Форум » Борьба на всех фронтах » Алтайское казачье войско » Ответить

Алтайское казачье войско

Казак-некрасовец: В своей энциклопедии "Белое движение" (М.,2003) С.В. Волков утверждает, что в 1919 году было образовано Алтайское казачье войско. Единственный источник этой информации - статья 1972 года в "Первопоходнике" (Лос-Анджелес). Больше ни одного упоминания об этом войске найти не могу. Может кто видел какие-либо документы или мемуары подтверждающие создание АКВ? Буду признателен за подсказку.

Ответов - 63, стр: 1 2 3 4 All

Штабс-капитан: Насколько я знаю, было лишь пожелание о создании войска. В реальности оно создано не было. Впрочем эпопея Кайгородова, может считаться попыткой создания казачьей структуры на Алтае. Наверное коллеги с Алтая пояснят по теме гораздо больше

Булыжник: алтайцы - часть Сибирского КВ. 3-й Усть-Каменогорский отдел. Впрочем некоторые современные казачьи историки заявляют о Сапунине как о первом атамане АКВ. (Это из той же серии, что и рассказы о казаках до нашей эры). Штабс-капитан пишет: Впрочем эпопея Кайгородова Скорее ее можно посчитать за попытку создать войско постфактум, снизу. Однако официальных правительственных актов об организации АКВ нет. Не будем же мы принимать в расчет заявления безумца Унгерна. Вообще численость казаков на Алтае крайне низка, поэтому подобные проекты лучше называть прожектами На 1917 год было 3 станицы 1. Верх-Алейская, вместе с входящими в нее поселками 3205 человек обоего пола 2. Чарышская - 6078 3. Антоньевская - 1998 При этом на большинство из них при создан ии АКВ расчитывать было нельзя. Казаки декларировали лояльность СКВ. Остается только брать в расчет инородцев. Дезинформация о создании АКВ появилось в восспоминаниях А.Долгополова. Правда сей гражданин никакого касательства к Сибири не имел. Воевал во ВСЮР. Услышал басню о алтайской эпопеи и написал. Так вот по нему первым атаманом был Сапунин. затем он смешивает полусепаратиское правительство с правительством АКВ. дает списко его членов: Кайгородов, Аргамай, Гуркин. Пишет, что Колчак учредил и форму АКВ. папахи с желтым шлыком и шаровары с желтыми лампасами. В целом серьезно относится к такому источнику нельзя. Слишком уж в нем намешано и напутано

Казак-некрасовец: Да, я тоже склоняюсь к тому, что АКВ скорее всего плод эмигрантской фантазии. Но, есть два момента, которые все же настораживают. Первое - в некоторых советских мемуарах (например, Гордиенко "Ойротия") бойцы Алтайского конного дивизиона именуются "казаками". И второе, длительное время я считал, что Аму-Дарьинское войско тоже выдумка, но потом нашлись и архивные материалы и мемуары, подтверждающие его создание в конце 1919 года. Т.е. Колчак накануне краха мог подписать все что угодно, в т.ч. и указ о создании АКВ. РS. Почему СаПунин? На самом деле - штабс-капитан Дмитрий Сатунин. PPS. Меня чрезвычайно интересует тема создания (и попыток создания) новых казачьих войск в годы гражданской войны. Ежели кто интересуется - пишите, буду рад наладить контакт.


Штабс-капитан: Казак-некрасовец пишет: Аму-Дарьинское войско тоже выдумка, но потом нашлись и архивные материалы и мемуары Интересно. А не поделитесь? В библиотеку форума?

Булыжник: Казак-некрасовец пишет: Почему СаПунин Это закидон мозга. Конечно же Сатунин Касательно подпист Колчака. Он мог подписать, что угодно. Но согласитесь между подптсью бессильного правителя и реаотной организацией есть большая разница

Казак-некрасовец: Да, понятно, что от указа о создании войска до реального воплощения - дистанция огромного размера. Очевидно, что никаких структур Алтайского каз. войска создано не было (даже Кайгородов в своих воззваниях никогда не именовал себя его атаманом). Указ Колчака о его создании (если таковой был) интересен тем, что в нем может содержаться информация о том, каким будущее войско виделось инициаторам этой затеи – территория, состав (только алтайцы или еще казаки Бийской линии и старообрядцы?). Что касается Аму-Дарьинского войска, то тут все реально. Структуры были созданы т.с. снизу, а затем все было оформлено указом Колчака. Это подтверждает Гинс в своих мемуарах "Сибирь, союзники и Колчак" (у меня издание: М., Крафт+, 2007, в нем с. 474). PS. Штабс-капитану - Ксерокопии подготовительных бумаг из канцелярии Походного атамана всех казачьих войск по этому вопросу у меня есть. Если интересует могу отсканировать (быстро не обещаю, но сделать сделаю) и прислать (по какому адресу?). Или разместить их на форуме? PPS. Кто-нибудь читал книгу В.В. Исаева "Казачество Бийской линии в революции и гражданской войне". Барнаул, Изд-во АГУ, 2004? Долго ее искал, но достать так и не смог. Может там что-то есть по этой теме?

