Форум » Вооружение и боевая техника » Бронепоезд "СОКОЛ" » Ответить

Бронепоезд "СОКОЛ"

Новоалтаец: И.А. ХУДЯКОВ КАК БЫЛ СДАН ПАРТИЗАНАМ БРОНЕПОЕЗД «СОКОЛ» В ноябре 1919 года шестьдесят мобилизованных колчаковцами барнаульцев, в том числе и я, были отправлены на станцию Поспелиха для прохождения военной службы на бронепоезде «Сокол». По прибытии на место назначения мы узнали, что среди солдат были мобилизованные из Красноярска, были и добровольцы. Из мобилизованных один солдат был телефонистом, двое — артиллеристами и несколько человек — пулеметчиками. Добровольцы вели разведку, несколько человек из них были назначены командирами взводов. Бронепоезд имел наблюдательную будку, где находился командир, дежурную углярку с восемью пулеметами, телефон-фонофор. В поворотной башне были установлены два пулемета и трехдюймовое орудие с тысячепудовым запасом боеприпасов. В бронепоезде было много строительных материалов, используя которые, можно было бы проложить железную дорогу протяженностью не менее 5 верст. Команда состояла из 150 солдат и 20 офицеров. Солдаты несли караульную службу, а также занимались ремонтом железнодорожных путей и мостов. В свободное время они ходили по вагонам друг к другу, вели беседы. Часто возникал вопрос: «Почему партизаны, плохо вооруженные, воюют с нами?» — Смотрите, — говорили мы друг другу, — как крестьяне идут с вилами, пиками и даже с палками, против такого войска, против винтовок, пулеметов и пушек. Стало быть, им надоела колчаковская нагайка. Говорили солдаты и о своем положении: возмущались, что и слова нельзя стало сказать - того и гляди, что голова полетит с плеч. Кто-то неожиданно для всех предложил перебить офицеров, захватить бронепоезд и передать его партизанам. Мы твердо решили поднять восстание. Возглавить его решил командир бронепоезда Марзак. Но нас было мало — всего 15 человек. Большинство из команды были добровольцы. К тому же на станции Поспелиха находился броневик «Степняк». На нем имелось автоматическое орудие, несколько пулеметов и немалое количество солдат и офицеров. Связи с солдатами броневика у нас не было. Кроме того, на станции сосредоточилось большое количество солдат и офицеров, отступивших сюда после Солоновского боя. В таких условиях поднимать восстание мы, конечно, не могли. Но вскоре случай представился. «Сокола» затребовали в Барнаул. Вслед за нами отправилось несколько эшелонов с другими частями и «Степняк». Несколько частей остались для охраны Поспелихи. В пути мы решили поднять восстание и захватить бронепоезд. Между станциями Алейской и Топчихой на большом повороте недалеко от железного моста есть маленькая выемка и деревянный мостик, с которого партизаны сняли и сожгли все шпалы. Мы приступили к восстановлению моста. Работы было часа на три, а мы растянули ее на целые сутки. Здесь и решили восстать. Одного из товарищей послали к партизанам для того, чтобы они наблюдали за нашим движением и в случае необходимости помогли нам. Распределив между собой обязанности, мы по первому выстрелу подняли восстание. В дежурной углярке и офицерском вагоне перебили некоторых офицеров. Тех, кго не сопротивлялся, обезоружили и оставили под строгим караулом. Потом стали обезоруживать солдат-добровольцев. Сопротивления не было. Оружие свое они складывали у броневика и отходили в сторону. Добровольцев мы посадили в вагон вместе с офицерами, а солдатам, попавшим на военную службу по мобилизации, рассказали, во имя чего мы подняли восстание. Мобилизованные заявили, что они поддерживают нас и готовы бороться с колчаковщиной. Тогда мы вернули им оружие и приказали рассыпаться вдоль лога, примыкавшего к железной дороге. Предстояло вступить в бой с частями колчаковцев, которые остались позади нас. По фонофору мы связались с командиром дивизии. Под предлогом, будто в сторону Поспелихи движутся крупные силы партизан, которые могут разобрать железную дорогу, командир «Сокола» просил разрешения немедленно двигаться к Барнаулу. Эшелоны двинулись в путь. Увидев наш бронепоезд, белые один за другим остановили эшелоны на противоположной стороне крутого поворота дороги. Последним подошел броневик «Степняк». Наши ребята, недолго думая, ударили из орудия и пулеметов по эшелонам врага. Открыли огонь и засевшие в логу солдаты. Снарядами пробило несколько классных вагонов. Среди противника началась паника. Многие солдаты — кто с оружием, кто без оружия — стали перебегать на нашу сторону. Командир дивизии и с ним человек тридцать улан и добровольцев бросили эшелон и бежали в Барнаул. Оставшиеся офицеры и солдаты в эшелонах и на «Степняке» стали отходить назад, на станцию. Здесь они думали дать нам отпор. Но станция была занята партизанами дивизии, которой командовал Р.П. Захаров. Сопротивление врага было сломлено, Через несколько дней мы двинулись на Барнаул. Но в пути обнаружили два сожженных колчаковцами деревянных моста. Восстановление их задержало нас, и в Барнаул мы прибыли, когда он был уже занят партизанами. Из книги "Этих дней не смолкнет слава: Сборник воспоминаний. - Барнаул, 1967. Нет ли у кого-нибудь фотографии этого самого бронепоезда? Интересно было бы взглянуть...

