Форум » Униформа и реконструкция » Униформа и вексиллология красных (продолжение) » Ответить

Униформа и вексиллология красных (продолжение)

мир: Если по сибирским знакам периода Комуча-Директории есть какая-то информация - газеты, восмпоминания и пр. - то по ранним знакам красных почти ничего не известно. Прошу всех, выкладывайте сюда любую информацию про подобные красногвардейские или красноармейские знаки того времени - нарукавные повязки, нагрудные и нарукавные нашивки, ленточки (может, есть с надписями?), банты (если особенные) и т.д. Буду признателен за помощь.

Ответов - 192, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 All

мир: Ратник пишет: Первый раз встречаю подобные отлиия у касных частей.Обычно белые ленточки-повязки характерны для антибольшевистских частей. Ув.Сибирец рассказывал о белой повязке отряда Мамантова -- я потом тоже проверил по изданию. На Юге как-то тоже произошёл смешной случай -- в ночном налёте перемешались части Жлобы и донских белоказаков. Красные догадались одеть через плечо "исподнее" -- белое бельё, то есть. Так и отличали друг друга. Потом ходила шутка: "Жлобу женили" (был обычай у сватов белые полотенца повязывать). Очевидно, всё просто -- белая повязка наиболее легкое отличие в полевых условиях. Уверен, что белые повязки восставших сибиряков тоже во многом появились по этой причине.

Ратник: мир пишет: Ув.Сибирец рассказывал о белой повязке отряда Мамантова -- я потом тоже проверил по изданию. А цитату со ссылкой можшь првести? мир пишет: что белые повязки восставших сибиряков тоже во многом появились по этой причине. В смысле в Сибармии?Или позже?

мир: Ратник пишет: А цитату со ссылкой можшь првести? Точно не могу. Это в его воспоминаниях было -- август 1919 г. под Камнем: "У нашего отряд будет отличие -- бела повязка на левом рукаве". Ратник пишет: В смысле в Сибармии?Или позже? Имелись в виду офицерские подпольные группы Поволжья и Сибири, восставшие в 1918 г.


мир: Кстати, ещё одно фото из ижевского музея. Когда-то очень давно видел это фото в мелком варианте на Сэммлере. Там было подписано, что это ст.Арцыбашево. Тогда ещё не разобрал, что почти все бойцы -- в касках. Не считая бронепоезда Железнякова в Одессе в 1918 г. в трофейных французских касках, впервые вижу такой многочисленный "касочный" отряд у красных.

Ратник: мир пишет: Точно не могу. Это в его воспоминаниях было -- август 1919 г. под Камнем: "У нашего отряд будет отличие -- бела повязка на левом рукаве". Все,понял.Я почему-то на казаков генерала Мамонтова подумал,которые во время рейда по Тамбовщине использовали белые ленточки на околышах фуражек.

Ратник: мир пишет: Там было подписано, что это ст.Арцыбашево. Тогда ещё не разобрал, что почти все бойцы -- в касках. ст.Арцибашево под Ижевском расположена была?

мир: Ратник пишет: ст.Арцибашево под Ижевском расположена была? Нет. Глазов -- это уездный центр на севере Вятской губернии, который сражался против ижевцев. Ст.Арцыбашево -- это, по всей видимости, Ярославская губерния. Так что, какая из атрибутаций вернее -- не ручаюсь, тем более, что на Сэммлере была подпись - что это осень 1918 г., а не 1919-й, как подписано на этом снимке. Собственно, и атрибутацию с Сэммлера цитировал по памяти. Фото там выкладывал некий KIA -- пермяк. Это было где-то в начале темы о РККА.

мир: За снимки спасибо самарцу.

cuprum: У меня ощущение, что на фото из Ижевского музея не адриановские каски, а М17 (Sohlberg). http://www.helmets.ru/cat_rus.htm Характерного гребня не наблюдаю.

самарец: Бригадный значёк кавалерии РККА ( подлинник из экспозиции дома-музея Фрунзе ). Правда, не знаю в состав какого фронта входила 3-я кавалерийская. Скорее всего Южного....

