Форум » Вооружение и боевая техника » Бронепоезда белых » Ответить

Бронепоезда белых

мир: Оказалось, у нас нет отдельной темы по бронепоездам. А жаль - как раз попалось хорошее фото. Семеновский бронепоезд "Усмиритель" ("Станичник") на станции Оловянная. Обращают на себя, конечно, прежде всего, круглая башня и снегоочиститель. Из книги В. Василевского "Дела легендарных дней". Подпольщики Оловянной провели смелую операцию по захвату семеновского бронепоезда «Усмиритель», незадолго до этого переименованного в «Станичник». Активную роль в этом сыграла семья Пляскиных – Илья, Валентина, Глафира, Михаил, Федор и Яков. Через мобилизованного в семеновскую армию Д.В. Темникова, работавшего до этого в оловяннинской подпольной организации, удалось установить связь с некоторыми членами команды бронепоезда. Так на «Усмирителе» в декабре 1919 года была создана подпольная организация, в которую вошли фельдшер Пирожников, рядовые И.А. Горенков, И.К. Казанас, И. Теплинский, П. Захаров. Возглавил организацию младший командир пулеметного взвода унтер-офицер Игнатий Семенович Никитин. Через Пляскиных, Илью и Клавдию, подпольщики бронепоезда установили связь с партизанским соединением М. Якимова и договорились, что переворот будет совершен во время практических стрельб, которые бронепоезд проводил около Оловянной. Команда бронепоезда состояла из нескольких офицеров и сорока солдат. Определенные надежды подпольщики возлагали на то, что большинство рядовых команды – это мобилизованные, а 15 человек – бывшие грасногвардейцы. Переворот был назначен на 14 марта 1920 года, когда намечались практические стрельбы за пределами Оловянной. Как пишет М. Якимов, к 9 часам утра 14 марта в район Цугольского дацана, находившегося в 12 км от Оловянной, были подтянуты три партизанских полка. В 2 часа дня бронепоезд покинул Оловянную и ушел в направлении станции Бурятской. Подпольщики замкнули вагон с рядовыми, после чего Никитин, Теплинский и Горенков ворвались в офицерский вагон и начали в упор расстреливать ничего не подозревавших офицеров. После унитожения офицеров был открыт вагон с рядовыми, которым объявили о победе восстания. Мобилизованные солдаты немедленно присоединились к подпольщикам, а семеновских добровольцев расстреляли. После захвата бронепоезд отправился на станцию Оловянную, куда вступили партизанские полки М. Якимова. Удар был настолько неожиданным, что находившиеся в Оловянной полк чехов и 7 японский пехотный полк не осмелились выступить и объявили о нейтралитете. С помощью оловяннинских подпольщиков и рабочих был разоружен семеновский батальон и арестовано 18 офицеров, в том числе генерал и полковник. Партизаны разоружили бронепоезд, сняв с него 5 орудий, 7 станковых пулеметов и большое количество боеприпасов. «Со станции Оловянной, пишет М. Якимов, моим отрядом было вывезено до 2000 подвод со снарядами, патронами и всевозможным военным снаряжением». Из рабочих Оловянной был сформирован пехотный партизанский батальон. После выполнения боевой задачи станция оловянная была оставлена партизанами.

Ответов - 69, стр: 1 2 3 4 All

мир: Интересная история про бронепоезд Земской Рати "Волжанин". http://pereklichka.livejournal.com/188366.html

Ратник: Может кому-то пригодится. Командир батареи 1-го отдельного Сибирского броневого поезда подпоручик Лев Нколевич Иконников.Убит 9 августа 1919 г в бою.

Пермяк: Ратнику - Можно узнать откуда информация.


Ратник: Пермяк пишет: Можно узнать откуда информация. Из некролога о смерти этого офицера,похоронен был в Томске.

Пермяк: В Перми 14 апреля я видел бронепоезд на ст. Пермь-I. Вагоны бронепоезда конусные и на низких колесах. Говорили, что это американские. Состоит из 2-х паровозов и 2-х бронированных вагонов; один вагон с пулеметами и двумя башнями, а другой с дальнобойными пушками и одна бронированная дрезина с пулеметами. Доклад члена Вятского отделения Сибирского ЦК РКП(б) С.А. Килина о поездке в Сибирь и на Урал. ПермГАНИ Ф.693/6. Оп. 1. Д.12. Л.46. Интересно, не бронепозд ли это захваченный белыми в Паленом Логу?

rvzx:

Алексей Елисеенко: А что у нас известно о командире бронепоезда "Сибиряк" Кирилле Кристальном?

Алексей Елисеенко:

Уссури: А почему такой укороченный вариант стихотворения? Оно же гораздо больше.

