Форум » ТрактирЪ » "Красное" искусство гражданской » Ответить

"Красное" искусство гражданской

мир: Напечатано в газете "Известия" Пермского губисполкома за 19 октября 1918 г. Кстати, в прошлом номере за 18 октября в газете была статья о деревенском спектакле в д.Кляпове Кунгурского уезда. Мне песня чем-то напомнила "Вставай, страна огромная", хотя вроде бы ничего общего.

Ответов - 68, стр: 1 2 3 4 All

Oigen Pl: мир пишет: Я встречал эту версию и разбор, согласно которому версич о "казачьей первооснове - миф. Тем более, что автор песни Н.Кооль никогда с русско-японскими событиями не соприкасался. http://alwin.livejournal.com/213964.html Сибирско-каторжный мотив пока не оспаривается ("Когда над Сибирью займется заря", в сети есть исполнение Марка Рейзена с хором а-капелло): Когда над Сибирью займется заря И туман по тайге расстилается, На этапном дворе слышен звон кандалов – Это партия в путь собирается. Каторжан всех считает урядник седой, По-военному ставит во взводы. А с другой стороны собрались мужички И котомки грузят на подводы. Раздалось: "Марш вперед!" — и опять поплелись До вечерней зари каторжане. Не видать им отрадных деньков впереди, Кандалы грустно стонут в тумане. А вот здесь есть наиболее подробный разбор всех версий - http://www.historyonesong.com/2009/10/tam_vdali_za_rekoi/

Oigen Pl: Авторство понятно, что не "Лайф", но у кого была подпись "В. С..."? Портрет вождя на рисунке справа при попытках последующей "политкорректности" разрушил бы всю композицию, поэтому эта работа (с таким названием) вообще не попадается больше среди списков работ советских художников.

мир: Так там же в уголке написано - В.Серов. Автор знаменитого полотна "Взятие Зимнего" и вообще, ветеран историко-революционной живописи, председатель Союза художников СССР в 50-е. Видимо, его ранняя работа.


Oigen Pl: Нет, там какой-то "В. Сварог", которого я увидел лишь при увеличении...