Ответов - 17

Скальд: А сдача "Туркестанца" и "Степняка" не описаны?

Новоалтаец: Скальд пишет: А сдача "Туркестанца" и "Степняка" не описаны? У меня, по-крайней мере, нет.

Белик Сай Хан: Новоалтаец пишет: И.А. ХУДЯКОВ КАК БЫЛ СДАН ПАРТИЗАНАМ БРОНЕПОЕЗД «СОКОЛ» А Вы воспоминания тов.Глазкова не смотрели? Он пишет, что бронепоезд "Сокол" был занят партизанами, а броневики Степняк и Туркестан отошли на ст.Алейская, "где и были с боем забраны в плен со всем вооружением и боеприпасами".


Новоалтаец: Нет, Глазков мне не попадался. В Сети его нет?

Белик Сай Хан: Новоалтаец пишет: В Сети его нет? Не видел. Да и сетевым источникам верить можно с известными оговорками. Генерал Евтин с казаками, гусарами отступил на Руб-цовку. Оттуда он еще пытался вести наступление, хотел выслужиться перед генерал-лейтенантом Матковским, но казаки и гусары отказались. Он выстроил на площади в Рубцовке казаков и гусар, была подана команда «Смирно!», и начал доказывать, что они должны пойти на помощь 43-му, 46-му полкам и полку голубых улан, что надо красных добить. Выступали казаки, начали кричать: «Будет нас обманывать! Вы говорили, когда нас вели, что это невооруженная какая-то шайка! Больше наступать не пойдем». Генерал Евтин плакал, просил подчиниться, и это не помогло. Казаки и гусары без команды начали разъезжаться по квартирам. |...] Некоторая часть колчаковцев сдалась в плен добровольно, перебив своих офицеров. Остальные в эшелонах под прикрытием огня бронепоезда «Сокол» и броневиков «Степняк» и «Туркестан» отступили к Барнаулу. Ожидали подхода подкрепления из Барнаула, но подкрепление было оказано небольшое, всего лишь высылкой одного батальона пехоты при 5 пулеметах, хотя в это время в Барнауле находился на отдыхе 3-й Барнаульско-Сибирский полк, часть полка голубых улан и егерский батальон. По пути следования к Поспелихе батальон, узнав, что армия белых под Солоновкой разбита, вернулся обратно. Большинство из них не подчинились офицерам, разбежались и сдались партизанским частям. Две роты колчаковцев 43-го полка отступили на Семипалатинск. Впоследствии были разбиты в конце декабря 1919 года под Сергиополем (Аягус), Казахская АССР. Голубые уланы, черные гусары и казаки с генералом Евтиным отступили на Змеиногорск. 29 ноября бронепоезд «Сокол», броневики «Степняк» и «Туркестан» отступили на ст. Алейскую, направляясь к Барнаулу и ожидая обещанную им поддержку, наткнулись под Топчихой на сожженный партизанами железнодорожный мост. Остатки колчаковцев, устав от боев и видя что они снова окружены партизанскими полками, которые преследовали их по пятам, [...] решили сдаться в плен. Тут же бронепоезд «Сокол» был занят партизанами, которые переименовали его, сделав новую надпись «Бронепоезд Мамонтов». [...] 10 пулеметов и орудия «Бронепоезда Мамонтов» открыли огонь по эшелонам и броневикам «Степняк» и «Туркестан». Началась невообразимая паника. [...] Броневики «Степняк» и «Туркестан» [...] вернулись обратно на ст. Алейская, где и были с боем забраны в плен со всем вооружением и боеприпасами. В бывшем (вроде бы) ЦХАФ АК. ФП. 5876, оп.6, д.24, л.27-28. Будет возможность гляньте.

