Форум » Борьба на всех фронтах » Бой под станцией Тайга 22-25 декабря 1919 » Ответить

Бой под станцией Тайга 22-25 декабря 1919

Штабс-капитан: Интересное, но довольно сумбурно исследованное сражение. Фактически это несколько боев: под Литвиново, Тутальской и собственно Тайгой. Предлагаю по аналогии с иными темами размещать имеющиеся материалы. Некий И.Мангазеев приводит фантастические сведения по потерям "22 декабря в районе станции Литвиново части дивизии под командованием военкома С.Д. Павлова нанесли поражение польской дивизии, двигавшейся в арьергарде 2-й Сибирской белой армии, а на другой день после упорного шестичасового боя заняли станцию Тайга. 23 декабря к месту боя подошли части и 3-й бригады 30-й дивизии, в составе которых находился кавалерийский дивизион под командованием Константина Рокоссовского. В ходе боя в тыл полякам ударили восставшие рабочие депо. Польские легионеры дрались чрезвычайно храбро, сражение продолжалось 8 часов при 30 градусах мороза. Будущий министр обороны СССР Маршал Советского Союза Родион Малиновский., служивший тогда пулемётчиком в 240-м Тверском полу, вспоминал: "Жарковато было под станцией Тайга - там нам пришлось серьёзно подраться с поляками и воткинцами-беляками". Однако их сопротивление было сломлено. Потеряв до 4 тысяч убитыми и около 5 тысяч пленными, поляки отступили. С утра 24 декабря части 27-й сд начали наступление на Анжерские копи. Два полка польских легионеров и Пермский добровольческий отряд, оборонявшие район копей, были разбиты и отступили. Остатки трёх колчаковских армий, белочехи и польские легионеры отошли на восток". аналогичные цифры потерь поляков приводит Кардашов В в труде о Роккосовском "вой дивизион Рокоссовский вновь повел в бой под станцией Тайга. Драться кавалеристам на этот раз пришлось с польскими легионерами. Оказавшиеся в арьергарде эшелонов интервентов, польские легионеры приняли полки 27-й и 30-й дивизий за партизан (бойцы дивизий были вынуждены спасаясь от холода, одеться кто во что горазд), смело дали бой и жестоко поплатились за это. По всем правилам военного искусства они были атакованы и разбиты. Красная пехота, не обращая внимания на сильный огонь противника, ворвалась на станцию, кавалеристы обошли ее с севера, а нетерпеливо ожидавшие освободителей рабочие железнодорожного депо станции Тайга, подняв восстание, ударили по интервентам с тыла и тем довершили их разгром. Впоследствии один из польских легионеров так описывал это сражение: «Начался такой бой, какого польские отряды в Сибири еще никогда не видели. Как из-под земли вырастали колонны регулярных большевистских отрядов и партизан. Одновременно рабечие атаковали из центра огромной станнии, сосредоточившись в железнодорожном депо, складах и мастерских». Польский мемуарист ничего не пишет о потерях легионеров в этом сражении, а они были огромны. На месте боя осталось до 4 тысяч человек. Стоял лютый мороз, раненые, которые не моглии идти сами, немедленно замерзали. Потеряв 2 бронепоезда и более 20 орудий, легионеры бежали и с этого момента уже ве ввязывались в столкновения с частями Красной Армии." И.И. Серебренников в "Великом отходе" "Станция и город находились в агонии. С минуты на минуту ожидалось выступление рабочих. Красные подошли вечером. В бою участвовали со стороны поляков 1-й польский полк, кавалерия и броневики. Часа через два бой кончился неудачно для поляков: они потеряли два броневых поезда и понесли жестокие потери людьми. Не могли уйти и погибли здесь многие русские составы. Много народа бросилось к отходившим польским эшелонам, но на каждой площадке вагонов стояли часовые и штыками отгоняли всех, желавших попасть на поезда".