мир: Новые фактики. Вот описание одного из "ряженных" того времени в советских воспоминаниях. Время действия - июль 1918 г., место - где-то под Сенгилеем. Будущие ряды 24-й Железной дивизии, а пока партизанские отряды под командованием Г.Д.Гая. "Любопытная это была личность - Татаренко. Вид и внешность его полностью соответствовали образу анархистов, какими их иногда изображали в плохих оперетках: высокий здоровенный дядя в малиновых штанах и красной рубахе, за поясом три гранаты и огромных размеров револьвер; через плечо висела кавалерийская шашка, а вокруг тела вилась, словно змея, длинная пулеметная лента, набитая патронами; на пехотных ботинках позвякивали шпоры. Если еще к этому прибавить, что он носил усы и бороду, то можно себе представить, с каким почтительным страхом и восторгом глядели на него деревенские ребятишки". П.Ф.Устинов. Даешь Самару! //"Юность боевая". Сборник воспоминаний участников гражданской войны. Лениздат, 1961. с.177-178. Такие "краснорубашечники" встречались иногда. Известно, к примеру, что на Украине несколько "зеленых" партизанских командиров носили красные рубахи. Да и в самом Поволжье в нач.20-х шаталась какая-то банда, как сообщала сводка, в "красном обмундировании" и с черной повязкой на рукаве. Видимо, тоже анархисты. Отряды, пока отступали к Инзе, тоже стали разлагаться, "анархизироваться" и описание автором отступления вызывает в памяти сцены "Железного потока". "Все чаще на нашем пути стали попадаться богатые помещичьи усадьбы, иным стал пейзаж: мы уходили от Волги. По существу, мы уже были вне опасности. Сознание этого, сменившее напряженность ожидания бое, при недостаточной еще организованности и излишней самостоятельности отрядов, привело к тому, что дисциплина среди бойцов заметно упала. То и дело партизаны, кто в одиночку, кто небольшими группами забегали в имения и брали там различные, совершенно ненужные им вещи. Постепенно наш обоз увеличился, и всяк олона растянулась верст на пятнадцать. На подводах сидели разряженные в самые невероятные одеяния люди и, подыгрывая себе на мандолинах, горланили песни. На одной подводе надрывался граммофон, с другой неслись тягучие, нестройные звуки фисгармонии; какой-то бородатый дядька, нацепив на себя дамскую шляпу с пышными перьями, отплясывал трепака, в невдалеке от него другой учился ездить на велосипеде, ежеминутно падая... Имел ли значение этот разноголосый шум, который был слышен далеко окрест, сыграло ли свою роль наше вооружение (с нами шло двенадцать орудий и около ста пулеметов), но впереди по деревням побежали слухи о том, что движется какое-то несметное войско". Там же, с.204. Но меня больше заинтересовал другой момент. Автор, который во время разведвылазки с отрядом на пароходах был разбит и оказался в бегах, старался найти свои отряды и пришел в с.Новодевичье под Сызранью. На странице 175 он пишет: "Под самым берегом приткнулись два буксирных парохода. От сильного волнения у меня захватило дух: "Чьи пароходы - наши или белых?.." Из села на пристань выехало несколько кавалеристов, среди которых некоторые были в старой уланской форме. Я был совершенно озадачен. Мы подошли к сложенным у реки дровам, где сидело человек сорок крестьян. Разговор шел о чехах. - А эти вон - тоже, поди, чеки? - спросил я, показывая на пароходы и умышленно искажая слово "чехи". - Какие там чехи, самые настоящие большевики, - ответило несколько голосов". То же упоминается в книге Годовщина 1-й Революционной армии. Издание литературно-издательского отдела Политуправления РВСР. М., 1920 на стр. 112 - двое улан-кавалеристов, убитые в бою у д. Климовка. Между тем хорошо известно, что 24-я Железная Симбирская дивизия нарядила своих кавалеристов в уланскую форму Литовского уланского полка только после взятия Симбирска у белых. Теперь оказывается, что уланская форма была у партизан Гая и до этого. Откуда же? То ли до этого несколько комплектов взяли с симбирских складов, то ли это какие-то другие уланы. Загадка, в общем. Но получается, идея не с неба свалилась.

мир: Из того же сборника. С.А.Кузинин. С Чапаевым. с.255 Пятого сентября в полки пришла тяжелая весть: попав в станице Лбищенской в окружение, чапаевский штаб был уничтожен прорвавшимися в тыл белоказаками. Отстреливаясь от наседавших на него врагов, Чапаев бросился в реку Урал, уже в воде был ранен и погиб. Город Уральск оделся в траур. На рукавах шинелей членов Военного совета Уральского укрепленного района появились черные с красным повязки. Траурные флаги и ленты, обрамленные черным и алым портреты Чапаева появились на улицах города Автор тогда, кстати, командовал Отдельной Киргизской (позже казахской) конной бригадой. Я вот теперь думаю - это случаем не те казахи-кавалеристы, снимок которых в статье А.Степанова о мусульманских частях РККА изображен?

