Форум » Сибиряки в Первой Мировой войне » Восстание казахов против русской власти в 1916 году. » Ответить

Восстание казахов против русской власти в 1916 году.

alexei: Восстание казахов 1916 года во главе с Амангельды Имановым, против русской власти. Лидер восставших мятежников Амангельды Иманов родился в 3 апреля 1893 года в Кайдаульской волости Тургайского уезда.Казах из рода кипчак Среднего жуза.Его дед Иман известен тем,что принимал активное участие в восстании хана Кенесары против русских в 1837-1847 г.г. До 12 лет Амангельды учился в аульном мектебе,после в медресе имама Абдурахмана.Освоил арабский,турецкий,персидский языки.Еще до восстания 1916 года был известен как противник колониального режима.В 1896-1908 г.г. царское правительство неоднократно сажало его его в тюрьму считая неблагонадежным. По указу царя Николая Второго от 25 июня 1916 года "О реквизиции" предполагалось мужское население "инородцев" -Казахстана и Средней Азии в возрасте от 19 до 43 лет мобилизовать на тыловые работы.Должно было быть призвано 400 тыс.Делалось это вопреки обещанию царских властей не брать местное население в солдаты.Стихийно началось одно одно из самых знаменитых восстаний 20 века в Казахстане и Средней Азии. В начале июля почти во всех регионах Казахстана начались стихийные выступления,вскоре переросшее в вооруженное восстание.Восстания вошли в историю под названиями "Западно-Казахстанское восстание", "Cырдарьинское восстание","Каркаринское восстание","Семейское восстание","Акмолинское восстание","Семиреченское восстание","Тургайское восстание".Первыми удар на себя приняли волостные управители,аульные старшины,поджигались их дома и канцелярии,уничтожалось делопроизводство и списки мобилизованных.По мере развития событий действия повстанцев становились решительнее.Поджигались почтовые станции,уничтожались телеграфные линии,участились нападения на полицейские и казачьи отряды. Сжигали русские поселения. Казахи убивали русских переселенцев, включая мужчин, женщин, стариков и детей, часть забирали в плен и рабство. Уже летом 1916 года в волостях перешли к самоуправлению,избирали ханов,предпринимались попытки образования собственных административно-правовых институтов,независимых от России.В Семипалатинском уезде вооруженное сопротивление приняло массовый характер уже в июле-августе 1916г.Повсеместно организовывались повстанческие отряды,вооруженные пиками,охотничьими ружьями,холодным оружием.17 июля в Семиречье и Туркестанском крае было объявлено военное положение.Царские власти перебрасывали сюда крупные военные силы,укрепляли военные гарнизоны. По указанию Туркестанского генерал-губернатора Куропаткина и военного губернатора Семиречья Фольбаума создавались вооруженные отряды из числа русского населения.Только на подавление восстания в Семиреченский регион было направлено 95 рот в 8750 штыков, 24 сотни в 3900 сабель,16 орудий,47 пулеметов,которые уничтожили десятки казахских аулов.Крупные столкновения произошли в в урочище Асы,Каркара,в р-не ст.Самсы,Кастека,Нарынкола,Чарына,Курама,в Садыр-Матайской волости Лепсинского р-на и др.местах.В Семипалатинском и Акмолинском уездах против восставших действовали 12 кавалерийских сотен,11 усиленных пехотных рот.В аулах и городах производились массовые аресты всех "подозрительных",военно-полевые суды "пачками" выносили смертные приговоры.По имеющим данным, в Туркестанском регионе приговорили к смерти 347 чел.,к каторжным работам -178,к тюремному заключению-129.Это не считая тех,кто без суда и следствия был убит карательными отрядами на месте.Восстания были жестоко подавлены. В целом,национально-освободительное движение 1916 года в Казахстане было мононациональным,за исключением южных областей (Семиречья и Сырдарьинской обл),где наряду с казахами в восстании участвовали уйгуры,узбеки,киргизы,дунгане. Но самым длительным и упорным было Тургайское восстание,которое колонизаторы так и не смогли подавить,возглавляемое Амангельды Имановым,охватившее Тургайское и Иргизское уезды,где было создано около 20 отрядов.Число участвовавших в восстании сарбазов (воинов) составляло 50 тыс.чел. А.Иманов сумел создать стройный дисциплинированный военный организм.Во главе каждого из подразделений были поставлены онбасы(десятник),елубасы(пятидесятник),жузбасы(сотник),мынбасы(тысячник).Был сформирован отряд мергенов(снайперов).А.Иманов был избран сардаром-главнокомандующим войсками. 17 октября 1916г.повстанцы осадили Карабутак в Актюбинском уезде,на следующий день атаковали карательный отряд около оз.Кожекуль.После упорных боев царские войска были вынуждены отступить.21 октября 4 000 повстанцев вели бой в р-не оз.Татыр с казачьими и полицейскими отрядами.23 октября окружили г.Тургай.Командующий войсками Казанского военного округа телеграфировал военному министру о том,что"положение в Тургайском и Иргизском уездах быстро ухудшается.С Тургаем прервана не только телеграфная связь,но и прекращено всякое сообщение.Тургай обложен,Иргиз окружается".Одновременно сообщалось,что повстанцы овладев Тургаем и Иргизом намерены прервать железнодорожное сообщение по линии Оренбург-Ташкент.Царским правительством был сформулирован специальный экспедиционный корпус под командованием генерала Лаврентьева,в который вошли части,снятые с фронта.Корпус,в составе которого 17 стрелковых рот,18 казачьих сотен,4 кавалерийских эскадронов,18 орудий,10 пулеметов и проч., начал наступление сразу с трех сторон-из Костаная,Актюбинска,Челкара.Для борьбы с повстанцами из Самары выступила новая карательная экспедиция генерала Макарова,к которой присоединили части из Оренбурга. Несмотря на плохое вооружение казахи нападали на войска карателей широко применяя партизанские методы. 22 ноября на ст.Ульга 4 000 повстанцев столкнулись с карательным отрядом.Из донесения штаба Казанского военного округа "казахи приняли военный строй,колонны идут уступами,атакуют лавой,на отдыхе охраняются заставами и разъездами,высылаемые за 25 верст".30 ноября повстанцы числом до 5 000 чел получив сведения о движении отряда полковника фон Розена,выступили ему навстречу "несмотря на открытый артиллерийский,пулеметный,ружейный огонь казахи продолжали наступление"-докладывал царю начальник ген.штаба.Первым карательным отрядам,выступившими из Костаная в направлении Бетпак-Кара преградили путь повстанцы 2х Наурзумских волостей численностью до 2 000 чел.!3 января 1917г. в урочище Шошкалы-Копа,а 14 января в урочище Куюк-Копа произошли бои,вынудившие карательные отряды отступить.В середине февраля 1917г.отряд полковника Тургенева предпринял наступление на укрепленную базу повстанцев в р-не Бетпак-Кара.22-24 февраля повстанцы вступили в последнее сражение с русскими войсками в р-не Дугал-Урпек.Сражаясь с исключительным упорством,повстанцы медленно отступали в глубь степи.Во время отступления казахов по льду Тургая русские убили несколько сот детей,женщин,стариков.В конце февраля казахи начали наступать и русские отступили,оставив Дугал-Урпек.Сарбазы Амангельды заняли г.Тургай.Царской России так и не удалось подавить восстание казахов,но социально-экономическое положение казахского аула резко ухудшилось.Многие хозяйства были разграблены карательными отрядами,часть повстанцев были вынуждены откочевать в сопредельные страны.Численность казахов в Российской империи к 1917 году сократилось на 600 тыс.чел. Восстания 1916 года занимает особое место в истории многовекового национального движения казахского народа.В условиях империализма и Первой Мировой войны,Амангельды Иманов и другие руководители восстания подняли народ на борьбу за независимость,которую начали в свое время Срым Датулы,Жанкожа Нурмухамедулы,Есет,Исатай Тайманов,Махамбет Отемисулы,Кенесары и Наурызбай Касымовы. В 1918 г.А.Иманов активно участвовал в установлении советской власти в Тургайском уезде,был военным комиссаром уезда.В годы гражданской войны формировал в Казахстане национальные красноармейские части,помогал партизанам в тылу войск Колчака.После ликвидации советской власти в установлении Советской власти в Тургае и Тургайской области, был военным комиссаром Тургайского уезда. Вступил в ряды членов РКП(б) под влиянием Алиби Джангильдина, участвовал в работе областного съезда Советов (Оренбург, 1918). В июле 1918 года во главе группы советских работников проводил выборы аульных и волостных Советов. Во время Гражданской войны совместно с Джангильдиным формировал первые в Казахстане казахские национальные красноармейские части, помогал красным партизанам в тылу войск Колчака. В ноябре 1918 года отряд под руководством Амангельды Иманова и Джангильдина овладел городом Тургай. С переходом армии Колчака в наступление на Восточном фронте (весной 1919) алаш-ордынцы подняли антибольшевистское восстание. Амангельды Иманов был арестован представителями «Алаш-Орды» и 18 мая 1919 г. расстрелян в Тургае. Имел двух сыновей-Рамазана и Шарипа.

