Форум » Красные партизаны » Уничтожение священников красными партизанами » Ответить

Уничтожение священников красными партизанами

adron: Осенью 1919 г. в Чесноковке красными партизанами был убит священник Пономаренко Алексей Михайлович с дочерью Глафирой, ее мужем священником и сыном Михаилом. Пономаренко Алексей Михайлович служил священником в селе с.Голубцово (Алтай) в 1914-1919 гг. Кто знает подробности этой казни и казни других священников красными партизанами? Можно написать и на почту adron2005@inbox.ru

Ответов - 84, стр: 1 2 3 4 5 All

белый: adron пишет: Осенью 1919 г. в Чесноковке красными партизанами был убит священник Пономаренко Алексей Михайлович с дочерью Глафирой, ее мужем священником и сыном Михаилом. Пономаренко Алексей Михайлович служил священником в селе Маловолчанка (Алтай) в 1914-1919 гг. Кто знает подробности этой казни и казни других священников красными партизанами? Можно написать и на почту adron2005@inbox.ru Сбросил Вам в почту все по Пономаренко Алексею Михайловичу. Спасибо за уникальную информацию.

adron: Огромное спасибо!

Сибирецъ: 2. 14 февраля 1919 г. партизаны отряда Щетинкина убили у с.Петровское Ачинского района о. Михаила Каргополова. Перед убийством ему вырезали кресты на груди, спине и лбу, затем зарубили шашками в присутствии жены. Жену изнасиловали на глазах у детей. 3. 2 октября 1918 г. в с. Каратузском партизаны ворвались в дом о. Михаила Щербакова, смертельно ранили его жену Анну, затем убили самого священника. 4. 30 марта 1919 г. у с. Алтат Назаровского района убит священник этого села о. Поливанов А.П. по: Сиротинин В.С. Коммунистический террор в Красноярском крае


Алексей Елисеенко: Сибирецъ пишет: 2. 14 февраля 1919 г. партизаны отряда Щетинкина убили у с.Петровское Ачинского района о. Михаила Каргополова. Сибирецъ пишет: 4. 30 марта 1919 г. у с. Алтат Назаровского района убит священник этого села о. Поливанов А.П. Уровень материала крайне низкий.Какие районы в 1919???

Сибирецъ: вероятно, эти села сейчас находятся в этих районах. Если же Вы можете опровергнуть факты, то буду признателен. Источник я привел.

Алексей Елисеенко: Сибирецъ пишет: Если же Вы можете опровергнуть факты, то буду признателен. Зачем? Об этих фактах даже сам Щетинкин вспоминал. И сожалел. Каргаполова похоронили 13 апреля только. Я к тому что писать "районы/кварталы" относительно событий того времени неверно. В 1м случае Мин.уезд, во втором - Ач.уезд.

Сибирецъ: Я знаю, но так в источнике. Не могу же я искажать написанное. Щетинкин мог сожалеть, мог не сожалеть, но факт есть факт.

Алексей Елисеенко: Сибирецъ пишет: Я знаю, но так в источнике. Это я понимаю. Поэтому мемориаловских авторов нужно проверять. Сибирецъ пишет: Щетинкин мог сожалеть, мог не сожалеть, но факт есть факт. Сам факт сожаления - для воспоминаний нач 1920х интересен. В том же что партизанский террор был весьма "отчаянным", сомнений нет.

vahtmister-ekv: По воспоминаниям жителей Ачинского,Назаровского,Ужурского районов, Щетинкин принимал участие в подовление крестьянского востания в деревни Сереж Назаровского района. Кто не будь,что то знает об этом?

Алексей Елисеенко: vahtmister-ekv пишет: Кто не будь,что то знает об этом? не было там его физически. руководители красных частей доподлинно известны.

мир: vahtmister-ekv пишет: По воспоминаниям жителей Ачинского,Назаровского,Ужурского районов, Щетинкин принимал участие в подовление крестьянского востания в деревни Сереж Назаровского района. Кто не будь,что то знает об этом? Забавно, что по сборнику "Сибирская Вандея" в этом селе был какой-то священник, примазывающийся к коммунистам...

Сибирецъ: 5.В декабре 1919 г. у с.Тогул (алтай) партизаны из отряда Белокобыльского зарубили около 350 пленных, после чего штыками загнали в огромный костёр священнослужителей.

realizator71: Сколько можно фальшак один и тот же публиковать? Не было этого указания.

Алексей Елисеенко: Просьба прекратить личную переписку. Нет никакого смысла. У каждого может быть своя правда. Предлогаю по делу - фактами. Не хотелось бы закрывать тему. И.о. совести форума

Сибирецъ: 6. Мой прадед, священник А.И. К-н, настоятель храма, арестован солдатами внутренней охраны войск ЧК за отказ прекратить службы. Заключен в городскую тюрьму, заперт в камере. Умерщвлен голодом. Фамилию и город публиковать не буду. Свидетельств не имею - акта душегубы не составили. По желанию модератора могу удалить.

Сибирецъ: Не Сибирь, не партизаны, но все равно - дела восточные 7. В октябре 1918 г. убиты красноармейцами монахи Верхотурского Николаевского мужского монастыря иеромонах Апполинарий (Мосалитинов), монах Иоакинф (Питателев), монах Каллист (Опарин). Опубликовано в "Православной газете", №33, от 1 сент., 2002г. 8. 10 июня 1918 года на ст. Синарская Камышловского уезда был зарублен протоиерей Свято-Троицкого собора г. Каменска о. Василий Владимирович Победоносцев. 9. 13 июня 1918 г. в селе Верх-Теча Шадринского уезда расстрелян священник о. Александр Макарович Архангельский. 10. 25 июня 1918 г. в г. Камышлове убит священник села Алексеевское о. Василий Степанович Милицин и просфорня Екатерина Боголобова. 11. 27 июня 1918 г. на станции Долматово убиты: о. Владимир Михайлович Сергеев и о. Александр Васильевич Сидоров,священники церкви села Далматовское. О. Александра подняли на штыки, а затем набили ему в рот глины и земли. Там же убит и диакон Далматовской церкви Василий Иванович Ситников. 12. 1 июля 1918 г. в селе Боровском Камышловского уезда заколот интернационалистами священник о. Аркадий Николаевич Гаряев. 13. 8 июля 1918 г. в селе Травянское Камышловского уезда убит красноармейцами священник о. Александр Иванович Попов. 14. 10 июля 1918 г. на ст. Синарская Камышловского уезда убит священник с. Колчеданское о. Стефан Васильевич Луканини, два диакона Нестор Гудзовский и Георгий Платонович Бегма. 15. 20 июля 1918 г. на ст. Егоршино Камышловского уезда зверски убит священник села Егоршино о. Словцов Константин Виссарионович. Отрубили нос с верхней губой, закололи штыком. 16. 12 августа 1918 г. в с. Таушканское убит священник церкви с. Мехонское Шадринского уезда о. Василий Иванович Инфантьев 17. На ст. Антрацитово – священник села Троицкое Камышловского уезда о. Константин Николаевич Алексеев. Православная газета, №32 от 22 августа 2002 г.

Сибирецъ: Не Сибирь, но про партизан, и опять же, дела восточные 18. Священник о .Филипп Кузьмич Распопов пострадал за Христа в декабре 1919 года в приамурском селе Троицкое (ныне Нанайский район Хабаровского края). 23 ноября/ 6 декабря 1919 г. партизаны-анархисты из банды Якова Тряпицына и Нины Лебедевой ворвались в дом о. Филиппа, где он жил со своей матушкой Ольгой Николаевной Савиновой и пятью маленькими детьми, вытащили на улицу и поволокли к реке Амур. Внешним поводом для расправы могло послужить то, что однажды о. Филипп укрыл от красных партизан белого офицера. Его вытащили в сильный мороз, почти голого, на замороженный Амур, где в течение долгого времени оскорбляли и били, а, в конце концов, бросили в прорубь, где он и принял мученическую смерть. Этими же партизанами другой священник, о. Серапион был спущен под лед, во время освящения вербы, прямо в облачении 19. Священник о. Леонид Сребренников был убит на Рождество в 1919 г. в селе Лермонтовка (ныне Бикинский район, Хабаровский край).

Сибирецъ: 20. 11 мая 1918 г. на территории Иоанно-Предтеченского женского монастыря (г. Томск) красными при усмирении выступления в защиту монастыря и монахинь был открыт огонь на поражение. Были убитые миряне, не исключено, что и монахини.