Ответов - 35, стр: 1 2 All

Штабс-капитан: Мемуары комиссара 27СД Кучкина ".Итак, 27-й дивизией стал руководить новый начдив. В своем приказе от 18 декабря начдив предписывал: командиру 1-й бригады В. А. Степанову «выйти 21 декабря в район станции Тайга», командиру 2-й бригады И. Д. Гусеву «21 декабря занять станцию Тайга, отрезав путь отступления эшелонам противника», командиру 3-й бригады И. Ф. Блажевичу, оставив для охраны Ново-Николаевска один полк (до смены его частями приближающейся из тыла резервной 51-й дивизией под командованием В. К. Блюхера), остальными двумя полками сосредоточиться «23 декабря на станции Тайга, а 24 декабря — на станции Судженка»{155}. Отдавая такой приказ, командование дивизии было уверено в легкой победе над вражескими силами, сосредоточенными на станции Тайга. Такая уверенность основывалась на том, что это были уже последние бои с Колчаком — армия его была разгромлена, царству адмирала наступал конец. Белая гадина издыхала, оставалось только добить ее. Но пленные колчаковские офицеры предупреждали об опасности, ждавшей нас впереди. Они говорили, что за Ново-Николаевском нам придется столкнуться с дивизией польских легионеров. Эта дивизия была сформирована из военнопленных бывшей царской армии, но основу ее составляли сынки панов и купцов Польши, выразившие желание бороться против Советской власти. Это были отчаянные головорезы, классовые враги трудящихся не только Советской России, но и польских рабочих и крестьян. Легионеры служили верой и правдой Колчаку, и он ими по-настоящему дорожил. Словом, это была отборная гвардия. По сведениям, полученным в штабе дивизии, польские легионеры были хорошо вооружены. 1-я бригада дивизии, руководимая В. А. Степановым (бывший командир 237-го Минского полка), настигла легионеров в районе станции Литвиновка 22 декабря. Завязался бой. Используя три бронепоезда, поляки стойко обороняли свои позиции, но под напором 235-го, 236-го и 237-го полков отступили к станции Тайга, оставив на поле боя много убитых, раненых, бронепоезд и 18 орудий. [249] Вторая стычка с белополяками произошла 23 декабря в двух километрах от станции Тайга. Бой начался в 10 часов утра. Бронепоезда противника врезались в наши цепи, нанося нам большие потери. Полки 1-й и 2-й бригад несколько раз ходили в атаку, но сломить сопротивление легионеров так и не смогли. Тогда начдив приказал комбригам наступать на станцию Тайга не с запада, а с юго-запада, зайти противнику в тыл и энергичным натиском с разных сторон опрокинуть его. Перегруппировав силы, бригады 27-й дивизии в тот же день пошли в обход противника. Они ринулись на него с юго-запада. Завязался ожесточенный бой. В безумной ярости набрасывались легионеры на наши полки, но чувствовалось, что это была уже агония. После упорнейшего шестичасового боя польская дивизия была разбита наголову, а ее остатки в панике бежали. 6 тысяч легионеров попали в плен. 23 декабря станция и город Тайга были взяты. В качестве трофеев наши войска захватили 2 бронепоезда, 40 орудий, сотни пулеметов, до 100 паровозов и пять тысяч вагонов с различным ценным военным имуществом, эвакуированным из Томска. В приказе начдива от 25 декабря говорилось, что на станции Тайга «1-й и 2-й польские полки и добровольческие ударные батальоны, поддержанные тремя бронепоездами», были «жестоко разбиты»{156}. Войскам дивизии приказывалось двигаться дальше на восток, куда отступили остатки польских легионеров. В районе Анжерских копей 27-я дивизия еще раз столкнулась с легионерами и Пермским добровольческим отрядом. Но и здесь враг был разбит и тоже бежал".

