Форум » Красные » Красвоенлеты » Ответить

Красвоенлеты

barnaulets:

Ответов - 4

санников: Леонард Густавович Крузе (2 (14) мая 1899 — 20 февраля 1966) — советский лётчик, пилот 1-го класса, первый руководитель авиадоставки газеты «Правда» в Ленинград, полярный лётчик, лётчик авиамоста между СССР и США, эстонец по национальности. Семья Круус была крестьянской, отец будущего лётчика Кусгав (Густав) Круус в какой-то момент работал сельским учителем в селе Нюпли. Леонард Круус родился 2 (14) мая 1899 года на хуторе Кяпа Вана-Отепнской волости Юрьевского уезда Лифляндской губернии. Когда Леонард был маленьким, его отец ушёл на военную службу, позже Густав Круус остался в Третьем Московском гренадерском полку на сверхсрочную. Мать и маленький Леонард прибыли к нему в Москву, здесь Леонард Крузе окончил 3-классное городское училище на Плющихе. В 1911 году Крузе закончил 2-классное реальное училище. Вскоре после этого, в феврале 1915 года Леонард стал добровольцем, служил разведчиком в 38-м Сибирском стрелковом полку, награждён двумя Георгиевскими крестами. В 1916 году участвовал в солдатском бунте, после этого Леонард Крузе скрывался. После Февральской революции Л. Крузе попал в полк имени 1 марта, который был под сильным влиянием большевиков, в нём было большое число дезертиров царской армии. Крузе включился в политическую деятельность, участвовал в работе полкового комитета. После Октябрьской революции Крузе продолжил служить в войсках Красной гвардии с момента создания и принимал участие в уличных боях в Москве в октябре 1917 года. Позже он сражался в особой части имени Яшвили и в других частях Красной армии. В 1918 году в первый раз упоминается в связи авиацией: аварией самолёта Фарман 23 августа 1918 года. Экипаж самолёта составляли лётчик Степанов и летнаб Крузе. При бомбардировке станции Таватуй близ Нижнего Тагила на втором заходе пулеметным огнём с земли был повреждён мотор. При аварийной посадке в болото аппарат был сломан, пилот получил сильные ушибы. Оба авиатора смогли пешком вернуться в расположение Красной Армии. Участвовал в боях на разных фронтах гражданской войны, был ранен в марте 1919 года, после этого был назначен начальником конного разведотряда. После окончания войны он был отправлен на ликвидацию Тамбовского восстания. По итогам гражданской войны Крузе был награждён золотыми именными часами. После войны Леонард Густавович пошёл учиться в Петроградскую высшую кавалерийскую школу и осенью 1923 года успешно её окончил. Крузе сразу же поступил в лётное училище и в 1925 году получил звание лётчика-наблюдателя. После окончания училища, став военным летчиком, он имел хорошую лётную практику, участвовал в аэрофотосъемках. Продолжил учёбу в Оренбургском лётном училище и в 1930 году получил права пилота. Как высококлассный специалист, он был оставлен в лётном училище в качестве инструктора, а позже стал начальником эскадрильи. Это продлилось недолго, и в 1931 году Крузе переходит в гражданскую авиацию. С июня 1931 года, при редакторе Льве Мехлисе между Москвой и Ленинградом заработала авиалиния, которая доставляла в Ленинград материалы центральных газет, в первую очередь газеты «Правда». С момента открытия этой линии в доставке политически важной почты участвовал лётчик Л. Г. Крузе. В 1932—1935 годах Л. Крузе руководил этой эскадрильей, В 1934 году при создании 31 транспортного авиаотряда Пулково стал первым его командиром. Авиаотряд летал на самолётах У-2, Р-1, Р-5. Особенно важной задачей отряда стали перевозка почты и грузов. Лётчиками отряда стали А. Иванов, П. Овчинников, А. Морозов, П. Захаров, А. Лебедев, А. Ульянов, Г. Москвин, А. Муреев, В. Дроздов, К. Решетников. В 1935 году