Форум » Белые и казаки » Барнаульский полк Голубых Улан » Ответить

Барнаульский полк Голубых Улан

Гончаров: Здесь будут выкладываться доступные материалы о Барнаульском полке Голубых Улан. Начнем с поста о командире полка Андрушкевиче.Поскольку о нем ничего достоверно неизвестно, то это только наша с А.Краснощековым версия.Далее общими усилиями составим (хоть приблизительную ) истрию этого полка и установим судьбы его офицеров и солдат.

Ответов - 299, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 All

Ратник: barnaulets пишет: Попытка реконструкции формы Барнаульского полка голубых улан, весьма условная и гипотетическая (поскольку ни одной фотографии голубых улан в форме или хотя бы описания их униформы пока не найдено) на Колчакии Рискну предположить,основываясь на фото Малькова и ряде косвенных свидетельств,что в полку на снабжении широко использовались отдельные предметы британского солдатского обмундирования обр.1902 г.,одельные элементы русского полевого обмундирования и гражданской одежды.

barnaulets: Ратник пишет: Рискну предположить,основываясь на фото Малькова Это фото "советское", сделанное в бытность его студентом Томского университета (на студ. билет). Делать по нему выводы о форме одежды полка голубых улан я бы не стал.

ГончаровЮ.И.: Ни одного фото голубых улан в форме у нас пока нет.Нашел свои записи 1999г.:"По радио было интервью 100 летней жительницы Барнаула. Абсолютно точно называла даты.Рассказывала как белые оставляли Барнаул.Рассказывала, что жители боялись голубых улан и старались обходить их стороной, а то можно ни за что было получить плеткой.Сказала :"разодеты они были как герои 1812г."


ГончаровЮ.И.: Из семейного архива Асановых:

ГончаровЮ.И.:

Ратник: barnaulets пишет: Это фото "советское", сделанное в бытность его студентом Томского университета (на студ. билет). Делать по нему выводы о форме одежды полка голубых улан я бы не стал. Ну 1920 г. в Сибири не так чтобы прямо советский,а учитывая мануфактурный "голод" того времени скорее всего ходили в том,в чем из армии пришли. Все же думаю,что какие-то элементы британской формы использовались,тем более,что многие бойцы Барнаульского района получили их на снабжение. Учитывая страсть кавалеристов (и не только белых,но и красных) к яркой,со сложными деталями кавалерийской форме в довоенных традициях цветная форма все-таки была (Гольцев по-моему основывался не на умозаключениях,а на материалах судебного процесса,где форме было посвящено отдельное заседание),что лишний раз подтверждает свидетельство уважаемого Юрия.Жаль,что нет в вспоминаниях хоть какой-то конкретики.

Сибирецъ: Итак, Андрушкевич - мингрельский гренадер. Это Кавказская гренадерская дивизия. У них, если я не ошибаюсь, был серебряный прибор. При этом в мемуарах упоминается про золотые погоны Андрушкевича. Возможно, Голубым уланам был присвоен золотой прибор. Или Андрушкевич надел первые попавшиеся ему погоны...

barnaulets: Сибирецъ пишет: Итак, Андрушкевич - мингрельский гренадер. Ну это еще не 100%. Пока рабочая версия, наиболее вероятная.

