Форум » Борьба на всех фронтах » Алтайское казачье войско » Ответить

Алтайское казачье войско

Казак-некрасовец: В своей энциклопедии "Белое движение" (М.,2003) С.В. Волков утверждает, что в 1919 году было образовано Алтайское казачье войско. Единственный источник этой информации - статья 1972 года в "Первопоходнике" (Лос-Анджелес). Больше ни одного упоминания об этом войске найти не могу. Может кто видел какие-либо документы или мемуары подтверждающие создание АКВ? Буду признателен за подсказку.

Ответов - 63, стр: 1 2 3 4 All

Штабс-капитан: Насколько я знаю, было лишь пожелание о создании войска. В реальности оно создано не было. Впрочем эпопея Кайгородова, может считаться попыткой создания казачьей структуры на Алтае. Наверное коллеги с Алтая пояснят по теме гораздо больше

Булыжник: алтайцы - часть Сибирского КВ. 3-й Усть-Каменогорский отдел. Впрочем некоторые современные казачьи историки заявляют о Сапунине как о первом атамане АКВ. (Это из той же серии, что и рассказы о казаках до нашей эры). Штабс-капитан пишет: Впрочем эпопея Кайгородова Скорее ее можно посчитать за попытку создать войско постфактум, снизу. Однако официальных правительственных актов об организации АКВ нет. Не будем же мы принимать в расчет заявления безумца Унгерна. Вообще численость казаков на Алтае крайне низка, поэтому подобные проекты лучше называть прожектами На 1917 год было 3 станицы 1. Верх-Алейская, вместе с входящими в нее поселками 3205 человек обоего пола 2. Чарышская - 6078 3. Антоньевская - 1998 При этом на большинство из них при создан ии АКВ расчитывать было нельзя. Казаки декларировали лояльность СКВ. Остается только брать в расчет инородцев. Дезинформация о создании АКВ появилось в восспоминаниях А.Долгополова. Правда сей гражданин никакого касательства к Сибири не имел. Воевал во ВСЮР. Услышал басню о алтайской эпопеи и написал. Так вот по нему первым атаманом был Сапунин. затем он смешивает полусепаратиское правительство с правительством АКВ. дает списко его членов: Кайгородов, Аргамай, Гуркин. Пишет, что Колчак учредил и форму АКВ. папахи с желтым шлыком и шаровары с желтыми лампасами. В целом серьезно относится к такому источнику нельзя. Слишком уж в нем намешано и напутано

Казак-некрасовец: Да, я тоже склоняюсь к тому, что АКВ скорее всего плод эмигрантской фантазии. Но, есть два момента, которые все же настораживают. Первое - в некоторых советских мемуарах (например, Гордиенко "Ойротия") бойцы Алтайского конного дивизиона именуются "казаками". И второе, длительное время я считал, что Аму-Дарьинское войско тоже выдумка, но потом нашлись и архивные материалы и мемуары, подтверждающие его создание в конце 1919 года. Т.е. Колчак накануне краха мог подписать все что угодно, в т.ч. и указ о создании АКВ. РS. Почему СаПунин? На самом деле - штабс-капитан Дмитрий Сатунин. PPS. Меня чрезвычайно интересует тема создания (и попыток создания) новых казачьих войск в годы гражданской войны. Ежели кто интересуется - пишите, буду рад наладить контакт.


Штабс-капитан: Казак-некрасовец пишет: Аму-Дарьинское войско тоже выдумка, но потом нашлись и архивные материалы и мемуары Интересно. А не поделитесь? В библиотеку форума?

