Форум » Белые и казаки » 6-я (10-я?) Казанская стрелковая дивизия » Ответить

6-я (10-я?) Казанская стрелковая дивизия

Сибирецъ: коллеги, давайте разберемся. В октябре 1918 г. согласно приказов по гарнизону Новониколаевска, в Новониколаевск прибыла 6-я Казанская стрелковая дивизия в составе 10-го (да...), 37-го, 39-го и 40-го Казанских стрелковых полков и артбригады в составе 3-х батарей. Далее в следующем приказе упоминается уже 6-я Казанская стрелковая бригада. Далее, в январе 1919 г. упоминается некий 40-й Верхне-Услонский полк в Новониколаевске (это же полк проходит по приказу о награждениях на сайте И. Купцова). Далее, Симонов пишет, что формирование 13-й Сибирской стр дивизии началось в Новониколаевске на базе 10-й Казанской стрелковой дивизии. 1. Получается, что 6-я дивизия была переименована в 10-ю? Или в НН прибыли две дивизии? 2. Какие полки с Поволжья изначально прибыли в Новониколаевск в составе 6-й (10-й) дивизии, как они назывались, и когда все эти переименования/переформирования случились? Имеет ли кто инфу?

Ответов - 39, стр: 1 2 All

Сибирецъ: Офицер служивший со Степановым в этой дивизии, пишет: Степанов со своим штабом и немногочисленными уцелевшими кадровыми частями Казанской группы (вернее, со штабами этих частей) был направлен в Новониколаевск на формирование новой 10-й Казанской стрелковой дивизии.

самарец: Сибирецъ пишет: в Новониколаевск прибыла 6-я Казанская стрелковая дивизия Точно 6-я? Просто было сформировано всего 2 дивизии: 1 и 2-я Казанские стрелковые. 1-я дивизия была сведена в бригаду, а затем развёрнута в 13-ю Казанскую сд (корпус Каппеля). А вот 2-я (недоформированная)скорее всего и была отправлена в Сибирь вместе с Управлением Казанского отдельного корпуса. Где-то встречал на днях, что осенью 1918 года 1-я Казанская сд была переименована в 7-ю Казанскую сд ( ещё в составе Народной Армии ). Соответственно 2-я Казанская сд должна была получить № 8.

Сибирецъ: да. в приказе 6-я Казанская. Потом приказ через 2 недели примерно она уже именуется 6-й Казанской стр бригадой.

mollwitz: В Народной армии 6-я дивизия из Симбирских полков была. М.б. действительно уже прибыла как 6 бригада?

Сибирецъ: Вот и хочу разобраться. А еще удивительно, что полки были с не сплошной нумерацией: 10, 37, 39, 40

самарец: А возможно, что и 6-я Казанская... Ведь дивизия с этим номером из симбирских полков так и не была сформирована. Возможно часть полков 1-й Казанской сд пошла на формирование 6-й, а часть на формирование 7-й Казанских дивизий. Так в марте 1919 года была сформирована 16-я Казанская (Сарапульская) стрелковая дивизия, куда вошёл кадр 1-й Казанской сд (эвакуировался на Чистополь — Сарапуль — Уфу — Миасс и окончательно осел в Тюмени). Поэтому возможно, что основная часть дивизии, уже как 6-я Казанская прибыла в Новониколаевск и это прошло приказом по гарнизону. Затем её сократили до бригады и начали формировать 10-ю Казанскую сд, которая получив № 13 вошла в корпус Каппеля. Сибирецъ пишет: 6-я Казанская стрелковая дивизия в составе 10-го (да...), 37-го, 39-го и 40-го Казанских стрелковых полков А вот нумерация полков здесь соответсвует 10-й дивизии, а не 6-й... ( куда делся 38 сп? И откуда взялся 10-й?)

Сибирецъ: самарец пишет: Затем её сократили до бригады и начали формировать 10-ю Казанскую сд, которая получив № 13 вошла в корпус Каппеля. разве? Если опираться на Симонова, то на базе частей недоформированной 10-й Казанской дивизии была сформирована 13-я Сибирская стрелковая дивизия. самарец пишет: А вот нумерация полков здесь соответсвует 10-й дивизии, а не 6-й... ( куда делся 38 сп? И откуда взялся 10-й?) Да, очень интересно. Возможно, что 38СП не упоминался по какой-то причине, а вот появление 10-го полка никаким логическим объяснениям не поддается.

