Форум » Персоналии » Гайда, капитан и генерал » Ответить

Гайда, капитан и генерал

Елисеенко Алексей: Все таки чешский офицер был личностью уникальной. О нем написаны десятки книг, наверное тысячи статей. Он сыграл определенную роль в разгроме большевиков в Сибири. Предлогаю выкладывать по мере наличия интересные сведения о Гайде. Мои 5 копеек. Временному правительству - Томск - Ново-Николаевск - Омск, 20 июня 1918. Замечаю, что в правительственных бюллетенях об операции редакция такая, что должна вести неверному толкованию участия чехословацких войск при тех-то операциях. Всем хорошо известно до какой степени правительственные войска участвуют в достижении успеха. Поэтому я был бы вам очень обязан если бы вы держали действительности и не умалчивали участь чехословацких войск в этих боях. Гайда.

Ответов - 86, стр: 1 2 3 4 5 All

Сибирецъ: алекс23 пишет: Вот фото самого конца мая 1918 года. Барабинск. Гайда (1) среди солдат его 7 Татранского полка. В чешском же источнике эта фотография подписана как Новониколаевск. Поскольку мне доводилось по просьбе чешских коллег атрибутировать фотографии к юбилею ЧСК, скажу, что подписи у чехов очень часто ошибочны

алекс23: Возможно, у меня она так же ранее проходила как Новониколаевск, но у Радана Лашека (а оно взято у него) она проходит как Барабинск и с конкретной датой, которая отсутствовала на ранних копированиях и изданиях. Да подлинники включенных в альбом фото в основном хранятся в Праге, в архиве ВИМ и МО. Лашек достаточно серьезный автор , тесно работающий с МО ЧСР Кроме этого Барабинск менее чем в 300 км от Новониколаевска и эта территория входила в зону "ответственности" 6 и 7 полка. В то же время в Moje pameti Гайда очень скупо пишет о западном направлении от Новосиба, т.е. к Барабинску где в мае 1918 года где на путях располагался 6 Ганетский полк в районе ст. Чулымская с капитаном Чеховским. Пом командира 7 полка капитан Кадлец занимался в то время восточным направлением. 29 мая командир 7 полка Кутлвашр вынужден был направить в помощь Чеховскому эшелон своего полка во главе с поручиком Хусарка и примерно видимо к вечеру как указывает Гайда эшелон был на 183 км. от Новосиба. Т.е. до Барабинска он никак не дотягивает. Далее Гайда переключается на Кадлеца и... больше ничего. Прийдется более внимательно прочитать Moje pameti разных годов издания. Второе на фото у Гайды два креста Один орден св. Георгия и знак отличи Георгиевский крест, но... с веткой, ветка появилась значительно позднее мая 1918 года. Хотя я не великий специалист в наградах! Меня это смутило, но публикуя фото я взял датировку и место у Лашека. В то же время Гайда мотался по ж.д. линии и где он мог оказаться в первые дни восстания одному богу известно. Поживем увидим! Буду перечитывать Moje pameti А пока фото от Ориана из его альбома. Это Екатеринбург после парада. И здесь возможна ошибка Бернарда и Паролека надо менять местами Это фотографы легии.

Уссури: алекс23 пишет: Хрохилаих Иркутск фото 25 мая 1919 года перед смотром ЧСК Сколько на одном фото зданий для богослужений.


Сибирецъ: алекс23 пишет: Возможно, у меня она так же ранее проходила как Новониколаевск У Ориана подписано как Новониколаевск со ссылкой на архив Или это не Барабинск, или не конец мая 1918. Отряд Чеговского был в Барабинске с 26 мая по 2 июня. Гайды здесь не было. Он приехал после 8 июня, когда красные оставили Барабинск и отступили к разъезду Кабаклы. И как раз 8 июня (ЕМНИП) там у Гайды была встреча с американцами. Ну и в целом согласен, что иностранцам что Барабинск, что Каинск, что Новониколаевск одно и то же. Впервые я столкнулся с этим у французов давным-давно. Скорее всего причина этому лежит в том, что фотографии подписывались позже, по памяти. Ветка на ГК появилась в 1917 при Временном правительстве

алекс23: Спасибо Сибирец за уточнения! Одно НО, у Ориана я это фото тем более со ссылкой на Новониколаевск, в альбоме не нашел.