Елисеенко Алексей: Схватка была недолгой, но жаркой. Легионеры не выдержали стремительного натиска красноармейцев и бежали. Оба бронепоезда попали в руки Красной Армии. Кроме того, было захвачено более 20 орудий. Вот как описывали это столкновение сами легионеры: «Начался такой бой, какого польские отряды в Сибири еще никогда не видели. Как из-под земли, вырастали колонны регулярных большевистских отрядов и партизан. Одновременно рабочие атаковали из центра огромной станции, сосредоточившись в железнодорожном депо, складах и мастерских» . После этого белополяки попросили генерала Жанена, чтобы он быстрее продвигал чехов, за которыми следовала 5-я дивизия, и дал им замену. Но Жанену было не до этого. Ссылка на: Н. Baginski, Wojsko Polskie na Wschodzie 1914—1920, Warszawa 1921, str. 579. Спирин, Разгром Колчака

Штабс-капитан: Елисеенко Алексей пишет: Н. Baginski, Wojsko Polskie na Wschodzie 1914—1920, Warszawa 1921, str. 579. Позже поставлю большую цитату Багински


Штабс-капитан: Перевел небольшой отрывок из польского источника. Мне кажется здесь интересными несколько моментов. 1. Самое позднее по дате упоминание БЕПО «Варшава» (во всяком случае из имеющихся у меня источников). Весьма вероятно, что здесь он и погиб. По прочтении текста возникают подобные мысли. 2. Упоминается роль «пермской бригады» 3. Весьма любопытны потери и оценка последствий битвы. 4. Интересны данные о противнике ЗАРИСОВКИ ВОЕННОЙ ИСТОРИИ ПОЛЬСКИХ ПОЛКОВ 1918-1920 82 СИБИРСКИЙ ПОЛК ПЕХОТЫ Варшава, 1929 «…На станции Тайга в ночь с 23 на 24 декабря находились два батальона 2-го полка, 1-й батальон 3-го полка, дивизион артиллерии, два эскадрона уланов, железнодорожная рота и тыловые эшелоны, всего в количестве 18 эшелонов. Остальные места на путях были забиты сильно замерзшими российскими эшелонами, которые для продолжения пути следовало было убрать… …В канун Рождества Христова эскадрон уланов находившийся на станции неожиданно попал под сильный огонь винтовок и тяжелых пулеметов со стороны деревни Тайга, одновременно вооруженные рабочие заняли железнодорожные мастерские. Отряды находившиеся на станции тотчас же отбросили противника, который однако закрепился на окраине деревни и своим огнем парализовал движение на железной дороге. Во время этого боя пришло сообщение, что севернее, со стороны железнодорожной линии Томск – Тайга, бригада колчаковской пехоты перешла на сторону Советов и приближается к станции Тайга. Против этого противника вышел взвод, сформированный с артиллеристов 5-го полка артиллерии. Одновременно спешенные уланы высланы на восток для отражения неприятеля, который уже вышел на железную дорогу. Началась упорная битва с толпами противника. Во время, когда полк в арьергарде на западе сдерживая натиск превосходящих сил противника приближался к Тайге, отряды находившиеся в Тайге сражались из последних сил. Бронепоезд «Варшава», отразивший несколько штурмов, остался без боеприпасов. Железнодорожный путь был прерван. Тогда полк бросив эшелоны и находясь под убийственным огнем противника на станции Тайга, не обращая внимания на потери, соединился ос штурмовой бригадой и под прикрытием сражавшихся на периферии населенного пункта отрядов 2-го полка стрелков и 5-го полка уланов, а также отважной российской «пермской бригады», привел свои силы в порядок. Новое поле боя, измены колчаковцев, приближающие сумерки и страшные сибирские морозы не позволили дальнейших действий, требующих качественной подготовки. После нескольких контратак, позволивших продолжить отступление со станции всех частей, арьергард полка оставил Тайгу и двинулся за отставшими частями дивизии в направлении Pichtacza (Пихтача???) Sudienki (???) (восточном). В битве под Тайгой со стороны советских войск принимала участие 35-я советская дивизия в полном составе, одна взбунтовавшаяся бригада армии Колчака, повстанческие отряды Громова. Наши потери доходили до 200 человек, потери 35-й советской дивизии доходили до 2000: комиссар этой дивизии был арестована под предлогом измены пролетарскому делу. После той битвы натиск советских войск ослаб…»