Сибирецъ: Вот тут неясно, то ли бандитов назвали большевиками, то ли бандиты себя за большевиков выдавали, то ли реальный красный отряд назвали бандитами. Спорно, но 21. "...Под Новый 1918 год в селе Ишим шайкой грабителей, называющих себя большевиками, был убит священник Соколов. Под Крещение в селе Богороднем той же шайкой расстрелян священник Сердобов. В продолжение нескольких месяцев вооруженные шайки бродят по селам..., нападают, прежде всего, на священников, грабят и подвергают их и их семейства всяческим издевательствам и тем заставляют их бежать из своих приходов. Многие приходы... остались без священников. Заместить пустующие вакансии не представляется уже возможным... Никто не желает разделить участь убитых и поруганных...". Из "Послания к православным жителям Мариинского и Томского уездов" епископа Анатолия (Каменского), "Томские епархиальные ведомости", выпуск за май 1918г.

Сибирецъ: Список убитых священников в пределах Ставропольской епархии http://www.hrono.ru/dokum/191_dok/191810svyash.html

Сибирецъ: 22. Попов Павел Андреевич, расстрелян 24 (25) августа 1920 г. в г. Ново-Николаевске (Колыванский мятеж). 30 лет, священник с. Ново-Тырышкино, духовный наставник повстанцев.

Tasei1919: Красноярская губ. (Госинфсводка, 28 октября1922г.) В Минусинском у. священники, члены группы «Живая церковь», праздновали 5-летие Октябрьской революции торжественными богослужениями. Начальник Информотдела ГПУ Ашмарин Начальник госинформотделения Рабинович Ф. 1. Оп. 6. Д. 484. Л. 69-77. Заверенная копия.

Алексей Елисеенко: О.Иоанн Боник, убит в Канском уезде в октябре 1919 г вместе с престарелым отцом.

Штабс-капитан: Сибирецъ пишет: 14 февраля 1919 г. партизаны отряда Щетинкина убили у с.Петровское Ачинского района о. Михаила Каргополова. Перед убийством ему вырезали кресты на груди, спине и лбу, затем зарубили шашками в присутствии жены. Жену изнасиловали на глазах у детей. Только сейчас обратил внимание. Автор видимо врет. Врет обо всем, кроме самого факта смерти. Убили 31 (18)января 1919. Семьи рядом не было, про изнасилованную жену ничего не сообщалось. Священника посадили на заднюю подводу, а на переднюю сели арестовавшие его красноармейцы. Отъехав немногим более километра от села, они остановили лошадей, вытащили священника из саней, сорвали с него шубу и потребовали, чтобы он снял с себя крест. Отец Михаил отказался. Тогда они попытались силой вырвать из рук священника крест, но безуспешно. Сжимая в руках крест, священник молился и говорил: «Не ведят бо, что творят!» Один из палачей выстрелил в упор ему в голову. Отец Михаил упал, и они стали стрелять в него, выпустив зарядов двадцать, пока не убили. Енисейские епархиальные ведомости. 1919. № 5. С. 29. Вообще уникальной судьбы человек. Командир Красноярского казачьего дивизиона, один из отцов-основателей Енисейского казачьего войска он не стал участвовать в братоубийственной войне. В 2000 г приличен к числу священомучеников. К сожалению не могу найти его фото, а то так бы можно смело публиковать биографию в Альманаха№2.

Сибирецъ: Ну тогда на совести Сиротинин В.С. Коммунистический террор в Красноярском крае 90 % приведенных мною фактов по данным РПЦ.

Штабс-капитан: Сибирецъ пишет: у тогда на совести Сиротинин В.С. Само собой. Я вас и не обвинял

Сибирецъ: Штабс-капитан пишет: Само собой. Я вас и не обвинял Я так даже и не думал

OigenP: О. Зиновию (Сутормину) отрубили голову 23 января 1920 г. Он приезжал в гости к сыну в Шемонаиху (тогда бывшую центром Александровской волости, входившей в Змеиногорский уезд Томской губернии). Эта как бы "информация" чаще всего сопровождается также упоминанием убийства там же его сына Ивана, жены сына и их пятилетнего ребенка, но Алматинская епархия еще в 2002 году все "скорректировала" иначе: "Один из красноармейцев, пожалел священника и, зная, что перед смертью он подвергнется пыткам, решил его избавить от этого и одним взмахом отрубил ему голову. Об этом стало известно гораздо позднее, поскольку убийца, оказавшись через несколько лет возницей экипажа, на котором ехала от родных дочь Зиновия Евстафьевича, не зная об их родстве, рассказал ей обо всём, в то время, когда они проезжали мимо рощицы, где происходила казнь." - Сс. 5-6 - "Иерей Зиновий Евстафьевич Сутормин" / "Свет православия в Казахстане". Приложение. Календарь казахстанских новомучеников (январь-сентябрь). Издание Алматинской епархии, Алматы, 2002. До принятия сана служил З.Е. Сутормин медицинским фельдшером 3-его военного отдела Сибирского Казачьего Войска.

OigenP: "...убит священник с женой..." - из Отчета по подавлению восстания крестьян Минусинского уезда Енисейской губернии в ноябре-декабре 1918 года (Дата отчета: 11.12.1918. Подписан: "Начальник минусинского отряда, генерал-майор Шильников") На стр. 31 в "Партизанское движение в Сибири, т. 1, Приенисейский край", Л., 1925

OigenP: (Дата отчета: 11.12.1918. Подписан: "Начальник минусинского отряда, генерал-майор Шильников") В продолжение предыдущего поста в этой теме: “На круги своя” Так называлась корреспонденция, опубликованная в “Красноярском рабочем” 8 августа 1998 года. Молодой иерей Виктор с помощью прихожан упорно восстанавливает полуразрушенное здание православного храма Святых Первоверховных апостолов Петра и Павла в селе Каратузском. Во время ремонта под полом и в ограде храма было обнаружено несколько старинных захоронений священнослужителей и почётных граждан села. Надгробные памятники были уничтожены в годы гонения на церковь, и теперь трудно восстановить имена погребённых. В молитвах отец Виктор поминает одного из своих далёких предшественников – иерея Михаила Щербакова, трагически погибшего в первые годы становления советской власти. Он был застрелен на пороге вместе с супругой. Имя матушки пока, к сожалению, установить не удалось, отмечалось в газете. Вскоре после публикации в редакцию пришли письма сразу от двух внучек Михаила Щербакова, двоюродных сестёр, Татьяны Николаевны Артюх из Красноярска и Маргариты Александровны Потатуевой из Барнаула. Они сообщили имя своей бабушки – Анна Константиновна Щербакова. Оказывается, она происходила из польского рода Домбровских. Дядя Анны Константиновны, Ярослав Домбровский, утверждают сёстры, был известным героем Парижской коммуны, он погиб на баррикадах и похоронен у себя на родине, в Польше*. “Меня всегда удивляло, как могла бабушка, шляхтичка, выйти замуж за скромного семинариста, каким был дед в своё время, – вспоминает Маргарита Александровна. – Однако вышла, родила ему шесть сыновей и двух дочерей. Это был счастливый союз!” Она рассказывает, что в тот страшный день, когда убили деда и бабушку, вместе с ними в доме находились двое их детей – 16-летняя Вера и 8-летний Виктор. Партизаны из отряда Щетинкина потребовали у отца Михаила ключи от церкви, но ключей у него не было, они находились у старосты. “Бандиты не поверили и стали стрелять, – пишет Маргарита Александровна. - Дед был убит наповал, а бабушка только ранена. Она крикнула: “Не умеешь стрелять! Бей, так насмерть!” И последовал залп… Потом один бандит спросил: “А щенков тоже?” Ему ответили: “Ну их, сами сдохнут”. Моему отцу сообщили о случившемся, он приехал, похоронил убитых родителей и взял с собой сестру и братишку. Вот и всё, что мы знаем об этой трагедии”. Известно, что в годы Гражданской войны Минусинский уезд не раз переходил из рук в руки. Жестокость и зверства допускали как красные, так и белые. В июне 1918 года Минусинск захватили белогвардейцы, они замучили и расстреляли немало людей, а председателя солдатской секции местного совета Терентия Шаповалова заживо закопали в землю. Соответственно действовали и части партизанской армии Кравченко и Щетинкина летом и осенью следующего, 1919 года, во время своего похода из Степного Баджея в Белоцарск (ныне Кызыл) и возвращения обратно, в Минусинский уезд. Михаил и Анна Щербаковы оказались в числе других многочисленных жертв жестоких и неоправданных расправ. Судя по воспоминаниям сестёр, отец Михаил был незаурядной личностью. “Когда началась первая мировая война и прошла мобилизация по всем городам и сёлам, неожиданно архиерей вызвал деда в Красноярск и попросил его выступить перед пришедшими провожать уходящих на войну с просьбой о пожертвовании в пользу семей, оставшихся без кормильцев, – пишет Маргарита Александровна. – Дед растерялся: почему его, а не известных и именитых священнослужителей он просит об этом? Архиерей сказал: “Я слышал вашу проповедь. Так, как вы, никто не скажет”. И дед обратился с таким пламенным призывом, что люди рыдали, срывали с себя кольца, браслеты, серьги, опустошали кошельки и собрали таким образом огромную сумму в пользу осиротевших семей. Прихожане любили и очень уважали деда, люди приезжали издалека, чтобы послушать его проповеди”. Сёстры бережно сохранили переданные родителями фотографии деда и бабушки. В своём письме они просят отца Виктора отслужить панихиду по иерею Михаилу и его супруге матушке Анне. Теперь поминовение не будет безымянным. Ю.УГОЛЬКОВ, соб. корр. “Красноярского рабочего”. Каратузский район. 14.11.98 г. Материал к печати подготовила Т.КОНСТАНТИНОВА - “Знамя труда” №79(8238) 03.10.2001г. (изд. с. Каратуз) Возможно о. Виктор теперь поминает также и "прапорщика Тауля, одного милиционера и 16 казаков, в том числе атамана Шошина"? *Уроженец Житомира Ярослав Домбровский (Jarosław Dąbrowski) считается похороненнным на кладбище Пер-Лашез/Le Cimetière du Père-Lachaise в Париже. На самом деле его тело никогда не было найдено, а памятник ему находится за пределами кладбища: "body never found, memory honored on Federated Wall in northeast corner of the Père Lachaise Cemetery and on monument erected outside the wall in the Square Samuel de Champlain" - http://www.geni.com/projects/Cimeti%C3%A8re-du-P%C3%A8re-Lachaise-%E2%97%A6-Paris-%E2%97%A6-France