Булыжник: Казак-некрасовец пишет: Это подтверждает Гинс в своих мемуарах Действительно так. Только Гинс в своих мемуарах не знает был ли доставлен указ Колчака до места Казак-некрасовец пишет: В.В. Исаева "Казачество Бийской линии в революции и гражданской войне". Барнаул, Изд-во АГУ, 2004 Редкая книга. В свое время за ней тоже гонялся. Но увы

Штабс-капитан: Казак-некрасовец пишет: прислать (по какому адресу?). Или разместить их на форуме? Как вам будет удобно.

Казак-некрасовец:

Казак-некрасовец:

Белик Сай Хан: Казак-некрасовец пишет: Кто-нибудь читал книгу В.В. Исаева "Казачество Бийской линии в революции и гражданской войне". Барнаул, Изд-во АГУ, 2004? А ведь видел ее как то в сети в виде открывков давненько уже. И на алибе точно продавалась.

Белик Сай Хан: Честно говоря, кажется АКВ - это прожект, подобный УКВ. Есть же известный док. Протокол совещания представителей учреждений г. Бийска [...] об оказании помощи жителям казачьих станиц Бий-ского уезда: Маральевской, Чарышской, Слюдянской и Сосновской по уборке хлебов, вследствие того, что в означенных станицах все мужское население от 17 до 50 лет в августе месяце с.г. вырезано разбойными бандами красных.[/b] Т.исть из кого создавать АКВ? Ведь даже старики уходили с Сатуниным в горы и все равно отряд не превышал нескольких сотен бойцов.

Казак-некрасовец: О ситуации со станицами Бийской линии я, конечно же, знаю. Но включение уцелевших местных казаков, так же как старообрядцев Горного Алтая в АКВ, это предположение, а не утверждение. По всем материалам выходит, что войско планировалось создавать преимуществено (или исключительно?) из алтайцев. Кстати, видел в некоторых советских публикациях, что бойцов Алтайского отдельного туземного конного дивизиона именовали не иначе как "казаками" (по-моему уже в 1918 году, во времена существования Каракорумской управы).

Perseus: Где-то у меня валяется статья, бывшая в трех номерах башкирского журнала "Ватандаш" о попытке создания Башкирского казачьего войска в 1920 г. в Забайкалье. Если надо - поищу...

Казак-некрасовец: Уважаемый Perseus! Спасибо за отклик. Материалы поручика Таганова (он же Галимьян Таган) о Башкирском казачьем войске, опубликованные в "Ватандаше", у меня есть. Вообще, о БКВ материалов собрано довольно много, в т.ч. есть и приказы Семенова. Более-менее понятна и боевая деятельность. Все это будет использовано в работе о создании и попытках создания новых казачьих войск в 1917-1922 гг. - если, конечно, ее удастся довести до ума. PS. Заглядывал как-то давно на Ваш сайт - помню, что там в сочинении ген. Зуева не хватало каких-то страниц. Если по-прежнему нужны - напишите, могу прислать.

Скальд: Уважаемые коллеги Если информация не секретная, давайте ее в библиотеку?

Posad: Казак-некрасовец Казаку-некрасовцу: прошу написать по адресу Posad1968@rambler.ru Посадскому А.В. Ваша тема очень интересна, приходилось заниматься некоторыми аспектами.

Скальд: Posad пишет: Ваша тема очень интересна, приходилось заниматься некоторыми аспектами Не поделитесь аспектами с форумчанами?

Кусков : На этой фотографии в нижнем правом углу - фото последнего казачьего атамана станицы Антоньевской - Кускова Якова Николаевича. На самой фотографии запечатлены казачки ст. Антоньевской (крайняя слева - первая жена атамана). Как фото атамана приклеилось к фото казачек - мне не известно.