Булыжник: Белик Сай Хан пишет: Тут же бронепоезд «Сокол» был занят партизанами, которые переименовали его Просто упоминание события, о котором слышал понаслышке. Причем совпадает с рассказом товарища Худякова. котороый присутствовал на "Соколе" лично. Ведь в любом случае БЕПо достался партизанам. Белик Сай Хан пишет: «Степняк» и «Туркестан». Началась невообразимая паника. [...] Броневики «Степняк» и «Туркестан» [...] вернулись обратно на ст. Алейская, где и были с боем забраны в плен со всем вооружением и боеприпасами. Аналогично. "Слышал звон...". Конечно события последних часов повлияли на команды "Степняка" и "Туркестанца". Оказавшись в тяжелом положении они по примеру "Сокола" пошли на мятеж. В общем можно сказать тоже забраны в плен. Отсюда оперрской ворпрос. Где в описываемые события находился товарищ Глазков

Белик Сай Хан: Булыжник пишет: Просто упоминание события, о котором слышал понаслышке. Причем совпадает с рассказом товарища Худякова. котороый присутствовал на "Соколе" лично. Ведь в любом случае БЕПо достался партизанам. Ты не учитываешь факт того, что Худяков сам был в колчакоидах, следовательно мог намерено менять события и свою роль в них, дабы избежать репрессий со стороны красных. Вопроса не в том, что бепо достался красным, а в том - как достался. Булыжник пишет: Аналогично. "Слышал звон...". Конечно события последних часов повлияли на команды "Степняка" и "Туркестанца". Оказавшись в тяжелом положении они по примеру "Сокола" пошли на мятеж. В общем можно сказать тоже забраны в плен. Воспоминания одного участника, понятно ценный источник, но как видишь несколько противоречат другим мемуариям. Булыжник пишет: Отсюда оперрской ворпрос. Где в описываемые события находился товарищ Глазков Все таки подался в опера? Гы. Глазков в то время председатель ревтрибунала, наверняка имел информацию, и мог рассматривать "дело" того самого Худякова.