OigenP: Размножилась неоднократно в Интернете эта информация: "В Барнауле в январе 1919 года гарнизонный священник сообщил в контрразведку, что, когда он беседовал с двумя ротами солдат «о целях борьбы с большевиками», 21 солдат и 2 офицера «с недоверием отнеслись к внушению и даже возражали». Все они были арестованы, и 18 из них расстреляны". Куда меньше цитирования с более точной датой собеседования: "17 января 1919 г. гарнизонный священник Барнаула устроил в полковой церкви собеседование с солдатами". Одно из самых первых упоминаний о собеседовании 17 января 1919 года появилось в книге Е.Е. Колосова "Сибирь при Колчаке: Воспоминания, материалы, документы. - Петроград: издательство «Былое», 1923. - 190 с. Колосов Евгений Евгеньевич (4.01.1879, Нерчинск Забайкальской обл. — 7.08.1937, Омск) – сын поручика - ссыльного народовольца. Общественно-политический деятель, эсер, депутат Учредительного собрания. В годы гражданской войны работал в земстве в Сибири, член Сибирской областной думы, один из руководителей антиколчаковского движения. Историк революционного движения. Автор работ по истории Гражданской войны в Сибири ( «Сибирь при Колчаке»), народовольческому движению ( «Народовольческая журналистика»), об узниках Шлиссельбурга ( «Государева тюрьма» и «Жуковский»); был учеником Н.К. Михайловского, хранителем его архива и редактором собрания сочинений. Расстрелян. "17 января 1919 г. гарнизонный священник Барнаула устроил в полковой церкви собеседование с солдатами. Речь шла о большевиках. Через 3 дня, по данным К.В. Дубровского, более 20 солдат и два офицера были арестованы". Дубровский (Кац) Константин Владимирович (9.09.1879, Иркутск - 6.02.1943, Челябинск) - сибирский поэт, журналист, этнограф, историк культуры Сибири. Печатался в "Восточном обозрении", "Сибири", "Сибирской жизни", "Сибирском обозрении", "Омском слове", "Забайкальской нови", "Сибирском наблюдателе", "Сибирском студенте", "Ленских волнах", "Сибирском рассвете", "Сибирских записках", "Северной Азии". В 1918 издавал журнал "Автономная Сибирь". Автор "В царстве нагайки и виселицы. Сибирская контрреволюция", 1918-1921. М.-Л., 1929. Ранее им написаны: Нечто о Щапове // Вост. обозрение. 1900. - № 1697. Афанасий Прокопьевич Щапов: 2-ая ч. ст. «Писатели-сибиряки» // Сиб. наблюдатель. 1904. - Кн. 7-8. - С. 102-110. Соч.//"Второй литературный сборник сибиряков", СПб, 1908 Пионеру сибирской прессы: К открытию памятника М. В. Загоскину// Сибирь (Иркутск). -1911.-11 сент. Друг женщин: Женский вопрос в сочинениях С. С. Шашкова // Сибирская жизнь. -1912.-22 сент. Памяти патриота Сибири: К 10-летию со дня смерти М. В. Загоскина // Сиб. жизнь. 1914. - № 200. Сибирский Карамзин // Сиб. архив. 1914. - Кн. 5. С. 203-220. Один из деятелей старой Сибири: К 15-летию смерти В. И. Вагина, 1900-1915 гг. // Сиб. жизнь. -1916. № 29. Рожденные в стране изгнания. Пг., 1916 Сибирь и областничество // Сибирь (Иркутск). -1917. 25 апреля. Хорошие признаки // Сибирь (Иркутск). 1917. -15 июня От идеалов к действительности (областническая идея в прошлом и настоящем). Иркутск, 1917. Славный сын Сибири (Н. М. Ядринцев) // Рожденные в стране изгнания. Пг., 1916. - С. 106-123. Очерки по истории просвещения Сибири, 1919

barnaulets: А фамилии офицеров не попадались?

barnaulets: Видимо это были поручик Суворов и штабс-капитан Скворцов из 3-го Барнаульского кадрового полка, отправленные на фронт в действующий 3-й Барнаульсктий полк. Парфенов П. Гражданская война в Сибири 1918-1929. Москва. – 1923. С.88. Источника у меня нет, фамилии со ссылкой на источник сбросил один из коллег. Может у кого-то из коллег есть книга и он может уточнить, за что отправили на фронт этих офицеров. Но видимо, речь идет обо дном и том же. Любопытно, что штабс-капитан Скворцов (полный георгиевский кавалер Первой мировой войны, сослуживец П. Щетинкина по 29-му Сибирскому стрелковому полку) вскоре погиб смертью храбрых под Таборами, за что посмертно был произведен в капитаны. Похоронен там же с воинскими почестями. О нем я уже упоминал в соответствующей теме про 3-й Барнаульский полк.

OigenP: Спасибо за уточнение! Священника тоже никто так и не назвал, мне кажется. А с Ф.Л. Скворцовым по датам не очень совпадает, если поверить, что арестовали 20 января, то как он мог barnaulets пишет: 13 января 1919 г. в составе батальона пополнения отправлен в действующую армию, 30 янв. прибыл и зачислен в 3-й Барнаульский Сиб. стрелковый полк, назначен командиром 9-й роты. Может быть просто календарем разным "пользовались" (те кто писал о беседе священника и те кто отправлял пополнение)? Скворцова Ф.Л. и отпели, кажется, даже днем раньше (?!) чем он официально погиб?

barnaulets: OigenP пишет: Скворцова Ф.Л. и отпели, кажется, даже днем раньше (?!) чем он официально погиб? Ну да, я тоже обратил внимание. Возможно, действительно имела место разница в календарных стилях

barnaulets: Кстати, вполне возможно, что никто его и не арестовывал. Просто кочует из книги в книгу (как про якобы расстрелянных в Семиречье как руководителей белого подполья поручика Воронова и штабс-капитана Александрова, про которых я упоминал в другой теме - на самом же деле те ни в каких подпольных организациях не состояли, а из-под расстрела сумели бежать и затеряться на время под чужими именами на Алтае). Наговорил лишнего, а начальство, зная его как хорошего офицера, отправило с пополнением на фронт от греха и от контрразведки подальше. Но это уже, конечно из разряда моих домыслов.