Хмурый: Алтайское казачье войско. Инициатива его создания, судя по всему, принадлежала А.П. Кайгородову. В мае 1919 г. при передислокации Алтайской отдельной конной сотни (укомплектована добровольцами-алтайцами) из Бийска в Омск на станции Татарской два ее младших офицера: прапорщики Александр Кайгородов и Пантелеймон Путьковский, – учинили пьяное буйство, за что оба были разжалованы командующим войсками Омского военного округа в рядовые. А.В. Колчак 24 июля 1919 г. утвердил это разжалование. Вероятно, именно этот крах карьеры стимулировал активность Кайгородова в направлении казачества. Он подал по начальству докладную записку с предложением перевести алтайцев в казачество и создать из них «областное (не линейное)» казачье войско с функциями защиты госграницы и укрепления за Россией Урянхайского края. Им была организована приговорная кампания на местах: «инородческие» общества (общины) Горного Алтая на сходах выносили решения о переходе в казачье сословие. В сентябре 1919 г. уже имелись соответствующие «приговоры от большинства алтайцев». С ними Кайгородов приехал в Омск и добился от Походного атамана казачьих войск генерала А.И. Дутова разрешения на формирование на Алтае инородческих казачьих полков. В связи с крахом колчаковского режима съезд алтайцев и русских старожилов в декабре 1919 г. в с. Онгудай, на Чуйском тракте, избрал Горно-Алтайскую управу. Кайгородов приступил к формированию для управы вооруженной силы: «Чуйского полка». Однако затем руководство обороной Горного Алтая от красных было перехвачено у него капитаном Д.В. Сатуниным, который попытался сформировать Алтайское правительство, свести все белые части, отступившие в Горный Алтай, в Алтайскую конную дивизию, призвал калмыков (южных алтайцев) «собирать дружины» против красных. Не был забыт и казачий вопрос. Не то Сатунина избрали войсковым атаманом Алтайского казачьего войска на съезде алтайцев и русских в с. Онгудай во второй половине декабря 1919 г., не то он сам объявил себя атаманом. Так или иначе, но Кайгородов сильно возмутился, т.к. «считал себя более правомочным лицом», ведь именно он был организатором приговорного движения, имел полномочия на перевод алтайцев в казачество от самого Дутова. Но Кайгородов к приходу отряда Сатунина в Онгудай успел набрать в свой Чуйский полк только 70 алтайцев. К тому же Сатунин повел себя умно: назначил Кайгородова своим 2-м помощником («2-м генерал-квартирмейстером командующего войсками Алтайского округа») и несколькими приказами произвел его из прапорщиков в штабс-капитаны «с переименованием в подъесаулы по иррегулярной кавалерии Алтая» (по некоторым данным, Сатунин сначала восстановил Кайгородова в чине прапорщика). Атаманство Сатунина длилось, однако, всего несколько дней. 4 января 1920 г. он был смертельно ранен в голову делегатом Георгиевского эскадрона подхорунжим Надеиным (выстрелом из Нагана, Надеин повешен) и через четыре часа скончался. Командование войсками Алтайского округа (до 2200 чел.) принял первый помощник Сатунина капитан 2-го ранга Б.М. Елачич. Но вскоре он заболел тифом. И в начале февраля 1920 г. Горно-Алтайская управа назначила командующим подъесаула А.П. Кайгородова. Приказом от 10 – 12 февраля 1920 г. он сформировал новый штаб. Примерно в это же время к его отряду впервые присоединились настоящие казаки: сибирцы, пришедшие из Шарасумэ. Конечно, в то время Елачичу и Кайгородову было не до оказачивания. Тиф, морозы, голод, дезертирство… 19 апреля 1920 г. Кайгородов с остатками отряда пересек госграницу. После неудачной летней 1920 года вылазки на Чуйский тракт Кайгородов вернулся в Западную Монголию и обосновался на зимовку в местности Оралго (150 – 180 верст севернее г. Кобдо) по р. Кобдо, образовав там, по определению В.Ю. Сокольницкого, «Алтайскую сечь». 29 марта 1921 г. Кайгородов занял г. Кобдо, превратив его в свою базу. Объявив в Кобдоском округе мобилизацию русских подданных, он сформировал «Сводный русско-инородческий отряд войск Горно-Алтайской области» (три конные сотни, команда разведчиков, пулеметная команда, — всего до 500 чел.). В это время в Монголии подъесаул Кайгородов вспомнил о своем казачьем проекте 1919 года. В Оралго и Кобдо он обмундировал свой отряд в форму Алтайского войска, якобы утвержденную адмиралом Колчаком: черное обмундирование, желтые лампасы, папахи с желтыми же шлыками и т.д. Отправляя своего начштаба полковника В.Ю. Сокольницкого в командировку из Кобдо в Ургу, «атаман Алтайской сечи» поручил ему ходатайствовать перед бароном Унгерном о создании Алтайского казачьего войска, а проездом в Улясутае «отыскать, где находится прапорщик Калитин, и взять у него документы, касающиеся организации на Алтае казачества». Сибирские казаки входили в 1-ю сотню отряда Кайгородова (командир сотни подъесаул Шестаков). Часть из них отступила из Семипалатинска в Китай и через Синьцзян (через города Чугучак и Шарасумэ) пришла в феврале 1920 г. к Кайгородову. Затем в Западной Монголии в эту сотню могли перейти сибирские казаки-повстанцы из отряда подъесаула Д.Я. Шишкина и из «Народной дивизии» подхорунжего С.Г. Токарева. 1-я сотня, насчитывавшая около ста всадников, была наиболее боеспособной частью отряда. Неудачный штурм монастыря Саруль-гунь у оз. Толбо (Кобдоский экспедиционный отряд К.К. Байкалова, он же Некундэ), ссора с ген. А.С. Бакичем, поражение на Чуйском тракте (у с. Кош-Агач 27 сентября 1921 г.), – все это заставило Кайгородова круто поменять политический курс. Он разрешил желающим уйти (эта часть отряда во главе с Сокольницким ушла в Северный Китай, где была интернирована), а сам , будучи приглашен крестьянами с. Онгудай, со 148 добровольцами, в основном алтайцами, двинулся Курайской тропой в глубь Горного Алтая. На этом закончилось его участие в Белом движении и эксперимент оказачивания, и начался новый период: война за «право трудового народа свободно трудиться», в которой он и потерял свою голову (в буквальном смысле). Сатунин и Кайгородов не были настоящими войсковыми атаманами. Алтайское войско осталось прожектом. Но попытка оказачить алтайцев имела место, и почва для такого оказачивания была. Через отряд Кайгородова в 1920 – 1921 гг. прошли сибирские, енисейские и оренбургские казаки. «Природный партизан» Кайгородов по типажу своему был «настоящим казачьим атаманом времен XVII – XVIII веков». Источник: Шулдяков В.А. Алтайское казачье войско: к истории нереализованного проекта (1919 – 1921) // Казачество Сибири: от Ермака до наших дней (история, язык, культура): Сб. материалов Междунар. научно-практ. конф. – Тюмень: ООО «Печатник», 2009. – С. 213-216.