мир: И напоследок. Вновь Туркестан. Из документа, который отскал уважаемый alwin. Порядок встречи афганской делегации Баркатуллы. Датировано 28 мая 1919 г. Машинописный документ с рукописными вставками. Почетному караулу у здания Турцика построиться в следующем порядке: хор музыки в пяти шагах от крыльца влево, считая по направлению к Самаркандской улице, за хором при знамени Особый отдел, за Особым Отделом мусульманская часть. ... Части войск по проезде миссии возвращаются в казармы, остается лишь Особый отряд, конвоирующий Миссию для препровождения его в гостиницу «РЕГИНУ». ... Частям, наряженным почетный караул, надлежит заготовить красные повязки на фуражке шириною в полвершка, которые надеть на околыши, прикрепив сзади наглухо. ... Командирам частей войск и отрядов, принимающих участие во встрече Афганской миссии, озаботиться, чтобы все солдаты были одеты по возможности однообразно и опрятно, а также чтобы с ними пройти ружейный прием /на караул/. В программе также фейерверк, салют из 6 пушечных выстрелов, политые водой улицы, церемониальный марш, три ординарца для миссии от Ташкентской командной школы и почетный караул в гостинице из семи курсантов.

мир: Попалось о сибирских партизанах. Вопрос 7-й: Какое вооружение и обмундирование у красноармейцев? Ответ: Есть трехлинейные винтовки, берданы и дробовики. Оружие в недостаточном количестве. Обмундирование самое разнообразное, погон нет. Видел у некоторых на фуражках чешские ленточки Опросный лист священника Вознесенского собора о.Николая Литвинцева, бывшего в плену в отряду большевистском, действующем в Нижнеудинском уезде, по Шипицынскому тракту // Партизанское движение в Сибири. Том 1. Енисейский край. М.-Л., Госиздат. 1925 г. с.218-219. А целая глава, посвященная быту партизан, рассказывает о том, как они налаживали снабжение, собачьи шапки, дохи и пр. Правда, откуда чешские ленточки, непонятно. В разведке использовали, что ли?

мир: Обновление. Попались примеры ленточек. Сначала о знаменитом десантном отряде Кожанова. "К маю 1919 г. формирование отряда было закончено: существовали три роты морской пехоты, эскадрон кавалерии, одна батарея полевой артиллерии, пулеметная команда с 20 станковыми пулеметами, обоз, штаб, полиотдел, команда связи и морская команда. Отряд стал официально называться: "1-й Десантный отряд моряков Волжской военной флотилии". Так было написано и на ленточках матросских бескозырок." Вспоминая былые походы. Воспоминания бывших бойцов Волжской военной флотилии. Горький, 1968. с.142. Остается добавить, что, судя по фотографиям, отряд в целом был одет в обычную защитную форму, но все поголовно имели бескозырки. Кавалерия, конечно, тоже. Кстати, ныне откуда-то взялся глупый предрассудок, будто марш "Прощание славянки" после революции считался белогвардейским или что он якобы был запрещен. А между тем. "13 мая отряд отбыл на фронт. На Софроновской площади (ныне площадь Маркина) состоялся митинг, на котором моряки заверили нижегородцев, что вернутся с победой. Под марш "Прощание славянки" пароходы "Достоевский", "Бухара", "Кашгар" и "Обь" отдали швартовы" (с.143). Между прочим, в этом нет ничего удивительного. Тогда еще далеко не все оркестры успевали разучить "Интернационал" - есть много примеров того, как вместо него музыкальные команды играли "Марсельезу", которую успели изучить при Керенском. Ну, а "Прощание славянки" вообще марш интернациональный и подходит к любой войне. А вот уральские анархисты. "Заметную помощь Северо-Уральскую дивизии при её отходе в Коми-Пермяцкий край оказал отряд А.Л.Назукина. Имя председателя Усольской ЧК бывшего балтийского моряка с миноносца "Сильный" Афанасия Лаврентьевича Назукина было хорошо известно в этих местах. Подвижное, со следами оспы, решительное лицо, черная матросская куртка и неразлучная трубка во рту- все это как бы подчеркивало залихватскую удаль и твердость командира. Добровольческий партизанский отряд Назукина состоял из преданных Советской власти рабочих и крестьян Усолья, Пожвы, Чермоза.Не обошлось, правда, без модных анархистских настроений. Отряд Назукина носил название "Черные орлы", на шапках бойцов вились черные ленты, и девиз отряда "Смерть противникам Советов" был написан на черном знамени. В декабре отряд насчитывал 160 добровольцев. Назукинцы нападали на белогвардейцев в самых неожиданных для неприятеля местах и быстро исчезали. Все это они делали для того, чтобы задержать продвижение колчаковцев к Майкору". И.С.Капцугович. Прикамье в огне гражданской войны. Пермь, Пермское книгоиздательство, 1969. с.66. Ссылка на: "По ленинскому пути", 1966, 24 августа, №167. Правда, несмотря на грозный вид отряд сражался неважно и, по-моему, даже сдался потом колчаковцам.

