Форум » Белые и казаки » Дружины Святого Креста и Зеленого Знамени. » Ответить

Дружины Святого Креста и Зеленого Знамени.

Ратник: Уважаемые форумчане!Интересует информация из мемуаров,периодики того времени,документов о том как были обмундированы,снаряжены и вооружены дружинники.Сразу просьба-не дублировать материал с "Колчакии",тема шире и сложнее.Со своей стороны готов поделиться информацией с заинтересованными по теме,что удалось наскрести за последние несколько лет.Если можно,просьба указывать источник информации и название конкретной дружины.

Ответов - 175, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 All

мир: Для этой цели и будут образовываться Дружины Св. Креста. Так эти дружины называются потому, что вступающие в них, в строю, носят нашивной крест на груди, показывая этим, что они борятся не за класс, а за веру, за христианство, против вероотступников, которые хотят истребить христианство. Наша газета. Омск. №3, 19 августа 1919 г. В ОМСКЕ Старообрядческие собрания в Омске Большое оживление в старообрядческом мире, старообрядцы всколыхнулись, проснулись и насторожились. На первом же собрании была открыта подписка в пользу солдат Воткинского конного дивизиона, и сегодня везут в Святую Воткинскую дивизию от имени старообрядцев несколько пудов монпасье и чай. Вышивается шелковый стяг с Нерукотворным Спасом для дружины Крестоносцев-старообрядцев. Наша газета. Омск. №9. 27 августа 1919 г. НОВАЯ АРМИЯ Последние дни дали свыше 4000 добровольцев в крестовые дружины и мусульманский отряд под знаменем пророка. У КРЕСТОНОСЦЕВ Старообрядческий комитет дружин Крестоносцев выезжает в поездку по городам Сибири для скорейшего формирования дружин. Наша газета. Омск. №16. 5 сентября 1919 г. Смотр дружинам Св. Креста По поводу крупных успехов и издания Верховным Правителем грамоты о созыве Государственного Земского Совещания, 18 сентября, в 1 час дня, состоялось на площади, перед кафедральным собором, всенародное молебствие. ...После молебствия был произведен смотр первых Омских православных дружин Св. Креста и Мусульманских - "Зеленого Знамени". Торжество началось еще в соборе, до молебна. Там, освященный зеленый шелковый стяг Дружины Св. Креста, с изображением на нем ополченского Креста, с золотыми словами: "За веру и отечество" - вручен был знаменосцу. ...Ген. Дитерихс принял парад. Стройными рядами проходили дружинники: православные - с восьмиконечным крестом на шапках и на груди, и мусульмане - со звездой и полумесяцем на шапках и рукаве. После смотра, один из священников благославил командира 1-й роты Дружины Св. Креста иконой Св. Николая, копией чудотворной иконы, что на Никольских воротах Московского Кремля. Наша газета. №32. 21 сентября 1919 г. СЧАСТЛИВЫЙ ПУТЬ чера Омск отправил второй батальон крестоносцев на фронт. Особый дух у этих войск! Несмотря на то, что крестоносцы провели вместе немного дней, чувствуется прочная спайка. Есть здесь и старые люди - плотные землеробы с поседевшими бородами и совсем юные - почти мальчики. Хороша внешняя выправка. Чувствуется сознательная дисциплина. Спаяны и сплочены мусульманские части. На шапке - небольшой, белый осьмиконечный крест, на груди зеленый щиток также с изображением креста. У мусульманских частей кокарда и зеленая на рукаве повязка с изображением полумесяца и звезды. Проводы были трогательны и сердечны. Были речи, звучали в их сыздетства знакомыя и дорогие струны... На проводах много публики, взволнованной и растроганной. Были минуты, напоминавшие общенародный подъем начала войны с Германией. Наша газета. Омск. №32. 21 сентября 1919 г. Крестовый поход Сегодня уходит на фронт второй батальон крестоносцев. Собры кончены. Одеты все по-походному. Ждут только команды. ...Около двух часов дня крестоносцы выстроились на улице. Две роты русских и две роты мусульан. У русских - осьмиконечный крест на шапке и крест на груи. У мусульман - зеленая кокарда и зеленая на рукаве повязка с изображением звезды и полумесяца. У многих цветы на петлицах и шапках: сказалась чья-то забота и ласка. Команда: Смирно! И все замерло. Новая команда: На караул! Взметнулись винтовки и застыли. Из дверей вынесли знамя, повитое цветами. Оркестр грянул встречу. Вытянулись в толпе военные, с рукой у козырька. Все отают честь знамени - образу Родины. Потом широко полились торжественные, молитвенные звуки гимна "Коль славен наш Господь в Сионе". Наша газета. Омск. №34. 23 сентября 1919 г. ОСВЯЩЕНИЕ СТЯГА Освящение Стяга Дружины Крестоносцев состоится в Старообрядческом Молитвенном храме (уг. Иркутской и Заводской) 27 сентября в 10 час. утра. Наша газета. Омск. №36. 25 сентября 1919 г. ...Еще больший успех имела проповедь крестоносного движения в Барнауле. Местный Биржевой Комитет пожертвовал до 400.000 рублей для формирования добровольческих дружин. Дала значительные результаты запись в добровольческие дружины среди мусульман. 4000 турецких пленных вступили добровольцами в отряды Зеленого Знамени. ...Земское Собрание в Бийске, сплошь состоявшее из сибиряков-крестьян, постановило немедленно командировать делегатов по волостям - для вербовки крестьян в дружины Св. Креста. Небезынтересно упомянуть, что в Барнауле и Бийске многие даже не знают, какой национальный флаг России, а в Бийске не нашлось, несмотря на все усилия, даже материи для флага. Добровольчество на Алтае // Наша газета. Омск. №63. 23 октября 1919 г. Последнее улыбнуло. 4000 турецких добровольцев. "Военнопленные-наемники", да. Вообще, тема дружин Святого креста самая популярная в газете, в каждом номере о них упоминалось, это только некоторые отрывки. Полностью читать газету тут. http://bookskeeper.ru/jurnaly/voennye/10907-nasha-gazeta-1919-g-56-nomerov.html

