1915 г. строевой военный пилот-авиатор Аэропланной роты в Софии. 15 мая 1915 г. выехал из Болгарии для поступления в русскую армию (фактически бежал в Россию из Болгарии, которая была союзником Германии). 15 июня 1915 г. зачислен в Русскую армию поручиком. С 30 июля 1915 г. прикомандирован к Гатчинской военной авиашколе. С 14 февраля по 28 сентября 1916 г. инструктор Московской школы авиации. 21 сентября 1916 г. назначен лётчиком в 12-й авиаотряд истребителей, куда прибыл 28 сентября. С 29 ноября 1916 г. штабс-капитан. 13 декабря 1916 г. назначен командиром 12-го авиаотряда истребителей. В должности по 8 мая 1917 г. С 9 мая по 29 июня 1917 г. командир 14-го авиаотряда истребителей. 29 июня 1917 г. отчислен из отряда и командирован в «Увофлот» для перевода в союзную армию. 27 августа 1917 г. переведён в Гатчинскую военную авиашколу обучающим офицером. «Штабс-капитан Старипавлов является одним из старых и опытных лётчиков, храбрый, самоотверженный и готовый в любой момент, несмотря на тяжёлые атмосферные условия, вступить в бой с противником. Отряд держит в порядке, с офицерами и солдатами в хороших отношениях. Обладает техническими знаниями, но хозяйство знает слабо, из-за этого пока должность помощника командира дивизиона занять не может. Хороший офицер. 26 мая 1917 г. Командир 12-гоавиационного дивизиона Бойно-Родзевич" Из рапорта Старипавлова от 20 сентября 1917 г.: «В конце апреля 1915 г., будучи офицером в болгарской армии, я взял отпуск, ничего не сообщая родителям и начальству, и покинул пределы Царства Болгарского с целью поступить в Освободительную русскую армию... приехал в Петроград в начале мая. Был принят и зачислен в армию только 7 июля в чине поручика со старшинством с 15 июня 1911 г. несмотря на то, что 18 мая 1915 г. я был уже капитаном болгарской армии, Но тогда для меня это не имело большого значения с неожиданным выступлением Болгарии (в войну на стороне Германии). Обстоятельства изменились: все офицеры болгарской армии был присуждены заочно к смертной казни, имущество их конфисковано. Заново начал карьеру после 9-летней офицерской службы, по неизвестным причинам меня задержали в тылу и только 28 сентября 1916 г. я наконец попал на фронт... Неутомимо работал и 13 декабря был назначен командиром 12-го авиаотряда истребителей, отрядом командовал с честью, пережил революции, доблестно работал на заре Южной свободы. Но 28 апреля 1917 г, безумный провокатор обвинил меня в измене. Я доказал, что невиновен, но в отряде оставаться не стал. Инспектором авиации Северного фронта назначен сформировать 14-й авиаотряд истребителей} отряд сформировал, но не нашёл в себе больше сил бороться. От командования отрядом отказался и просил откомандировать в Управление ВВФ с надеждой устроиться в новоформирующуюся Американскую армию. Не имел средств жить в Петрограде, просил должность инструктора в авиашколе. Но я приехал из Болгарии не учить, а воевать, имею три ранения, прошу командировать в Америку с каким-нибудь поручением. Если это невозможно, прошу снять с меня права и обязанности русского офицера и выдать документы для выезда заграницу или же считать меня военнопленным, как подданным и офицером неприятельской армии». Награды: орден Св. Анны 4-й степени «За храбрость». Уехал в Швецию, Норвегию и Америку. 18 октября 1918 г. приказом №47 Временного Правителя генерала Хорвата произведён из капитанов в чин подполковника. С 16 сентября 1918 г. по январь 1919 г. командир 1-го Сибирскоо корпусного авиаотряда войск Приморской области в с. Спасском. С февраля по декабрь 1919 г. начальник Военно-авиационной школы Дальнего Востока. В 1920 г. штаб-офицер для поручений (управления автоавиачастей). Уехал в Болгарию. * Приобрести книгу можно в фонде "Русские витязи" http://русские-витязи.рф/Aviation35

barnaulets: Цвятко Старипавлов в форме офицера болгарской армии. Цвятко Старипавлов 1936-40 гг. Фото из семейного архива, предоставлены племянницей Ц. Старипавлова Стефанкой Цоневой.