Хмурый: Штырбул А.А. К истории гражданской войны в Горном Алтае и Верхнем Прииртышье: «Сатунинщина» и ее ликвидация (1918–1920 гг.) см.: http://sibistorik.narod.ru/project/conf2010/shtyrbul-aa.htm

Алексей Елисеенко: Это точно статья 2010 года? А не 66-го , скажем?

Хмурый: Думаю, да, если судить по: conf2010 Автор - спец по сибирским анархистам, человек левых, социалистических убеждений, по методологии - приверженец старой марксисско-ленинской парадигмы. Так что чему удивляться. Таких историков много.

barnaulets: Хмурый пишет: человек левых, социалистических убеждений, по методологии - приверженец старой марксисско-ленинской парадигмы Оно заметно. Интересно, что описание Сатунина не имеет ничего общего с его фото.

Сибирецъ: В жизни, конечно, всякое бывает, но чтобы кавалер Св Георгия и Георгиевского оружия был дегенератом, как-то сложно поверить.

Ратник: А помните широко известный случай,когда поручик Семеновского полка Л.Ф. Григорьев,член Союза Георгиевских кавалеров пришел в июне 1917 г. в штаб большевиков во дворец Кшесинской,встретился с Лениным, а затем во всеуслышанье объявил,что вступает в партию большевиков и в качестве вступительного взноса передает в партийную кассу все свои Георгиевские награды. Нонсенс...а ведь и такое было.

Алексей Елисеенко: Хмурый пишет: Автор - спец по сибирским анархистам, человек левых, социалистических убеждений, по методологии - приверженец старой марксисско-ленинской парадигмы. Так что чему удивляться. Таких историков много. Да там и список источников весьма бледен. В самом деле тот же Познанский, постоянно спорящий с Кадейкиным, нуждается в объективном анализе. Не скажу, что он откровенно лгал, но "выборочная оценка" для него характерна.

Алексей Елисеенко: barnaulets пишет: Интересно, что описание Сатунина не имеет ничего общего с его фото Тот ли это Сатунин?

Унтер: Тот самый Сатунин, единственный и неповторимый.

Алексей Елисеенко: Унтер пишет: Тот самый Сатунин, единственный и неповторимый. Может быть есть смысл рассмотреть его личность с тчк зрения архивных документов, а не совисториков типа Познанского и газеты ВСП.

Степаныч-Гуркин:

Степаныч-Гуркин: Огромное спасибо за такое неравнодушное отношение к истории! Восхищен Вашей эрудицией!

barnaulets: Сибирецъ пишет: В жизни, конечно, всякое бывает, но чтобы кавалер Св Георгия и Георгиевского оружия был дегенератом, как-то сложно поверить. Он кстати, еще и в университете учился.

Унтер: В Новороссийском...

Унтер: Вот здесь мой старший товарищ рассказывает о Д. В. Сатунине. Материалы о нем мы вместе собираем...http://www.amic.ru/news/116055/undefined

