Форум » Вооружение и боевая техника » БЕПО "Орлик" (ЧСЛ) (И вообще чешские БЕПО) » Ответить

БЕПО "Орлик" (ЧСЛ) (И вообще чешские БЕПО)

Штабс-капитан: Бронепоезд чехословацкого легиона. Только, что вышел с территории Енийсейской губернии и идет в Иркутск

Ответов - 146, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 All

Белик Сай Хан: Благадарю! Теперь ясно. Кстати, что там с китайцами?

bersercer: Белик Сай Хан пишет: Будущий Орлик носил имя Заамурец Мотоброневагон "Заамурец", захваченный чехословаками в Симбирске. Июль 1918 года. В кн.: М.Коломиец. Отечественные мотобронедрезины и броневагоны. Фронтовая иллюстрация №5-2005 Там же описание конструкции, участие в БД, неплохие чертежи и еще малоизвестных 7 фото БП, в том числе - на японской службе...

Самарец: Белик Сай Хан пишет, что Будущий "Орлик" носил имя "Заамурец". Броневой мотовагон "Заамурец" имел богатую военную историю. Он входил в состав бронепоезда "Полупановцы" , а по захвату чехами этого бронепоезда часто использовался отдельно и носил имя "Orlik-1". Пишу это по пямяти, но у меня есть история создания и боевого пути данного бронепоезда. При возможности напишу...

Самарец: "Орлик" - это бронепоезд проекта генерала Колобова, тип "Хунхуз". Каждый бронепоезд данного проекта состоял из двух одинаковых двухосных бронеплощадок и бронепаровоза серии "О", защищённых 12-16 мм бронёй. Внутренний объём бронеплощадки разделялся на пулемётный каземат и башенную орудийную установку. В каземате на особых столах устанавливалось 12 пулемётов Шварцлозе ( по 6 на борт ). Боекомплект - 1500 патронов на пулемёт. Башенная установка распологалась в передней части вагона и в ней устанавливалась 3-дюймовая горная пушка образца 1904 года. Возимый боекомплект - 80 шрапнелей и 25 гранат. Команда бронепоезда состояла из трёх взводов (пулемётного, артиллерийского, технического) и паровозной бригады - всего 4 офицера и 90 нижних чинов. Постоен он был в конце 1915 года, получил нумерацию - №3 и вошёл в состав 2-го Сибирского железнодорожного батальона. В марте 1916 года принимал участие в Нарочской операции Западного фронта. 23 апреля 1916 года бронепоезд №3 прибыл на ст. Молодечно в распоряжение Собственного Его Величества железнодорожного полка, где его орудия были заменены на 3-дюймовые горные пушки образца 1909 года. в июне 1916 года бронепоезд №3 участвовал в Луцком прорыве. К лету 1917 года он входил в состав 2-й Заамурской железнодорожной бригады и в июле 1917 года объявлен "ударным". Октябрь 1917 года бронепоезд №3 встретил в Киеве, где под названием "Слава Украины" был включен в состав войск Украинской центральной рады. 25 января 1918 года при взятии Киева красными его захватил отряд черноморских моряков под командованием А.В.Полупанова. После ремонта бронепоезд, названный №4 "Полупановцы", направили на помощь отрядам, действовавшим против румын. В боях 28 февраля и 1 марта красные при поддержке бронепоезда разбили румын под ст. Рыбница. В начале марта бронепоезд прибыл в Одессу. Здесь к нему прицепили броневой мотовагон "Заамурец", вместе с которым ему удалось пробиться в Москву. После ремонта в Коломне он убыл на Восточный фронт. 22 июля 1918 года бронепоезд "Полупановцы" был захвачен чехами, переименован в "Орлик" и направлен для ведения боевых действий вдоль Транссибирской магистрали. Причём некоторое время броневагон "Заамурец", переименованный в "Орлик-1", действовал самостоятельно. После ухода чехов из России "Орлик" попал к японцам во Владивостоке, а затем передан ими белым. В 1922 году он был выведен в Китай, где входил в состав русской дивизии китайской армии Чжан-Чжучана( по крайней мере броневой мотовагон туда входил точно). В 1926 году мотовагон с русской командой был последний раз сфотографирован американским военным атташе. О дальнейшей судьбе документальных сведений нет, хотя некоторые данные свидетельствуют о том, что в 1930 году мотовагон "Орлик - 1" был захвачен японскими войсками в Китае.

