Форум » Вооружение и боевая техника » Авиация и авиаторы ЗСК, ВСП и их противников в мае - августе 1918 года » Ответить

Авиация и авиаторы ЗСК, ВСП и их противников в мае - августе 1918 года

Елисеенко Алексей: Собственно сабж. ЗСК - Западно-Сибирский комиссариат ВСП - Временное Сибирское правительство противники - разного рода красные режимы на территории Сибири ("т.н.Сибирской советской республики"), войска "Центросибири" (июль -август 1918 г.). Думаю, тема может быть весьма любопытной. Просьба "Восточный фронт" красных, КОМУЧ не рассматривать - эти аспекты хорошо известны.

Ответов - 40, стр: 1 2 All

Сибирецъ: в книгах Хайруллина и Ко "Авиация Гражданской войны" и "Военлеты погибней империи" подробно расписано.

Елисеенко Алексей: Сибирецъ пишет: в книгах Хайруллина и Ко "Авиация Гражданской войны" и "Военлеты погибней империи" подробно расписано. Уверены? Давайте по пунктам: 1. ВСП - менее страницы. 2. По ЗСК - 0. 3. По Центросибири - 0. (Военлеты погибшей Империи).

Елисеенко Алексей: ОК. Что известно из Хайрулина и Кондратьева по ВСП: 1) 2 Вуазена и 2 Морана-парасоля на станции Иннокентьевская вблизи Иркутска 2) 2 Лебедя, "собранные пленными немцами в Красноярске" 3) "Несколько допотопных аппаратов" в Спасской летной школе - в т.ч.Форманы-16 и Блерио 9. 4) Какие то неисправные самолеты и запчасти, предназначенные для Харбинского авиаклуба. -------------------------------------------------------- 1) 2 Сибирский авиаотрд - 2 разведчика Форман-30 (Красноярск) 2) 3 авиаотряд ("Оренбургский") - 3 Формана 30, 3 летснаба, 3 пилота (станция Вагай?) 3)33 корпусный авиаотряд, в оперподчинении у чехов. Приводятся фамилии пилотов Владимиров, Комаров и Семенов. На Фармане летал Семенов, на Вуазене - Комаров. И это по сути все. Тема исследована уважаемыми авторами?

Сибирецъ: Видите, коллега, по ВСП у них что-то есть. А у ЗСК и Центросибири может и не было авиации. Моя проблема - недостаток времени. Посмотрю - кажется, у них расписано, какие части вместе с Бойно-Радзевичем сдались красным в Новониколаевске в дек 1919 г.

Елисеенко Алексей: Сибирецъ пишет: Видите, коллега, по ВСП у них что-то есть. Этого очень и очень мало. И несколько неточно. Сибирецъ пишет: А у ... Центросибири может и не было авиации. Была. Что тогда захватывали чехи Ушакова под Иркутском? Сибирецъ пишет: Моя проблема - недостаток времени. Это общая проблема. Даже системная. Сибирецъ пишет: Посмотрю - кажется, у них расписано, какие части вместе с Бойно-Радзевичем сдались красным в Новониколаевске в дек 1919 г Это к лету 1918 г. мало относится. Хотя и интересно, как отдельная тема.

Елисеенко Алексей: Продолжаем собирать крупицы жемчужин... 18.6.1918 "Командующий приказал немедленно выслать летчиков, имеющихся в частях..." линия Мариинск, Томск, Ново-Николаевск. Деж.штофкор капитан Иванов. ГАТО, Ф-Р. 1362, оп.1, д.213, л.51

Сибирецъ: Елисеенко Алексей пишет: Сибирецъ пишет: цитата: в книгах Хайруллина и Ко "Авиация Гражданской войны" и "Военлеты погибней империи" подробно расписано. Уверены? Давайте по пунктам: 1. ВСП - менее страницы. 2. По ЗСК - 0. 3. По Центросибири - 0. (Военлеты погибшей Империи). вы были правы, коллега. там лишь на 1919 г.

bersercer: 14 июля. Национальный праздник. Чехословацкий полк захотел участвовать в смотре, устроенном французской авиационной группе. Я завтракал с полковником и несколькими из его офицеров... 8 августа. В 19 часов прибыл в Курган, который был эвакуирован постепенно. Оставил маленький французский авиационный отряд /131/, прибывший передать авиационные аппараты и оказать, как ими нужно пользоваться. Морис Жанен. Отрывки из моего сибирского дневника. http://scepsis.ru/library/id_1981.html

Алексей Елисеенко: А никому не попадалось, какие гидросамолеты использовались в армии Колчака?

