Форум » Борьба на всех фронтах » Бой под станцией Тайга 22-25 декабря 1919 » Ответить

Бой под станцией Тайга 22-25 декабря 1919

Штабс-капитан: Интересное, но довольно сумбурно исследованное сражение. Фактически это несколько боев: под Литвиново, Тутальской и собственно Тайгой. Предлагаю по аналогии с иными темами размещать имеющиеся материалы. Некий И.Мангазеев приводит фантастические сведения по потерям "22 декабря в районе станции Литвиново части дивизии под командованием военкома С.Д. Павлова нанесли поражение польской дивизии, двигавшейся в арьергарде 2-й Сибирской белой армии, а на другой день после упорного шестичасового боя заняли станцию Тайга. 23 декабря к месту боя подошли части и 3-й бригады 30-й дивизии, в составе которых находился кавалерийский дивизион под командованием Константина Рокоссовского. В ходе боя в тыл полякам ударили восставшие рабочие депо. Польские легионеры дрались чрезвычайно храбро, сражение продолжалось 8 часов при 30 градусах мороза. Будущий министр обороны СССР Маршал Советского Союза Родион Малиновский., служивший тогда пулемётчиком в 240-м Тверском полу, вспоминал: "Жарковато было под станцией Тайга - там нам пришлось серьёзно подраться с поляками и воткинцами-беляками". Однако их сопротивление было сломлено. Потеряв до 4 тысяч убитыми и около 5 тысяч пленными, поляки отступили. С утра 24 декабря части 27-й сд начали наступление на Анжерские копи. Два полка польских легионеров и Пермский добровольческий отряд, оборонявшие район копей, были разбиты и отступили. Остатки трёх колчаковских армий, белочехи и польские легионеры отошли на восток". аналогичные цифры потерь поляков приводит Кардашов В в труде о Роккосовском "вой дивизион Рокоссовский вновь повел в бой под станцией Тайга. Драться кавалеристам на этот раз пришлось с польскими легионерами. Оказавшиеся в арьергарде эшелонов интервентов, польские легионеры приняли полки 27-й и 30-й дивизий за партизан (бойцы дивизий были вынуждены спасаясь от холода, одеться кто во что горазд), смело дали бой и жестоко поплатились за это. По всем правилам военного искусства они были атакованы и разбиты. Красная пехота, не обращая внимания на сильный огонь противника, ворвалась на станцию, кавалеристы обошли ее с севера, а нетерпеливо ожидавшие освободителей рабочие железнодорожного депо станции Тайга, подняв восстание, ударили по интервентам с тыла и тем довершили их разгром. Впоследствии один из польских легионеров так описывал это сражение: «Начался такой бой, какого польские отряды в Сибири еще никогда не видели. Как из-под земли вырастали колонны регулярных большевистских отрядов и партизан. Одновременно рабечие атаковали из центра огромной станнии, сосредоточившись в железнодорожном депо, складах и мастерских». Польский мемуарист ничего не пишет о потерях легионеров в этом сражении, а они были огромны. На месте боя осталось до 4 тысяч человек. Стоял лютый мороз, раненые, которые не моглии идти сами, немедленно замерзали. Потеряв 2 бронепоезда и более 20 орудий, легионеры бежали и с этого момента уже ве ввязывались в столкновения с частями Красной Армии." И.И. Серебренников в "Великом отходе" "Станция и город находились в агонии. С минуты на минуту ожидалось выступление рабочих. Красные подошли вечером. В бою участвовали со стороны поляков 1-й польский полк, кавалерия и броневики. Часа через два бой кончился неудачно для поляков: они потеряли два броневых поезда и понесли жестокие потери людьми. Не могли уйти и погибли здесь многие русские составы. Много народа бросилось к отходившим польским эшелонам, но на каждой площадке вагонов стояли часовые и штыками отгоняли всех, желавших попасть на поезда".

Ответов - 35, стр: 1 2 All

Алексей Елисеенко: Опять же из официоза: "23 декабря части 1 и 2 бригад..." "в 10 часов утра завязали упорный бой в2 верстах от ст.Тайга". "В результате двухчасового боя была занята ст.Тайга.." "..были захвачены 2 бронепоезда (один в полной исправности и другой - слегка подорванным.."

bersercer: vvs2058 пишет: Видимо, здесь всё-таки какая-то ошибка - бронепоезд "Кондор" был захвачен красными в Красноярске в начале января 1920 года (вряд ли у "белых" в один период времени существовало два бронепоезда с этим названием). Даже не знаю... вот цитаты:

Алексей Елисеенко: Страницы выложьте, чтоб был понятен полный смысл информации.


bersercer: Увы, в GoogleКнигах страницы полностью не открываются только вот такими отрывками. Страницу приходится собирать по частям... а текст я на 1 странице темы выложил

Алексей Елисеенко: bersercer пишет: Увы, в GoogleКнигах страницы полностью не открываются только вот такими отрывками. Страницу приходится собирать по частям... а текст я на 1 странице темы выложил Понял. Надо посмотреть в библиотеке, этож КрАрхив?

Михаил: bersercer пишет: Даже не знаю... вот цитаты... Сергей, единственное разумное объяснение такому "раздвоению" одного бронепоезда (кроме, конечно, возможной ошибки штабных писарей в апреле 1920 года) дал Андрей: поскольку состав "Кондора" был разбит лишь частично, то уцелевшую часть бронепоезда отвели на Восток, в итоге красные и захватили её в Красноярске в январе 1920-го...

bersercer: Беда с этим Кондором... Вот вполне разумная версия наших коллег на форуме 1918.borda.ru http://1918.borda.ru/?1-3-0-00000040-000-0-0

Михаил: bersercer пишет: Беда с этим Кондором... Вот версия наших коллег на форуме 1918.borda.ru Это обсуждение я уже недавно читал, причём, судя по всему, В.Ж. Цветков ссылается на документы, которые Вы вчера пытались нам показать в своём сообщении №219...

Михаил: Алексей Елисеенко пишет: Надо посмотреть в библиотеке, этож КрАрхив Судя по всему: "К истории разгрома вооружённых сил Колчака", Красный Архив, №6(49) 1931 г., стр. 55-91.

Штабс-капитан: Польские источники однозначно локализуют "Забияку" в Тайге

Михаил: Штабс-капитан пишет: Польские источники однозначно локализуют "Забияку" в Тайге Точно так же чешский источник однозначно показывает "Кондор" в Красноярске, а в бою у Бошняково идентифицирует два красных бронепоезда, как "трофейные", ранее захваченные красными при разоружении частей 5-й Польской дивизии.

Михаил: Удалено - что-то с компом...

Алексей Елисеенко: Красные сообщают следующее: 13 ноября - взят Забияка 16 ноября - Кондор потерпел крушение. Красные взяли 2 площадки с 1 орудием и 2 пулеметами. Остальное якобы подорвано

Алексей Елисеенко: Красный официоз по итогам Тайги. 2 тысячи пленных таки, но 3 БЕПО.

Алексей Елисеенко: Любопытно, что командир арьергарда под Тайгой сумел добраться до Харбина.



полная версия страницы