Perseus: В дополнение из воспоминаний полк. А. И. Камбалина: В описываемое время в г. Барнауле находились следующие части войск: 3-й Барнаульский Сибирский стрелковый полк (3 батальона неполного состава при 20—22 пулеметах), 15-й Воткинский запасный полк (состава слабого, точного не помню), Отряд особого назначения Алтайской губернии — 2 сотни (командир отряда полковник Де-Липпе-Липский), дивизион артиллерии Морских стрелков — около 12—16 легких орудий английского образца (командир дивизиона полковник С-ко) и полк «Голубых улан» с составе 2 эскадронов (1-й дивизион находился в г. Семипалатинске при штабе Степного корпуса), сформированный из местной молодежи еще тотчас же после освобождения Барнаула от красных в июне 1918 г. (командир полка полковник Андрушкевич). Кроме этого, была только что сформирована дружина ополченцев («крестовиков»), влитая мною впоследствии на пополнение 3-го Барнаульского полка. На охране Алтайской железной дороги в Барнауле стоял 13-й Железнодорожный охранный батальон — 2 роты и наконец, дружины самоохраны в ближайших окрестных деревнях. В г. Бийске стояли 52-й Сибирский стрелковый полк (13 й Сибирской стрелковой дивизии) — командир полка полковник Поляков, инженерная рота и мелкие команды железнодорожной охраны. На линии Алтайской железной дороги между Барнаулом и Семипалатинском, в районе станций Рубцовка-Шлейская против партизан тов. Мамонтова оперировали два полка 12-й Сибирской стрелковой дивизии (кажется, 45-й и 46-й Сибирские стрелковые полки) с двумя бронепоездами под общим командованием полковника Бранденбург (или Брандербургер?). В оперативном отношении, впрочем, они были подчинены штабу Степного корпуса. [...] Не успел я расстаться с капитаном Сатуниным (числа 3—4 декабря 1919 г.), мне доложили, что меня желает видеть полковник Бранденбург (а может быть Бранденбургер — точно не помню). Я поражен был видом вошедшего — изможденного, одетого в отрепья штатского пожилого человека. Но то, что он поведал, было еще ужаснее. Полковник Бранденбург — начальник отряда, действовавшего на Семипалатинском направлении, только что пешком с семьей и несколькими офицерами добрался до Барнаула со станции Алейской (верст 80 западнее Барнаула), где стоял его штаб и два бронепоезда. Три дня тому назад вспыхнуло восстание на одном из бронепоездов. Восставшие артиллерийским огнем расстреляли другой бронепоезд, разгромили штаб отряда и подняли восстание в 45-м и 46-м Сибирских стрелковых полках. В последних бунтовщики перебили почти всех офицеров и передались красным. Полковник Бранденбург с семьей чудом уцелел и спасся бегством в степь. Обстановка, сообщенная им, крайне осложняла наше положение, создавая непосредственную угрозу Барнаулу с Запада. Оказав содействие пострадавшим по отъезду их в Новониколаевск, я немедленно собрал совещание начальников отдельных частей гарнизона, на котором мы все выработали план обороны г. Барнаула и большого железнодорожного моста через р. Обь.

Штабс-капитан: Ну и версию Худякова поддерживают "Энциклопедия ГВ" и "История ГВ"

Белик Сай Хан: Штабс-капитан пишет: Ну и версию Худякова поддерживают "Энциклопедия ГВ" и "История ГВ" А ссылаются они на что?

Штабс-капитан: Белик Сай Хан пишет: А ссылаются они на что? Там большой список литературы

