Скальд: Я начну не с росписи частей, а с моральной составляющей. Итак случай на пароходе, что шел по Оби в сторону Новониколаевска. Белый штабс-капитан потребовал от польского унтера отдать честь. Тот заявил в ответ, что служит в "великой армии Польши" и русских офицеров будет приветствовать только ежели сам захочет это сделать. Конфликт не разгорелся по причине вмешательства других пассажиров. Однако поляк ничего не забыл. По прибытию в Новониколаевск оказалось, что караул на пристани польский. Унтер обратился к нему. Польские офицер и два солдата, что были в карауле дождались, когда русский офицер спустится с трапа, избили его и увели в неизвестном направлении.
Хмурый: Левандовский Юзеф Наверное, это тот самый ротмистр Левандовский, который в июне 1918 г. стал помощником старшего адъютанта управления дежурного штаб-офицера штаба 2-го Степного корпуса и которого расстреляли в Семипалатинске «красные партизаны». Возможно, он же воевал в РЯВ в составе 4-го Сибирского казачьего полка, а после его расформирования был переведен в МВД с переименованием из подъесаулов в штабс-ротмистры. На то, что это одно лицо, косвенно указывает такой факт. В 1919 г. ротмистр Левандовский посетил детский сиротский приют в Заречной слободке Семипалатинска. В своем докладе он написал, что по роду деятельности ему ранее много приходилось видеть подобных заведений (фактически, это указание на его службу в МВД), но такого ужаса он никогда не наблюдал. У ротмистра Левандовского был младший брат – (поручик?) Левандовский, начальник контрразведки Партизанского отряда есаула Б.В. Анненкова на Верхнеуральском фронте летом 1918 г., отметившийся частыми расстрелами красных. Якобы младшего Левандовского убили поляки в Новониколаевске во время ссоры. Очень интересная личность.
Хмурый: подпоручик Новацкий Эдмунд У атамана Анненкова в 1918 – 1919 гг. служил сотник Новацкий, командовавший конной сотней Кадрового дивизиона Партизанской дивизии. Короткое время он даже командовал 1-м Оренбургским партизанским казачьим полком. Чины не совпадают. Но если Новацкий перевелся в польскую 5-ю дивизию, там могли не признать анненковского производства в сотники (поручики).
Сибирецъ: браво
Pirat Syberyjski: Хмурый пишет: Левандовский Юзеф... и которого расстреляли в Семипалатинске «красные партизаны». Юзеф Левандовский был убит в Иркутске 21 июля 1921 года.
Хмурый: Pirat Syberyjski пишет: Юзеф Левандовский был убит в Иркутске 21 июля 1921 года. Скорее всего, не тот Левандовский. Что не отменяет вопроса о роли поляков (Лемпицкого, Новацкого, младшего Левандовского и др.) в Партизанской дивизии (отряде) атамана Б.В. Анненкова. А также вопроса о составе и судьбе семипалатинского «Польского отряда» июня 1918 г.
Pirat Syberyjski: Хмурый пишет: Скорее всего, не тот Левандовский. Что не отменяет вопроса о роли поляков (Лемпицкого, Новацкого, младшего Левандовского и др.) в Партизанской дивизии (отряде) атамана Б.В. Анненкова. А также вопроса о составе и судьбе семипалатинского «Польского отряда» июня 1918 г. В этом вопросе я точно не помощник и не обладаю какой либо информацией, но у меня безусловно вызывает удивление сама ситуация, точнее что делали поляки в рядах казачьего подразделения, ведь была альтернатива в виде польских корпусов и той же 5-й дивизии. p.s. Левандовский одна из самых распространённых польских фамилий, поэтому несколько Левандовских вполне могло быть.
Pirat Syberyjski: Не помню выкладывал ли эти снимки ранее, т.к. я увидел их очень давно, но в более худшем качестве. Это памятные фотографии по возвращению в Польшу, в порт города Гданьск. На борту парохода “Ярославль” было около 1500 человек (120 офицеров, 800 рядовых, остальные это гражданские, либо члены семей бойцов 5-й дивизии, либо сибирские поляки которые прибились к дивизии для возвращения в Польшу). Пароход английский, если быть точнее как писал участник форума alexei, пароход был изъят у большевиков в результате Брестского договора в марте 1918 года. Я не знаток военной формы и знаков различия, но предполагаю, что команда парохода была английская.