Сибирецъ: кажется, здесь тоже самое фото. Статья Ориана. Ссылка https://ruslocz.blogspot.com/2014/05/blog-post_18.html?view=sidebar&m=1 Уточню: я ничего не утверждаю, кроме сомнений выше, ибо мы все вторичные пользователи , в данном случае

Ратник: А есть в альбоме что-то снятое от июня-августа 1918 в Омске?

Хрохилаих: "Vychodni" - должно быть "Восточный" (выход-восход-восток) Хмм)) фоточки интересные пошли) Есть еще Гайда в период службы в Сербской добровольческой дивизии в 1916 в Одессе кто бы мог подумать, как высоко вознесет судьба этого бывшего военнопленного молодого человека!!! Кстати, не забываем, что Гайда, Кадлец, Т. Дворжак, и наверняка многие другие командиры ЧК - бывшие военно-пленные! Думаю, это осложняло их взаимодействие с русскими офицерами в 1918-19... Для последних они наверняка оставались выскочками, которых они не так давно брали в плен и даже могли когда-то и дать пинка)))

Хрохилаих: Фото Гайды со штабом в Иркутске очень хорошее, у меня оно есть, качество даже получше, однако... Подписи к фото тоже есть, может даже из этой книги...

Сибирецъ: Хрохилаих пишет: Для последних они наверняка оставались выскочками По моему мнению, не сколько выскочками, сколько предателями, получившими власть. Ведь они давали присягу в А-В. Пусть некоторые из них и перешли добровольно линию фронта под лозунгами эфемерного славянского братства (или сепаратизма=чешской свободы), но всё же они изменили присяге. К слову, у легионеров с этим проблемы были и в Чехословакии, когда они туда вернулись

Ратник: Хрохилаих пишет: Есть еще Гайда в период службы в Сербской добровольческой дивизии в 1916 в Одессе Лицо второго офицер тоже знакомое.

Ратник: Сибирецъ пишет: Ну и в целом согласен, что иностранцам что Барабинск, что Каинск, что Новониколаевск одно и то же. Впервые я столкнулся с этим у французов давным-давно. Скорее всего причина этому лежит в том, что фотографии подписывались позже, по памяти. Как иллюстрация озвученного выше тезиса.Понятно,что это Орлик и без надписи на борту,а не БП Семенова...

алекс23: Ратник пишет: Лицо второго офицер тоже знакомое. Это врач 1 Сербского полка Бедрих Оплетал. О нем известно мало. Фото сделано в мае 1916 году в Одессе. Известно 3 фото Гайды с Оплеталом. Это одно из первых. Где они встретились впервые неизвестно, есть предположение, что на Балканах при эвакуации из Сербии, но в Одессе их уже связывали близкие дружеские отношения, которые продолжались и позднее. У Ориана в альбоме есть более позднее их фото периода 1918-19 года, дружба их продолжалась и после Гражданской войны. Имеется их фото когда Оплетал приезжал в гости к Гайде в 1941 году.