Кусков : Из рукописи М.Сукнева (ЦХАФ АК) ...Но вот появилась нежданная крупная, вооруженная до зубов офицерско-казачья-кулацкая банда есаула Шишкина, что вышла в августе из районов села Гилев Лог, Каменского уезда и пройдя близ Змеиногорска, приближалась к предгорьям Алтая. Семь сотен головорезов, преследуемые частями ЧОНа и Красной Армии двигались стремительно, оставляя за собой кровавый след. Заливин тотчас потребовал от секретаря партийной огранизации в Михайловском, чтобы он экстренно созвал партийное собрание. В результате обсуждения серьезного положения о банде, угрожающей возможно и этой волости, сформировали из добровольцев и коммунистов коммунистический отряд в пятьдесят конников, вооруженных винтовками, охотничьими ружьями. В тот же день, Заливин повел отряд к бывшей станице Чарышская, где соединился с отрядом ЧОНа под общим командованием начальника губмилиции, Федора Ивановича Архипова. Пока отряды изучали друг друга издали, настоящая банда хребтом проследовала незамеченной мимо Чарышской. Перейдя вброд стремительный Чарыш, высоко в горах встретили тридцать пять конных из горцев-коммунистов и тоже против банды. Пока знакомились, обсуждая план действий эта же банда уходила все дальше к монгольской границе. Гонка напряженнейшая. Упорная. Опасная. По горам сутками. От недокорма слабели лошади, а бандиты в каждом селе меняли лошадей на свежих, кормили овсом до отвала, принуждали жителей под дулами винтовок. Отряду ЧОНа численностью до двух сотен конников надо было задержать Шишкина до подхода главных сил ЧОНа. Группа разведчиков с Заливиным, спрямила путь на излучинах Чарыша, по берегу которого двигалась банда, и опередила на полчаса! Засела в засаде на скалах нависших над рекой. Пропустив головное охранение бандитов, отряд и разведка открыли дружный огонь по обозу в сорок повозок за которым двигалась основная конная группа. Шесть лошадей убиты. Ямщики, бросая сани груженные продовольствием и вещевыми комплектами обмундирования, зимней одеждой, разбежались. Но тут вся банда определив засаду красных, рассыпавшись в цепи, начала подниматься в гору ведя огонь с ходу. Оценив обстановку не в свою пользу, отряд отошел в глубь ущелий, но банду задержал еще на один час! Банда вернулась на дорогу, бежала преследуемая по пятам отрядом. И в тот же день между селами Коргон и Ключи, где Чарыш делает большую дугу, группа михайловцев и горцев, что присоединялись в пути, прекрасно ориентируясь на местности во главе с Заливиным, снова спрямила путь, опередив банду минут на пятнадцать, что дало возможность отряду подняться на утесы. Банда появилась внезапно и далеко внизу, что стрельба по ней оказалась мало эффективной - бойцы не имея опыта вести бои в горах, как правило мазали. Но если спуститься ниже, там нет удобной позиции. И вот враги остановились с обозом на лугу. Из-за отвесных скал они могли подобраться к коммунистическому отряду Заливина. Тогда там залегли три сотни стрелков и открыли стрельбу по отряду. В это время обоз и остальная конница галопом проскочила опасное место, но понесла серьезные потери от ответного огня: там падали убитые лошади, всадники, застывали в цепи бандиты... И там вдруг перестроились. Первая цепь выдвинулась резко вперед, очутившись перед засадой, открыла стрельбу. Остальные успели проскочить и скрыться за выступами скал. Маневр оказался удачным, но до тридцати бандитов остались лежать на дороге. Банду задержали еще на один час! У Шишкина серьезное превосходство в численности против комотряда, не меньше чем тройное и по вооружению с хорошим запасом патронов, но что странно об этом ни он, ни его разведка не подозревали, считая, что имеют дело с многочисленными силами ЧОНа, что и заставляло есаула уводить банду панически, чтобы оторваться. Перед Усть-Кумиром отряд пересек вброд здесь узкий и мелкий Чарыш и внезапно напал на банду с тыла. На реку и долину опустился густой туман. Чтобы не обнаружить свою малочисленность, комотрядцы вели стрельбу залпами. Но банда ведя стрельбу на ходу шаг за шагом, оттесняла отряд в гору в редколесье. В это время следом за бандой, из Коргона ни о чем не подозревая в лекгом ходке ехали двое уполномоченных Бийского ОГПУ. Еще больше отстав верхом на лошади, догонял отряд милиционер. Все они знали, что комотряды преследуют по пятам Шишкина. Им хотелось быть в нем во время боев, но потеряв ориентировку они попались ... бандитам! Раздев до нага, уполномоченных иссекли шашками вдоль и поперек, положили головой к горе. В этот момент милиционер напал на след отряда появился из тумана и пряняв своих за банду, выстрелил из винтовки - один из горцев свалился с лошади замертво. - Стой, бусурман! По своим стреляешь! - закричали из отряда. Но тот повернув назад лошадь. скрылся. Позднее этого типа уволили, признав его психически ненормальным. Наступила ночь. Небо - звездный круг - внизу в ущелье - тьма. Разведка остановилась перед речкой Усть-Кумир - левый приток Чарыша. И тут, наконец-то, встретилиась с главными силами ЧОНа. На рассвете отряд не задерживаясь проскочил село Усть-Кан. ..."

Хмурый: Воспоминания интересные, но какое отношение имеют к Алтайскому казачьему войску? Отряд есаула Д.Я. Шишкина - это крестьяне Славгородского, Змеиногорского, Павлодарского, Семипалатинского уездов и сибирские казаки средней части Иртышской линии (Павлодарского и Семипалатинского уездов). См.: Сибирская Вандея. Т. 1. Кстати, вопрос: присоединялись ли к отряду Шишкина казаки Бийской линии СКВ, они ведь от коммунистов очень сильно пострадали? Или уже некому было присоединяться?

