Форум » Униформа и реконструкция » Униформа и вексиллология красных (продолжение) » Ответить

Униформа и вексиллология красных (продолжение)

мир: Если по сибирским знакам периода Комуча-Директории есть какая-то информация - газеты, восмпоминания и пр. - то по ранним знакам красных почти ничего не известно. Прошу всех, выкладывайте сюда любую информацию про подобные красногвардейские или красноармейские знаки того времени - нарукавные повязки, нагрудные и нарукавные нашивки, ленточки (может, есть с надписями?), банты (если особенные) и т.д. Буду признателен за помощь.

Ответов - 212 новых, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 All

Oigen Pl: мир пишет (на 2-й стр. темы): Вот здесь изображена встреча Фрунзе в Бухаре, кажется, 1920. ... но меня больше интересуют "панамы" на их головах. Это, очевидно, типичный туркестанский военный головной убор,так как нередко встречается на тамошних фотографиях. Можно уточнить источник фото с Фрунзе и панамами?

мир: Oigen Pl пишет: Можно уточнить источник фото с Фрунзе и панамами? Фотоальбом "М.В.Фрунзе". М., "Планета", 1990.

Oigen Pl: Спасибо!


мир: На некоторых фотографиях того времени видно, что красноармейцы носят странные воротнички или обшлага, отличающиеся по цвету от гимнастерки. Долго я ломал голову над этим феноменом. И вот - тайна раскрыта. http://zvezdaspb.ru/index.php?page=8&nput=1718 Когда уже казалось, что бой закончен и красноармейцы, повылезав из окопов, стали греться на солнышке и появляться на улицах села, полк начал нести потери от огня польских снайперов. Особенный урон наносили снайперы, засевшие в небольшом хуторе в мелколесье. Их, по-видимому, было несколько — стреляли без промаха и исключительно по командирскому составу. Наших же командиров легко можно было узнать по красному обмундированию. В Гурьеве, со взятием которого в основном закончилось существование уральского фронта, всем командирам, начиная с командира взвода, выдали по несколько метров красного сукна. Из этого сукна они пошили себе брюки, главным образом типа галифе, бриджи и гимнастерки или модные тогда френчи. Тяга к красному в нашем полку была столь велика, что даже младший состав к зеленым гимнастеркам пришил красные воротники и нарукавники, выпросив немного сукна у средних и старших командиров. В этом обмундировании командиры щеголяли в тылу и в нем выехали на фронт. И хотя каждому было очевидно, что такая форма в бою представляет / смертельную опасность, командиры считали недостойным участие в бою в походном обмундировании. И за это жестоко поплатились. Ю.Куберский. О людях и войне // Звезда. №10. 2011. С.122-123 И так, до кучи. В апреле 1920 года центральные газеты, которые иногда до нас доходили, доклады по вопросам внутреннего и внешнего положения страны, наконец повседневные разговоры подготовили нас к мысли, что наш славный 224-й стрелковый полк, так же как и вся дивизия будут брошены на трудовой фронт. Приказ об этом мы ждали со дня на день, но вместо него нам прочитали приказ о том, что дивизия должна быть переброшена на Украину для борьбы с белополяками, взявшими большую ее часть, включая Киев. В конце апреля или начале мая наш полк на станции Красный Кут погрузился в эшелоны и поехал на запад. Переезд на новый, вновь открывшийся фронт, воспринимался всеми, с кем мне приходилось говорить на эту тему, положительно. Прогнать наглецов, покусившихся на захват нашей родной Украины, — таково было общее настроение в полку. Наш, поначалу весьма медленный, переезд в железнодорожных вагонах через значительную часть страны, конечно, не мог пройти гладко. Неприятности начались чуть ли не с первых дней, и начались они с того, что на железнодорожных станциях, где мы зачастую весьма подолгу стояли, стали возникать конфликты между нами, бойцами Гражданской войны, одетыми, как правило, в гражданскую одежду, и командирами Красной Армии, создаваемой из вновь мобилизованных граждан. Эти командиры были одеты в приличную военную одежду: брюки-галифе, гимнастерку со знаками различия на одном из рукавов и так называемыми «разговорами» на груди. Вкупе с буденовками на головах такая привлекательная форма, напоминавшая одежду древних русских витязей, возмущала многих бойцов нашего полка, одичавших в уральских степях и даже не представлявших, что красноармейцам следует быть одетыми по-военному. На одной из станций, где мы, по обыкновению, долго стояли, бойцы загнали в угол не то старшину, не то командира роты какой-то воинской части, и когда тот, отвечая на вопрос, кто он такой, по-видимому с испугу оговорившись, сказал, что он хозяин роты, его начали избивать. — Мы воевали, а вы здесь снова хозяев завели! — кричали наши бойцы, участвовавшие в этом избиении. Только внезапный отход нашего эшелона, совершенный, может быть, кем-то преднамеренно, спас жизнь этому ни в чем не повинному командиру, одетому в форму, принятую для Красной Армии. Ю.Куберский. О людях и войне // Звезда. №10. 2011. С.119 Мы помогали в проведении сельскохозяйственных работ, и крестьяне делились с нами всем, что было у них на столе. Но, к сожалению, из еды у них были только хлеб и картофель. До Гущи я не видел, чтобы в пищу шла и картошка величиной с горошину. Однако мы нуждались не только в еде, но и в одежде. Одежда, добытая на уральском фронте, за время боевого перехода от Чернобыля до реки Буг у многих бойцов полностью износилась. Это обстоятельство заставило командование полка организовать по селу сбор одежды, в основном рубашек и брюк, а пока бойцов, у которых не было ничего, кроме какого-нибудь порванного одеяла или рядна, временно разместили в церкви. Ю.Куберский. О людях и войне // Звезда. №10. 2011. С.128 Белополяки полностью прекратили преследовать наш полк лишь тогда, когда мы оказались в городе Малин. В этом городе, представлявшем собой типичное еврейское местечко, и закончилась для нас война с Польшей Пилсудского. Пребывание там запомнилось мне лишь общением с местным населением. Один из пулеметчиков нашей пулеметной команды где-то приобрел талес и стал разгуливать в нем по улицам города. По-видимому, он пользовался талесом как плащом вследствие своей дремучей неграмотности, но может быть, из озорства, или даже в порядке антирелигиозной пропаганды. Так или иначе, местные евреи пришли жаловаться на него, и я убедил этого пулеметчика снять талес, чем заслужил их признательность. Этот пулеметчик обращал на себя внимание еще на Уральском фронте - я запомнил его где-то около города Гурьева, верхом на лошади, одетым в поповскую теплую рясу... Ю.Куберский. О людях и войне // Звезда. №11. 2011. С.129-130 Однажды там же, в Малине, был организован смотр полка. Смотр проводил новый командир 75-й бригады товарищ Гавро. Это была моя вторая встреча с ним. В первый раз я его увидел в каком-то леске во время отступления от Западного Буга. Не знаю, по какому поводу он находился там с группой конных и какую должность он занимал в то время. Он показался мне посторонним для 25-й дивизии, но привлек мое внимание. Привлек прежде всего тем, что был образцом красавца-мужчины. У него были большие карие глаза, нежный овал тщательно выбритого, отличвающего синевой лица и классической формы нос и губы. Одежда его тоже обращала на себя внимание. На голове была польская конфедератка, окантованная белой шерстью. Из-под конфедератки до самых плеч спускались черные локоны пышных, как у женщины, волос. На плечи была наброшена изящная черная накидка с бросавшейся в глаза пряжкой у шеи. Ю.Куберский. О людях и войне // Звезда. №11. 2011. С.130

