Форум » Красные партизаны » Уничтожение священников красными партизанами » Ответить

Уничтожение священников красными партизанами

adron: Осенью 1919 г. в Чесноковке красными партизанами был убит священник Пономаренко Алексей Михайлович с дочерью Глафирой, ее мужем священником и сыном Михаилом. Пономаренко Алексей Михайлович служил священником в селе с.Голубцово (Алтай) в 1914-1919 гг. Кто знает подробности этой казни и казни других священников красными партизанами? Можно написать и на почту adron2005@inbox.ru

Ответов - 77, стр: 1 2 3 4 All

Сибирецъ: 22. Попов Павел Андреевич, расстрелян 24 (25) августа 1920 г. в г. Ново-Николаевске (Колыванский мятеж). 30 лет, священник с. Ново-Тырышкино, духовный наставник повстанцев.

Tasei1919: Красноярская губ. (Госинфсводка, 28 октября1922г.) В Минусинском у. священники, члены группы «Живая церковь», праздновали 5-летие Октябрьской революции торжественными богослужениями. Начальник Информотдела ГПУ Ашмарин Начальник госинформотделения Рабинович Ф. 1. Оп. 6. Д. 484. Л. 69-77. Заверенная копия.

Алексей Елисеенко: О.Иоанн Боник, убит в Канском уезде в октябре 1919 г вместе с престарелым отцом.

Штабс-капитан: Сибирецъ пишет: 14 февраля 1919 г. партизаны отряда Щетинкина убили у с.Петровское Ачинского района о. Михаила Каргополова. Перед убийством ему вырезали кресты на груди, спине и лбу, затем зарубили шашками в присутствии жены. Жену изнасиловали на глазах у детей. Только сейчас обратил внимание. Автор видимо врет. Врет обо всем, кроме самого факта смерти. Убили 31 (18)января 1919. Семьи рядом не было, про изнасилованную жену ничего не сообщалось. Священника посадили на заднюю подводу, а на переднюю сели арестовавшие его красноармейцы. Отъехав немногим более километра от села, они остановили лошадей, вытащили священника из саней, сорвали с него шубу и потребовали, чтобы он снял с себя крест. Отец Михаил отказался. Тогда они попытались силой вырвать из рук священника крест, но безуспешно. Сжимая в руках крест, священник молился и говорил: «Не ведят бо, что творят!» Один из палачей выстрелил в упор ему в голову. Отец Михаил упал, и они стали стрелять в него, выпустив зарядов двадцать, пока не убили. Енисейские епархиальные ведомости. 1919. № 5. С. 29. Вообще уникальной судьбы человек. Командир Красноярского казачьего дивизиона, один из отцов-основателей Енисейского казачьего войска он не стал участвовать в братоубийственной войне. В 2000 г приличен к числу священомучеников. К сожалению не могу найти его фото, а то так бы можно смело публиковать биографию в Альманаха№2.

Сибирецъ: Ну тогда на совести Сиротинин В.С. Коммунистический террор в Красноярском крае 90 % приведенных мною фактов по данным РПЦ.

Штабс-капитан: Сибирецъ пишет: у тогда на совести Сиротинин В.С. Само собой. Я вас и не обвинял

Сибирецъ: Штабс-капитан пишет: Само собой. Я вас и не обвинял Я так даже и не думал

OigenP: О. Зиновию (Сутормину) отрубили голову 23 января 1920 г. Он приезжал в гости к сыну в Шемонаиху (тогда бывшую центром Александровской волости, входившей в Змеиногорский уезд Томской губернии). Эта как бы "информация" чаще всего сопровождается также упоминанием убийства там же его сына Ивана, жены сына и их пятилетнего ребенка, но Алматинская епархия еще в 2002 году все "скорректировала" иначе: "Один из красноармейцев, пожалел священника и, зная, что перед смертью он подвергнется пыткам, решил его избавить от этого и одним взмахом отрубил ему голову. Об этом стало известно гораздо позднее, поскольку убийца, оказавшись через несколько лет возницей экипажа, на котором ехала от родных дочь Зиновия Евстафьевича, не зная об их родстве, рассказал ей обо всём, в то время, когда они проезжали мимо рощицы, где происходила казнь." - Сс. 5-6 - "Иерей Зиновий Евстафьевич Сутормин" / "Свет православия в Казахстане". Приложение. Календарь казахстанских новомучеников (январь-сентябрь). Издание Алматинской епархии, Алматы, 2002. До принятия сана служил З.Е. Сутормин медицинским фельдшером 3-его военного отдела Сибирского Казачьего Войска.

