Форум » Вооружение и боевая техника » Польские бронепоезда в Сибири » Ответить

Польские бронепоезда в Сибири

vvs2058: Третьими по численности после чехословацких и японских бронепоездов в составе интервентов в Сибири и на Дальнем Востоке были польские броневые поезда. Строились они, судя по всему, из универсального "строительного материала" времён Гражданской войны - американских металлических полувагонов Владивостокской постройки 1915-1917 гг. Первоначально в составе 5-й стрелковой дивизии поляков было три бронепоезда: "Варшава", "Краков" и "Познань". Затем якобы к полякам попал четвёртый бронепоезд - "Сокол", переименованный ими в "Познань.2", но тут нужно ещё разбираться с "деталями". Импровизированный БП "Варшава": Источник: польские Интернет-сайты.

Ответов - 36, стр: 1 2 All

Штабс-капитан: Краевед пишет: "Познань" или "Краков" "Краков". На него была возложена задача охранять мост через Енисей

Краевед: Штабс-капитан пишет: "Краков". На него была возложена задача охранять мост через Енисей Спасибо. По воспоминаниям Витольдовой-Лютык именно "Краков" на станции Клюквенной замыкал линию 5-й Польской дивизии. "…Рождество и Новый год пролетели, ничего нового не принеся с собой. Дни шли за днями. Ехали очень медленно, так как на ст. Клюквенная (120 верст от Красноярска) находились чешские эшелоны, мешавшие нашему продвижению. Наш эшелон ["железнодорожная рота" дивизии] стоит в поле, в 3–4 верстах [западнее] от станции [Клюквенной]. Морозный день склоняется к вечеру, вдали погас последний луч заходящего солнца. Я прогуливалась около эшелона. Впереди перед моими глазами расстилалась равнина, а вдали, как синяя туча на горизонте, виднелась гора, поросшая лесом. Перед нашим эшелоном стоял единственный в Сибири латышский эшелон. Из польских наш поезд был первый, за нами стоял броневик «Познань». Далее штаб Польской дивизии и другой броневик «Краков». Броневые поезда были окрашены в защитный цвет. Я каждый раз останавливалась перед броневиком и издали смотрела в темные отверстия, загадочно пугавшие своей темнотой. Небольшая группа чехов прошла мимо меня, вызывая удивление на лицах польских часовых. Я вернулась в вагон и там узнала, что явилась в штаб Польской дивизии делегация чехов просить об уступке им паровозов, так как они свои заморозили. Поляки ответили, что свободных паровозов не имеют, просят чехов скорей нагреть и поправить свои паровозы и освободить дорогу для польских эшелонов, так как большевики идут, уже бой под Красноярском. Слова поляков никакого успокаивающего действия не оказали, чехи ушли и пригрозили занять путь, если не достанут паровозов. Через час-два пришли латыши в наш поезд и спрашивали, правда ли, что поляки хотят взорвать латышский поезд. Им так сказали чехи. Поляки успокоили латышей, и те ушли. Зато во всех польских эшелонах царило беспокойство. Отдан был приказ вооружиться. В нашем эшелоне все мужчины стояли около вагонов вооруженные. Ждали приказа о выступлении против дерзких чехов, которые не заставили себя долго ждать, явились вооруженные и направились к штабу Польской дивизии. Мы, женщины, сидели в вагоне, время от времени я выходила на площадку и присматривалась к тому, что творилось около эшелонов. Вдали за ними виднелся зеленый броневик, около него толпились польские солдаты, окружив тесным кольцом чехов, чехи неистово кричали, размахивали руками. Видимо, визит чехов не принес им желанных результатов. С недовольными лицами они возвращались обратно. Кругом был расставлен польский караул. Солдаты узнали, что чехи хотели взорвать польский броневик, мотивируя это тем, что не хотят, чтобы все досталось большевикам. Не знаю, какие переговоры в действительности велись; пишу только то, что тогда мы узнали". (См.: Витольдова-Лютык С. На Восток // Великий Сибирский Ледяной поход. М.: ЗАО Центрполиграф, 2004. СС. 542-543.) А какова дальнейшая судьба польских бронепоездов?

Штабс-капитан: Краевед пишет: По воспоминаниям Витольдовой-Лютык именно "Краков" Да это так. Кроме того, прямое упоминание "Кракова" есть в ГАКК. В-Л ошиблась только в "Познани". "Познань" погибла ранее, речь должна идти о "Познани-2"


Штабс-капитан: Краевед пишет: А какова дальнейшая судьба польских бронепоездов? Плен. Дальнейшая судьба пока не известна.