Алексей Елисеенко: Уссури пишет: А почему такой укороченный вариант стихотворения? Знаю. Но именно в таком виде "Каппеля" опубликовали в "Сибирских огнях"

Уссури: Алексей Елисеенко пишет: Знаю. Но именно в таком виде "Каппеля" опубликовали в "Сибирских огнях" А какого года издание и где издавалось?

Алексей Елисеенко: Уссури пишет: А какого года издание и где издавалось? В Новониколаевске (Новосибирске), данный стих "Белый броневик" напечатан в 5 книге 1928 года.

Ратник: 29 августа 1919г. в Омске умер канонир броневого поезда Северной группы из граждан Томской губ. Ново-Николаевского у. Степан Григорьевич Пахомов. ГИАОО, ф.16, оп.11, д.095, л.181. Информация любезно предоставлена С.Парфеновым. Никто не подскажет что за БП??

barnaulets: Бронепоезд «Сибиряк» 1-го Средне-Сибирского корпуса. Команда бронепоезда на отдыхе, лето 1919 г.

Ратник: Первое фото датировано также летом 1919 г.?

barnaulets: Не знаю, там где взял https://www.facebook.com/groups/235464709869743/ дата снимка не подписана. Только комментарий: к 23 февраля 1919 г. на ст.Пермь-I прапорщиком Чернявским был построен бронепоезд «Сибиряк», с этого же числа зачисленный в состав 1-го Средне-Сибирского армейского корпуса. Да и на втором фото время года скорее всего определено эмпирически - по летнему пейзажу и форме одежды.

мир: Почему-то эта фотография Сибиряка гораздо менее известна. И еще пара безымянных.

санников: Алгазин Александр Сергеевич, р. 1895. Штабс-капитан. В белых войсках Восточного фронта до эвакуации Приморья; 1919–1920 курсовой офицер Омского артиллерийского училища, 1922 на бронепоезде №3 дивизиона бронепоездов Отдельной железнодорожной бригады; с 1 сен. 1922 командир батарей на бронепоезде №2. В конце 1922 — весной 1923 в госпитале (барак №7) в Гензане (Корея). В эмиграции в Китае, на 1 сен. 1925 и 1 сен. 1928 член артиллерийской секции Союза служивших в Российских армии и флоте в Шанхае, к 1941 там же, служащий муниципальной полиции. После 1949 — в США. Ум. 1981 в Сан-Франциско.

санников: Безсонов Владимир. Поручик. В белых войсках Восточного фронта; командир 1-го Сибирского бронепоезда. Капитан. Взят в плен янв. 1920 под Красноярском. Остался в СССР, к 1925 торговец на базаре.

санников: Сергей Григорьевич Трофимов был сыном управляющего изумрудными копями близ Екатеринбурга. В 1916 г. окончил Казанское военное училище, служил начальником пулеметной команды 22-го пехотного Нижегородского полка. В феврале 1918 г. пленен немцами в районе местечка Поставы Вилейского уезда, в тот же день сбежал из плена. Сергей Трофимов был мобилизован в 8-й Ирбитский стрелковый полк. Воевал на броневике под Ирбитом и Нижним Тагилом, Кунгуром. В Чите принят в дивизион бронепоездов под командованием подполковника Розынко, боролся с партизанами. В эмиграции – начальник лесного отряда горно-лесной полиции на станции Эрдаохедзы.

Сибирецъ:

Хрохилаих: М. Коломиец. Бронепоезда первой мировой и гражданской войн. https://www.youtube.com/watch?v=Tg3aX6F_nRc Автор сетует, что нет большого полного исследования по данной теме. Но кто бы, кроме него самого, изучающего эту тему лет 30, такую книгу написал?

Ратник: Лекция хорошая,но посмотрите сколько там из почти 2 часов времени посвящено красным и югу России и сколько востоку (минут 10-15 и по сути это только перечисление названий и все).

Хрохилаих: Я думаю, это по 2 причинам: 1) по белым БП есть книжка 2007 кажется года. Это уже хоть что-то. 2) более-менее "жирные" архивные фонды существуют только по Красной армии и ее бронепоездам. По ним и можно делать открытия и писать книги. А по белым нового к уже известному найти гораздо проблематичней. Хотя... Есть фонд Сибирского бронедивизиона и фонд бронедивизиона атамана Семенова. Но они маленькие, в одном 10 дел, в другом 1 дело, зато, правда, толстое. А может есть и другие. Да один черт, рядовому историку, что профессиональному, что любителю, как я понял, весьма проблематично устроить себе месячную командировку в Москву дабы ознакомиться со всеми этими сокровищами.

Ратник: Ну понятно,по красным БП на порядок больше и фото и документов... По белым БП пока лучше Власова ничего нет (либо просто мне не известно).

