Форум » Вооружение и боевая техника » Авиация и авиаторы ЗСК, ВСП и их противников в мае - августе 1918 года » Ответить

Авиация и авиаторы ЗСК, ВСП и их противников в мае - августе 1918 года

Елисеенко Алексей: Собственно сабж. ЗСК - Западно-Сибирский комиссариат ВСП - Временное Сибирское правительство противники - разного рода красные режимы на территории Сибири ("т.н.Сибирской советской республики"), войска "Центросибири" (июль -август 1918 г.). Думаю, тема может быть весьма любопытной. Просьба "Восточный фронт" красных, КОМУЧ не рассматривать - эти аспекты хорошо известны.

Ответов - 40, стр: 1 2 All

Михаил: Барабаш пишет: Читал где-то, что тяжёлое вооружение чехословаки, в основном, оставили Антонову-Овсеенко, за что он им выразил революционную благодарность. В.А. Антонов-Овсеенко 16 марта 1918 г. издал приказ, в котором говорилось: «...наши товарищи Чехословацкого корпуса, с честью и доблестно сражавшиеся под Житомиром, прикрывая Киев, под Гребенкой и Бахмачом, прикрывая пути к Полтаве и Харькову, ныне покидают пределы Украины и передают нам часть оружия. Революционные войска не забудут той братской услуги, которая оказана была Чехословацким корпусом в борьбе рабочего народа Украины с бандами хищного империализма. Оружие, передаваемое чехословаками, революционные войска принимают как братский подарок». "Боевое и обозное имущество" чехословаки сдавали на всём протяжении своего пути от Бахмача до Пензы и, судя по количеству оружия, сданного только Пензенскому Совету, запасы его были всё ещё немалые: "...к 4 апреля местному совету было сдано около 50 тыс. винтовок, 5 млн, патронов, 1200 пулеметов, 72 орудия и 3 аэроплана..."

bersercer: Окончание записи от 8 мая из дневника Чижковского: ...Быстро и красиво совершив посадку, выскочил и взволновано рассказал аудитории: « Четверть часа назад достиг скорости 120 вёрст в час на максимальной высоте 980 метров (1280 оборотов винта в минуту). Немного подождал и снова вылетел с братом подпоручиком Новаком. После превосходного взлёта вскоре исчез в облаках и был целых 45 минут невидимым, поэтому многие забеспокоились. Но другие братья смогли убедить нас, что брат Фиала является первым среди чешских летчиков, поэтому он вернётся. И действительно. Примерно через час сквозь сильный шум ветра послышался звук двигателя и на огромной высоте появилась черная точка, которая всё росла и скоро мы увидели биплан, который красиво кружил над станцией и выполнял сложные петли в воздухе. Облетев Барабинск, брат Фиала очень легко и элегантно приземлился. Оба пилота, выскочили из аппарата целые и невредимые (на высоте 1.800 метров зима: 35 градусов по Реомюру). (с) Перевел Барабаш

Михаил: *PRIVAT*


bersercer: 1.Letecký a automobilní oddíl v Serdobsku duben 1918, letoun Sopwith 1 1/2 Strutter, před letadlem stojí František Diviš, František Placák, Vlastimil Fiala, František Šelepa, Lev Melč a Jaroslav Skála. http://1.air_war.sweb.cz/anabaze/anabaze.htm 1. Československý letecký a automobilní oddíl byl založen na přelomu února a března 1918 v Kyjevě kde obdržel 22.2. od odjíždějící francouzské mise první letadla 2x Nieuport, 4x Sopwith 1 1/2 Strutter (1A2 č.:1202, 1203, 1204), Morane-Saulnier Parasol a náhradní motory Clerget. Poté, vzhledem k evakuaci celého armádního sboru, se měl oddíly Pečerský a Slavětínský (Svatošínský) přesunout dne 3.3. na východ na letiště Lubny, v té době pod vedením ppor. Melče (Lubenský oddíl). Zde přebrali další část francouzského materiálu včetně dvou letadel (Nieuport/Spad ?). ...V Penze byli dne 16. dubna přinuceni odevzdat další část materiálu a letadel. V Barabinsku Vlastimil Fiala s Josefem Novákem, Františkem Kubovým a Václavem Ševcem provedl několik zalétávacích a orientačních letů. Poté byl transport od 11.5. do 22.5. opět na cestě. V Krasnojarsku 23.května byl oddíl donucen odevzdat zbytek materiálu a letadel... Там же. Похоже, что над Барабинском и Каинском поручик Фиала летал всё-таки на Сопвиче 1 1/2 Strutter. Остальные самолеты 1-й чешской авиагруппы были одноместные...

