Форум » Белые и казаки » Иконы белых частей на Востоке » Ответить

Иконы белых частей на Востоке

Ратник: Тема интересная,но практически не разработанная,тем более что в различных мемуарах нет-нет да и всплывает по этому вопросу что-то интересное. Встречал упоминание об иконах ряда частей:Азиатской дивизии,отряда Анненкова,ряда полков Сибирской армии,наконец после ареста Колчака у него было изъято порядка 13 икон (если не ошибаюсь),причем с каждой была связана своя история. Просьба к форумчанам поделиться информацией об иконах Сибирских частей (некоторые из которых могли перейти от Сибирских и Восточно-Сибирских частей РИА).Когде и где преподнесены,чья икона (какого святого) и возможно судьба.Информации немного,поэтому ценно каждое свидетельство.

Ответов - 22, стр: 1 2 All

Ратник: 1.Отряд атамана Дутова,оборонявший Оренбург конце 1917-начале 1918 гг. имел образ Св.Александра Невского,с которым и ушел в Тургайский поход. 2.Икона Азиатской дивизии Унгерна (что конкретно за образ вопрос)-потеряна летом 1921 г. под Троицкосавском при отступлении. 3.Икона-складень отряда атамана Анненкова (ранее принадлежала его отряду на ПМВ)-вывезена анненковцами в числе прочего из Никольского казачьего собора в Омске в феврале 1918 г,впоследствии осталась в дивизии,дальнейшая судьба неизвестна.

мир: Подосланному чекистами агенту Чанышеву, который искуссно втерся в доверие к Дутову, атаман поведал, что собирается в ближайшее время наступать со своими отрядами на большевиков, причем возлагал большие надежды на "икону Табынской божьей матери". Марковчин В.В. Три атамана. А.Дутов, Г.Семенов, Д.Тундутов-Дундуков. М., "Звонница", 2003. с.103. Это что, интересно, такое?

Ратник: Да,первый раз у Ганина об этой иконе встречал упоминание.


Ратник: Вопрос к коллегам-сибирцам прежде всего-никто не знает какие полковые образы были у полков СКВ до 1917 г-наверняка они перешли по наследству номерным полкам войска в колчаковской армии.

Войсковой старшина: Тобольские епархиальные ведомости. Тобольск, 1918. №34. С.331.: ТЮМЕНЬ. (От нашего корреспондента). 26 ноября, в день святаго великомученика Георгия Побед. 6-й Сибирский кадровый полк справлял свой полковой праздник. К началу Божеств. литургии в Знаменском соборе прибыли военныя начальствующие лица. Служба была совершена с особенною торжественностию настоятелем Тюменскаго Свято-Троицкаго монастыря о. Архим. Иоанном при участии городского духовенства. К средине службы из единоверческой церкви была принесена свят. икона Великомученика Георгия. Крестный ход сопровождал оркестр духовой музыки, игравший народный гимн: «Коль славен наш Господь в Сионе!» К молебну явилось духовенство из других церквей. Вместо причастного стиха протоиереем Тюменскаго собора о. Кронидом Олерским сказано было прочувствованное слово. Духовный оратор указал слушателям на обычное изображение свят. великом. Георгия Побед. на свят. иконах, а именно: православный русский народ с особенным благоговением относится к тем иконам, на которых этот свят. изображен в виде юноши, сидящаго на белом коне, и поражающаго трехглаваго змея. Белый цвет – эмблема чистоты. Потом оратор призывает всех русских людей оставить эгоизм, партийную вражду и сословную ненависть, которыми отличается современное общество. После литургии единоверческий священник о. Владимир Бирюков преподнес святую икону Георгия Побед. 6-му Сиб. кадров. полку. При этом им было сказано несколько теплых слов.

Ратник: Войсковой старшина пишет: После литургии единоверческий священник о. Владимир Бирюков преподнес святую икону Георгия Побед. 6-му Сиб. кадров. полку. При этом им было сказано несколько теплых слов. Спасибо за информацию,Юрий! А какое название потом получил 6-й Сибирский кадровый полк?