Уссури: Ратник пишет: По белым БП пока лучше Власова ничего нет (либо просто мне не известно). А это что такое?

Хрохилаих: Это имеется в виду произведение Власова, воевавшего лично на белых бронепоездах. По характеру, если не ошибаюсь, это полу-мемуары, полу-исследование, я их лишь бегло просмативал. Они занимают 400 стр. из 600 стр. сборника, изданного в 2007 с предисловием того же Коломийца и дополнительными приложениями.

Хрохилаих: Кстати, только сейчас рассмотрел, в конце 2 статьи И. Гиркина (который Стрелков). Вот это человек) повоевал, поставил винтовку, написал пару статей, опять взял винтовку и пошел дальше воевать)

alexei: Книгу "Белые бронепоезда в Гражданской войне" читал от корки до корки, книга замечательная, только жаль что почти всё что там написано о юге России в гражданской войне.

Ратник: Я читал в "Военной были",да там юг только,увы...

Хрохилаих: По Востоку мало источников, либо они еще не выявлены. Но отдельные крупицы, как старателю, моющему золото, иногда попадаются. К примеру, наступление на ст. Иркутск 31 декабря или 1 января 1920 до подхода эшелонов Скипетрова вел отряд из 3 бронепоездов под командованием ротмистра К.И. Арчегова: «Атаман» (командир пор. Мичурин) «Беспощадный» (командир подъесаул Гордеев М.Н.) «Грозный» (командир капитан Белых) Но это между нами))) вроде, нигде не фигурирует... А тот офицер, что был убит при нападении чехов на семеновцев на ст. Байкал 9 января 1920 был ротмистр Ельшин. И по погонам семеновцев, не знаю, имеет ли ценность:

Ратник: Хрохилаих пишет: наступление на ст. Иркутск 31 декабря или 1 января 1920 до подхода эшелонов Скипетрова вел отряд из 3 бронепоездов под командованием ротмистра К.И. Арчегова: «Атаман» (командир пор. Мичурин) «Беспощадный» (командир подъесаул Гордеев М.Н.) «Грозный» (командир капитан Белых) А мне попадалось,что это были "Беспощадный","Истребитель" и "Мститель"... Вензеля это видимо у стрелков 1-го Манчжурского... А что это за текст,воспоминания участника..?

Хрохилаих: "Беспощадный","Истребитель" и "Мститель" - это у Новикова о всей группе Скипетрова. А это из воспоминаний Гордеева, из журнала "Луч Азии". Некоторые номера есть в Москве.

Ратник: Хрохилаих пишет: А это из воспоминаний Гордеева, из журнала "Луч Азии". У Вас оттуда или из газеты? Где-то попадалось,что было вообще 4 единицы и названия другие...

Хрохилаих: В газетах не встречал. Леонид, вы ведь близко от Москвы? Съездили бы в РГВА, посмотрели приказы по бронедивизиону?))) не пришлось бы гадать)

Сибирецъ: Бронепоезд ""Калмыковецъ" с казаками "Особого Казачьего Отряд атамана И.П. Калмыкова" 1918-1919 год.

санников:

санников:

санников:

санников:

санников:

Ратник: что у них на повязках?

санников:

Хрохилаих: Подпись гласит: "Броневик, захваченный семеновцами". Вот интересно, у кого они его захватили??? Таких "больших" орудий ни у красных, ни тем более, партизан в Забайкалье не было... У НРА ДВР в 1920? Что-то сомнительно... Или в Приморье или ДВ?...

Ратник: Хрохилаих пишет: Подпись гласит: "Броневик, захваченный семеновцами". Там большая часть подписей выдуманы,к ним нужно оч.скептически относится.

Уссури: Ратник пишет: что у них на повязках? Японские ЖД войска.

alexei: 24 декабря 1918 года в составе Сибирской отдельной армии (образована на Пермском направлении из Екатеринбургской группы) насчитывалось 4 бронепоезда, которые входили в состав 1-го Отдельного дивизиона бронепоездов (командир — подпор. Щербаков). С 25 апреля 1919 года в составе Сибирской отдельной армии была выделена группа генерала А. Пепеляева, в которую входил Сибирский дивизион бронепоездов. На 23 июня 1919 года в Сибирской армии насчитывалось 4 бронепоезда. В апреле 1919 г. на вооружении Западной армии генерала М. В. Ханжина имелось всего 6 бронепоездов: "Забияка", "Волжский", "Кондор", "Сибиряк", "Горняк" и "Тагил". Они были разделены на два дивизиона во главе с поручиком Ростовцевым и штабс-капитаном Корневым. Личный состав дивизиона, куда входил "Тагил", к тому времени имел численность более 100 человек (без учета роты десанта). "Тагил" командир бронепоезда поручик В. Розынко, далее на должности командира бронепоезда его сменил поручик царской армии и капитан в армии Колчака А. Стихно. В том же 1919 году "Тагил" вместе с бронепоездами "Забияка" и "Кондор" действовал на железной дороге Курган — Петропавловск (в районе реки Тобол). Названные бронепоезда приняли участие в так называемой Петропавловской операции.Бронепоезд «Забияка», состоял из трех серых стальных полувагонов с 2 легкими орудиями и 6 пулеметами. Впоследствии, он был захвачен красными на станции Тайга. Бронепоезд «Тагил», состоял из одного вагона и был вооружен одним тяжелым орудием и 2 пулеметами.