Алексей Елисеенко: Получил книгу Карпова о крестоносцах. Довольно много ошибок и неточностей, узость источниковой базы, но несколько любопытных моментов есть.

Ратник: Алексей Елисеенко пишет: Довольно много ошибок и неточностей, узость источниковой базы, но несколько любопытных моментов есть. Согласен.Меня например впечатлила подборка знамен.


Алексей Елисеенко: Ратник пишет: Согласен.Меня например впечатлила подборка знамен. Надо бы этот сборник перлов старшего научного сотрудника ЦМВС разобрать в другом разделе форума.

Ратник: Алексей Елисеенко пишет: Надо бы этот сборник перлов старшего научного сотрудника ЦМВС разобрать в другом разделе форума. Ляпы или как искажается история...?

Алексей Елисеенко: Ратник пишет: Ляпы или как искажается история...? Да нет, достойна и отдельного топа. Подобное издание первое и ряд документов любопытен. Но ляпы слишком резко бьют в глаза, конечно.

Унтер: В 1919 г. в д. Степной Чумыш (Ельцевская волость Кузнецкого уезда Томской губернии) была создана дружина "Святой Крест". Ее начальником был Федор М... Альшанин.

Ратник: Может кому-то пригодится. 1 октября 1919г. в Омске умер рядовой дружины Св. Креста из граждан Пермской губернии, Красноуфимского уезда Андрей Михайлович Рыжков (30л.) от сыпного тифа. ГИАОО, ф.16, оп.11, д.095, л.210. 18 октября 1919г. в Омске умер солдат дружины Св. Креста из граждан Пермской губернии, Оханского уезда Ефим Дмитриевич Мелехин (46л.) от брюшного тифа. ГИАОО, ф.16, оп.11, д.095, л.218. 20 октября 1919г. в Омске умер доброволец дружины Св. Креста из граждан Вятской губернии, Глазовского уезда Николай Ожегин (34г.) от сыпного тифа. ГИАОО, ф.16, оп.11, д.095, л.220. 22 октября 1919г. в Омске умер доброволец дружины Св. Креста из граждан Уфимской губернии, Бирского уезда Степан Степанович Банников (29л.) от возвратного тифа. ГИАОО, ф.16, оп.11, д.095, л.221. 28 октября 1919г. в Омске умер солдат дружины Св. Креста из граждан Вятской губернии, Глазовского уезда Никита Алексеевич Власов (33г.) от сыпного тифа. ГИАОО, ф.16, оп.11, д.095, л.224. Информация любезно предоставлена С.Парфеновым. География достаточно интересная-в основном Пермская и Вятская губернии.

Сибирецъ: Новониколаевск, 1919

Ратник: А какая газета-"Военные ведомости"?И датировка события?

Сибирецъ: "Надежда России", окт. 1919.

Ратник: Спасибо!

