Форум » Вооружение и боевая техника » Единая тема. Красные бронепоезда Сибири 1918 года » Ответить

Единая тема. Красные бронепоезда Сибири 1918 года

Белик Сай Хан: Собственно в возможность подсчитать все, что было, я не верю. Ведь как правило такие поезда были в основном типичными эрзацами, некоторые "строились" буквально за несколько часов. Тем не менее, предлогаю участникам форума попробовать собрать всю имеющуюся информацию. Итак, начну с Енисейской губернии. 1) Боготольский бепо. Изготовлен в конце мая 1918 года рабочими депо. «Бронепоезд организовали на скорую руку с 2-3 пулеметами и 1 орудием 3-х дюймовка». Возможно взорван 19-20 июня 1918 года. 2) Ачинский бепо, возможно он же бепо Ачинско-Минусинской железной дороги. Погиб 18 или 19 июня 1920 года. 3) Красноярский бепо. Видимо начали строить в начале июня 1918 года. Достался белым. Так как строился в самом приспособленном для этого предприятии - Красноярских жд мастерских, возможно самый совершенный из бепо.

Ответов - 79, стр: 1 2 3 4 All

Начбоеучастка: Наверное стоит параллельно составлять список красных бронепоездов по месту гибели. Так можно получить примерное количество бронепоездов, потом пытаться сопоставить с частями и местом постройки

Штабс-капитан: С терминами надо определится. Если считать за БЕПО бронеплощадки, что только одних Ачинских в июня 1918 будет штук пять

Начальник Чукотки: 4. На Дальнем Востоке чешские интернационалисты оборудовали под бронепоезд углярку


Штабс-капитан: Белик Сай Хан пишет: Боготольский бепо. Изготовлен в конце мая 1918 года рабочими депо. «Бронепоезд организовали на скорую руку с 2-3 пулеметами и 1 орудием 3-х дюймовка». Возможно взорван 19-20 июня 1918 года. Боготольский БЕПО был в целости еще и 20 июня. В тот момент находился на станции Кача. Его командование вело переговоры с противником в Красноярске.

Абаканец: Штабс-капитан пишет: Боготольский БЕПО Кстати тоже углярка

Начальник Чукотки: Вообще в июле 1918 на Спасском фронте действовали 6 бронепоездов изготовленных в Хабаровске. Помимо белых они столкнулись с анличанами и 12-й японской дивизией

Абаканец: А может для начала нужно составить список производсвенных мощностей? Т.е. понять, где в Сибири можно было изготоавливать БЕПО?

Булыжник: Практически в каждом крупном городе Сибири были железнодорожные мастерские. Примитивно оборудовать БЕПО на составляет особого труда. тем более, что бронировлаи и мешками с пешком и цементом и шпалами. Атаман Семенов вообще ставил броневик на жд платформу и так получил БЕПО. В общем, такую халтуру слепить просто.

orlova_olga1950: Я впервые на вашем форуме. Скажите пожалуйста, есть ли какие-то списки железнодорожников, людей), погибших в гражданскую войну в Сибири. Мой дедушка, Кузнецов Максим Филиппович ( с автобиографии в личном деле моего отца от 1948г.) якобы погиб (умер) в 1920 году. Был командирован со ст. Зуевка Вятской губернии на ст. Бочаты. Уехал вместе с семьей. Со слов отца, деда сожгли в топке, то ли белые, то ли красные отец не знал. Ему было 8 лет и его отдали в детдом Томска. Ищу книги, в архивах документы и др. - т.е пытаюсь найти иголку в стогу сена. Если это не ваш регион и не ваша тема, подскажите кто еще занимается подобными вопросами. Ольга. Харьков, Украина.

vvs2058: orlova_olga1950 Попытайте счастья ещё ЗДЕСЬ...

Штабс-капитан: orlova_olga1950 пишет: Мой дедушка, Кузнецов Максим Филиппови Ольга, отдельных списков нет. Но если вы срообщите подробнее кем был ваш дедушка, то шансы определить его судьбу выше. Кем коммандирован? Откуда. Где служил?

orlova_olga1950: Здравствуйте Уважаемые форумчане! К сожалению информации подробной пока не нашла. Архив ж.д. Кировской обл. ответили, что документы уничтожены по срокам хранения. Ищу другие пути поиска и подхода к архивам ж.д. Очень жаль, но поехать в Россию не могу. Кузнецов Максим Филиппович работал машинистом или кочегаром на паровозе. Я обращаясь в архив, хотела найти приказы о командированных со ст. Зеувка, Вятской губернии на ст.Бочаты Томской губернии. Вот и всё, что я знаю. Ольга

Елисеенко Алексей: Дадим слово немецким товарищам: Увеличение по клику, как всегда.

vvs2058: Елисеенко Алексей Алексей - очень интересно, а что за источник?

