Форум » Сибиряки в Первой Мировой войне » 1-я и 2-я Омские школы прапорщиков (продолжение) » Ответить

1-я и 2-я Омские школы прапорщиков (продолжение)

Акутинъ: Тема посвящена двум военно-учебным заведениям, которые были открыты в Омске во время 1-й Мировой войны - 1-й и 2-й Омским школам прапорщиков. И меня в первую очередь интересуют адреса, по которым располагались эти военно-учебные заведения. Если здания сохранились, что было бы замечательно, я произвел бы их фотосъемку и опубликовал фотографии в данной теме.

Ответов - 132, стр: 1 2 3 4 5 6 7 All

санников: Столяров Александр Ермолаевич, р. 22 фев. 1884 в Вятской губ. Из крестьян. 1-я Омская школа прапорщиков. Прапорщик. В белых войсках Восточного фронта; в распоряжении начальник административного отдела Новониколаевского военного района, с 1 янв. 1919 в 5-м Новониколаевском запасном полку; на 18 апр. 1919 в составе 17-го Сибирского запасного батальона. Взят в плен. На 1923 на особом учете в ПВО.

санников: Субботин Константин Матвеевич. 2-я Омская школа прапорщиков 1917. Прапорщик. В белых войсках Восточного фронта в составе 3-го Барнаульского Сибирского стрелкового полка. Убит в авг. 1918 у ст. Посольской. Субботин Сергей Федорович, р. 20 сен. 1896 в Пермской губ. Из крестьян. Реальное училище, 1-я Омская школа прапорщиков 1916. Прапорщик 80-го пехотного полка. В белых войсках Восточного фронта; на 4 дек. 1919 в составе 7-го Кузнецкого Сибирского стрелкового полка. Поручик. Суворов Федор Никитич, р. 14 фев. 1890 в Тверской губ. Реальное училище, 1-я Омская школа прапорщиков. Прапорщик. В белых войсках Восточного фронта; на 18 сен. 1919 в составе 8-го Бийского Сибирского стрелкового полка.

санников: Судничников Александр Михайлович, р. 4 апр. 1896 в Вятской губ. Из крестьян. 3-я Омская школа прапорщиков 1916. Подпоручик 14-го пехотного полка. В белых войсках Восточного фронта; на 28 фев. 1919 в составе команды связи при штабе 1 Сибирской стрелковой дивизии. Штабс-капитан. Суйковский Казимир Иосифович, р. 1 мар. 1888. 1-я Омская школа прапорщиков 1916. Поручик 23-го пехотного полка. В белых войсках Восточного фронта; на мар. 1919 в составе 1-го кадрового полка; летом 1919 в составе 41-го Сибирского стрелкового полка. Сумаков Григорий Ильич, р. 18 нояб. 1891 в Орловской губ. Из крестьян. 1-я Омская школа прапорщиков (не окончил). Юнкер 1-я Иркутской школы прапорщиков. В белых войсках Восточного фронта; на 21 апр. 1919 в составе 7-го Кузнецкого Сибирского стрелкового полка. Прапорщик.


санников: Суслов Григорий Васильевич, р. 28 янв. 1891 в с. Камгорте Пермской губ. Реальное училище, 1-я Омская школа прапорщиков. Прапорщик 139-го запасного пехотного полка. В белых войсках Северного фронта с 25 июня 1919; до 27 авг. 1919 при штабе Главнокомандующего войсками Северной Области, затем в 6-й роте 10-го Северного стрелкового полка. Суханов Георгий Степанович, р. 3 апр. 1897 в Омске. Из граждан. 2-я Омская школа прапорщиков 1917. Прапорщик 27-го Сибирского стрелкового полка. В белых войсках Восточного фронта; на 27 дек. 1918 в составе 4-го Степного Сибирского кадрового полка. Подпоручик. Взят в плен. Осенью 1921 в Омском ГВК.