Крузе переходит на работу в НКПС в связи с поставкой в ведомство гидросамолёта МР-6. Самолёт стал первым воздушным судном ведомства и эти новые технологии серьёзно улучшили деятельность комиссариата. Основными задачами пилота стала аэрофотосъёмка места, по которому должна была пройти Байкало-Амурская магистраль, а также доставка пассажиров и грузов в отдалённые экспедиции НКПС. Текст из архива БАМтранспроекта: Самолет «СССР Ж-1» в сезон 1936 года использовался Центральной экспедицией на аэрофотосъемке и аэровизуальной рекогносцировке северной части озера Байкал и прилегающих хребтов: Байкальского, Верхнеангарского и Северо-Муйского. Общая площадь съемки — 7500 квадратных километров, рекогносцировки протяженностью 3480 километров. Летчик Леонид Густавович Краузе. В том же году лётчик совершил рекордный для того времени перелёт Ленинград-Иркутск-Нордвик на расстояние около 10 000 км. Первая проба аэрофотосъёмки оказалась не самой удачной: модификация самолёта оказалась недостаточно устойчивой и ряд кадров получились смазанными. К тому же самолёт был излишне сложным в управлении и если летать на нём возможно, то манёвры взлёта и посадки было необходимо проводить очень аккуратно. На заводе-изготовителе при испытаниях этой модификации было потеряно три машины. Приказ УПА ГСМП по аварии 15 августа 1936 года. Сам Крузе потерпел аварию 15 августа 1936 года и отделался лёгким испугом, был переведён из категории лётчиков 1-го класса в разряд лётчика 3-го класса. Самолёт был восстановлен и позже, в 1937 году, Крузе добрался до экспедиции Ленстройпроекта на левому берегу Амгуни в районе устья реки Баджал. Это позволило снабдить экспедицию всем необходимым, забросив необходимые грузы и нормально завершить программу полевых исследований. После этого Крузе перешёл на работу в полярную авиацию, а НКПС организовал базу в Иркутском гидропорту, куда прибыли новые самолёты НКПС МП-1-бис, на которые было предустановлено специальное оборудование для проведения аэрофотосъёмки. После того, как Леонард Крузе пришёл в полярную авиацию, он был назначен в Северную экспедицию командиром пассажирского самолёта Р-5 № СССР-Н 128. В рамках экспедиции ему была поручена тренировка пилотов для высадки станции Северный полюс-1, он сопровождал её на своём самолёте. 12 мая он совершил вылет в сложных метеорологических условиях для определении погоды в районе полюса. На момент возвращения погода испортилась настолько, что он не смог вернуться в точку вылета. Пришлось вслепую садиться на дрейфующий лёд, при этом самолёт чудом остался цел. Вместе с Борисом Дзердзеевским и Львом Рубенштейном пробыл на льдине вплоть до 17 мая. Когда погода установилась, удалось вернуться на базу. После этого Леонард Крузе стал начальником ближней разведки, продолжал руководить экипажем Р-5 № СССР Н-128, временно исполнял обязанности начальника аэродрома. В начале 1940 года участвовал в походе ледокола «Сталин» для освобождения изо льдов парохода «Георгий Седов» и побывал на Шпицбергене. Операция с завозом северных оленей на остров Врангеля. Местом работы Крузе стало Восточно-Сибирское побережье Советского Союза, где он совершенствовал методы ледовой разведки. Осенью 1942 года Леонард Густавович неоднократно совершал посадку на пассажирских самолётах ПС-84, оборудованных колесными шасси на льдины у побережья Чукотки и Якутии. В результате Крузе практически обосновал собственные методы использования самолетов на колесных шасси в ледовых условиях и завёз на остров Врангеля в Восточно-Сибирском море северных оленей, восстановив их популяцию. Аркадий Арканов в своих мемуарах писал о том, что его семья, живя в эвакуации в Красноярске, была близко знакома с