Форум » Красные партизаны » Роговцы » Ответить

Роговцы

Константин: В декабре 1919 г. партизанский отряд Г.Ф. Рогова захватил трехтысячный Кузнецк (Новокузнецк) и учинил страшный погром города, вырезав около трети населения и изнасиловав большую часть женщин. Цифра в 800 погибших, приведенная в одной из чекистских сводок, вероятно, близка к истине, но следует учитывать и прозвучавшую на губсъезде представителей ревкомов и парткомов информацию председателя Кузнецкого ревкома: "было вырезано до 1400 человек, главным образом, буржуазии и служащих". Красноречивый рассказ видного кузнецкого краеведа Д.Т. Ярославцева о роговском погроме опубликовал в 1926 г. писатель М.А. Кравков: "Иду я мимо двора какого-то склада. Ворота настежь, на снегу лужа крови и трупы. И в очереди, в хвост, стоят на дворе семь или восемь человек - все голые и ждут! По одному подходят к трем-четырем роговцам. Подошедшего хватают, порют нагайками, а потом зарубают. И тихо, знаете все это происходило, и человек начинал кричать только тогда, когда его уже били или принимались рубить...". Помимо отрубания голов, роговцы четвертовали, распиливали, сжигали живьем. Сибирский писатель В.Я. Зазубрин в 1925 г. встретился с партизаном Ф.А. Волковым, который согласился передать в новониколаевский музей "на историческую память" ту самую двуручную пилу, которой он вместе с женой казнил приговоренных. Председатель Кузнецкого РИКа Дудин на зазубринской записи рассказа Волкова начертал: "Факт распилки колчаковских милиционеров Миляева и Петрова общеизвестен и в особых подтверждениях не нуждается". (Тепляков А.Г. "Непроницаемые недра": ВЧК-ОГПУ в Сибири 1918-1929 гг. М., 2007. С. 35).

Ответов - 173, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 All

barnaulets: Булыжник пишет: В июне в 1919 в Кузнецк переброше батальон 52-го Сибирского стрелкового полка (10,11,12-я роты). Нередко батальон ошибочно называют 62-м. Одако подобной (сквозной) нумерации батальонов в армии Колчака не было. Ошибка берет корни в данных партизанских разведчиков и мемуаристов напутавших с 52-м полком. Батальоном командовал капитан Скурат. Бывший военнослужащий австрийской армии. Чех. Никакой он не чех (как и другой "каратель" - капитан Неразик или генерал Биснек, в советское время также записанные в чехи). Возможно, поляк (чуть позже смогу сказать более точно), по акценту которого Потапаев принял его за чеха. Скурат Тимофей Николаевич. Бывший подпрапорщик лейб-гвардии Измайловского полка, георгиевский кавалер (есть подтвержденная информация о двух георгиевских крестах). В другой теме был размещен документ октября 1918 г. с его подписью как начхоза 8-го Бийского кадрового полка. После гражданской войны эмигрант, в ГАХК, в фонде БРЭМ есть его личное дело.

barnaulets: Действительно, он никакой не чех, и даже не поляк. В эмигрантской анкете записан русским, православного вероисповедания. Уроженец Виленской губернии. Более подробно о нем: http://siberia.forum24.ru/?1-9-0-00000300-000-0-1

Oigen Pl: Oigen Pl пишет: Из воспоминаний секретаря Дмитро-Титовской ячейки РКП (б) Р.Е. Закурдаевой, их привел в своем исследовании "Сибирские партизаны и религия" Владислав Геннадьевич Кокоулин, доклад прочитан на 7-й Международной научной конференции "История белой Сибири" (Кемерово, 6-7 февраля 2007): Р.Е. Закурдаева описывает действия отряда Рогова: «Пришли крестьяне просить Рогова, чтобы не жгли церкви. Рогов дал записку, чтобы не жгли церковь, написал ее на лавке, стоя на коленях, потому что за столом пили чай Новоселов, Анатолий, Слон-Нехорошев, Крылов, Дорожкин* и др. Но Новоселов вышел вслед за посланной запиской и послал четверых партизан зажечь церковь. Они уехали в кошевах, оседланные кони "Стенька Разин" Рогова и "Серый" Новоселова шли за кошевами. Я пошла домой и увидела, что церковь горит. Хорошо, что не было ветра, а то сгорело бы все село. Церковь большая, жару много, а строения близко» . *Речь, скорее всего, о начальнике пулеметной команды Иване Михайловиче Дрожжине. В.М. Голев в журнале "Сибирские огни" вспоминал в 1928 году: "Вчера утром, когда роговский отряд сделал налет на Заречново, волостная дружина, состоящая человек из 50, была в сборе и как-будто собиралась сделать выезд в нашу сторону. Рогова никто не ждал. Дружинники растерялись и бросились врассыпную, кто куда попало. В волости все книги были уничтожены, окна выбиты и мебель поломана. Одновременно партизаны захватили дружинников, а также попа Василия Закурдаева - главного организатора дружины. Он спрятался в бане, но был найден и обезоружен. Характерно, что не только Закурдаев, но и его два сына были ярыми колчаковцами, тогда как его жена Руфина Закурдаева *) держала нашу сторону и оказала нам много услуг. Но распоряжению Рогова всех пойманных дружинников привели в волость. Попа Закурдаева тоже было повели туда, но после доброй переборки партизанскими плетьми он идти не пожелал. Тогда его привязали веревкой к хвосту лошади и доставили волоком. Около волости было собрано десятка полтора дружинников. Некоторых, по распоряжению, штаба, отпустили по домам, ввиду малой их преступности, а остальных зарубили шашками и конфисковали их имущество. При обысках находили и самогонку. Многие партизаны перепились. ... *) Руфина Евгеньевна Закурдаева была несколько лет учительницей сельской школы. В юношестве мечтала "служить народу". Хотя и вышла замуж за попа, но, как сама говорит в своей автобиографии, "попов не любила" и тяготилась поповской обстановкой".