алекс23: Хрохилаих пишет: кто бы мог подумать, как высоко вознесет судьба этого бывшего военнопленного молодого человека!!! Кстати, не забываем, что Гайда, Кадлец, Т. Дворжак, и наверняка многие другие командиры ЧК - бывшие военно-пленные! Думаю, это осложняло их взаимодействие с русскими офицерами в 1918-19... Для последних они наверняка оставались выскочками, которых они не так давно брали в плен и даже могли когда-то и дать пинка))) Ну если из жизни Кадлеца вычеркнуть период 1915-1917 год то он действительно бывший военнопленный, хотя вы прекрасно знаете что в Чехии есть такое понятие "стародружиники" т.е. добровольцы из числа русских чехов организовывавших чешскую дружину и ставшие впоследствии полковниками и генералами ЧСК. Гайда никогда не был военнопленным Российской империи. Воевавший за интересы России в Черногории и Сербии он был эвакуирован вместе с сотнями таких же интернационалистов по решению тогдашнего руководства России и считать его военнопленным считаю просто неэтично. Сдача его в плен на Балканах это вообще отдельная история связанная с его семьёй и первыми Балканскими войнами. Кроме этого ещё до появления в Одессе он был награжден союзными наградами орденом Даниэля Черногорского и золотой медалью Николая Черногорского. В отношении осложнения его со стародружиниками это действительно было, но по одной причине это звание! Чехи в дружине не поднимались выше младшего офицерского состава, средний и высший состав занимали русские офицеры. А тут откуда то 30 января 1917 года появляется то ли чех то ли австриец с высоким для чехов званием штабс-капитан, единственный штабс-капитан из стародружиников, которые выше подпоручиков не поднимались! Отсюда всегда напряженные отношения Сыровы с Гайдой. Последние события у Зборова и Волосовки изменили настрой рядового состава, да и офицеров так же. Ну а Пермь поставила точку.

Ратник: алекс23 пишет: У Ориана в альбоме есть более позднее их фото периода 1918-19 года А можно их посмотреть?

Хрохилаих: Ну да, Гайда русским в плен несдавался, это верно... То бишь сдавался, но не русским. Вобще-то, я не в курсе обстоятельств его пленения. Обычно, судьба пленного незавидна.

алекс23: Ратник пишет: А можно их посмотреть? Сибирец пишет "По моему мнению, не сколько выскочками, сколько предателями, получившими власть. Ведь они давали присягу в А-В. Пусть некоторые из них и перешли добровольно линию фронта под лозунгами эфемерного славянского братства (или сепаратизма=чешской свободы), но всё же они изменили присяге. К слову, у легионеров с этим проблемы были и в Чехословакии, когда они туда вернулись Никаких проблем у Русской легии при возвращении в Чехословакию не было. Наоборот, их встречали как национальных героев. О них в 20-30х издавали сборники и книги. Практически весь старший офицерский состав стали чешскими генералами. Русская легия абсолютно затмила и итальянскую и французскую легию, которые были малочисленны в Чехословакии. А вот борьба среди легий за места в МО была. Это естественный процесс становления. Здесь сыграл громадную роль Крамарж. С другой стороны, человек ведь не стоическое животное которому выжгли навеки тавро, а по мере жизни наделен и сознанием и правом выбора с признанием собственных ошибок и заблуждений как и с наличием исторических фактов происходящих вне сознания и сводящих на нет прежний выбор личности. Иначе мы можем признать себя всех предателями предавшими свою страну СССР. Чехи потерявшие свою государственность у Белой горы 300 лет пытались вернуть ее и обвинять их в предательстве интересов Австро - Венгрии , я думаю, глупо. Тут мы переходим невольно на факт сдачи Гайды в плен в 1915 году, его службы у воеводы Гейуры Петровича и не каким то рядовым офицером, а его адъютантом. Не следует забывать о национальности и происхождении его матери Анны и полном отсутствие данных где он находился после 5 артполка в течение 1912-1913 года. К великому сожалению 4 войны и развал Югославии уничтожили практически все документальные данные.

Сибирецъ: алекс23 пишет: обвинять их в предательстве интересов Австро - Венгрии , я думаю, глупо. ...речь не о предательстве интересов А-В, а об измене присяге, а это немного разные понятия... Спорить не готов, ибо я просто об этом читал у современников, не своё отношение выражаю алекс23 пишет: Никаких проблем у Русской легии при возвращении в Чехословакию не было. Мне об этом рассказывали чешские коллеги. Тут я, увы, ничего не могу сказать, ибо я в то время в Чехословакии не был

алекс23: Это чисто субъективно рассказы.

Ратник: алекс23 пишет: Ратник пишет: Это 1919?Известно где служил Оплетал в 1918-1919 в Сибири?



полная версия страницы