мир: Из стенограммы совещания Уралистпарта по истории 23-го Верхне-Камского полка от 18.01.1933 ДАВЫДОВ. Тут товарищи забыли указать основные моменты, как разбили колчаковскую флотилию на реке Каме в устье реки Чусовой.[...] Это была Ижевская и Воткинская флотилия. Впоследствии это был Ижевский Морской флот и мы [после еще] дрались на реке Иртыше. Там разбили окончательно. Они это бросили и эта вода сама по себе подожгла эти баржи. На наших глазах эти баржи горели. Люди кричали о помощи, но нам не на чем было переехать в Каму. А в устье реки Камы и Чусовой в этом месте довольно широко полтора километра. [...] Из Левшино эти части ушли по направлению к Перми все по этой горнозаводской линии, а остальные ушли в Пермь. Что оказалось? Когда пришли в Левшино из допроса местного населения выяснилось, что в баржах были дети, женщины, красноармейцы, были просто заподозренные арестованные, словом всякого сословия. Флот их пришел из Чердыни сверху, чтобы идти вниз. Они в Соликамске оставили очень много из ружья, они должны был в баржи погрузить патроны, продовольствие, рыбу соленую, мясо, все это продовольствии они оставили в Левшино, не могли вывезти. Я рассказываю коротко эту историю так это получилось. Теперь позднее мы встретились с этими моряками, они были в черных шинелях Воткинско-Ижевские на реке Иртыше, там где татарские юрты и там на берегу разбили эту Воткинско-Ижевскую дивизию. Это был священный полк, исключительно из священников и дьяконов. Разбили на голову в Иртыше часть утонула, а часть подохла в лесу, больше их нигде не видали. Когда горела баржи и пароходы с арестованными, люди гибли на наших глазах, но помощь мы дать никак не могли. Народу как потом выяснилось, было тыс.5. 5-6 барж и 7 пароходов. Были ли все полностью загружены – мы не знаем. Баржи сгорели, пароходы сгорели, часть утонула... ЦДООСО.Ф.41.Оп.2.Д.35.Л.37-39. Из донесения командованию 3-й армии. 9 июня 1919 г. "С бронированного парохода "Ливадия" перебежал матрос в штаб 28-й дивизии. По Каме поставлено 4 ряда мин. Камская флотилия - около 30 судов - сосредоточена у Галева, где противник производит переброску пехоты на левый берег Камы. Здесь же действовали полки Иисуса Христа и Пророка Ильи. Комбат подпоручик Веселов. Много духовенства". К.И.Куликов, "В боях за Советскую Удмуртию". Ижевск, 1983. С. 240. "В лагерь военнопленных в Уржуме попали хорошо одетые и обутые юноши от 17 до 20 лет, дети русских белогвардейцев, находящихся на службе военного ведомства Соединенных Штатов Америки. Их послали в Сибирь для шпионажа. С ними были и молодые солдаты из частей "Иисуса Христа", созданных церковнослужителями из кулацкой молодежи. Встречались "ратницы" из частей "девы Марии" - женщины и девушки в монашеских платьях, занимавшиеся контрреволюционными делами" С.Г.Дурасов. Армия социалистического просвещения.//В пороховом дыму. Сб. воспоминаний участников Гражданской войны в Прикамье. Пермь, 1961. С. 118. Пока вырисовывается примерно такая картина - в первой половине 1919 г. неизвестно каким решением были сформированы полки Иисуса Христа, Пророка Ильи и Девы Марии из религиозной и крестьянской молодежи, которые сражались на Пермском направлении вместе с Камской флотилией. Не исключено, что оттуда их снабдили черными шинелями. Воевали недолго, разбили их быстро. Черное одеяние и религиозные названия дали жизнь легенде о том, что этих частях воевали исключительно священники. Непонятно, что имеется в виду под черными шинелями - просто черные пехотные шинели или морские ли? Последние могли попасть от флотилии, а могли быть захвачены и в Перми - там, по красным воспоминаниям, был морской склад, откуда морские шинели получали некоторые мобилизованные части. Передать такую форму свежеприбывшим пополнениям было бы логично. Жаль, что у нас нет никаких данных с обратной стороны.

Ратник: мир пишет: Встречались "ратницы" из частей "девы Марии" - женщины и девушки в монашеских платьях, занимавшиеся контрреволюционными делами" Колчаковский женский батальон..?Очень сомнительно.

Сибирецъ: Мобилизационно-организационный отдел Военного министерства телеграммами от 11 и 15 октября с.г., разъяснил, что переходы солдат из частей войск в дружины Святого креста и в Мусульманские части Зеленого знамени, не разрешается. Приказ № 360 от 23 окт. 1919 г. по гарнизону г. Томска.



полная версия страницы