Ратник:

мир: Я ошибся относительно Назукина и его отряда... Он точно врагам не сдавался и даже наоборот. Вон, даже в психической атаке отличился. "Вспоминается эпизод под селом Архангельским (Коми-Пермяцкий округ). В бою при наступлении на это село цепи 2-го батальона нашего полка под сильным ружейно-пулемётным огнём белых залегли. Стоял 48-градусный мороз. Лежание в снегу при плохом обмундировании на таком трескучем морозе могло быть чревато тяжёлыми последствиями. На поддержку батальону была выдвинута 9-я рота нашего же полка. Рота состояла исключительно из коммунистов и комсомольцев – рабочих Майкора, Пожвы, Чермоза, Усолья и содового завода. Организована она была из отряды Чрезвычайной комиссии города Усолья. Командовал ей балтийский моряк Афанасий Назукин, политруком был А.Иконников – оба пожвинские рабочие, коммунисты. Подойдя с ротой в залегшим цепям белых, Иконников заиграл на гармони, а Назукин запел, и, несмотря на сильный огонь противника, цепи 2-го батальона поднялись и пошли в атаку. Село Архангельское было занято. В этом бою А.Назукина ранило в щеку, но он не оставил роту и после боя в госпиталь не поехал. За боевые дела против белогвардейщины А.Назукин первым в полку получил орден Красного Знамени". Удников С.Н. Этих дней не смолкнет слава: Сб. В пороховом дыму. Пермь, 1961. С.77. Кстати, советское издание (Искатель. 1967. Выпуск №5) уверяет, что несмотря на черное знамя, все бойцы - коммунисты. Просто красной материи не нашлось. http://lib.rus.ec/b/206113/read В походных колоннах Особой бригады, которые в тот день, 19 июля 1919 года, двигались мимо скромных строений самой обычной российской железнодорожной станции с громким иноземным названием, мы увидели бы красноармейцев с черными лентами над щербатыми козырьками их выгоревших и пропыленных добела, потрепанных и обвислых армейских фуражек. Да, с черными лентами… Мимо нас шла 9-я рота 22-го Кизеловского полка во главе со своим неизменным командиром, уральским рабочим и балтийским моряком Афанасием Назукиным. История этих необычных лент интересна и очень характерна для той эпохи. В Перми я разыскал двух бойцов партизанского отряда «Черных орлов», из которого сформировалась впоследствии 9-я рота Кизеловского полка, — Григория Федоровича Давыдова и Ивана Петровича Беляева. Они-то и рассказали мне о «Черных орлах». Еще на исходе восемнадцатого года два небольших чекистских отряда, созданных рабочими Усолья и Пожвы, слились в один крупный отряд. Командиром его стал большевик Афанасий Назукин. Здесь были и двенадцатилетние ребята, винтовки которых, лихо закинутые за плечо, бороздили снег прикладами, и шестидесятилетние старики. Одеты были кто во что мог, большинство ходило в лаптях. Ни военной формы, конечно, ни военного знамени… Начали со знамени. В январе девятнадцатого года в селе Тилино Коми-Пермяцкого округа Назукин увидел у одной из крестьянок большой кусок черного сатина, который она, кажется, припасла себе на новую, праздничную юбку, и упросил ее продать материал. Без знамени воевать нельзя было, а в тех захолустных, таежных местах красной ткани партизаны так и на нашли. Из сатина выкроили флаг размером два на полтора аршина, отгладили, нашили буквы из белого коленкора: «Смерть врагам Советов» и «Мы их победим». А из оставшейся ткани нарезали ленточки на шапки. Вот так и появился в прикамских лесах красный партизанский отряд «Черных орлов». «Черные орлы» почти поголовно были большевиками. Там, в отряде, вступил в Коммунистическую партию и Иван Петрович Беляев. В его личном архиве сохранился редкий документ той эпохи — временный, самодельный партбилет. Небольшой листок бумаги. В левом верхнем углу — штамп: «Пожевский Комитет Соц. Демок, Раб. Партии Большевиков 15 июля 1918 года № 184. Пожва, Соликамск, у. Пермск». В левом нижнем углу круглая печать, такая же вылинявшая, еле заметная, как и штамп: «Пожевский комитет большевиков» и «С-Д.Р.П.». Вот и весь билет… Когда Ивана Беляева на общем собрании приняли в партию, между штампом и круглой печатью вписали его фамилию, имя, отчество и — «членский вступительный взнос 1 руб. внесен». А на обороте столбиком: «июнь», «июль», «август», «сентябрь»… Уплата взносов… 29 января 1919 года в бою под селом Архангельским в бумажник, где, сложенный вчетверо, лежал этот листок, ударила белая пуля. Билет был пробит. Счастливая случайность уберегла Ивана Петровича от тяжелого ранения, а то и — кто знает? — от гибели. В том же бумажнике лежал увесистый и широкий екатерининский пятак, которым из-за денежной неразберихи тех дней пользовались как разменной монетой. А вот песня отряда. http://www.forum.pozhva.ru/node/32 Горные вершины, Вас я вижу вновь. Уральские долины – Кладбище бойцов. Товарищ наш Назукин По фронту проскакал. «Ребята, не робейте», – Армейцам он сказал. Коммунисты под черным знаменем... Знамя, ленты, лозунг, название, партбилет, отрядная песня... Колоссально! Все сохранилось! Редкая удача.

