Форум » Общественная жизнь Сибири, города и веси » Жизнь обывателей в городах Сибири » Ответить

Жизнь обывателей в городах Сибири

Сибирецъ: Из дневника Зиновьева, ротмистра Казанской стрелковой дивизии. 7 ноября 1918 г., г. Ново-Николаевск. "Невольно поражает уклад местной жизни. Как мало коснулась эта война здешних обывателей! Произошла революция и почти никаких изменений в бытовых рамках населения не внесла. Никаких лишений или стеснений сибиряки за эти годы не испытывали. Живут почти так, как жили и до войны. Народ очень сердечный и гостеприимный"

Ответов - 164, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 All

Oigen Pl: Дефицит товаров и быстро растущая дороговизна создавали иллюзию возможности быстро обогатиться. Символом этой иллюзии стал «спекулянт». Весь период Гражданской войны «спекулянты» были главными персонажами хроник и фельетонов сибирских газет. Вот один из фельетонов, опубликованный в газете «Алтайский день»: Я спекулянт - торговец «честный». Товар и совесть - все продам; Был я лишь лавочник безвестный, А ныне - кум я королям <...> Кому реакция помеха, А мне отличная еда И глад, и мор - моя утеха - Мила мне всякая беда... <... > Борьба со мною невозможна - Живуч, как царский интендант - И всем признаюсь я не ложно: «Я - спекулянт, я - спекулянт! - http://cyberleninka.ru/article/n/ot-mala-do-velika-spekuliruyut-na-chem-tolko-vozmozhno-gorodskie-rynki-v-beloy-sibiri-1918-1919-gg#ixzz2qphSHIKd

Oigen Pl: Там же: Корреспондент «Нового алтайского луча» так описывал сельский базар в селе Легостаево: «Достаточно посмотреть в базарный день на площадь - торгуют спекулянты приезжие и доморощенные. Продают ситец, кожевенные товары, нитки, солдатские ватные гимнастерки, солдатское белье, шинельное сукно <.> Спекулируют у нас почти все, не только приезжие (так называемые гастролеры) и местные крестьяне, но есть слухи, будто бы этим делом занимаются даже члены волостной земской управы. Они втихомолку покупают пшеницу, мелют ее и продают с большой выгодой для себя. Дело дошло до того, что если нужно купить для себя провизию, то обязательно обращение к посредничеству спекулянтов, а то они все равно купить не дадут» ... В начале июля на улице Барнаула был задержан житель села Лебяжьего Клочковской волости с бочонком самогона. Вскоре была конфискована самогонка у торговавшего на пристани В.В. Бреева. 10 июля милиция обнаружила 6 ведер самогона в разных частях города. 12 июля у жителей Бобровского затона - 60 ведер самогонки и 400 ведер браги; у некоего Бабичева - 3,5 ведра казенного вина. Бабичев был очень удивлен, что спиртное конфискуется в Барнауле, поскольку в Змеиногорске оно продавалось совершенно открыто. В ночь на 12 июля милиция задержала жителей села Черемновского Орлова и Навочихина с возом, в котором были спрятаны 10 ведер самогонки. У неких Еригилова и Кондырева были найдены З баклачи от самогонки. Оказалось, что самогонку они привезли для продажи. У некоего Васильева на толкучке было обнаружено З бутылки самогонки, у Жданова - три четверти, у Чернутского - З баклачи. У жителей Бобровского затона было обнаружено 12 винокуренных аппаратов, 60 ведер самогонки и 400 ведер хлебной браги. Всего было арестовано 10 человек. Корреспондент «Жизни Алтая» сообщал: «Во многих деревнях продолжается усиленное винокурение, и на самогонку тратится тысячи пудов хлеба. Так, например, в селе Белоярском Барнаульского уезда еще недели за две до Петрова дня оба берега речки буквально были окутаны дымом от самосидочных аппаратов. Почти все семьи села имели свой завод либо в бане, либо на реке. Во время праздников поголовно все были пьяны, сами крестьяне сознаются, что такого разгула не было даже во время продажи “романовской водки”» - http://cyberleninka.ru/article/n/ot-mala-do-velika-spekuliruyut-na-chem-tolko-vozmozhno-gorodskie-rynki-v-beloy-sibiri-1918-1919-gg#ixzz2qpiXrgut

белый: Из плакатов развешанных по Барнаулу со списками лиц лишенных избирательных прав (Видимо 1932 год)

белый:

белый:

Oigen Pl: Списки врачей, пребывающих "в научной командировке в Томске" вряд ли "развешивали". Их списки и набраны не типографски.