санников: Сухарев Леонид Николаевич, р. 14 апр. 1897 в Тобольской губ. Из крестьян. 1-я Омская школа прапорщиков 1917. Прапорщик. В белых войсках Восточного фронта; на 2 июня 1919 вр.и.д. адъютанта 3-го батальона 1-й отдельной Сибирской штурмовой бригады. Подпоручик. Сухарин Александр Парамонович, р. 15 окт. 1897 в Белебее. Из мещан. 3-я Омская школа прапорщиков 1917. Прапорщик 169-го запасного пехотного полка. В белых войсках Восточного фронта; на 14 апр. 1919 в составе 14-го Уфимского стрелкового полка. Подпоручик. Сухарьков Виктор Алексеевич, р. 23 фев. 1896 во Владимирской губ. Из мастеровых Техническое училище, 2-я Омская школа прапорщиков 1916. Прапорщик 239-го пехотного полка. В белых войсках Восточного фронта; на 25 авг. 1919 в составе 1-го Самарского железнодорожного батальона. Подпоручик.

санников: Сухов Константин Александрович, р. 27 мая 1889. -я Омская школа прапорщиков 1917. Подпоручик. В белых войсках Восточного фронта; летом 1919 в составе 2-го батальона 1-й охранной железнодорожной бригады. Сухоносенко Александр Дмитриевич, р. 1895 в Семипалатинской обл. Из мещан. 2-я Омская школа прапорщиков 1916. Прапорщик 186-го пехотного полка. В белых войсках Восточного фронта; на 27 окт. 1918 в составе 3-го Степного Сибирского кадрового полка. Подпоручик.

санников: Сыромятников Сергей Петрович, р. в Екатеринбурге. 1-я Омская школа прапорщиков 1917. Подпоручик. В белых войсках Восточного фронта; с 15 июля 1918 в Офицерской кадровой роте (Челябинск). Взят в плен. На 1 фев. 1922 на особом учете в Екатеринбургском ГВК. Сьянов Сергей Васильевич, р. 13 янв. 1894 в Семипалатинской обл. Из мещан. 1-я Омская школа прапорщиков 1917. Прапорщик. В белых войсках Восточного фронта; на 2 янв. 1919 в составе 17-го Семипалатинского стрелкового полка. Подпоручик.

санников: Таланкин Николай Дмитриевич, р. 29 апр. 1894 в Пермской губ. из крестьян. 1-я Омская школа прапорщиков 1916. Прапорщик 89-го пехотного полка. в белых войсках Восточного фронта; с 25 июня 1918 в Офицерской кадровой роте (Челябинск), на 21 мая 1919 в составе 48-го Туринского стрелкового полка. Подпоручик. Танаев Измаил, р. 1 окт. 1896 в Енисейске. из мещан. 1-я Омская школа прапорщиков 1916. Подпоручик 32-го Сибирского стрелкового полка. в белых войсках Восточного фронта; на 28 фев. 1919 при штабе 1-й Сибирской стрелковой дивизии. Поручик. Тараканов Иван, р. 25 мар. 1894 в Иркутской губ. из крестьян. Экзамен на вольноопределяющегося, 3-я Омская школа прапорщиков 1916. Подпоручик командир 120 маршевой роты. в белых войсках Восточного фронта на 17 мая 1919.

санников: Тарасов Константин, р. 11 мая 1893 в Бугуруслане. из мещан. 1-я Омская школа прапорщиков 1916. Подпоручик 146-го пехотного полка. в белых войсках Восточного фронта; на 9 июня 1919 в составе 16-го Уфимского стрелкового полка. Поручик. Тарновский Степан, р. 25 апр. 1891 в Липовце. из граждан. 2-я Омская школа прапорщиков 1916. Прапорщик 19-го запасного пехотного полка. в белых войсках Восточного фронта; на 3 мая 1919 младший офицер Омской унтер- офицерской школы. Подпоручик. Татаринов Илья Григорьевич, р. 16 июля 1897 в Бийске, из мещан. Гимназия, 2-я Омская школа прапорщиков 1917. Прапорщик. в белых войсках Восточного фронта; на 1 июля 1919 в составе 8-го Бийского Сибирского стрелкового полка