мир: Бой отряда Чеверева с чехословаками, середина июля 1918 г., с.Дюртюли Бирского уезда. Тактические способности Чеверева уже в этом бою развернулись очень ярко. Он предусмотрел все до мелочей. Даже такой вопрос, как различать своих в бою. Чеверев приказал всем бойцам развернуть фуражки козырьком назад. По этой примете мы безошибочно узнавали своих. Одежда-то у нас и у белых была почти одинакова. Евлампиев Б.А. Первая победа//На Южном Урале. М., Воениздат, 1958. с.258. Мне до этого повертывание козырьков встречалось на Украине, в отрядах Григорьева. А вот командирский "знак". Конец августа, бои под Казанью батальона В.М.Азина: А впереди, на вороном белоногом коне мчался с шашкой наголо всадник в кожаной куртке. Его узнавали издалека: в бою Азин повязывал через плечо широкий красный шарф. В те времена команлир внешне ничем не отличался от любого бойца. А ведь ему приходилось руководить войсками не с командного пункта, не по проводам, а прямо с поля, врезаясь зачастую в самую гущу схватки. Тут и помогал ему такой знак отличия - алая перевязь. В.Ладухин. В.М.Азин. М., 1967. с.29-30. То, что Азин носил красный шарф - это хорошо известно. Но мне впервые попалось, что он его использовал как знак отличия. Ладухин - однополчанин Азина и верить ему можно. Впрочем, Азин носил не один только шарф. Вот, до кучи. Помню, особое впечатление произвела на меня его кипучая энергия, сказывавшаяся в каждом его движении. Мне он показался очень высоким (хотя на самом деле он был среднего роста), подвижным, легким, красивым, с умным лицом, живыми карими глазами и светлыми волосами. Поразила меня его красочная одежда: светлая рубашка, светло-синие с лампасами брюки, красный пояс и лихо заломленная набекрень серая каракулевая папаха. Весь он был, как ярко горящее пламя. А.М.Бойкова-Маринина. В.М.Азин//На Южном Урале. М., Воениздат, 1958. с.294. (после Агрыза) Вспоминаю офицерскую выправку Азина, его серую барашковую шапку, красный башлык из легкого сукна, офицерскую куртку. Г.Д.Мельников. Незабываемые дни//За власть Советов! Киров, 1957. С.177

Ратник:

мир: В одной советской книге говорится, что это "Самарский коммунистический полк". Что любопытно, поголовно в шляпах. Совпадает со шляпами 221-го полка "Красная Звезда". Неисключено, что это - и есть его изображение.



полная версия страницы