Форум » Красные партизаны » Уничтожение священников красными партизанами » Ответить

Уничтожение священников красными партизанами

adron: Осенью 1919 г. в Чесноковке красными партизанами был убит священник Пономаренко Алексей Михайлович с дочерью Глафирой, ее мужем священником и сыном Михаилом. Пономаренко Алексей Михайлович служил священником в селе с.Голубцово (Алтай) в 1914-1919 гг. Кто знает подробности этой казни и казни других священников красными партизанами? Можно написать и на почту adron2005@inbox.ru

Ответов - 91, стр: 1 2 3 4 5 All

Хрохилаих: Интересно, это именно Рогов и его отряд жестоко расправлялись со священниками? Или это от региона зависело? У нас в Вост Сибири такого широкого террора против духовенства както особо не замечено (правда, я партизанами пока плотно не занимался). Отдельные случаи как и везде конечно были... Вот к Каландаришвили к примеру были даже претензии от "коллег", что он слишком лояльно относится к "подозрительным элементам", отпускает явных "врагов". За его отрядом было очень мало крови, грабили, отнимали, но казни обывателей не проводились...

Елена Тростникова: Хрохилаих пишет: Интересно, это именно Рогов и его отряд жестоко расправлялись со священниками? По нашим полевым опросам в степном Алтае, вокруг Рубцовска, где не роговцы орудовали - не только роговцы. Но Рогов - определенно, описано много случаев зверских казней именно духовенства. Не переносил. Восприятие попов как заведомых классовых врагов в Гражданскую было распространено по всей России. Среди прославленных новомучеников, убиенных в 1919 году, есть не один и не десять случаев, когда убит конкретно "за рясу": увидели незнакомого попа и пустили в расход. Подборки не сделаю тут, тем более что относительно детально я знакомилась с биографиями не по Сибири, а в основном по Ярославской области. По Сибири у меня - отец Петр Фавстрицкий, это выше в теме. По рассказам родственников, в соседстве тогда же убили не только священника, но и жену его, когда пошла за телом, чтобы похоронить. А "наша", жена о. Петра - уже знала тот эпизод и сама не рискнула, почему и дожила до 1952 года и сумела поднять внуков.

igor59: Уважаемые форумчане! Не попадались ли кому-нибудь сведения о священнике Михаиле Романовиче Красноусове? По семейным преданиям погиб на Алтае приблизительно в 1919 году.


ГончаровЮ.И.: igor59 Вы знаете в каком городе, селе , храме он служил?

igor59: Увы, не известно! До декабря 1918 служил в Кокчетавском уезде (будучи за штатом), потом уехал в Омск, а оттуда уже на Алтай. Буду благодарен за любую информацию.

ГончаровЮ.И.: igor59 Посмотрел, но далее про него у меня ничего нет.Но, поскольку я занимаюсь сейчас партизанами, заглядывайте сюда.Если что появится я здесь опубликую.

igor59: Спасибо, буду ждать!