Ответов - 44, стр: 1 2 3 All

alexei: Для усиления частей Казанского военного округа в октябре 1916-го года в Уральском казачьем войске были сформированы новые четыре особые казачьи сотни, две из которых - 5-я и 6-я под командованием есаулов П.А. Щепихина и Логинова соответственно, вошли в экспедиционный отряд генерала А.Д. Лаврентьева и участвовали в подавлении беспорядков. Так же в Ферганской области дислоцировалась 4-я Уральская отдельная казачья запасная сотня, которая совместно с другими частями округа прекращала волнения казахов.

alexei: Восстание сартов в Средней Азии в 1916 г. Восстание вспыхнуло в Туркестане вскоре после провозглашения «манифеста о тыловых работах», — вначале Ферганской долине и на других территориях бывшего Кокандского ханства (4 июля 1916 года в Ходженте), где исламский фанатизм и антирусские настроения были традиционно наиболее сильными. Началось оно практически одновременно в нескольких десятках населённых пунктов, что ясно говорит о связи и координации между восставшими. Почти повсеместно в сартовских землях (говоря современным языком — на землях оседлых узбеков) восстанием руководили муллы и дервиши. Их лозунгами были: «Долой белого царя и русских». «Убьем русских и создадим мусульманское государство». Поскольку в Ферганской долине русские жили в основном в городах, то на первых порах жертвами восставших мусульман стали приставы, немногочисленные полицейские и чиновники почтового и телеграфного ведомства — несколько десятков человек. Убивали зверски и напоказ. Войско Касым-Ходжи, по сути, вырезало всех попадавшихся ему в руки русских. Действия повстанцев привели к прекращению телеграфной связи между русскими городами в Туркестане и центральными районами России. 17 июля 1916 г. в Туркестанском округе было объявлено военное положение. Восстание Ходими Джамолак в Ходженте стало отправной точкой для дальнейших выступлений в других районах Средней Азии. Только во второй половине июля 1916 года произошло 25 выступлений в Самаркандской области, 20 выступлений в Сырдарьинской области, а лидировала по количеству выступлений Ферганская область – здесь произошло 86 мелких восстаний. 17 июля 1916 года в Туркестанском военном округе было объявлено военное положение. Восстание быстро приняло интернациональный характер, охватив не только оседлое таджикское население Самаркандской области и узбекское население Ферганской области, но и киргизов, казахов и даже дунган. Не только мобилизацией были недовольны жители Средней Азии. Они были в целом очень недовольны политикой Российской империи в Туркестане. Во-первых, с 1914 года в регионе проводилась массовая реквизиция скота на нужды фронта, причем скот реквизировался за мизерные компенсации, составлявшие 1/10 от его реальной стоимости. Местные жители рассматривали эти реквизиции как банальный грабеж царских чиновников. Во-вторых, что также немаловажно, на протяжении предыдущего десятилетия, начиная с 1906 года - по Столыпинской аграрной реформе - осуществлялось массовое переселение крестьян из центральных районов России в Туркестан. Для нужд переселенцев было выделено более 17 млн десятин земель, уже освоенных местными жителями. Всего же численность переселенцев составляла несколько миллионов человек – до 500 тысяч крестьянских хозяйств переселились в регион из Центральной России в рамках Столыпинской аграрной реформы. В-третьих, росло недовольство и общим культурным влиянием России в регионе. Консервативные круги видели в нем большую опасность для устоявшегося образа жизни и традиционных ценностей местного населения. Эти опасения всячески подстегивались Османской империей, которая считала себя защитником мусульман Средней Азии и еще до начала Первой мировой войны наводнила регион своими агентами, установившими связь с местным духовенством, придворными бухарского эмира и хивинского хана, с феодалами. Османская агентура распространяла антироссийские воззвания, призывала местное население к «священной войне» против Российской империи и освобождению от «власти гяуров». При этом османские агенты активно действовали в китайском Кашгаре – центре Восточного Туркестана, откуда уже проникали в Россию. Наибольшее влияние антироссийские настроения получили в Ферганской области, население которой всегда славилось своей религиозностью.Интересно, что организовав переселение русских крестьян в Среднюю Азию и Казахстан, царские власти не сильно задумывались об их безопасности на новом месте жительства. И когда в 1916 году вспыхнули антироссийские выступления практически по всей Средней Азии, то многие русские и казачьи поселения оказались практически беззащитными, так как большая часть мужчин боеспособного возраста была мобилизована на фронт. Армейские части в Туркестанском военном округе также не были многочисленными, поскольку в то время реальных противников вблизи российских границ в Средней Азии не было – ни Персия, ни Афганистан, ни Китай в их качестве рассматриваться не могли. На огромной территории стояли лишь разрозненные казачьи сотни и запасные роты. Поэтому были созданы дружины самообороны из гражданского русского населения везде, где это было возможным. Ташкент или Самарканд восставшим взять не удалось. Но Ходжент и Джизак оказались под их контролем. Как и сельские местности Ферганской, Самаркандской, Сырдарьинской областей. Стоит ли описывать те ужасающие зверства, которые восставшие творили с мирными русскими жителями. Не имея возможности противостоять армии, повстанцы вымещали всю свою злость на невинных людях, практически всегда сопровождая свой путь откровенной уголовщиной – грабежами, убийствами, изнасилованиями. Насиловали женщин, девушек и даже детей и старух, чаще всего убивая их затем. Трупы убитых людей валялись на дорогах, повергая в шок солдат и офицеров русской армии, направленной на подавление восстания. Во время восстания были уничтожены около 9 тысяч русских переселенческих хозяйств, разрушены многие объекты инфраструктуры. Руководить подавлением восстания предстояло туркестанскому генерал-губернатору и командующему войсками Туркестанского военного округа генералу от инфантерии Алексею Николаевичу Куропаткину. Он получил назначение на должность практически сразу после начала восстания. Куропаткин хорошо знал Туркестан, он быстро собрал в кулак русские армейские и казачьи отряды и начал давить восстание. Русские войска, видя ту жестокость, с которой повстанцы расправлялись с мирными жителями, отвечали им тем же. Жертвы подавления восстания исчислялись многими сотнями тысяч – от 100 тысяч до 500 тысяч человек. Например, на Шамсинском перевале были расстреляны 1,5 тысячи киргизов. Более 100 тысяч казахов и киргизов, опасаясь мести за совершенные повстанцами преступления, были вынуждены откочевать в соседний Китай. Только в Семиречье были приговорены к смертной казни 347 повстанцев, к каторге – 168 повстанцев, к тюремному заключению – 129 повстанцев. Ходжент и Джизак ожесточённо сопротивлялись, но были взяты. К началу осени в землях осёдлых узбеков Туркестанского края восстание было, в основном, подавлено. Его руководители либо были убиты, либо попали в плен, либо ушли в степи.