vvs2058: 22 июля 1918 года большевистский фронтовой бронепоезд полупановцев №4 "Свобода или смерть" был оставлен своей командой на правобережной аркаде Симбирского моста после неудачной попытки (или её имитации) сброса революционными матросами боевого состава своего БеПо в Волгу. Сошедшим с рельс составом бронепоезда завладели переправившиеся к полудню через Симбирский мост передовые группы из команды импровизированного бронепоезда чехословаков "Orlik.I", шедшего впереди авангарда 1-го чешского стрелкового полка капитана Степанова. Через 2 дня (согласно информации чешского источника) бронепоезд получил официальное название "ORLIK". Бронесостав "Орлика" имел следующую внутреннюю нумерацию: vůz čís. 1 - МБВ "Заамурец"; vůz čís. 2 - бронеплощадка №2 (с 76,2 мм полевой пушкой образца 1902 года в конической бронебашне); vůz čís. 3 - бронеплощадка №3 (с 76,2 мм противоаэростатной пушкой Путиловского завода - системы "Лендера", образца 1914 года, в цилиндрической бронебашне). В августе-октябре 1918 года бронепоезд "ORLIK" и МБВ "Заамурец" были перевооружены. Штатные 76,2 мм горные орудия образца 1904 года двух бронеплощадок бронепоезда были заменены: первое - на 76,2 мм полевую пушку образца 1902 года, а второе - на 76,2 мм противоаэростатную пушку Путиловского завода образца 1914 года (системы "Лендера", изготовленную на Путиловском заводе в 1916 году). Бронеплощадки соответственно получили новые бронебашни - коническую и немного позже - цилиндрическую. 57 мм скорострельные морские орудия конструкции Норденфельта МБВ "Заамурец" также были заменены на 76,2 мм полевые пушки образца 1902 года. На "пути из красных в белые" (с большой долей вероятности - уже при чехословаках) с тендера паровоза исчезла и установленная в мае 1916 года 76.2 мм горная пушка образца 1909 года. На протяжении практически 2-х лет, до середины мая 1920 года, "ORLIK" являлся "визитной карточкой" Чехословацкого корпуса в России, участвовал в нескольких "заварушках" и прямых боестолкновениях как с частями красных, так и с бронепоездами атамана Семёнова и японцами, побывал у последних даже в "заложниках", менял хозяев и в конце концов исчез на необъятных просторах Маньчжурии...

vvs2058: Вопрос к сибирякам: на нижеприведённых фрагментах имеющихся у меня фото "Орлика" очень нечётко, но всё же видно здание вокзала (причём - летом и зимой, т.е. "Орлик" на этой станции был неоднократно в течение как минимум полугода), в данной проекции чем-то похожее на старое здание вокзала станции Тайшет. Кто-нибудь из уважаемых коллег сможет помочь мне найти действительно старое фото здания вокзала Тайшет периода 20-х годов, поскольку не исключена его перестройка в более поздние периоды, или же предложит свой вариант идентификации этой станции?

Елисеенко Алексей: vvs2058 пишет: Вопрос к сибирякам: на нижеприведённых фрагментах имеющихся у меня фото "Орлика" очень нечётко, но всё же видно здание вокзала (причём - летом и зимой, т.е. "Орлик" на этой станции был неоднократно в течение как минимум полугода), в данной проекции чем-то похожее на старое здание вокзала станции Тайшет. Здание вокзалов в начале века на узлах были типовыми. Неисключено,что это Нижнеудинск.

vvs2058: Елисеенко Алексей пишет: Здание вокзалов в начале века на узлах были типовыми. Не исключено, что это Нижнеудинск. Согласен, общие элементы присутствуют (в ходе поисков заметил, что на вокзал в Тайшете, например, похож вокзал на станции Байкал), особенно в границах одной железной дороги. Что же, займёмся ещё поисками фото вокзала 20-х годов в Нижнеудинске. Спасибо за подсказку.

vvs2058: Да, "доперестроечный" деревянный вокзал Нижнеудинска очень похож на вышеприведённые фрагменты, даже несмотря на другой ракурс и обновлённые уличные фонари: Ещё раз прошу принять мою благодарность за подсказку!