barnaulets: Сообщение из первой, закрытой части темы http://siberia.forum24.ru/?1-9-0-00000159-000-220-0 мир пишет: Асс Константин Борисович (1897-?). Родился в Черниговской губернии. Офицером с 1917 г. Прапорщик. Морской летчик. В списках с 4 января 1919 г. С 8 февраля (пр. 5 марта) по 18 августа 1919 г. (пр. 20 августа) - офицер-летчик Гидроавиационной станции (1-го гидроавиационного отряда). С 18 августа (пр. 20 августа) по 1 сентября 1919 г. (пр. 28 сентября) - летчик Гидроавиационной станции в Красноярске. Подпоручик по Адмиралтейству за отличие по службе (18 апреля 1919). 26 апреля 1919 г. переведен в состав РБФ. Арестован 20 апреля 1920 г. в Нижнеудинске. Приговорен: особым отделом ВЧК 5-й армии 30 апреля 1920 г. к заключению в концлагерь до окончания Гражданской войны. Красноярской губ. ЧК 26 января 1921 г. срок сокращен до 3 лет. Реабилитирован 18 сентября 1998 г. прокуратурой Красноярского края (26). Награды: орден св. Анны 3 степени с мечами и бантом за подвиги мужества и храбрости в боях с неприятелем (2 сентября 1919) (27). barnaulets пишет: Асс Константин Борисович успел принять участие в Великой Отечественной войне. В Красную армию вступил добровольцем в августе 1941 г. Войну закончил гвардии сержантом, писарем-каптенармусом 7-й роты 123 гвард. стр. полка 43 гвард. стр. дивизии. Был награжден медалью "За боевые заслуги". До призыва проживал в г. Перевоз Горьковской области. http://www.podvignaroda.ru/filter/filterimage?path=VS/320/033-0687572-0494%2B022-0493/00000464.jpg&id=37171181&id=37171181&id1=9eb8c7f740bcf3a78b15b9f66f888f16 Предположительно, в 1916 году поступил на службу в Российский Императорский флот в качестве охотника 1-го разряда в 1-й авиаотряд. Летом (в июне) 1916 года направлен на учебу в Петроградскую Офицерскую Школу Морской Авиации. Согласно приказу за подписью Начальника Школы лейтенанта Ивана Краевского, в Переменном составе Офицерской Школы Морской Авиации Отдела Воздушного Флота к 1-му июля 1916 года значится младший унтер-офицер охотник I разряда Асс. "Личный состав Офицерской Школы Морской Авиации Отдела Воздушного Флота к 1-му июля 1916 года: ПЕРЕМЕННЫЙ СОСТАВ: II-я группа /летают с руководителями/ ------------------------------------------------------------------ 98.Мл.у.о.о. I р. Асс -------------------------------------------------------------------- Осенью 1916 года Школа вновь отправилась из Петрограда на зимний период работы в Баку. Но в этот раз до осени 1918 года, т.к. с 25 февраля 1917 г. Бакинское отделение стало самостоятельной Бакинской офицерской школой морской авиации (вскоре после Февральских событий 1917 г. слово «офицерская» из названия Школы было убрано). В конце 1916 года летал с Руководителем, приобретая практические умения и навыки управления летательными гидроаппаратами. В начале 1917 г. охотник 1-го разряда Константин Асс числился в списках 11-й группы Переменного состава Бакинского отделения Петроградской офицерской школы Морской Авиации. Во время обучения в Школе весной 1917 года произведен в строевые унтер-офицеры. ПРИКАЗЫ ПО АРМИИ И ФЛОТУ О ЧИНАХ ВОЕННЫХ ФЛОТА И МОРСКОГО ВЕДОМСТВА ... № 38. Петроград, 4-го мая 1917 года. "Производятся: в прапорщики по Адмиралтейству: строевые унтер-офицеры: Николай Пислигин, Константин Фегединг, Людвиг Гикса, Дмитрий Ключарев, Василий Комаревский, Карл Кульман, Эдуард Кульман, Борис Безенков, Михаил Кириллов, Владимир Крюков, Николай Орсич, Николай Сахаров, Роман Шмидт, Николай Леванидов, Вячеслав Мурзаков, Виктор Билибин, Борис Копытковский, Павел Савков, Николай Филатьев, Константин Асс, Николай Скрипник и Варфоломей Поплавский." В 1917 году летал самостоятельно, готовясь к сдаче выпускных экзаменов... В июне 1917 года прапорщик Асс успешно сдал летный и теоретический экзамены по специальной программе для Морских летчиков. 19 июня 1917 года морской министр утвердил прапорщика по адмиралтейству Константина Асса в звании морского летчика. После окончания Школы убыл в распоряжение начальника 2-й авиабригады Балтийского флота, штаб которой находился в гор. Або (Финляндия). Морской летчик 4-го или 5-го воздушного дивизиона... Оставался в Финляндии до конца 1917 г. — начала 1918 г... После разгрома Восточного фронта Константин Асс остался в Нижнеудинске и работал в отделе народного образования. 20 апреля 1920 года арестован Нижнеудинским ЧК по обвинению в службе в армии Колчака. Особым отделом ВЧК 5-й армии 30 апреля 1920 года осужден на заключение в концлагерь до окончания Гражданской войны. 26 января 1921 года постановлением Красноярской губЧК срок заключения в концлагере сокращен до 3-х лет. http://www.ourbaku.com/images/e/ec/Ass%29.JPG Асс К. Б., 1916 г http://www.ourbaku.com/images/c/c4/3%29_0_68281_31b79756_XXXL_-_Copy.jpg http://www.ourbaku.com/images/f/fc/4%29_0_68282_cc63815f_XXL.jpg Морской летчик Асс в новой морской форме без погон, введенной Приказом морского министра Временного правительства, 1917 г. С сайта "Наш Баку" http://www.ourbaku.com/index.php5/Асс_Константин_Борисович_–_Выпускник_Бакинской_Школы_Морской_Авиации