Ратник: Небезызвестный атаман В.С.Толстов считал что за восстанием стояли немцы и турки.Равно так же как они мутили воду на национальной почве во время ПМВ и против других стран Антанты в Ирландии,Афганистане,Мексике,Закавказье,Польше и т.д. В сегодняшнем Казахстане валят все на "русских колонизаторов".


alexei: Совершенно с вами согласен,есть факты про финансирование и координирование в каких-то моментах восстания и немцев и турок, тем более, что турки были тюрками и у них с начала 20 века усиленно развивалась идея пантюркизма и объединения всех тюрок под руководством Турции. В ходе этого выступления известны многочисленные случаи убийства, изнасилование женщин, увод в рабство из русского мирного населения. И нельзя забывать о очень тесных связях современного Казахстана с современной Турцией. И о многочисленных памятниках в честь восстания 1916 г. на территории современной Средней Азии, а где же памятники погибшим в этом восстании русским?

Ратник: Энвер собственно и не скрывал никогда своей идеи развертывания внутреннего фронта против России в Туркестане и во время ПМВ и после нее в 1920-х уже. Аналогичная работа велась и в Закавказье,где был создан "Легион царицы Тамар".

alexei: Энвер-паша. Знаменитый турецкий политик, он втянул Турцию в войну на стороне Германии и был одним из трёх лидеров Османской империи в годы мировой войны. Также прославился как один из величайших военных преступников, организаторов геноцида национальных и религиозных меньшинств Турции (армян, греков, курдов и т. д.). После поражения Турции и подписания Мудросского перемирия в 1918 году Энвер вместе с Талаат-пашой и Джемаль-пашой бежал в Германию. Послевоенный трибунал в Стамбуле судил Энвера и заочно приговорил его к смертной казни. Дороги назад не было. Тогда Энвер решился на авантюру – предложить свои услуги Москве в деле освобождения народов Востока от ига западных колонизаторов. Среди мусульман он пользовался большим авторитетом, имел обширные связи, поэтому большевики решили принять его услуги. Энвер объявил себя сторонником идей Коминтерна и в 1920 году опубликовал ряд статей, где призывал к борьбе с колонизаторами. Основной стратегической целью было противодействие британцам на Кавказе и в Туркестане. Энвер базировался в Москве около полутора лет, работая в Обществе Единства Революции с Исламом. Вскоре турецкий авантюрист понял, что сделать новую политическую карьеру в Советской России не выйдет. Была идея вернуться в Турцию: там в это время шла борьба сторонников султана и будущего турецкого диктатора Мустафы Кемаля. Однако въезд в Турцию ему запретили: султана он лишил реальной власти, а Мустафа Кемаль сам планировал занять место вождя страны. Кроме того, Мустафа Кемаль выступал за светское государство, а Энвер был сторонником господства ислама в обществе. С другой стороны, Москва в борьбе за власть в Турции выбрала Мустафу Кемаля. После того как планы вернуться в Турцию провалились, Энвер, видимо, задумал новую авантюру – создать новую Пантюркисткую империю (Туран) на территории Туркестана, Афганистана, мусульманских земель Китая и Сибири. В октябре 1921 года Энвер приехал в Бухару, где проводил сложную политику, представляя интересы Москвы в переговорах с членами правительства Бухарской народной советской республики (БНСР, ранее Бухарское ханство), при этом наводя контакты с эмиром и басмачами. Энвер предложил себя в качестве советника Красной Армии по формированию национальных частей в её составе и взаимодействию с басмачами против эмира. После консультаций с местными властями Бухары и с правительством БНСР он написал в Москву письмо с требованиями уважения независимости БНСР и вывода войск Красной Армии с территории Бухары. В конце октября 1921 года, имея в руках информацию о составе, численности и дислокации частей Красной Армии на территории Бухарской НСР, он принял решение противодействовать большевикам и поднять панисламское движение за освобождение Туркестана от большевиков, для чего взял на себя миссию объединения отрядов басмачей в борьбе с советской властью, и возглавил басмачей в этом регионе. Этому способствовал и созданный ещё ранее по его инициативе подпольный антисоветский Комитет национального объединения во главе с Верховным муфтием Ташкента Садретдином-ходжой Шарифходжаевым. Энвер с группой турецких офицеров двинулся в Восточную Бухару (восточная часть Бухарского эмирата), на переговоры с командирами басмаческих отрядов. Один из вождей басмачей, Ибрагим-бек отнёсся к нему с большим подозрением, разоружил его окружение и продержал под арестом три месяца. Кроме недоверия была ещё и личная неприязнь к возможному сопернику. Ибрагим состоял на службе у бухарского эмира и добился заметных успехов в деле объединения разрозненных басмаческих отрядов. В Энвере он справедливо видел сильного соперника, стремящего занять его место. И это был не единственный враг Энвера-паши, многие в Бухаре не хотели поддерживать его союз с эмиром, мало кто желал возвращаться к прежним порядкам. Также феодалов раздражали попытки Энвера соединить пантюркизм, исламизм и социализм. Тем временем эмир поддержал Энвера, приказал освободить из заточения и признал «великим визирем» Бухарии и главнокомандующим всеми басмаческими отрядами Бухары и Хивы и части Туркестана. В феврале 1922 года басмачи под его командованием Энвер-паши взяли штурмом Душанбе, учинив дикую расправу над его населением. Затем организовали поход на Бухару. За короткое время бывший военный министр Османской империи смог занять практически всю территорию Восточной Бухары и значительную часть запада эмирата. Советские представители неоднократно предлагали ему мир и признание его власти в Восточной Бухаре, однако Энвер-паша занял непримиримую позицию и требовал полного ухода русских войск из всего Туркестана. Трудно сказать, верил ли он сам в возможность победы и реализации грандиозных планов по созданию новой великой империи. Но скромностью Энвер явно не отличался. Он пользовался титулом «Главнокомандующего Вооруженными силами ислама и наместника эмира Бухарского». На личной печати Энвера-паши была выгравирована надпись: «Верховный Главнокомандующий войсками Ислама, зять Халифа и наместник Магомета». В мае 1922 года Красная Армия предприняла контрнаступление, использовав реки Амударью, Пяндж и Вахш для переброски войск. Ибрагим-бек предал «главнокомандующего войсками ислама» и не пришёл ему на помощь. Энвер-паша потерпел несколько тяжёлых поражений, оставил Душанбе. После этого Энвара атаковали и Ибрагим, пытаясь добить соперника. Энвер-паша бежал в окрестности Бальджуана, где был выслежен Красной Армией и принял последний бой. Согласно воспоминаниям одного из участников боя В. И. Уранова: «В июле 1922 года наши 5-й стрелковый и 2 кавалерийский полки настигли Энвера, занявшего оборону у кишлака Кофрун (Таджикистан). Наш разведывательный кавалерийский разъезд первым увидел на окраине кишлака в большом саду зеленое знамя с золотым полумесяцем. У знамени стояли часовые в красных чалмах. Это была ставка Энвера-паши. Рядом располагался отряд из отборных молодчиков – «личная гвардия» Энвера. Перед кишлаком Кофрун в несколько рядов были вырыты окопы, которые занимали пешие басмачи. Подразделения наших стрелковых и кавалерийских частей внезапной ночной атакой выбили басмачей из окопов, стремительно ворвались в кишлак, затем в сад и к дому, где помещался Энвер. «Личная гвардия» Энвера была почти вся перебита. Однако самому ему удалось выскользнуть из наших рук, но как и в каком виде? Захваченные в плен басмачи рассказали, что Энвер был уверен, что находится под надежной охраной и прикрытием своих войск. Услышав первые выстрелы, он даже не встал с постели, но, когда почувствовал свое критическое положение, не стал ждать, пока на него наденут халат и обувь, вскочил на коня и ускакал в одном белье, босой, бросив на произвол судьбы остатки своих войск. Захватив дом, наши бойцы во главе с командиром обнаружили на столе шитый золотом халат Энвера и валявшиеся на полу сапоги этого «полководца». Энвер-паша был убит 4 августа 1922 года в бою с красной кавалерией в кишлаке Чагана в районе Бальджуана. Чекист Георгий Агабеков в своих мемуарах цитирует рапорт командира конного дивизиона, атаковавшего штаб Энвер-паши: «Штаб басмачей во главе с Энвер-пашой бросился в горы, но наткнувшись на эскадрон, посланный в обход, принял бой. В результате боя штаб противника уничтожен. Успели спастись только трое. 28 трупов остались на месте боя. Среди них опознан и Энвер-паша. Ударом шашки у него снесена голова и часть туловища. Рядом с ним был найден Коран». У убитого были обнаружены письма, которые подтверждали его связи со Стамбулом и Лондоном.

