Форум » Интервенты » Войско польское в Сибири » Ответить

Войско польское в Сибири

Скальд: Я начну не с росписи частей, а с моральной составляющей. Итак случай на пароходе, что шел по Оби в сторону Новониколаевска. Белый штабс-капитан потребовал от польского унтера отдать честь. Тот заявил в ответ, что служит в "великой армии Польши" и русских офицеров будет приветствовать только ежели сам захочет это сделать. Конфликт не разгорелся по причине вмешательства других пассажиров. Однако поляк ничего не забыл. По прибытию в Новониколаевск оказалось, что караул на пристани польский. Унтер обратился к нему. Польские офицер и два солдата, что были в карауле дождались, когда русский офицер спустится с трапа, избили его и увели в неизвестном направлении.

Ответов - 155, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 All

Алексей Елисеенко: Сибирецъ пишет: нет, в своих. у меня справочник по промышленности Ново-Николаевска дореволюционной есть Эх, надо в ваш архив ... не знаю когда выберусь

Сибирецъ: на 1910 г. такого нет, буду смотреть дальше

Барабаш: Алексей Елисеенко пишет: А где в Ново-Николаевске в 1919 г был сахарный завод, где расстреливали большевиствующих поляков? Поляков расстреливали на Сухарном заводе, сахарного в Н-ке не было. До сих пор В Новосибирске есть улица Сухарная, за мясокомбинатом.

Алексей Елисеенко: Барабаш пишет: Поляков расстреливали на Сухарном заводе, сахарного в Н-ке не было Видимо значит ошибка переводчика.

Сибирецъ: ОПЕРАТИВНАЯ СВОДКА штаба Южного фронта крестьянской Красной Армии Алтайского округа октябрь 1919 г. Войсками т. Громова между селений Марково и Нижне-Чуманское 3-й польский полк разбит наголову. Захвачено: весь обоз, два воза патронов, несколько автоматических винтовок, один пулемет и много 3-линейных винтовок.

bersercer: Вот что нашлось о поляках у Кучкина: "...Итак, 27-й дивизией стал руководить новый начдив (В.К.Путна - мое). В своем приказе от 18 декабря начдив предписывал: командиру 1-й бригады В. А. Степанову «выйти 21 декабря в район станции Тайга», командиру 2-й бригады И. Д. Гусеву «21 декабря занять станцию Тайга, отрезав путь отступления эшелонам противника», командиру 3-й бригады И. Ф. Блажевичу, оставив для охраны Ново-Николаевска один полк (до смены его частями приближающейся из тыла резервной 51-й дивизией под командованием В. К. Блюхера), остальными двумя полками сосредоточиться «23 декабря на станции Тайга, а 24 декабря — на станции Судженка»{155 - ЦГАСА, ф. 1324, оп. 2, ед. хр. 57, л. 43.}. Отдавая такой приказ, командование дивизии было уверено в легкой победе над вражескими силами, сосредоточенными на станции Тайга. Такая уверенность основывалась на том, что это были уже последние бои с Колчаком — армия его была разгромлена, царству адмирала наступал конец. Белая гадина издыхала, оставалось только добить ее. Но пленные колчаковские офицеры предупреждали об опасности, ждавшей нас впереди. Они говорили, что за Ново-Николаевском нам придется столкнуться с дивизией польских легионеров. Эта дивизия была сформирована из военнопленных бывшей царской армии, но основу ее составляли сынки панов и купцов Польши, выразившие желание бороться против Советской власти. Это были отчаянные головорезы, классовые враги трудящихся не только Советской России, но и польских рабочих и крестьян. Легионеры служили верой и правдой Колчаку, и он ими по-настоящему дорожил. Словом, это была отборная гвардия. По сведениям, полученным в штабе дивизии, польские легионеры были хорошо вооружены. 1-я бригада дивизии, руководимая В. А. Степановым (бывший командир 237-го Минского полка), настигла легионеров в районе станции Литвиновка 22 декабря. Завязался бой. Используя три бронепоезда, поляки стойко обороняли свои позиции, но под напором 235-го, 236-го и 237-го полков отступили к станции Тайга, оставив на поле боя много убитых, раненых, бронепоезд и 18 орудий. [с.249] Вторая стычка с белополяками произошла 23 декабря в двух километрах от станции Тайга. Бой начался в 10 часов утра. Бронепоезда противника врезались в наши цепи, нанося нам большие потери. Полки 1-й и 2-й бригад несколько раз ходили в атаку, но сломить сопротивление легионеров так и не смогли. Тогда начдив приказал комбригам наступать на станцию Тайга не с запада, а с юго-запада, зайти противнику в тыл и энергичным натиском с разных сторон опрокинуть его. Перегруппировав силы, бригады 27-й дивизии в тот же день пошли в обход противника. Они ринулись на него с юго-запада. Завязался ожесточенный бой. В безумной ярости набрасывались легионеры на наши полки, но чувствовалось, что это была уже агония. После упорнейшего шестичасового боя польская дивизия была разбита наголову, а ее остатки в панике бежали. 6 тысяч легионеров попали в плен. 23 декабря станция и город Тайга были взяты. В качестве трофеев наши войска захватили 2 бронепоезда, 40 орудий, сотни пулеметов, до 100 паровозов и пять тысяч вагонов с различным ценным военным имуществом, эвакуированным из Томска. В приказе начдива от 25 декабря говорилось, что на станции Тайга «1-й и 2-й польские полки и добровольческие ударные батальоны, поддержанные тремя бронепоездами», были «жестоко разбиты»{156- ЦГАСА, ф. 1324, оп. 2, ед. хр. 57, л. 44.}. Войскам дивизии приказывалось двигаться дальше на восток, куда отступили остатки польских легионеров. В районе Анжерских копей 27-я дивизия еще раз столкнулась с легионерами и Пермским добровольческим отрядом. Но и здесь враг был разбит и тоже бежал." В кн.: Кучкин А.П. В боях и походах от Волги до Енисея. Записки военного комиссара. Глава пятая. Великий марш. С.249 http://militera.lib.ru/memo/russian/kuchkin_ap/05.html