Булыжник: Казак-некрасовец пишет: Почему СаПунин Это закидон мозга. Конечно же Сатунин Касательно подпист Колчака. Он мог подписать, что угодно. Но согласитесь между подптсью бессильного правителя и реаотной организацией есть большая разница

Казак-некрасовец: Да, понятно, что от указа о создании войска до реального воплощения - дистанция огромного размера. Очевидно, что никаких структур Алтайского каз. войска создано не было (даже Кайгородов в своих воззваниях никогда не именовал себя его атаманом). Указ Колчака о его создании (если таковой был) интересен тем, что в нем может содержаться информация о том, каким будущее войско виделось инициаторам этой затеи – территория, состав (только алтайцы или еще казаки Бийской линии и старообрядцы?). Что касается Аму-Дарьинского войска, то тут все реально. Структуры были созданы т.с. снизу, а затем все было оформлено указом Колчака. Это подтверждает Гинс в своих мемуарах "Сибирь, союзники и Колчак" (у меня издание: М., Крафт+, 2007, в нем с. 474). PS. Штабс-капитану - Ксерокопии подготовительных бумаг из канцелярии Походного атамана всех казачьих войск по этому вопросу у меня есть. Если интересует могу отсканировать (быстро не обещаю, но сделать сделаю) и прислать (по какому адресу?). Или разместить их на форуме? PPS. Кто-нибудь читал книгу В.В. Исаева "Казачество Бийской линии в революции и гражданской войне". Барнаул, Изд-во АГУ, 2004? Долго ее искал, но достать так и не смог. Может там что-то есть по этой теме?

Булыжник: Казак-некрасовец пишет: Это подтверждает Гинс в своих мемуарах Действительно так. Только Гинс в своих мемуарах не знает был ли доставлен указ Колчака до места Казак-некрасовец пишет: В.В. Исаева "Казачество Бийской линии в революции и гражданской войне". Барнаул, Изд-во АГУ, 2004 Редкая книга. В свое время за ней тоже гонялся. Но увы

Штабс-капитан: Казак-некрасовец пишет: прислать (по какому адресу?). Или разместить их на форуме? Как вам будет удобно.

Казак-некрасовец:

Казак-некрасовец:

Белик Сай Хан: Казак-некрасовец пишет: Кто-нибудь читал книгу В.В. Исаева "Казачество Бийской линии в революции и гражданской войне". Барнаул, Изд-во АГУ, 2004? А ведь видел ее как то в сети в виде открывков давненько уже. И на алибе точно продавалась.

Белик Сай Хан: Честно говоря, кажется АКВ - это прожект, подобный УКВ. Есть же известный док. Протокол совещания представителей учреждений г. Бийска [...] об оказании помощи жителям казачьих станиц Бий-ского уезда: Маральевской, Чарышской, Слюдянской и Сосновской по уборке хлебов, вследствие того, что в означенных станицах все мужское население от 17 до 50 лет в августе месяце с.г. вырезано разбойными бандами красных.[/b] Т.исть из кого создавать АКВ? Ведь даже старики уходили с Сатуниным в горы и все равно отряд не превышал нескольких сотен бойцов.

Казак-некрасовец: О ситуации со станицами Бийской линии я, конечно же, знаю. Но включение уцелевших местных казаков, так же как старообрядцев Горного Алтая в АКВ, это предположение, а не утверждение. По всем материалам выходит, что войско планировалось создавать преимуществено (или исключительно?) из алтайцев. Кстати, видел в некоторых советских публикациях, что бойцов Алтайского отдельного туземного конного дивизиона именовали не иначе как "казаками" (по-моему уже в 1918 году, во времена существования Каракорумской управы).

Perseus: Где-то у меня валяется статья, бывшая в трех номерах башкирского журнала "Ватандаш" о попытке создания Башкирского казачьего войска в 1920 г. в Забайкалье. Если надо - поищу...

Казак-некрасовец: Уважаемый Perseus! Спасибо за отклик. Материалы поручика Таганова (он же Галимьян Таган) о Башкирском казачьем войске, опубликованные в "Ватандаше", у меня есть. Вообще, о БКВ материалов собрано довольно много, в т.ч. есть и приказы Семенова. Более-менее понятна и боевая деятельность. Все это будет использовано в работе о создании и попытках создания новых казачьих войск в 1917-1922 гг. - если, конечно, ее удастся довести до ума. PS. Заглядывал как-то давно на Ваш сайт - помню, что там в сочинении ген. Зуева не хватало каких-то страниц. Если по-прежнему нужны - напишите, могу прислать.

