Форум » Белые и казаки » 13 Сибирская стрелковая дивизия » Ответить

13 Сибирская стрелковая дивизия

barnaulets: Может кто подскажет: нужны сведения о судьбе 13-й Сибирской стрелковой дивизии, и в частности 51-го Сибирского стрелкового полка. Судя по биографиям офицеров, в т. ч. командира полка Б.Г. Ляпунова, полк был взят в плен, а вот когда и где?

Ответов - 55, стр: 1 2 3 All

senin: http://slil.ru/29452982 Фото восстановленное такчто какое есть. Прадед до 1917 предположительно был унтер офицером , Жил в Кокчетавском уезде Акмолинской области.

Сибирецъ: у меня что-то не открывается.

vvs2058: Давайте я помогу:


Сибирецъ: Михаил, спасибо! Ув. senin! Единственное, что я могу сказать по этому фото: форма не 1919 г. (в этом году для 51-го Сиб стр полка была введена новая особая форма), скорее это ПМВ, хотя и в ГВ носить могли всякое.

vvs2058: А что за "Георгий" у него на груди?

senin: Для нижних чинов 4ой степени ГК,а известна ли вам судьба 51ого полка,который формировался в Красноярске в 1914 году(полк 2ой очереди)

vvs2058: senin пишет: ...а известна ли вам судьба 51ого полка, который формировался в Красноярске в 1914 году (полк 2ой очереди) Вы задаёте вопрос, или готовы поделиться информацией?

barnaulets: В своей статье в 1-м выпуске "Сибирского альманаха" о 3-м Барнаульском и 51-м Сибирском стрелковом полках и их командирах полковниках Камбалине и Ляпунове, вопрос о судьбе 51-го Сибирского стрелкового полка (бывшего 3-го Барнаульского кадрового) был оставлен открытым. Уже после публикации, обнаружил информацию о бесславном конце остатков этого полка 28 октября в станице Архангельской (в электронной публикации коллеги Олега В. "1919 год на Горькой линии", ссылка на которую выкладывалась на форуме). "Проделав марш в 45 километров, 310-й полк подошел к Архангельской. Станица находилась на увале, огибая оз. Башкирское по кругу и растянувшись на 3 километра в одну улицу. Со всех сторон ее окружал лес. Втянувшись на улицу с северо-восточной части станицы, 310-й полк дошел до ее центра, где остановился на отдых. Внезапно пешие разведчики обнаружили в западной части станицы расположившихся на отдых белых. Это были 50-й и 51-й Сибирские полки из состава 13-й Сибирской дивизии, под командованием штабс-капитана Карпова и полковника Ляпунова. Их численность составляла около 200 штыков каждый. Части не отличались надежностью. По донесениям армейской контрразведки, среди солдат 50-го полка неоднократно велись разговоры о мире с красными, в целом не было стойкости. В 51-м полку общим желанием всех солдат было также скорее окончить войну. Ситуацию еше больше ухудшило прибытие в качестве пополнения мобилизованных Петропавловского уезда. Уже по пути на фронт, 9 солдат были замечены в агитации и направлены в дисциплинарную роту. И хотя солдат безусловно преданных было немного, но офицерский состав полков был вполне на высоте. На этом испытанном офицерском кадре и держалась боеспособность обоих полков. Одним из первых, в станице был взят в плен солдат-посыльный, с донесением от командира 49-го Сибирского полка, отходившего из Вознесенки в Архангельскую. Это был наиболее сильный полк дивизии. По донесению армейской контрразведки, «...полк в боевом отношении наиболее стойкий, но многие относятся к исходу борьбы безразлично и все их желание, как бы скорее попасть домой». Узнав и приближении противника. 2-й батальон 310-го полка, был направлен перекрыть дорогу. Однако, командир 49-го полка Мейрер {на самом деле Мейбом} узнал об ожидавшей его засаде и обошел со своим полком Архангельскую, по кружной дорогой справа. Тем временем 1-й батальон 310-го полка, численностью около 250 штыков, начал разоружать стоявшие в Архангельской 50-й и 51-й Сибирские полки. Особого сопротивления оказано не было. Большинство солдат просто сдались без боя. Было взято 200 пленных из обоих полков и инженерной роты, 130 винтовок, одно авторужье «шоша», 20 лошадей, 20 шашек, весь обоз и 2 кухни. До сих пор среди старожилов станицы ходят слухи об орудии, которое белые якобы утопили в оз. Башкирском, не имея возможности вывести. Оружия, особенно винтовок, в станице было брошено так много, что по рассказам старожилов, местные казачки даже припирали ими двери сараев. Застигнутые врасплох солдаты и офицеры разбежались во все стороны и до самого утра в станице бродили их отдельные группы. Пленные рассказали, что 13-я Сибирская дивизия, численностью около 600 штыков, без артдивизиона, прибыла 26 октября 1919 года в Петропавловск со станции Макушино. Пройдя походным порядком через Бишкуль, Новокаменку и Надежку она прибыла в Архангельскую". (с. 295-296) Хотя, вполне вероятно, что какая-то часть полка и офицерский кадр сохранились, дойдя до Красноярска. Еще один интересный момент, связанный с этим полком. Оказывается, прежде чем получить наименование 51-го Сибирского, 3-й кадровый Барнаульский Сибирский стрелковый полк, успел побыть какое-то время 11-м кадровым Сибирским. Из приказа по гарнизону гор. Барнаула №20, 22 марта 1919 г. Так что вопрос о времени переименования полка и включения его в 13-ю Сибирскую дивизию остается открытым. Может кто-то располагает каким-либо документами, которые бы прояснили это вопрос?

