Форум » Белые и казаки » Дружины Святого Креста и Зеленого Знамени. » Ответить

Дружины Святого Креста и Зеленого Знамени.

Ратник: Уважаемые форумчане!Интересует информация из мемуаров,периодики того времени,документов о том как были обмундированы,снаряжены и вооружены дружинники.Сразу просьба-не дублировать материал с "Колчакии",тема шире и сложнее.Со своей стороны готов поделиться информацией с заинтересованными по теме,что удалось наскрести за последние несколько лет.Если можно,просьба указывать источник информации и название конкретной дружины.

Ответов - 175, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 All

белый:

белый:

белый:


Уссури: .

Штабс-капитан: Белый, хорошая книга!

мир: Кстати, в воспоминаниях советских партизан часто встречается сюжет, как они боролись в конце 1919 г. с дружинами Святого Креста в деревнях, причем их бойцов они называют "крестовиками". Хотелось бы узнать, не спутали ли он дружины Святого Креста с дружинами крестьянской самообороы, которую формировали колчаковцы?

Ратник: мир пишет: Кстати, в воспоминаниях советских партизан часто встречается сюжет, как они боролись в конце 1919 г. с дружинами Святого Креста в деревнях, причем их бойцов они называют "крестовиками". Хотелось бы узнать, не спутали ли он дружины Святого Креста с дружинами крестьянской самообороы, которую формировали колчаковцы? Коллега Барнаулец в какой-то из веток здесь приводил выдержки из газет,что в Барнауле и уезде отряды крестьянской самообороны формиовались как раз под гидой "крестоносного движения",если не ошибаюсь.

barnaulets: Точнее, разрозненные отряды самообороны были сведены в одну из рот Барнаульской дружины Святого Креста.

Пермяк: религиозных полков в приказах и прессе не встречал, зато в воспоминаниях красных командиров они встречаются. Н. Кондратьев. Начдив Владимир Азин. М. 1968г. С.168. Полк имени «Иисуса Христа» в атаку вел поп, весь в золоте, в левой руке крест, в правой маузер. В. Ладухин. Азин. М. 1967 г. С.85.после освобождения Елабуги Азин оказался в эскадроне 28 кавполка. Когда конники окружили потрепанный батальон из полка Ильи пророка», белые, сбившись в кучу, продолжали отбиваться. Вдруг вперед выскочил карьером Азин, поднял руку, крикнул: «Я – начдив Азин. Сдавайтесь, сохраню жизнь! И стрельба замолкла. Кесарев и др. Особая бригада. Москва. 1962 г. С.140. С утра 1 июня 7-й Кузнецкий полк, усиленный «иисусовым воинством», и 1-й Сибирский сводный офицерский полк начали наступление. Основной удар белые направили на деревню Ярасы, вокруг которой и закипел кровопролитный бой. Одна за другой следовали непрерывные атаки, с трудом отбиваемые 22-м Кизеловскнм полком