alexei: Судно Ярославль (3) Русский Добровольческий флот. Пароход грузо-пассажирский Год постройки: 1893 г. Место постройки: Англия Грузовместимость GT (gross tonnage): 4495 В русском Добровольческом флоте: 1893-1923 гг. Судно работало на Восточной линии. В период 1904-1905 годы было транспортом в эскадре Рожественского. Во время Гражданской войны в России, с 1918 по 1923 годы работало под контролем Англии. В 1923 году приобретено Англо-Русским кооперативным союзом и продано в Германию на металл. Технические характеристики: Вместимость (в брутто-регистровых тоннах): 4495 Длина (в метрах): 117,34 Ширина (в метрах): 13,7 Скорость (в узлах): 12,5
alexei: После подписания Советской Россией Брестского мирного договора с Германией Англия и США реквизировали находившиеся в их распоряжении суда бывшего русского союзника. Весной 1918 года английские власти задержали и передали компании «Шиппинг контроул» «Витим», «Вологду», «Воронеж», «Екатеринослав», «Индигирку», «Каменец-Подольск», «Красноярск», «Курск», «Новгород», «Симферополь», «Тамбов», «Тобольск» и «Ярославль». На всех этих судах, перешедших под командование английских капитанов, подняли торговые флаги Великобритании. В то же время американское правительство арестовало «Иртыш», «Кишинев», «Могилев», «Нижний Новгород», «Омск» и «Тулу», которые вошли в состав компании «Ю. С. шиппинг борд». После поражения Германии и окончания войны США в начале 1919 года вернули все суда прежнему владельцу, а Англия освободила только «Витим», «Индигирку», «Симферополь» и «Тобольск». В 1919 году правление Добровольного флота, не признав правительство Советской России, издавшее декрет о национализации всего торгового флота, переехало сначала из Одессы в Феодосию, затем в Константинополь, а в 1921 году в Париж. Филиалом парижского правления являлось Владивостокское управление, также стоявшее в оппозиции к новой власти и фактически распоряжавшееся оставшимися под его контролем судами. Накопившиеся за время мировой и гражданской войн долги вынудили руководство общества продать пароходы. В декабре 1920 года в Константинополе пошли с молотка «Херсон» и «Саратов». Первый из них приобрела английская фирма (новое название судна «Претория»), второй – греческая («Берннна»). В следующем году были проданы еще два парохода: «Омск» перешел в ведение англичан («Каланда»), а «Тверь» – итальянцев («Сориа»). В 1922 году английские фирмы купили «Могилев» («Килкредане») и «Орел» («Силвиа»), французская – «Пензу» («Ля Марса II»), норвежская – «Тулу» («Солвикен»), греческие – «Витим» («Петрос Номикос») и «Доброволец» («Керавнос») и японская – «Яну» («Тойокуни Мару»). После окончания гражданской войны в России советское правительство занялось восстановлением морского транспорта. 11 января 1922 года декрет Совнаркома возвестил о возрождении Добровольного флота на прежних, дореволюционных началах. Необходимо было собрать разбросанные по всему миру пароходы. Руководство флота возбудило судебное дело о возвращении находившихся в распоряжении компании «Шиппинг контроул» девяти судов. Затем удалось договориться с парижским правлением о передаче имевшихся в его распоряжении пяти пароходов Аркосу – вновь созданному Англо-русскому кооперативному союзу (его еще называли Англо-русским Добровольным флотом). В итоге в 1922 году в состав Аркоса вошли «Владимир», «Иртыш», «Колыма», «Нижний Новгород» и «Тобольск». Английский суд, рассматривавший в течение четырех дней дело о возвращении девяти пароходов, в апреле 1923 года признал Добровольный флот самостоятельной общественной организацией, не имеющей касательства к правительству СССР, с которым правительство Англии состояло в натянутых отношениях, и постановил возвратить все суда, что и было исполнено. Из девяти судов только «Каменец-Подольск» и «Курск» вошли в состав Аркоса, «Вологду», «Красноярск» и «Новгород» решили продать английским фирмам (их новые названия «Тайдиуэй», «Истуэй», «Кэмбриан Дюшес»), а «Воронеж», «Екатеринослав», «Тамбов» и «Ярославль» вследствие их неудовлетворительного состояния пришлось продать Германии на слом.
Pirat Syberyjski: alexei Очень интересная информация.