белый: "Пермская бригада" скорее всго это это ижевцы и воткинцы генерала Мочанова.

vvs2058: Любопытно, что в своих воспоминаниях за 23 декабря 1919 года Стефания Витольдова - Лютык ("На Восток", Рига, 1931 г.) о БП "Варшава" на ст. Тайга не говорит ни слова, но зато наряду с 1-м польским полком, 3-м батальоном 2-го полка и штурмовым батальоном упоминает польский броневик "Краков", а также колчаковские БП "Забияка" и "Дедушка" вместе с "богатырски сражающимся" Пермским полком. Впрочем, женщине это простительно - будучи сугубо гражданским человеком, она и так достаточно подробно и вдумчиво описала события той ночи.

Штабс-капитан: vvs2058 пишет: БП "Забияка" и "Дедушка" "Забияка" и "Дедушка" фигуруют в других польских источниках. Будет свободное время - сделаю перевод. По польским данным особо геройствовал "Забияка". vvs2058 пишет: Пермским полком Да Витольдова несколько раз его упоминает. Другие поляки тоже. Вот только что-же это за часть?

barnaulets: Штабс-капитан пишет: Вот только что-же это за часть? Есть у меня пара предположений. Первое - возможно, что 61-й Пермский стрелковый полк 16-й Сибирской (Пермской) стрелковой дивизии. Он вроде бы в июле 1919 г. был расформирован, как и вся дивизия, влившись в состав других частей 1-го Среднесибирского корпуса. Но возможно, что его и не расформировали. Косвенным подтверждением явлется анкета одного бывшего офицера (подпоручик Христофоров из Барнаула), репрессированного в 1937 г. В графе анкеты о службе в белой армии и его показаниях указывается, что после окончания Иркутского военного училища в 1919 г. он служил в 61-м Пермском стрелковом полку (который по идее тогда же и был расформирован) до своего пленения в конце 1919-нач. 1920 г. О переводах в какие-то другие части в его показаниях о службе у белых сведений нет. Вторая версия - 1-й добровольческий полк армии генерала Пепеляева, объявления о наборе добровольцев который постоянно печатались в газетах осенью 1919 г. Никак не могу выяснить, что же это была за часть (были еще 2-й и 3-й полки) и какова ее судьба. Иногда он именовался Пермским (2-й- Тобольским, 3-й Томским) добровольческим полками. Возможно, что Добровольческая дивизия, принимавшая участие в Сибирском Ледяном походе и в Забайкалье сведенная в Отдельную добровольческую бригаду, как раз и состояла из этих полков. Опять же косвенно это подтверждается тем, что после переформирования бригады в 1922 г., ее полки, ставшие дружинами именовались Пермской (1-я) и Томской (3-я) соответственно.

vvs2058: Штабс-капитан пишет: По польским данным особо геройствовал "Забияка". И не только по польским: Стефания Витольдова - Лютык тоже писала, что жаркий бой шёл возле стоявшего через несколько путей от них "Забияки", где сквозь дым была видна целая куча трупов и что "много красноармейцев было убито, главным образом, во время атаки броневика "Забияка"...

Елисеенко Алексей: 24 Пермский стрелковый полк

Штабс-капитан: Елисеенко Алексей пишет: 24 Пермский стрелковый полк Эт все версии. Волков о Пермской школе прапорщиков пишет. Да еще каких-то пермяков (сейчас не помню) вливали в 4 Енисейский СП