alexei: Идеология пантюркизма формировалась в конце XIX века как раз среди тюркских народов Российской империи. Этот процесс был связан с проникновением в традиционные исламские общества Поволжья, Северного Кавказа, Закавказья и Средней Азии европейских философских и политических идей, которые формировали у местной интеллигенции ориентацию не на религиозную или этническую, а на национальную идентичность. Турция и пантюркизм на постсоветском пространствеВ 1883 г. в Российской империи появилось первое печатное издание, издававшееся и на русском, и на тюркском языках — «Терджюман» — «Переводчик». Его выпускал Исмаил-бей Гаспралы (1851-1914), более известный как Исмаил Гаспринский — крымско-татарский общественный деятель, сын российского офицера Мустафы Али-оглу Гаспринского. Исмаил Гаспринский был озадачен вопросом создания единого тюркского языка, однако эту непосильную цель ему так и не удалось достигнуть — слишком большие различия наблюдались между давно обособившимися друг от друга языками тюркских народов. В политическом отношении Исмаил Гаспринский был ориентирован скорее пророссийски — он считал, что Россия должна представлять собой христианско-исламскую державу, а тюрки-мусульмане имеют гораздо больше шансов развиваться в составе России, нежели по отдельности и под европейским влиянием. То есть, взгляды Гаспринского представляли собой своеобразный прототип евразийства. Гаспринский призывал Россию и Турцию к взаимной дружбе, подчеркивая, что войны между двумя государствами идут им только во вред, а способствуют укреплению позиций западных держав — Великобритании, Франции, Австро-Венгрии. Однако последователи Гаспринского, особенно в Турции, стали выступать уже с антироссийских позиций. Постепенно значительная часть пантюркистов заняла фланг противников России, что было вполне естественно — ориентируясь на создание тюркской державы, пантюркисты стремились к отделению населенных тюркскими народами регионов от Российской империи, затем — от СССР и, в настоящее время, — от России, а также некоторых других государств постсоветского пространства.В Османской Турции идеи пантюркизма получили большое распространение в последнее десятилетие ее существования, что было связано с формированием турецкой национальной идентичности и распространением националистических идей среди тюркской интеллигенции и офицерства. Основополагающие принципы пантюркистской идеологии были сформулированы Зия Гёкальпом (1876-1924) — турецким социологом, туркоманом по происхождению. Будучи сторонником турецкого национализма, Гёкальп выступал с критикой Османской империи и исламизма. Он считал необходимым разделение светской и духовной власти, тюркизацию национальных меньшинств страны и формирование тюркского государства по принципу «одна страна — один народ». Идеи тюркского национализма Гёкальп распространял и на тюркские народы Крыма, Кавказа, Центральной Азии. Позже, после прихода к власти Мустафы Кемаля Ататюрка, идеи Зия Гёкальпа легли в основу кемалистской идеологии, предусматривавшей создание и укрепление моноэтнического тюркского национального государства.

alexei: Первая мировая война значительно осложнила положение идеологов тюркизма. Турция и Россия оказались враждующими сторонами. Однако в этих трудных условиях уже достаточно окрепшее и организованное движение пантюркизма смогло предпринять чрезвычайно важные шаги, предотвратившие разрушение институтов общетюркской солидарности. В Стамбуле в 1915 году был создан Комитет по защите прав мусульманских тюрко-татарских народов России, который возглавил Юсуф Акчура. Члены Комитета выезжали в 1915–1916 годах в Будапешт, Вену, Берлин и Софию, распространяя в правительственных кругах стран Центральной Европы информацию о бедственном положении тюркских народов России. Комитет разрабатывал программы создания независимого от России Туркестана, восстановления Крымского и Казанского ханств[16]. Он установил прямые связи с Лигой аллогенов [чуждых, нерусских народов] России и на состоявшейся 9 мая 1916 года общей встрече в Стокгольме подписал совместный меморандум по поводу религиозного, культурного и социально-экономического угнетения народов России и нарушения их прав, отправленный телеграфом Президенту США Вильсону. Тот давний июнь 1916 года был началом эпохи, когда единство тюркского мира проверялось и измерялось уже не только речами на конгрессах, выступлениями в печати, резолюциями и декларациями. В 1916 году начались восстания против царизма в Средней Азии, охватившие сначала киргизов, а затем и другие народы Туркестана. Затем, уже после 1917 года, пламя вооруженной освободительной борьбы, разгоревшееся в Туркестане, перекинулось в Поволжье, Урал, Крым, Кавказ и другие регионы. Идеология тюркизма была важнейшим базисом этих восстаний.