Скальд: Уважаемые коллеги Если информация не секретная, давайте ее в библиотеку?

Posad: Казак-некрасовец Казаку-некрасовцу: прошу написать по адресу Posad1968@rambler.ru Посадскому А.В. Ваша тема очень интересна, приходилось заниматься некоторыми аспектами.

Скальд: Posad пишет: Ваша тема очень интересна, приходилось заниматься некоторыми аспектами Не поделитесь аспектами с форумчанами?

Кусков : На этой фотографии в нижнем правом углу - фото последнего казачьего атамана станицы Антоньевской - Кускова Якова Николаевича. На самой фотографии запечатлены казачки ст. Антоньевской (крайняя слева - первая жена атамана). Как фото атамана приклеилось к фото казачек - мне не известно.

Хмурый: Алтайское казачье войско. Инициатива его создания, судя по всему, принадлежала А.П. Кайгородову. В мае 1919 г. при передислокации Алтайской отдельной конной сотни (укомплектована добровольцами-алтайцами) из Бийска в Омск на станции Татарской два ее младших офицера: прапорщики Александр Кайгородов и Пантелеймон Путьковский, – учинили пьяное буйство, за что оба были разжалованы командующим войсками Омского военного округа в рядовые. А.В. Колчак 24 июля 1919 г. утвердил это разжалование. Вероятно, именно этот крах карьеры стимулировал активность Кайгородова в направлении казачества. Он подал по начальству докладную записку с предложением перевести алтайцев в казачество и создать из них «областное (не линейное)» казачье войско с функциями защиты госграницы и укрепления за Россией Урянхайского края. Им была организована приговорная кампания на местах: «инородческие» общества (общины) Горного Алтая на сходах выносили решения о переходе в казачье сословие. В сентябре 1919 г. уже имелись соответствующие «приговоры от большинства алтайцев». С ними Кайгородов приехал в Омск и добился от Походного атамана казачьих войск генерала А.И. Дутова разрешения на формирование на Алтае инородческих казачьих полков. В связи с крахом колчаковского режима съезд алтайцев и русских старожилов в декабре 1919 г. в с. Онгудай, на Чуйском тракте, избрал Горно-Алтайскую управу. Кайгородов приступил к формированию для управы вооруженной силы: «Чуйского полка». Однако затем руководство обороной Горного Алтая от красных было перехвачено у него капитаном Д.В. Сатуниным, который попытался сформировать Алтайское правительство, свести все белые части, отступившие в Горный Алтай, в Алтайскую конную дивизию, призвал калмыков (южных алтайцев) «собирать дружины» против красных. Не был забыт и казачий вопрос. Не то Сатунина избрали войсковым атаманом Алтайского казачьего войска на съезде алтайцев и русских в с. Онгудай во второй половине декабря 1919 г., не то он сам объявил себя атаманом. Так или иначе, но Кайгородов сильно возмутился, т.к. «считал себя более правомочным лицом», ведь именно он был организатором приговорного движения, имел полномочия на перевод алтайцев в казачество от самого Дутова. Но Кайгородов к приходу отряда Сатунина в Онгудай успел набрать в свой Чуйский полк только 70 алтайцев. К тому же Сатунин повел себя умно: назначил Кайгородова своим 2-м помощником («2-м генерал-квартирмейстером командующего войсками Алтайского округа») и несколькими приказами произвел его из прапорщиков в штабс-капитаны «с переименованием в подъесаулы по иррегулярной кавалерии Алтая» (по некоторым данным, Сатунин сначала восстановил Кайгородова в чине прапорщика). Атаманство Сатунина длилось, однако, всего несколько дней. 4 января 1920 г. он был смертельно ранен в голову делегатом Георгиевского эскадрона подхорунжим Надеиным (выстрелом из Нагана, Надеин повешен) и через четыре часа скончался. Командование войсками Алтайского округа (до 2200 чел.) принял первый помощник Сатунина капитан 2-го ранга Б.