bersercer: Еще немного здесь, с некоторой долей флуда, но со ссылками на источники: Необычайные приключения поляков в Сибири http://community.livejournal.com/ru_history/2696585.html

bersercer: Найдено по ссылке в кн.: Национальные меньшинства Томской губернии: хроника общественной и и культурной жизни 1885-1919 гг. Л. А. Кутилова, Э. И. Черняк - 1999 - Страниц: 296 - Просмотр фрагмента с.237: 10 сентября. Каинск. Опубликовано сообщение о том, что в городе располагается Третий польский стрелковый полк. "Барабинская степь", 10 сентября. Год не указан, 1919-й?

bersercer: О поляках в Новониколаевске: История белой Сибири: С. П. Звягин, Государственный архив Кемеровской области, Омский юридический институт МВД РФ. Кемеровское отделение заочного обучения - 2001 - Страниц: 267 - Просмотр фрагмента с.45 ...Главным центром формирования польских войск стал Новониколаевск, где в разное время размещались штаб польского легиона, штаб 2-го польского полка, 6-я рота и пулеметная команда 3-го стрелкового польского полка, 4-я и 5-я роты польского стрелкового полка, штаб 5-й польской стрелковой дивизии, 1-й польский полк, автомобильная рота польской армии, лазарет польской армии , швальня и конюшни польских войск, 1-й польский эскадрон, общежитие для польских офицеров. Деятельность ПВК и ПНК была наиболее активной, но общественная жизнь сибирских поляков этим не ограничивалась. В нее были включены все слои польского населения . Существовали молодежные общества. Скаутские организации были образованы в Омске, Каинске, Новониколаевске. В Барнауле из местных поляков была создана комиссия для наблюдения за молодежной организацией «Скаут». Головная скаутская организация находилась в Новониколаевске, где имелся совет из пяти человек и инструкторские курсы...

Ратник: А по ударному батальону поляков подробностями никто не поделится?

Штабс-капитан: Ратник пишет: А по ударному батальону поляков подробностями никто не поделится? Как видно из заявок, кое-что будет в Альманахе №2.

Штабс-капитан: мир пишет: Во могила поляков из Сибири. К сожалению, незнание польского помешало мне точно понять, где он находится. Местечко Хожель, на севере Мазовии. Там в 1920 отличилась сибирская бригада (создана из остатков 5-й дивизии) bersercer пишет: 10 сентября. Каинск. Опубликовано сообщение о том, что в городе располагается Третий польский стрелковый полк. "Барабинская степь", 10 сентября. Год не указан, 1919-й? 1919

oleq_wr: *PRIVAT*

plombir: Валериан Кзума 1890-1962 гг. В I Мировую войну воевал в польском легионе Пилсудского. Сослан В Сибирь, после 1917 г. организовал и возглавил 5-ю стрелковую польскую дивизию.