alexei: В 2017 году президент Казахстана принял решение о переводе страны на латинский алфавит (это подается казахскими чиновниками как сближение с Турцией). Все это делается в русле развития пантюркизма. Идеология была оформлена на рубеже XIX—XX веков как процесс культурного и политического сближения тюркских народов в рамках «Большого Турана», который зачастую противопоставляют Ирану (персидской политике и культуре). Пантюркизм — это аналог пангерманизма или панславизма. Идеологи этого направления считают тюрок «единой нацией», которая расселена от Китая и Средней Азии до Поволжья и Балкан. Младотурки понимали это дело так, что «тюркская нация» — это отуречивание территорий проживания тюркских народов. В том числе, Туркестана, Закавказья, Северного Кавказа, Поволжья и Крыма. Кемаль Ататюрк выбрал проект «анатолийского национализма», изоляционизм «Малой Турции». Это было сделано в том числе, чтобы не порождать раздражение руководства СССР. Однако, распад Советского Союза дал старт возрождению пантюркизма на постсоветских территориях. С 1990-х годов Турция ведет активную работу не только в тюркских государствах СНГ, но и в «тюркских регионах» Российской Федерации. Это выражается в экономическом сотрудничестве, культурных связях, пропаганде, образовательных проектах, миссионерской работе. Проект «Великого Турана» является фактической альтернативой Евразийскому союзу, принципиальная разница этой формы интеграции в том, что Россия уступит свое место Турции. То есть, из объекта интеграции она превращается в субъекта интеграции. Тюркские народы должны учесть, что когда говорят о «единой тюркской нации», речь идет не о союзе равных, а о «постепенном растворении» башкир, казахов, татар, узбеков и так далее в турецкой нации. Именно поэтому перевели на латиницу Казахстан, Туркменистан и Узбекистан.

ybvaganov: Здравствуйте! Интересно отметить, что заведывающий Верненским розыскным пунктом ротмистр ОКЖ В.Ф. Железняков считал, что "Заканчивая таким образом мой доклад о причинах и течении мятежа, я считаю необходимым добавить ответ, на невольно являющийся вопрос: не было ли в области немецкой пропаганды, о которой так много говорят и которую всюду видят. На этот вопрос я категорически могу ответить, что такой пропаганды не было и если о ней кто—либо говорит, то это делается исключительно лишь для того, чтобы или оправдать свою близорукость или свою преступную бездеятельность". Но мне кажется, что целенаправленно восстание, может быть, и не подготавливалось германскими или турецкими спецслужбами, но сами германские или турецкие разведчики могли воспользоваться затруднениями России и руководить киргизскими отрядами. Ведь о них упоминается в сводках и рапортах. В задачу семиреченских казаков, расположенных в Персии входил арест разведчиков враждебных государств. А что думаете Вы?

alexei: Из-за такой двойственной позиции афганского эмира миссия Нидермайера-Хентига не добилась нужных результатов и основная часть немецких агентов покинула Кабул 22 мая 1916 года. Но Германия не собиралась отказываться от попыток сохранить свое влияние и утвердиться в Средней и Центральной Азии. Перед оставшимися в Афганистане германо-турецкими агентами была поставлена задача подготовить восстания в Туркестанском крае и в полосе «независимых» племен Индии. О том, насколько успешно они поработали в этом направлении, можно заключить из переписки IV политического отдела Министерства иностранных дел с Азиатской частью Главного штаба. Из этой переписки следует, что летом 1916 г. находящиеся в пределах Восточного Туркестана дунганские (мусульманские) войска были вполне готовы к мятежу благодаря воздействию германо-турецкой пропаганды. Антирусское мусульманское восстание в Туркестане действительно произошло в том же году. Кроме того, часть германской миссии под руководством фон Хентига из Афганистана через Гиндукуш и Памир в середине июля 1916 г. тайно проникла в Восточный Туркестан и посетила Кашгар, где наладила тесную связь со шведской миссией. Этот факт подтверждается также отрывком из письма российского генерального консула в Кашгаре от 18 июля 1916 г., адресованного туркестанскому генерал-губернатору: «деятельность шведских миссионеров в Кашгарии отнюдь не соответствует нашим здесь интересам... Установлен факт оказания со стороны шведских миссионеров содействия немецким офицерам (при пересылке их корреспонденции), бежавшим из Персии в Афганистан и прибывшим ныне оттуда в пределы Кашгарии». После этого миссия фон Хентига проследовала через весь Китай и транзитом через Японию и США и благополучно вернулась в Берлин 9 июня 1917 г., совершив, таким образом, двухлетнее кругосветное путешествие и представив немецкому военному руководству подробнейший отчет о положении и настроениях в Афганистане и Туркестане. Деятельность агентов Германии в Средней Азии продолжалась и в 1917 году. Так, судя по сообщениям чиновника для пограничных сношений в Закаспийской области, «среди паломников, направляющихся через Асхабад в Мешед, встречается много подозрительных лиц... и даже германских шпионов», а в августе 1917 г. «из Гюмюштепа в Тегеран выехал некий Авганказы просить германцев принять [Закаспийскую] область и прогнать русских». Весьма характерно и то, что в 1918 г. германское правительство рассчитывало в случае победы в мировой войне сохранить в своих руках доступ к Средней и Центральной Азии и не отдавать его туркам даже в условиях союзнических отношений с ними. Сведения о пребывании и деятельности германо-турецких агентов в Афганистане и Туркестанском крае содержатся среди архивных документов и материалов военного времени. Они свидетельствуют, что Германия имела длительный и устойчивый интерес к Центральной и Средней Азии и планировала в случае победы в мировой войне установить германский протекторат в этом стратегически важном и экономически выгодном регионе. Ряполов В.В. Германо-турецкая агентура в Средней Азии и Афганистане в начале XX века // Вопросы истории. 2007. №3. С.147-152.

alexei: Германский разведчик Оскар Риттер фон Нидермайер в Первой мировой войне. Готовит в Афганистане восстание против британцев. После того, как эта миссия сорвалась, его отправили в Среднюю Азию - готовить восстание здесь. Нидермайер, переодетый в дервиша: он умел раствориться среди местного населения. Нидермайер на службе у нацистов. Офицер, явно причастный к восстанию 1916 года в Кыргызстане, в годы Великой Отечественной войны курировал Туркестанский легион СС.