Сибирецъ: Краевед пишет: странную роль сыграл начальник особых отрядов полковник Макри, отдавший приказание об отходе без всяких видимых оснований А Щепихин пишет о нем в положительном ключе, что именно благодаря фланговой атаке Макри белые не побежали...

Сибирецъ: Поляки пишут, что в Новониколаевске в арьергарде оставалсоь 2 бепо. Интересно, какие бепо уходили последними?

Ратник: Сибирецъ пишет: Поляки пишут, что в Новониколаевске в арьергарде оставалсоь 2 бепо. Интересно, какие бепо уходили последними? Вероятно,"Кондор" и "Забияка",именно они уходили из Омска последними.Если конечно они про русские БП писали...

Сибирецъ: Нет, конечно польские, тема же о польских бепо

Краевед: Сибирецъ пишет: А Щепихин пишет о нем в положительном ключе, что именно благодаря фланговой атаке Макри белые не побежали... В отношении событий ВСЛП на территории Енисейской губернии у Щепихина вообще довольно много путаницы, а его субъективизм прямо зашкаливает. Должен сказать, что от его рукописи как от исторического источника ожидал гораздо большего. Всё-таки начштаба армии, но в его описаниях довольно много сомнительных мест. Отрядом уфимцев, наступающими 5 января 1920 г. на красноярскую Николаевскую слободу, командовал генерал-майор Петров. Однако Щепихин в своих записках несколько раз вычеркивает имя Петрова и вставляет вместо него имя генерал-майора Бангерского. Вероятно, были какие-то личные причины для замены. Два непосредственных свидетеля штурма Красноярска оставили противоположные воспоминания. Генерал-майор Щепихин: «Противник воодушевился и начал спускаться в долину. Если бы не п. Макри со своими охранниками, то возможно, что к вечеру наши эшелоны [на ст. Минино] были бы в руках противника. П. Макри вынесся на санях во фланг из-за цепей 2-й Уфимской кавалерийской дивизии, которая к слову сказать бездействовала, открыл огонь прямо с саней, рискуя потерять свой конский состав, и остановил наступление противника, – он начал отстреливаться, медленно пятиться к городу… Польский броневик, видя, что бой закончился, ушел вновь на ст. Красноярск». Генерал-майор Пучков: «Странную роль сыграл начальник особых отрядов полковник Макри, отдавший приказание об отходе без всяких видимых оснований. Атакующие части поспешно отошли, не успев даже вынести своих раненых; запасной батальон ижевцев, имевший в строю 680 человек, вывел из боя только 380; понесла большие потери и пехота 4-й [Уфимской стрелковой] дивизии; конница завязла в снегу и сделать ничего не могла». Возможно, генерал Пучков, не бывший на месте данного события 5 января и сделавший эту запись по сведениям штаба 2-й армии, путает и обвиняет здесь Макри напрасно. Генерал-майор Макри действительно проявил нерешительность в боях под Красноярском, но произошло это не 5 января у станции Бугач, а на следующий день в бою у дер. Дрокино.

Сибирецъ: Мемуары дело такое

Сибирецъ: Краевед пишет: В отношении событий ВСЛП на территории Енисейской губернии у Щепихина вообще довольно много путаницы, а его субъективизм прямо зашкаливает. Надо Вам первый вариант воспоминаний почитать

Сибирецъ: Сибирецъ пишет: Поляки пишут, что в Новониколаевске в арьергарде оставалсоь 2 бепо. Интересно, какие бепо уходили последними? А всего к моменту эвакуации в Новониколаевске было 3 польских бепо

Ратник: Сибирецъ пишет: А всего к моменту эвакуации в Новониколаевске было 3 польских бепо "Познань","Краков" и "Варшава"..?

Сибирецъ: Ратник пишет: "Познань","Краков" и "Варшава"..? Румша не пишет, какие. Я потом посмотрю. Наверное, они. Мне интересно, какие два остались последними. Это тоже установлю, здесь надеялся , что коллеги, кто занимается бепо, смогут дать ответ.

Сибирецъ: Из воспоминаний польского офицера: "Бронепоезда были переоборудованы из американских угольных вагонов, оснащенных листами литой стали грузоподъемностью 40 тонн. В укрепленных бетоном стенах были сделаны бойницы. Перед этими машинами была поставлена бронированная платформа с пушкой и 4-8 пулеметами."

Сибирецъ: Сибирецъ пишет: Поляки пишут, что в Новониколаевске в арьергарде оставалсоь 2 бепо. Интересно, какие бепо уходили последними? "Познань" и "Краков"



полная версия страницы