семьёй Крузе. В то время Крузе работал на авиаперевозках грузов через Тихий океан из США в СССР. В 1942 году его экипаж доставлял продукты питания (консервы, яичный порошок) и одежду. Папанин пишет, что в 1943 году Крузе продолжал работать на дальневосточных трассах, получил новый самолёт. Этим самолётом стал Douglas C-47 Skytrain бортовой номер СССР Н-368, вторым пилотом стал герой Советского Союза М. А. Титлов, штурманом В. И. Аккуратов. В 1947 году с экипажем Крузе произошёл конфуз, когда все находящиеся в самолёте бортовой номер СССР Н-368 приняли айсберг за остров и составили акт: Возвращаясь с ледовой разведки, на координатах 76°19' северной широты и 173°10' западной долготы в 4 часа 10 минут московского времени мы заметили на горизонте огромное ледяное поле, которое выделялось над окружающим морским льдом своими размерами, формой и рельефом…— командир корабля Л. Г. Крузе, штурман В. И. Аккуратов, бортмеханик Г. В. Косухин, океанолог Н. Г. Субботин. Позже учёные продолжили наблюдение за движением ледяных островов Котова—Крузе и Мазурука, нанося на карту их новые координаты. Оба острова начали путь из Канадского арктического архипелага, проходя через район Северного полюса и через несколько лет острова снова вернулись к Земле Элсмира. В 1948 году этот флоберг был заново открыт американскими пилотами и на нём была устроена база Target-1. После войны Л. Крузе в звании подполковника являлся руководителем ремонтных работ по восстановлению трофейных самолетов в Лейпциге. После этого он был направлен в Москву на должность руководителя полётов, потом снова работал в Заполярье, большую часть времени находился в Амдерме. В 1950-х годах был руководителем полётов аэропорта Амдерма. К концу своей тридцатилетней лётной карьеры Л. Крузе преодолел по воздуху 3 600 000 км. После выхода на пенсию Крузе жил в Москве. При этом Леонард Густавович сохранил воспоминания о родине и не раз приезжал в родные места. Лето 1965 года он провёл на берегу озера Пюхаярв (южная Эстония) и говорил о том, что он собирался вернуться в Эстонию. Когда 20 февраля 1966 года Л. Г. Крузе скончался, то его кремировали в Москве и захоронили прах на новом кладбище в Отепя (эст. Otepää). На его могиле был установлен памятник с изображением рельефной карты Арктики. Георгиевский крест III степени; Георгиевский крест IV степени; два ордена Ленина; орден Красной Звезды; медали.

barnaulets: санников пишет: В 1911 году Крузе закончил 2-классное реальное училище. Вероятно, два класса реального училища.

санников: Вячеслав Степанович Рутковский (28 сентября 1885 — после 28.02.1933) — российский и советский военный летчик, дважды георгиевский кавалер в первую мировую войну и дважды кавалер ордена Красного Знамени в гражданскую войну. Родился в м. Петровичи Климовичского уездаМогилевской губернии. Белорус. Сын коллежского регистратора. Окончил Мстиславское городское училище (1904). В службу вступил вольноопределяющимся в 106-й пехотный Уфимский полк, где служил с 04.08.1904 по 31.08.1905. В августе 1905 года командирован в Виленское пехотное юнкерское училище, откуда 15.06.1908 подпоручиком был выпущен в 3-й пехотный Нарвский полк. В этом полку служил с 22.06.1908 по 30.01.1910, временно заведовал командой разведчиков (7.06-18.07.1909). С 30.01.1910 — в 9-м Восточно-Сибирском стрелковом полку, младший офицер 3-й роты (23.03.1910), в прикомандировании к Владивостокской крепостной военно-телеграфной роте «для изучения телеграфного дела» (9.06-25.08.1911), врид начальника команды пеших разведчиков (17.10-22.12.1911), обучался на Теоретических курсах авиации им. В. В. Захарова при Санкт-Петербургском политехническом институте (27.02.1912-30.01.1913). Обучался в Офицерской школе авиации Отдела воздушного флота (30.01-16.10.1913), сдал экзамен на летчика на самолете типа «Ньюпор» (26.04.1913), переведен на специальный курс школы (27.04.1913), выполнил условия на звание «военного летчика» (4.09.1913), младший офицер формируемого 8-го корпусного авиационного отряда (2.12.1913-22.01.1914), врид начальника команды нижних чинов отряда (22.01-2.02.1914), и.