alexei: Известно единственное сообщение, когда сами иностранцы писали освоём участии в восстании в Семиречье, - это случай с турецкими офицерами, оказавшимися во время восстания в Киргизии, но они явно преувеличивают свою роль. Один из них, хадж Селим Сами (позже участвовавший в движении басмачей), хвастался, что они подняли весь Киргизстан.Но по сведениям башкирского национального деятеля Заки Валидова, они присоединились к киргизам, выступавших под руководством сыновей Шабдана Джантаева, довольно поздно, когда повстанцы уже начали уходить в Китай. В остальном имеются лишь факты проведения общей разведывательной деятельности и антирусской агитации. Но при всей стихийности волнений, в разновременности выступлений в разных районах края всё же чувствовалось внешнее влияние. На международной научной конференции “Переосмысление восстания 1916 года в Центральной Азии”, проходившей в Бишкеке в мае 2016 года, участники совещания отметили в событиях 1916 года провокационные действия турецких, германских и китайских агентов. А российские спецслужбы эту причину восстания ставили на первое место, основываясь на активизации в Туркестане перед восстанием иностранных разведок, особенно турецкой. Средняя Азия интересовала Османскую империю с XVI в. с целью создания суннитского блока в противовес шиитской Персии. Перед Андижанским восстанием 1898 г. руководителю восстания Мухамеду-Али (Дукчи-ишану) турецко-подданным хаджой был доставлен, якобы, из Мекки «священный волос» пророка Мухаммеда, а также фирман и халат от турецкого султана. («Военный сборник», 1911, №12, стр. 103). Итоги восстания 1916 года в Киргизии были ужасными. Русское население утратило по Семиреченской области 3256 человек ( 2025 были убиты и 1088 пропало без вести). Военных же в целом по Туркестанскому краю было убито и ранено 227, в том числе по Семиреченской области – 171. Убыль киргизского населения к 1 января 1917 года составляла в Пржевальском уезде 123685 человек из имевшихся до восстания 176429 человек, т.е. более 70%. В Пишпекском уезде из 111338 человек, числившихся до восстания, убыло 63842, т.е. более 57%.

ybvaganov: Здравствуйте, Алексей! Большое спасибо за сведения! Из статьи Ряполова В.В. привлекла внимание фраза о дунганских войсках. Разве у них были организованные военные силы?

alexei: Дунганские войска это вооруженные мусульмане в Синьзянь-Уйгурском автономном районе используемые китайцами,как вспомогательные войска из местного населения.На 1937 год в армии Гоминдана генерала Чан Кай Ши, в провинции Ганьсу (г.Ланьчжоу) и Хамийском княжестве (г.Хами) (место основного проживания дунган, носят китайскую одежду,лицо и черты китайские, мусульмане суниты, читают молитву на арабском языке,по одной из версий - потомки смешения воинов Тамерлана и арабских купцов и поселенцев с китайцами): сформированы 36 дунганская кавалерийская дивизия (3 кавполка по 1800 человек, до 6000 человек) генерал Ма Шин Мин и 35 дунганская пехотная дивизия (3 пехотных полка по 2000 человек, до 6000 человек) генерал Ма Фу Мин. В самом Уйгуристане в Урумчи из местного населения сформирована 6 Уйгурская кавалерийская дивизия (3 кавполка по 1800 человек, до 8000 человек). У дунган присутствовали офицеры -инструкторы из японцев и младотурок эмигрантов. Провинция Ганьсу Расположена в северной части центрального Китая. Столица провинции — город Ланьчжоу. Ганьсу имеет огромное историческое значение для Китая. Через нее проходила северная часть Великого шелкового пути, соединяющая Китай со странами Средиземноморья. На востоке провинцию пересекает река Хуанхэ. Территория Ганьсу включает в себя горы Циляньшань, степи, леса и пустыню Алашань.Дунгане — народ, проживающий в Киргизии, южном Казахстане и Узбекистане. Также в КНР проживает более 9,8 млн китаеязычных мусульман хуэйцзу, которых часто относят к той же национальности. Дунгане являются потомками хуэйцзу, часть которых, как и более многочисленные уйгуры, переселились на территорию Российской империи в 1880-х годах после поражения антицинского восстания дунган в северо-западном Китае. Самоназвание дунган в записи современной дунганской кириллической письменностью — хуэйхуэй (ср. кит. 回回), хуэймин (кит. 回民) «народ хуэй», лохуэйхуэй (кит. 老回回) «почтенные хуэйхуэй» или җун-ян жын (кит. 中原人, «люди Центральной равнины»). Свой язык (см. дунганский язык) они именуют соответственно «языком народности хуэй» (дунг. хуэйзў йүян; ср. кит. 回族语言) или «языком Центральной равнины» (җун-ян хуа, ср. кит. 中原话). В СССР в процессе национально-государственного размежевания в Средней Азии, инициированного в 1924 г., в качестве официального наименования для китаеязычных мусульман был выбран использовавшийся и ранее в русской литературе этноним «дунгане». Во внутреннем Китае это слово не было известно. В Синьцзяне оно стало употребляться окружающими народами в качестве названия (но не самоназвания) тех хуэйцзу, которые были массово переселены из провинций Ганьсу и Шэньси в качестве военных поселенцев — главным образом в 1871 г. во время образования Илийского генерал-губернаторства с центром в Кульдже. По одной из версий, слово «дунгане» имеет тюркское происхождение. По другой, недавно предложенной профессором Синьцзянского университета Хай Фэн, слово дунгань восходит к китайскому слову тун. «В этногенезе хуэй, живущих в Юньнани, Гуандуне, Фуцзяни, на острове Хайнань, определённую роль сыграли потомки смешанных браков арабов и иранцев, торговые общины которых с VIII по XIII века поколениями жили в портовых китайских городах, с китаянками, что нашло отражение в фольклоре хуэй, в их легендах. Одна из легенд, бытующих и поныне среди хуэй и дунган, относит их появление как следствие браков арабов, живших в Китае и женатых на китаянках, хотя и проецирует эти события на ещё более ранние времена эпохи Тан.Хуэй или дунгане — мусульмане суннитского направления ханафитского масхаба. Попытки их ассимиляции китайцами на протяжении столетий, в том числе и в сравнительно недавнее время (1949—1979 гг.), были безуспешны. Среди причин живучести мусульманской общины в Китае прежде всего их истовая вера в исламские духовные ценности, поскольку именно ислам стал основой формирования хуэй как этноса, народа. Способствовали выживанию хуэй их географическая распылённость и многоликость. С одной стороны, китайские власти не имели перед собой компактной массы мусульман, которую можно было бы расчленить и тем самым ослабить. С другой стороны, хуэй выступали одновременно и как религиозная, и как этнокультурная, а нередко и как профессиональная группа населения. В результате у властей не было единого критерия квалификации мусульманских подданных. Таким критерием оказывалось поведение самих мусульман. Пока хуэй вели себя смирно, они были частью „доброго народа“, хотя и весьма своеобразной по своим обычаям в пёстром составе жителей „Поднебесной империи“. Стоило им возмутиться, как они в глазах китайских властей теряли само право на жизнь.Хуэй, близкие по языку и многим особенностям культуры китайцам, вне сомнения отдельный от них этнос с чётко выраженным этнорелигиозным самосознанием, что признаётся современным китайским государством. В КНР хуэй имеют статус национального меньшинства и имеют национально-государственную автономию — Нинся-Хуэйский автономный район, сопоставимый с российским понятием края или республики. С 1979 года и до наших дней после прихода к власти „патриарха китайских реформ“ Дэн Сяопина началось возрождение ислама в Китае и восстановление связей его мусульманских народов с исламским миром, что в целом способствовало укреплению лояльности хуэй по отношению к китайскому государству. На китайский язык была переведена священная книга мусульман — Коран. Именно народ хуэй является исламским лицом одной из величайших цивилизаций мира — китайской.С конца XVI века в связи с упадком международной торговли на северо-западных окраинах минского Китая регулярно происходили восстания хуэй как реакция на притеснения китайских властей». Дунгане в своём большинстве являются умелыми земледельцами, удачливыми торговцами (в прошлом, богатыми купцами), банкирами, и по праву считаются опытными бизнесменами. В период гонений и переселения хуэйцзу в Российскую империю (регионы Центральной Азии) многие были вынуждены оставить свои дома и имущество, покидая пределы Китая.