alexei: Белые отступив до тупиковой станции Байтук (Троицко-Орская железная дорога), на 20 августа 1919 г. подвергли уничтожению весь подвижной состав, состоящий из 1257 вагонов и 44 паровозов, со всеми награбленными ценностями, пшеницей, маслом, обмундированием, боеприпасами, станками... Картина была ужасающей. На 20 верст по линии бушевал огонь. Хлеба сгорело более 200 тысяч пудов, масла более 30 тысяч пудов. Пожар продолжался 11 дней. Ж.д. путей далее ст. Байтук на юг не было, всё перевозили обозами до ст. Орск, где снова грузили в вагоны и везли в Оренбург. Ценностей было много, а времени чтобы всё перевезти не хватило. Там же белогвардейцы взорвали и два своих бронепоезда "Горняк" и "Нижний Тагил".

Ратник: alexei пишет: "Горняк" и наш "Тагил". Эти два БП были или самыми боевыми и отчаянными или самыми удачливыми,их команды регулярно проходят в приказах на повышение в чине и награждение,а вот с "Кондора" никого нет почему-то...

alexei: Белые бронепоезда в Сибири. На ст.Красноярска восставшими захвачен 4 января 1920 г.бронепоезд "Кондор"(потерял две бронеплощадки на Разъезде 776 верста 17 ноября 1919 г.). На станции Минино 6 января 1920 г. оставлены экипажами бронепоезда "Забияка" (потерял одну бронеплощадку 30 октября 1919 г.в Петропавловске и одну бронеплощадку 24 декабря 1919 г. на ст.Тайга), бронепоезд "Тагил"(вероятнее в душе называли Дедушка, мое предположение). Команды ушли с колонной генерала Каппеля.

Ратник: alexei пишет: бронепоезд "Кондор"(потерял две бронеплощадки на Разъезде 776 верста 17 ноября 1919 г.). На станции Минино 6 января 1920 г. оставлены экипажами бронепоезда "Забияка" (потерял одну бронеплощадку 30 октября 1919 г.в Петропавловске и одну бронеплощадку 24 декабря 1919 г. на ст.Тайга) Потому перед Омском их разделили на двое, судя по всему.Отсюда путаница,т.к. красные писали что и "Кондора" и "Забияку" захватили под Омском.Захватили, видимо, вторые части БП,действовавшие как отдельные бронеединицы,а остальные части этих БП сгинули уже под Красноярском. А никто не знает кто хотя бы командовал "Кондором"?

alexei: Вы имеете в виду захват на железнодорожной станции Омск?

Ратник: да

Уссури: Бронепоезд "Уралец" из опросного листа поручика Митрова.

alexei: Капитан 2 ранга Николай Николаевич Зубов, в сентябре 1918 года назначен командующим двумя бронепоездами 26-го Шадринского полка горных стрелков. Затем в том же 1918 г. командующий Отдельным броневым железнодорожным дивизионом 3-го Уральского армейского корпуса.

alexei: Николай Николаевич Зубов.

санников:

санников:

мир: Похоже, из одной "фотосессии".

санников:

санников:

санников:

санников:

мир: Сводка отдела разведки 5 стр див. 12 час 2 июля карта 10 верст в дюйме показанию перебежчиков и пленных отступление происходит панически офицеры уезжают вперед солдаты бегут на все стороны бросают винтовки и патроны обоз отправляют заранее настроение всех тире сда[с]т[ь]ся плен но боятся расстрела 26/6 направлению Кунгуру прошел полк кавычки гайда кавычки в составе 2000 штыков беребежчиков вдел пулеметов обмундирование английское. Большой сыр 2 6 июня прибыл 3 артиллерийский тяжелый дивизион в составе 4, 42 линейных орудий. 15 Белебейский полк расфиромирован. Бронепоезд актимский состоит 4 вагонов 1 платформы и 2, 3 дюймовых орудия и уланский ескадрон 50 человек мобилизованных павлодарский полк 23, 25 июня отведен в групповой резерв поставлен тыл своей дивизии предполагая отправить его в резерве в район Богородское в полку около 500 штыков 2 батальон почти вес[ь] разбежался в 4 батальоне 1 рота 80 штыков в полку осталось 6 пулеметов 2 были сданы 4 осталось 2 орудия 59 Саянском полку 350 человек 4 пулемета и много еще осталось 1 орудие словам других 400 штыков 5 пулеметов и 1 орудие 60 полку 250 штыков 6 пулеметов 1 орудие 11 Нижнеудинском полку 450 штыков 6 пулеметов 4 орудия 2 ударном полку 250 штыков 6 пулеметов 3 орудия 1 Красноуфимском 630 штыков 2 орудия 7 пулеметов из них 2 кольта по словам других Красноуфимской бригаде совсем нет орудий 2 Кыштымском 6 рота 500 штыков 3 пулемета особом ударном отрядом командой поручика Зотова уже 230 штыков 3 пулемета общее впечатление таково что армия белых распадается дезертирство достигает громадных размеров Начраведот от Репин 5/VII Вм. Что за бронепоезд, неясно. На станции Куеда белые захватили в начале апреля у красных какой-то бронепоезд из двух крытых платформ с трехдюймовками и пулеметами - кажется, "Свободная Россия". Но видимо, толком повоевать ему не пришлось, так как он иногда упоминается как сломанный и без цилиндров где-то до отступления из Красноуфимска.