Кусков : Это было на территории Бийской линии. (станица Чарышская). Знаю, что в комотрядах вроде были казаки. В первую парт ячейку вступил, например, Иван Николаевич Мокин, казачий урядник, фельдшер Карыпов. Вообще воспоминания СУкнева затрагивают предвоенные годы, войну, гражданскую войну и период репрессий. Все это в одном районе от Бийска до Чарышской. Жаль мне в свое время не удалось их взять почитать. Теперь довольствуюсь 10 страницами. По рассказам старожил, из Антоньевки уходили к Шишкину. В 50-х годах приезжали в гости на родину. Дети тех беженцев жили в 80-х в Восточном Казахстане. Если модераторы сочтут нужным, пусть перенесут мое сообщение в соответствующую тему.

Ратник: А нет ни у кого в цифре Долгополов.Алтайской казачье войско из Вестника первопоходника?

Ратник: Уважаемые алтайцы!А нет ни у кого фото Кайгородова?

barnaulets: Только такое

Ратник: Спасибо огромное,я и такого не видел. По описанию черты лица восточные (раскосые глаза и проч.) а здесь вполне европйский тип лица.Хотя,может ретушь...

Унтер: И вот такое. Правда качество "супер".

OigenP: Кусков пишет: Знаю, что в комотрядах вроде были казаки. В первую парт ячейку вступил, например, Иван Николаевич Мокин, казачий урядник, фельдшер Карыпов. Тамара Малеевская в другой теме (Офицеры Сибирского казачьего войска) пишет: Березовский НЕ был "родным дядей" Карыповых. Я снова спрашивала родственников, и они в очередной раз подтвердили, что это НЕ ТАК. Возможно, когда-то в пыльной древности и была какая-то отдалённая связь, но это настолько далеко и размыто - даже не "седьмая вода на киселе", что вообще не стоит об этом говорить. Просто чьё-то упорное желание примазаться к семье... Хоть и не по теме: о двух "примазывшихся к семье" Березовских Карыповых - http://srpo.ru/forum/index.php?topic=1711.msg207259;topicseen#msg207259 О других двух: "В конце учебного года я случайно увидел сидевших на скамейке у входа в сельский клуб своих учителей: директора школы Ширунова, преподавателя литературы Алексея Александровича Карыпова и учителя пения Николая Ивановича Карыпова. Ширунов был отличным художником. Он преподавал географию и свой рассказ на уроке сопровождал рисунками мелом на доске, показывал, как выглядит попугай, слон, кенгуру. Все это увлекало учеников, прочно запоминалось. Алексей Александрович - поэт, его стихи публиковались в журнале “Сибирские огни”, в редакцию которого он входил, в селе пели его частушки на местные темы. Николай Иванович – скрипач-самоучка. В селе у него было прозвище “Баядэрочка”, появившееся от того, что он исполнял на скрипке отрывки из оперы “Баядэра”. Никого из провожавших у клуба не было. Подошла телега (простой рыдван), в которую их посадили и увезли безвозвратно. После в книге о репрессированных было сказано, что они обвинялись как “китайско-японские шпионы”. Совершенно нелепое обвинение." - http://www.altudarnik.ru/arc/?a=1465 Карыпов Алексей Александрович Родился в 1904 г., Томская губ.; русский; учитель. Проживал: Быстроистокский р-н, с. Антоньевка. Арестован 28 сентября 1937 г. Приговорен: тройка при УНКВД по Новосибирской обл. 13 октября 1937 г., обв.: по ст. 58-2, 10, 11. Приговор: ВМН. Расстрелян 23 октября 1937 г. Реабилитирован 28 декабря 1956 г. военным трибуналом СибВО дело прекращено за отсутствием состава преступления Источник: Книга памяти Алтайского края Карыпов Николай Иванович Родился в 1906 г., Томская губ.; русский; учитель. Проживал: Быстроистокский р-н, с. Антоньевка. Арестован 6 июля 1937 г. Приговорен: тройка при УНКВД по Новосибирской обл. 13 октября 1937 г., обв.: по ст. 58-7, 10, 11. Приговор: ВМН. Расстрелян 23 октября 1937 г. Реабилитирован 28 декабря 1956 г. военным трибуналом СибВО дело прекращено за отсутствием состава преступления Источник: Книга памяти Алтайского края И еще один из "примазавшихся" Карыповых: Карыпов Николай Константинович Родился в 1912 г., Алтайский кр., Михайловский р-н, с. Антоньевское; русский; Маньчжурская телефонно-телеграфная комп., радист. Проживал: Китай, Манчжурия, г. Харбин. Арестован 17 сентября 1946 г. Приговорен: 28 декабря 1946 г. Приговор: 20 лет ИТЛ Источник: Книга памяти Свердловской обл.