санников: Твердохлебов Иван Никифорович, р. 5 мая 1897. 2-я Омская школа прапорщиков 1916. Поручик, командир роты смерти. в белых войсках Восточного фронта; на 1 дек. 1918 в составе 8-го Степного Сибирского кадрового полка. Штабс-капитан. Тележкин Василий Павлович, р. 18 мая 1890 в Тобольской губ. Сын купца. 2-я Омская школа прапорщиков 1917. Прапорщик 14-го пехотного полка. в белых войсках Восточного фронта; на 10 дек. 1918 в составе 18-го Тобольского Сибирского стрелкового полка, затем — Иркутского полка. Поручик. Капитан. в эмиграции в Китае. Ум. 31 мар. 1927 в Харбине. Тельных Михаил Павлович, р. 25 мар. 1895 в Красноарске. из граждан. 3-я Омская школа прапорщиков 1916. Прапорщик 775-го пехотного полка. в белых войсках Восточного фронта; на 8 окт. 1919 в составе 4-го Енисейского Сибирского стрелкового полка. Подпоручик

санников: Темирев Михаил Андреевич, р. 29 окт. 1896. 2-я Омская школа прапорщиков 1916. Подпоручик. в белых войсках Восточного фронта; летом 1919 в штате Омского концентрационного лагеря. Теплов Михаил Федорович, р. 10 окт. 1898 в Омске. из дворян. 2-я Омская школа прапорщиков 1917. Прапорщик 47-го пехотного полка. в белых войсках Восточного фронта; на 20 нояб. 1918 в составе 3-го Степного Сибирского кадрового полка. Подпоручик. Взят в плен. 1923 судим. Бухгалтер в мельтресте в Омске. 2 сен. 1937 арестован. Расстрелян 14 дек. 1937 в Красноярске. Теплов Федор Федорович, р. 18 июня 1893. из дворян. 2-я Омская школа прапорщиков 1917. Прапорщик 3-го пехотного полка. в белых войсках Восточного фронта; на 26 мар. 1919 в составе 15-го Курганского Сибирского стрелкового полка. Подпоручик.

санников: Терентьев Иван Андреевич, р. 2 мая 1894 в Балаганске. из мещан. 3-я Омская школа прапорщиков. Прапорщик 11-го запасного пехотного полка. в белых войсках Восточного фронта. Терещенко Евтихий Филиппович, р. 4 апр. 1883 в Херсонской губ. из крестьян. 1-я Омская школа прапорщиков 1916. Подпоручик 52-го пехотного полка. в белых войсках Восточного фронта; на 2 нояб. 1918 в составе 2-го Барабинского Сибирского стрелкового полка. Поручик. Взят в плен. на 1 авг. 1922 на особом учете в Томском ГВК.

санников: Тетерин Иван Иасонович, р. 10 окт. 1897 в Томске из граждан. Гимназия, 2-я Омская школа прапорщиков 1917. Подпоручик 24-го Сибирского стрелкового запасного полка. в белых войсках Восточного фронта; на 4 дек. 1919 в составе 7-го Кузнецкого Сибирского стрелкового полка. Тетерюков Михей Прокопьевич, р. 11 авг. 1886 в Могилевской губ. из граждан. Учительская школа, 1-я Омская школа прапорщиков 1917. Прапорщик 71-го Сибирского стрелкового полка. в белых войсках Восточного фронта; на 8 мар. 1919 в составе 17-го Семипалатинского стрелкового полка. Подпоручик.