mollwitz: Кстати и Мейбом из каппелевцев. Разве 6 симбирская совсем не была сформирована? ее начальник известен и полки в боях участвовали, м.б. просто при отсуплении растаяла, и частично переформирована в 3 Симбирскую дивизию 19-го года. С казанцами давно эту проблему знаю.. получается трем дивизиям дали начало.. Состав 1 Волжского корпуса на 3 января 1 Самарская, 2 Казанская, 3 Симбирская отд.стр.бригады. с 27 февраля развернуты в дивизии. казанские части оставшиеся в Народной армии более вероятно стали 2 Казанской о.сбр., а уже затем 13 Казанской сд. + из казанских частей вроде как 16 Казанская/Сарапульская дивизия (хотя есть и вот так - Сарапульская дивизия сформирована из 1 кадрового Екатеринбургского полка развернутого в три и Бессмертного ударного батальона развернутого в полк) ну и наша 10 казанская/13 ссд.. Надо с составом Северной группы Степанова разбиратся и с тем как и куда казанские части отходили осенью 1918-го чтобы хоть что-то понять..

Сибирецъ: mollwitz пишет: Кстати и Мейбом из каппелевцев. Да, но он не со Степановым прибыл в Новониколаевск, а прибыл как раненный в госпиталь. И уже после выздоровления попал в 13 СибСД. Степанов прибыл в НН 25 окт. Приказ отбыть в НН он получил 9 окт. Как пишет ротмистр Зиновьев, они с частыми двинулись от Казани. При этом бойцов всех забрали, а они ехали практически только со штабами, лишь Казанский кавалерийский полк был в составе одного или двух дивизионов.

Олег В: "Журнал "Военная быль" №89 - переченьвойсковых частей Пополжья и Сибири в 1918-19гг: 6-я Уральская горных стрелков, 10-я Пермская, 13-я и 14-я Казанские, 15-я Воткинская, 16-я Сарапульская дивизии. Других подходящих нет и 10-й и 6-й Казанских в этом перечне тоже нет.

Сибирецъ: Источники: 1. Приказы по Новониколаевскому военному району за ноябрь 1918 г. 2. Воспоминания Зиновьева В.А. "В рядах армии Верховного правителя"// "Каппель и каппелевцы", М., 2003, с. 195

самарец: Сибирецъ пишет: Если опираться на Симонова, то на базе частей недоформированной 10-й Казанской дивизии была сформирована 13-я Сибирская стрелковая дивизия. Виноват, описался. Конечно 13-й Сибирской сд.

mollwitz: 10 Пермская отмечалась на фронте (гдето вместе с уфимскими частями кажется) в начале 19-го, тоже занятное формирование, ничего толком неизвестно. Олег в Военной были есть ли 10 Верхнеуральская горных стрелков?

Олег В: нет

mollwitz: тогда получается список неполный.. хотя очень интересно что он именно в таком виде приведет, скорее всего на определенную дату..

Олег В: Там дивизии по порядковым номерам, отдельно по Западной и по Сибирской армиям и бригады.

mollwitz: 10 Пермская это гдето на Директорию или на сразу после переворота Колчака. К концу весны 1919 года названия и нумерация сильно изменилась не было 10 Пермской дивизии (зато была совершенно другая, новая 16 Пермская Ссд), и были 10 Верхнеуральская и 9 Стерлитамакская дивизии горных стрелков.. обе из состава 5 Стерлитамакского корпуса. Вобщем список интересный но не полный.

самарец: Сибирецъ пишет: Возможно, что 38СП не упоминался по какой-то причине, а вот появление 10-го полка никаким логическим объяснениям не поддается. 10-й полк был кадровым (запасным).

Сибирецъ: самарец пишет: 10-й полк был кадровым (запасным). уверены, коллега?

самарец: По крайней мере так указывает Симонов.

самарец: Исходя из этого можно выдвинуть предположение, что существовало ( возможно только на бумаге ) 3 кадровых Казанских стрелковых дмвизии.