Oigen Pl: Prefect пишет: Буду признателен если кто нибудь по подробнее сообщит по этому эпизоду (к сожалению не помню где находил): "... В июле 1919 года из Барнаула для уничтожения партизанского отряда направлено три парохода с колчаковцами. Обстрелянные при высадке, они вернулись в город. Повторно отправленный отряд "Голубых улан" вновь не смог высадиться и прошел вверх по реке до Рассказихи. А оттуда наступал на село Бобровку по суше. Партизаны укрылись в бору, а уланы, взяв село без боя, арестовали и расстреляли несколько человек, подозреваемых в связях с партизанами. Жертвы расправы похоронены в братской могиле." Насколько понимаю из этого эпизода, уланы то же высаживались с парохода? Да и возможли ли было перебрасывать на пароходе конную часть? Не брал бы во внимание эти "подробности", т.к. они "привязаны" к другому контексту человеком известным только как демагог, "сожравший" первого редактора газеты "Голос труда" (редактора периода 1995-2005 гг.). Этот эпизод опубликован в газете "Алтайская правда" в 2005 г. - http://www.ap.altairegion.ru/350-05/5.html По Бобровке нет уточнений с уланами в "Историко-революционных памятниках Алтайского края" (Барнаул, 2001): "БРАТСКАЯ МОГИЛА ПАРТИЗАН с. Бобровка В 1919 г. в с. Бобровка была создана и активно действовала подпольная группа большевиков. Некоторые ее члены были связными Барнаульского подпольного комитета РКП(б) и партизанских отрядов Верхней Оби. В августе-ноябре 1919 г. под с. Бобровка происходили бои партизан с колчаковцами. 18 ноября партизанский отряд под командованием Крупнова, состоявший из жителей сел Бобровка и Малая Речка, освободил село и, демонстрируя наступление на Барнаул, вызвал панику в городе. Колчаковцы бросили на с. Бобровка крупные силы и выбили партизан из села. В бою погибла группа партизан, которые были захоронены в братской могиле. В 1967 г. обелиск на могиле был перестроен. Дерево было заменено на кирпич, облицованный цементом. На лицевой строне укреплена металлическая табличка с текстом: "Памяти погибших за Советскую власть". Чуть ниже укреплена еще одна металлическая табличка, на которой нанесены фамилии погибших: "Филимонов П.И., Лагерников Д.Н., Вершинин К.Н., Дресвянников М.Ф., Худяшов П.И., Худяшов М.И., Сапронов В.С., Сапронов Н.С., Волков В."" - стр. 166 ук. изд. Сами можете представить, возможно ли было во второй половине ноября 1919 г. устроить навигацию с переброской кавалерийской части *** Бой у Порошино был 21 ноября (информация Ячина С.С. в статье "Чумышские партизаны"). В книге Казанцева А.Б. в приложении-таблице с заголовком "Белогвардейские части и подразделения, кулацкие дружины, отряды колчаковской милиции, разгромленные чумышскими партизанами" напротив Порошино напечатано 5-й бийский полк Собинцева, каракорумцы, "крестовики", в клетке Приблизительное количество - 1000.

Oigen Pl: "Меткие выстрелы партизан защелкали" в публикациях (по эпизоду с Гуляевым-Сусаниным) не сразу, а значительно позже его смерти. Еще в 1963 году просто писали: "...завел карательный отряд белых в непроходимые болота и бросил их там". А в 1983 и 1986 гг. в "Военно-историческом журнале" уже "защелкали меткие выстрелы партизан". Появление "сотен"/"десятков бандитов" голубых улан в Рассказихе было вызвано более ранними событиями - действиями отряда капитана Власова и противодействию им со стороны местных жителей. О Гуляеве-Сусанине много информации размещено здесь - http://sammler.ru/index.php?s=54b23be910c38b90982aa4e901623f00&showtopic=90148&st=20 Но в списке литературы на Заммлере нет упоминания первых публикаций о Гуляеве, например, в газете "Красный Алтай", 9 ноября 1920 г. Помимо этой распространенной истории куда реже Гуляев Ф.С. упоминается как народный сказитель или спаситель чоновца Бобрышева Андрея Евсеевича (см. Ильин С. "Жить - значить работать"//"Журналист" - 1971, № 3, стр. 18-21).