Новоалтаец: "Нелюбовь" простого народца к свяженникам, обенно сельским, вполне объяснима - даже в русском народном фольклоре фигура "попа" никогда не отличалась положительными чертами, скорее, наоборот. Хотя это, конечно, не оправдывает бесчинств, которые творил этот народец, почуяв свободу.

adron: По уточненным данным на основе материала, любезно представленного Виктором Суманосовым, священник Пономаренко Алексей Михайлович 1858 г.р. с семьей в 1914 году переехал в с.Голубцово. Алексей Михайлович служил в церкви с.Голубцово с мая 1914 г. по 1918 год. В 1919 г. в с.Чесноковка (ныне Новоалтайск) священника Пономаренко Алексея Михайловича с дочерью Глафирой, ее мужем Иваном Владимировичем Юловским (псаломщиком Барнаульского Петропавловского собора), сыном Алексея Михайловича Пономаренко - Михаилом казнили красные партизаны. Факт казни красными партизанами в Чесноковке подтвердил в 1945 г. сын Алексея Михайловича - Герман Алексеевич Пономаренко в протоколе допроса. Кто может подсказать- отряд под командованием кого прошел через Чесноковку в 1919 г и скорее всего совершил эту казнь?

Oigen Pl: У Кулакова по изданию "Борьба за власть советов на Алтае", 1957 года, первое занятие партизанами Чесноковки не оговаривается отдельно, есть только уточнение по Бобровке (что ее вновь заняли белые 25 октября 1919 года - на стр. 313 ук. изд.). На стр. 322 ук. изд.: "На правобережье Оби отряд Крупнова занял село Бобровку и у становил связь с чумышскими партизанами". Отрывок воспоминаний А . Малиновского о ноябрьской попытке занятия партизанами Барнаула: "Договариваемся с руководителями партизанских отрядов, что 30 ноября 1919 г. при приближении отрядов к городу и наступлению их на город, мы устраиваем в городе восстание. Наиболее оживленная связь, почти непрерывная, систематическая связь была со штабом т. Архипова. К сожалению, к указанному сроку, за несколько дней до 30 ноября, было получено сообщение т. Архипова о том, что партизанские отряды не могут быть подтянуты к городу в указанный срок вследствие того, что они находятся разбросанными и физически не успеют прибыть и подтянуться. Таким образом, 30 числа у нас это дело не вышло. Трудности связи, трудности контактов в руководстве на расстоянии не позволили в свою очередь подпольному комитету использовать приближение к городу (крупновский отряд).". Крупнов командовал 4-м батальоном 22-го Приобского полка (см. его подпись с должностью под док. на стр. 123 в изд. "Партизанское движение в западной Сибири, 1918-1919 гг.", 1936).

Oigen Pl: В издании "Партизанское движение в западной Сибири, 1918-1920 гг: документы и материалы", Новосибирск, 1959 - на стр. 193: "...знамя. На их зов сочувствующее население откликнулось охотно, и не более как через полчаса товарищи зиминцы летели на конях в с. Чистюньку в порядочном количестве. Они летели мстить за недавнюю порку. Дом милиции был быстро оцеплен и обстрелян из револьверов и винтовок. Милиционеры хотели отбиться, но возбужденная масса с криками «Смерть злодеям!» сожгла дом, в котором сидели кровопийцы; зажгла крышу саманной кузницы, в которой засел начальник милиции с 3 милиционерами и делопроизводителем...И суд совершился... Начальник живым сгорел (расплатился) за все мучения, которые он делал народу, делопроизводитель застрелился. Милиционеры выскочили из кузницы и были убиты. Два священника и дьякон, как колчаковские шпионы, были убиты повстанцами."

белый: Oigen Pl пишет: Два священника и дьякон, как колчаковские шпионы, были убиты повстанцами." Спасибо, Евгений. А скан этой страницы нельзя сделать?

Oigen Pl: белый пишет: А скан этой страницы нельзя сделать? Эта книга дома есть. Только я ошибся - это не Кулаков (1957, Барнаул), а Новосибирское издание 1959 года - "Партизанское движение в Западной Сибири, 1918-1920 гг: документы и материалы". Цитировал по увиденному фрагменту страницы - увиденному через поиск в google.ru/books Поправка: фрагмент воспоминаний на стр. 484 ("Трудности связи, трудности контактов в руководстве на расстоянии не позволили в свою очередь подпольному комитету использовать приближение к городу (крупновский отряд)") - это тоже не Кулаков, а тот же сборник 1959 года. Любопытно бы сравнить тот эпизод с довоенным изданием сборника (изд. 1936) - http://mirknig.com/knigi/military_history/1181431022-partizanskoe-dvizhenie-v-zapadnoy-sibiri-v-1918-1919-gg-partizanskaya-armiya-mamontova-i-gromova-sbornik-dokumentov.html

Oigen Pl: "Партизанское движение в Западной Сибири, 1918-1919 гг: документы и материалы", 1936, на стр. 110 (из Информационного листа № 6 от 2 сентября 1919 года): "Долгановский фронт. Отрядом тов. Городецкого пойман отряд белых, из которых был один офицер, а остальные 9 - попы".

Oigen Pl: белый пишет: А скан этой страницы нельзя сделать? По старому изданию 1936 года (на стр. 52):

белый: Oigen Pl пишет: По старому изданию 1936 года (стр. 52): Спасибо , но к сожалению это не Чесноковка.

Сибирецъ:

Луговчанин: Село Шадринцево . Тальменского района . Местный служитель церкви поддерживал отступавших колчаковчев , но уйти с ними ему не удалось . Он был пойман партизанами и расстрелян . По рассказам сторожилов , его привязали к коню и таскали по селу , а затем увезли к Красному Яру и бросили в канаву . Воспоминание Г.Н. Черепановой.

kolja1979: белый пишет: Спасибо , но к сожалению это не Чесноковка. Чесноковка - вы имеете в виду современный Новоалтайск?

Oigen Pl: barnaulets пишет: Видимо это были поручик Суворов и штабс-капитан Скворцов из 3-го Барнаульского кадрового полка, отправленные на фронт в действующий 3-й Барнаульсктий полк. Парфенов П. Гражданская война в Сибири 1918-1929. Москва. – 1923. С.88. Источника у меня нет, фамилии со ссылкой на источник сбросил один из коллег. Может у кого-то из коллег есть книга и он может уточнить, за что отправили на фронт этих офицеров. Но видимо, речь идет обо дном и том же. В издании 1924 года на стр. 90-91 у Парфенова описывается история с Суворовым и Скворцовым применительно... к гимну на Новый год (вот только сейчас-то - почти в Новый год - и увидел!): При встрече нового года несколькими офицерами барнаульского полка, с разрешения командира полковника Ляпупова, предложено было оркестру исполнить «гимн». Не вставших при его исполнении поручика Суворова и капитана Скворцова на другой день арестовала контр-разведка по обвинению в «большевизме». И только, чтобы не поднимать «шума», их не предали военно-полевому суду, а через месяц гауптвахты отправили на фронт. За эти же грехи было арестовано несколько офицеров в барабинском и ново-николаевском полках, и трое из них, Мякишев, Сикорский и Поплавкин, расстреляны по приговору суда. Бийскому прифронтовому военно-полевому суду были преданы несколько солдат местного гарнизона за то, что они «14 декабря, во время раздачи им правительственной литературы, не только отказались принимать таковую, но при этом выразились скабрезными словами»; их обвинили в большевизме и расстреляли. 17 января в Барнауле гарнизонный священник беседовал с двум ротами солдат 3-го полка в военной церкви о целях борьбы с большевизмом. После беседы было разрешено задавать вопросы. Через три дня 21 солдат этих рот и два офицера были арестованы по подозрению в большевизме. На предварительном следствии выяснилось, что они с «недовернем отнеслись к внушению и даже возражали». По приговору суда 18 из них расстреляно. В том же месяце несколько офицеров каменского гарнизона пришли в местную тюрьму и заставили политических заключенных петь «боже, царя храни». Отказавшиеся петь, три учителя и один кооператор были выведены, их заставили вырыть ямы и уже в яме пристрелили. При этом учитель Швецов был закопан живым.