OigenP: "...убит священник с женой..." - из Отчета по подавлению восстания крестьян Минусинского уезда Енисейской губернии в ноябре-декабре 1918 года (Дата отчета: 11.12.1918. Подписан: "Начальник минусинского отряда, генерал-майор Шильников") На стр. 31 в "Партизанское движение в Сибири, т. 1, Приенисейский край", Л., 1925

OigenP: (Дата отчета: 11.12.1918. Подписан: "Начальник минусинского отряда, генерал-майор Шильников") В продолжение предыдущего поста в этой теме: “На круги своя” Так называлась корреспонденция, опубликованная в “Красноярском рабочем” 8 августа 1998 года. Молодой иерей Виктор с помощью прихожан упорно восстанавливает полуразрушенное здание православного храма Святых Первоверховных апостолов Петра и Павла в селе Каратузском. Во время ремонта под полом и в ограде храма было обнаружено несколько старинных захоронений священнослужителей и почётных граждан села. Надгробные памятники были уничтожены в годы гонения на церковь, и теперь трудно восстановить имена погребённых. В молитвах отец Виктор поминает одного из своих далёких предшественников – иерея Михаила Щербакова, трагически погибшего в первые годы становления советской власти. Он был застрелен на пороге вместе с супругой. Имя матушки пока, к сожалению, установить не удалось, отмечалось в газете. Вскоре после публикации в редакцию пришли письма сразу от двух внучек Михаила Щербакова, двоюродных сестёр, Татьяны Николаевны Артюх из Красноярска и Маргариты Александровны Потатуевой из Барнаула. Они сообщили имя своей бабушки – Анна Константиновна Щербакова. Оказывается, она происходила из польского рода Домбровских. Дядя Анны Константиновны, Ярослав Домбровский, утверждают сёстры, был известным героем Парижской коммуны, он погиб на баррикадах и похоронен у себя на родине, в Польше*. “Меня всегда удивляло, как могла бабушка, шляхтичка, выйти замуж за скромного семинариста, каким был дед в своё время, – вспоминает Маргарита Александровна. – Однако вышла, родила ему шесть сыновей и двух дочерей. Это был счастливый союз!” Она рассказывает, что в тот страшный день, когда убили деда и бабушку, вместе с ними в доме находились двое их детей – 16-летняя Вера и 8-летний Виктор. Партизаны из отряда Щетинкина потребовали у отца Михаила ключи от церкви, но ключей у него не было, они находились у старосты. “Бандиты не поверили и стали стрелять, – пишет Маргарита Александровна. - Дед был убит наповал, а бабушка только ранена. Она крикнула: “Не умеешь стрелять! Бей, так насмерть!” И последовал залп… Потом один бандит спросил: “А щенков тоже?” Ему ответили: “Ну их, сами сдохнут”. Моему отцу сообщили о случившемся, он приехал, похоронил убитых родителей и взял с собой сестру и братишку. Вот и всё, что мы знаем об этой трагедии”. Известно, что в годы Гражданской войны Минусинский уезд не раз переходил из рук в руки. Жестокость и зверства допускали как красные, так и белые. В июне 1918 года Минусинск захватили белогвардейцы, они замучили и расстреляли немало людей, а председателя солдатской секции местного совета Терентия Шаповалова заживо закопали в землю. Соответственно действовали и части партизанской армии Кравченко и Щетинкина летом и осенью следующего, 1919 года, во время своего похода из Степного Баджея в Белоцарск (ныне Кызыл) и возвращения обратно, в Минусинский уезд. Михаил и Анна Щербаковы оказались в числе других многочисленных жертв жестоких и неоправданных расправ. Судя по воспоминаниям сестёр, отец Михаил был незаурядной личностью. “Когда началась первая мировая война и прошла мобилизация по всем городам и сёлам, неожиданно архиерей вызвал деда в Красноярск и попросил его выступить перед пришедшими провожать уходящих на войну с просьбой о пожертвовании в пользу семей, оставшихся без кормильцев, – пишет Маргарита Александровна. – Дед растерялся: почему его, а не известных и именитых священнослужителей он просит об этом? Архиерей сказал: “Я слышал вашу проповедь. Так, как вы, никто не скажет”. И дед обратился с таким пламенным призывом, что люди рыдали, срывали с себя кольца, браслеты, серьги, опустошали кошельки и собрали таким образом огромную сумму в пользу осиротевших семей. Прихожане любили и очень уважали деда, люди приезжали издалека, чтобы послушать его проповеди”. Сёстры бережно сохранили переданные родителями фотографии деда и бабушки. В своём письме они просят отца Виктора отслужить панихиду по иерею Михаилу и его супруге матушке Анне. Теперь поминовение не будет безымянным. Ю.УГОЛЬКОВ, соб. корр. “Красноярского рабочего”. Каратузский район. 14.11.98 г. Материал к печати подготовила Т.КОНСТАНТИНОВА - “Знамя труда” №79(8238) 03.10.2001г. (изд. с. Каратуз) Возможно о. Виктор теперь поминает также и "прапорщика Тауля, одного милиционера и 16 казаков, в том числе атамана Шошина"? *Уроженец Житомира Ярослав Домбровский (Jarosław Dąbrowski) считается похороненнным на кладбище Пер-Лашез/Le Cimetière du Père-Lachaise в Париже. На самом деле его тело никогда не было найдено, а памятник ему находится за пределами кладбища: "body never found, memory honored on Federated Wall in northeast corner of the Père Lachaise Cemetery and on monument erected outside the wall in the Square Samuel de Champlain" - http://www.geni.com/projects/Cimeti%C3%A8re-du-P%C3%A8re-Lachaise-%E2%97%A6-Paris-%E2%97%A6-France