санников: А. Ю. САБЛИН (Омск) Омский государственный аграрный университет имени П. А. Столыпина ПОСТАНОВКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В 1-Й И 2-Й ОМСКИХ ШКОЛАХ ПОДГОТОВКИ ПРАПОРЩИКОВ ПЕХОТЫ (1915 – 1917 ГГ.) Аннотация: В статье поэтапно, начиная с требований, которым должен соответствовать обучающийся, и особенностей вступительных испытаний и заканчивая классификацией выпускников, рассматривается постановка образовательного процесса, существовавшего в 1-й и 2-й Омских школах подготовки прапорщиков пехоты. Приводятся критические высказывания современника в отношении способа преподавания ряда дисциплин, называются изменения в образовательном процессе, возникшие в связи с Февральской революцией 1917 г. Ключевые слова: Первая мировая война, офицерство, военное образование, школы прапорщиков, Омск. С отрадой можно констатировать, что за последние десять лет такой во многом специфический тип военно-учебных заведений, возникший и существовавший в Российской империи в самом начале XX в., как школа подготовки прапорщиков, стал не только предметом исторических справок (Д. И. Петин [1]), энциклопедических (В. Г. Семенов [2]) и общих информационно-повествовательных статей (Д. И. Петин [3]; А. О. Андреев [4]; Ю. С. Егодурова, Ю. Г. Шапкин, А. Д. Одинец и др. [5]), но и диссертаций (О. Н. Астраханцев [6], Е. М. Кунжаров [7]). /298/ Вместе с тем представляют интерес не только исследования a-la «полковые истории», описывающие общую хронологию существования конкретных военно-учебных заведений этого типа, но и исследования, предметом которых являются различные аспекты их деятельности. В данной статье мы хотели бы обратиться к такой стороне существования и функционирования 1-й и 2-й Омских школ подготовки прапорщиков пехоты, как постановка в них образовательного процесса. Начать, вероятно, следует с того, что прием в 1-ю и 2-ю Омские школы подготовки прапорщиков пехоты, как и прием в школы подготовки прапорщиков в целом, производился в сроки, которые оговаривались Главным управлением Генерального штаба. Оно же производило и общее распределение нижних чинов по школам [8]. В школы принимались без экзамена: 1) строевые нижние чины и ратники государственного ополчения с образованием не менее вольноопределяющегося 2-го разряда или дающего право на производство в первый классный чин без экзамена; 2) те же лица с правами по образованию 2-го разряда. При этом лица второй категории назначались в школы только при условии наличия свободных вакансий после приема всех удостоенных к этому начальством лиц первой категории [9]. Тотчас по прибытии обучающихся в школы начальники школ производили – порядком по своему усмотрению – поверку их строевой подготовки в объеме сведений, обязательных для рядового пехоты в первый год службы. Те, кто оказывался слабо подготовленным, подлежал возвращению в командировавшую его часть [10]. Д. К. Овсянкин, окончивший 1-ю Омскую школу подготовки прапорщиков пехоты 7 июня 1917 г., так описывает эту процедуру: «Приехали ночью. Утром начались вступительные экзамены. Главное внимание уделялось русскому языку, знанию уставов, математике и географии. Испытание длилось три дня. Несколько человек из нашей партии срезались и уехали обратно» [11]. Все принятые в школы зачислялись во 2-й разряд по поведению. Срок обучения в 1-й и 2-й Омских школах подготовки прапорщиков пехоты составлял три месяца [12]. Генерал-майор Б. Д. Адамович, посетивший в ходе инспекционной поездки в марте 1916 г. 1-ю и 2-ю Омские школы подготовки прапорщиков пехоты, отмечал, что «…школа (1-я – А. С.) работает, точно по Положению, 8 часов в день» [13]. В отношении расчетов и распределения учебного времени в обеих школах ситуация, как отмечал Б. Д. Адамович, была одинаковой: 8-часовой учебный день (с 8:00 до 16:20) делился постоянно на 3 часа «классных» и 5 часов «строевых» занятий [14]. При этом вследствие малочисленности классных комнат роты школ пользовались ими посменно – одна рота до завтрака и другая рота после завтрака. «…в итоге такой комбинации, каждая рота, имея ежедневно по 3 часа кряду классных занятий, получает строевых часов: три дня в неделю по 5 часов кряду после завтрака и три дня в неделю – 3 часа с утра до классных занятий и 2 часа – после» [15]. В школах читались такие предметы как тактика, топография, служба связи, окопное дело, стрелковое дело, пулеметное дело, артиллерия, законоведение, гигиена и т.д. При этом, как отмечал генерал-майор Б. Д. Адамович в отношении 1-й Омской школы прапорщиков, «…школой усвоена не отвечающая средствам и организации школ, система преподавания предмета не своими /299/ взводными командирами в каждом взводе – классном отделении, а “специалистами”, как из своих строевых офицеров, так и приглашенными со стороны» [16]. Так, например, свои офицеры читали: тактику, окопное дело, артиллерию; стрелковое дело – приглашенный из запасного батальона прапорщик ускоренного выпуска, «…не бывший ни в строю, ни в бою» [17]; законоведение – приглашенный генерал, военный юрист; топографию – одной роте свой офицер и другой – приглашенный военный топограф; пулеметное дело – одной роте свой офицер, а другой – приглашенный воспитатель кадетского корпуса [18]. Представляют интерес критические высказывания Б. Д. Адамовича, относительно ряда уроков школ, на которых он присутствовал. Их, как нам кажется, хотя бы отчасти, будет уместно привести. «Топография. Прослушаны уроки обоих преподавателей. Урок взводного командира, шт[абс].