Форум » Красные партизаны » Диверсии на Томской жд в 1919 году » Ответить

Диверсии на Томской жд в 1919 году

bersercer: Прошу коллег форумчан прокомментировать цитату из газеты Военное обозрение за 1919 год. "...обращает на себя внимание падение работоспособности дорог в зимние месяцы. Объясняется это тем, что крайне суровой зимой, когда запасы топлива иссякли, а морозы и заносы парализовали железнодорожное движение. С наступление февраля пропускная способность повышается и число вагонов быстро растёт, споткнувшись, однако, обо что-то и застопорившись в апреле-мае. Это «что-то» - выступления большевистских шаек на Томской железной дороге. Теперь, когда все меры против этих шаек приняты и наиболее тяжёлый период уже пережит, Министерство Путей Сообщения огласило сведения по этому вопросу. Ещё в январе Министерству стало известно постановление тайной большевистской конференции, состоявшейся около ст. Тайга, о порче железных дорог и мостов. Тогда же, при содействии военного ведомства, была усилена охрана, но опасения покушений всё-таки оправдались. В январе было 2 случая взрыва мостов. В феврале нападения велись мелкими отрядами, и покушений было 12. В марте – 19 случаев. В апреле уже 31 случай, т. е. в среднем каждый день путь портился, и движение прерывалось. Мастерские всей дороги, развившие высокую производительность ремонта паровозов. работали в «пустую», т.-е. паровозов больше портилось этими нападениями, чем выпускалось из ремонта. Движение ночью прекращалось, - что отражалось, как мы уже видели, и на пропускной способности всей сети. Борьба осложнилась лесистым характером местности и недостаточным количеством охраны. Теперь предпринятые энергичные меры возымели действие, покушения сократились, движение происходить круглые сутки и всё это, несомненно, благотворно отзовётся на общем состоянии транспорта..." А.Б. [Военные ведомости. № 160. 1919. 21 июня. – С.3]. Действительно ли имели место столь многочисленные диверсии и подрывы мостов, свидетельствующие о повышенной активности красных партизан, или это досужие вымыслы продажных СМИ? :)

Ответов - 12

vvs2058: bersercer пишет: Прошу коллег форумчан прокомментировать цитату из газеты Военное обозрение за 1919 год... ...Действительно ли имели место столь многочисленные диверсии и подрывы мостов, свидетельствующие о повышенной активности красных партизан, или это досужие вымыслы продажных СМИ Именно за Томскую ветку точно сказать не могу, а то, что в 1919 году партизаны очень активно проводили диверсии на Магистрали от Мариинска до Иркутска и "за малым" не парализовали движение поездов по Транссибу в Средней Сибири - это уж точно. На эту тему имеется достаточно много материалов в изданном Центрархивом в 1925 году архивном сборнике "Партизанское движение в Сибири" т.I Приенисейский край. В качестве дополнительного подтверждения вышесказанного: скан чешской карты оперативной обстановки на Транссибе в декабре 1919 - январе 1920 г.г. (к сожалению, из-за огромного размера карты, выложить её в "приличном" разрешении просто не могу): Так, участок от Ключевой и далее на Восток - сплошная "цепочка" значков, обозначающих атаки партизан на Магистраль...

bersercer: Если не изменяет память, на востоке Томская дорога заканчивалась в Иркутске, а там все условия для партизанского движения и диверсий на жд - горы, лес к полотну близко подходит...

vvs2058: bersercer пишет: ...там все условия для партизанского движения и диверсий на жд - горы, лес к полотну близко подходит... Так я об этом и написал, только вот под "Томской веткой" я подразумевал ж.д. участок Томск-Тайга - не знаю, что это на меня нашло... бывает, однако.

bersercer: В тему. Выписки из приказа начальника 2-й чехословацкой стрелковой дивизии и начальника охраны железнодорожного участка Новониколаевск–Ачинск полковника Крейчего от 11 мая 1919 г.: «Возложить охрану участка магистрали Новониколаевск–Ачинск на самих жителей… Жители указанных участков должны сами…организовать фактическую охрану железнодорожного полотна и построек и помнить, что это не предложение, а приказ, который должен быть выполнен в точности… Должностные лица волостного и сельского управления немедленно по получении сего приказа должны…прислать мне списки заложников, число которых определяется числом деревень и сел данной волости в полосе 20 верст к югу и северу от полотна… Если на каком-либо участке произойдет крушение вследствие разборки пути или злоумышленное нападение на служащих железной дороги и караулы, то вся ответственность падает на жителей данного участка… Если через трое суток после совершенного преступления не будут выяснены и выданы виновные, то в первый раз половина заложников через одного будет расстреляна, а дома жителей, ушедших к преступникам, невзирая на оставшиеся семьи, будут сжигаться… В случае повторного нападения на одном и том же участке число расстрелянных заложников будет увеличиваться в несколько раз, а подозрительные деревни сжигаться целиком» Весь текст: ГАТО. Ф. р-1. Оп. 1. Д. 81. Л. 39–39об. Выложено здесь

vvs2058: Такие распоряжения в тот период были изданы практически по всему участку Транссиба от Новониколаевска до Иркутска в зоне ответственности дивизий ЧСК: Источник: "Партизанское движение в Сибири", т. I, Приенисейский край, Центрархив, 1925 г.