Oigen Pl: Елена Тростникова пишет: Священник Петр Алексеевич Фавстрицкий, 1875 года рождения, убит 21 июня 1919 года на Алтае, предположительно в с. Нечунаевское Змеиногорского уезда (ныне Нечунаево Шипуновского р-на). Ранее в публикации было искаженное упоминание села Лушниково (ныне Тальменского района Алтайского края): "В 1919 году отец Петр служил в селе Лутниковом Тальменского района Алтайского края. Дмитрий и Алексей уже окончили Томское Духовное училище, были псаломщиками; старшая дочь Люба училась в Новосибирском университете, готовилась стать учительницей и приезжала домой на летние каникулы. Батюшка очень любил Любу и мечтал, что у нее будет блестящее будущее ученого-математика. Шла Гражданская война. 21 июня 1919 года на утреннюю службу с отцом Петром пошла одна Люба, а матушка Мария с младшими детьми из-за плохого самочувствия остались дома. Когда Литургия уже заканчивалась, в храм ворвался отряд красноармейцев с ружьями и плетками в руках. Отец Петр продолжал спокойно вести службу, и это вывело командира из себя. Священника сбили с ног, выволокли на улицу, стали избивать плетьми, так что один глаз вытек. Но отец Петр не просил пощады и только твердил: «Я за Господа Иисуса Христа!» Красноармейцы застрелили отца Петра на берегу реки Алей и, бросив там тело, пришли к матушке Марии: «Иди, забери его»! Но матушку успели предупредить, что на берегу в кустах ее ждут, чтобы тоже расстрелять; она никуда не пошла, а ночью староста церкви и псаломщик по ее просьбе унесли с берега тело отца Петра и тайно похоронили на кладбище. Утром красноармейцы пришли к семье с обыском, выгнали матушку с детьми в сарай, отобрали все имущество, оставив их без каких-либо средств к существованию. Старшая дочь Люба, на чьих глазах был замучен и убит отец, от ужаса и горя лишилась рассудка – постоянно кричала и не могла остановиться, и вскоре, в начале сентября 1919 года, умерла. Ей было всего двадцать лет. Похоронив дочь рядом с отцом Петром, матушка Мария с детьми переехала к ставшему старшим в семье сыну Дмитрию Петровичу Фавстрицкому в село Веселоярск Рубцовского района" - http://www-old.srcc.msu.ru/bib_roc_2012/jmp/09/04-09/11.html Со священником из села Лушниково современные жители села Кошелево (того же Тальменского района) связывают трагедию, произошедшую в Кошелево 4 (17 августа) 1919 года. "Доктор юридических наук из Алматы Геннадий Павлович Лупарев изучал подробности тех давних событий неспроста, его предки жили на Алтае. И в настоящее время он ищет потомков тех людей, которые когда-то разделили печальную судьбу его деда. Рассказывает сам Геннадий Лупарев: – В боях с красногвардейскими отрядами чехословаки показали себя вояками неважными. Зато мародёры и каратели из них получились отменные. Взяв под контроль транссибирскую железную дорогу с некоторыми ответвлениями, вчерашние пленные царской армии быстро отъелись и обогатились за счёт перевозимых и хранимых грузов. Не случайно они люто пресекали любые покушения на своё «золотое дно». От рук «славянских братушек» погиб и мой дед, красный партизан Лупарев Иван Михайлович – житель села Кошелево во ныне Тальменского района Алтайского края. Одна из пожилых жительниц села слышала от своей матери, что летом 1919 года чехословаки сильно обозлились на местный партизанский отряд за сожжённый деревянный железнодорожный мост. И тут белочехам очень помог местный поп. Узнав, что в соседнее село пришло подразделение чехословацкого корпуса, он ночью смотался в Лушниково и на рассвете привёл карателей в Кошелево. «Батюшка» точно указал дома активных партизан. Большинство их схватили, что называется, «тёплыми». По семейной легенде, моего деда, выскочившего на шум и стрельбу из избы, обезоружили на крыльце. Сначала на глазах жены и малолетних детей его избивали во дворе. Потом куда-то повели. За воротами дед попытался бежать. Чехословаки его догнали и били уже не только прикладами; в ход пошли штыки и сабли. Особенно, рассказывали соседи, старался один унтер. Он не пытался сразу насмерть зарубить жертву, а сёк её голову кончиком сабли. Остановились палачи только тогда, когда дед замер на деревенской улице в луже крови. Вернувшись, чехословаки принялись шарить в избе, гоняться за курами. И вдруг… во двор вползает перемазанный кровью и пылью дед. Опешившие каратели стали безмолвно наблюдать, что же будет делать этот живучий русский мужик. Бабка