Oigen Pl: Вопреки ожиданиям - это не "разовый" псевдоним: Василий Семёнович Корочкин родился в семье крестьянина Семёна и прачки Ольги Васильевны Корочкиных, в которой кроме него было ещё две сестры Анна (позднее — сельская учительница) и Надежда (в будущем — швея). В два года лишился отца, воспитанием детей занималась мать. Стремление к рисованию наблюдалось у Василия Семёновича с ранних лет. Заметив его, учитель рисования старорусского городского училища Чистяков собрал среди жителей города по подписке деньги, чтобы талантливый ребёнок после окончания училища мог продолжить художественное образование. В 1896 году, в тринадцатилетнем возрасте, Василий Семёнович поступает в Петербургское художественное училище технического рисования Штиглица и через четыре года успешно заканчивает его. Именно во время обучения и появился псевдоним художника — «Сварог». "На третьем году обучения, перед очередным экзаменом, он получил задание написать картину на тему «Бог небесного огня Сварог» — божество в мифологии западных славян. Ну, наш Вася пошел фантазировать — намалевал солнце, звёзды, молнии, всполохи северного сияния, зори, радуги, а в этом сверкающем окружении — лик божества. Картина удалась, но экзаменаторы сказали:"Корочкин, в зеркало ты, что ли смотрел, когда писал Сварога? Точь-в-точь на тебя похож". С того дня мы в шутку стали величать его Сварогом. Он привык к этому прозвищу" - Соколов В. А. Художник Сварог. — Л.: Лениздат,1986. — стр. 20. С 1900 года Сварог сотрудничает с петербургскими иллюстрированными журналами «Живописное обозрение», «Волшебный фонарь», «Солнце России». В 1911 году В. С. Сварогу была присуждена первая премия на конкурсе, организованном редакцией журнала «Солнце России», за серию рисунков к произведению Льва Толстого «Живой труп». В 1915 году В. С. Сварог знакомится с Юрием Репиным и пишет его портрет, который привёл в восторг его отца, известного художника Илью Репина. Эта работа позволяет Сварогу сблизиться с мастером, присутствовать на его портретных сеансах. В 1916 году по рекомендации Репина он вступает в Товарищество передвижников и выставляет свои работы на передвижных выставках. В 1916 году Сварог пишет «Портрет матери» (холст, масло). Картина была удостоена первой премии на весенней Передвижной выставке. В 1918 году Сварог принимает активное участие в украшении Петрограда к празднованию первой годовщины Октябрьской революции. Сам художник говорил, что он «работал особенно интенсивно, так как великие события требовали от каждого большого напряжения сил». В это время он создаёт портреты Карла Маркса, Фридриха Энгельса, В. И. Ленина, М. С. Урицкого, В. В. Володарского. С 1919 по 1922 годы в связи с тяжёлой болезнью матери Сварог проводит в Старой Руссе. Здесь он организует Народный дом, создаёт самодеятельные хоровые и оркестровые кружки, художественную студию. В этот период Сварог создает много картин, посвящённых городу и его жителям — «Портрет Васи Ушакова», «Дети» (экспонировалась в Третьяковской галерее), «Портрет Валентины Казариной», «Рогачёвка» и другие. В 1923 году вступил в Ассоциацию художников революционной России. В 1925 году В. С. Сварог получил серебряную медаль на Всемирной выставке в Париже за альбом «9 января», для которого он выполнил 11 больших рисунков. (Одновременно не гнушался и книжной иллюстрацией - http://lobgott.livejournal.com/198921.html) Имя Василия Сварога связано с именем Сергея Есенина. 25 декабря 1925 года художник также находился в гостинице «Англетер». Сварог попал в номер Есенина в тот момент, когда того извлекли из петли. В. Сварог в этот момент создал посмертные портреты С. Есенина. После Великой Октябрьской революции творчество Сварога приобретает яркую политическую направленность. Сам художник называет свой жанр «политической композиции». Одни картины выполнялись на основе личных впечатлений, другие на основе газетных сообщений: «Герои-летчицы в Кремле перед полётом»(1934) «Встреча челюскинцев на Красной площади»(1934) «Портрет В. В. Куйбышева на трибуне» (1935) «Первое мая — пионеры» (1937) «Седовцы на Красной площади» (1940) «Портрет Чайковского» (1940) «Портрет Маяковского» (1940) «Товарищи К.Е Ворошилов и А. М. Горький в тире ЦДКА» «Волховстрой» «Кузнецкстрой» «Днепрострой» и другие Увлекаясь музыкой, В.Сварог создал ряд работ, объединённых этой темой: «Натюрморт с гитарой» (1934) «Торбан» (1939) портрет гитариста Шаумяна(1928) акварельный портрет испанского гитариста Андреса Сеговии (1927) Писал Сварог и портреты руководителей партии и правительства — В. И. Ленина, И. В. Сталина, К. Е. Ворошилова, В. В. Куйбышева. В 1940 году Политуправление МВО объединило профессиональных военных художников в Cтудию военных художников имени М. Б. Грекова на базе Изомастерских самодеятельного красноармейского искусства. Перед студией поставили задачи культурного и политического воспитания воинов, отображения героического боевого пути армии. Руководителем был назначен В. Сварог, который создал ряд картин на военную тематику: «Совет командиров» «Смольный в Октябре» «Взятие Зимнего» «Шлюпочный поход жён командиров» С 1941 года — в эвакуации. Сначала в Нальчике, потом в Тбилиси. 25 мая 1942 года в Тбилиси состоялась выставка картин. Газета «Заря Востока» писала: Творческие рапорты художников. В понедельник, 25 мая, в 12 час. дня в Картинной галерее художников Грузии выступят с творческими рапортами лауреат Сталинской премии, заслуженный деятель искусств И.Э Грабарь и художник В. С. Сварог. В помещении галереи в этот день откроется выставка их картин, выполненных в Тбилиси и Нальчике в 1941 и 1942 годах. В 1942 году Сварог закончил свою последнюю картину — многофигурную композицию «Степан Разин». В октябре 1942 года, возвращяясь из эвакуации в Москву, на Самаркандском вокзале, переходя пути с чемоданами, В. Сварог споткнулся и ударился левым виском об рельс. 10 октября в тяжёлом состоянии он был доставлен в Москву. В. Сварог поправился, но вернуться к живописи уже не смог. 31 декабря 1946 года Василий Семёнович Сварог скончался. Похоронен художник на Новодевичьем кладбище. Надгробие на могиле В. С. Сварога выполнил его ученик — народный художник СССР Н.В Томский.