OigenP: Как уже упоминалось здесь выше, "Степняк" и "Сокол" были переименованы. Причем чаще всего как-то скороговоркой и нелепо писали только одно новое название - "Мамонтов" ("Бронепоезд Мамонтов") (см., например, стр. 36 - А.И. Кудинов "Освобождение Барнаула от колчаковщины"// "Гражданская война и партизанское движение в Алтайском крае. Тезисы докладов и выступлений к научно-практической конференции, посвященной 70-летию освобождения Алтайского края от колчаковщины", Барнаул, 1989: " К Барнаулу стали подтягиваться крупные силы партизан - 1-й Алейский полк (командир Кожин), 3-й Бутырский полк (командир Блынский) и 7-й полк Красных орлов (комадир Неборок*). в наступательных операциях принимали участие два бронепоезда, захваченные партизанами на ст. Алейской, - "Степняк" и "Сокол", переименованные партизанами "Мамонтов". * правильно - Неборак А. Тепляков упоминает новое название другого бронепоезда - "Колядо": "Например, в декабре 1919 г. начальник барнаульского боевого участка Захаров выдал командиру бронепоезда Н. П. Гоманову мандат на право обысков и арестов политически неблагонадёжных лиц и преступных элементов (22)<...> 22 - Архив УФСБ по НСО. Д. п-20901. Л.50. Будучи прапорщиком, Гоманов в период краха колчаковской власти подговорил команду перебить офицеров и возглавил бронепоезд «Степняк», получивший имя партизана Колядо. Весной 1920 г. во главе коммунистического отряда он участвовал в подавлении «контрреволюционных выступлений» в Алексеевской, Дубровинской и Чаусской волостях Новониколаевского уезда Томской губернии, характеризуясь как незаменимый работник. Однако, уличённый в самовольных обысках, грабежах и пьянстве, Гоманов в декабре 1920 г. был арестован чекистами и в марте 1921 г. расстрелян, причём ему также предъявлялись обвинения в жестоком обращении с солдатами при белой власти и участие в колчаковских карательных экспедициях; несостоятельность последних обвинений послужила основанием для полной реабилитации Гоманова в 2001 г. Там же. Л. 12, 14-17,34,61,66,67. - "Непроницаемые недра..." То есть получается, что "Степняк" стал "Колядо" (или "им. Колядо"?), а "Сокол" - "Мамонтовым". Гоманов Никита Петрович Родился в 1884 г., Козельского уезда Волжской губ.; крестьянин. Проживал: с. Алексеевское Новониколаевского уезда Томской губ.. Арестован 20 декабря 1920 г. Приговорен: коллегией Новониколаевской уездной ЧК 21 марта 1921 г., обв.: по обвинению в "участии в карательных экспедициях против рабочих и крестьян". Приговор: к расстрелу Реабилитирован 22 ноября 2001 г. Источник: Книга памяти Новосибирской обл.

Oigen Pl: "На станции Алейской на сторону партизан перешли команды бронепоезда «Сокол» и броневика «Степняк». То же самое сделала в Рубцовке команда броневика «Туркестан». Решением партизанского командования они были переименованы: бронепоезд «Сокол» — имени Мамонтова, броневик «Степняк» — имени Колядо, броневик «Туркестан» — «Пахарь»" - Василий Гришаев "Ефим Мамонтов", Алтайское книжное издательство, 1989, с. 150.

Oigen Pl: В упомянутом здесь выше двухтомнике "Гражданская война в СССР" (Воениздат, 1980) "Степняк" и "Туркестан" превратились в "бронеавтомобили" :: "14 и 15 ноября партизанская армия одержала победу над белогвардейцами, что оказало большое влияние на ход дальнейших событий на Алтае. Солдаты колчаковских войск стали все чаще переходить на сторону партизан или разбегаться. Так, в ночь на 28 ноября 1919 г. солдаты 42-го и 46-го полков восстали, перебили офицеров и вместе с оружием и военным имуществом перешли на сторону партизан. Команда бронепоезда «Сокол» и экипажи бронеавтомобилей «Туркестан» и «Степняк» сделали то же самое" (на с. 93 ук. изд.).

Ратник: Да,еще бы по матчасти этих БП было все понятно...

barnaulets: Oigen Pl пишет: В упомянутом здесь выше двухтомнике "Гражданская война в СССР" (Воениздат, 1980) "Степняк" и "Туркестан" превратились в "бронеавтомобили" Видимо, ввело в заблуждение слово "броневик". Но и полноценными бронепоездами они, по всей вероятности не были (иначе их бы так и назвали, как и "Сокола"). Может какие-то самоделки? Или броневагоны, а не поезда?

Ратник: Скорее всего жд платформы с импровизированным бронированием мешками с песком,котельным железом и т.п.



полная версия страницы