д. заведующего складом и мастерскими (2.02.1914). 27.07.1914 г. убыл с отрядом на театр военных действий. В августе, сентябре и ноябре 1914 года совершал разведки в интересах 8-го армейского корпуса, часто доставляя командованию ценные сведения. За этот период был награждён тремя орденами. В ноябре 1914 года выполнил ряд разведок, также давших 8-му армейскому корпусу ценные сведения о противнике. За эти разведки он был награждён Георгиевским оружием. Временно командующий 8-м корпусным авиаотрядом (7.02 по 16.02.1915), обучался полетам на австрийских самолетах во Львове (21.04-4.06.1915), в командировке в 6-й авиационной роте за самолетом типа «Румплер» (26.06-30.08.1915), помощник начальника отряда по хозяйственной и технической части (1.10.1915), и.д. начальника отряда, начальник 18-го корпусного авиационного отряда (26.04-13.06.1916), сдал должность (5.08.1917). Командующий 10-м авиационным дивизионом (21.08.1917-16.01.1918). Командуя дивизионом, продолжал совершать боевые вылеты. Так, 15 сентября 1917 года, он с наблюдателем подпоручиком Сергеевым совершил дальнюю разведку, давшую важные сведения штабу 10-й армии. За эту разведку он был награждён Георгиевским крестом 4-й степени с лавровой веткой. С 16.01.1918 — командир 10-го авиационного дивизиона. 18.02.1918 г. выбыл с дивизионом из состава 10-й армии и направлен в г. Белев Тульской губернии. Рядовой (04.08.1904 г.), ефрейтор (31.07.1905 г.), подпоручик (15.06.1908 г.), поручик (15.10.1911 г.), штабс-капитан (12.11.1915 г.), капитан (09.05.1917 г.), подполковник (25.09.1917 г.). Добровольно вступил в РККА. 23.07.1918 г. прибыл в Главное управление Рабоче-Крестьянского Красного Военного Воздушного Флота (РККВВФ), назначен личным приказом Л. Д. Троцкого начальником Московского окружного управления РККВВФ. 06.04.1919 г., на основании секретного приказа помощника начальника Полевого управления авиации и воздухоплавания РККВВФ, «приступил к снаряжению и подготовке двух самолетов типа „Эльфауге“ для выполнения задания особого назначения». 08.05.1919 г. командирован во главе сформированного авиационного звена в распоряжение начальника Полевого управления авиации и воздухоплавания Восточного фронта. С 31.05 по 01.10.1919 г. — командир Отдельного боевого звена истребителей Восточного фронта. С 31.05.1919 г. по 30.10.1919 г. участвовал в боевых операциях против армий адмирала Колчака на Восточном фронте. 31.08 командирован в г. Оренбург в Особый сводный авиационный отряд, предназначенный для обеспечения перелета афганской миссии Совета народных комиссаров в Туркестан. С 01.10.1919 г. — командир 11-го авиационного разведывательного отряда РККВВФ. С 10.01 по 30.03.1920 г. участвовал в боевых операциях на Туркестанском фронте в районе г. Красноводска. 28.04.1920 г. убыл в распоряжение начальника Полевого управления авиации и воздухоплавания РККВВФ. С 04.06.1920 г. — на должности для поручений при начальнике штаба Полевого управления авиации и воздухоплавания РККВВФ. С 04.08.1920 г. — в Авиационном звене особого назначения при штабе Управления ВВФ. С 21.11 по 18.12.1920 г. участвовал в боевых операциях против Русской армии генерала П. Н. Врангеля, с 12.03 по 28.04.1921 г. — при подавлении Кронштадтского восстания, с 20.05 по 24.06.1921 г., в составе Авиационного звена особого назначения, — при подавлении Антоновского восстания в районе г. Тамбов. С 09.07 по 22.07.1921 г. — в 1-й Отдельной воздушной эскадрильи РККВВФ. С 05.09.1921 г. — начальник Авиационного звена особого назначения (г. Борисоглебск). С 30.09.1921 г. — летчик 2-го авиационного отряда. 