bersercer: Сведения из Военно-исторического архива (VUА) ЧР Prijmeni1 FIALA Jmeno1 Vlastimil Datumn1 11.8.1893 Datumn2 11.8.1891 OkresN Poděbrady ObecN Opočnice OkresD Poděbrady ObecD Opočnice RUtvar2 1.let.odd. RHodnost2 poručík DatumZ 5.5.1917 MistoZ Bukovina BylZajat DatumP 15.5.1917 MistoP Jasy Rumunsko Datum2 28.10.1918 Arm1 LR Utvar1 5.stř.pl. Hodnost1 poručík Datum5 27.12.1920 Utvar4 let.odd. Hodnost4 kapitán Poznámka V legiích od 28.10.1917 do 31.12.1919.*1.9.1914 zařazen k leteckému oddílu č.1 a odveden jako poručík - letec. *6.1.1919 povýšen na kapitána.*7.3.1919 těžce zraněn při pádu letounu, stal se invalidní. *Do vlasti plul lodí hefron 13.8.1919. 1.1.1920 povýšen na majora.*Asi v r. 1924 v hodnosti plukovníka generálního štábu dán do výslužby. *doplnění dalších informací na podnět badatele Ing. Františka Steklého. Поручик Фиала Властимил, 11.9.1893, Пардубице, округ Опочницы, пленен 15.05.1917 в районе Яссы Румынские 6 января 1919 года был произведён в капитаны, 7 марта 1919 года тяжело ранен в результате падения самолёта и в августе 1919 года отправлен на Родину. Стал инвалидом (лишился ноги), но продолжал военную службу. 1 января 1920 года произведён в майоры. В 1924 году вышел в отставку в звании полковника.

Алексей Елисеенко: Фиала в Омске, апрель 1918

Ратник: Сибирецъ пишет: какие части вместе с Бойно-Радзевичем сдались красным в Новониколаевске в дек 1919 г. 7-я Авиарота,капитан (тогда еще) Бойно-Радзевич в центре (с ГО и окопными часами).

Войсковой старшина: Кто еще известен на этом снимке?

Ратник: Войсковой старшина пишет: Кто еще известен на этом снимке? стоят слева направо - доктор Калинин, доктор Лейцит, прапорщик Румянцев, прапорщик Короводин, делопроизводитель Белоусов, прапорщик Кондратенко, механик Таманов, делопроизводитель Землянкин, подпоручик Левенец; сидят слева направо - поручик Пушкарев, капитаны Карочаев, Бойно-Родзевич, Никольский и поручик Халчев. Есть знакомые лица..?

Войсковой старшина: Не то что лиц, фамилий знакомых нет, кроме, естественно, Бойно-Родзевича

Ратник: Войсковой старшина пишет: Не то что лиц, фамилий знакомых нет, кроме, естественно, Бойно-Родзевича Жаль,думал может еще кто из его сослуживцев попал в колчаковскую авиацию.

Хрохилаих: Попалось мне в архиве одно интересное воспоминание красногвардейца... Заинтересовало тем, что он писал о том как попал в авиаотряд Центросибири, отступивший из Иркутска в Забайкалье летом 1918. Я и не думал, что у красных была авиация в то время... Посмотрю, что именно там написано...

