Форум » Вооружение и боевая техника » БЕПО "Орлик" (ЧСЛ) (И вообще чешские БЕПО) » Ответить

БЕПО "Орлик" (ЧСЛ) (И вообще чешские БЕПО)

Штабс-капитан: Бронепоезд чехословацкого легиона. Только, что вышел с территории Енийсейской губернии и идет в Иркутск

Ответов - 154, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 All

vvs2058: "Перепост" моего сообщения на военфоруме: К вопросу о названиях и "приписке" чехословацких импровизированных бронепоездов. По состоянию на 1 ноября 1919 года в составе Чеховойск находились: 4-й стрелковый полк - IOV "JAN GAER" (импровизированный бронепоезд "Ян Гаер") 4-й стрелковый полк - IOV "VERNY" (импровизированный бронепоезд "Верный") 4-й стрелковый полк - IOV "SOKOL" (импровизированный бронепоезд "Сокол") 4-й стрелковый полк - IOV "SIROTEK" (импровизированный бронепоезд "Сирота") 5-й стрелковый полк - IOV "PRAHA" (импровизированный бронепоезд "Прага") 6-й стрелковый полк - IOV "HANAK" (импровизированный бронепоезд "Ганак") 7-й стрелковый полк - IOV "JANOSIK" (импровизированный бронепоезд "Яношик") 7-й стрелковый полк - IOV "JANOSIK.I" (импровизированный бронепоезд "Яношик I") 8-й стрелковый полк - IOV "MARIINSK" (импровизированный бронепоезд "Мариинск") 9-й стрелковый полк - IOV "UDARNIK" (импровизированный бронепоезд "Ударник") 11-й стрелковый полк - IOV "KURGANEC" (импровизированный бронепоезд "Курганец") 12-й стрелковый полк - IOV "SPASITEL" (импровизированный бронепоезд "Спаситель") ---------------------------------------------------- IOV "TAJSET" (импровизированный бронепоезд "Тайшет") OV "ORLIK" (бронепоезд "Орлик") Плюс 2 бронепоезда югославянского полка майора Л. Сертича и 2 бронепоезда румынского Легиона. Источник информации: оперативная сводка Штаба Чеховойск в России. P.S. "Привязку" бронепоездов по станциям Транссиба не даю, поскольку шло передвижение войск на Восток.

vvs2058: Коллега, это Ваше новое приобретение? Мы об этом бронепоезде вроде бы уже говорили.

Сибирецъ: vvs2058 пишет: Коллега, это Ваше новое приобретение? Мы об этом бронепоезде вроде бы уже говорили. да. виноват, перепутал. удалил.

vvs2058: Сибирецъ пишет: ...удалил. Ну, на мой взгляд - это Вы зря. Обладание хорошим фото или открыткой - это в наше время хороший повод поделиться своей радостью с коллегами...

Михаил: Два фото "самохода" (бывшего мотоброневагона "Заамурец") , как его называли чехи, из состава "Орлика" с надписями на японском языке, говорящими о том, что этот бронепоезд был повреждён в районе станции Шмаковка (Приморье):

Ратник: А что за надпись на чешском на втором фото под названием БП?Что она означает?

Михаил: Ратник пишет: А что за надпись на чешском на втором фото под названием БП? Что она означает? "vůz čís(lo) 1" - "вагон ном(ер) 1".

Михаил: Краевед пишет: Какой именно чешский броневик, состоящий из двух американских "углярок", мог принимать участие 17 июня 1918 года в бою у моста через р. Рыбную у разъезда Громадского (т.н. Клюквенский фронт). Увы, но таких точных данных по этим событиям у меня нет. По состоянию на 9 июня 1918 года (источник: оперативная карта штаба чеховойск) на Мариинском фронте группе капитана Р. Гайды противостояли силы Т. Марковского и П. Зверева: в районе самого Мариинска находился один импровизированный бронепоезд 7-го стрелкового Татранского полка ЧСК (командир полка - капитан Э. Кадлец). Ему противостоял один бронепоезд большевиков с 4-мя орудиями и пулемётами. Принимать участие в интересующем Вас бое импровизированный чехословацкий бронепоезд 7-го полка не мог. Со стороны Клюквенского фронта у группы подполковника Б. Ушакова бронепоездов не было - значит, упоминаемый Вами чешский БеПо был создан "на скорую руку", видимо, в Канске сразу после его захвата ударниками штабс-капитана Дворжака. Для этого много сил и времени не требовалось, главное - было бы чем вооружить... У подполковника Б. Ушакова по состоянию на 29.06.1918 года (источник: оперативная карта штаба чеховойск) в самом Канске было 3 роты ударного батальона штабс-капитана Дворжака, 4-я рота 8-го стрелкового Силезского полка и отделение управления. В Нижнеудинске находился штабной эшелон 2-й стрелковой дивизии ЧСК, 1-й батальон 2-го запасного полка и хлебопекарня. Бронепоездов, по чехословацким данным, у группы подполковника Б. Ушакова не было. Значит, чешский БеПо у разъезда Громадского был "самопальный" и в официальных сводках чехословаков на тот момент не фигурировал.