Сибирецъ: Олег пишет: Кстати из сибиряков, в составе 3-й армии Сахарова были еще 30-й Чернореченский полк, 45-й Сибирский полк. С уважениемм Олег Уважаемый Олег! Нет ли подбронее информации о Чернореченском полку?

Олег В: 30-й Сибирский Чернореченский полк, под командованием полковника Федорова, был сформирован в городе Ачинске, из молодых мобилизованных сибиряков 1920-1921 годов призыва. Первоначально, на фронт направлялась вся 8-я Сибирская дивизия, но после восстания в 31-м Красноярском и 32-м Канском полках, их отправка была отложена. К 18 августа 1919 года, в 8 ротах полка насчитывалось 33 офицера военного времени, 896 штыков, 3 пулемета системы «кольт» и 6 пулеметов системы «льюис». Есть весь его боевой путь в августе-октябре 1919 года, активно участвовал в боях, понес значительные потери, был очень устойчивым.

Алексей Елисеенко: Олег В пишет: 32-м Канском полках 32 полк в никаких восстаниях на тот момент не участвовал

Сибирецъ: спасибо, Олег! Я думал, что Чернореченсикй сформирован под Ново-Николаевском, т.к. там был Чернореченск

mollwitz: Олег В пишет: 30-й Сибирский Чернореченский полк, под командованием полковника Федорова, Есть весь его боевой путь в августе-октябре 1919 года, активно участвовал в боях, понес значительные потери, был очень устойчивым. Олег, как большому знатоку Тобольской операции обращаюсь, подскажите пожалуйста в состав какой группы вошел 30 Ссп, Уфимской? А 13 Ссд на время Тобольской операции также в составе Уфимской группы? и в какую гуппу входила 6 Уральская сд? И еще вопрос, немного в сторону от топика. По Тоболу. Видел на одном форуме отчеты красной разведки на начало Тобольской операции. 3 сентября. Там указывается что против 26 сд замечены части 4 Уфимской, 8 Камской, 12 Уралськой сд, 6 Уральской сд, 3 Волжской (Симбирская скорее всего). В другом доке на начало операции против 27 сд указываются (красной разведкой) части 1и 2 Сибирской каз дивизии и 4 ссд вместе с частями Волжской группы (1 Самарская и 13 Казанская сд). Это ошибка красной разведи? Ведь везде указывается что Южная группа 2 Армии (4 Ссд) действовала проти 30 сд, против 27 сд - Уфимская группа, против 26 сд - Волжская и уральская группы..

Олег В: Про 32-й полк - сведения из архива, тема не моя, но номер полка я не спутал, сдавшиеся в плен солдаты подробно рассказывали об этом восстании двух полков. 30-й Сибирский полк в августе и сентябре входил в состав Уфимской группы, в основном действовал как самостоятельная часть, изредка придавался некоторым дивизиям в оперативном плане. 13-я Сиб.стр.див. - так же в составе Уфимской группы. 6-я Уральская дивизия была в августе в сотаве Уфимской группы затем расформирована и влита в 12-ю Уральскую стр.див. Что касается донесений красной разведки. По 26-й дивизии - явная ошибка, пошедшая со слов одного из пленных сказавших про действия 15-го Мих.стр.полка в районе Петропавловского тракта. В реальности 4-я Уф. и 8-я Камс.стр.див. в августе и сентябре 1919г против 26-й дивизии никогда не действовали. По 27-й дивизии - правда, на 3 сентября 1919г части Конной и Южной групп частично действовали на ее участке под Мартыново, Карасье, Бутырино против 3-й бригады, а Уфимская группа наступала против 1-й и 2-й бригад.

mollwitz: Спасибо большое!

mollwitz: Олег, еще один вопрос по Тоболу. У Воробьева в его книжке указывается так называемая "Сводная казачья дивизия Мамаева". Что это? Просто Оренбургская каз.бригада мамаева или какято временная группа.. ну к примеру из Сибирской казачьей бригады и бригады Мамаева?

Сибирецъ: Насчет Воробьева. На эту книгу часто ссылается в своих мемуарах начдив К. Неймана

mollwitz: Ну..из советских книжек наиболее подробная проработка Тобольской операции..

Олег В: Сводная казачья дивизия Мамаева - это две (3-я и 4-я) Оренбургские казачьи бригады сведенные на пару-тройку недель в одно формирование, номера дивизия не имела. Самое подробное по Тобольской операции, по качеству материала - это Малышев и Розенберг(есть в сети), но к сожалению, они взяли только октябрь.

Ратник: Олег В пишет: Самое подробное по Тобольской операции, по качеству материала - это Малышев и Розенберг(есть в сети), но к сожалению, они взяли только октябрь. Олег,а полное название издания можно?



полная версия страницы