дед Копатель:

vvs2058: Здесь http://www.britishpathe.com/record.php?id=80505 размещён снятый в Сибири короткий документальный фильм 1918 года о бронепоезде "Орлик" - настоящий подарок для настоящих ценителей. Если кто-нибудь узнает станцию, на которой был снят фильм, просьба - отпишИтесь...

дед Копатель: Вопрос у меня. Знакомый отправил с десяток фото БП "белых" и "красных" и фото "Орлика" которые выставил были с пометкой "ЗАКАВКАЗЕЦ" (ОРЛИК). Название "закавказец" ошибка или одно из названий.

vvs2058: дед Копатель пишет: Название "закавказец" ошибка или одно из названий. Изначально мотоброневагон был назван "Заамурец", хотя нет-нет, да и встречается "закавказец", на мой взгляд - это явная ошибка.

дед Копатель: Ясно. Спасибо Теперь по трём названиям понятно про какой пишут.

Штабс-капитан: Чтоб не создавать отдельную тему по чешским БЕПО, вставляю сюда Импровизированный БЕПО 6-го полка HANAK. Неизвестный БЕПО. Как грят господа чехи, на обороте надпись: "наш первый броневик". Орлик

vvs2058: Как показывает опыт общения с фотоматериалами ЧСЛ, к надписям на фото всё-таки имеет смысл относиться несколько критически, поскольку "форма и содержание" нередко настолько далеки друг от друга... Вот тоже фото импровизированного БеПо 6-го стрелкового "Ганацкого" полка: датированное маем 1917 года. Бои под Марьяновкой, как известно, шли ровно год спустя - в мае 1918 года... вот и верь после этого надписям, хотя верить, конечно, нужно, но осторожно...

Штабс-капитан: Весьма вероятно, что надписи делались несколько лет спустя. Например в 1928 году, когда издавалась серия юбилейных открыток

vvs2058: 1. Импровизированный бронепоезд "Грозный" 4-го стрелкового "Прокопа Великого" полка ЧСЛ. Был сформирован утром 29 мая 1918 года на станции Пенза. Состав БеПо: 1хБА "Грозный" (БА"Гарфорд - Путилов" из состава бывшего 15 автомобильного пулемётного взвода РИА) на 2-х осной ж.д. платформе, две блиндированные "теплушки", 80 телефонистов, 24 разведчика и погрузочно-выгрузочная команда. Вооружение: 1х76,2 мм орудие, 3х7,62 мм пулемёта "Максим" (всё - на БА). Командир - прапорщик Sazima, впоследствии - поручик Pilát . В сводках боевых действий 4-го полка отмечался до начала августа 1918 года, более поздних упоминаний боевой активности "Грозного" я не встречал. По всей видимости, бронепоезд был расформирован осенью 1918 года приблизительно в одно время с IOV "Orlik.I". 2. Бронеавтомобиль-дрезина "Benz - Gaggenau" в составе IOV (импровизированного броневого поезда) генерала Яна Сырового: http://vvs2058.ucoz.ru/_pu/2/24706033.jpg куда, помимо БА "Benz - Gaggenau" на 2-х осной платформе, входили также три блиндированных американских металлических вагона-гондолы владивостокской "постройки", вагон-салон генерала и "теплушки". Вооружение БА: 3х7,62 мм пулемёта "Максим". Толщина брони - 4,5 мм Двигатель - 40 л.с. Вес - 1920 кг. Экипаж - 6 человек. По его судьбе никакой информации не имею.

vvs2058: Типичный чехословацкий IOV: Иркутск. Американские металлические вагоны-гондолы Владивостокской постройки с крышей и бойницами.

Штабс-капитан: vvs2058 пишет: 1. Импровизированный бронепоезд "Грозный" 4 Спасибо



полная версия страницы