barnaulets: Из Приказа Верховного правителя и Верховного главнокомандующего №94, от 3 января 1919 г.: I. I Средне-Сибирскому армейскому корпусу в кратчайшей срокъ пополнить до штатного состава части 1 и 2 стрълковыхъ Сибирских дивизий. Из кадровых дивизий корпуса образовать - I Средне-Сибирскую кадровую бригаду (въ 6.000 человек), для подготовки частям корпуса укомплектований; избыток людей, оставшийся после указанной реорганизации в кадровых дивизиях, передать на укомплектование 10 стрелковой Казанском дивизии, формирующейся въ г. Ново-Николаевске. *** IV. Волжский армейский корпус образовать из 3 отдельных Стрелковых бригад 2-х полкового состава каждая: а) 1 Отдельной стрелковой Самарской - из Особой Самарской бригады; б) 2 Отдельной стрелковой Казанской - из 7 стрелковой Казанской дивизии. в) 3 Отдельной Симбирской стрелковой - из частей 6 стрелковой Симбирской дивизии... *** XII. Переименовываются: 6 стрелковая Казанская дивизия - в 10 стрелковую Казанскую дивизию: 21 стрелковый Казанский полк — ,, 37 стрелковый Казанский полк; 22 ,, Красногорский ,, — ,, 38 ,, Красногорский ,, 23 ,, Арский ,, — ,, 39 ,, Арский ,, 24 ,, Верхне-Услонский ,, — ,, 40 ,, Верхне-Услонский ,, Сформировать при дивизии 10 стрелковый кадровый полк для подготовка частям дивизии укомплектования. XIII. Расформировать 1 Стрелковую кадровую дивизию (из частей бывшей Народной Армии), передав весь личный состав, вооружение, обоз и имущество полков и полностью 1 Стрелковую артиллерийскую бригаду сформирование 10 Стрелковой Казанской дивизии. РГВА. Ф.39499. Оп.1. Д.1. Л.111-112 О дальнйших переформированиях, относящихся к концу марта 1919 г. - у Д. Симонова ("К вопросу о военном строительстве в тыловых округах колчаковской армии в 1919 году") : "Тринадцатая Сибирская стрелковая дивизия со штабом в г. Новониколаевске (начдив — генерал-майор Зощенко) формировалась из управления 2-й Степной Сибирской кадровой дивизии, а также управлений и частей бывшей 10-й Казанской стрелковой дивизии, 1-й и 2-й кадровых дивизий 1-го Средне-Сибирского корпуса. 49-й Сибирский стрелковый полк создавался на базе 37-го и 40-го стрелковых Казанских полков (г. Новониколаевск), 50-й полк — на базе 39-го стрелкового и 10-го кадрового Казанских полков (с. Бердск, Колывань), 51-й полк — на базе 3-го Барнаульского кадрового полка (г. Барнаул), 52-й полк — на базе 8-го Бийского кадрового полка (г. Бийск), 13-й Сибирский стрелковый артдивизион — на базе 10-й артбригады и 1-го запасного артдивизиона бывшей Народной армии Комуча (г. Новониколаевск), 13-й Сибирский инженерный дивизион — на базе наличных инженерных частей бывшей 10-й Казанской стрелковой дивизии (г. Бийск). Егерский батальон предлагалось сформировать в Новониколаевске по распоряжению начальника дивизии.

Сибирецъ: Андрей, огромное Вам спасибо! Но все равно остается путаница. Верхне-Услонский по приказам о награждениях проходит за номером 40...

barnaulets: Сибирецъ пишет: Верхне-Услонский по приказам о награждениях проходит за номером 40... Да это я опечатался. Конечно, 40-й.

самарец: Вот и разобрались. Спасибо огромное Андрею.

Митякинец: barnaulets пишет: 23 ,, Арский ,, — ,, 39 ,, Арский ,, В справочнике Волкова С.В. по 13-й Сибирской сд указывается 50-й Арский полк. Раньше думал, что ошибка при составлении. А теперь получается совсем в новом свете. 50-й Сибирский формировался на базе 39-го Арского полка и возможно "неофициально" унаследовал название. В это время в 13-й Казанской дивизии существует 50-й Арский полк (ранее до 4.04.1919г. - 50-й Лаишевский). Вот это стечение обстоятельств!

Алексей Елисеенко: А 1 Казанский полк - это что?

Ефрейторъ: самарец пишет: Исходя из этого можно выдвинуть предположение, что существовало ( возможно только на бумаге ) 3 кадровых Казанских стрелковых дмвизии. Вряд ли, в дивизии Сибирской армии на то время входили тыловые кадровые полки, в Западной армии были просто кадровые полки.