Сибирецъ: Поляки вполне могли служить и в Русской армии, почему нет. Не все поляки стремились в 5-ю дивизию, а многие и вообще ни в какую армию не хотели.
alexei: Интересно состав польского арьергарда под командой капитана Юзефа Веробья на ст. Юрга, ст.Тутальская и ст. Литвиново до подхода к ст. Тайга на 19-22 декабря 1919 г.
Pirat Syberyjski: alexei пишет: Интересно состав польского арьергарда под командой капитана Юзефа Веробья на ст. Юрга, ст.Тутальская и ст. Литвиново до подхода к ст. Тайга на 19-22 декабря 1919 г. Если не ошибаюсь - 3 стрелковых батальона (2 из состава 1-го стрелкового полка и штурмовой батальон), 2 уланских эскадрона, артиллерийская батарея и бронепоезд. Есть даже примерные списки потерь, но с учетом что Веробей в составе неполного полка принимал арьергардные бои против двух совейских дивизии + партизан, они незначительны. Опять же если не ошибаюсь, то до боя на станции Тайга потери составили около 40 человек убитых и раненых.
Краевед: Pirat Syberyjski пишет: Если не ошибаюсь У меня те же данные. Из состава 1-го полка были 1-й и 3-й батальоны. Отряд капитана Веробея по составу соответствовал стрелковому полку трёхбатальонного состава с артиллерией и кавалерией, а наличие "Познани" давало ему большие преимущества при боестолкновении с 263-м советским стрелковым полком на участке ст. Болотная - дер. Мануйлово и в бою на ст. Тутальская (Поломошная) с 270-м сп. В бою на ст. Литвиново пришлось сражаться уже с превосходящими силами. По данным польской разведки отряду противостояли несколько стрелковых батальонов (точнее выяснить не удалось) при поддержке артиллерии. По потерям хотел бы уточнить: В бою на ст. Тутальская (Поломошная) 19 декабря 1919 года безвозвратные потери польской стороны составили: 2 солдата убитыми, 8 раненных, 11 пленных. В бою у ст. Литвиново 20 декабря 1919 года - около 40 человек убитыми и раненными.
Краевед: У поляков на участке Новониколаевск-Тайга (на ст. Болотная) был также бой с русской конвойной командой. Причина - отобрание поляками паровоза у беженского эшелона. Об этом упоминает С.А. Щепихин. Со стороны поляков в бою принимал участие эскадрон в конном строю. С обеих сторон были потери ранеными.
alexei: Интересно если информация о нахождении на ст. Тайга и в ближайших окрестностях белых частей из 1 Сибирской армии генерала Пепеляева.
Pirat Syberyjski: Думаю никто из читателей данной ветки на форуме не знает о существовании комикса про 5-ю дивизию. Вышел он не так давно и достаточно большим тиражом. Сам я его пока не приобрел, но сделаю это в ближайшее время. p.s. Арт на обложке 10 из 10, хоть в рамочку вставляй и вешай на стену))
Мстислав: В прошлом году делали выставку по гражданской войне в Сибири, так вот из запасников музея принесли 2 письма от некого Стаса к знакомым. На момент первого письма он учился в пулеметной школе 5-ой польской стрелковой дивизии, письмо от 21.06.19г, Ново Николаевск. 2-е письмо от 20.11.19г , но Стас уже находится в Союзе христианской молодежи Войска Польского в Сибири. Pirat Перевел их мой польский сетевой знакомый, но он немного уже успел подзабыть русский, так что перевод не очень качественный.
Pirat Syberyjski: Мстислав пишет: В прошлом году делали выставку по гражданской войне в Сибири, так вот из запасников музея принесли 2 письма от некого Стаса к знакомым. На момент первого письма он учился в пулеметной школе 5-ой польской стрелковой дивизии, письмо от 21.06.19г, Ново Николаевск. 2-е письмо от 20.11.19г , но Стас уже находится в Союзе христианской молодежи Войска Польского в Сибири. Pirat Перевел их мой польский сетевой знакомый, но он немного уже успел подзабыть русский, так что перевод не очень качественный. Я могу переводить только с польского на русский, в обратном положении у меня тоже получается не очень красиво. Можешь отправить мне текст, я либо сам его переведу, либо попрошу кого-нибудь.
Мстислав: Pirat Syberyjski пишет: Не очень понял, как у вас тут можно присоединять фото. Вот зип на фото писем и перевод от Себастьяна. https://disk.yandex.ru/d/zPBAXD2_kTdK4A