14.05.1922 г. командирован в Германию для прохождения курса обучения полетам на немецких самолетах. Проходил краткие авиационные курсы в гг. Кёнигсберг и Штаакен. 10.09.1921 г. возвратился из командировки по воздушной линии Кёнигсберг — Москва. 23.08.1922 г. потерпел аварию на Смоленском аэродроме на самолете типа «Фоккер». Получил «легкие ушибы правого бедра, левого колена, перелом третьего ребра и надлом грудной клетки». 10.09.1922 г. прикомандирован к испытательному аэродрому Главного управления РККВВФ. С 01.04.1924 г. — командир 1-го отдельного разведывательного авиационного отряда «Ультиматум». С 21.06.1924 г. — первый помощник начальника ВВС Московского военного округа. С 07.07.1924 г. — помощник начальника ВВС Туркестанского фронта. 27.07.1924 г. командирован в распоряжение Начальника ВВС РККА, назначен командиром корабля Отдельного отряда тяжелой авиации. В декабре 1924 г. направлен для работы в общество «Добролет». 21.01.1925 г. «уволен в бессрочный отпуск», с зачислением на учет по г. Москве. Назначен и.д. старшего инспектора Отдела инспекции по боевой подготовке при Управлении ВВС РККА. С 01.09.1926 г. — и.д. помощника главного инспектора Гражданского воздушного флота флота СССР. 01.02.1929 г. зачислен в резерв РККА. 28.02.1933 г. уволен в запас 1-й очереди. Орден Святого Станислава 3-й степени (22.02.1913 г.), орден Святой Анны 3-й степени (17.12.1913 г.), орден Святого Владимира 4-й степени с мечами и бантом (16.03.1915 г.) «за разведки во время боев 8-го армейского корпуса в октябре 1914 г. к югу от Перемышля и в Карпатских горах», орден Святого Станислава 2-й степени с мечами (12.05.1915 г.) «за разведки во время боев 8-го армейского корпуса в сентябре 1914 г. при взятии г. Миколаев», орден Святой Анны 4-й степени с надписью «За храбрость» (11.06.1915 г.) «за разведки во время боев 8-го армейского корпуса в августе 1914 г. на Гнилой Липе», мечи и бант к имеющемуся ордену Св. Анны 3-й степени (26.09.1916 г.), орден Святой Анны 2-й степени с мечами (08.01.1917 г.) «за разведки во время боев 8-го армейского корпуса с апреля 1915 г. по январь 1916 г.», Георгиевское оружие (10.11.1915 г.) «…за то, что в период [операции] 8-го армейского корпуса в ноябре месяце 1914 г. в районе Ново-Сандец-Лиманов, при самых неблагоприятных условиях погоды и местности, с опасностью для жизни, произвел с целью разведки, ряд полетов, давших войскам корпуса ценные сведения о положении противника, его силах и занимаемых позициях, а также о количестве и расположении его артиллерии», Георгиевский крест 4-й степени с лавровой веткой (09.11.1917 г.) «за то, что 15 сентября сего года во время дальней разведки и бомбометания глубокого тыла противника на старом изношенном самолете, где, несмотря на сильный обстрел неприятельских противосамолетных орудий, точно выполняли [с летчиком-наблюдателем подпоручиком Сергеевым] своё задание, сбросили бомбы на железнодорожные разъезды в м. Ивье, чем причинили сильные разрушения и повреждения неприятелю. Эта дальняя разведка дала много важных сведений штабу 10-й армии», орден Красного Знамени «за отличия, проявленные им при подавлении Кронштадтского мятежа» (8.08.1921), орден Красного Знамени № 10545 «за боевые отличия при борьбе с бандитизмом в Тамбовской губернии» (Командир авиозвена особого назначения воздушной эскадр. Тамбовской группы: Приказом РВСР № 82 от 12.06.1923).