Ратник: мир пишет: даже младший состав к зеленым гимнастеркам пришил красные воротники и нарукавники, выпросив немного сукна у средних и старших командиров

мир: Конец 1919 г. "Что касается того, что я комиссар, а не какой-нибудь шпион, то этих документов у меня нет. Даже партбилет и тот в полку. Единственное доказательство моей принадлежности к Красной Армии - красная лента у меня на офицерской шашке вместо кисточки..." Кузьма Фролович Щербаков. Комиссар 2-й Красноуфимской бригады 30-й стрелковой дивизии. В плену у Колчака. Воронеж, 1934. С.18

Oigen Pl: "...в декабре 1921 г. для дивизии, расквартированной в Омске, из филиального отделения 8-го главхозсклада в Новониколаевске (с 1925 г. – Новосибирск) было отпущено 1702 телогрейки, в то время как в Омске на складе имелось 1925 телогреек. В этом же месяце для дивизии, дислоцированной в Барнауле, из Омска было отпущено 500 телогреек, в то время как на складе в Новониколаевске имелось 3915 телогреек. К сожалению, таких примеров можно привести немало. За халатное отношение к исполнению служебных обязанностей начальник военно-хозяйственного управления Западно-Сибирского военного округа Брауэр был привлечен к дисциплинарной ответственности, а начальник учетно-распорядительного отдела Маэ, непосредственно отвечавший за поставки вещевого имущества, был отстранен от должности и предан суду революционного трибунала. См.: ГАНО. Ф. Р-1296. Оп. 1. Д. 33. Л. 11, 12." - Е.А. Бочков "ОБЕСПЕЧЕНИЕ РККА ВЕЩЕВЫМ И ОБОЗНЫМ ИМУЩЕСТВОМ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ 1920-х ГОДОВ" - http://militera.lib.ru/periodic/0/v/voenno-istorichesky-zhurnal/vij_2005-06.pdf