OigenP: Размножилась неоднократно в Интернете эта информация: "В Барнауле в январе 1919 года гарнизонный священник сообщил в контрразведку, что, когда он беседовал с двумя ротами солдат «о целях борьбы с большевиками», 21 солдат и 2 офицера «с недоверием отнеслись к внушению и даже возражали». Все они были арестованы, и 18 из них расстреляны". Куда меньше цитирования с более точной датой собеседования: "17 января 1919 г. гарнизонный священник Барнаула устроил в полковой церкви собеседование с солдатами". Одно из самых первых упоминаний о собеседовании 17 января 1919 года появилось в книге Е.Е. Колосова "Сибирь при Колчаке: Воспоминания, материалы, документы. - Петроград: издательство «Былое», 1923. - 190 с. Колосов Евгений Евгеньевич (4.01.1879, Нерчинск Забайкальской обл. — 7.08.1937, Омск) – сын поручика - ссыльного народовольца. Общественно-политический деятель, эсер, депутат Учредительного собрания. В годы гражданской войны работал в земстве в Сибири, член Сибирской областной думы, один из руководителей антиколчаковского движения. Историк революционного движения. Автор работ по истории Гражданской войны в Сибири ( «Сибирь при Колчаке»), народовольческому движению ( «Народовольческая журналистика»), об узниках Шлиссельбурга ( «Государева тюрьма» и «Жуковский»); был учеником Н.К. Михайловского, хранителем его архива и редактором собрания сочинений. Расстрелян. "17 января 1919 г. гарнизонный священник Барнаула устроил в полковой церкви собеседование с солдатами. Речь шла о большевиках. Через 3 дня, по данным К.В. Дубровского, более 20 солдат и два офицера были арестованы". Дубровский (Кац) Константин Владимирович (9.09.1879, Иркутск - 6.02.1943, Челябинск) - сибирский поэт, журналист, этнограф, историк культуры Сибири. Печатался в "Восточном обозрении", "Сибири", "Сибирской жизни", "Сибирском обозрении", "Омском слове", "Забайкальской нови", "Сибирском наблюдателе", "Сибирском студенте", "Ленских волнах", "Сибирском рассвете", "Сибирских записках", "Северной Азии". В 1918 издавал журнал "Автономная Сибирь". Автор "В царстве нагайки и виселицы. Сибирская контрреволюция", 1918-1921. М.-Л., 1929. Ранее им написаны: Нечто о Щапове // Вост. обозрение. 1900. - № 1697. Афанасий Прокопьевич Щапов: 2-ая ч. ст. «Писатели-сибиряки» // Сиб. наблюдатель. 1904. - Кн. 7-8. - С. 102-110. Соч.//"Второй литературный сборник сибиряков", СПб, 1908 Пионеру сибирской прессы: К открытию памятника М. В. Загоскину// Сибирь (Иркутск). -1911.-11 сент. Друг женщин: Женский вопрос в сочинениях С. С. Шашкова // Сибирская жизнь. -1912.-22 сент. Памяти патриота Сибири: К 10-летию со дня смерти М. В. Загоскина // Сиб. жизнь. 1914. - № 200. Сибирский Карамзин // Сиб. архив. 1914. - Кн. 5. С. 203-220. Один из деятелей старой Сибири: К 15-летию смерти В. И. Вагина, 1900-1915 гг. // Сиб. жизнь. -1916. № 29. Рожденные в стране изгнания. Пг., 1916 Сибирь и областничество // Сибирь (Иркутск). -1917. 25 апреля. Хорошие признаки // Сибирь (Иркутск). 1917. -15 июня От идеалов к действительности (областническая идея в прошлом и настоящем). Иркутск, 1917. Славный сын Сибири (Н. М. Ядринцев) // Рожденные в стране изгнания. Пг., 1916. - С. 106-123. Очерки по истории просвещения Сибири, 1919