ГончаровЮ.И.: Да, интересный человек был П.С.Парфенов.Надо бы разыскать и опубликовать его книги.В них полно уникальных фактов, полученных им , вероятно, в Каменской контрразведке.И сделать по нему отдельную тему.В его биографии до сих пор немало белых пятен.

barnaulets: ГончаровЮ.И. пишет: Да, интересный человек был П.С.Парфенов.Надо бы разыскать и опубликовать его книги.В них полно уникальных фактов, полученных им , вероятно, в Каменской контрразведке. Я бы не стал слепо доверять Парфенову. Приведенные им факты нуждаются в проверке. Oigen Pl пишет: При встрече нового года несколькими офицерами барнаульского полка, с разрешения командира полковника Ляпупова, предложено было оркестру исполнить «гимн». Не вставших при его исполнении поручика Суворова и капитана Скворцова на другой день арестовала контр-разведка по обвинению в «большевизме». И только, чтобы не поднимать «шума», их не предали военно-полевому суду, а через месяц гауптвахты отправили на фронт. За эти же грехи было арестовано несколько офицеров в барабинском и ново-николаевском полках, и трое из них, Мякишев, Сикорский и Поплавкин, расстреляны по приговору суда. Согласно послужного списка Скворцова, 13.01.1919 г. он в составе батальона пополнения был отправлен в действующую армию 30.01.1919 г. прибыл и зачислен в действующий 3-й Барнаульский Сиб. стрелковый полк, назначен командиром 9-й роты. Так что не сидел он месяц на гауптвахте. Впрочем, и сам факт его ареста за отказ встать при исполнении "Боже царя храни" вызывает у меня некоторые сомнения, равно как и расстрел за это же "преступление" трех вышеназванных офицеров других полков. Возможно расстрел и имел место, но скорее всего не за это, или не только за это.

ГончаровЮ.И.: barnaulets чтобы разобраться во всем этом открыл о Парфенове отдельную тему.Разыщу и опубликую все его книги и статьи. Пока нашел две книги, но договорились - об одной. Так же о нём ( в т.ч. и кокретная критика) много в архиве Салосина С.Г.Будем разбираться.

Oigen Pl: ГончаровЮ.И. пишет: Да, интересный человек был П.С.Парфенов.Надо бы разыскать и опубликовать его книги.В них полно уникальных фактов, полученных им , вероятно, в Каменской контрразведке. На стр. 102 в изд. 1924 "Гражданская война в Сибири, 1918-1920": "В Камне 4 октября был снят с парохода, потому что при обыске у него оказалось «Учредительное собрание и право» кооператор Будкевич (старик) и расстрелян. Вместе с ним за такое же «преступление» была тогда же арестована местная учительница Ляпустина*, вскоре же расстрелянная в числе 65-ти. На этом «деле» местный контр-разведчик капитан Степаненко только на «законном основании», как «открывший большевизм», заработал три тысячи рублей. Кроме этого, у Будкевича, ехавшего но поручению томской губернской томской губернской земской управы в Барнаул за покупкой пшеницы, было несколько сот тысяч рублей." * Вера Степановна (в дев. Ушакова) - http://www.alted.ru/oo202/history.jsp

Oigen Pl: Информация В.В. Кокшенёва: в Сорокино вместе с другими колчаковцами в бою с роговцами погиб священник Никольский. Примечательно, что до 1918 года его женой была одна из бывших участниц ульяновского* "Союза борьбы за освобождение рабочего класса" - Августа Ивановна Никольская. *Пишу так, потому что В.И. Ульянов еще не называл себя тогда Лениным.

barnaulets: Oigen Pl пишет: Информация В.В. Кокшенёва: в Сорокино вместе с другими колчаковцами в бою с роговцами погиб священник Никольский. Примечательно, что до 1918 года его женой была одна из бывших участниц ульяновского* "Союза борьбы за освобождение рабочего класса" - Августа Ивановна Никольская. Ее муж, получается, фамилию жены взял? Она ведь, насколько известно, Никольская по отцу (священнику с. Белоярского).

Oigen Pl: barnaulets пишет: Ее муж, получается, фамилию жены взял? Она ведь, насколько известно, Никольская по отцу (священнику с. Белоярского) Просто они с мужем оказались еще и однофамильцами.

Oigen Pl: В нашей волости большие жертвы в этот период понесло население крупного села Петропавловка. В праздничный день сельской ярмарки 15 октября 1918г в селе карательный отряд произвел массовые истязания заподозренных крестьян и казнь 18 активных работников совета, издевательское отпевание которых перед расстрелом провел поп Павел Евтихеев. В отместку на это злодеяние красные партизаны расстреляли попа (подробно об этом в районной газете «На колхозной стройке» за 7 ноября 1934г, за 7 ноября 1947г, в «Кулундинская правда» за 7 ноября 1956г, а также в «Краснозерская новь» за 15 октября 1998г). - http://www.astro-web.ru/raznoe/kniga/Kolibelka_gl4

EL: Если есть возможность, расскажите как найти информацию по Шунулину Георгию Ивановичу. Был сельским священником и убит зимой 19-20 года. По рассказам роговцы привязали его живьем к кресту и засунули в прорубь. Где-то в районе Верх-Ануйска.

Новоалтаец: «Вестник Змеиногорска», №62, 23 ноября 1919 г.

Oigen Pl: Фамилия хмелевского священника была Шукшин, а не "Щукин".

Екатерина: Владыкин Иван Федорович, священник Ильинской церкви в Верх-Бобровском Барнаульского уезда Косихинской волости был убит роговцами ( заколот вилами) на глазах у жены и детей в 1919.Никаких документальных подтверждений нет- только свидетельство родных.Может быть, у кого-то есть сведения об этом.

adron: Чесноковка была перепутана с Чистюнькой. Отца Пономаренко А.М. убили в Чистюньке 2 августа 1919 г.

тюменка: Помогите прояснить что произошло - священник Мелков Афанасий Федорович и матушка Мелкова Анастасия Дмитриевна - церковь "Троицы Живоначальной" с. Луговое ( первое упоминание в 1695 году как село Луговское или Троицкое).

Елена Тростникова: Священник Петр Алексеевич Фавстрицкий, 1875 года рождения, убит 21 июня 1919 года на Алтае, предположительно в с. Нечунаевское Змеиногорского уезда (ныне Нечунаево Шипуновского р-на). В этом время в тех краях были партизаны Ефима Мамонтова. В церковь, где уже заканчивалась служба, красноармейцы с командиром ворвались с ружьями и плетками в руках, не сняв фуражек. Отец Петр продолжал спокойно вести службу, и его спокойствие возмутило командира. Священника сбили с ног, выволокли на улицу, сперва били плетками, потом бичевали так, что один глаз у отца Петра вытек, но он не просил пощады и все повторял: «Я за Господа Иисуса Христа»! Красноармейцы убили отца Петра на берегу реки Алея, там же его и оставили. Затем они пришли к матушке Марии: «Иди, забери его»! Но матушку успели предупредить, что в кустах засада, ее там ждут, чтобы тоже расстрелять. Матушка никуда не пошла, а ночью староста церкви и псаломщик по ее просьбе утащили с берега тело отца Петра и тайно похоронили на кладбище. Утром красноармейцы, не обнаружив тела батюшки, отправились с обыском к нему домой. Ничего не найдя, они выгнали семью жить в сарай, отобрали все имущество, оставив их без каких-либо средств к существованию. Старшая дочь Люба, на чьих глазах был замучен и убит отец, лишилась рассудка. Она начинала кричать и не могла остановиться. В начале сентября 1919 года Люба умерла. Ей было всего 20 лет. Мария Ивановна Фавстрицкая дожила до 1959 года, самоотверженно спасала внуков от гонений и голодной смерти. Подробности гибели отца Петра удалось излечь из забвения по воспоминаниям родственников, дата его смерти запечатлена в следственном деле его сына, также священника, Дмитрия Петровича Фавстрицкого, осужденного на 5 лет концлагеря в 1930 году. В анкете допроса он показал, что отца "Убили красноармейцы, за что убили, не знаю". Мы разыскиваем место гибели отца Петра. Ранее шли по ложному следу - Лушниково Тальменского р-на, где он служил в 1918 году. Но сейчас в обстоятельствах жизни семьи вскрылись моменты, которые указывают на Нечунаево, и мы надеемся найти свидетельства если не документальные, то устные, или косвенные подтверждения в документах.