санников: Просмотрел тему и не не нашел. ОСИПОВ НИКОЛАЙ ВСЕВОЛОДОВИЧ. Родился 22.4.1893 из дворян Тульской губернии. Окончил реальное училище. С 8.1914 Михайловское АУ. 20.5.1915 Гатчинская ВАШ. 1.8.1915 подпоручик. 9.8.1915 выдержал испытания на звание военный летчик. 16.8.1915 в 3 арм. АО. 19.8.1915 командирован в Царское Село для несения службы в специальном АО воздушной обороны Императорской резиденции, 21 августа-4 сентября врид командира АО, вернулся 4 сентября. 30.9.1915 командирован для получения самолетов в Московскую школу авиации. 17.10.1915 удостоин звания военный летчик. 20.10.1915 в составе 3 арм. АО вступил на театр военных действий. 31.1-2.3.1916 переучивался в Москве на Фарман-27. 17.4.1916 командирован в Одесскую АШ для переучивания и в июне назначен в 7 КАО. 27.6.1916 вновь в 3 АО. 14.9.1916 переведен в 9 АО истребителей, куда прибыл 27 сентября. За время службы в отрядах выполнил 13 воздушных разведок, 3 полета для отражения неприятельских аэропланов, 14 перелетов, 5 сторожевых полетов. 13.7.1917 переведен в 3 АО истребителей. 4.10.1917 начальник отряда. 11.11.1917 арестован по постановлению ВРК 3 АО истребителей. Однако было решено, что он «арестован неосновательно, несомненно, будет освобожден армейским комитетом за неимением основания для ареста». На фронте совершил 67 полетов. Награды: ордена Св. Анны 4 степени ЗА храбрость, 3 степени с мечами и бантом и 2 степени; Св. Станислава 3 и 2 степени с мечами. 24.11.1917 убыл в Гатчинскую АШ и 26.11 зачислен инструктором. 28.1.1918 выбыл по собственному желанию в Мурманск для следования в Англию. 6.3.1918 прибыл в Кастль, 1.4 в Лондон. 20.8.1918 отбыл из Лондона через Америку во Владивосток в распоряжение генерала Хорвата. 20.10.1918 прибыл во Владивосток и явился в распоряжение Бойно-Родзевича. 23.10.1918 произведен в поручики и штабс-капитаны. 16.11.1918 командир 1 Сибирского КАО в Спасском. 18.2.1919 командир 14 Сибирского КАО. 30.9.1919 за боевые отличия произведен в капитаны. Декабре 1919 взят в плен.10.3.1920 назначен в резерв РККВВФ. 5.1920 в Москве в распоряжении Авиадарма Сергеева, назначен в резерв авиаспециалистов. Из русские летчики-истребители первой мировой войны.