barnaulets: А фамилии офицеров не попадались?

barnaulets: Видимо это были поручик Суворов и штабс-капитан Скворцов из 3-го Барнаульского кадрового полка, отправленные на фронт в действующий 3-й Барнаульсктий полк. Парфенов П. Гражданская война в Сибири 1918-1929. Москва. – 1923. С.88. Источника у меня нет, фамилии со ссылкой на источник сбросил один из коллег. Может у кого-то из коллег есть книга и он может уточнить, за что отправили на фронт этих офицеров. Но видимо, речь идет обо дном и том же. Любопытно, что штабс-капитан Скворцов (полный георгиевский кавалер Первой мировой войны, сослуживец П. Щетинкина по 29-му Сибирскому стрелковому полку) вскоре погиб смертью храбрых под Таборами, за что посмертно был произведен в капитаны. Похоронен там же с воинскими почестями. О нем я уже упоминал в соответствующей теме про 3-й Барнаульский полк.

OigenP: Спасибо за уточнение! Священника тоже никто так и не назвал, мне кажется. А с Ф.Л. Скворцовым по датам не очень совпадает, если поверить, что арестовали 20 января, то как он мог barnaulets пишет: 13 января 1919 г. в составе батальона пополнения отправлен в действующую армию, 30 янв. прибыл и зачислен в 3-й Барнаульский Сиб. стрелковый полк, назначен командиром 9-й роты. Может быть просто календарем разным "пользовались" (те кто писал о беседе священника и те кто отправлял пополнение)? Скворцова Ф.Л. и отпели, кажется, даже днем раньше (?!) чем он официально погиб?

barnaulets: OigenP пишет: Скворцова Ф.Л. и отпели, кажется, даже днем раньше (?!) чем он официально погиб? Ну да, я тоже обратил внимание. Возможно, действительно имела место разница в календарных стилях

barnaulets: Кстати, вполне возможно, что никто его и не арестовывал. Просто кочует из книги в книгу (как про якобы расстрелянных в Семиречье как руководителей белого подполья поручика Воронова и штабс-капитана Александрова, про которых я упоминал в другой теме - на самом же деле те ни в каких подпольных организациях не состояли, а из-под расстрела сумели бежать и затеряться на время под чужими именами на Алтае). Наговорил лишнего, а начальство, зная его как хорошего офицера, отправило с пополнением на фронт от греха и от контрразведки подальше. Но это уже, конечно из разряда моих домыслов.