Пелагея, у которой на руках орал грудной младенец – мой будущий отец, кинулась к мужу. Но солдаты её задержали. Она лишь сумела кинуть ему полотенце. Приподнявшись, дед обвязал пораненный живот, из которого вываливались кишки. Пытался что-то сказать, но не мог. С трудом встав на ноги, он принялся запрягать лошадь в телегу. Как бабка поняла, чтобы ехать на другой край села «к фершалу». Закончив работу, дед упал в телегу и тронул лошадь. Двое белочехов верхом двинулись за ним. Вскоре они привели лошадь с телегой, в которой лежал умерший от ран мой дед, во двор… Других обстоятельств давнишней кошелевской трагедии я не знал. Но недавно мой родственник, преподаватель одного из новосибирских вузов Юрий Печин, нашёл в Алтайском краевом архиве документы, которые указывают, что карательное нападение на село Кошелево случилось 4 августа 1919 года. Карателями были легионеры 10-й роты чехословацкого полка. Командир этой роты по запросу местной церкви прислал «Отношение» от 27 августа 1919 г. № 622 со списком казнённых ими кошелевцев, который позже появился в метрической книге. Вот имена погибших: Дедяев Алексей Владимирович, 62 года, Зайков Фёдор Михайлович, 30 лет, Ударцева Варвара Ивановна, 12 лет, Чуркин Дмитрий Алексеевич, 65 лет, Чуркин Григорий Дмитриевич, 27 лет, Тюленев Исайя Николаевич, 55 лет, Бледных Климентий Власович, 40 лет, Нагорных Филипп Иванович, 18 лет, Юшин Иван Петрович, 27 лет, Лупарев Иван Михайлович, 33 года, Шадрин Алексей Васильевич, 48 лет, Харитонов Яков Иванович, 33 года. Определённое недоумение вызывает нахождение в этом списке Ударцевой Варвары. Скорей всего, девочка оказалась случайной жертвой. Но то, что она действительно погибла от рук чехословаков, подтверждено пресловутым «Отношением»" (из статьи "Живучий русский мужик" // АиФ, № 14, 2018). Еще ранее районная газета "Тальменская жизнь" дважды размещала статьи о кошелевской трагедии 1919 года. Геннадий Лупарев в своей второй публикации в "Тальменской жизни" (27 января 2018 года) попробовал нарисовать итог давней трагедии: "Нетрудно представить, какая обстановка сложилась в Кошелево после казни односельчан. Хоронили их на третий день после смерти, как это полагается по православным канонам. И все три дня над селом висел нескончаемый плач. На родственников погибших было страшно смотреть. В очень сложной ситуации оказалась местная церковь. Ее священник (судя по записям в метрической книге, его звали Алексей Пономаренко) привел чехословаков в село и указал дома некоторых партизан. Теперь ему и его служкам надо было отпевать жертв своего вероломства, регистрировать их смерть". Но 27 мая 2018 года, когда я разговаривал в Кошелево с собравшимися жителями, они вспоминали, что, по рассказам старших, это другого, лушниковского, священника ненавидели земляки за то предательство: - Лушниковский поп сказал чехам, что "кошелевские мужики сожгли мост". Поэтому чехи к нам и пришли... Люди позже в Лушниково сторонились попа, который так и жил в селе. Все знали: он - предатель. - https://kprf.ru/history/soviet/176078.html Если предположить, что июньская дата смерти о. Петра Фавстрицкого неверна (на что указывает и путаница с местом его службы и гибели, а также "география" с рекой Алей), то по-человечески понятно, за что именно его убивали "красноармейцы". *** Не хотелось бы искать какую-то мистику. Но, никак не сговариваясь между собой, жители двух разных, отдаленных друг от друга, территорий Алтайского края складывают сейчас, в августе 2019 года, разные камешки как бы из одного рисунка давней трагической мозаики. Житель г. Рубцовска вспоминает в разных СМИ расстрелянного в Рубцовске священника, родственника о. Петра Фавстрицкого - https://vesti22.tv/news/ogromnoe-zahoronenie-vremyon-repressiy-30-h-godov-nashli-v-rubcovske А жители Тальменского района открывают 16 августа 2019 года мемориальную плиту с именами людей, которые погибли из-за предательства священника из села Лушниково - http://www.altkprf.ru/index.php/news/news-places/3931-v-talmenskom-rajone-uvekovechat-pamyat-zhertv-karatelnoj-ekspeditsii-belochekhov-v-avguste-1919-goda

Сибирецъ: не только партизанами

Сибирецъ: http://www.orthedu.ru/kraeved/20323-aleksey-teplyakov-anticerkovnyy-terror-partizan-sibiri-i-dalnego-vostoka-v-gody-grazhdanskoy-voyny.html

Сибирецъ: https://epds.ru/wp-content/uploads/2023/01/14.-Guzeev.pdf



полная версия страницы