Сибирецъ: Вопрос еще к Barnaulets. Андрей, подскажите, может Вы знаете. Казанский кав. полк, который прибыл в Новониколаевск, согласно воспоминаний ротмистра Зиновьева, вскоре отбыл из Новониколаевска в с. Берское. Село Берское есть на Алтае. Также, возможно, Зиновьев или наборщик описАлся, и имелось в виду с. Бердское, что под Новониколаевском. Не встречался Вам Казанский полк в Берском?

barnaulets: Сибирецъ пишет: Село Берское есть на Алтае. Также, возможно, Зиновьев или наборщик описАлся, и имелось в виду с. Бердское, что под Новониколаевском. Не встречался Вам Казанский полк в Берском? Насколько я знаю, это одно и то же село (просто раньше его писали без буквы "д"). До образования Новониколаевского уезда и губернии оно относилось к Барнаульскому уезду. Вроде бы так, если я не ошибаюсь.

Сибирецъ: спасибо

самарец: Ефрейторъ пишет: Вряд ли, в дивизии Сибирской армии на то время входили тыловые кадровые полки, в Западной армии были просто кадровые полки. У сибиряков - да, существовали кадровые бригады корпусного, армейского и окружного подчинения. Но в случае с 10-й Казанской сд: barnaulets пишет: Из Приказа Верховного правителя и Верховного главнокомандующего №94, от 3 января 1919 г.: *** XII. Переименовываются: 6 стрелковая Казанская дивизия - в 10 стрелковую Казанскую дивизию: 21 стрелковый Казанский полк — ,, 37 стрелковый Казанский полк; 22 ,, Красногорский ,, — ,, 38 ,, Красногорский ,, 23 ,, Арский ,, — ,, 39 ,, Арский ,, 24 ,, Верхне-Услонский ,, — ,, 40 ,, Верхне-Услонский ,, Сформировать при дивизии 10 стрелковый кадровый полк для подготовка частям дивизии укомплектования.

Ефрейторъ: самарец пишет: Сформировать при дивизии 10 стрелковый кадровый полк для подготовка частям дивизии укомплектования. А причем здесь 3 Казанских кадровых дивизий?

самарец: Ефрейторъ пишет: А причем здесь 3 Казанских кадровых дивизий? Исходя из общей нумерации кадровых полков (в данном случае 10 Казанский стрелковый кадровый полк) предполагал возможное наличие 3-х кадровых дивизий: 1-я -1-4 полки, 2-я - 5-8 полки, 3-я - 9-12 полки. К счастью, предположение было неверным...

Ефрейторъ: самарец пишет: Исходя из общей нумерации кадровых полков (в данном случае 10 Казанский стрелковый кадровый полк) предполагал возможное наличие 3-х кадровых дивизий: 1-я -1-4 полки, 2-я - 5-8 полки, 3-я - 9-12 полки. К счастью, предположение было неверным... 1-я кадровая дивизия была точно.

Ратник: Ефрейторъ пишет: 1-я кадровая дивизия была точно. Ряд документов по ней выкладывал в соотвествующей ветке.

Ефрейторъ: От командира Казанского тяжелого артиллерийского дивизиона г. Новониколаевск 19 ноября 1918 г В тяжелые дни, переживаемые Родиной, радостная весть о назначении Вашего Высокопревосходительства Верховным Правителем восторженно встречена Казанским тяжелым артиллерийским дивизионом. Веря теперь в светлое будущее Великой России, дивизион дружно пойдет по первому зову своего Верховного Вождя. Командир дивизиона, штабс-капитан Атабегов. http://www.history.nsc.ru/website/history-institute/var/custom/File/Kolchak_vvzh_2012_vved.pdf

Сибирецъ: интересно, что Степанов не только отправил такую же телеграмму, но и отправил артиллеристов в Омск на поддержку переворота. Однако он все равно в Омске попал в немилость как якобы не поддержавший переворот. Согласно воспоминаний ротмистра Зиновьева

Ефрейторъ: barnaulets пишет: Из Приказа Верховного правителя и Верховного главнокомандующего №94, от 3 января 1919 г.: I. I Средне-Сибирскому армейскому корпусу в кратчайшей срокъ пополнить до штатного состава части 1 и 2 стрълковыхъ Сибирских дивизий. Из кадровых дивизий корпуса образовать - I Средне-Сибирскую кадровую бригаду (въ 6.000 человек), для подготовки частям корпуса укомплектований; избыток людей, оставшийся после указанной реорганизации в кадровых дивизиях, передать на укомплектование 10 стрелковой Казанском дивизии, формирующейся въ г. Ново-Николаевске. Имеется ввиду 1-я Сибирская прифронтовая стрелковая бригада??? Не похожа. Была еще тыловая кадровая бригада корпуса, в апреле 1919г. развернута в 17-ю Сибирскую отдельную бригаду.



полная версия страницы