Войсковой старшина: Путеводитель по фондам белой армии: Рос. гос. воен. архив / Сост. Н. Д. Егоров, Н. В. Пульченко, Л. М. Чижова. М., 1998. С.148.: УПРАВЛЕНИЕ 7 ТОБОЛЬСКОЙ СИБИРСКОЙ СТРЕЛКОВОЙ ДИВИЗИИ (бывш. 7 Сибирская стрелковая дивизия) 2 фонда; 4 д.; 1919 - 1920 гг. На основании приказа Верховного правителя и Верховного главнокомандующего N 94 от 3 января 1919 г. была сформирована 7 Сибирская стрелковая дивизия 3 Степного Сибирского армейского корпуса в составе: 6 и 7 Степных кадровых, 18 Тобольского и 20 Тюменского Сибирских сп. Приказами по дивизии N 2 от 19 января и N 3 от 8 февраля 1919 г. в состав дивизии вошли батальон капитана Куренкова под названием Верхотурский сп и 8 Сибирский кадровый полк. Приказом по дивизии N 7 от 28 февраля 1919 г. 18 Тобольский, 20 Тюменский, Верхотурский Сибирские стрелковые, 8 Сибирский кадровый полки были переименованы в 25 Тобольский, 26 Тюменский, 27 Верхотурский, 28 Ялуторовский Сибирские сп. С 4 октября 1919 г. дивизия получила наименование: 7 Тобольская Сибирская стрелковая дивизия, а с 6 октября 1919 г. вошла в состав Тобольской отдельной группы генерала Редько (приказы по дивизии N 34 от 4 октября и N 35 от 6 октября 1919 г.). В начале января 1920 г. в ходе Красноярской операции Красной Армии в районе Мариинск - Красноярск дивизия частично сдалась в плен. Начальники дивизии: полковник Черкасов (6 января - 24 мая 1919); подполковник (вп. полковник) Булатов, врид. (25 мая - 3 июня 1919); полковник (вп. генерал-майор) Бордзиловский (3 сент. - 17 окт. 1919); полковник Франк (с 18 октября 1919). Начальники штаба: капитан Перестай (8 - 10 февраля 1919); штабс-капитан Феофилов (3 сентября - 6 октября 1919). Место дислокации штаба: Юго-Кнауфский завод, г. Оса, Воткинский завод. Ижевский завод, Юго-Камский завод, г. Тобольск. Разберись тут, куда делись 6-й и 7-й кадровые полки?