alexei: Согласно архивным документам, в организации восстания в Семиречье принимали участие немецкие и турецкие агенты, а также известные в Синьцзяне участники Синьхайской революции, которые состояли членами запрещенного в Китае секретного общества «братьев» («Гэ-Лао-Хуэ»). В 1915 г. трое его членов были командированы в Семиреченскую область для пропаганды идеи свержения монархического строя. В Пржевальск прибыл Ян-Фань-Ма, в Пишпек — Ли-Синь-Фин (который перед поездкой принял ислам) и в Верный — Дзин-Дзин-Юан, который позднее выехал в г.Токмак и поселился в дунганском селении Николаевском. Все они занялись вербовкой в свои ряды русско-подданных и китайско-подданных дунган и частью кыргызов, и только в Пржевальске им удалось образовать банду в тысячу человек [ЦГИА Каз. ССР, д. 40, л. 4—5]. Современник отмечал, что китайские анархисты могли проникнуть свободно только на Каркару, в Пржевальский и Пишпекский уезды в числе рабочих, привлеченных опиумным делом. Идея анархистов поднять восстание пришлась по душе некоторой части дунган с.Мариинского, промышлявших контрабандой опия. В сообщениях русских консулов из Китая имелись достоверные указания, что китайские анархисты, имевшие сношения с немецкими агентами, шнырявшими в Кульдже и Кашгаре, проникали в Семиречье из Кульджи под видом сборщиков опиума, были причастны к беспорядкам в Семиречье. Действительно, мятеж разгорелся в тех районах, где было большое скопление китайских сезонных рабочих, и охватил, главным образом, район Каркары, бассейн озера Иссык-Куль и верховья долины реки Чу [ФРРКНБ РК, инв. № 66, л. 129]. На китайской границе велась интенсивная агитация среди кыргызов, являвшихся подданными Китая, за выступление против России. Семиреченский военный губернатор генерал М.А.Фольбаум считал, что беспорядки инспирированы немцами из Кульджи (Западный Китай), а китайцы являлись лишь исполнителями [РГВИА, д.4546, л.268, 251; д.2419, л.179].Беспорядки в Пржевальском уезде начались с нападения кыргызов на с.Григорьевка вблизи Сазоновки 9 августа вечером, а утром 10-го распространились уже до с.Преображенское. Борьба за влияние в Мариинской волости разделила дунган на две партии, причиной вражды служили выборы волостных старшин. В вопросе о присоединении к восстанию кыргызов, дунгане также разделились: партия Малого Хазрета, при поддержке китайско-подданных сезонных рабочих, выступила за поддержку повстанцев, а партия Большого Хазрета не хотела ввязываться в борьбу. Численный перевес был у дунган партии Большого Хазрета, в целом, дунгане не решались начать мятеж: у них были дома, земля, бизнес, деньги и имущество — им было, что терять.По договоренности с Ивановым 11 августа утром часть мариинских дунган, забрав свои семьи, двинулась к Пржевальску под защиту его стен. Вместе с ними в Пржевальск направились верховые к уездному начальнику и волостному управителю Мариинска Марафу с просьбой о помощи против китайских подданных, силой заставлявших местных дунган поднять восстание. При подходе к городу эти дунгане были встречены ружейным огнем со стороны организованного добровольческого отряда, состоявшего из отряда солдат, местного чиновничества и отставных военных [Восстание 1916 года в Средней Азии…, 1960. 382]. Часть китайцев и дунган, доставленных на казарменную площадь Пржевальска, где собралось население во главе с начальством, по приказанию Иванова без суда и следствия была переколота штыками чинами конского запаса. Другую часть китайцев заперли в доме, но они сломали дверь и пытались бежать. Караул открыл стрельбу. Произошло это около 4 часов дня и стало сигналом к всеобщему избиению китайцев-опийщиков. Из 60 убежавших через 15-20 минут «на площади были приготовлены форменные битки». Современник писал: «Лишь только панический страх пред грозившей опасностью прошел, и толпа почувствовала свою силу, явилась жажда мести и самосуда, при которой, конечно, не учитывалось, причастно ли данное лицо к мятежу или нет» [ЦГА КР, д.46, л.30, 34].

alexei: Боясь наказания, около 300 тысяч казахов и киргизов, участников восстания, бежали в Китай. Этот исход называют «Уркун» («Паническое бегство») и оценивают, как новое бедствие: переход через суровые горы стоил жизни тысячам стариков и детей. Жители Китая тоже были не рады новым «голодным ртам» и почти ничем им не помогли. Напротив, многие беженцы были по дороге ограблены бандитами, убиты или угодили в рабство. Но помимо понесенных жертв ни одна из проблем, стоявших перед регионом, так и не была решена, скорее наоборот — они лишь обострились до крайности. «Повстанчество», продолжавшееся до революции 1917 года, плавно переросло в Гражданскую войну, а потом в войну с «басмачеством». Многие лидеры восстания 1916 года спустя всего год перешли на сторону «красных» и стали борцами за установление Советской власти в Казахстане и Средней Азии. Амангельды Иманов под влиянием Алиби Джангильдина вступил в ряды РКП(б), формировал первые в Казахстане казахские национальные красноармейские части, помогал красным партизанам в тылу войск Колчака. В 1919 году он был арестован и расстрелян во время так называемого «Тургайского мятежа», поднятого казахскими национал-демократами из «Алаш-Орды» в тылу «красных».

alexei: Самое страшное, что практически все русские поселения в Средней Азии оказались беззащитными – мужское население сидело в окопах, а у оставшихся накануне реквизировали имеющиеся ружья – все для фронта. Регулярных войск в регионе почти не было, да и восставшие не горели желанием нападать на военных. С большой охотой они двинули на русские поселения – грабить, насиловать и убивать. Вот что писал настоятель Пржевальского городского собора священник Михаил Заозерский: «Пощады русским не было: их резали, избивали, не щадя ни женщин, ни детей. Отрезали головы, уши, носы, детей разрывали пополам, натыкали их на пики, женщин насиловали, даже девочек, молодых женщин и девушек уводили в плен». Нападениям подверглись более 9 тысяч переселенческих хозяйств русских, погибло более 8 тысяч русских, в основном – дети, женщины и старики. Причем дети и женщины (включая старух), перед смертью подвергались групповым изнасилованиям и издевательствам. Восстание подавил генерал Алексей Куропаткин. Русские солдаты, видя последствия зверств, которые творили «восставшие» в отношении детей и женщин, ожесточались сами, и жестко подавили восстание. Причем нередко уцелевшие русские поселенцы набрасывались на пленных с палками и косами, убивая серпами и ножами. Жестокость получила в ответ еще большую жестокость. И если ответную жестокость можно как-то объяснить, то жестокость восставших по отношению к беззащитному населению не понять, не объяснить невозможно.