-капитана, был очень жив, верен и хорош. Урок же специалиста – военного топографа был сух, скучен, безжизненен и чужд всякой попытки к наглядности и общению с классом. Черчение 10 в[ерстной]. карты не введено. Как следствие преподавания предмета двумя лицами 400 учеников и преувеличенной боязни морозов, – в течение зимнего выпуска никаких полевых работ исполнено не было. Ориентировка и чтение карты, при наличии превосходной местной карты 1 в[ерста]. в дюйме, исполнялись только в классе» [19]. «Окопное дело. Уроки обоих преподавателей показали их хорошие знания и способности, но наряду с тем глубокую ошибочность постановки предмета: мысль, что чертеж не есть цель преподавания, но лишь крайнее средство пояснения, им не внушена; как уроки, так и содержание тетрадей обучаемых, оказались посвященными бесчисленным, сложным и на 2/3 ненужным чертежам. Никаких практических окопных работ в школе не производится» [20]. «Пулемет. Пулемета в школе нет. Преподавание ведется по чертежам и уклоняется от программы; так, в тетрадях оказались чертежи “порядков” пулеметных строевых сочетаний» [21]. Оценка знаний обучающихся в течение курса производилась отметками «удовлетворительно» и «не удовлетворительно». За усердную службу и успехи в занятиях рядовые и ефрейторы могли быть произведены в унтер-офицеры. Не произведенные в это звание не могли быть затем произведены в прапорщики и считались неокончившими школу. За дурное поведение или неуспешность, обучающиеся исключались из школы властью ее начальника, о чем делалась отметка в их послужных списках с указанием причины отчисления. Отчисление из школ по собственному желанию не допускалось [22]. Учебная неделя была шестидневной, т.е. учебными были все дни кроме воскресенья. Выходными считались праздники: 1 января (Новый Год), 6 января (Богоявление Господне (Крещение)), 25 марта (Благовещение Пресвятой Богородицы), пятница и суббота Страстной недели, первые два дня Святой Пасхи, 6 мая (рождение Его Императорского Величества Государя Императора Николая Александровича, Самодержца Всероссийского), 6 декабря (память Святого Николая Чудотворца, тезоименитство Его Императорского Величества Государя Императора Николая Александровича, Самодержца Всероссийского), первые два дня Рождества Христова. Увольнение обучающихся в отпуск допускалось лишь в особо уважительных случаях на срок не более трех дней [23]. /300/ Заканчивался трехмесячный курс обучения общей оценкой знаний обучающихся, которую давала комиссия под председательством начальника школы. Учитывалось поведение обучающихся, которое разделялось на два разряда – 1-й и 2-й. Обучающиеся, признанные комиссией успешно окончившими школу и состоящие в 1-м разряде по поведению, производились в прапорщики с зачислением по армейской пехоте властью командующего войсками округа. В дальнейшем прохождении службы прапорщики обязаны были отбыть срок обязательной службы в войсках. Признанные комиссией окончившими школу неудовлетворительно возвращались в свои части и сохраняли за собой права, на которых были зачислены на военную службу, а также те звания, которыми они были награждены в школах. Эти нижние чины не имели права на вторичный прием в школу. Окончившие курс удовлетворительно, но не переведенные в 1-й разряд по поведению, откомандировывались в свои части унтер-офицерами с правом на производство в прапорщики по удостоению строевого начальства не ранее как через три месяца со дня выпуска из школы, а за боевые отличия – во всякое время. Стоит отдельно отметить, что в случае успешного прохождения курса, обучающийся мог быть произведен в прапорщики и ранее установленного для школ трехмесячного курса [24]. Февраль 1917 г. внес свои изменения в жизнь обеих школ, которые не могли не затронуть отлаженный учебный процесс. В школах возникли комитеты, состоящие из обучающихся и начальствующего состава. В программе обучения несколько часов стало специально отводиться политическим вопросам. В частности, 15 сентября 1917 г. на заседании комитета 1-й Омской школы подготовки прапорщиков пехоты под председательством юнкера Лебедева «…было принято постановление об увеличении времени, предназначенного для подобного рода занятий, о разработке плана их проведения и соответствующем контроле со стороны комитета» [25]. Кроме того, осенью 1917 г. вплоть до момента вооруженного восстания в Петрограде из-за резкого сокращения численности гарнизона юнкера постоянно несли караульную службу в городе. Также юнкера школ регулярно участвовали в облавах на дезертиров, оцеплении «…толп обывателей и солдат, чтобы предотвратить или пресечь погромные выступления на почве дороговизны и острого дефицита товаров и продовольствия» [26]. Газета «Омский вестник» от 10/23 сентября 1917 г. по поводу одной из облав сообщала следующее: «В ночь на 8-ое сентября в городе была произведена облава на дезертиров. В облаве участвовали, главным образом, юнкера местных школ прапорщиков. Задержано несколько сот человек, не имеющих при себе вида. Особенно богатую добычу облава дала в части города, расположенной по правую сторону