Oigen Pl: Хмурый пишет: Интересно, почему священников партизаны называли водолазами. Топили их что ли? Водолазами называли священников, которых взбунтовавшиеся уральские крестьяне (например, в ходе «картофельных бунтов») протаскивали за волосы подо льдом замерзшей реки, или окунали в колодец, добиваясь от них правды. А правда нужна была такая: где та царская бумага с «золотыми строчками», по которой мужикам послабление будет (причем есть разные варианты требований крестьян)... Примечание. Картофельные бунты начались в 1841 году в ряде волостей Осинского уезда. Крестьяне отказывались проводить общественные посадки картофеля, видя в них форму барщины на помещика, которому их, якобы, продали. Губернатор И. И. Огарев выезжал с воинской командой на место беспорядков, как пишет историк В. В. Мухин, губернатору удалось путем личного убеждения прекратить волнения, однако 20 наиболее упорных крестьян были подвергнуты «полицейскому исправлению, то есть, порке. Порядок был восстановлен, беспорядки прекратились, чтобы... через год повториться вновь в других уездах, Камышловском, Ирбитском и Шадринском. - http://uraloved.ru/lichnosti/polosataya-zhizn-bazhova мир пишет: Любопытно, что в Пермском районе тоже такое прозвище бытовало. Белые пропагандисты считали, что именно по этой причине.

Oigen Pl: Федор Иванович Архипов стал соавтором статьи "Алтай" для 1-го тома "Советской военной энциклопедии" (1932). В статье есть упоминание и Рогова - в перечне других партизанский командиров: "...В ноябре 1918 на А. и в других уездах начинают создаваться партизанские отряды Мамонтова (см.), Рогова (см.), а с весны 1919 — Громова (см.). Центром восстания явился Барнаульский уезд, где более, чем в других уездах, преобладали маломощные крестьяне..." Архипов Федор Иванович (1893–1966). Родился в с. Дмитриевском Тамбовского уезда. Окончил учительскую семинарию. Участник Первой мировой войны. В январе 1917 г. окончил школу прапорщиков. После революции сочувствовал левым эсерам. В марте 1919 г. вступил в подпольную организацию большевиков с. Зимино Барнаульского уезда. Один из организаторов и руководителей антиколчаковского Зиминского восстания в августе 1919 г. После объединения партизан степного Алтая был начальником главного штаба Алтайского округа, начальником 6-й Горностепной дивизии. С начала 1920 г. работал членом Алтайского губернского ревкома, начальником губернской милиции, избирался членом губернского исполкома Советов. "Бывший учитель и прапорщик" после "встречи с Мамонтовым в Мельниково только один месяц был начальником штаба его армии. Они не поладили, и очень основательно, из-за методов борьбы с пьянством" (М. Бубеннов). В 1921 году Архипов уехал с Алтая на Северный Кавказ.

Oigen Pl: С отрицательной характеристикой Рогов упоминается в мемуарах жителя Барнаула Ивана Степановича Константинова, который в 70-х годах написал "Повесть о детях луганской княгини Анны и ее муже, каторжанине". Семья Константинова жила в Аристово (сейчас - Залесовский район).

Oigen Pl: Про Рогова писали и немцы - в 1921 году в издании с очень серьезным названием - "Eiserne Blätter: Wochenschrift für deutsche Politik und Kultur". Только там смешали в одну кучу командиров противоборствующих сил, "присвоив" им макаронические воинские звания: "In West-Sibirien bei Minnussinsk Kapitän Tschitinkin, bei Tomsk Kapitän Rogoff, bei Barnaul General Bakitsch, bei Semipalatinsk der Hetman Anjenkoff, bei Roktschetow der General Tscherbakoff, bei Akbasfar die Allasch Orda mit dem Chan der Kirgisen".

ГончаровЮ.И.: Кто нибудь знает откуда данные, что Рогов Г.Ф. Георгиевский Кавалер?

Владимир Иванович: Вот часто приводят этот текст окончания воспоминаний Левинсона! Но откуда Левинсон взял это описание непонятно..Сам он этого видеть не мог - его воспоминания о том, как в начале 1920 года он с женой добирался из Петрограда в Барнаул к родственникам, то есть много позже событий декабря 1919г. Но этот текст почему-то приводят как описание очевидца - Левинсона.