barnaulets: Prefect пишет: Буду признателен если кто нибудь по подробнее сообщит по этому эпизоду (к сожалению не помню где находил): "... В июле 1919 года из Барнаула для уничтожения партизанского отряда направлено три парохода с колчаковцами. Обстрелянные при высадке, они вернулись в город. Повторно отправленный отряд "Голубых улан" вновь не смог высадиться и прошел вверх по реке до Рассказихи. А оттуда наступал на село Бобровку по суше. Партизаны укрылись в бору, а уланы, взяв село без боя, арестовали и расстреляли несколько человек, подозреваемых в связях с партизанами. Жертвы расправы похоронены в братской могиле." Насколько понимаю из этого эпизода, уланы то же высаживались с парохода? Да и возможли ли было перебрасывать на пароходе конную часть? Нашел в своих старых, еще студенческих времен, выписках такую: Из газеты "Алтайский вестник" от 18 августа 1919 г. (в разделе "Борьба с большевистскими бандами"): "Отряд Ротмистра Андрушкевича. Отряд Барнаульского Полка Голубых Уланов Атамана Анненкова под командой Ротмистра Андрушкевича в ночь на 16 августа высадился с парохода в с. Рассказиха и занял его утром на рассвете при упорном сопротивлении банд в количествве около 250 человек, вооруженных винтовками, дробовиками, револьверами и пиками. Взят склад оружия, патронов, продовольствия и кухня. При взятии деревни от ручных гранат загорелись избы и часть деревни выгорела. Отбиты у красных арестованные, приговоренные к расстрелу. Банды перебиты и рассеяны. Со стороны отряда ротмистра Андрушкевича ранена одна лошадь [значит все-таки высаживались с лошадьми ], других потерь нет"

Ратник: Спасибо,Андрей!Замечательная информация!

Хмурый: Интересная получается картина. В июле 1919 г. Барнаульский полк голубых улан на Урале, под Екатеринбургом (три эскадрона, команды, штаб полка с командиром ротмистром Андрушкевичем). В середине августа Андрушкевич с частью своих людей уже гоняет мужиков на Алтае (в его отсутствие временно командующий полком корнет В.А. Бархатный). В сентябре – октябре полк снова в составе кавбригады Белавенца ведет бои в зоне Петропавловско-Звериноголовского тракта. Олег В фиксирует его даже в бою за Островку 21 октября 1919 г.: http://siberia.forum24.ru/?1-5-0-00000023-000-10001-0-1321520296 В ноябре – декабре голубые уланы снова в тылу: против партизан и повстанцев Алтайской губ. и Семипалатинской обл. Вот вопрос: могли ли их так оперативно перебрасывать туда – сюда? Конечно, полк могли раскассировать и использовать частями. Но стоит заметить, что голубых улан и так было не густо: 1. 3 – 4 эскадрона и команды в самом полку (4 – это если четвертый эскадрон успели заново сформировать вместо отправленного в Тюмень на создание кадрового дивизиона кавбригады или вернули отправленный назад в полк). 2. Если кадровый дивизион кавбригады все же состоялся как часть, то один из его эскадронов д.б. быть уланским и готовить пополнение для Барнаульского полка голубых улан. Но где после Тюмени дислоцировался этот дивизион? 3. Наконец, если полк мотали туда-сюда, а в Барнауле набирали в него добровольцев, то теоретически в городе могла быть небольшая команда пополнения улан (типа анненковских штабов пополнения с командами при них). Сибирецъ пишет: Андрушкевич - мингрельский гренадер Красиво, конечно: дважды Георгиевский кавалер. Но это навряд ли. Да, он тоже из пехоты, однако производства в офицеры 1916 года, а не 1915-го…

barnaulets: Хмурый пишет: Да, он тоже из пехоты, однако производства в офицеры 1916 года, а не 1915-го… На чем основана Ваша уверенность? Что-то сомнительно, чтобы он за такой короткий срок успел дослужиться до капитана. К тому же в пользу нашей с Юрием Ивановичем версии говорит наличие в 3-м Барнаульском полку офицера Павла Степановича Андрушкевича (вот он как раз произведен в офицеры в 1916 г.),тоже служившего в 16-м Мингрельском гренадерском полку. Вряд ли это просто совпадение.

barnaulets: Хмурый пишет: Вот вопрос: могли ли их так оперативно перебрасывать туда – сюда? Навряд ли. Скорее всего летом 1919 г. полк был разделен. Часть его вернулась в Барнаул. Другая часть могла оставаться на фронте, а потом возможно тоже была отведена в тыл (точнее на "внутренний фронт"), оказавшись в ноябре в составе группы генерала Ефтина, наступавшей на алтайских партизан с юга. Видимо численность их была не так уж велика. В связи с этим неоднократные "разгромы" его партизанами и фантастические цифры убитых улан в публикациях советского времени выглядят явным хвастовством.