санников: Панченко Иван Алексеевич. Родился 12.11.1892, из крестьян Харьковской губернии. Домашнее образование. 12.1913 рядовым в 12 КАО. Переведен мотористом в 11 КАО. 3.1915 младший унтер-офицер. 15.9.1915 командирован в Офицерскую школу авиации ОВФ. 30.1.1916 сдал экзамен на звание летчик и 2 февраля на звание военный летчик. С 26.3 по 16.6.1916 в АО Гренадерского корпуса, налетал 90 часов. 9.4.1916 старший унтер-офицер. 14.6.1916 командирован в Москву на переучивание в Московскую АШ. 16.7.1916 переведен в 4 АО истребителей прибыл 11 августа. 16.12.1916 получил контузию головы и тяжелые ушибы при падении аппарата в Браилове. 1.2.1917 подпрапорщик. 7.4.1917 прапорщик за боевые отличия. 28.4-17.10.1917 председатель ротного комитета отряда. 17.8-17.9.1917 врид командира отряда. 31.10.1917 удостоин звания военный летчик за боевые заслуги.2.4.1917 сбил самолет противника. В 4 АО налетал 210 боевых часов. Награды: ГК 4 ст. № 25336, 3 ст. № 37412, 2 ст. № 23025, 1 ст. № 15406, Румынская военная медаль, орден Св. Анны 4 степени с надписью За храбрость. Уехал за границу. Летом 1918 поступил в распоряжение военного агента в Вашингтоне 29.8-11.11.1918 обучался в Канадской АШ наблюдателей в Торонто. В 11.1918 командирован в распоряжение Сибирского правительства. В декабре 1918 прибыл в Владивосток и назначен в 1 Сибирский КАО при Спасской АШ. 15.2-24.12.1919 летчик 14 Сибирского КАО. Перешел с отрядом на сторону Красной армии. 22.11920 летчик 2 АО Восточно-Сибирской армии. 17.2.1920 командир 1 АО. 8.11.1920 врид начальника авиации при главнокомандующем всеми вооруженными силами ДВР. С мая 1921 начальник авиации 2 Амурской армии. Из книги Российские летчики-истребители первой мировой войны.

санников: Кудлаенко Дмитрий Артемьевич. Родился 25.10.1894, сын личного почетного гражданина г. Смоленска. Александровское реальное училище в Смоленске. 1.9.1912 вступил в службу во Владимирское ВУ. 12.7.1914 выпущен подпоручиком в 7 Финляндский сп. 10.9.1914 командирован офицером-наблюдателем в 22 КАО и 4.11.1914 убыл на фронт. 15.1-11.4.1915 ио адъютанта отряда. С 31.3.1915 штатный офицер-наблюдатель. Налетал 23 боевых часа.5.7.1915 командирован в Гатчинскую АШ.30.8.1915 выдержал испытание на звание летчик. 16.9.1915 назначен в 4 ААО куда прибыл 1 октября. 17.10.1915 удостоин звания военный летчик. 27.10.1915 отправился на театр военных действий. 1.2.1916 старший офицер и помощник начальника отряда по технической и хозяйственной части. Переведен в 7 АО куда прибыл 9.7.1916. В отряд совершил 5 боевых вылетов. 7.8.1916 командирован в 8 АО истребителей. 21.7.1917 сбил немецкий самолет. 16.10.1917 командир 18 КАО. Налет 300 боевых часов. Награды: ордена Св. Анны 4 ст. За храбрость, 3 ст. с мечами и бантом; Св. Станислава 3 ст. с мечами и бантом, 2 ст. с мечами С 1918 в Красной армии командир 18 КАО, с июня пр управлении 12 авиадивизиона в Москве. 8.1918 в составе отделения (командир) дивизиона убыл в Свияжск на Казанский фронт. 7.9.1918 перелетел из Алатыря в Самару на сторону Народной армии с летчиком Л. Н. Невяжским 1919 в армии Колчака. 1920 прикомандирован к управлению генерал-квартирмейстера штаба ДВА. Был слушателем 4 очереди АГШ. 29.7.1920 произведен в полковники. Эмигрировал в Манчжурию. 1925-1931 служил в армии маршала Чжан-Дзе-Лина, возглавив авиацию и организовав русский авиаотряд. Умер в Китае в 1944. Из книги Российские летчики-истребители первой мировой войны.