Пермяк: немного истории. Наша газета (Омск). 1919 г. Редактор Вс. Н. Иванов. 19 августа. Настала и наша очередь встать на защиту своей веры. Для этой цели и будут образовываться дружины Святого Креста. Так эти дружины называются потому, что вступающие в них в строю носят нашивной крест на груди, показывая этим, что они борются не за власть, а за веру, за христианство, против вероотступников, которые хотят истребить христианство. В дружинах Святого Креста кроме обыкновенной воинской повинности, должны быть особые порядки. Брань, пьянство, нечестность не могут иметь место среди тех, которые приняли на себя крест. Не должно быть и грубых отношений между начальниками и подчиненными. В таких отрядах, при строгой дисциплине в них, все братья и потому отношения между начальниками и подчиненными могут быть только братские. В дружины святого Креста могут записываться все, как подлежащие мобилизации так и не призываемые. Могут записываться в них и состоящие на действительной службе солдаты и офицеры, но, разумеется, оставаясь в своих частях, чтобы в них, с разрешения начальства образовывать свои крестоносные группы. В дружины Святого креста могут записываться также и женщины для несения санитарной, хозяйственной и обозной службы. В Дружины могут поступать все верующие христиане, к какому исповедыванию они бы не принадлежали. В дружинах Святого Креста они будут сражаться бок о бок с братьями по духу и потому могут быть спокойными, что не будут преданы и оставлены ранеными на поле битвы. В крестовой рати не будет ни воровства, ни мордобойства, ни предательства. 10 сентября. В крестоносных дружинах трудовой день начинается в 6 часов утра. В 6 часов все уже на ногах. Следует молитва, затем чай и строевые занятия. В строю строгая военная дисциплина. Вне строя – отношения простые. Кого только нет в дружинах; юноши, пожилые старики. Вятичи, пермяки, казанцы. Все связаны одним желанием – спасти Россию и сломить большевиков. В 11 часов строй кончается. После него обед, затем перерыв и снова занятия до 6 часов вечера, после чего ужин. До сна в свободное время читают книги, газеты. Нет в этот время ни праздного шума, ни ругани. В 9 часов поверка и все отходят ко сну. Старообрядческий комитет по формированию крестоносных дружин отправляется в поездку по городам и крупным селам Сибири для вербовки дружинников. 21 сентября. Смотр дружин. 18 сентября в час дня перед кафедральным собором состоялось всенародное молебствие. Народу была полна площадь. После него был проведен первый смотр первых Омских православных дружин Святого Креста и мусульманских – «Зеленого знамени». Прибыли генералы: Дитерихс, Хорошихин, Дутов, Голицын. Дитерихс принял парад. Стройными рядами проходили дружинники. Православны с восьмиконечным крестом на шапках и на груди, мусульмане – со звездой и полумесяцем на шапке и рукаве. В первых рядах этой дружины шел инициатор крестоносного движения унтер-офицер профессор Болдырев. 25 сентября. Освящение стяга дружин крестоносцев состоится в старообрядческом молитвенном храме ( угол Иркутской и заводской) 27 сентября в 10 часов утра. 7 ноября. Историческое совещание. 1 ноября в зале Георгиевской думы состоялось заседание совещания при начальнике добровольческих формирований генерале Голицыне. Председательствовал профессор Болдырев. Присутствовали: Вологодский и др. В два с половиной часа дня прибыл Колчак. Болдырев сказал речь. «В эти тяжелые дни и, может быть, роковые дни, все должны объединиться для обороны Омска. Бежать на восток и постыдно и бесполезно. Все равно погибнешь в беспредельных просторах Сибири от голода, холода или тифа. Омск имеет огромные ресурсы для обороны – живую силу, оружие, снаряжение и прочее и только паника мешает это видеть. Нужно побороть панику – в этом первая наша задача».

мир: Читал эти книги про Азина - но что это за полки такие, абсолютно непонятно. По идее, учреждены они были позже. Про них, кстати, здесь уже было: http://siberia.forum24.ru/?1-4-0-00000029-000-100-0 Пермяк пишет: Кесарев и др. Особая бригада. Москва. 1962 г. А это не читал, любопытно. Каков жанр книги? Прибыли генералы: Дитерихс, Хорошихин, Дутов, Голицын. Дитерихс принял парад. Стройными рядами проходили дружинники. Православны с восьмиконечным крестом на шапках и на груди, мусульмане – со звездой и полумесяцем на шапке и рукаве. Хорошая информация.

Oigen Pl: Вот этот парад напомнил продукцию Политиздата (обсуждали в теме о роговцах). Автор повествования об Анатолии (как комиссаре) не стал сильно напрягаться с дружинниками и делить их, а просто "изобрел" дружину "Зеленого креста"

Пермяк: Кесарев и др. Особая бригада. Москва. 1962 г. Это книга трех авторов, воевавших в особой бригаде на командных должностях. Описан боевой путь 21, 22 и 23 полков со дня их создания, до вхождения их 51-ю стрелковую дивизию, на основе своих воспоминаний и архивных документов, в основном РГВА.

мир: Вот это фото часто атрибутируется как знамя Дружины Святого Креста. А в книге Я.Тинченко "Новітні Запорожці. Березень 1917 - квiтень 1918" атрибутация такая: "Прапор 1-го Українського козацького полку ім. Б. Хмельницького, зворотний бік. Травень 1917 р." Вторая сторона.

Сибирецъ: «333-й имени Марии Магдалины полк», «Святая Бригада», три полка «Иисуса Христа», «Богородицы» и «Николая Чудотворца».