санников: Сборная сотня 3 СмКП в подавлении восстания 1916 г Юрий Ваганов Государства, вступившие в Первую мировую войну, неожиданно для себя столкнулись со многими неизвестными до того в истории войн обстоятельствами. В ходе войны армии воюющих стран достигли огромной численности, до нескольких миллионов человек. Сражения, в которых одновременно участвовали миллионы солдат, длились многими месяцами, что приводило к огромным людским потерям, которые постоянно требовалось восполнять всё новыми мобилизациями. В связи с большими потерями Русской армии, которые она понесла в 1916 году в ходе весенне-летнего наступления на Юго-Западном и Западном фронтах командование решило мобилизовать 2 млн. человек. В связи со сложившийся к тому времени ограниченностью людских ресурсов, было решено призвать на тыловые работы туземное население Туркестана и Степного края, которое должно было заменить, главным образом, солдат занятых на строительстве оборонительных линий. Освободившихся солдат решено было отправить в действующую армию. Российские власти, будучи уверенными в том, что мобилизация туземных тыловых рабочих пройдёт без происшествий, не уделили должного внимания её подготовке. В результате этого, а также ряда других обстоятельств в Туркестане вспыхнули многочисленные мятежи, повлекшие за собой большие жертвы. Особенно кровавым мятеж выдался в южных уездах Семиреченской области, принявший антирусский характер. Более всего там пострадало русское население, понёсшее тысячи жертв. Количество погибших среди русского населения было бы намного больше, если бы на помощь ему вовремя не пришли Семиреченские казаки. К началу восстания на службе в области находился 3 Семиреченский казачий полк, в составе которого была сформирована Сборная сотня. В конце лета сотня под командованием хорунжего А.Т. Угренинова была направлена в Пржевальский уезд. В задачу сотни входили поиск и освобождение из киргизского плена русских крестьян. В ЦГА КР хранится интересный документ – «Дневник боевых действий Сборной сотни 3 Семиреченского казачьего полка». Согласно дневнику 20 августа сотня вступила в г. Пржевальск и на следующий день отбила атаку мятежников на город. Мятежники были вытеснены в Джеты-Огузовское ущелье, а 26 числа казаки очистили и его. 27 августа сотня разбила отряд мятежников, уничтожив главаря Мурзака, однако и сама потеряла младшего урядника Дмитриева станицы Голубевской. 28 и 29 августа казаки сотни освободили 60 человек русских пленных у Тышканенского ущелья. В селение Барскаун был послан разъезд из 12 казаков, которому удалось освободить ещё 70 пленных и из джерганаков (кирг. облепиховая роща) вывести 60 человек. Мятежникам были нанесены сильные потери. В 8 часов вечера сотня вернулась в Пржевальск. 30 августа сотня находилась в Пржевальске, а 31-го её вызвали по тревоге для поиска мятежников в Каракольском ущелье. Мятежники бежали, и сотня вернулась в город. 1 сентября вечером сотня прибыла в селение Преображенское, где находилась до 5 сентября. 5 сентября сотня вернулась в Пржевальск. 8 сентября сотня соединилась с отрядом войскового старшины П.В. Бычкова и прибыла в селение Покровское. Утром 9 сентября отряд выступил из селения Покровского в селение Барскаун. Однако на полпути до Барскауна, казаки наткнулись на засады киргизов у селения Ак-Терек. В ходе перестрелки, продолжавшийся до вечера в Сборной сотне были убиты вахмистр Александр Егорин станицы Мало-Алматинской, приказный Константин Шахов станицы Больше-Алматинской и казак Матвей Палаткин станицы Сарканской. Также смертельное ранение получил крестьянин Семячкин, служивший в отряде проводником. Погибшие казаки были похоронены в селении Ак-Терек, и летом 1917 года их товарищи хотели поставить на этой могиле памятный крест на постаменте. Об этом сохранился рапорт начальника Пржевальского головного отряда войскового старшины Бычкова с ходатайством о денежной сумме и описанием памятника. Сотня продолжила наводить порядок в уезде до 20 сентября, загнав повстанцев в снежные горы. 20 сентября она вернулась в Джаркентский уезд. В приказах 380 и 381 по Семиреченскому казачьему войску погибшие казаки 3 Семиреченского казачьего полка исключались из списков войска. Эти приказы были опубликованы в газете «Семиреченские областные ведомости» от 11 октября 1916 года. При подавлении Среднеазиатского восстания 1916 года в Семиреченской области Семиреченские казаки сыграли главную роль. Встречая 14 октября, вновь назначенного Туркестанского генерал-губернатора А.Н. Куропаткина настоятель Софийского Войскового Собора в Больше-Алматинской станице сказал: Почитаю великой для себя честью приветствовать Ваше Высокопревосходительство с благополучным прибытием в наш город и вознести молитву о Вашем здравии на том месте, где 60 лет назад впервые вознесена была молитва великому христианскому Богу горсточкой славных потомков Ермака Тимофеевича, прибывших сюда для завоевания края. Здесь загорелся свет Христовой веры и отсюда его яркие лучи прорезали тьму окружающего язычества и мусульманства. Вместе с тем считаю своею священною обязанностью свидетельствовать пред Вашим Высокопревосходительством, что сыны и внуки славных завоевателей края — наши Семиреченские казаки помнят и свято чтут заветы своих дедов и отцов, и в минуту постигшего нас бедствия встали все как один человек и сохранили нам и нашу жизнь, и имущество, вынеся на своих плечах всю тяжесть неожиданно разразившегося мятежа. Хвала и честь им за это и вечная память погибшим за честь русского имени!

alexei: Стоит ли описывать те ужасающие зверства, которые восставшие творили с мирными русскими жителями. Не имея возможности противостоять армии, повстанцы вымещали всю свою злость на невинных людях, практически всегда сопровождая свой путь откровенной уголовщиной – грабежами, убийствами, изнасилованиями. Насиловали женщин, девушек и даже детей и старух, чаще всего убивая их затем. Трупы убитых людей валялись на дорогах, повергая в шок солдат и офицеров русской армии, направленной на подавление восстания. Во время восстания были уничтожены около 9 тысяч русских переселенческих хозяйств, разрушены многие объекты инфраструктуры.



полная версия страницы