Штабс-капитан: Интересно еще, что русскоязычные источники упоминают 27 и 30 СД Поляки - 35 СД и мятежную бригаду Колчака

bersercer: vvs2058 пишет: Любопытно, что в своих воспоминаниях за 23 декабря 1919 года Стефания Витольдова - Лютык ("На Восток", Рига, 1931 г.) о БП "Варшава" на ст. Тайга не говорит ни слова, но зато наряду с 1-м польским полком, 3-м батальоном 2-го полка и штурмовым батальоном упоминает польский броневик "Краков", а также колчаковские БП "Забияка" и "Дедушка" Странно... в "Красном архиве", том №49 за 1931 год, с.69, сообщается, что БП "Забияка" и "Кондор" захвачены еще во время Омской операции... "Бросая общий взгляд на Омскую операцию, мы видим, что она привела к следующим результатам: 1) Правильным маневрированием частей 27-й и соседних дивизий живая сила 3-й армии противника была разбита и деморализована; вся инициатива действий перешла в наши руки. Потери 2-й и 3-й армий противника в эту операцию громадны: около 16 тысяч пленными (из них 1000 офицеров), 45 орудий разных калибров, 4 вагона с пулеметами (плюс 35 пулеметов Максима и Кольта), около 10 тысяч винтовок, 2 бронепоезда («Кондор» и «Забияка»), 9 бронированных автомобилей и массу легковых; 63 исправных паровозов, около 2300 вагонов с обмундированием, продовольствием и инженерным имуществом, полтора миллионов снарядов, до одного миллиарда патронов и проч. и проч. " Там же на с.65: "... В 2 часа 14 ноября 242 полк лихой ночной атакой занял разъезд Лузино, разбив 14 Уфимский полк (захвачено было целиком два баталиона, более 200 человек, бронепоезд «Забияка», масса снарядов, патронов и обоз)..." На с.69: "...Ночью бронепоезд противника («Кондор») совершил налет на разъезд, занятый 243 полком, но потерпел крушение (по приказанию командира полка, часть железнодорожного пути была незаметно разобрана) и был подорван противником. Однако две бронированные площадки с одним орудием и двумя пулеметами удалось захватить в целом виде..."

Краевед: Штабс-капитан пишет: Sudienki (???) Станция Судженка (Анжеро-Судженка)

Штабс-капитан: Краевед пишет: Станция Судженка (Анжеро-Судженка) Похоже, но в польском языке Судженка пишется иначе.

Краевед: Штабс-капитан пишет: Похоже, но в польском языке Судженка пишется иначе. Вероятно, просто искажение от Sudjenka, Sudzienka или что-то в этом роде. Русские-то в мемуарах часто записывали топонимы на слух и иногда делали название неузнаваемым, а что говорить о поляках (Ашкаул - Ачикаул, Частоостровское - Чистоостровское, довольно часто путают даже город Ачинск с селом Агинским, Каинск с Канском). Отступали по линии именно в сторону Анжерских копей. Анжерка и станция Судженка тогде еще были разными населенными пунктами.

Михаил: bersercer пишет: Странно... в "Красном архиве", том №49 за 1931 год, с.69, сообщается, что БП "Забияка" и "Кондор" захвачены еще во время Омской операции... Видимо, здесь всё-таки какая-то ошибка - бронепоезд "Кондор" был захвачен красными в Красноярске в начале января 1920 года (вряд ли у "белых" в один период времени существовало два бронепоезда с этим названием).

Михаил: Краевед пишет: Вероятно, просто искажение от Sudjenka, Sudzienka или что-то в этом роде. На картах и схемах восточнее Тайги находятся: блок-пост 235 км, Пихтач, блок-пост 250 км, Анжерская, Судженка, Мальцево, Яя, блок-пост Почитанка и т.д. до Мариинска...

Штабс-капитан: Михаил пишет: Видимо, здесь всё-таки какая-то ошибка - бронепоезд "Кондор" был захвачен красными в Красноярске Это да, как то, что "Кондор" участвовал в бою под Тайгой. Касательно Омской операции речь может идти о его части, не секрет, что БЕПО нередко делили и в боях принимали участие "урезанные бронепоезда"

Алексей Елисеенко: Именно Судженка. Из красного официоза... "Противник в составе 1 и 2 польских полков и Пермского добровольческого отряда оказал упорное сопротивление в районе Анжерских копей (8 верст западнее ст. Судженка)..."



полная версия страницы