Сибирецъ: Кстати, в Ново-Николаевске жил изобретатель Попов (о нем много написано в инете, нет времени порыться в компе). Он еще до революции начал изготавливать самолеты. Несколько его аппаратов попали на службу в армию Колчака, возможно, собранные уже в период ГВ. Они упоминаются и в книге Военлеты погибшей Империи ("Попов- VII" и тд).

Алексей Елисеенко: Сибирецъ пишет: Кстати, в Ново-Николаевске жил изобретатель Попов (о нем много написано в инете, нет времени порыться в компе). Он еще до революции начал изготавливать самолеты. Несколько его аппаратов попали на службу в армию Колчака, возможно, собранные уже в период ГВ. Они упоминаются и в книге Военлеты погибшей Империи ("Попов- VII" и тд). Самое интересное что гидросамолеты делали и в Красноярске. Понять бы какие?

Сибирецъ: Попов делал самолеты из разных запчастей, собственной конструкции. Как они выглядели, мы вряд ли узнаем. По гидросамолетам первый раз узнал от Вас.

Tasei1919: В Красноярске есть Авиационный завод, находится на территории бывшего Судостроительного завода, если интересно сразу за боулинг клубом Пирамида, здание постройки 1938 года, выкрашено в розовый цвет, именно там собирали гидросамолеты, напротив этого завода через протоку Енисея на острове Молокова был центр управления самолетами и водная взлетная полоса, на развалинах этого центра любители истории тестируют купленные в Красноярске металлодетекторы. Если интересуетесь историей авиации читайте "Против Черного Барона" И.Спатарель.

мир: Tasei1919 пишет: В Красноярске есть Авиационный завод, находится на территории бывшего Судостроительного завода, если интересно сразу за боулинг клубом Пирамида, здание постройки 1938 года, выкрашено в розовый цвет, именно там собирали гидросамолеты, напротив этого завода через протоку Енисея на острове Молокова был центр управления самолетами и водная взлетная полоса, на развалинах этого центра любители истории тестируют купленные в Красноярске металлодетекторы. Так, в дополнение. В книге "Русский флот на чужбине" (М., Вече, 2009, стр.331) есть высказывание контр-адмирала М.И.Смирнова: "У нас имелось четыре гидроаэропланных лодки типа Щетинина [М-9] и 53 хороших запасных авиационных мотора, эвакуированных из Балтийского флота. Лодки были без крыльев. Благодаря выдающейся энергии авиатора старшего лейтенанта Марченко в Красноярске были сделаны крылья и даже начата постройка новых аэропланов, последние не могли быть готовы к весне, но крылья к 4 имевшимся лодкам были сделаны" (ГА РФ. Ф.5881. Оп.1 Д.472. Л.13).

bersercer: Из текста книги „Za svobodu 1914–1920“, III. díl, r. 1926, стр. 137 следует, что "велитель 1. ческословенскего летецкего оддилу братр поручик Фиала" порадовал всех своими полетами 8 и 9 мая 1918 над городами Каинск и Барабинск... интересно бы знать, на каком самолете...

bersercer: Вот что записал в своем дневнике 8 мая 1918 года легионер Ян Чижковский (Čížkovský): „Ráno bratři namontovali dvojplošník a připravili ho k odletu. Brzo po poledni shromáždilo se téměř všechno obyvatelstvo Barabinska na stepi. O 1/2 2. hodině přišel bratr poručík Fiala, vsedl se šikovatelem Novákem do letadla, bratr Šelepa dal kontakt a již velebně se dvojplošník vznášel. Kroužil nad stepí a rychle zmizel v mracích směrem ke Kaňsku. Vrátil se za 1/2 hodiny..." "Утром братья собрали биплан и подготовили его к полёту. Вскоре после полудня в степи собралось почти всё население Барабинска. В пол-второго пришёл брат поручик Фиала (Fiala) с фельдфебелем Новаком (Novákem), они сели в самолёт, брат Шелепа (Šelepa) дал контакт и добро на взлёт и биплан взлетел. Покружил над степью и быстро исчез в облаках на пути к Каинску. Вернулся он через полчаса..." (с) Перевел Барабаш Интересно. Двухместный биплан - что бы это могло быть... неужели "Сопвич"? Никогда раньше не слышал про авиацию в чехословацком корпусе до мая 1918....