ГончаровЮ.И.: Текст поправьте : не могло быть красноармейцев в июне 1919г. Об этом случае без сомнения есть в краевом архиве и в ГАРФ. Если попадется- то здесь опубликую.

barnaulets: Почему же. Естественно, что регулярной Красной армии в Сибири в то время не было, но так называли себя и партизаны.

ГончаровЮ.И.: В подлинных документах партизан 1918- июня 1919г. мне лично не попадались документы, в которых партизаны назывались бы красноармейцами.Зато часто попадалось их самоназвание:"мы немытая черная гвардия".Армия Мамонтова стала называться -партизанской Красной Армией с сентября 1919г.В документах же примерно с 1929г. стали сплошь называться красноармейцами партизаны 1918-1919г., а города Новониколаевск и Петроград( в период Гражданской войны)-Новосибирском и Ленинградом. Возможно я и не прав,т.к не являюсь специалистом по партизанам.

Елена Тростникова: ГончаровЮ.И. пишет: Текст поправьте : не могло быть красноармейцев в июне 1919г. Об этом случае без сомнения есть в краевом архиве и в ГАРФ. Если попадется- то здесь опубликую. Спасибо, поправка верная! Писала по памяти наобум. В анкете допроса: "был убит красными, за что убит, я не знаю". Еще не научилась вставлять картинки, а то бы вставила строки из следственного дела. Учитываем, что показания даются в 1930 году, а в момент убийства отца парню было 18 лет. Но показание "был убит красными" ему точно не на пользу было, это он не мог не понимать. Так что, видимо, тогда было не отвертеться, что именно красные, а не "белые-зеленые-золотопогонные" или просто бандиты.

Елена Тростникова: Мы сначала ориентировались на Лушниково как место смерти, хотя обстоятельства гибели по описаниям никак не вписывались: река Алей чётко вспоминалась. Только потом, когда появились стрелки в сторону Нечунаева, поняли, что ведь в протоколе не сказано, что убит в Лушниково - просто до 1918 года он в Лушниково служил...

мир: Мы разыскиваем место гибели отца Петра. Ранее шли по ложному следу - Лушниково Тальменского р-на, где он служил в 1918 году. Но сейчас в обстоятельствах жизни семьи вскрылись моменты, которые указывают на Нечунаево, и мы надеемся найти свидетельства если не документальные, то устные, или косвенные подтверждения в документах. А откуда тогда такие подробные сведения вплоть до вытекшего глаза? ОБС?

Елена Тростникова: мир пишет: А откуда тогда такие подробные сведения вплоть до вытекшего глаза? ОБС? Ваша реплика демонстрирует распространенное заблуждение: историческими свидетельствами считать только документальные и печатные. Всем, кто занимается гражданской войной, тем более в Сибири, очевидно, насколько трудно найти документы и насколько малую "площадь" они покрывают. Свидетельства семьи, память о близких людях - это не ОБС, это и есть историческая память и настоящие свидетельства, гроаздо более правдивые, чем, скажем, то, что дают показания следственных дел,Ю продиктованные следователями (почитав подлинники, убеждаешься в этом: пять свидетелей и сам обвиняемый говорят одними и теми же словами, только где-то к ним прибавляются эпитеты типа "подлый контрреволюционный" погуще, а где-то сперва их нет... И думается, память, передаваемая из рода в род (а какими путями - это отдельная история, включающая уже не одну судьбу и потому не для этой темы), имеет приоритет над книгами, в которых события сильно подгоняются под концепцию: за белых или за красных. В данном конкретном случае непосредственным свидетелем кончины была дочь, которая хоть и помешалась (кричала потом непрерывно) и вскоре умерла, но пересказала виденное. А о том, как матушка-попадья побоялась пойти за телом своего мужа, потому что незадолго до того в соседнем селе убили другого священника и вот так же предложили попадье идти похоронить его - да и пристрелили, - об этом и сама она, бабушка, внукам рассказывала, а мы от внучек услышали. Такая запечатанная на полвека и более память страшно и нежданно прорывается на поверхность. Десятки лет люди для самосохранения, для сохранения своих детей должны были забыть, не знать, - иначе могли бы не выжить... а потом, оказывается, еще возможно помнить.Поверьте. это не байки и не выдуманное, это очень больно и тяжело из людей выходит. И никаких "бонусов" не несет.

мир: Семейные предания от полусумасшедшей через десятые руки. Понятно. И думается, память, передаваемая из рода в род (а какими путями - это отдельная история, включающая уже не одну судьбу и потому не для этой темы), имеет приоритет над книгами, в которых события сильно подгоняются под концепцию: за белых или за красных. Человеческая память - один из самых ненадежных носителей. Я разговаривал с человеком о событиях 1993 г., а потом он очень удивлялся, видя на видеозаписи то, что совершенно выпало у него из памяти.

Штабс-капитан: Устные предания безусловно являются частью исторических источников, но к ним нужно относиться крайне осторожно. Очень часто они сильно исражаются реальную действительность. Их нужно проверять и проверять.

Sibirak: Штабс-капитан пишет: Убили [о. Михаила Каргополова ] 31 (18)января 1919. Семьи рядом не было, про изнасилованную жену ничего не сообщалось. Священника посадили на заднюю подводу, а на переднюю сели арестовавшие его красноармейцы. Отъехав немногим более километра от села, они остановили лошадей, вытащили священника из саней, сорвали с него шубу и потребовали, чтобы он снял с себя крест. Отец Михаил отказался. Тогда они попытались силой вырвать из рук священника крест, но безуспешно. Сжимая в руках крест, священник молился и говорил: «Не ведят бо, что творят!» Один из палачей выстрелил в упор ему в голову. Отец Михаил упал, и они стали стрелять в него, выпустив зарядов двадцать, пока не убили. Енисейские епархиальные ведомости. 1919. № 5. С. 29. Вообще уникальной судьбы человек. Командир Красноярского казачьего дивизиона, один из отцов-основателей Енисейского казачьего войска он не стал участвовать в братоубийственной войне. В 2000 г приличен к числу священомучеников. К сожалению не могу найти его фото, а то так бы можно смело публиковать биографию в Альманаха№2. Андрей, удалось что-то опубликовать про него?