Oigen Pl: мир пишет: Подосланному чекистами агенту Чанышеву, который искуссно втерся в доверие к Дутову, атаман поведал, что собирается в ближайшее время наступать со своими отрядами на большевиков, причем возлагал большие надежды на "икону Табынской божьей матери". Марковчин В.В. Три атамана. А.Дутов, Г.Семенов, Д.Тундутов-Дундуков. М., "Звонница", 2003. с.103. Это что, интересно, такое? ...Табынской принадлежит совершенно особое место. Она является покровительницей огромного региона России - от Казани до Тобола. Крестный ход с Табынской иконой Божией Матери был по времени и по расстоянию самым продолжительным в России. Он продолжался практически весь год. В родную и ныне осиротевшую церковь в Табынске и на место своего явления икона возвращалась лишь на 9-ую пятницу по Пасхе Христовой, все остальное время она была в пути. Она всегда упоминалась в месяцесловах как православная святыня общероссийского значения. Известный историк Оренбургской епархии священник И. И. Модестов, пораженный великим почитанием Табынской иконы на огромной территории России, в 1914 г. в «Трудах Оренбургской ученой архивной комиссии» посвятил ей специальный труд: «Село Табынское и Вознесенская пустынь. Табынская Икона Божией Матери. Крестный ход из села Табынского...». <...> «В Башкирский народный комиссариат внутренних дел. Заявление уполномоченных от верующих общины с. Табынска Стерлитамакского кантона граждан с. Табынска Матвея Борисковского, Дмитрия Селиванова, и деревни Ахметкиной - Игнатия Малюканова. В 1919 году белая банда генерала Дутова захватила народную святыню, весьма чтимую древнюю икону, называемую Табынской Божьей Матерью и увезла в Китай. До последнего времени Табынская верующая община не могла точно установить место нахождения этой иконы. А потому не были приняты меры по возвращению иконы этой. Между тем отовсюду поступали и ныне поступают настойчивые требования верующего народа епархии: возвратить народную святыню на место ее прежнего пребывания в с. Табынск. Требования свои верующий народ высказывает через церковные правления свои и через своих депутатов высказал на епархиальном съезде в 1925 году. Ныне верующая община села Табынска приблизительно установила место нахождения святыни близ г. Кульджи в Китае, во исполнение воли верующего народа епархии общим собранием этого 20 июля протоколом своим уполномочила нас, нижеподписавшихся, ходатайствовать перед гражданскими и духовными властями о разрешении привезти из Китая чтимую икону. Доложив об этом, мы, уполномоченные, просим Башнарком внутренних дел разрешить нам поездку в Китай для доставки оттуда иконы Табынской Божьей Матери в село Табынск Стеркантона (Стерлитамакского уезда). Мы, уполномоченные, вполне надеемся, что правительство Соввласти придет навстречу воле народа и окажет свое действие в деле выполнения задания, данного нам народной волей епархии. Приложение: протокол общего собрания верующих от 20 июня 1926 года». <...> Позвонили из Москвы: «Может, это Табынскую сейчас в Париже именуют «Черной Марией»? Ведь Табынская икона- единственный из известных образов, где лик Богородицы темен...». «Подобная икона была замечена в Ницце в русской православной церкви во имя Святителя Чудотворца Николая и мученицы царицы Александры». «Позвоните в Воронеж Родионовой Розе Степановне, Икону нужно искать в частных руках в Швейцарии...». «Ее видели в Молдавии...». «Никуда она не уходила, она до сих пор находится в Ульяновской области...». «В Иркутске Чупров Леонид Александрович знает, где искать Икону...». «В передаче «Жди меня» слышала о Табынской иконе, сведения о ней есть у Веры Хасановой в Израиле г. Петах...». Порой поиск уводили в сторону копий Иконы, в свое время во множестве разошедшихся по России, а в результате великого русского исхода и за ее границами. Копия Табынской предположительно начала прошлого века обнаружилась теперь уже тоже «за рубежом» - в г. Рудном в Казахстане, в семье Кирилюк. По легенде ее оставили стоявшие на постое отступавшие колчаковцы. Семья Кирилюк готова подарить икону Табынскому храму: «она там нужнее, пусть она будет радостью для всех, пока в него не вернулась древнеявленная». Но не просто принять этот подарок при вдруг вставших посреди России погранзаставах и таможнях, которые не являются преградой для всевозможных преступников. Письмо теперь тоже из суверенного государства: «Вас беспокоит из Республики Узбекистан из города Коканда Сухорукова Вера Павловна. Родилась в 1929 году во Фрунзе. В 1930 году мои родители бежали от раскулачивания со мной в Китай и поселились в Кульдже. Там находилась в церкви Табынская икона, большая, темная. Когда-то ее пытались рубить, даже остался след топора на щеке. Эту икону очень почитали китайцы. В 1950 году я венчалась в этой церкви, и там была эта Икона. Всех троих моих детей крестили перед ней...». - http://www.hrono.ru/text/2003/chvan09_03.html