Михаил: bersercer пишет: Никогда раньше не слышал про авиацию в чехословацком корпусе до мая 1918.... Ещё на Украине в состав ЧСК был передан (по другим данным, чехословаки его "прихватизировали") полевой авиазавод (авиамастерские), который чехословаки отправили эшелоном (или несколькими эшелонами) под командованием поручика Фиала на Восток. 4 апреля 1918 г. в Пензе чехословаки сдали большевикам 3 аэроплана. Один аэроплан, думаю, что скорее всего, это был двухместный биплан "Farman F30", ещё в феврале был вывезен с территории Украины и "проскочил" на Восток: «чехословаки сдают все боевое авиационное и обозное имущество, кроме винтовок, части пулеметов, двух батарей по одной на дивизию и одного аэроплана» (из телеграммы в СНК РСФСР от 18.02.1918 г. Нач. ВОСО Украинской республики С.С. Бакинского). 27 мая 1918 года этот "авиационный" эшелон находился на станции Култук на берегу Байкала. Так что 8-9 мая 1918 г. чехи вполне могли летать на двухместном биплане в районе Каинска.

Барабаш: Михаил пишет: 4 апреля 1918 г. в Пензе чехословаки сдали большевикам 3 аэроплана. Читал где-то, что тяжёлое вооружение чехословаки, в основном, оставили Антонову-Овсеенко, за что он им выразил революционную благодарность.Михаил пишет: Так что 8-9 мая 1918 г. чехи вполне могли летать на двухместном биплане в районе Каинска. Коллега, да они летали Над Барабинском и Каинском. По данным д-ра Ваха действительно летал двухместный биплан. За указание марки самолёта, спасибо!

Михаил: Барабаш пишет: За указание марки самолёта, спасибо! Это исключительно моё мнение, не подтверждённое документально.

Сибирецъ: Farman F-30 за находку инфы bersercer -у респект!

Михаил: Барабаш пишет: Читал где-то, что тяжёлое вооружение чехословаки, в основном, оставили Антонову-Овсеенко, за что он им выразил революционную благодарность. В.А. Антонов-Овсеенко 16 марта 1918 г. издал приказ, в котором говорилось: «...наши товарищи Чехословацкого корпуса, с честью и доблестно сражавшиеся под Житомиром, прикрывая Киев, под Гребенкой и Бахмачом, прикрывая пути к Полтаве и Харькову, ныне покидают пределы Украины и передают нам часть оружия. Революционные войска не забудут той братской услуги, которая оказана была Чехословацким корпусом в борьбе рабочего народа Украины с бандами хищного империализма. Оружие, передаваемое чехословаками, революционные войска принимают как братский подарок». "Боевое и обозное имущество" чехословаки сдавали на всём протяжении своего пути от Бахмача до Пензы и, судя по количеству оружия, сданного только Пензенскому Совету, запасы его были всё ещё немалые: "...к 4 апреля местному совету было сдано около 50 тыс. винтовок, 5 млн, патронов, 1200 пулеметов, 72 орудия и 3 аэроплана..."

bersercer: Окончание записи от 8 мая из дневника Чижковского: ...Быстро и красиво совершив посадку, выскочил и взволновано рассказал аудитории: « Четверть часа назад достиг скорости 120 вёрст в час на максимальной высоте 980 метров (1280 оборотов винта в минуту). Немного подождал и снова вылетел с братом подпоручиком Новаком. После превосходного взлёта вскоре исчез в облаках и был целых 45 минут невидимым, поэтому многие забеспокоились. Но другие братья смогли убедить нас, что брат Фиала является первым среди чешских летчиков, поэтому он вернётся. И действительно. Примерно через час сквозь сильный шум ветра послышался звук двигателя и на огромной высоте появилась черная точка, которая всё росла и скоро мы увидели биплан, который красиво кружил над станцией и выполнял сложные петли в воздухе. Облетев Барабинск, брат Фиала очень легко и элегантно приземлился. Оба пилота, выскочили из аппарата целые и невредимые (на высоте 1.800 метров зима: 35 градусов по Реомюру). (с) Перевел Барабаш