Елена Тростникова: Вот тут список, неполный и не во всем верный, но современный событиям - по сведениям, поступавшим в Томскую Епархию. Опубликован в газете "Русская речь", Новониколаевск, 1919 г., № 211 (284) от 1 октября 1919. СПИСОК священно и церковно-служителей замученных и убитых большевиками в пределах Томско-Алтайской епархии до 1-го сентября 1919 г. Протоиереи: Александр Мануилов – с. Озерно-Титовское, убит после зверских истязаний 22 июня 1919 г. Михаил Красносельский – с. Тогул, Бийскаго у., убит после истязаний 22 июня 1919 г. Алексей Павлов – с. Чистюнское, Барн. у., убит 20 июля 1919 г. Николай Петропавловский – с. Белоглазовское, Змеин. у., (осквернена церковь), убит около 20 июля 1919 г. Павел Донорский – с. Мироновское Барн. у., зарезан 22 июня 1919 г. Иоанн Шукшин – с. Хмелевское, Барн. у., июль 1919 г. Иеромонахи: Александро-Невской пустыни Барн. у. Питирим, Феогност, Филарет, зарезаны 22 июня 1919 г. (церковь и обитель ограблены). С. Орловии, Каин. у., иером. Серафим убит в авг. с. г. Иереи: Илья Попов – с. Вознесенское Барн. у., убит в июне 1918 г. Александр Соколов – с. Ишим, Том. у., убит 30 дек. 1918 г. Виталий Сердобов – с. Белгородка, Мар. у., убит 5 янв. 1919 г. Павел Яковлев – с. Дороховское, Том. у., убит 15 апр. 1919 г. Александр Любуцкий – с. Троице-Пышкинское, Том. у., 15 апр. 1919 г. Филипп Михайлов – с. Красноярское, Мар. у., убит 12 мая 1919 г. Василий Смельский – с. Солоновка, Б. у., убит в июне 1919 г. Иоанн Цветков – с. Чистюньское, убит 20 июля 1919 г. О. Дмитрий Алферьев – с. Зиминское, убит 20 июля 1919 г. О. Алексей Аркатовский – с. Хабазинское (беженец), убит около 20 июля 1919 г. Около того же 20 июля (Ильин день) убиты в Барн. уезде священники: с. Мало-Панюшевскаго о. Феодор Конинин, с. Колпаковскаго о. Иван Юловский, с. Романовскаго о. Михаил Шаров, с. Вяткинскаго о. Василий Семин и с. Осколковскаго о. Сергей Громов. Затем убиты: с. Больше-Косульскаго Мар. у., о. Андрей Волжский 15 авг. в храме, в облачении, после утренней и акафиста, с. Лушниковскаго, Барн. у. о. Петр Фавстрицкий, убит после истязаний 3 авг. 1919 г., с. Корниловскаго, Барн. у., о. Петр Остроумов, убит в июле 1919 г., о. Сергей Вангаев, с. Ново-Троицкаго, Каин. у., в июле 1919 г., о. Иван Бонин – с. Верх-Красноярского, Каин. у. в июле 1919 г., о. Анатолий Дуплов (Том. дух. семинарии выпуска 1917 г.) обезглавлен 25 авг. с. г., о. Александр Воробьев – с. Морозовское, Кузнецкаго у., убит в авг. с. г. (тело около суток лежало непогребенное среди улицы, обгрызено животными). С. Чистюньское Барн. у. дьякон Ювеналий Ушаков 20 июля 1919 г. Чтецы: Григорий Бережный – с. Николаевское, Мар. у., 10 мая с. г. Михаил Стефановский – с. Жуланиха, Барн. у., 22 июня, после утонченных истязаний обезглавлен. Иоанн Яцентный – с. Чердатское, Мар. у., убит в мае с. г. Василий Скворцов – с. Красноярское, Мар. у., убит 12 мая с. г. Илья Чемкодеев – с. Черновское Каин. у. Кроме того большевиками убиты: жена протоиерея с. Кашиповскаго, Каинскаго у. Мария Быстрова, жена прот. с. Хмелевскаго Мария Шукшина и жена свящ. с. Дмитриевскаго Мар. уезда Пелагея Писемская. Достойно примечания, что избиения иереев в прилежащем к г. Барнаулу районе приурочено была к Ильину дню. Очевидцы событий передают, что преступные руководители большевистских банд внушали убийцам мысль, что избиение христианских священников приурочено к этому дню в память избиения пророком Ильей жрецов иезавелиных. Выше изложенный список избиенных составлен на основании официальных донесений, поступивших в Том. Епарх. Совет. Есть непроверенные известия о избиении еще и других священнослужителей. П. Н. Так, дата гибели о. Петра Фавстрицкого здесь указана более поздняя, чем реальность (тем более что даты здесь по старому стилю: Ильин день считается 20 июля) - 3 августа, а он был убит по новому стилю 21 июля, что документировано в материалах допроса его сына в 1930 г. (сын, священник Дмитрий Фавстрицкий, алтарничал при отце, запутывать дату смерти отца ему не было смысла, тем более что "убит красными" он прямо сказал на допросе). И о. Петр Фавстрицкий служил в Лушникове вплоть до 1918 г., а может быть и части 1919 г., но убит он был в с. Нечунаеве (Шипуновский р-н) - тут сходятся показания внука и топография местности, совпадающая с картиной смерти по цепочке воспоминаний потомков.

Сибирецъ: Только воспоминания красных и красных партизан это документ. Воспоминания их противников - это ошибки человеческой памяти.

Елена Тростникова: Многие воспоминания красных партизан так глубоко запрятали или просто уничтожили. А к середине 30-х годов людей уже надрессировали вспоминать только то что нужно и так, как нужно. Я смотрела и еще буду смотреть в архивах воспоминания красных партизан. Доступны в основном присланные к 50-летию советской власти, в 1967 году. Из них 90% - гладкая (или корявая) литературщина в стиле "Заря коммунизма разгоралась над сибирской землей..." Правда, пласт действительно интересных источников оказался массивнее, чем я ожидала. Это два типа документов: (1) старик с четкой исторической памятью (таких мало, обычно люди помнят то, что их научили помнить, а не то, что было) прочитал публикацию о событиях, участником которых он был, и в ответ на эту литературщину пишет, что там переврали и недосказали: что, где, когда, фамилии, места, даты, обстоятельства... (2) довольно много рукописей совершенно диким стариковским почерком, малограмотных, которые скорее всего в редакциях и читать поленились, а если и читали, то только для собственного удовольствия, заранее зная, что в печать это не пойдет ни под каким видом. Вот там, в этой малограмотной и дикой писанине, бывают мощные детали. Жаль только, одна расшифровка этих каракулей так трудоемка, что взяться за нее можно только или располагая очень большим ресурсом времени и сил, или же понимая, что здесь может содержаться что-то, непосредственно относящееся к тому, что ты ищешь. Увы, времени у нас на "вообще" не было, а к руслу нашего поиска такие документы не относились... Но сам принцип - "Только воспоминания красных и красных партизан это документ" - это предвзятость полнейшая. Тогда я бы уж лучше сказала: документы - это только оперативные сводки, приказы, распоряжения, в лучшем случае дневники - в общем, письменные свидетельства, не отсроченные от событий во времени и пространстве. Приведенный мною выше список - это как раз в большей мере документ, чем воспоминания, написанные в 30-х или 50-х годах или тем более в 1967 году, когда уцелевшим партизанам было предложено вспоминать славное боевое прошлое. Это фактически "сводка" поступавших в Томскую епархию сведений: кто выбыл из рядов. Кстати, в сборниках документов по гражданской и партизанской войне именно такие и публиковали - обоих сторон, пусть с очень тенденциозным отбором, см. годы выпуска, но не "воспоминания красных": "Партизанское движение в Западной Сибири", сб. документов, Новосибирск - издания 1936 г. и сильно расширенное (кое-в чем и суженное) 1959 г. "Борьба трудящихся за установление советской власти на Алтае" - Барнаул, 1957

mirko: Скворцов Василий Венедиктович Год рождения 1874 Место рождения Томская губ., Мариинский у. (Кемеровская о., Ижморский р.), с.Красный Яр (Красноярское) псаломщик Родился в 1874г. в семье дьякона Скворцова Венедикта Ивановича Кончина 1919 День 25 Месяц 5 убит большевиками Место Томская губ., Мариинский у. (Кемеровская о., Ижморский р.), с.Красный Яр (Красноярское) 12/25 мая 1919г. убит объединенными отрядами большевиков (бандой "красных-партизан") под руководством В.П.Шевелева и П.К.Голикова вместе с настоятелем храма о.Филиппом Михайловым О мученической смерти священника о.Филиппа Михайлова и псаломщика Василия Скворцова сообщали Томские Епархиальные Ведомости (N 12 за 1919г., см. биографию о.Филиппа Михайлова). По сведениям старожилов, казненные были очень уважаемыми людьми в селе и похоронены местными жителями в с.Красный Яр, с восточной стороны у церкви Успения Пресвятой Богородицы. Эта церковь была снесена в 1970-х гг. Вместе с церковью были снесены и могилы священника и псаломщика, а также местного купца Пушилина И.Ф., выделившего деньги на постройку церкви. На месте церкви был воздвигнут мемориал воинам-односельчанам, погибшим на фронтах Великой Отечественной войны. О храме напоминает только сохранившаяся кедровая роща, посаженная жителями села вокруг новопостроенной церкви, и поклонный крест, установленный в 2000г. Публикации 1 Томские Епархиальные ведомости, 1919. N 12. С.136–141,148–149. 2 http://barzas.prihod.ru/publikacii_i_vystuplenija/view/id/1189939 (Приход святого благоверного князя Дмитрия Донского. Кемеровская епархия. 2-е Кемеровское благочиние. Кузбасская голгофа). (c) ПСТГУ. Факультет ИПМ http://barzas.prihod.ru/publikacii_i_vystuplenija/view/id/1189939 Василий Венедиктович-брат моей прабабушки Клавдии..

Хрохилаих: ГончаровЮ.И. пишет: не могло быть красноармейцев в июне 1919г. Я бы не был столь категоричен. Красноармейцы были в Сибири в 1918г. В дальнейшем они могли уйти в партизаны, но могли называть себя красноармейцами. Так же и обыватели могли их называть "по-старому" красными, красногвардейцами, красноармейцами. А слово партизан вообще универсальное. В 1918г. многие белые отряды также назывались партизанскими...