Оми. Личности задержанных выясняются» [27]. Очевидно, что деятельность школьных комитетов, общие собрания юнкеров и начальствующего состава школ для обсуждения политических, административных и прочих вопросов, гарнизонная служба – все это не только отбирало драгоценные часы учебного времени, отводимые на подготовку квалифицированных офицеров – начальников боевых порядков, – но и попросту отвлека-/301/-ло, не давало сосредоточиться на этой главной цели пребывания обучающихся в стенах школ. Образовательный процесс – создание образа. В данном случае – создание образа офицера, честного и преданного слуги «…царю и Родине, <…> который сумел бы разрешить на практике все задачи, выпадающие на долю взводного и ротного командира» [28]. Мы видим, что образовательная программа, существовавшая в школах прапорщиков, была значительно упрощена (отсутствие вступительных экзаменов, оценка знаний отметками «удовлетворительно» и «не удовлетворительно» и т.д.) по сравнению образовательными программами военных училищ и, как следствие, выпускники школ прапорщиков не пользовались правами кадрового офицерства (невозможность производства в штаб-офицерский чин и увольнение в запас по окончанию войны). Образовательный процесс в обеих школах имел свои недочеты и упущения со стороны школьного начальства, на которые в своем отчете прямо указывал генерал-майор Б. Д. Адамович. Обе школы отдали дань «государственному разброду и шатанию» 1917 г., увлекаясь политическими вопросами и непресталыми для офицера обсуждениями. Но, тем не менее, существовавшая в 1-й и 2-й Омских школах подготовки прапорщиков пехоты постановка образовательного процесса позволила подготовить в ситуации острой нехватки младших командно-административных кадров около 4000 квалифицированных офицеров, многие из которых отдали свою жизнь ради победы в Отечественной войне 1914-1918 гг., или после – в братоубийственной Гражданской войне, сражаясь по обе стороны фронта. Библиографический список 1. Петин Д. И. Историческая справка к фонду 197 «1-я Омская школа прапорщиков Военного министерства» // ГИАОО. Ф. 197. Оп. 1. Л. 2-6. 2. Семенов В. Г. Школа прапорщиков пехоты // Челябинская область: Энциклопедия. Т. 7: Х–Я. Приложения / [Редкол.: К. Н. Бочкарев (пред., гл. ред.) и др.]. – Челябинск: Камен. пояс, 2007. С. 437. 3. Петин Д. И. Всеволод Оссовский: бывший белый офицер в советской России // Вестник архивиста. 2015. № 3. С. 288–306. 4. Андреев А. О. Кубанское генерала М.В. Алексеева военное училище (Екатеринодарская школа прапорщиков), 1915-1931 гг. // URL: http://www.myekaterinodar.ru/ekaterinodar/articles/ekaterinodar-kubanskoe-generala-m-v-alekseeva-voennoe-uchilishe-1915-1931-gg (дата обращения: 09.05.2017). 5. Егодурова Ю. С., Шапкин Ю. Г., Одинец А. Д. и др. Цели создания школ подготовки прапорщиков в Иркутске и результаты их деятельности // Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история / Сб. ст. по материалам XXXVI междунар. науч.-практ. конф. № 4 (36). Новосибирск: «СибАК», 2014. С. 107–115. 6. Астраханцев О. Н. Военно-учебные заведения Сибири (1813–1917 гг.): дисс. … канд. ист. наук: 07.00.02. Иркутск, 2008. 266 с. /302/ 7. Кунжаров Е. М. Подготовка офицерских кадров в Восточно-Сибирском генерал-губернаторстве в XIХ – начале ХХ вв.: дисс. … канд. ист. наук: 07.00.02. Иркутск, 2008. 215 с. 8. Приказ по Военному ведомству № 82 от 13 февраля 1916 г. // Приказы по военному ведомству, 1916 г. Петроград, 1916. С. 67. 9. Там же. С. 67. 10. Там же. С. 68. 11. Овсянкин Д. К. Из белого кольца: записки офицера по особым поручениям. Пермь: «Пресс-тайм», 2007. С. 49. 12. Приказ по Военному ведомству № 82 от 13 февраля 1916 г. // Приказы по военному ведомству, 1916 г. Петроград, 1916. С. 67. 13. Адамович Б. Д. Выдержки из донесений Военному министру генерал-майора Адамовича об осмотре школ подготовки прапорщиков пехоты. Казань: Лито-Типография «Умид», б. Харитонова, 1917. С. 55. 14. Там же. С. 61. 15. Там же. С. 55. 16. Там же. С. 55, 56. 17. Там же. С. 56. 18. Там же. С. 56. 19. Там же. С. 58. 20. Там же. С. 59. 21. Там же. С. 62. 22. Приказ по Военному ведомству № 82 от 13 февраля 1916 г. // Приказы по военному ведомству, 1916 г. Петроград, 1916. С. 68, 69. 23. Там же. С. 69. 24. Там же. С. 69, 70. 25. Кожевин В. Л. К истокам гражданской войны в Сибири: политические позиции юнкеров омских школ прапорщиков в 1917 году // Гражданские войны. Политические кризисы. Внутренние конфликты. История и современность: Материалы Всероссийской научно-методологической конференции учителей и работников Высшей школы (Омск, 17-18 декабря 1998 г.). Омск: Омский ИПКРО, 1998. С. 74. 26. Там же. С. 77. 27. Облава на дезертиров // Омский вестник (Омск). 1917. 10/23 сентября (№ 198). С. 3. 28. Цит. по: Марыняк А. В. Инспекционные поездки по военно-учебным заведениям генерал-майора Б. Д. Адамовича в 1915-1916 гг. // Военно-исторические исследования в Поволжье. 2006. Выпуск 7. С. 82. /303/ Гражданская война на востоке России: взгляд сквозь документальное наследие: материалы II Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием (Омск, 25–26 окт. 2017 г.) / М-во культуры Ом. обл., БУ ИсА; М-во образования и науки Рос. Федерации, ОмГТУ; [редкол.: Д. И. Петин (отв. ред.) и др.]. – Омск: Изд-во ОмГТУ, 2017. С. 298-303.