санников: Данилин Петр Феопемптович. Родился 10.1.1887. Из крестьян Самарской губернии. 12.7.1914 окончил Тифлисское ВУ в 6 гренадерский Таврический полк. На фронте с 29.7.1914. 1915 ранен. 6.9.1915 офицер-наблюдатель 17 КАО. 26.12.1915 поручик. К 3.1.1916 совершил 32 боевых полета. 29.7.1916 командирован в ВШ летчиков-наблюдателей. 19.9.1916 удостоин звания летчик-наблюдатель. В 17 КАО совершил 69 боевых полетов 123 часа 13 минут. 27.10.1916 командирован в Севастопольскую АШ. 27.3.1917 сдал экзамен на звание военный летчик. 11.4.1917 убыл в 12 АО истребителей, прибыл 23 апреля. 11 апреля удостоин звания военный летчик. Совершил 8 боевых полетов 7 ч. 45 мин. 5.5.1917 командир 13 АО истребителей. В составе отряда совершил 36 боевых полетов 51 ч. 5 мин. Награды: ордена Св Анны 4 ст. за храбрость, 3 ст. с мечами и бантом, 2 ст. с мечами; Св. Станислава 3 ст с мечами и бантом, 2 ст. с мечами; Св. Владимира 4 ст. с мечами. В марте 1918 уволен по демобилизации. 4.8.1918 поступил добровольцем в Народную армию и назначен летчиком в 1 АО. 13.9.1918 командир 2 АО. 11.9.1919 произведен в штабс-капитаны. 1.2.1920 зачислен в резерв чинов воздушного флота Восточно-Сибирской Советской армии. 22.2.1920 временно прикомандирован к 3 АО. Из книги Российские летчики-истребители первой мировой войны.

barnaulets: Трофимов Валентин Митрофанович (25.3.1895, Саратов — 14.5.1967, Москва), капитан, заслуженный летчик СССР. Воспитывался в Саратовском 1-м реальном училище, в апреле 1915 г. окончил курс VII кл. В апреле 1916 г. поступил охотником в Отдел воздушного флота. Вольноопределяющийся 1-й авиароты. Окончил теоретические курсы авиации при Петроградском политехническом институте. Командирован в Севастопольскую Военную авиационную школу, где находился до января 1918 г. 16.9.1917 г. произведен в прапорщики. 22.12.1917 г. окончил Севастопольскую Военную авиационную школу. Участник Гражданской войны, летчик 33-го корпусного авиаотряда (с 1919 г.) — 5 полетов = 10 ч. 20 мин. (1 бомбометание). В июне 1919 г. принимал участие в авианалетах на переправы у реки Белой под Уфой (против Фрунзе и Чапаева). 21.8.1919 г. прикомандирован к 3-му Сибирскому авиаотряду для несения боевой работы, 1 полет = 1 ч. 30 мин., 26.9.1919 г. На январь 1920 г. в колчаковской авиации боевых 29 ч. 20 мин. (РГВА. Ф. 40214. Оп. 1. Д. 25. Л. 20). Прапорщик. С 22.1.1920 г. летчик 2-го авиаотряда Восточно-Сибирской Советской армии (бывший 3-й Сибирский авиаотряд Колчака). Служил в авиации РККА. Участник авиационного перелета «Москва — Пекин — Токио» (лето 1925 г.). Участник автопробега «Горький — Эривань — Горький» (лето 1934 г.). Летчик-испытатель опытного самолета К.С.М-1 с мотором ГАЗ (1935 г.). Состоял в резерве по Главному управлению ГВФ. 14.10.1936 г. уволен в запас. Капитан запаса (1940 г.). 28.6.1941 г. призван из запаса, штурман 6-й военной авиационной школы. На июль 1942 г. штурман Воронежской военной авиационной школы пилотов. С октября 1942 г. по сентябрь 1943 г. летчик 153-го завода Народного комиссариата авиационной промышленности (НКАП) СССР в г. Новосибирске. С сентября 1943 г. по январь 1945 г. заместитель командира летного отряда НКАП в г. Москве. 15.1.1945 г. уволен в запас Красной Армии с откомандированием в НКАП. Член ВКП(б) с 1944 г. Награжден: Орденом Красной Звезды (29.4.1944 г.), Орденом Красного Знамени (3.11.1944 г.), Орденом Ленина (21.2.1945 г.) и Орденом Отечественной войны 2-й ст. (16.9.1945 г.). Имел знаки для летчиков Гражданского воздушного флота СССР: за налет 300 тысяч км № 125 (1939 г.), за налет 500 тысяч км № 81 (1939 г.) и за налет 1 миллиона км № 1466 (1952 г.). Был женат дважды, 2-м браком на Ольге Дмитриевне Бобковой (1900–1980-е). Похоронен на Головинском кладбище в Москве. Фото и личные вещи Трофимова продаются на аукционе. http://www.numismat.ru/au.shtml?au=101&per=270&descr=&material=0&nominal=0&lottype=0&ordername=0&orderdirection=ASC&num=12&&page=5