мир: д. Усы, июнь 1919 г. Почти весь полк получил „подарок от Колчака" — великолепные английские шинели, штиблеты и разные другие предметы. Красноармейцы успели уже нарядиться во все эти обновки, и только красные ленточки отличали их от пленных. П.Федоров. Под Красной Звездой. Боевой путь 27-й Омской стрелковой имени итальянского пролетариата дивизии. М.-Л., 1928. С. 44

Ратник: мир пишет: великолепные английские шинели Здесь автор конечно погорячился.Великолепными они были видимо только по сравнению с обносками,в которые были одеты красные солдаты. Русская шинель более для наших морозов подходит чем британская,короткая и тонкая.

мир: Трогательно как. Колчаковка с красной звездой и обязательной кожаной курткой.

Ратник: Шикарное фото.

мир: КОЩУНСТВО В прошлом году, 4 ноября, в бою под дер. Кузькино Сагда, недалеко от Кушвинского завода, частями нашего полка было взято в плен несколько красноармейцев; на одном из них, из полка "Стальные Орлы", на брюках обыкновенного защитного цвета, лампасы были сделаны из священнической ризы... Вот как издевается над православной христианской верой правительство "рабочих и крестьян". Наша газета. Омск. №27. 16 сентября 1919 г. Отряд Каландаришвили ...Черное анархистское знамя отряда, хранящееся ныне в Иркутском областном краеведческом музее, поставленные на один уровень лозунги "Мир хижинам, война дворцам!" и "Грабь награбленное!" в тех условиях не могли в одночасье уступить место красному пролетарскому знамени... В.С.Познанский. Очерки истории вооруженной борьбы Советов Сибири с контрреволюцией в 1917-1918 гг. Новосибирск, Наука, 1973. С.144.

Сибирецъ: Не нашел, куда запостить. "Снимок заснят в 1923 году в гор. Минусинске. В составе штаба Енисейского пограничного отряда войск ГПУ Сибири" Енисейский губернский погранотряд существовал с начала 1921 года по октябрь 1924. Отряд занимался охраной границы с Танну́-Ту́вой, имел четыре пограничных комендатуры, семнадцать линейных застав и контрольно-пропускной пункт по Усинскому тракту.

Ратник: А что за необычная нашивка у бойца в красноармейской форме??

мир: Похоже, обычный шеврон стрелковых частей РККА 1920 г. Ну, или РВТ - форма шеврона не ясна и арматуры вроде нету.

Ратник: скорее на РВТ похож на мой взгляд...

мир: Красная кавалерия. Разнообразие в одежде прогрессирует. Пестрота усилилась появившимися на самарском фронте небольшим кавалерийским отрядом. Всадники одеты в красные шаровары и черные папахи с черными кисточками с красными верхами. Военные ведомости. №28. 25 декабря 1918 г.

Ратник: Какие-нибудь интеры -курды,турки или босняки...

мир: Как я и подозревал - чапаевцы. А над Пугачевым вновь взвился красный флаг и уцелевшие рабочие, и семьи их восторженно встречали всадников в больших папахах, увенчанных красными огромными кистями, спускающимися поза-плечи. Всадники были вооружены до зубов, увешаны пулеметными лентами и бомбами, они весело скалили зубы, грозили черными кулаками по адресу тех домов, где ворота и окна были крепко заперты дрожавшей буржуазией. Это были - чапаевцы. Чапаев и чапаевцы: сб. воспоминаний к десятилетию гибели В. И. Чапаева (1919 - 5 сентября 1929 г.). Самара: Гос. изд-во, Средневолж. обл. отд-ние, 1930. С. 35. Мы подходим к сильно укрепленным позициям противника. Вперед выбрасывается Чапаев с отрядом человек в 100 (характерными отличиями чапаевцев были большие черные шапки с красным верхом и выбивающиеся из-под них вихрастые кудри). Там же. С. 63. Я думаю, чапаевцы носили папахи в стиле запорожских казаков, с шлыками с кистями. Ну, может, на шлыки денег не хватило. Вот только где Чапаев этого нахватался?

Ратник: Было бы здорово отрисовать реконструкцию.



полная версия страницы