Михаил: *PRIVAT*

bersercer: 1.Letecký a automobilní oddíl v Serdobsku duben 1918, letoun Sopwith 1 1/2 Strutter, před letadlem stojí František Diviš, František Placák, Vlastimil Fiala, František Šelepa, Lev Melč a Jaroslav Skála. http://1.air_war.sweb.cz/anabaze/anabaze.htm 1. Československý letecký a automobilní oddíl byl založen na přelomu února a března 1918 v Kyjevě kde obdržel 22.2. od odjíždějící francouzské mise první letadla 2x Nieuport, 4x Sopwith 1 1/2 Strutter (1A2 č.:1202, 1203, 1204), Morane-Saulnier Parasol a náhradní motory Clerget. Poté, vzhledem k evakuaci celého armádního sboru, se měl oddíly Pečerský a Slavětínský (Svatošínský) přesunout dne 3.3. na východ na letiště Lubny, v té době pod vedením ppor. Melče (Lubenský oddíl). Zde přebrali další část francouzského materiálu včetně dvou letadel (Nieuport/Spad ?). ...V Penze byli dne 16. dubna přinuceni odevzdat další část materiálu a letadel. V Barabinsku Vlastimil Fiala s Josefem Novákem, Františkem Kubovým a Václavem Ševcem provedl několik zalétávacích a orientačních letů. Poté byl transport od 11.5. do 22.5. opět na cestě. V Krasnojarsku 23.května byl oddíl donucen odevzdat zbytek materiálu a letadel... Там же. Похоже, что над Барабинском и Каинском поручик Фиала летал всё-таки на Сопвиче 1 1/2 Strutter. Остальные самолеты 1-й чешской авиагруппы были одноместные...

bersercer: Сведения из Военно-исторического архива (VUА) ЧР Prijmeni1 FIALA Jmeno1 Vlastimil Datumn1 11.8.1893 Datumn2 11.8.1891 OkresN Poděbrady ObecN Opočnice OkresD Poděbrady ObecD Opočnice RUtvar2 1.let.odd. RHodnost2 poručík DatumZ 5.5.1917 MistoZ Bukovina BylZajat DatumP 15.5.1917 MistoP Jasy Rumunsko Datum2 28.10.1918 Arm1 LR Utvar1 5.stř.pl. Hodnost1 poručík Datum5 27.12.1920 Utvar4 let.odd. Hodnost4 kapitán Poznámka V legiích od 28.10.1917 do 31.12.1919.*1.9.1914 zařazen k leteckému oddílu č.1 a odveden jako poručík - letec. *6.1.1919 povýšen na kapitána.*7.3.1919 těžce zraněn při pádu letounu, stal se invalidní. *Do vlasti plul lodí hefron 13.8.1919. 1.1.1920 povýšen na majora.*Asi v r. 1924 v hodnosti plukovníka generálního štábu dán do výslužby. *doplnění dalších informací na podnět badatele Ing. Františka Steklého. Поручик Фиала Властимил, 11.9.1893, Пардубице, округ Опочницы, пленен 15.05.1917 в районе Яссы Румынские 6 января 1919 года был произведён в капитаны, 7 марта 1919 года тяжело ранен в результате падения самолёта и в августе 1919 года отправлен на Родину. Стал инвалидом (лишился ноги), но продолжал военную службу. 1 января 1920 года произведён в майоры. В 1924 году вышел в отставку в звании полковника.

Алексей Елисеенко: Фиала в Омске, апрель 1918

Ратник: Сибирецъ пишет: какие части вместе с Бойно-Радзевичем сдались красным в Новониколаевске в дек 1919 г. 7-я Авиарота,капитан (тогда еще) Бойно-Радзевич в центре (с ГО и окопными часами).

Войсковой старшина: Кто еще известен на этом снимке?

Ратник: Войсковой старшина пишет: Кто еще известен на этом снимке? стоят слева направо - доктор Калинин, доктор Лейцит, прапорщик Румянцев, прапорщик Короводин, делопроизводитель Белоусов, прапорщик Кондратенко, механик Таманов, делопроизводитель Землянкин, подпоручик Левенец; сидят слева направо - поручик Пушкарев, капитаны Карочаев, Бойно-Родзевич, Никольский и поручик Халчев. Есть знакомые лица..?

Войсковой старшина: Не то что лиц, фамилий знакомых нет, кроме, естественно, Бойно-Родзевича

Ратник: Войсковой старшина пишет: Не то что лиц, фамилий знакомых нет, кроме, естественно, Бойно-Родзевича Жаль,думал может еще кто из его сослуживцев попал в колчаковскую авиацию.

Хрохилаих: Попалось мне в архиве одно интересное воспоминание красногвардейца... Заинтересовало тем, что он писал о том как попал в авиаотряд Центросибири, отступивший из Иркутска в Забайкалье летом 1918. Я и не думал, что у красных была авиация в то время... Посмотрю, что именно там написано...