Хмурый: barnaulets пишет: На чем основана Ваша уверенность? На пока что единственном документальном (и опубликованном в статье «Выдвижение резервов Партизанской дивизии атамана Б.В. Анненкова на Восточный фронт») факте из дореволюционной биографии ротмистр Андрушкевича: «выпуска в офицеры 1916 года, боевой опыт получил в пехоте, кавалерийское дело знал слабо» (РГВА. Ф. 39483. Оп. 1. Д. 24. Л. 82-82об. Это из докладов офицеров, осматривавших прибывшие на Урал анненковские части). barnaulets пишет: сомнительно, чтобы он за такой короткий срок успел дослужиться до капитана Командира Полка черных гусар В. Даниленко атаман Анненков одним приказом произвел сразу в три чина: из корнетов в ротмистры (РГВА. Ф. 39483. Оп. 1. Д. 24. Л. 82). barnaulets пишет: наличие в 3-м Барнаульском полку офицера Павла Степановича Андрушкевича (вот он как раз произведен в офицеры в 1916 г.) А когда он служил и в каком чине? Это, случаем, не одно и тоже лицо?

barnaulets: Хмурый пишет: Командира Полка черных гусар В. Даниленко атаман Анненков одним приказом произвел сразу в три чина: из корнетов в ротмистры (РГВА. Ф. 39483. Оп. 1. Д. 24. Л. 82). Так в том то и дело, что он еще до подчинения Анненкову (на ноябрь 1918 г.) был капитаном. Хмурый пишет: А когда он служил и в каком чине? Это, случаем, не одно и тоже лицо? Однозначно, нет. А вот брат - вполне возможно. Андрушкевич Павел Степанович. Род. 14.09.1897 г., из граждан г. Гродно, православный. Окончил 2-е Варшавское реальное уч-ще. В службу вступил 14.09.1914 г. вольноопределяющимся 1 разряда в 50-й пех. запасный батальон. 30.12.1914 г. отправлен в 88-й пех. Петровский полк. 17.02.1916 г. Направлен в Псковскую школу прапорщиков. Произведен в прапорщики (06.05.1916 г.). С 18.05.1916 г. млад. офицер пулеметной команды 16-го гренадер. Мингрельского полка Произведен в подпоручики (13.12.1916 г.), поручики (17.03.1917 г.). С 16.12.1916 г. начальник пулеметной команды «Кольта». С 24.12.1917 г. в отпуске, уволен от службы Московским уездным воинским начальником 12.02.1918 г. 16.06.1918 г. призван в войска Врем. Сиб. пр-ва. Млад. офицер 3-го Барнаульского Сиб. стрелк. полка. С 05.08.1918 г. начальник пулеметной команды. Произведен в шт.-капитаны (30.10.1918 г., за бои 31.07 – 06.08.1918 г.), капитаны (Пр-з 1-й Сиб. армии № 155, 28.10.1919 г.). Награжден орденами Св. Владимира 4-й ст. с мечами и бантом (Пр-з Сиб. армии № 52, 13.02.1919 г., Пр-з ВП и ВГ, 20.09.1919 г.), Св. Анны 2-й ст. с мечами (Пр-з. Сиб. армии № 66, 19.02.1919 г.), Св. Станислава 3-й ст. с мечами и бантом, Святой Анны 3-й ст. с мечами и бантом, Св. Станислава 2-й степени с мечами.

barnaulets: Хмурый пишет: Это из докладов офицеров, осматривавших прибывшие на Урал анненковские части Ну они могли и немного ошибиться