мир: Вот такая информация о бронепоезде "Калмыковец", но безо всяких ссылок на источник. Впрочем, кое-какие источники по изложению угадываются. https://dzen.ru/a/YCXPzs0stH5j__g_https://dzen.ru/a/YCXPzs0stH5j__g_ Сергей Косяченко 41 подписчик Желтый бронепоезд. 12 февраля 2021 Про жёлтую подводную лодку, классику рока в исполнении «Биттлз» знают все. Моя история менее романтична и вместе с тем, отчасти страшна. Она про жёлтый бронепоезд. Гражданская война в США оказала огромное влияние на развитие военной науки и техники. Многое в это время появилось впервые или применялось с размахом, какого прежде не знали: применение крупных масс кавалерии, встречный бой, протяженные кавалерийские рейды в глубокие тылы противника, оптический прицел, колючая проволока… Практически одновременно (так что одни военные историки держат приоритет за северянами, а другие – за южанами) обе стороны додумались до того, что как-то в голову прежде не приходило: установив пушку на железнодорожной платформе, подойти вплотную и открыть огонь по ничего не подозревающему противнику. Гражданскую войну в России не зря называли Великой войной бронепоездов. Все стороны, вовлечённые в этот ужасный конфликт, испытывали дефицит бронетехники и для того, чтобы повысить ударную мощь своих войск и способность к маневру, строили разнообразнейшие бронированные чудовища. Бронепоезда брали города и становились последней надеждой обороняющихся. Они могли, внезапно, обрушится на врага мощным артиллерийским ударом, высадить неожиданный десант или отразить контратаку противника. Часто именно прибытие бронепоезда на поле боя становилось последним доводом, решавшим исход кровавого сражения. Классическим примером является взятие дивизионом бронепоездов русских наемников на китайской службе под командой полковника Чехова такого многомиллионного мегаполиса, как Шанхай. Эта история рассказывает об одном из бронепоездов белой армии и составлена из уникальных воспоминаний непосредственных участников событий, которые не могли быть опубликованы в советское время по известным причинам. Он был выкрашен в цвет казачьего лампаса не из политических соображений, а просто ввиду отсутствия другой краски в паровозном депо Хабаровска. Несмотря на дальнейшую неоднократную перекраску, в историю Дальнего Востока он вошел именно как «желтый бронепоезд». Все бронепоезда, как и корабли, имели собственные имена. Может потому, что первоначальные команды их составлялись из моряков. Наш броневик назывался «Калмыковец» в честь атамана генерал-майора Калмыкова и принадлежал казакам Уссурийского казачьего войска. В конце июня 1918 г., в разгар боев на Уссурийском фронте, Центральный комитет Амурской речной военной флотилии по распоряжению Дальневосточного краевого штаба Красной Гвардии приступил к формированию двух бронепоездов, для которых вооружение решено было снять с речной канонерской лодки «Монгол». Матросы этой канонерки и составили первоначальные команды данных бронепоездов. «Монгол»подошел к железнодорожной ветке завода «Арсенал» в Хабаровске, куда подогнали два четырехосных угольных металлических полувагона, которые во время Первой Мировой войны закупались в большом количестве в Америке. На каждую платформу поставили по одному 75-мм орудию Канэ и по два пулемета. Сюда же доставили два паровоза и две теплушки. Бронирование платформ было выполнено в виде вторых бортов из досок, с заполнением межбортового пространства речной галькой, перемешанной с портландцементом. Спешу заметить, что подобного рода бетонное «бронирование» широко применялось в огромных масштабах по обе стороны фронта от Киева до Владивостока. Бронепоезда получили наименования в соответствии с номерами стоявших на них орудий: «Номер первый» - командир комендор П.Г. Зенюк и «Номер второй» - командир комендор С.И. Блошенко. Паровозная бригада назначалась от железнодорожников Хабаровского депо. Начальником дивизиона бронесил амурцев был назначен артиллерийский кондуктор Д.П. Блинов. «Слесаря депо броневички оборудовали из угольных платформ, т.е. американских углярок. В команде 34 красных бойца и истопники паровоза...» (из неопубликованных воспоминаний красногвардейца Жарцева) 5 июля 1918 г . Особый казачий отряд (ОКО) Уссурийского казачьего войска под командованием есаула Калмыкова во время наступления на г.Никольск-Уссурийский у разъезда Таловый после боя с большевиками захватил красный бронепоезд с орудием и снарядами. Последний под названием «Калмыковец » к началу января 1919 г . официально входил в состав ОКО и участвовал в наступление на Хабаровск. По всей видимости, и второй бронепоезд, брошенный красными матросами в Хабаровске, позднее пошел на доукомплектование «Калмыковца». Вторая пушка Канэ была захвачена испорченной и годилась только на переплавку. Вместо нее были установлены два 47-мм скорострельных орудия Гочкиса и около десятка пулеметов. 23 июня1919 Походный атаман казачьих войск при правительстве адмирала Колчака генерал-лейтенант Дутов присутствовал на Круге уссурийских казаков в Гродеково, где и встретился с генерал-майором Калмыковым, уссурийским атаманом. Оттуда 29 июня атаманы выехали в Хабаровск в сопровождении желтого бронепоезда. Несмотря на такой внушительный эскорт, несколько раз приходилось исправлять пути, разобранные партизанами, а по ночам вагоны пять раз обстреливались из леса. Путь из Владивостока в Хабаровск занял шесть суток. 4 июля в 12 часов дня Дутов и Калмыков прибыли в Хабаровск и получили приказ мобилизовать уссурийское казачье войско на борьбу с партизанами. На вокзале для встречи был выставлен почётный караул с оркестром 36-го стрелкового полка и Особого Уссурийского казачьего отряда. Присутствовали русские и иностранные офицеры, а так же представители местного самоуправления. Летом-осенью 1919 г. «Калмыковец» участвовал в боях против партизан в Хабаровском крае и сыграл значительную роль в подавлении владивостокского мятежа, получив благодарность от самого наместника Колчака генерала Розанова и атамана Калмыкова. Во время восстания правых эсеров – сибирских областников во главе с бывшим командующим Сибирской армией генералом Р.