Елена Тростникова: Священник Михаил Красносельский, зверски убит роговцами 6 июля 1919 г*. Свидетельство, конечно, из колчаковской прессы, зато современной событиям, а что Рогов с попами не церемонился, никто не отрицает. * (Выше приводился список убитых священников из той же газеты, там дата приведена 22 июня - получается, что там по старому, тут по новому стилю, но все равно остается день расхождения) Привожу целиком текст заметки. Большевистские банды В С. Тогуле (От собственного корреспондента) Тогул — большое село в южной части Кузнецкого уезда, недавно отошедшей в Бийский уезд. В селе каменная церковь, две больших и прилично обставленных школы, базар, отделение епархиального свечного склада и несколько довольно значительных торговых помещений. Жизнь в селе шла мирно и ничто не предвещало приближавшейся грозы. Между тем подонки местного населения давно с жадностью и завистью смотрели на скопленное трудолюбивой частью населения богатство и только ждало случая, чтобы расправиться с трудящейся частью населения и его достоянием по большевистски. Случай предгтавился. 5 июля по н. с. в Тогул пришла весть, что к селу приближается шайка большевистских бандитов под руководством известного в округе вора и громилы Рогова, в совершенстве усвоившего большевистские принципы и тактику. Громила шел во главе шайки из 300 человек разного сброда и наводил ужас на мирное население. Прежде прибытия в Тогул шайка эта уже совершила много зверских убийств и ограблений,— кроме нескольких крестьян и торговцев, ими зверски замучены были три иеромонаха в Александро-Невской пустыне, обезглавлен священник с. Мироновского о. Павел Донорский, убит в селе Озерно Титовском прот. о. Александр Мануйлов и некоторые другие лица. Кроме того, шайкой было ограблено несколько состоятельных крестьян. Заслышав о приближении большевистских громил, Тогульская интеллигенция и часть населения поспешили скрыться из села, оставив свое имущество на произвол судьбы. Прибыв в село, громилы принялись грабить дома зажиточных обывателей и прежде всего отделение еиархиального свечного склада. Здесь хранилось до 200 ведер церковного вина, на него-то и обратили бандиты свое внимание. Бочки с вином были выкачены из склада и тут началась неописуемая вакханалия. Пили бандиты, пьянствовали местные подонки населения, в пьянстве принимали участие женщины, даже дети. Под влиянием выпитого вина страсти разыгрались до безумия и толпа озверела окончательно. Вместе с другими из села заблаговременно в свое время укрылся также и местный причт, который скрывался некоторое время в лесу около деревни Юрченково в трех верстах от Тогула. Настоятель причта прот. Михаил Красносельский находился здесь же. 6 июля, чтобы запастись провизией, о. Михаил решился зайти в д. Юрченкову в дом к волостному старшине. Как раз в это время у старшины умер сын, и старшина убедительно просил о. Михаила отпеть его. О. Михаил решил исполнить просьбу и отправился для этого в местную церковь. Про это проведали бандиты, нагрянули в Юрченкову и здесь захватили и о. Михаила и волост. старшину, которые были грубо брошены на телегу и доставлены в Тогул к Рогову. Рогов поставил о. Михаила перед пьяной толпой и задал вопрос: „В чем вы обвиняете священника?” Толпа молчала. Только несколько пьяных хулиганов заявили, не предъявляя никаких обвинений, что „попа надо убить”. Малограмотный Рогов с деловым видом удалился в волость „писать смертный приговор”- В это время к волости подошла новая толпа окончательно пьяных хулиганов, которые взяли на себя выполнение обязанности палачей. С о. Михаила была сорвана верхняя одежда и сапоги, и в таком виде о. Михаила, истерзанного и измученного, два хулигана в сопровождении улюлюкающей толпы повели на казнь за село. Измученный долгими страданиями о. Михаил свалился на мосту и, чувствуя приближение последней минуты, хотел перекреститься. В это время один из негодяев ударил его саблей по руке и затем четырьмя ударами по голове и шее прикончил его страдания. Вместе с о. Михаилом были убиты старшина и еще трое местных уважаемых в обществе крестьян. Рогов запретил крестьянам предавать земле трупы убитых мучеников, и они лежали на улице вплоть до прибытия в Тогул правительственного отряда, спешно выехавшего в Тогул из Бийска при первом известии о шайке и запоздавшего только на несколько часов. Мученически скончавшийся протоиерей о. Михаил Красносельский по образованию принадлежал к числу лучших воспитанников Томской Духовной семинарии, в которой кончил курс в 1895 г. Кроме обязанностей приходского священника, в разное время о. Михаил проходил должность Томского уездного наблюдателя церковных школ, а в Тогуле несколько лет состоял благочинным. Сослуживцы вспоминают о нем, как о добром, отзывчивом образованном человеке. Тогул обязан ему благоустройством существующей здесь второклассной учительской школы. Мир праху твоему, добрый пастырь, павший жертвою гнусного большевистского преступления. П. Н Добавление к газете "Русская речь" (Новониколаевск) № 168 (241) от 8 августа 1919 года

Елена Тростникова: Штабс-капитан пишет: Устные предания безусловно являются частью исторических источников, но к ним нужно относиться крайне осторожно. Очень часто они сильно исражаются реальную действительность. Их нужно проверять и проверять. Совершенно верно! Но если устные предания, тем более из разных несообщающихся источников, стыкуются с документальными хотя бы косвенными свидетельствами (место-время-события и т.п.), их надежность возрастает. А потом могут появиться еще свидетельства, в результате которых паззл складывается! - или распадается :)

Елена Тростникова: И к убийству о. Михаила Красносельского - выдержки из архивных материалов Государственного архива Новосибирской области, из фонда П-5 Воспоминание неизвестного автора об отряде Рогова Набег на с. Тогул – убийство благочинного Красносельского – июнь 1919 г., которого увезли в лес и часть милиционеров разоружили и убили. (оп.2 д. 1168 л.2) Рукопись неизвестного автора об истории отрядов Рогова и Новоселова В с. Мироновка таится враг – духовенство. Послали туда 25 человек монахов разогнали, игумена и священников зарубили. В Тогуле убили благочинного – июнь 1919 г. Рогов приказал открыть церковный подвал, где хранилось красное вино. Партизаны пили чашками и кружками и угощали крестьянскую бедноту. (оп.2 д. 1166 л.49-50) Автобиография Толмачева И.Е. 20 июня 1919 г. партизанский отряд занял Тогул. Священник Красносельский ранее встречал атамана Мерера и служил молебен о защите от красных банд. Его повесили на воротах поскотины как предателя. (оп.2 д.1165 л. 8) Когда захватили людей в церкви в с. Тогул – ноябрь-декабрь 1919 г., при допросе оказалось 5 попов, тут же их расстреляли. (л.16)

Хрохилаих: Интересно, это именно Рогов и его отряд жестоко расправлялись со священниками? Или это от региона зависело? У нас в Вост Сибири такого широкого террора против духовенства както особо не замечено (правда, я партизанами пока плотно не занимался). Отдельные случаи как и везде конечно были... Вот к Каландаришвили к примеру были даже претензии от "коллег", что он слишком лояльно относится к "подозрительным элементам", отпускает явных "врагов". За его отрядом было очень мало крови, грабили, отнимали, но казни обывателей не проводились...

Елена Тростникова: Хрохилаих пишет: Интересно, это именно Рогов и его отряд жестоко расправлялись со священниками? По нашим полевым опросам в степном Алтае, вокруг Рубцовска, где не роговцы орудовали - не только роговцы. Но Рогов - определенно, описано много случаев зверских казней именно духовенства. Не переносил. Восприятие попов как заведомых классовых врагов в Гражданскую было распространено по всей России. Среди прославленных новомучеников, убиенных в 1919 году, есть не один и не десять случаев, когда убит конкретно "за рясу": увидели незнакомого попа и пустили в расход. Подборки не сделаю тут, тем более что относительно детально я знакомилась с биографиями не по Сибири, а в основном по Ярославской области. По Сибири у меня - отец Петр Фавстрицкий, это выше в теме. По рассказам родственников, в соседстве тогда же убили не только священника, но и жену его, когда пошла за телом, чтобы похоронить. А "наша", жена о. Петра - уже знала тот эпизод и сама не рискнула, почему и дожила до 1952 года и сумела поднять внуков.



полная версия страницы