Войсковой старшина: ЧЕРВИНСКИЙ Леонид Петрович, р. 12 марта 1886. Из дворян Черниговской губ. Морской корпус, офицерский экзамен при Николаевском кавалерийском училище 1904, Севастопольская авиационная школа 1913 (не закончил), академия Генштаба 1917. Штабс-ротмистр 20-го драгунского полка, летчик-наблюдатель 22-го корпусного авиационного отряда. В белых войсках Северного фронта с 9 мая 1919 (из Финляндии); в штабе Главнокомандующего войсками Северной области, затем командир Особого отряда связи. Взят в плен 9 мар. 1920 в Усть-Щугоре. Расстрелян большевиками 19 мар. 1920 около Архангельска. Волков С.В. Офицеры армейской кавалерии: Опыт мартиролога. М., 2004. С.569. ЧЕРВИНСКИЙ – штаб-ротмистр бывшего 20 драгунского Финляндского полка. Возглавлял Особый отряд связи, посланный из Архангельска на Печору для установления телефонной и телеграфной связи с Омским правительством. Отряд насчитывал менее 200 чел. В сентябре 1919 г. отряд Червинского высадился в устье р. Печора и медленно стал продвигаться по Печорскому уезду, занимаясь телефонными и телеграфными работами. 4 октября 1919 г. связисты прибыли в Усть-Щугор. Червинский докладывал в Архангельск: «Работы идут хорошо. Личный состав выше всякой похвалы, но мало офицеров – выматываются». В свободное время связисты устраивали спортивные состязания, играли в футбол, шахматы. В ноябре 1919 г. отряд Червинского, несколько усиленный подразделениями 10 Печорского полка, двинулся за Урал и занял Березов Тобольской губернии. В течение двух месяцев Червинский удерживал Березов, предприняв ряд контрнаступательных операций на красных вверх по Малой Оби. 29 декабря Червинский доносил в штаб 10 Печорского полка, что «21 декабря разведка березовского гарнизона при поддержке наших пулеметных частей дошла до села Нарыкары за 288 верст от Березова. Выбили красных из села. Захвачено 14 винтовок, много разного имущества. Все награбленное красными возвращено прежним владельцам. Наши и сибирские части рвутся в бой». Связисты соединили телеграфом Березов с Архангельском. В нач. января 1920 г. отряд связи был вынужден оставить Березов и отступить в с. Ляпино, где находились хлебные запасы для Печорского уезда. Однако под давлением превосходящих сил противника связисты были вынуждены оставить Зауралье в целом и отступить на Печору, в Усть-Щугор. В марте 1920 г. Усть-Щугор был окружен со всех сторон красными. Гарнизон Усть-Щугора капитулировал 9 марта 1920 г. дальнейшая судьба Червинского неизвестна. Таскаев М.В. Печорский фронт в 1919 году // Белая армия. Белое дело: Исторический научно-популярный альманах. №4. Екатеринбург, 1997. С.92-93.