Елисеенко Алексей: vvs2058 пишет: а что за источник? Ганс Манхарт, записки интернационалиста.

Елисеенко Алексей: Что за поезд. В источнике подписано НРА ДВР, но старым советским книгам, мягко говоря, не всегда можно и нужно верить.

vvs2058: Елисеенко Алексей пишет: Ганс Манхарт, записки интернационалиста. Интересно пишет товарисч, а больше про БеПо ничего нет?

Елисеенко Алексей: vvs2058 пишет: Интересно пишет товарисч, а больше про БеПо ничего нет? Выложу позже. Да, кстати, не ли у Вас А.Миллера произведения?

vvs2058: Елисеенко Алексей пишет: ...кстати, нет ли у Вас А. Миллера произведения? К сожалению - нет.

vvs2058: Елисеенко Алексей пишет: http://s48.radikal.ru/i119/1008/60/23ce5dfe169b.jpg Что за поезд. В источнике подписано НРА ДВР, но старым советским книгам, мягко говоря, не всегда можно и нужно верить. На военфоруме выкладывали довольно похожий состав: атрибутировавшийся как 102-й БП красных, построенный в Екатеринбурге (фото из книги М.И. Дайбо "Уральский Кронштадт" 1983 г.). Весьма характерный вид самодельной бронеплощадки позволяет предположить их идентичность.

Елисеенко Алексей: Насчет Арманды Миллера, жаль. Нигде не могу найти этот весьма ценный источник. И БР-ТОП куда то пропал. По первому снимку - фото было в статье про бепо №8 НРА ДВР. Но прямой подписи не имелось.

vvs2058: Елисеенко Алексей пишет: И БР-ТОП куда то пропал. Ну, это не проблема - напишите ему на "мыло"...

Елисеенко Алексей:

vvs2058: Спасибо, Алексей. Вы уж, пожалуйста, теперь не останавливайтесь...

Елисеенко Алексей: vvs2058 пишет: теперь не останавливайтесь... Про бепо в этой книге, увы все. Остальное у А.Миллера.

Краевед: Уважаемый Михаил! Какой именно чешский броневик, состоящий из двух американских "углярок", мог принимать участие 17 июня 1918 года в бою у моста через р. Рыбную у разъезда Громадского (т.н. Клюквенский фронт).

Алексей Елисеенко:

Михаил: Алексей, спасибо большое, а что за источник?

Алексей Елисеенко: Михаил пишет: Алексей, спасибо большое, а что за источник? Журнал "Восток", Чита, 1919 г

Михаил: Краевед пишет: Уважаемый Михаил! Какой именно чешский броневик, состоящий из двух американских "углярок", мог принимать участие 17 июня 1918 года в бою у моста через р. Рыбную у разъезда Громадского (т.н. Клюквенский фронт). Теперь, спустя год, после получения в подарок четырёхтомника "За Свободу", могу сказать, что это был импровизированный БЕПО, построенный из американских угольных полувагонов и паровоза, обнаруженных 10 июня 1918 года на станции Заозёрная подпоручиком чехословацкого ударного батальона Густавом Либичка.

Краевед: Спасибо, Михаил! В документах ГАКК не удалось найти информации ни о месте постройки этого БЭПО, ни о персоналиях. Может быть в этом издании есть подробности о бое у станции Бошняково (25-28 км западнее Канска), произошедшем 14 января 1920 года между бронепоездами 5-й Красной армии и чехами, отступающими из Канска? То, что пока удалось найти - очень общая информация.

Михаил: Краевед пишет: Может быть в этом издании есть подробности о бое у станции Бошняково (25-28 км западнее Канска), произошедшем 14 января 1920 года между бронепоездами 5-й Красной армии и чехами, отступающими из Канска? То, что пока удалось найти - очень общая информация. Нет, там ничего об этом не говорится, но у меня есть журнал боевых действий и дневник командира одного из чехословацких бронепоездов, участвовавших в том бою. Во втором томе Альманаха должна выйти совместная с моим чешским коллегой статья, где эти материалы будут впервые опубликованы.

Алексей Елисеенко: Михаил пишет: американских угольных полувагонов Три углярки и один пасс вагон - другой источник, местный.

Михаил: Алексей Елисеенко пишет: Три углярки и один пасс вагон - другой источник, местный. А паровоз?