мир: А. Д. Фатьянов ХУДОЖНИКИ-ИНТЕРНАЦИОНАЛИСТЫ В ИРКУТСКЕ Постановлением Иркутского губревкома 21 февраля 1920 г. у городского головы В. П. Сукачева было национализировано 87 картин. В том же двадцатом году за счет поступлении экспонатов из других частных собраний, приобретений и подарков коллекция музея приумножилась во много раз. Кроме того, сюда попали произведения иркутских художников, и среди них оказались работы художников-интернационалистов, иностранных живописцев и графиков — военнопленных империалистической войны. По счастливой случайности в Иркутске оказалось значительное число военнопленных художников. Нам удалось установить имена 16 находившихся здесь живописцев, графиков и архитекторов. [78] Иркутяне познакомились с творчеством военнопленных впервые в апреле 1919 г. и вторично в конце этого же года на выставке произведений местного общества художников. В период господства белогвардейцев и интервентов в их пpoизведениях ощущалась щемящая грусть по родине, тоска по прошлому. Названия работ свидетельствовали о содержании безысходности их судьбы, горькой боли людей, находившихся в плену, вдалеке от своей родины: «Прощание», «Слишком поздно», «Рабыня», «Курильщица опиума», «Погребение», «Распятие», «Скорбь» н др. Рецензент выставки заметил пессимистическое настроение авторов: «Самые талантливые М. Малиц и Р. Шейн. Но сразу же бросается в глаза, что искусство этих художников так же, как и их жизнь, жестоко наполнены войной. Служба в армии и жизнь в лагерях военнопленных совершенно уничтожили возможность opганического развития» (85). Основная группа художников была недовольна колчаковцами и выражала свои искренние симпатии большевикам. Эти художники одобрительно приняли установление Советской власти и всеми возможными средствами поддерживали новый народный строй. Но находились они за пределами Иркутска, в лагерях, размещенных в сельской местности, откуда сложнее было действовать. С установлением Советской власти в городе Общество художников помогло военнопленным переселиться из лагерей в город. В своем первом отчете после установления Советов председатель Иркутского общества К. И. Померанцев писал: «Художники общества организовали студию, призвали к совместной работе иностранных художников (бывшие военнопленные), дают возможность переселиться из лагерей в город». Таким образом, иностранные художники влились в коллектив иркутян и приняли активное участие в становлении советской власти. Горожане с нетерпением ожидали прибытия 5-й Красной Ар֊мии. Встречу стремились отметить торжественно и с почестями. Иркутск украшается транспарантами и плакатами. По эскизам членов общества художников строятся арки, плетутся и перекидываются тысячи гирлянд. Художники принимали непосредственное участие в выполнении не только внешнего украшения города, но и оформляли интерьеры общественных зданий. Старожилы вспоминают, что две огромные скульптуры красноармейцев изо льда были воздвигнуты во въезде через Ангару в город. Ледяные исполины красноармейца и рабочего стояли также на Тихвинской площади и по обеим сторонам Тихвинской улицы, на углу Большой. Очевидцы свидетельствуют, что в создании этих фигур участвовал Рудольф Шейн, немецкий художник, перешедший на сторону Советов. [79] в то время коллектив Иркутской творческой организации ху-дожников оказался очень сильным и работоспособным, в его составе, кроме коренных иркутян, были приезжие, переселившиеся в связи с войной из Петрограда. Значительное число местного общества художников составляли иностранцы: немцы — Макс Má֊лиц, Рудольф Шейн, Куно Гоппе, Вильгельм Буденберг, Феликс Вейндорф, Макс Беккер, Вильгельм Ен, Рудольф Прибэ; венгры - В. Жотере, и О. Кебелли, словак — Франтишек Райхенталь. Особо следует обратить внимание на творчество самого активного и плодотворного немецкого художника Рудольфа Шейна. Значительная часть его работ 1918—1919 гг. была проникнута удручающим настроением тягот русского плена. Помимо произведений пессимистического плана в фондах иркутского музея сохранилась акварель «Чешская история Сибири», обличающая пребывание белочехов в Иркутске. С установлением Советской власти у художника появились работы с новыми жизнеутверждающими темами. В них чувствуется пафос революции, видно, что Шейн тепло принял Советскую власть и средствами искусства активно борется за ее упрочение. В Иркутском областном художественном музее имеется множество эскизов к революционным книгам и журналам. Они выполнены на высоком художественном уровне, доходчивы, четки и броски. Мы видим серию обложек: «Хроника революции», «В пламени революции», «Итоги и выводы политической экономии», «РКП за три года», «Красный пахарь» и др. Причем обложки со֊держат не только шрифтовое название, а через изображение дей-ствия