Новоалтаец: Ратник пишет: Причем в этих самых книжках уверждается,что всех 700 (!) Гуляев завел в болото,где все они утонули или были перебиты партизанами. А по другим советским источникам уланы вошли в тот же день в Бобровку и учинили там карательную акцию,расстреляв и повесив нескольких "явных большевиков".Возникает вопрос так скольких же улан все-таки завел в болото и завел ли вообще так как это описано в советской историографии старик Гуляев?? ПО МЕСТАМ БОЕВОЙ СЛАВЫ По заданию совета городского музея мы с шестиклассниками отправились в поход по местам Боевой славы. Путь лежал в Рассказиху, Бобровку, где в 1919—22 годах шла ожесточенная борьба партизан против белогвардейцев. До Рассказихи плыли на теплоходе. И перед нами открылась величественная красота Оби. Был тихий день. Обь спокойно катила воды. Только мелкая рябь покрывала реку. Мы сидели на палубе, смотрели на убегающую дорожку, которая оставалась от нашего теплохода. В Бобровке любовались Обью, стоя на ее крутом берегу. В Рассказихе перед нами приоткрылись страницы истории, словно ожило прошлое, Мы видели людей самых обыкновенных, теперь уже пожилых, но в 1919—20 годах мужественно боровшихся за Советскую власть. Долго молча, склонив головы, стояли у памятника партизанам, погибшим в гражданской войне. Для музея взяли землю с братской могилы. Беседовали с бывшим партизаном. Записали рассказ о борьбе партизан с белогвардейцами на земле Алтая. Видели то место, где когда-то расстреляли 30 сельчан. Местные жители поведали нам быль о подвиге Федора Степановича Гуляева—Сусанина. В 1919 году в селе появились белые. Они требовали выдать партизан. На этот подлый шаг пошел богач Еремин, на которого работали бедняки Рассказихи. Он и донес белым о «подозрительных» людях. Всех собрали на площадь, затем ввели в дом, под дом положили бомбу, но она не взорвалась. Тогда людей вывели на улицу и стали расстреливать. Здесь было убито 30 человек. Карателям нужно было пройти в Бобровку. Дороги они не знали. Нашли шестидесятилетнего Гуляева и потребовали, чтобы он их привел к партизанскому штабу. Гуляев согласился, но вел значительно правее, в болото. Увязли повозки с оружием и лошади в трясине, погибли многие каратели. Партизаны в Бобровке узнали об опасности и успели скрыться в лесу. Гуляев на другой день, пользуясь темнотой, сумел уйти от белых. Так Федор Степанович повторил подвиг, отомстив белым за смерть односельчан, За сожженное родное село. Подтверждение этого рассказа мы услышали в краеведческом музее Барнаула. С одного фронта на другой бросала судьба и другого замечательного жителя Рассказихи — Е.И. Герасимова. Был на фронтах империалистической войны, участвовал в февральской революции, в гражданской и Великой Отечественной войнах. И еще мы убедились а том, что в Рассказихе удивительно радушные люди. Первой встретила нас техничка школы Вера Сергеевна Рожкова. «Тетя Вера», — звали ее ребятишки. У нас было такое впечатление, что мы приехали в гости к бабушке. Очень благодарны за внимание директору школы Екатерине Георгиевне Сияловой. Поход для нас был полезным и интересным. Мы составили историю села Рассказихи. Описали подвиг героя гражданской войны Гуляева—Сусанина. Все эти материалы пополнят экспонаты школьного зала Боевой славы. А. КАЦУБА, руководитель группы туристов школы № 19. («Ленинское знамя», №79, четверг, 1 июля 1971 г.) Сибирскому СУСАНИНУ В. ПОЛЯНИН Тяжелую мраморную мемориальную доску везли в Рассказику на мощном КАМАЗе, бережно подложив под нее поролоновые маты. Бойцы студенческого отряда «Эдельвейс» из Кабардино-Балкарского государственного университета с интересом глядели на подступившие к дороге стройные