М. Елачич. Но вскоре он заболел тифом. И в начале февраля 1920 г. Горно-Алтайская управа назначила командующим подъесаула А.П. Кайгородова. Приказом от 10 – 12 февраля 1920 г. он сформировал новый штаб. Примерно в это же время к его отряду впервые присоединились настоящие казаки: сибирцы, пришедшие из Шарасумэ. Конечно, в то время Елачичу и Кайгородову было не до оказачивания. Тиф, морозы, голод, дезертирство… 19 апреля 1920 г. Кайгородов с остатками отряда пересек госграницу. После неудачной летней 1920 года вылазки на Чуйский тракт Кайгородов вернулся в Западную Монголию и обосновался на зимовку в местности Оралго (150 – 180 верст севернее г. Кобдо) по р. Кобдо, образовав там, по определению В.Ю. Сокольницкого, «Алтайскую сечь». 29 марта 1921 г. Кайгородов занял г. Кобдо, превратив его в свою базу. Объявив в Кобдоском округе мобилизацию русских подданных, он сформировал «Сводный русско-инородческий отряд войск Горно-Алтайской области» (три конные сотни, команда разведчиков, пулеметная команда, — всего до 500 чел.). В это время в Монголии подъесаул Кайгородов вспомнил о своем казачьем проекте 1919 года. В Оралго и Кобдо он обмундировал свой отряд в форму Алтайского войска, якобы утвержденную адмиралом Колчаком: черное обмундирование, желтые лампасы, папахи с желтыми же шлыками и т.д. Отправляя своего начштаба полковника В.Ю. Сокольницкого в командировку из Кобдо в Ургу, «атаман Алтайской сечи» поручил ему ходатайствовать перед бароном Унгерном о создании Алтайского казачьего войска, а проездом в Улясутае «отыскать, где находится прапорщик Калитин, и взять у него документы, касающиеся организации на Алтае казачества». Сибирские казаки входили в 1-ю сотню отряда Кайгородова (командир сотни подъесаул Шестаков). Часть из них отступила из Семипалатинска в Китай и через Синьцзян (через города Чугучак и Шарасумэ) пришла в феврале 1920 г. к Кайгородову. Затем в Западной Монголии в эту сотню могли перейти сибирские казаки-повстанцы из отряда подъесаула Д.Я. Шишкина и из «Народной дивизии» подхорунжего С.Г. Токарева. 1-я сотня, насчитывавшая около ста всадников, была наиболее боеспособной частью отряда. Неудачный штурм монастыря Саруль-гунь у оз. Толбо (Кобдоский экспедиционный отряд К.К. Байкалова, он же Некундэ), ссора с ген. А.С. Бакичем, поражение на Чуйском тракте (у с. Кош-Агач 27 сентября 1921 г.), – все это заставило Кайгородова круто поменять политический курс. Он разрешил желающим уйти (эта часть отряда во главе с Сокольницким ушла в Северный Китай, где была интернирована), а сам , будучи приглашен крестьянами с. Онгудай, со 148 добровольцами, в основном алтайцами, двинулся Курайской тропой в глубь Горного Алтая. На этом закончилось его участие в Белом движении и эксперимент оказачивания, и начался новый период: война за «право трудового народа свободно трудиться», в которой он и потерял свою голову (в буквальном смысле). Сатунин и Кайгородов не были настоящими войсковыми атаманами. Алтайское войско осталось прожектом. Но попытка оказачить алтайцев имела место, и почва для такого оказачивания была. Через отряд Кайгородова в 1920 – 1921 гг. прошли сибирские, енисейские и оренбургские казаки. «Природный партизан» Кайгородов по типажу своему был «настоящим казачьим атаманом времен XVII – XVIII веков». Источник: Шулдяков В.А. Алтайское казачье войско: к истории нереализованного проекта (1919 – 1921) // Казачество Сибири: от Ермака до наших дней (история, язык, культура): Сб. материалов Междунар. научно-практ. конф. – Тюмень: ООО «Печатник», 2009. – С. 213-216.



полная версия страницы