Войсковой старшина: Тобольские епархиальные ведомости. Тобольск, 1919. №9. С.141.: Знаменательная икона Св. Николая Чудотворца Много говорят сердцу русскаго православнаго человека святыни России – Москвы. Дороги были ему всегда и Кремлевские стены, охраняющия драгоценныя, вековыя реликвии, религиозныя и историческия. Много веков смотрят с высоты этих седых стен, башен и бойниц. Много видели оне ужасов, крови, но молчаливо хранят все прошедшее от людей современных. Устояли стены кремлевския во время междуцарствия, не тронули их засевшия в Кремле поляки. Устояли оне и при французах в двенадцатом году, хотя Наполеон и велел взорвать их. Теперь довелось этим старым богатырям дожить до позорнаго дня, когда начали громить их из русских орудий русскими снарядами, только под руководством нерусских людей – врагов церкви и государства. Дороги народу его святыни, а поруганныя еще дороже. Кто не знает в Москве, в Кремле, Никольских ворот и над ними чудотворнаго образа св. Николая Чудотворца. Разстреливали большевики и его. Разбиты стекла в раме над иконой, сломан фонарь, а сама икона, написанная прямо на стене, чудесно сохранилась почти без повреждений, если не считать пробоины от снаряда справа (с левой стороны Святителя). Нет левой руки, которая держала храм! За то правая сторона (от зрителя слева) совершенно невредима и правая рука с поднятым мечем нетронута. Кругом всей иконы, особенно с правой ея стороны (от зрителя левой), ряд ясных повреждений от осколков снарядов и пуль. Невольно поражается и неверующий человек, как оне расположились. Несомненно, что кощунники метили в икону, но н один выстрел не попал не только в изображение, но даже и в одеяние, все они легли по самым краям изображения и одежды, образовав из себя как бы рамку. Не тронута правая рука Святителя с мечем. Разрушен храм, но цел карающий меч! Много на Святой Руси разорено обителей, церквей, но крепка наша мощь в лице славной, молодой, христолюбивой армии. Перваго мая праздновали большевики юбилей Карла Маркса и к этому дню завесили красной материей и образ Николая Чудотворца на Никольских воротах. По окончании празднования юбилея все украшения остались, остался завешанным и образ Святителя. Ворота в Кремле охранялись вооруженной стражей, так как в Кремль никого не пропускали. Образ, как известно, находится высоко над воротами и до него нельзя достать без лестницы. И вот, как разсказывают, стали замечать, что красная материя начинает разрываться, но разрывается как то необыкновенно, как раз над ликом Святителя во все стороны лучами. Большевики тоже обратили на это внимание, посмеялись, объясняя это явление ветром и гвоздями, о которые рвалась материя. Однако, материя рвалась все больше и больше. Стали собираться толпы народа, особенно собралось много в Николин день, 9 мая 1918 г. Вот, как разсказывают, велико было изумление, когда красная материя на глазах у всех спала с иконы на землю. Очевидцы, которые успели подхватить лоскуты материи, говорили, что она вся истлела. Весть эта быстро облетела всю Москву. Стали собираться громадныя толпы народа. Большевики пробовали разгонять, но потом должны были уступить. Начались безпрерывные молебны. Верующие люди видели во всем этом чудо Божие. Вспомним, что Св. Николай Чудотворец, живший во времена гонений на христиан, когда разорялись храмы, сжигались священныя книги, заключались в темницы и избивались епископы, священники и верующие христиане, сам много испытал от гонения на Церковь. Сам святитель – «правило веры и образ кротости» не стерпел богохульства отступника Ария, отрицавшаго божественности Иисусу Христа, и ударил Ария и, по сказанию, Господь Бог оправдал его поступок. Хочется верить, что Святитель Николай Чудотворец – отец для сирот, для нищих щедрый питатель, утешитель для скорбящих и помощник и защитник для обиженных, подъял свою грозную десницу на врагов Церкви – большевиков. Как бы хотелось каждому верующему человеку побывать теперь в Москве, поклониться святыням московским, повидать и упасть на колени перед чудотворной и чудесно сохраненной от разрушения иконой Св. Николая Чудотворца на Никольских воротах, и горячо помолиться! И вот оказывается, что у Верховнаго Правителя Адмирала А.В. Колчак, глубоко верующаго человека имеется художественно исполненный список с этой иконы Святителя в том именно виде, в каком она теперь в Москве. Икона эта уже имеет свою историю. Поднесена она Верховному Правителю в Перми Борисом, еп. Чебоксарским, временно управляющим Пермской Епархией, и ЕС ть основание предполагать, что принадлежала самому Архиепископу Пермскому Андронику, бывшему Епископом Омским, горячему поборнику веры православной, много потерпевшему за свою стойкость и, по имеющимся сведениям, даже приявшему мученическую кончину от большевиков.