Краевед: Спасибо, Михаил. Михаил пишет: Значит, чешский БеПо у разъезда Громадского был "самопальный" и в официальных сводках чехословаков на тот момент не фигурировал. Безусловно, БеПо 7-го Татранского полка не мог принимать участия в событиях Клюквенского фронта. Хотя некоторые авторы воспоминаний упорно твердят о том, что якобы днем 17 июня 1918 года они видели на станции Клюквенной Гайду и Пепеляева - это их досужие домыслы. Что касается "ушаковского" БеПо, то у меня тоже было предположение, что он был самопальным. Этот "броневик" не имел артвооружения, только пулеметы. Один участник событий якобы видел со своей позиции, что "броневик" прибыл на разъезд Громадский самостоятельно в ночь перед наступлением чешского ударного батальона. Но при этом упоминает, что он прибыл ночью, не зажигая огней. Июньская ночь, конечно, светла, но наблюдатель должен был тогда просматривать в самый темный период суток расстояние в 3-4 км. Есть упоминание о том, что во время боя "броневик" толкал впереди себя эшелон, с которого потом было произведено десантирование стрелков по обе стороны полотна. Интересно, какова его дальнейшая судьба. В это время в главных мастерских станции Красноярск спешно строился БеПо для отправки на Клюквенский фронт. Не исключено, что из эти две импровизации впоследствии могли быть объединены.

Михаил: Краевед пишет: Интересно, какова его дальнейшая судьба. В это время в главных мастерских станции Красноярск спешно строился БеПо для отправки на Клюквенский фронт. Не исключено, что из эти две импровизации впоследствии могли быть объединены. Учитывая, что с конца мая 1918 года чехословаки начали повсеместно строить импровизированные бронепоезда (первоначально это были так называемые "песочницы" - платформы и полувагоны, выложенные изнутри мешками с песком), а потом, с течением времени модернизировали их и усовершенствовали, то не исключено, что интересующий Вас "самопальный БеПо" позже вошёл в состав 8-го стрелкового Силезского полка и после довооружения превратился, со временем, к примеру, в IOV "MARIINSK" ("Мариинск"), или же пополнил ряды 7-го стрелкового Татранского полка и превратился во второго "Яношика". Это, конечно, всего лишь моё предположение...

Алексей Елисеенко: Судя по значительному пласту воспоминаний, бепо у Ушакова однозначно был. Никитин вспоминал, что красные пытались протаранить бепо локомотивом.

Краевед: Алексей Елисеенко пишет: Никитин вспоминал, что красные пытались протаранить бепо локомотивом. Не только Никитин Алексей Иванович. Более подробно этот момент описал Роженцев А.С. При отступлении красногвардейцев со станции Клюквенная локомотив по собственной инициативе вывел из депо машинист Шевченко и направил его "без прислуги" на БеПо Ушакова. Чехи, увидев идущий на них встречным курсом паровоз, дали задний ход. На повороте паровоз слетел с рельс, не причинив вреда БеПо.

Алексей Елисеенко: Краевед пишет: При отступлении красногвардейцев со станции Клюквенная локомотив по собственной инициативе вывел из депо машинист Шевченко и направил его "без прислуги" на БеПо Ушакова. Чехи, увидев идущий на них встречным курсом паровоз, дали задний ход. Здесь показания красногвардейцев сильно разнятся. Два раза попадалось, что тем самым машинистом был Петрайтис.