Алексей Елисеенко: В Омске даже при большевизме жизнь била ключом.

iii: Один из моих предков, родной брат моей прабабушки, был известным сибирским писателем. Вчера, наконец, нашла, точнее мне прислали из иркутской библиотеки "Хроники Приангарья" один из его рассказов. Он о тяжкой жизни сибирской бедноты конца XIX века. Сильный рассказ... Конечно, не про ГВ... Но про сибирский быт... На моём сайте http://sundry.wmsite.ru/mojagenealogija/moi-sibirskie-predki/prodolzhenie/svoim-sudom/ Это дочерняя страничка а выход на неё из статьи "От моих сибиряков" http://sundry.wmsite.ru/mojagenealogija/moi-sibirskie-predki/prodolzhenie/ (в середине статьи). Хотелось поделиться...

iii: С художником Чорос-Гуркиным мои предки, похоже, общались. Я уже писала, что в нашем доме сохранилась его картина. Я, естественно, интересуюсь этим человеком. Попалась статья в газете "Сибирская жизнь" 27.12.1915

ГончаровЮ.И.: Публикую заметки П.А.Казанского (1919г.)

ГончаровЮ.И.: Продолжение:

Сибирецъ: сегодня вычитал в личном деле одного интенданта армии Колчака. Ситуация относится к марту-апрелю 1919 г., Урал: покупкой или реквизициями заниматься не приходилось, на нужды батальона крестьяне сами несли продукты в достаточных количествах.

Новоалтаец: Семья Федуловых:

Oigen Pl: "Прожиточный минимум в Барнауле в октябре 1918 г. составил 193 рубля, а в феврале 1919 г. уже 326 рублей" - на стр. 41 в издании Леонида Ивановича Боженко "Из истории революций в России, первая четверть XX в.", Томский государственный университет, 1996.

iii: У меня занятная информация... Теперь ясно, что картина Чорос-Гуруина в нашем доме появилась не случайно. Обнаружила я среди открыток моей бабушки девичий портрет, который, как удалось установить, является портретом дочери Чорос-Гуркина Марии. Видела я эту открытку давным-давно, но как-то на связывался этот портрет с именем знаменитого алтайского художника. И вот, перебирая реальные открытки, обратила внимание на запись на обороте. Адресована открытка сестре моей бабушки с редким именем Дросида. Близкие называли её Дросей. Обсудили мы идею со Светланой Тирской, с которой у меня давно завязались дружеские отношения. Я ведь не знала даже были ли дочери у Григория Ивановича Чорос-Гуркина. Светлана связалась с правнучкой художника и теперь немало людей, интересующихся жизнью известного алтайца очень рады увидеть портрет его дочери.

Сибирецъ: Очень интересно!

iii: Для тех, кому интересно, выкладываю несколько открыток 1907 года. Можно поразмышлять о сестрах моей бабушки Раисе Алексеевне) и самой Раисе. Она тогда заканчивала Мариинскую женскую гимназию в Томске. Её сёстры: Анна, Дросида (Дрося) и Лидия. А на открытках Комиссаржевская в роли Маргариты (Фауст)...

Сибирецъ: отчасти завидую Вам...Вам удалось сохранить столько фотографий. а у меня от родни и предков почти ничего не осталось - поголовные аресты, жизни-то свои не все предки сохранили, что там говорить о фотографиях.

iii: Среди моих предков тоже немало погибших... Не так давно получила, наконец, сведения о гибели деда Иннокентия Ивановича Дьякова в тюрьме в Алма-Ате. А ещё к тем, кто заглянул, вполне риторический у меня вопрос... Как Вы думаете, почему мой, вполне состоятельный предок, прадед Алексей Егорович Фонарёв, раскидал своих дочек по разным городам учиться? Раиса в Томской Мариинской гимназии. Анна в Барнауле в частной гимназии Дрося в Бийске, а потом 8-ой педагогической класс окончила в Барнауле... Про Лидию пока не знаю. Она чуть постарше... В 1907 году ищет "места"... в Томске, в Бийске, в Барнауле... Занимается революционными делами с Куйбышевым... Как-то не типично для купеческих дочек... Как Вы думаете?

iii: Хочется мне сказать здесь СПАСИБО Юрию Ивановичу Гончарову и Наталье Владимировне Якимовой (из СПб). Они помогли мне получить информацию о студенческих годах моего дедушки и фотографию того периода. Первое фото Иннокентия Ивановича 1891 , второе 1910 года А ниже фотографии тюрьмы № 1 в Алма-Ате, где уморили дедушку:



полная версия страницы