Алексей Елисеенко: Михаил пишет: А паровоз? Про него ничего не написано. Впрочем наверное где то есть список всех паровозов и вагонов ТЖД на тот период, надо искать.

самарец: "Бронепоезд Брянского совдепа". Построен в феврале-марте 1918 года в Брянске. На бронеплощадках был выведен лозунг "Мир хижинам, война дворцам!" В мае 1918 года действовал под Пензой против чехов. В составе бронепоезда был десантный отряд: один эскадрон и стрелковая рота. Командир стрелковой роты - бывший прапорщик Михайловский, помощник - китаец Ли Фу. Основная часть роты была укомплектована китайскими добровольцами и рабочими Брянского сухарного завода. В конце января 1919 года бронепоезд переименован - "Бронепоезд имени Розы Люксембург".

Oigen Pl: самарец пишет: "Бронепоезд Брянского совдепа". Построен в феврале-марте 1918 года в Брянске. На бронеплощадках был выведен лозунг "Мир хижинам, война дворцам!" В мае 1918 года действовал под Пензой против чехов. В составе бронепоезда был десантный отряд: один эскадрон и стрелковая рота. Командир стрелковой роты - бывший прапорщик Михайловский, помощник - китаец Ли Фу. Основная часть роты была укомплектована китайскими добровольцами и рабочими Брянского сухарного завода. В конце января 1919 года бронепоезд переименован - "Бронепоезд имени Розы Люксембург". Сс. 89-90 в издании "Китайские добровольцы в боях за советскую власть (1918-1922 гг.)", Издательство восточной литературы, 1961.

Пермяк: Личный состав бронепоезда, который захватили стрелки 8-го Бийского полка, был в большинстве из Усолья. А вот где был изготовлен бронепоезд, и откуда прибыл березниковским краеведам так и не удалось узнать. Хотя они приложили много усилий.

Ратник: Пермяк пишет: Личный состав бронепоезда, который захватили стрелки 8-го Бийского полка, был в большинстве из Усолья. Это тот,который стал "имени начальника команды пешей разведки..."?

Пермяк: Да!!!

самарец: Вот такая статья, вроде бы ссылку на неё никто не давал... http://hobbyport.ru/armor/bp_rkka.htm Мне особенно схемы формирования БП понравились.

Михаил: Это одна из первых статей Сергея Ромадина.

Унтер: Хорошая серия статей по БП со схемами и фотографиями была в журнале "Моделист-конструктор" за 1980-е гг.

Луговчанин: Бронепоезд «Ермак» В рамке слева – командир М.Н. Назаров. Действовал по алтайской железной дороге.

Хрохилаих: Алексей Елисеенко пишет: Михаил пишет: цитата: Алексей, спасибо большое, а что за источник? Журнал "Восток", Чита, 1919 Ссылочка-то неверная... Однако никто видимо и не пытался найти оригинал, аяяяй

Алексей Елисеенко: А чего его искать. Опубликовано в Сибзаписках и позже в Востоке.

Хрохилаих: А, вот как... Извиняюсь, не знал, что еще в Востоке переиздавали. Смотрю текст знакомый, из Сибирских записок, думаю почему Восток?..

Хрохилаих: Пока специально не занимался, но попутно общей работе встретил о бронепоездах летом 1918 на Нижнеуд и Байк фронтах: 1) Бронепоезд, изготовленный в читинских жд мастерских весной 1918. Он же (или другой?) участвовал в наступлении под Мурино (кон июля- нач авг 1918), по воспоминаниям был не просто угляркой, а " с крутящимися башнями, обшитый стальными листами"... Захвачен чехо-белыми. 2) Бепо изготовленный в механических мастерских Черемхово 3) Бепо изготовленный в депо г. Зима. На Нижнеудинском фронте вроде как со стороны красных было 3 бепо, видимочеремховский, зиминский и какойто третий... Какой? 15 июля на станции Байкал были захвачены чехо-белыми 2 бепо (1 черемховский, 2й не знаю...)

Ратник: А известна дальнейшая судьба у белых захваченных БП?

Хрохилаих: Я не в курсе. Возможно, примитивные БП из углярок будущего не имели, а вот читинский наверняка переоборудовали и использовали...

Ратник: Из углярок скорее всего стали БП чешского корпуса,а вот какие попали в Сибармию..?

Хрохилаих: Вот этот снимок подается как красный бронепоезд, захваченный в Мурино. Но это тот же самый, известный как "Бронепоезд Гайды на Оловянной". Здесь он там же либо на Карымской. Скорее всего захваченный в 20 числах августа, возможно тот, который описан у красноярского офицера: what time does the gas station close

Хрохилаих: А "Муринский" должен быть совсем другим. Его выделяли из остальных как "настоящий" с броней, башнями и т.п. Жаль, но фото пока не найдено.