людей автор раскрывает содержание издания». В мае 1920 г. Дорполитотделом Забайкальской железной дороги в Иркутске выпущен богато иллюстрированный журнал «Пламя революции» (№ 1). Обложка и часть рисунков выполнены Р. Шейном. Здесь же воспроизведены иллюстрации и другого та лантливого немецкого художника Макса Малица, в этом выпуске опубликовано замечательное произведение графического искусства «Портрет В. И. Ленина», созданный немецким художником Куно Гоппе. В то время, еще мало кто видел изображения вождя революции. Портрет Ильича был самым популярным в Иркутске в 1920 г. Кроме того, он дважды репродуцировался в открытках, изданных в Иркутске, в день 50-летия со дня рождения В. И. Ленина этот рисунок воспроизводился также в газете «Власть тру֊да». Оригинал портрета, выполненный Куно Гоппе на ватмане с фотографии 1918 г. сейчас бережно хранится в Иркутском художественном музее и является не только выдающимся произведением искусства, но и ценнейшей реликвией, созданной при жизни вождя. [80] Произведения художников-интернационалистов, находившихся в Иркутске, кроме музея, сохранились до наших дней и у отдельных лиц. Старейший ленинградский искусствовед и музейный работник Петр Евгеньевич Корнилов в 1965 г. подарил иркутскому музею 4 работы. С частями 5-й красной Армии он прошел путь от Казани до Иркутска. Молодой красноармеец встречался здесь с местными и иностранными художниками. Особенно теплые отношения были у него с Рудольфом Шейном. По рассказам Корнилова, Шейн находился сперва в лагерях военнопленных в деревне Урик, недалеко от Иркутска, а позднее он переехал на местожительство в Иркутск. П. E. Корнилов приобрел тогда у военнопленного Шейна несколько работ. В числе подарков Иркутскому музею в 1965 г. Корнилов передал этюд маслом кисти Шейна — «Портрет иркутского живописца Н В. Лодейщикова». Судя по работе и отношению к изображаемому, портрет проникнут сердечной теплотой к сибирскому художнику. По поводу содружества иркутян с художниками-интернационалистами старейшин сибирский график, заслуженный деятель искусств РСФСР Б. И. Лебединский сообщал в 1968 г., что в двадцатом году ему довелось работать вместе с Куно Гоппе в экспедиции заготовительных государственных бумаг в Иркутске, Немецкий художник здесь и создал портрет В. И. Ленина. Ценным документом, свидетельствующим о тесных контактах местных художников со своими собратьями-интернационалистами, является сохранившаяся фотография 1920 г., на которой запечатлены члены Иркутского общества художников. Через Б. И. Лебединского удалось установить некоторых военнопленных художников, входивших в число Иркутского общества. Среди них Лебединский назвал три фамилии: венгра ф. Кебелли и немцев - Макса Малица и Рудольфа Шейна. По давности лет остальных иностранцев он забыл и не смог назвать их имена. На фотографии мы видим и иркутских художников Н. Андреева и М. Дубинского, Н. Лодейщикова и К. Померанцева, И. Козлова и П. Половникова. Здесь же запечатлены также и петроградские художники М. Авилов, А. Стражник, Л. Лагутина и Б. Лебединский. Борис Иванович считался тогда петроградским, но после окончания гражданской войны остался в Иркутске, где жил и творил до конца дней. 20 апреля 1920 г. открывается выставка-продажа картин Иркутского общества.художников. Она проходила уже в мирное время, когда утвердилась окончательно Советская власть в Сибири. Средства от реализации предназначались отъезжающим на родину художникам-иностранцам. Совет картинной галереи и Правление общества художников купили для галереи 8 работ. Здесь также [81] приобрели для себя картины и многие жители города. Заботливое отношение со стороны иркутских художников выражалось и в про-явлении интернациональной солидарности и чуткости к иностранным художникам. Каждый из членов общества стремился как-то содействовать созданию нормальных условий иностранным собратьям, находившимся долгие годы вдали от родины (92, 21 aпреля). В Иркутском областном художественном музее имеются 43 произведения военнопленных художников. Их работы поступили сюда в различное время. Часть была передана Иркутским обществом художников в 1920 и 1925 гг., некоторые акварели были приобретены в 1920 и 1928 гг., несколько вещей передано в 1930 г. устроителем выставок М. Я. Лейбовичем. В то время художники были в расцвете своих творческих сил, и находясь в далеком плену, они с полным сознанием посвящали свое творчество тому новому, что их связывало с пребыванием в Сибири. В произведениях художников-интернационалистов чувствуется гражданственность и утверждение прогрессивных идей Советской власти. Своим вдохновенным творчеством они внесли значительный вклад в становление Советской власти в Сибири. За советскую социалистическую Сибирь. Иркутск, 1982. Ч. 1. С.79-82.