Михаил: Как бы-то ни было - очевидно, что у группы подполковника Б. Ушакова изначально никакого БеПо не было и чехословаки быстренько "построили" (вероятнее всего в Канске) импровизированный бронепоезд, с помощью которого повели успешное наступление на Клюквенную. Благо, что такое "строительство" занимало всего несколько часов и не требовало никакой механизации - только лишь ж.д. подвижной состав (несколько металлических угольных полувагонов), мешки с песком, деревянные шпалы и рабочие руки:

Краевед: Алексей Елисеенко пишет: Два раза попадалось, что тем самым машинистом был Петрайтис. Я встречал, что он был одним из машинистов, доставлявших отряды красногвардейцев из Красноярска. Красногвардеец Юдин Алексей Алексеевич: «Мы едем на паровозе сер. декопод номер не помню, но что-то мне кажется будто № 325 и машинист будто Петроитис если не ошибаюсь, ездили мы до Громадска, на тендере были мешки насыпаны землей как бронь".

Алексей Елисеенко: Краевед пишет: Красногвардеец Юдин Алексей Алексеевич: «Мы едем на паровозе сер. декопод номер не помню, но что-то мне кажется будто № 325 и машинист будто Петроитис если не ошибаюсь, ездили мы до Громадска, на тендере были мешки насыпаны землей как бронь". Я читал. Однако показания красногвардейцев весьма путанны и составить 100% достоверную картину очень сложно. Тем более, большинство воспоминаний писались в тот период, когда они были уже довольно пожилыми людьми. Паровоза с таким номером на ЖД в то время не использовалось, когда то я это проверял. Есть ли что по теме в архиве Канска или района?

Алексей Елисеенко: Михаил пишет: Как бы-то ни было - очевидно, что у группы подполковника Б. Ушакова изначально никакого БеПо не было и чехословаки быстренько "построили" (вероятнее всего в Канске) импровизированный бронепоезд, с помощью которого повели успешное наступление на Клюквенную Михаил, это безусловно так. К сожалению надежных источников о времени "изготовления" бепо мне не попадалось.

Краевед: Уважаемые коллеги! Собираю информацию по событиям Великого Сибирского Ледяного похода, соответственно по событиям на Транссибе, происходившим на территории Канского уезда Енисейской губернии в январе 1920 г. Поскольку нет отдельного обсуждения по действиям красных бронепоездов в конце 1919 - 1920 году, полагаю, что мой вопрос здесь уместен, т.к. может иметь отношение к бронепоездам ЧСК. Из донесения штаба 30-й стрелковой дивизии в штаб 5-й Армии (январь 1920 г., точная дата донесения в документе не указана) "264 стрелковый полк после короткого боя с участием с обеих сторон бронепоездов в 11 часов 15 января 1920 года занял город Канск". (ГАКК, ф. 42, оп. 7, д. 46, л. 5.) Об участии бронепоездов красных упоминает и командир партизанского Убысинского летучего отряда Северо-Канского фронта И.П. Востриков: «После тасеевской экспедиции наш отряд с приданными ему двумя ротами Тасеевского полка, пулеметной командой в составе 6-ти пулеметов под командой тов. Николаева и эскадроном кавалерии под командой тов. Любимова, получил распоряжение занять дер. Белоярское, что в 18-ти верстах северо-западнее г. Канска, имея задачей воспрепятствовать попыткам прорваться отдельным частям белых на север. Отходили последние части белых под натиском красноармейских броневиков. Слышна была канонада около ст. Камарчага что в 30-ти верстах от города Канска на запад. [Здесь явная ошибка или опечатка переписчика или архивариуса-перепечатника – ст. Камала], Числа 8–10 января нами была принята первая делегация наступающей Красной Армии. На 5-й день броневик Красной Армии занял разъезд Филимоновский и в тот же день к вечеру Красная Армия заняла город Канск, где встречали ее ожидавшие помощи красные партизаны Северо-Канского фронта». (ГАКК, ф. П-42, оп. 8, д. 65, л. 26.) Коллеги, кто может внести ясность: о каком бое под Канском с участием бронепоездов идет речь? какие именно бронепоезда упоминаются в документах?

Михаил: Краевед пишет: Коллеги, кто может внести ясность: о каком бое под Канском с участием бронепоездов идет речь? какие именно бронепоезда упоминаются в документах? Если коротко: 14 января 1920 года в районе полудня у станции Бошняково был бой с участием большевистского бронепоезда и двух чехословацких бронепоездов - "Ударника" и "Спасителя".

Краевед: Михаил пишет: 14 января 1920 года в районе полудня у станции Бошняково был бой с участием большевистского бронепоезда и двух чехословацких бронепоездов - "Ударника" и "Спасителя". Спасибо, Михаил. Что за красный бронепоезд? Где-то в публикациях есть обстоятельства этого боя?



полная версия страницы