Oigen Pl: Хмурый пишет: Штырбул А.А. К истории гражданской войны в Горном Алтае и Верхнем Прииртышье: «Сатунинщина» и ее ликвидация (1918–1920 гг.) см.: http://sibistorik.narod.ru/project/conf2010/shtyrbul-aa.htm Новая ссылка на эту статью - http://sibistorik.narod.ru/project/conf2010/039-shtyrbul.htm OigenP пишет: Хоть и не по теме: о двух "примазывшихся к семье" Березовских Карыповых - http://srpo.ru/forum/index.php?topic=1711.msg207259;topicseen#msg207259 Обновленная ссылка - http://forum.patriotcenter.ru/index.php?topic=1711.msg207259;topicseen#msg207259

Казак-Алтая: Казак-некрасовец пишет: PPS. Кто-нибудь читал книгу "Казачество Бийской линии в революции и гражданской войне". Барнаул, Изд-во АГУ, 2004? Долго ее искал, но достать так и не смог. Может там что-то есть по этой теме? Отличная книга! Есть она у меня. В.В. Исаева знаю и периодически созваниваюсь с ним.

Сибирецъ: Казак-Алтая пишет: Отличная книга! согласен! прекрасная книга

Ратник: Сибирецъ пишет: согласен! прекрасная книга Что-то не припомню,а в открытом доступе она была?Название знакомое...

Казак-Алтая: Ратник пишет: а в открытом доступе она была? В интернете не искал, а так продавалась в штабе Алтайского отдельского казачьего общества (реестрового) в г.Барнауле. Там я её и купил, но это было давно.

белый: Ратник пишет: Что-то не припомню,а в открытом доступе она была? Книга "Качачество бийской линии в револлюции и гражданской войне" продается в Барнауле в Книжном мире на Соц.проспекте.

Барабаш: Ратник пишет: Что-то не припомню,а в открытом доступе она была?Название знакомое... Исаев В.В. Казачество Бийской линии в революции и Гражданской войне. Монография / Науч. Ред. В.Н. Разгон. - Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2004. - 283 с.+ 24 с. Вкл. Впервые в отечественной историографии исследуется казачетсво Бийской линии в период событий 1917-1920 гг. На основе разнообразных источников, в том числе не публиковавшихся ранее, рассматривается территориальное, социально-экономическое и политическое положение казачества в 1917-1918 гг., его участие в Гражданской войне. Книга предназначена для научных работников, преподавателей и студентов исторических факультетов, а также для широкого круга читателей, интересующихся историей России. Издание осуществлено при финансовой поддержке есаула Игоря Михайловича Полунина. По вопросам приобретения книги обращаться по адресу:knoi@hist.dcn-asu.ru

Казак-некрасовец: Думаю, вопрос, с которого начиналась эта тема, сейчас можно тоже закрыть. В середине декабря 1919 года действительно в селе Онгудай на Алтае в ходе съезда антибольшевистских сил было провозглашено создание Алтайского казачьего войска, а атаманом был избран Д.В. Сатунин. Но, в первых числах января 1920 года Сатунин (главный продвигатель идеи "оказачивания") был убит. И на этом, собственно, АКВ, просуществовав около 3-х недель, и закончилось. Войсковая конструкция, объединявшая алтайцев и русских крестьян (в основном старообрядцев) оказалась никому не нужна. Во всяком случае, ни в одном документе, вышедшем из штаба А.П. Кайгородова (который следующие два года возглавлял борьбу с большевиками на Алтае) или из штабов подчиненных ему отрядов повстанцев, нет ни слова про АКВ и даже слово "казак" не употребляется. Вывод - АКВ реально не существовало - всё ограничилось принятием резолюции о создании войска.

Хмурый: Казак-некрасовец пишет: Сатунин (главный продвигатель идеи "оказачивания") Инициатором, несомненно, был А.П. Кайгородов. Д.В. Сатунин лишь перехватил у него инициативу. Казак-некрасовец пишет: ни в одном документе, вышедшем из штаба А.П. Кайгородова (который следующие два года возглавлял борьбу с большевиками на Алтае) или из штабов подчиненных ему отрядов повстанцев, нет ни слова про АКВ и даже слово "казак" не употребляется. Вывод - АКВ реально не существовало - всё ограничилось принятием резолюции о создании войска. Смею напомнить то, о чем писал выше: Хмурый пишет: В это время в Монголии подъесаул Кайгородов вспомнил о своем казачьем проекте 1919 года. В Оралго и Кобдо он обмундировал свой отряд в форму Алтайского войска, якобы утвержденную адмиралом Колчаком: черное обмундирование, желтые лампасы, папахи с желтыми же шлыками и т.д. Отправляя своего начштаба полковника В.Ю. Сокольницкого в командировку из Кобдо в Ургу, «атаман Алтайской сечи» поручил ему ходатайствовать перед бароном Унгерном о создании Алтайского казачьего войска, а проездом в Улясутае «отыскать, где находится прапорщик Калитин, и взять у него документы, касающиеся организации на Алтае казачества». Поэтому тема далеко не "закрыта". Нужно искать документы. Хотя бы какие-то крупицы.

Ратник: Барабаш пишет: По вопросам приобретения книги обращаться по адресу:knoi@hist.dcn-asu.ru И сейчас еще возможно ее достать?Сдается,что аннотация старая,книга-то в 2004 г. вышла уже...