санников: Бакин Алексей Андреевич. Капитан 2-го ранга, инженер-механик флота, морской летчик. В белых войсках Восточного фронта с 1919 из Франции, в Спасской авиашколе. В эмиграции в Китае, служил в китайской авиации, затем в США. Умер после 1978 в Калифорнии.

barnaulets: barnaulets пишет: Л.Г. Устьянцев окончил в 1909 г. 1-й Сибирский кадетский корпус в г. Омске, а затем в 1911 г. Павловское ВУ по 1 разряду, выпустившись в 42-й Сибирский стрелковый полк в Томске. Те же учебные заведения, только годом ранее, окончил небезызвестный Анатолий Пепеляев (который был на год старше), также выпустившийся в 42-й ССП. По Памятным книжкам Томской губернии, Устьянцев служил в указанном полку с 1911, по крайней мере до 1913 г. Вероятно, в 1914 г. он окончил Севастопольскую авиашколу и к августу 1914 г. являлся летчиком 3-го корпусного авиаотряда в чине подпоручика. 8 августа 1914 г. он не вернулся из полета над территорией Восточной Пруссии, по всей вероятности попав в плен до конца войны. «Война в Восточной Пруссии началась успешным наступлением русских войск. Отряд следовал за штабом корпуса по маршруту Вильковишки - Вержблово - Сталюпенен - Гумбинен - Инстенбург. Летчики совершали полеты на разведку и поддерживали связь между штабом и наступающими частями. 8 августа было получено задание отыскать конницу Гвардейского кавалерийского корпуса генерала Хан-Нахичеванского и передать приказ командования. Первым ранним утром вылетел военный летчик подпоручик Устьянцев с наблюдателем поручиком Шаминым. Прошло несколько часов, но самолет так и не вернулся (позже летчики были зачислены в списки пропавших без вести)». http://www.aviahobby.ru/publ/makijonek/makijonek.html http://siberia.forum24.ru/?1-9-0-00000220-000-60-0 http://gwar.mil.ru/cartoteka/yalutorovsk/2258121/ http://gwar.mil.ru/cartoteka/yalutorovsk/2258216/

barnaulets: barnaulets пишет: С октября или ноября 1922 г. он служил в военно-научной редакции РККВФ в должности редактора военного отдела. Публиковался в журнале "Вестник воздушного флота", являясь редактором одного из его отделов. Ко всему, Леонид Георгиевич Устьянцев был еще и историком авиации. В сети выложена его работа "За 20 лет авиации" 1925 г. издания, представляющая попытку дать общий обзор ее развития и достижений от зарождения до 20-х годов. https://www.booksite.ru/fulltext/ustiyancev/text.pdf

barnaulets: barnaulets пишет: Первым ранним утром вылетел военный летчик подпоручик Устьянцев с наблюдателем поручиком Шаминым. Прошло несколько часов, но самолет так и не вернулся (позже летчики были зачислены в списки пропавших без вести) Поручика Шамина звали Иваном Григорьевичем. По происхождению он был из донских казаков, но до переквалификации в летчики-наблюдатели служил в армейской кавалерии, числясь поручиком 3-го драгунского Новороссийского полка. По информации из базы С.В. Волкова: Шамин Иван Григорьевич, р. 16 окт. 1886. Из казаков ст. Кочетовской Области Войска Донского. Елисаветградское кавалерийское училище 1907. У С.В. Волкова ошибочно назван поручиком 2-го гусарского полка (в плену с 1914). В Гражданскую войну в Донской армии; с июля 1918 в л.-гв. Казачьем полку, войсковой старшина, командир 5-й сотни. Ранен в 1919, в авг. и сен. 1920. Полковник. Находился в госпитале л.-гв. Казачьего полка до эвакуации Крыма. Эвакуирован на миноносце "Шарброк". В эмиграции во Франции. Покончил самоубийством 13 сен. 1930 на ст. Сен-Мишель сюр Орш (Франция). Женат. Соч.: восп.