мир: https://img-fotki.yandex.ru/get/196161/81126904.a/0_17cbd5_4d17bde_orig.jpg

мир: Приезда авиаторов. В Красноярск недавно приехала группа морских офицеров-авиаторов с эшелоном аппаратов и технических принадлежностей для устройства около города мастерских для изготовления аэропланов. Но вследствие неблагоприятных метеорологических условий долины р. Енисея, главным образом, из-за сильных ветров, морские летчики принуждены искать другое место, более подходящее по климату. Таким благоприятным районом является Владивосток. Морские летчики сами с Балтийского побережья. Во время наступления немцев им удалось эвакуировать авиационное имущество в Самару, куда и было все доставлено еще при большевиках. Теперь, с оставлением Самары, наши единственные гидроавиаторы получили задание развернуть свои мастерские в Сибири и снабжать союзные армии на нашем фронте летательными аппаратами. Все ценные технические принадлежности: станки, материалы и пр. привезены ими с собой. "Св. С." Русская речь. №38. 17 ноября 1918 г. Подарок армии от Ново-николаевского Биржевого комитета. Биржевой комитет купил для армии самолет-истребитель, передал его представителям 3-го Авиационного дивизиона и послал военному министру следующую телеграмму: "Биржевой комитет, радуясь своей возможности помочь дорогой нашей армии, шлет ей свой привет и в качестве подарка аэроплан-истребитель, сооруженный в Ново-Николаевске средствами Биржевого комитета инженером Поповым. Да поможет Бог спасти Россию и ее народы от переживаемых бедствий. Аппарат передан третьему Сибирскому Авиационному дивизиону". Русская речь. №194 (267). 10 сентября 1919 г.

Войсковой старшина: мир пишет: аэроплан-истребитель, сооруженный в Ново-Николаевске средствами Биржевого комитета инженером Поповым Этот аэроплан, Попов-VII, действительно был в 3-м Сибирском авиаотряде и даже летал.

Хрохилаих: Вобщем, у Центросибири аэропланы были, но полетать на них, судя по всему, не успели... После чехословацкого мятежа аэропланы (видимо не все) эвакуировали из Иркутска в Читу.Там собрали 2 аппарата "Лебедь" и "Вуазен" (так в тексте), очень хотели произвести бомбометание по Семенову. Не было ни одного летчика! Нашли офицера- летчика военнопленного-турка, тот наотрез отказался... Уже после того, как Семенова отогнали назад в Манчжурию, этот турок (то ли Селим, то ли Селимов, хотя какойтам Селимов, наверно Селим-паша какойнибудь) все же согласился, начал тренировочные полеты, в ходе которых один аппарат повредили или даже разбили, потом и второй вышел из строя...Тем временем уже и чехо-белые к Чите подошли. Вобщем в боевых действиях авиация Центросибири так и не поучаствовала.

Ратник: Хрохилаих пишет: Вобщем, у Центросибири аэропланы были, но полетать на них, судя по всему, не успели... После чехословацкого мятежа аэропланы (видимо не все) эвакуировали из Иркутска в Читу.Там собрали 2 аппарата "Лебедь" и "Вуазен" (так в тексте), очень хотели произвести бомбометание по Семенову. Не было ни одного летчика! Нашли офицера- летчика военнопленного-турка, тот наотрез отказался... Уже после того, как Семенова отогнали назад в Манчжурию, этот турок (то ли Селим, то ли Селимов, хотя какойтам Селимов, наверно Селим-паша какойнибудь) все же согласился, начал тренировочные полеты, в ходе которых один аппарат повредили или даже разбили, потом и второй вышел из строя...Тем временем уже и чехо-белые к Чите подошли. Вобщем в боевых действиях авиация Центросибири так и не поучаствовала. А известно придумать успели опознавательные знаки для самолетов Центросибири..?

Хрохилаих: Нет, не встречал. Думаю, не дошло до этого, раз даже ни одного летчика не было. А вот со стороны белых на Прибайкальском фронте самолет или самолеты были... Блин, не помню где, читал, что при появлении самолета китайский отряд в диком ужасе побросал винтовки... Возможно, басня...

Алексей Елисеенко: А как же известные совещания большевиков, где сетовали, что дескать авиация есть, но задействована против Семенова?

Хрохилаих: Хммм... Значит нужно искать другие источники... Возможно ситуация менялась... Но по моему источнику (Куприн-Рютин) в июле-августе 1918 в Чите собраны 2 аэроплана, но нет ни одного летчика. Интересно, а есть вообще упоминания со стороны семеновцев, что против них действовал хоть 1 самолет?.. А известные совещания - это заседания Центросибири? Вариант: самолеты отправили в Читу и отрапортовались - задействована против Семенова! А то что на них некому летать, и невдомек?



полная версия страницы