Новоалтаец: "Нелюбовь" простого народца к свяженникам, обенно сельским, вполне объяснима - даже в русском народном фольклоре фигура "попа" никогда не отличалась положительными чертами, скорее, наоборот. Хотя это, конечно, не оправдывает бесчинств, которые творил этот народец, почуяв свободу.

adron: По уточненным данным на основе материала, любезно представленного Виктором Суманосовым, священник Пономаренко Алексей Михайлович 1858 г.р. с семьей в 1914 году переехал в с.Голубцово. Алексей Михайлович служил в церкви с.Голубцово с мая 1914 г. по 1918 год. В 1919 г. в с.Чесноковка (ныне Новоалтайск) священника Пономаренко Алексея Михайловича с дочерью Глафирой, ее мужем Иваном Владимировичем Юловским (псаломщиком Барнаульского Петропавловского собора), сыном Алексея Михайловича Пономаренко - Михаилом казнили красные партизаны. Факт казни красными партизанами в Чесноковке подтвердил в 1945 г. сын Алексея Михайловича - Герман Алексеевич Пономаренко в протоколе допроса. Кто может подсказать- отряд под командованием кого прошел через Чесноковку в 1919 г и скорее всего совершил эту казнь?

Oigen Pl: У Кулакова по изданию "Борьба за власть советов на Алтае", 1957 года, первое занятие партизанами Чесноковки не оговаривается отдельно, есть только уточнение по Бобровке (что ее вновь заняли белые 25 октября 1919 года - на стр. 313 ук. изд.). На стр. 322 ук. изд.: "На правобережье Оби отряд Крупнова занял село Бобровку и у становил связь с чумышскими партизанами". Отрывок воспоминаний А . Малиновского о ноябрьской попытке занятия партизанами Барнаула: "Договариваемся с руководителями партизанских отрядов, что 30 ноября 1919 г. при приближении отрядов к городу и наступлению их на город, мы устраиваем в городе восстание. Наиболее оживленная связь, почти непрерывная, систематическая связь была со штабом т. Архипова. К сожалению, к указанному сроку, за несколько дней до 30 ноября, было получено сообщение т. Архипова о том, что партизанские отряды не могут быть подтянуты к городу в указанный срок вследствие того, что они находятся разбросанными и физически не успеют прибыть и подтянуться. Таким образом, 30 числа у нас это дело не вышло. Трудности связи, трудности контактов в руководстве на расстоянии не позволили в свою очередь подпольному комитету использовать приближение к городу (крупновский отряд).". Крупнов командовал 4-м батальоном 22-го Приобского полка (см. его подпись с должностью под док. на стр. 123 в изд. "Партизанское движение в западной Сибири, 1918-1919 гг.", 1936).

Oigen Pl: В издании "Партизанское движение в западной Сибири, 1918-1920 гг: документы и материалы", Новосибирск, 1959 - на стр. 193: "...знамя. На их зов сочувствующее население откликнулось охотно, и не более как через полчаса товарищи зиминцы летели на конях в с. Чистюньку в порядочном количестве. Они летели мстить за недавнюю порку. Дом милиции был быстро оцеплен и обстрелян из револьверов и винтовок. Милиционеры хотели отбиться, но возбужденная масса с криками «Смерть злодеям!» сожгла дом, в котором сидели кровопийцы; зажгла крышу саманной кузницы, в которой засел начальник милиции с 3 милиционерами и делопроизводителем...И суд совершился... Начальник живым сгорел (расплатился) за все мучения, которые он делал народу, делопроизводитель застрелился. Милиционеры выскочили из кузницы и были убиты. Два священника и дьякон, как колчаковские шпионы, были убиты повстанцами."



полная версия страницы