Войсковой старшина: Тобольские епархиальные ведомости. Тобольск, 1919. №9. С.141-142.: Крестный ход в Омске В воскресенье 23 марта ровно в 12 часов дня от Никольскаго казачьяго собора, после литургии, совершенной Архиепископом Омским Сильвестром, в сослужении с Епископом Семипалатинским Киприаном, к дому Верховнаго Правителя двинулся грандиозный крестный ход, в который вошли крестные ходы со всей левой стороны Омска, а вслед за ним и крестный ход из Успенскаго Кафедральнаго собора и всех церквей правой стороны города. У дома Верховнаго Правителя крестные ходы остановились. В самый дом Верховнаго Правителя вошли Архиепископ Сильвестр, Епископ Киприан, шесть протоиереев, ключарь собора протодиакон, архиерейские певчие и избранные представители приходов. В зале в присутствии Верховнаго Правителя и его свиты был отслужен торжественный молебен перед иконой св. Николая Чудотворца. На иконе имеется соответствующая, краткая, но знаменательная надпись: «Провидением Божиим поставленный спасти и собрать опозоренную и разоренную родину, прими от православнаго града первой спасенной области дар сей – святую икону и и да поможет тебе Всевышний Господь и угодник Святый Николай достигнуть сердца России – Священной Москвы. В день посещения г. Перми 19 февраля 1919 года». После молебна икона Св. Николая Чудотворца была изнесена Владыкой Сильвестром из дома и двора за ограду. Подняв высоко икону над головой, Владыка благословил ей крестный ход и народ на все 4 стороны, передал ее старейшим иереям, и крестный ход двинулся. Дивная погода, ослепительно сияют на солнце золотыя архиерейския облачения и митры, облачения духовенства, хоругви, кресты, иконы. Стройное, мощное пение умиляет душу. Образцовый порядок. Верховный Правитель вышел из дому в простой солдатской шинели и шел в толпе с крестным ходом. Появились казаки – и пешие и конные. По улицам шпалеры войск. Встречают с ружьями на караул. Хоры музыки играют «Коль Славен». За шпалерами масса публики. Вот перейден мост, Любинский проспект сплошь залит народом. На горе фотографы, большей частью иностранные офицеры с кодаками снимают процессию. Направо и налево войска. Хорошия, молодыя лица. Вот они – пепеляевские чудо-богатыри! Музыка гремит «Коль Славен». И звуки дивнаго гимна сливаются с хором народным. Вот театральная площадь. Издали несется с соборной колокольни торжественный звон колоколов. Крестный ход подходит к собору. На площади на белом снегу, на красном помосте ярко вырисовывается величественная фигура Архиепископа Симбирскаго Вениамина в золотом облачении с посохом, украшенным красной лентой. На площади опять войска. Кадетский корпус. У самаго собора представители войск союзных держав и наше высшее военное начальство. Начинается акафист Св. Николаю Чудотворцу. С открытой головой, внятным, громким голосом читает Архиепископ Сильвестр. Служат молебен и, по окончании его, обносят икону по рядам войск и вносят в собор, где и возлагают посреди храма на аналой для поклонения. Собор полон богомольцами. Все спешат приложиться к иконе и получить на память ея изображение, которое тут же раздается. В 5 часов в соборе была отслужена всенощная с акафистом. Икона оставалась для поклонения на всю неделю. В субботу была отслужена торжественная литургия с молебном, после котораго икона была обнесена с крестным ходом вокруг города и возвращена в дом Верховнаго Правителя. Крестный ход вышел очень удачным и многолюдным. Среди народа слышались разговоры, выражавшие радость и пожелания добраго здоровья Верховному Правителю и Архипастырю за доставленное религиозное удовлетворение.

мир: При отступлении от Троицкосавска мы побросали 6 орудий, несколько пулеметов, весь обоз, денежный ящик, икону Ургинской Божией Матери... Для перевозки иконы сооружен был кивот, установленный на специальную троечную повозку, которая должна следовать при артиллерийском дивизионе. Образ Ургинской Божией Матери оставлен был вместе со всеми орудиями на позиции под Троицкосавском. Н.Н.Князев. Легендарный барон//Легендарный барон: неизвестные страницы гражданской войны. М., 2004. С.114, 119

Ратник: мир пишет: При отступлении от Троицкосавска мы побросали 6 орудий, несколько пулеметов, весь обоз, денежный ящик, икону Ургинской Божией Матери... Для перевозки иконы сооружен был кивот, установленный на специальную троечную повозку, которая должна следовать при артиллерийском дивизионе. Образ Ургинской Божией Матери оставлен был вместе со всеми орудиями на позиции под Троицкосавском. Н.Н.Князев. Легендарный барон//Легендарный барон: неизвестные страницы гражданской войны. М., 2004. С.114, 119 Николай,спасибо за информацию,давно не мог найти что это была за икона,оставленная под Троицкосавском.