Сибирецъ: http://www.islamnews.ru/news-136711.html

мир: В одном выступлений активиста Союза воинствующих безбожников встретилось: "Во время гражданской войны православное духовенство Урала и Сибири собирало специальные полки, которые шли против Красной Армии в надежде запугать красноармейцев при помощи иностранцев снабжало эти полки винтовками и пулеметами. Такие полки создавались очень больше, в количестве до 700 человек. В ставрополье старробрядчеством был создан полк Богородицы и т.д." Другое дело, что это активист воронежского Союза безбожников. Что он там мог знать о Сибири...

Oigen Pl: Oigen Pl пишет: Отрывок из воспоминаний Ф.Я. Глазкова - члена главного штаба партизанской Красной Армии Мамонтова: "Из Змеиногорска на помощь белым воинский начальник уезда полковник Арфенов {правильно - "капитан Орфенов"} направил части Змеиногорского гарнизона и добровольцев из кулаков и арендаторов Катковской степи (староверов-молокан). Всего их было более 400 человек под командованием прапорщиков Волженина, Ласковского, Серенко, Щербинкина, которые остановились в с. Локоть. В то время они не знали, что в Рубцовке белые разгромлены. Мамонтов посылает 4-й Семипалатинский полк в с. Локоть. Партизаны напали внезапно, прижали белых к Алею. Остатки этой банды пробирались на Змеиногорск". (газета "Коммунистический призыв", г. Рубцовск, 8 апреля 1967 г.) 19 мая коротко поговорил с директором Екатерининской школы (Третьяковский район). Он вспомнил, что его предшественники собирая "устную историю" села Екатерининское, записали имя прпорщика Волженина. "Гаврей" звали его в родном селе. Он сбросил в 1918 году в Змеиногорске в старый шурф шахты руководителя местной коммуны. По рассказам старожилов Гаврю Волженина расстреляли в 1920 году. Что подтвердил и казахстанский ДКНБ - http://www.vse-adresa.org/book-of-memory/bukva-2/name-51/surname-45/repression-8 Фамилия эта для села распространенная - см. судьбу Степана Федоровича Волженина в 40-х гг. - http://altkprf.ru/press-tsentr/?870 ...или более ранний период: Волженин Антон Сидорович, род. 1875, Томская губ., русский. Единоличник, с. Екатериновка Рубцовского р-на. Арестован 6.02.1930. Осужден Особой тройкой при ПП ОГПУ по Сибкраю 19.06.1930 пост. 58-11 УК к ВМН. Расстрелян 22.07.1930 в г. Рубцовске. Реабилитирован прокуратурой Алтайского края 18.09.1989. Волженин Ксенофонт Ерофеевич, род. 1864, Томская губ., русский. Единоличник, с. Екатериновка Рубцовского р-на. Арестован 8.02.1930. Осужден Особой тройкой при ПП ОГПУ по Сибкраю 27.03.1930 по ст. 58-10 УК к адм. высылке на жительство в Туруханский край. Реабилитирован прокуратурой Алтайского края 5.10.1989. Волженин Федор Савельевич, род. 1905, Томская губ., русский. Крестьянин, с. Екатериновка Рубцовского р-на. Арестован 21.12.1929. Осужден Особой тройкой при ПП ОГПУ по Сибкраю 19.06.1930 по ст. 58-11 УК к ВМН. Мера наказания изменена этим же органом 10.10.1930 на 10 лет лишения свободы. Реабилитирован прокуратурой Алтайского края 18.09.1989. Волженин Фома Антонович, род. 1902, Томская губ., русский. Единоличник, с. Екатериновка Рубцовского р-на. Арестован 6.02.1930. Осужден Особой тройкой при ПП ОГПУ по Сибкраю 19.06.1930 по ст. 58-11 УК к ВМН. Расстрелян 22.07.1930 в г. Рубцовске. Реабилитирован прокуратурой Алтайского края 18.09.1989.

Алексей Елисеенко: Может было, поправьте.

Алексей Елисеенко: Иркутская дружина Святого Креста или ее часть 15 декабря 1919 года была отправлена в Красноярск. Кто то успел доехать и попал под суд зимой 1920 года. Попалось дело одного из участников дружины.



полная версия страницы