Гайдой во Владивостоке 17-18 ноября 1919г бронепоезд «Калмыковец » с командой в 60 человек являлся одной из немногих верных командованию боевых единиц. Он отстаивался в тупике на Эгершельде и двинулся в сторону вокзала, как только гайдовцы открыли боевые действия, но мятежники взорвали пути под первой площадкой. Тем не менее, «Калмыковец» был способен стрелять и оказал большую помощь войскам, подавлявшим мятеж, под его прикрытием по путям шли цепи юнкеров, гардемаринов и солдат 35-го егерского полка, в конечном итоге подавивших гайдовский путч. Однако в памяти людей бронепоезд остался все-таки не по причине военной доблести. Во время формирования «Калмыковца» к нему был прицеплен классный вагон с решетками на окнах и на дверях купе. Вагон был предназначен для передвижной гауптвахты, но вскоре перешел под нужды юридического отдела, так у калмыковцев называлась контрразведка. Комендантом вагона и командиром конвойного взвода стал прапорщик Леонид Пискунов. Вот тогда-то желтый бронепоезд и стал символом смерти и нечеловеческих страданий. Судьба Пискунова могла быть вполне рядовой и ничем не примечательной. Родился он в 1898 году в многодетной мещанской семье в городе Оса ныне Пермской области. Неизвестно, кем бы стал Пискунов, но из последнего класса реального училища он ушел добровольцем в действующую армию, оттуда - в Казанское военное училище, где через несколько месяцев получил звание прапорщика пехоты. После революции Пискунов отправился на Дальний Восток, где приписался в уссурийские казаки, в одной из станиц ему был выделен офицерский земельный пай из войскового запаса. Пошлое ковыряние в земле мало привлекала романтичного прапорщика, и, благо, граница была рядом, он рванул в Китай. Там и нашел новое прибежище, быстро влившись в казачий отряд атамана Калмыкова. После назначения Леонида на бронепоезд, походная гауптвахта в народе получила страшное название «вагон смерти». Название появилось не случайно: романтик Пискунов, став комендантом бронепоезда, поставил пытки и смерть на поток. Не ради дела, ради собственного удовольствия. В период лета-осени 1919 года сопливый прапорщик запытал до смерти и казнил около 200 человек. Происходило это так: контрразведка Калмыкова выявляла подпольную организацию ВКП (б), хватала всех участников, а дальше к делу подключался Пискунов. Он мог бы расстрелять этих людей, не пытая, но предпочитал людей мучить. Когда в 1927 году ему пришлось расплачиваться за содеянное, чекисты нашли и тех, кто выжил, и тех, кто видел злодеяния Пискунова своими глазами. Свидетели, в основном полуграмотные крестьяне, даже спустя восемь лет с ужасом вспоминали, как он отрубал руки, отрезал носы, заставлял жертв поедать собственные экскременты и заниматься педерастией. Забитые шомполами, посеченные нагайками и в живую расчлененные шашками исчислялись десятками. Перечень всех изуверств, которые вытворял 20-летний паренек невзрачного вида, занял в обвинительном заключении полтора листа. Женщинам, пожалуй, от молодого изверга доставалось почище, чем мужчинам. Апогеем пискуновского беспредела стало убийство хабаровских подпольщиков - контрразведка, выявив врагов, похватала их и отдала на потеху Леньке-коменданту. Казнил он их на Амурском мосту. Как всегда, он растягивал удовольствие от мучений жертвы. Те, кому только предстояло умереть, от вида мясницкой работы Пискунова падали в обморок, седели на глазах, лишались рассудка. Хотя, справедливости ради, надо заметить, что прошедший через вагон смерти и оставшийся в живых подпольщик Василий Голионко в своих воспоминаниях прямо указал, что невинных арестованных, вопреки красной пропаганде, среди узников вагона-гауптвахты он не встречал. Там были и пленные партизаны, и подпольщики, и торговцы опиумом, и убийцы-уголовники. Вся деятельность палача тщательно конспектировалась еще одним ублюдком - неким гражданином Ждановым, который ухитрился даже издать брошюру «Вагон смерти». Учет убийств велся и в агентурных донесениях информационного отделения калмыковского юридического отдела (контрразведки). Все эти данные потом легли в основу доказательств вины Пискунова. За повальный грабеж арестованных и присвоение их имущества, а так же за взятки и вымогательства Атаманом Калмыковым был арестован в полном составе юридический отдел и по иронии судьбы был отдан в руки своего палача. От Лени Пискунова они получили тот же набор пыток и издевательств, на которые обрекали свои жертвы. Свое начальство комендант расстреливал с особым удовольствием и чувством глубокого удовлетворения. В декабре 1919 года с чином сотника его перевели на другую должность, доверив командовать взводом пулеметчиков бронепоезда «Уссуриец». Но эта служба нравилась ему меньше. В июле 1920-го он дезертировал и бежал в Китай, оттуда на полгода вернулся в Никольск-Уссурийский (где даже недолго поработал в милиции следователем). А в 1921-м попал в казачий партизанский отряд полковника-калмыковца Ширяева. Разбои, налеты, диверсии, похищения людей стали для него обыденностью. Но риск Пискунов не любил - куда приятнее было измываться над безоружной жертвой. В отряде «дедушки» Ширяева, например, он взял на себя ответственную миссию похищать и пытать заложников. Бывший сотник, ушедший в 1924 году за границу, два года просидел в китайской тюрьме за какое-то темное дело, а в 1927-м, заочно приговоренный китайцами к смерти, попытался вернуться и укрыться в Приморье, но прямо на улице его опознал рабочий Воробьев. По приговору суда Пискунов был расстрелян. Мы должны помнить не только героев Гражданской, но и палачей с обеих сторон назвать поименно и не забывать, иначе все может повториться вновь. Судьба желтого бронепоезда после прорыва отряда генерала Калмыкова из Хабаровска через китайскую границу зимой 1920 года неизвестна, ни по каким документам он больше не проходит. То ли он воевал уже на стороне красных, то ли до 1922 года оставался в белых армиях, но это уже другая история. А матери на Богом забытых дальневосточных полустанках еще долго пугали ребятишек желтым бронепоездом, по ночам, бесшумно скользившим по рельсам и забиравшим непослушных детишек с собой.