Oigen Pl: Естественно, что нас интересовала дальнейшая жизнь военнопленных художников после возвращения их из плена на родину. В связи со 100-летием со дня рождения В. И. Ленина в 1969-1970 гг. мы предприняли поиски сведений о художнике Куно Гоппе, создавшем, как уже говорилось, первый портрет Ильича. В них, по нашей просьбе, включились и коллега за рубежом. Венгерский журнал экснерантистов выступил со статьей, дважды были публикации в журнале ГДР «Freie Welt». Но никаких положительных сведений мы не получили. Что касается остальных художников, то о некоторых из них мы нашли публикации в словаре художников, многотомном лейпцингском издании. Макс Малиц родился в Берлине в 1885 году, учился в Кенигсберге. После возвращения из Сибири работал в Таллине. Альфред Абердам родился в 1894 году, учился в Мюнхене и после возвращения из плена в 1921-1927 годах продолжал свое образование в Краковской Академии художеств (в Иркутском музее имеется его акварель «Толпа», 1919 г.). Рудольф Прибе родился в Гамбурге в 1899 году, учился в Мюнхене и Братиславе. В Иркутске хранится его большой пейзаж «Над речкой Кая». Художник Франтишек Рейхенталь родился в 1895, учился в Праге. После возвращения из Сибири учился во Вхутемасе в Ленинграде. Жил в Париже, Братиславе, умер в США. В музее хранится его этюд «У пантона на Ангаре». На сегодняшний день вместе с не так давно открытыми рисунками Р. Шейна в Иркутском областном художественном музее имеется 114 произведений военнопленных художников. Работы их поступили сюда в разное время. Часть их была передана Иркутским обществом художников в 1920 и 1925 годах, некоторые акварели приобретены в 1920 и 1928 годах, а несколько работ в 1930 году подарено музею устроителем выставок М. Я. Лейбовичем. И последним поступлением оказались работы Шейна, подаренные в 1965 году ленинградским искусствоведом и музейным работником П. Е. Корниловым. А самыми новейшими поступлениями можно считать пролежавшие в запасниках более шестидесяти лет безымянные рисунки политической сатиры Рудольфа Шейна. Нельзя сказать, что все военнопленные художники симпатизировали Советской власти. Вероятно, отдельные из них так и остались с иными убеждениями. Но творчество наиболее прогрессивных художников нам дорого - таких, как венгры Жотере, создавший «Агитатора» и «Рабочих», Кеббели - автора «Грузчиков»; немцев Макса Малица, работавшего над революционными изданиями, и особенно Рудольфа Шейна и Куно Гоппе. В работах художников-интернационалистов есть гражданственность, своим творчеством они вносили определенный вклад в становление Советской власти в Сибири. - http://tashiriks.narod.ru/clients/internatsionalisti_3/