санников: ИВАНОВ Борис Андреевич 07.11.1887 г. Место рождения. с. Середа Серединской волости Волоколамского уезда Московской губ. Сын чиновника. Православный. Окончил 1-ю Московскую гимназию (1908 г.), Алексеевское военное училище (1910 г.), Теоретические курсы авиации им. В. В. Захарова при Санкт-Петербургском политехническом институте, Офицерскую школу авиации Отдела воздушного флота (1912 г.). Подпоручик – 06.08.1910 г. Военный летчик – 03.11.1912 г. Поручик – 01.10.1913 г. Штабс-капитан – 16.07.1917 г. Капитан – 07.09.1917 г. С 1908 г. по 1910 г. обучался в Алексеевском военном училище. 06.08.1910 г. выпущен в 17-й саперный батальон. С 07.01.1911 г. – и. д. батальонного адъютанта. 29.02.1912 г. командирован в Офицерскую школу авиации Отдела воздушного флота. По ее окончании, прикомандирован к батальону Офицерской воздухоплавательной школы. 09.08.1912 г. сдал экзамен на звание летчика. С 05.12.1912 г. – в батальоне. 18.08.1913 г. назначен в 18-й корпусной авиационный отряд. С 18.07.1914 г. – и. д. адъютанта отряда. С 06.07.1915 г. – и. д. начальника 18-го корпусного авиационного отряда. С 07.11.1915 г. – офицер-инструктор во временной авиационной школе в Москве. С 29.12.1915 г. – начальник 18-го корпусного авиационного отряда. 05.09.1916 г. переведен в Авиационный дивизион охраны Императорской резиденции, назначен и. д. помощника командира. Переведен в 8-й авиационный отряд истребителей, назначен и. д. помощника командира отряда, затем начальником того же отряда. В 1917 г. прикомандирован к 10-му авиационному отряду истребителей. Помощник командира дивизиона для обороны Ставки, затем помощник командира 4-й боевой авиационной группы. Св. Станислава 3-й ст. – ВП от 20.02.1914 г.; Св. Анны 4-й ст. с надписью «За храбрость» – ВП от 02.12.1914 г.; Св. Анны 3-й ст. с мечами и бантом – ВП от 14.06.1915 г.; Св. Станислава 2-й ст. с мечами – ВП от 23.10.1915 г.; Св. Анны 2-й ст. с мечами – ВП от 25.11.1916 г. Георгиевское оружие – ВП от 01.06.1915 г. «за то, что 19-го августа 1914 г. произвел воздушную разведку под огнем неприятеля в районе Ополе–Ходель–Ключковице–Вржелевец и доставил сведения о группировке резервов противника, что повлияло на успешный ход операций». С 1919 г. – в РККА. В январе 1919 г. назначен командиром 3-го авиационного отряда РККВВФ. Переведен на должность инструктора, в Отдел высшего пилотажа Егорьевской авиационной школы. С 01.02.1919 г. – заведующий группами обучающихся в 1-й летной авиационной школе. В ноябре 1919 г., будучи в составе авиационных частей Восточного фронта, был арестован «за пьянство». Обвинялся «в халатности и неоднократном промедлении в исполнении приказов командующего 3-й армией». С 18.04.1921 г. – младший инструктор Московской авиационной школы. С 04.09.1923 г. – помощник начальника по летной части 1-й Высшей школы красных военных летчиков. 15.03.1924 г. «демобилизован, с зачислением на учет по г. Москве». 05.04.1924 г. командирован в распоряжение начальника Штаба ВВС РККА. С 15.04.1924 г. – на работе в обществе «Добролет», с оставлением на учете в ВВС РККА. С 21.06.1927 г. – помощник начальника 1-й военной школы летчиков им. А. Ф. Мясникова. Работал на авиационном заводе в г. Казани. 29.06.1938 г. арестован органами НКВД. 19.03.1939 г. осужден Верховным судом Татарской АССР «за антисоветскую пропаганду и агитацию» к 8 годам ИТЛ. 03.03.1955 г. реабилитирован.



полная версия страницы