мир: https://img-fotki.yandex.ru/get/196161/81126904.a/0_17cbd5_4d17bde_orig.jpg

мир: Приезда авиаторов. В Красноярск недавно приехала группа морских офицеров-авиаторов с эшелоном аппаратов и технических принадлежностей для устройства около города мастерских для изготовления аэропланов. Но вследствие неблагоприятных метеорологических условий долины р. Енисея, главным образом, из-за сильных ветров, морские летчики принуждены искать другое место, более подходящее по климату. Таким благоприятным районом является Владивосток. Морские летчики сами с Балтийского побережья. Во время наступления немцев им удалось эвакуировать авиационное имущество в Самару, куда и было все доставлено еще при большевиках. Теперь, с оставлением Самары, наши единственные гидроавиаторы получили задание развернуть свои мастерские в Сибири и снабжать союзные армии на нашем фронте летательными аппаратами. Все ценные технические принадлежности: станки, материалы и пр. привезены ими с собой. "Св. С." Русская речь. №38. 17 ноября 1918 г. Подарок армии от Ново-николаевского Биржевого комитета. Биржевой комитет купил для армии самолет-истребитель, передал его представителям 3-го Авиационного дивизиона и послал военному министру следующую телеграмму: "Биржевой комитет, радуясь своей возможности помочь дорогой нашей армии, шлет ей свой привет и в качестве подарка аэроплан-истребитель, сооруженный в Ново-Николаевске средствами Биржевого комитета инженером Поповым. Да поможет Бог спасти Россию и ее народы от переживаемых бедствий. Аппарат передан третьему Сибирскому Авиационному дивизиону". Русская речь. №194 (267). 10 сентября 1919 г.

Войсковой старшина: мир пишет: аэроплан-истребитель, сооруженный в Ново-Николаевске средствами Биржевого комитета инженером Поповым Этот аэроплан, Попов-VII, действительно был в 3-м Сибирском авиаотряде и даже летал.

Хрохилаих: Вобщем, у Центросибири аэропланы были, но полетать на них, судя по всему, не успели... После чехословацкого мятежа аэропланы (видимо не все) эвакуировали из Иркутска в Читу.Там собрали 2 аппарата "Лебедь" и "Вуазен" (так в тексте), очень хотели произвести бомбометание по Семенову. Не было ни одного летчика! Нашли офицера- летчика военнопленного-турка, тот наотрез отказался... Уже после того, как Семенова отогнали назад в Манчжурию, этот турок (то ли Селим, то ли Селимов, хотя какойтам Селимов, наверно Селим-паша какойнибудь) все же согласился, начал тренировочные полеты, в ходе которых один аппарат повредили или даже разбили, потом и второй вышел из строя...Тем временем уже и чехо-белые к Чите подошли. Вобщем в боевых действиях авиация Центросибири так и не поучаствовала.

Ратник: Хрохилаих пишет: Вобщем, у Центросибири аэропланы были, но полетать на них, судя по всему, не успели... После чехословацкого мятежа аэропланы (видимо не все) эвакуировали из Иркутска в Читу.Там собрали 2 аппарата "Лебедь" и "Вуазен" (так в тексте), очень хотели произвести бомбометание по Семенову. Не было ни одного летчика! Нашли офицера- летчика военнопленного-турка, тот наотрез отказался... Уже после того, как Семенова отогнали назад в Манчжурию, этот турок (то ли Селим, то ли Селимов, хотя какойтам Селимов, наверно Селим-паша какойнибудь) все же согласился, начал тренировочные полеты, в ходе которых один аппарат повредили или даже разбили, потом и второй вышел из строя...Тем временем уже и чехо-белые к Чите подошли. Вобщем в боевых действиях авиация Центросибири так и не поучаствовала. А известно придумать успели опознавательные знаки для самолетов Центросибири..?

Хрохилаих: Нет, не встречал. Думаю, не дошло до этого, раз даже ни одного летчика не было. А вот со стороны белых на Прибайкальском фронте самолет или самолеты были... Блин, не помню где, читал, что при появлении самолета китайский отряд в диком ужасе побросал винтовки... Возможно, басня...

Алексей Елисеенко: А как же известные совещания большевиков, где сетовали, что дескать авиация есть, но задействована против Семенова?

Хрохилаих: Хммм... Значит нужно искать другие источники... Возможно ситуация менялась... Но по моему источнику (Куприн-Рютин) в июле-августе 1918 в Чите собраны 2 аэроплана, но нет ни одного летчика. Интересно, а есть вообще упоминания со стороны семеновцев, что против них действовал хоть 1 самолет?.. А известные совещания - это заседания Центросибири? Вариант: самолеты отправили в Читу и отрапортовались - задействована против Семенова! А то что на них некому летать, и невдомек?



полная версия страницы