мир: По словам М.Г.Торновского, название иконы - "Божьей Матери Споручницы грешных".

мир: Эта Табынская матерь была, оказывается, до этого в Челябинске. Проводы Табынской иконы В пятницу, 1 марта ст.ст. Табынская икона Богоматери приносится из г.Челябинска. В этот день в кафедральном соборе божественную литургию совершает Высокопреосвященнейший архиепископ Мефодий. Звон в 8 ч. 30 м. утра. К 9 ч. утра в собор приносятся со ст. св.Икона. К 10 1/2 час. утра к собору подходят крестные ходы из всех церквей города. По окончании литургии и молебна св.икона ыносится из собора и крестный ход направляется через мост по Екатеринбургской улице, потом по Уральской до конца города. В крестном ходе принимает участие все городское духовенство во главе со своим архипастырем. Облачения желтые. Утро Сибири. №53. 12 марта 1919 г.

мир: По Дитерехсу, коротко, не буду больше отвлекать вашего внимания: это Абалакская икона, которая есть, она жива. Эта та, которой Сильвестр Ольшевский благословил Восточную армию. Она в Мельбурне, в Австралии, по крайней мере была статья Цветкова в журнале " Родина", я говорил с митрополитом, тогда митрополитом, Кириллом, а сейчас патриархом об этом. У нас есть документы из архива Васильева и так далее и так далее. В принципе, этот приход готов нам икону вернуть, если мы список сделаем, но пока Святейший говорит, что не будем пока Запад трогать, а то начнем там всех трясти, все реликвии оттуда вернуться, а они там ни с чем останутся. Поэтому пусть все будет на своих местах. http://disk.yandex.ru/public/?hash=uagh5LJY/LR2TZlsPe0TIMX9%2B4NivH%2BP67eF8ealcbw%3D

Пермяк: Кунгурский вестник. 13 марта 1919 г. Парад. Вчера город провожал, отправляющуюся на фронт штурмовую бригаду, входящую в состав 3-го Степного Сибирского корпуса, сформированную на станции Шумково. На площади перед Техническим училищем был отсужен молебен. Затем председатель земской управы Е.Е. Бурадивин и Щукин преподнесли бригаде икону Тихвинской божьей матери. Потом был парад

Ратник: Спасибо! А известно какую икону имела 1-я Сибирская штурмовая бригада Урбанковского?

Пермяк: Нет, пока неизвестно.

Ратник: Жаль.Пролить свет на это может помочь полковой праздник бригады.Неизвестно когда он был? Наверняка тоже что-то было,поскольку практика вручения икон частям перед отправкой на фронт была повсеместной. К сожалению в абсолютном большинстве случаев их судьба неизвестна.

Казак-Алтая: В эмигрантской газете "Харбинское время" (Китай, Харбин) встречал упоминание о том, что в Св.Николаевском кафедральном соборе г.Харбина примерно до середины 1940-х гг. находился войсковой образ, написанный в память о пребывании Сибирского казачьего войска в зарубежье. Эта икона принадлежала кисти талантливого казачьего художника, походного атамана, полковника Владимира Осипова, который был родом из станицы Антоньевской (ныне село Антоньевское Петропавловского района алтайского края). Что было изображено на иконе и где она сейчас неизвестно. Интересно было-бы узнать.

Ратник: Скажите пожалуйста,а где именно Вы смотрели "Харбинское время"?

Сибирецъ: https://m.youtube.com/watch?v=DvyiWJ4wINE Икона-Благословение Колчака. Экспертиза О. Хромова.



полная версия страницы