мир: Из воспоминаний благовещенского партизана Кирилла Иванова. Рабочие мне об”яснили, как это произошло. На станции Гоньжа оказался шпик, который выехал с первым поездом и предупредил стоящих на Рухлово броневик и японский эшелон. Они под”ехали совершенно неожиданно. Не доезжая до станции, высадились, а потом окружили. Федор и остальные ребята былись до последнем издыхании. Но силы были неравные против четырех было человек около ста. Хоть умерли в бою, – гордились рабочие. Забрав трупы, мы их увезли и похоронили. Приехали с Мугдагачи наши разведчики, которые выяснили, что броневик-истребитель, под командованием семеновского полковника Шуманова, оперирует у Рухлова Ушумун «Свободный». За последнее время к нему прицеплены вагоны с японцами в количестве не менее двухсот штыков. Кроме того, японцы сосредоточили силы в городе Свободном откуда вышли несколько карательных отрядов по направлении Никитовка Мазаново и другие места для ликвидации партизанских отрядов. И даже из Благовещенска отправлены японские самолеты. Товарищ из Мугдагачи передали, что нашему партизанскому отряду нужно во что бы то ни стало задержать броневик, когда они будут следовать в направлении Свободного. Иначе нашим отрядам, находившимся в центре области будет трудно. Нужно любой ценой отвлечь внимание противника и не дать ему сосредоточиться в одном месте. Я выделил специальную команду 25 человек, во главе с товарищем Голаниным, которому поручил во что бы то ни стало разобрать рельсы и не пропустить броневик. Отряд разделил на две группы: Первая группа на километр от места предполагаемой катастрофы, вторая залегла около того участка, где предполагалось, что поезд сойдет с рельс. Ночью показался броневик. Двигался осторожно. Рельсы были развинчены, но так поставлены на место, что совершенно не было заметно. Раздался треск, шипение, передние два простых вагоны сошли с рельс, броневик накренился, но паровоз шел сзади, застопорил запарил. На открытой площадке начал освещать прожектор. Наши молчали и притаились. Т-та-та-та затарохтел с броневика пулемет, броне вагоны стали медленно накреняться но вдруг крах и броневик накренившись остановился. Мать…. мать… посыпались крики с броневика. Начали выскакивать. Наши открыли огонь, завязалась перестрелка. Прожектор потух, темнота, только видно, вспышки пулеметов и винтовочных выстрелов. Трах-трах… заговорила скорострелка с броневика. Завязался бой. Броневик сопротивлялся, но это была агония. Паровоз парил, сделал попытку оторваться, чем усилил больший крен. Раздался треск и броневик упал на бок. Шипение, взрыв, столп пара, бой окончен. Наши партизаны бросились в атаку. Уцелевшие белые были перебиты. Японский эшелон тоже почти истреблен. Осталось в живых но, почти все раненные – 82 человека, которых мы не дали обозленным партизанам добить. Полная победа. Досталось много трофей. Восемьнадцать штук пулеметов, одна скорострелка, четыре бомбометы, четыреста штук винтовок и до двух сот тысяч русских и японских патрон. Гранаты, бомбы, обмундирование и амуниция, а также две большие аптечки. Орудие привели в негодность, мы пошли на базу. Японцы и белые послали два броневика, четыре броне-автомобиля, шесть эшелонов, но поймать нас было трудно, мы уже были в тайге. Как только пришли на базу, на другой день с Мугдагача пришел Харитонов и Ноздряков. Они передали нам от всех отрядом пламенный привет. Все намеченные планы самураями и белыми для разгрома красных в расположении Бочкарево – Свободный у Шумун Мазанова разбиты. Полный разгром карательного отряда и броневика. У японцев убитых 111 человек из них 2 офицера и ранено – 82 чел. Белых убито – 121 чел., из них 6 офицеров и ранено вернее уцелевших – 6 человек. Всего 320 человек. Наших вместе с погибшими и в бою убитыми 7 чел. и ранено – 9 чел., в том числе был ранен тов. Голанин в руку. Когда он подскочил вплотную к открытой площадке броневика и бросил ручную гранату его ранили. Снова победа подбодрила партизан всей области и даже за ее пределами. Подтверждений данной информации у меня нет, как и обратного.

Уссури: мир пишет: Вся деятельность палача тщательно конспектировалась еще одним ублюдком - неким гражданином Ждановым, который ухитрился даже издать брошюру «Вагон смерти». Автор хоть бы удосужился заглянуть в эту брошюру. Жданов сам являлся узником "вагона смерти" и успешно бежавший оттуда.

мир: https://forums-su.com/viewtopic.php?t=888576 https://forums-su.com/viewtopic.php?t=903877 Бронепоезд "Каратель". Бронепоезд "Калмыковец". Вроде такое фото еще не всплывало. Заметен калмыковский флаг, интересен и строй пожарных на платформе.

Ратник: Первое известно,публиковалось лет 5-7 назад,а второе-да,как будто не мелькало.



полная версия страницы