белый: Казак-некрасовец пишет: Думаю, вопрос, с которого начиналась эта тема, сейчас можно тоже закрыть. В середине декабря 1919 года действительно в селе Онгудай на Алтае в ходе съезда антибольшевистских сил было провозглашено создание Алтайского казачьего войска, а атаманом был избран Д.В. Сатунин. Но, в первых числах января 1920 года Сатунин (главный продвигатель идеи "оказачивания") был убит. И на этом, собственно, АКВ, просуществовав около 3-х недель, и закончилось. Войсковая конструкция, объединявшая алтайцев и русских крестьян (в основном старообрядцев) оказалась никому не нужна. Во всяком случае, ни в одном документе, вышедшем из штаба А.П. Кайгородова (который следующие два года возглавлял борьбу с большевиками на Алтае) или из штабов подчиненных ему отрядов повстанцев, нет ни слова про АКВ и даже слово "казак" не употребляется. Вывод - АКВ реально не существовало - всё ограничилось принятием резолюции о создании войска. Тема отнюдь не закрыта. Господин Исаев нашел благодарных слушателей: http://ap22.ru/paper/paper_7770.html http://www.katun24.ru/news/news_22738.html

barnaulets: белый пишет: Тема отнюдь не закрыта. Господин Исаев нашел благодарных слушателей: Вы о разном говорите. В данной теме речь изначально шла о новообразованном в конце 1919 г. Алтайском казачьем войске (на территории Горного Алтая). Исаев же занимался и занимается казачеством Бийской линии, входившим в Сибирское казачье войско, станицы и поселки которого были разбросаны по югу нынешнего Алтайского края и к АКВ Сатунина не имевшим почти никакого отношения.

Oigen Pl: barnaulets пишет: Вы о разном говорите. Есть еще (как всегда ) и "третий путь" - "История Алтайского казачества. Алтайские казаки в XVIII – XIX веках", Барнаул, 2008 - http://pisatel.air-door.ru/?cmd=lib&author=ivonin_kolupaev

белый: Хмурый пишет: Затем в Западной Монголии в эту сотню могли перейти сибирские казаки-повстанцы из отряда подъесаула Д.Я. Шишкина Сегодня Александр Григорьевич Сыщенко подарил второе издание своей книги"Золотые годы сибирской и алтайской кооперации 1896-1921". Просил если возможно покопаться вокруг фамилии Шишкина. В частности у него в книге написано так: ...С 17 июля 1920 года в сводках 26-й дивизии военные действия в Семипалатинско-Славгородском районе называются "повстанческий фронт". В июле в донесении упомянут штабс-капитан Шишкин Дмитрий Яковлевич, из казаков, житель станицы Лебяжья, до войны служил топографом Омского военного округа, в 1901 и 19011 годах проводил рекогносцировку пограничной полосы с Китаем в районе Алтая и отлично знал приграничную территорию. Шишкин вел свой казачий отряд до 600 сабель прямо горами и в конце августа 1920 года в районе поселка Катон-Карагай перешел государственную границу и увел свой отряд в Китай...

Ратник: белый пишет: Александр Григорьевич Сыщенко подарил второе издание своей книги"Золотые годы сибирской и алтайской кооперации 1896-1921" А возможно где-то приобрести эту книгу? белый пишет: Просил если возможно покопаться вокруг фамилии Шишкина. Если не ошибаюсь,о Шишкине была большая статья В.А.Шулдякова в 5-м томе альманаха "БГ".

белый: Книгу приобрести можно у автора. Вы пришлите мне в личку Ваш почтовый адрес, я свяжусь с автором и переправлю Вам книгу.

ГончаровЮ.И.:

Oigen Pl: Тема с диалогами внутри нее попала на страницы издания, названного "альманахом" - "Шишкины в истории России. 1339-1905 гг." (Новокузнецк, 2016) - https://books.google.ru/books?id=aEYSDQAAQBAJ&pg=PA607&dq=%D0%90%D0%BB%D1%82%D0%B0%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BE+%D0%BE%D0%BA%D1%80%D1%83%D0%B3%D0%B0&hl=ru&sa=X&ved=0ahUKEwjngLi97JPQAhVL1SwKHWaWCXwQ6AEINDAF#v=onepage&q=%D0%90%D0%BB%D1%82%D0%B0%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BE%20%D0%BE%D0%BA%D1%80%D1%83%D0%B3%D0%B0&f=false

barnaulets: Будущий алтайский сепаратист, атаман АКВ и командующий белыми войсками в Горном Алтае, Дмитрий Владимирович Сатунин был, оказывается, популярной личностью, в 1915 году дважды попав на страницы журнала "Огонек": "Прапорщик Д.В. Сатунин, ранен". "Огонек", №25, 1915 г. (21 июня/4 июля). Он же под №47. Лазарет Военно-юридической академии в Петрограде. "Огонек" №27, 1915 г. (5/18 июля).



полная версия страницы