сосны бора, на журавлей, кружащих над болотистой низиной. Вот, значит, в каких местах жил и совершил свой подвиг герой гражданской войны на Алтае Федор Степанович Гуляев, житель старинного сибирского села, в которое они едут! И очень правильно назвали этого человека земляки: сибирский Гуляев-Сусанин. Неверное, не лишним будет напомнить, что именно произошло в этих местах ровно 60 лет назад. В августе 1919 года не село налетел карательный отряд «голубых улан». Выстрелы, крики жертв, треск горящих домов… Затем 700 карателей решили расправиться и с жителями соседней Бобровки. Идти проводником вызвался житель Рассказихи 60-летний Федор Степанович Гуляев. Каратели убили у него сына, и он задумал отомстить врагу. Поздним вечером Федор Степанович завел по старой дороге весь отряд белых в непроходимое болото. Кони и люди стали проваливаться в трясину, тонуть. А Гуляв шел и шел вперед, призывно покрикивая: «Сюда, ко мне, здесь хорошая дорога!» Остатки отряда колчаковцев выбирались из болота несколько дней. Сам Ф.С. Гуляев в тот вечер в наступившей темноте скрылся в лесу и остался жив. За вывод из строя такого большого отряда врага он был награжден орденом Красного Знамени. И вот год 1979. Студенты везут красивую мраморную доску, на которой золотистыми буквами начертано: «Здесь, в селе Рассказиха, жил и в августе 1919 года повторил подвиг Ивана Сусанина герой гражданской войны ГУЛЯЕВ Федор Степанович, кавалер ордена Красного Знамени». 30 августа. В Рассказихе делегацию из Новоалтайске ждали. И вскоре у крыльца восьмилетней школы, построенной еще в 1928 году по проекту, привезенному Ф.С. Гуляевым из Москвы, начался митинг. Секретарь территориальной парторганизации Г.А. Суворов поздравил собравшихся с памятным в истории села событием и предоставил слово учительнице А.Ф. Холодовой, которая подробно, интересно рассказала о подвиге, совершенном в годы гражданской войны на Алтае. Потом наступил торжественный момент: открытие мемориальной доски. Под дружные аплодисменты Г.А. Суворов снимает накинутое на мрамор полотнище. И в полной тишине с минуту смотрят все на выбитые в камне слова. Подвиг их земляка увековечен! — Мы, студенты Кабардино-Балкарского университета, — взял слово комиссар стройотряда «Эдельвейс» Владимир Ташуев, — на заработанные нами на стройках города деньги заказали и привезли эту памятную доску. Как видите, подвиг вашего земляка нам, жителям Северного Кавказа, не безразличен. Этой поисковой работой мы занимались два годе. Теперь о Гуляеве знают в Кабардино-Балкарии. В поисковой работе по выяснению подробностей подвига Ф.С. Гуляева активное участив принимали члены общественного совета городского краеведческого музея во главе с кавалером ордена Ленине В.Я. Марусиным. Немалую помощь оказало общество охраны памятников истории и культуры, а также отдел культуры Новоалтайского горисполкома. Вот и сейчас на высокое крыльцо школы поднялась Н.А. Ефимова. От имени отдела культуры горисполкома она поздравила собравшихся с установлением в селе памятной доски, пожелала активно продолжать работу по патриотическому воспитанию школьников на примере героических подвигов отцов и дедов. Закончился митинг. Но долго еще не расходились люди. Сфотографировались не память у мемориальной доски, сели на лавочки у школы — и повели неторопливый разговор о житье-бытье. Мирная жизнь на мирной земле... Именно за это сражались лучшие сыны Родины в кровопролитных войнах. Их подвиги не забыты. С. Рассказиха («Ленинское знамя», 1979 г.)

Oigen Pl: Новоалтаец пишет: Бойцы студенческого отряда «Эдельвейс» Более точное название отряда с Северного Кавказа - "Эдельвейс-3".



полная версия страницы