санников: Тиминцев Николай Никифорович, р. 1 фев. 1877. 1-я Омская школа прапорщиков 1917. Прапорщик 39-го запасного пехотного полка. в белых войсках Восточного фронта; на 14 фев. 1919 в составе 5-го Томского Сибирского стрелкового полка, летом 1919 в составе интендантского управления Северной группы Сибирской армии. Подпоручик. Тимирев Михаил Андреевич, р. 28 окт. 1896 в Омске. из граждан. 2-я Омская школа прапорщиков 1916. Прапорщик 302-го запасного пехотного полка. в белых войсках Восточного фронта; на 6 мар. 1919 14-го Иртышского Сибирского стрелкового полка. Подпоручик.

санников: Тимофеев Илья Кузьмич, р. 17 июля 1895 в Казанской губ. из крестьян. 2-я Омская школа прапорщиков. Юнкер. в белых войсках Восточного фронта; на 1 нояб. 1918 в составе 6-го Сибирского стрелкового кадрового полка. Взят в плен. Летом — осенью 1921 в 35-й сд. Тимофеев Михаил Александрович, р. 3 сен. 1889 в Канске. из мещан. 2-я Омская школа прапорщиков 1916. Подпоручик 318-го пехотного полка. в белых войсках Восточного фронта; на 1 фев. 1919 поручик 5-го Томского Сибирского стрелкового полка на 5 мая 1919 в составе 1-й Сибирской штурмовой бригады. Штабс-капитан. Тимофеев Михаил Гаврилович, р. 25 дек. 1881 в Тюкалинске. из граждан. 1-я Омская школа прапорщиков 1916. Прапорщик 222-го пехотного полка. в белых войсках Восточного фронта; на 20 фев. 1919 в составе 4-го Енисейского Сибирского стрелкового полка.