bersercer: Нашел еще немного: "...8 мая 1919 года партизаны Шиткинского фронта захватили крупную железнодорожную станцию Тайшет. Отходя после двухчасового боя с чехословацким полком, партизаны разобрали путь на перегоне Тайшет — Байроновка, сильно разрушили участок дороги Тайшет — Суетиха, уничтожив все линии связи, вокзал и депо. Движение было остановлено почти на 2 недели. С участка Тайшет — Нижнеудинск командир колчаковской железнодорожной роты сообщал в Иркутск: «Доношу: положение полотна катастрофическое. Путь без охраны. Ежедневно крушения, разбор пути, порча мостов и телеграфа. То, что восстанавливается... дневным трудом, ночью разрушается красными. Свыше десятка паровозов свалено под откос. При настоящих условиях с 13 мая движение совершенно приостановилось»{4 - В. Ф. Воробьев. Тобольско-Петропавловская операция. М. 1939, стр. 38–39.}. С сентября 1919 года движение на участке Красноярск — Тайшет стало возможным только днем, под охраной броневиков, которые могли провести за день не более 8 пар поездов..." Издание: Вендрих Г. А. Декабрьско-январские бои 1919—1920 гг. в Иркутске. — Иркутск: Иркутское книжное издательство, 1957, с. 10.

Михаил: bersercer пишет: Нашел еще немного Сергей, как только мы получим первый том Альманаха, Вы найдёте там более точные подробности тайшетского боя 8 мая...

Есаул: Отправлено: 12.01.09 13:29. Заголовок: Борьба на железной дороге. ...мастер с разьезда Шарбыша Гончаренко Николай-в отряде был как специалист по спуску поездов под откос -в этом он профессор.Поезд на поезд спускал.Как это было перед маем месяцем.Наш отряд оперировал около разьезда Шарбыша -мне хотелось его сжечь.но Гончаренко упросил меня не жечь Шарбыш так как его семья живет там. Гончаренко разобрал обои пути так . что сделано расширение пути. А утром только рассвело шедший товарный поезд идущий из Тинской полетел под откос и весь лёг на бок.Через 20мин идущий поезд с Шарбыша с солдатами,половина состава лежало под откосом,поровоз задрав колёса дымился и парил как вулкан,долго ещё лежали вагоны под откосом,большая часть их была созжена самими беляками.Это место вы и сейчас найдёте,это где кончаеться большая гать в западном конце по тракту.Вагоны и скаты были убраны в 1921году... Из воспоминаний командира 1-го конного партизанского революционного летучего отряда \смерть буржуям\ Д.Молочкина. Есаул:Орфография и стиль написания мною сохранены.

Алексей Елисеенко: Есаул, у вас есть интерес к публикации дневника? Если да, мы могли бы рассмотреть возможность его размещения полностью или частично во втором томе альманаха. Если такой интерес имеется - обсудить можно в разделе форума Альманах.

мир: Действительно ли имели место столь многочисленные диверсии и подрывы мостов, свидетельствующие о повышенной активности красных партизан, или это досужие вымыслы продажных СМИ? :) Нисколько не претендую на глубокое знание вопроса, но А.Ганин в своей статье "Вразброд или Почему Колчак не дошел до Волги" утверждает именно это: В мае 1919 года партизаны систематически и ежедневно разбирали пути (иногда на значительном расстоянии), что приводило к длительным срывам движения поездов на Транссибе (например, в ночь на 8 мая в результате диверсии железнодорожное сообщение было прервано на две недели), сжигали мосты, обстреливали поезда, перерезали телеграфные провода, терроризировали железнодорожников. На каждые 10 дней к началу июня приходилось 11 крушений, восточнее Красноярска в итоге скопилось более 140 составов с боеприпасами и снабжением, которые были бы совсем не лишними на фронте Ссылки на: Эйхе Г. Х. Опрокинутый тыл. С. 229; Новиков П. А. Гражданская война в Восточной Сибири. М. 2005. С. 163. Есть и фотографии последствий крушений.

Есаул: Из "Дневника белогвардейца"Будберг А. "...На Тайшетском участке красные свалили под откос 12 новых паровозов,шедших на усиление западносибирского участка." ,,,"Восстания в Красноярско-Тайшетском Районе остановили почти на два месяца ночное движение поездов и восточне Красноярска скопилось около 140 груженых товарных составов с интендантским и артилерийским снабжением..."

мир: "В марте 1919 года Иркутский комитет РКП (б), связавшись с отрядом Каландарашвили, поставил перед ним задачи: разрушать линии связи, взрывать мосты и полотно железной дороги на участке Зима — Иркутск. Одной из первых значительных операций был взрыв железнодорожного моста через реку Китой. Разведав, что мост охраняется и взять его боем не представляется возможным, партизаны применили хитрость. Каландарашвили с пятью смелыми и сильными бойцами глубокой ночью по реке добрался до моста. Часовые не заметили, как они взобрались на него, заложили тол между пролетами и подожгли бикфордов шнур. Не успели смельчаки проплыть по течению и 100 метров, как мост взлетел на воздух. На несколько дней было приостановлено движение поездов. В ту же ночь другая группа партизан у станции Батарейной устроила крушение курьерского поезда". "Другая группа членов партии была направлена в партизанские отряды, действовавшие вдоль железнодорожной магистрали. Партийное пополнение активизировало действия по срыву снабжения колчаковских войск на Восточном фронте. Партизаны рвали связь, портили пути. 3 мая около разъезда «Разгон» был пущен под откос железнодорожный состав со снарядами и патронами [41]. В июне было организовано крушение интендантского чешского поезда, следовавшего из Нижнеудинска [42]" Дворянов В, Дворянов Н. "В тылу Колчака". М., 1963.



полная версия страницы