Михаил: plombir пишет: Валериан Кзума Штабс-капитан подправит, но мне представляется, что верной будет всё-таки транскрипция "Валериан Чýма" с ударением на первом слоге фамилии...

bersercer: ...в марте 1940 года шеф НКВД Л. Берия назвал узников осташковского, старобельского и козельского лагерей "заклятыми врагами советской власти". Когда и где они удостоились столь лестной аттестации? Ответ на этот вопрос мог бы привести к пересмотру идеологии государственного мемориального комплекса "Медное", который сегодня воспринимается только лишь как дань памяти жертвам тоталитаризма, а не бесстрашным героям борьбы с ним. Между тем, многие из расстрелянных в Калинине находились в возрасте 40 лет и старше. Это видно из третьего тома "Индекса репрессированных" ("Indeks represjonowanych"), изданного в Варшаве в 1997 году под названием "Расстреляны в Твери" ("Rozstrzelani w Twerze"). (Уместнее было бы назвать "Расстреляны в Калинине", здесь ошибка - и фактическая, и политическая). В частности, из 72 расстрелянных, чья фамилия в этом томе начинается на букву "А", 48 человек родились до 1902 года; из 441 человека с фамилией на букву "В" - до 1902 года родились 278 человек. И так далее. По возрасту многие из них могли участвовать в советско-польской войне; это предположение подтверждает, в частности, книга "Катынь. Ксёнга Цментарна", в ней приводятся более полные биографические сведения о расстрелянных польских офицерах. Некоторые из них участвовали в военных действиях на территории России (в границах 1913 года) в составе двух польских дивизий: в 4-й польской дивизии Люциана Желиговского, преобразованной в Польше в 10-ю пехотную дивизию, и в 5-й польской Сибирской дивизии Казимежа Румши, преобразованной впоследствии в Сибирскую бригаду. Так, в 5-й польской Сибирской дивизии служили: поручик резерва Юзеф Хорошуха, родился в 1898 г. в Иркутске, впоследствии инженер в учебном Центре саперов в Модлине; капитан резерва Франсишек Карол Денстл, 1895 г.р., в 1918 г. - в Сибирской дивизии; поручик резерва Казимеж Филипович, р. в России в 1896 г., солдат 5-й польской дивизии, командир батареи в 1930 г.; поручик Ян Гживиньски, р. в Варшаве в 1893 г., солдат 5-й польской дивизии, в 1920 г. сражался под Варшавой, с 1921 года офицер 30-го полка; подпоручик резерва Алоиз Феликс Орловски, р. в 1901 г. в Львове; командор Александер Юлиуш Садовски, 1892 г.р.; поручик резерва Ежи Щоен-Вольски (Schoen-Wolski), 1892 г.р., изучал право в Томском университете, служил в 5-й дивизии; майор Владислав Станислав Серославски, 1896 г.р., солдат 5-й дивизии; поручик резерва Карол Сингер, р. в 1894 г. в Кракове, служил в 5-й дивизии, в 1920 г. - в 82-м пехотном полку; хорунжий Франсишек Старак, 1885 г.р., в 1918 г. - в 5-й дивизии; капитан Роман Стелмах, 1892 г.р., в 1920 году во взводе жандармерии 5-й дивизии; поручик резерва Ян Станислав Стенплевски, р. в 1899 г. в Кургане Тобольской губернии, солдат 5-й дивизии; подпоручик резерва Ян Шаласт, солдат 5-й дивизии, в 1920 году служил в 59-м пехотном полку, и другие... http://www.katyn.ru/index.php?go=Pages&file=print&id=274

bersercer: bersercer пишет: 10 сентября. Каинск. Опубликовано сообщение о том, что в городе располагается Третий польский стрелковый полк под командованием Когутневского...

Сибирецъ: А хоть какая-то польза для белого дела от польских стрелков была? Кто-нибудь может привести факты или свое мнение? Я пока остаюсь на точке зрения барона Будберга.

Штабс-капитан: 18 год - 100 проц была. 1-й полк активно участвовал в БД на фронте 19 год - охраны линий ЖД, действие против партизан

мир: Сибирецъ пишет: А хоть какая-то польза для белого дела от польских стрелков была? Странная постановка вопроса... Конечно, была. Поляки стояли по железной дороге и охраняли ее от партизан, подавляли восстания. Чем не "карательные части инородцев"? Притом -- вполне дисциплинированные. Пограбить, правда, любили, ну а кто не любил?



полная версия страницы