Хрохилаих: А это фото (думаю, привожу впервые) персональный подарок для господина А. Елисеенко, как представителя Красноярского края (эх, у меня таких фото по Иркутску даже нет), захвачен под Красноярском в июне 1918г., видимо на Мариинском фронте, достался 7-му Татранскому полку:

Хрохилаих: Эх, а я думал, очень редкое фото( Ну тогда вот еще с другого ракурса

Уссури:

санников:

санников:

санников:

санников:

санников:

санников:

санников:

мир: Крупно: https://imageup.ru/img205/3478846/konev-s-bronepoezda.jpghttps://imageup.ru/img205/3478846/konev-s-bronepoezda.jpg «Группа бойцов бронепоезда № 102. В центре комиссар – Конев Иван Степанович». Оригинал фото хранится в Чите в фондах Государственного учреждения культуры «Забайкальский краевой краеведческий музей имени А.К. Кузнецова»: номер в Госкаталоге – 16732583; номер по ГИК (КП) – ЧОМ 13671/247; инвентарный номер – Ф 4345/1. Мне кажется, или там на заднем фоне бронепоезд "Сибиряк"?

санников: free image hosting

Уссури: мир пишет: Мне кажется, или там на заднем фоне бронепоезд "Сибиряк"? Да нет. БП № 102.

санников:

санников:

санников:

санников:

Уссури: Не всегда верны подписи к фото даже в музеях и архивах.

Ратник: в каталоге вообще в подписях много фантазий.

санников:

санников:

санников:

санников:

санников:

санников: КИТИЧЕНКО Степан Павлович. Советский военачальник. (24.12.1899, с. Гуляй-Поле Змиевского уезда Харьковской губ. —?). Украинец. В Красной гвардии с декабря 1917 г. В РККА с апреля 1918 г. Окончил Киевскую высшую объединенную военную школу (1925), повторные курсы комсостава при 23-й стрелковой дивизии УВО (1930), три курса факультета заочного обучения Военной академии им. М. В. Фрунзе (1941). До призыва в армию С. П. Китиченко работал у немецких колонистов в Бахмутском уезде Екатеринославской губ., с ноября 1916 по август 1917 г. – чернорабочим и подручным котельщика в Харьковском центральном ж.-д. депо, затем вернулся на родину в с. Рябухино. В Гражданскую войну в декабре 1917 г. добровольно вступил в 1-й Харьковский рабоче-крестьянский отряд, а 3 марта 1918 г. избран в нем пом. начальника. В боях с германскими войсками под Люботином и Харьковом при отступлении отряд был разбит, а С. П. Китиченко на ст. Лиски перешел в отряд Р. Ф. Сиверса комендантом штаба. В конце апреля назначен на бронепроезд Полупанова, где занимал должности начальника команды прикрытия, затем пом. начальника пулеметной команды в мотовагоне. Участвовал в подавлении мятежа Чехословацкого корпуса на Восточном фронте в районах Сызрань, Пенза, Симбирск, Бугульма. В районе Бугульмы один бронепоезд был подбит, а со вторым С. П. Китиченко отошел к Симбирску. При угрозе окружения бронепоезд пришлось подорвать, а он с остатками отряда с последним пароходом отплыл на Казань. У пристани Сарая Майна его пароход и два других были перехвачены белочехами. При выводе на расстрел С. П. Китиченко с двумя матросами захватил пулемет, огнем рассеял группу белочехов и способствовал побегу еще 300 человек. Затем с группой бежавших прибыл в Казань, а оттуда был направлен в Москву в Центральное броневое управление (Цент-робронь). Из Москвы он с отрядом был направлен в 1-ю армию и назначен командиром взвода в 1-й советский Курский полк. Воевал против войск адмирала А. В. Колчака и уральских казаков атамана А. И. Дутова под Бузулуком, Оренбургом, Орском и Гурьевом. В апреле 1919 г. полк отличился при разгроме корпуса генерала Г. А. Белова на р. Салмыш, за что был награжден Красным Знаменем. В июне он был переименован в 211-й Курский стрелковый и переброшен на Уральский фронт против генерала Ершова. 20 мая 1920 г. полк был переименован в 3-й Туркестанский стрелковый и переброшен в Самарканд, а с августа воевал против эмира Бухарского. Под г. Душамбе в течение 13 суток находился в окружении. В начале 1921 г. полк был переименован сначала в 13-й, а в мае – в 8-й Туркестанский стрелковый. Как начальник пулеметной команды, а затем командир конного отряда участвовал в подавлении Шахризябского восстания басмачей, в осаде г. Душамбе, в боях с бандами Энвер-паши, Сулим-паши и Ибрагим-бека. В сентябре 1923 г. направлен на учебу в 8-ю Петроградскую пехотную школу, а оттуда в сентябре 1924 г. переведен в Киевскую высшую объединенную военную школу. После окончания последней в сентябре 1925 г. направлен в 3-й Мервский стрелковый полк командиром полкового конного взвода. В боях с басмачами в Каракумах четырежды возглавлял отряд, с которым разгромил 12 басмаческих банд. В январе 1929 г. переведен в УВО пом. командира роты 67-го Купянского стрелкового полка 23-й стрелковой дивизии в г. Чугуев. С 1 декабря 1929 по 10 января 1930 г. прошел подготовку на 1,5-месячных повторных курсах комсостава при штабе дивизии, после возвращения в полк занимал должности командира роты, пом. командира батальона, начальника полковой школы, начальника команды одногодичников, начальника штаба и командира батальона. С декабря 1936 г. исполнял должность зам. начальника Харьковского Дома Кр. армии по военно-массовой работе, а 19 мая 1938 г. назначен комендантом г. Харьков. В августе 1939 г. вступил в командование 18-м стрелковым полком, с которым участвовал в боях на р. Халхин-Гол. Полк вошел в 3-ю стрелковую дивизию 2-й Отдельной Краснознаменной армии. С началом Великой Отечественной войны подполковник С. П. Китиченко продолжал командовать полком на Дальневосточном фронте. 14.7.1942 он назначен командиром 17-й стрелковой бригады. В январе 1944 г. убыл в распоряжение ГУК НКО, затем назначен зам. Командира 98-й гвардейской стрелковой дивизии, формировавшейся в МВО (в г. Яхрома и Дмитров). В июне дивизия была переброшена на Карельский фронт и в составе 7-й армии участвовала в Свирско- Петрозаводской наступательной операции. Приказом ВГК от 2.7.1944 ей, как отличившейся в боях с немецко-финскими захватчиками при форсировании р. Свирь и прорыве сильно укрепленной обороны противника, было присвоено наименование «Свирская». В августе дивизия была выведена в резерв ВГК, передислоцирована по ж. д. на ст. Могилёв и переформирована в 98-ю гвардейскую воздушно-десантную. 26 сентября 1944 г.полковник С. П. Китиченко переведен на должность зам. командира 99-й гвардейской воздушно-десантной Свирской дивизии, входившей в состав 37-го гвардейского воздушно-десантного корпуса Отдельной воздушно-десантной армии. В конце декабря она была переформирована в 99-ю гвардейскую стрелковую в составе 37-го гвардейского стрелкового корпуса 9-й гвардейской армии, сформированной на базе соединений и частей воздушно-десантных войск. В марте – апреле 1945 г. в составе 2-го Украинского фронта участвовала в Венской наступательной операции, в боях за овладение г. Мор, Зирез и Веспрем. С 26 марта полковник С. П. Китиченко исполнял должность зам. командира 104-й гвардейской стрелковой дивизии 38-го гвардейского стрелкового корпуса 9-й гвардейской армии, затем с 23 апреля был допущен к временному командованию 99-й гвардейской стрелковой Свирской ордена Кутузова дивизией. Участвовал с ней в Пражской наступательной операции. После войны с июля 1945 г. С. П. Китиченко исполнял должность зам. командира 99-й гвардейской стрелковой Свирской ордена Кутузова дивизии. В январе 1946 г. дивизия была переведена в г. Рязань и переформирована в 99-ю гвардейскую воздушно-десантную. С 30 апреля С. П. Китиченко служил в Главном штабе Сухопутных войск начальником 1-го отдела Управления службы Сухопутных войск, с апреля 1948 г. начальником 3-го отдела Управления укомплектования и службы войск. В марте 1950 г. назначен зам. военного коменданта г. Москвы. 12.06.1954 уволен в запас. Воинские звания: полковник (22.03.1943). Награжден орденом Ленина, 3 орденами Красного Знамени, орденом Отечественной войны 1-й ст., медалями.

Хрохилаих: Может кто опознает сей бронепоезд? Мне его представили, что это снято в Усолье (Иркутская область). По моему этот бронепоезд не может иметь отношения к Сибири. Скорее это запад России 1918 г. Теоретически мог попасть в Сибирь в 1920-22 гг. Но люди одеты по моим представлениям скорее как в 1918, чем 19120-22.



полная версия страницы