санников: Тимощук Дмитрий Яковлевич, р. 22 окт. 1884 в Иркутской губ. из крестьян. 3-я Омская школа прапорщиков 1916. Прапорщик 2-го стрелкового полка. в белых войсках Восточного фронта; на 10 апр. 1919 в составе 11-го Нижнеудинского Сибирского стрелкового полка. Подпоручик. Взят в плен. 15 сен. 1920 из Приуральского во передан в ГКТ. Тимченко Измаил Эсперович, р. 27 дек. 1894. Гатчинский сиротский институт, 1-я Омская школа прапорщиков. Прапорщик 34-го Сибирского стрелкового запасного полка. в белых войсках Восточного фронта; на 22 апр. 1919 ординарец отряда поручика Габчика, адъютант коменданта Кургана. Подпоручик.

санников: Тиссен Николай Николаевич, р. 1897 в Томской губ. из граждан. Техническое училище, 1-я Омская школа прапорщиков 1917. Прапорщик 44-го пехотного полка. в белых войсках Восточного фронта; на 11 мая 1919 в составе 1-го Сибирского штурмового батальона. Подпоручик. Тихомиров Дмитрий Николаевич, р. 5 фев. 1888 в Муроме. из граждан. Реальное училище, 1-я Омская школа прапорщиков 1917. Прапорщик 14-го запасного пехотного полка. в белых войсках Восточного фронта; на 8 сен. 1919 в составе 4-го Енисейского Сибирского стрелкового полка. Подпоручик. Взят в плен. Летом 1921 в 34-й отдельной погр. бригаде. Тихонов Александр Александдрович, р. 19 фев. 1897 в Тобольской губ. 2-я Омская школа прапорщиков. Прапорщик 264-го пехотного полка. в белых войсках Восточного фронта; на 30 апр. 1919 в составе 25-го Тобольского Сибирского стрелкового полка. Подпоручик Тихонов Александр Федорович, р. 4 мар. 1897 в Тобольске. из граждан. 2-я Омская школа прапорщиков 1917. Поручик. в белых войсках Восточного фронта; на 5 нояб. 1918 в составе 4-й Сибирской стрелковой запасной бригады.

санников: Ткач Борис Иванович, р. 1897 в Бийске. Реальное училище, 2-я Омская школа прапорщиков 1917. Подпоручик 542-го пехотного полка. в белых войсках Восточного фронта; на 4 дек. 1919 в составе 5-го Томского Сибирского стрелкового полка. Поручик. Взят в плен, до сен. 1922 в Ярославском концлагере, затем жил в Екатеринбургской губ.

санников: Толпегин Петр Григорьевич, р. 30 авг. 1894 в Казанской губ. из крестьян. Учитель. 3-я Омская школа прапорщиков 1916. Прапорщик 160-й пехотной дивизии. в белых войсках Восточного фронта; на 20 июля 1919 в составе 4-го Тюменского кадрового полка. Толстенко Николай Иванович. 1-я Омская школа прапорщиков 1916. Подпоручик. в Добровольческой армии дек. 1918 в 12-й и 10-й ротах 1-го Офицерского (Марковского) полка. Ранен 15 окт. 1918 под ст. Конаково.



полная версия страницы