санников: Чуть-чуть добавлю. Вощило (Вощилло) Иван Арефьевич, 1899 г.р. В 1914 г. сбежал на фронт, служил сначала рядовым, позднее, после окончания 1-й Петергофской школы прапорщиков, младшим офицером 50-го Сибирского стрелкового полка. Поручик. Прослушал теоретический курс Курганской авиационной школы. Полный Георгиевский кавалер. В годы Гражданской войны служил офицером в автороте ОМО, позднее – летчиком-наблюдателем в 10-м авиационном отряде. Штабс-капитан. В 1923 г. работал на постройке самолетов в Харбине. В 1924–1925 гг. жил в Шанхае, работал наблюдающим за установкой отопления и водопровода компании «Рейбер и Ко». В 1925–1928 гг. служил в Русской группе войск Шаньдунской армии, сначала рядовым в пехоте, позднее – в чине майора летчиком-наблюдателем русского авиаотряда. В 1929-1930 гг. жил в Тяньцзине, где и вступил в БРП, брат 290.

barnaulets: Про него я тут много писал, проведя целое расследование. В итоге это вылилось в большую статью о нем в "БАБД" несколько лет назад.

barnaulets: Краснощеков А.А. Зигзаги судьбы Ивана Вощило//Белая армия. Белое дело. №22. Екатеринбург, 2015. С. 79-96.

санников: Михаил Львович Каплин родился 22 ноября (4 декабря) 1888 года в Уральске в семье губернского секретаря Уральского казачьего войска Льва Каплина. Михаил окончил Оренбургский Неплюевский кадетский корпус, после чего поступил в Николаевское инженерное училище, их которого выпустился по первому разряду. Уже во время Первой мировой войны он стал выпускником Севастопольской авиашколы, получив званием военного лётчика (1915—1916). 1 (14) июля 1906 года Каплин приступил к воинской службе в звании юнкера Русской императорской армии. В начале августа 1909 года он стал подпоручиком, а в октябре 1911 — поручиком. Во период Великой войны, в начале мая 1915 года, он был произведён в штабс-капитаны, с формулировкой «за боевые отличия». После Февральской революции, в сентябре 1917 года, Михаил Львович дослужился до капитанского чина, также «за боевые отличия». Во время Гражданской войны он стал есаулом (по состоянию на 1918 год) и войсковым старшиной (с середины августа 1918, со старшинством с января 1917). Каплин служил во 2-и Сибирском понтонном батальоне с августа 1909 года. С сентября 1910 года он числился во 2-м Сибирском сапёрном батальоне. После начала Первой мировой, с августа 1914 года, он стал младшим офицером 1-й сапёрной роты, а затем и её командиром (август-сентябрь 1915). 1 (14) августа 1916 года Михаил Львович поступил в шестой корпусной авиаотряд младшим офицером-летчиком — в декабре стал командующим этого отряда. В октябре 1917 года он был командирован в Петроград в Академию Генерального штаба для прохождения сокращённого курса. В середине декабря Каплин отбыл в месячный отпуск в родной Уральск. Был зачислен на льготу в Уральское войско (февраль 1918 года). В середине марта 1918 года Михаил Каплин получил пост начальника Пионерного отряда, затем он стал командиром Головного отряда на станции Семиглавый Map. С этом отрядом в апреле-мае он оказался в составе войск Шиповского фронта. Со 2 мая он был переведён в авиацию: «Отличный летчик, любит дело авиации и всецело ему предан... иногда слишком считается с мнением подчиненных» – говорилось в его аттестации. В начале июня Михаил Львович возглавил уральский авиаотряд (состоявший в начале из единственного «пленного самолета»), затем он стал командиром 9-го авиаотряда уральских казаков и начальником Воздушного флота Юго-Западной армии (с декабря). По данным опросов пленных казаков, к ноябрю «в Уральске было два аэроплана, стоявших без употребления за неимением лётчиков». Каплин также являлся начальником Воздушного флота всего Юго-Западного фронта при штабе атамана А. И. Дутова, а позже — в 1919 году — и всей Оренбургской отдельной армии. Погиб при отступлении войск адмирала Колчака. Награды Орден Святого Станислава 3 степени, Орден Святой Анны 4 степени: «за храбрость», Орден Святого Станислава 2 степени с мечами, Орден Святого Владимира 4 степени с мечами и бантом, Орден Святой Анны 3 степени с мечами и бантом, Орден Святой Анны 2 степени с мечами.



полная версия страницы