Владимир Иванович: Речь идет об этом тексте : «Когда саранча эта спускалась с гор на города с обозами из тысячи порожних подвод, с бабами – за добычей и кровью, распаленная самогонкой и алчностью, - граждане молились о приходе красных войск, предпочитая расправу, которая поразит меньшинство, общей гибели среди партизанского погрома… Ужасна была судьба городов, подобных Кузнецку, куда Красная Армия пришла слишком поздно». Этим текстом заканчиваются воспоминания Левинсона, но это окончание не связано с предыдущем его повествованием. Перед этим он пишет, как он с женой приехал на Барнаульский вокзал, на извозчике через пустыри приехал в город и воссоединился с семьей. Воспоминания Левинсона можно прочитать в интернете, они на мой взгляд, правдивы и впечатляют, особенно описание отпущенных красными на произвол судьбы пленных колчаковских солдат, бесконечной вереницей идущих вдоль железной дороги навстречу своей голодной или тифозной смерти. Вот это Левинсон действительно видел!( Кстати, есть мнение специалистов, что эти воспоминания были использованы Борисом Пастернаком в романе "Доктор Живаго".) Но "спуск партизанской саранчи с гор на города" Левинсон сам видеть не мог, так как он приехал на Алтай позже. Возможно, о трагедии Кузнецка он узнал в Барнауле с чужих слов и этим мрачным финалом закончил свои воспоминания.

ГончаровЮ.И.: я долго пытался восстановить кто шурин Левинсона А.Я.Скорее всего это Левин Аркадий Маркович. Он находился в Барнауле до 1923г,а потом переехал в Иваново.В Ивановском архиве хранятся 190 томов его личного архива за 1896-1962гг.Думаю, что это он снабдил Ливенсона данными о Рогове. По моему мнению дочь Ливенсона-Мирра Левинсон -Левина,проживала в Париже и в США.Со временем руки дойдут и до их архивов.

Владимир Иванович: Большое спасибо за уточнение Юрий Иванович. Я восхищаюсь объемом и качеством Ваших знаний! Ваш вклад в краеведение Алтайского края неоценим. К сожалению, и в прямом смысле тоже - многие историки и общественные деятели Барнаула ничего про Вас не знают. Но те из них, кто имел с Вами встречу, оценивают Вас заслуженно. Например Бородаев Вадим Борисович, говорит, что Вы " в теме" по любым вопросам истории. (У него это высший уровень оценки ). Я думаю, что Ваши знания являются частью культурного и научного наследия в Барнауле. Жаль, что сейчас про Вашу краеведческую работу не знают все те, кто должен знать. Думаю, в дальнейшем ситуация улучшится.

Владимир Иванович: белый пишет: Oigen Pl пишет: цитата: М. Ворожцов ("Анатолий") был похоронен в братской могиле на проспекте Ленина в Барнауле, а в декабре 1991 года, когда оформлялся паспорт захоронения для Военно-мемориального центра МО РФ, фамилию записали как "Воронцов": Видимо с такой же непонятной небрежностью Эмилия Алексеева там записана как Алексеев Э.А. Но есть ли она там? Писать мне про Эмилию Алексееву,( на улице которой я живу) в теме про "Роговцев", наверное, неправильно. Но так вышло, что обсуждение мемориала с захоронениями на пр.Ленина приведено в 2012г. именно здесь, а вопрос о реальном месте захоронения Эмилии меня интересует. В ГААК в имеется единственное найденное мной упоминание на этот счет в письме Фриды Яновны Алексеевой(Андрэй) в Партархив от 3.08.1957г.( ф.П5876, оп.1, д. 38,стр.17): "После моего ареста в моем доме была оставлена засада и Миля была арестована 23 августа и доставлена в контрразведку. В контрразведке ночью я слышала её крик. В тюрьму её не привезли. Вскоре мы узнали от Дуси Ореховой, что она отравилась и умерла в контрразведке и Дуся её труп видела в городской больнице. После разгрома колчаковцев мы перехоронили в братскую могилу погибших товарищей, но тело Мили, несмотря на поиски, не было найдено.." Почему же её имя (правда с искажением) упромянуто в перечне захороненных? Мне кажется вариантов объяснений два:первый, самый правдоподобный- искали в 1920 погибших большевиков, раскапывали захоронения жертв, Алексееву не нашли, но написали её имя на братской могиле в знак памяти. Второй вариант - Фрида Андрэй вышла замуж в 1920г. за вдовца Алексеевой Михаила Николаевича, приехавшего в Барнаул за сыном Борисом. В 1920г. они уехали в Петроград. Возможно, труп Эмилии Алексеевой был найден в раскопках позднее 1920г., а она об этом уже не узнала. Правда, информации о 2 варианте я не нашел..скорей всего, тело Эмилии не был найдено и её реальное захоронение неизвестно..



полная версия страницы