Oigen Pl: Естественно, что нас интересовала дальнейшая жизнь военнопленных художников после возвращения их из плена на родину. В связи со 100-летием со дня рождения В. И. Ленина в 1969-1970 гг. мы предприняли поиски сведений о художнике Куно Гоппе, создавшем, как уже говорилось, первый портрет Ильича. В них, по нашей просьбе, включились и коллега за рубежом. Венгерский журнал экснерантистов выступил со статьей, дважды были публикации в журнале ГДР «Freie Welt». Но никаких положительных сведений мы не получили. Что касается остальных художников, то о некоторых из них мы нашли публикации в словаре художников, многотомном лейпцингском издании. Макс Малиц родился в Берлине в 1885 году, учился в Кенигсберге. После возвращения из Сибири работал в Таллине. Альфред Абердам родился в 1894 году, учился в Мюнхене и после возвращения из плена в 1921-1927 годах продолжал свое образование в Краковской Академии художеств (в Иркутском музее имеется его акварель «Толпа», 1919 г.). Рудольф Прибе родился в Гамбурге в 1899 году, учился в Мюнхене и Братиславе. В Иркутске хранится его большой пейзаж «Над речкой Кая». Художник Франтишек Рейхенталь родился в 1895, учился в Праге. После возвращения из Сибири учился во Вхутемасе в Ленинграде. Жил в Париже, Братиславе, умер в США. В музее хранится его этюд «У пантона на Ангаре». На сегодняшний день вместе с не так давно открытыми рисунками Р. Шейна в Иркутском областном художественном музее имеется 114 произведений военнопленных художников. Работы их поступили сюда в разное время. Часть их была передана Иркутским обществом художников в 1920 и 1925 годах, некоторые акварели приобретены в 1920 и 1928 годах, а несколько работ в 1930 году подарено музею устроителем выставок М. Я. Лейбовичем. И последним поступлением оказались работы Шейна, подаренные в 1965 году ленинградским искусствоведом и музейным работником П. Е. Корниловым. А самыми новейшими поступлениями можно считать пролежавшие в запасниках более шестидесяти лет безымянные рисунки политической сатиры Рудольфа Шейна. Нельзя сказать, что все военнопленные художники симпатизировали Советской власти. Вероятно, отдельные из них так и остались с иными убеждениями. Но творчество наиболее прогрессивных художников нам дорого - таких, как венгры Жотере, создавший «Агитатора» и «Рабочих», Кеббели - автора «Грузчиков»; немцев Макса Малица, работавшего над революционными изданиями, и особенно Рудольфа Шейна и Куно Гоппе. В работах художников-интернационалистов есть гражданственность, своим творчеством они вносили определенный вклад в становление Советской власти в Сибири. - http://tashiriks.narod.ru/clients/internatsionalisti_3/

Oigen Pl: Фамилия Ен Вильгельма по другим данным Ек. Он и художник Шейн Р. коротко упоминается (вместе с жившим в Томске Рудольфом Ваккером) здесь - http://www.pdmuratov.org/HSS20G/7_swedenia_o_hud_20.html

Oigen Pl: Песня о Мамонтове (в сборнике "Зори Алтая", Барнаул, 1964):

мир: А.Кладт, В.Кондратьев. Братья по оружию. М., 1960. С.110-111 Ждал своей казни и Лигети, незримо связанный со своими расстрелянными друзьями. Предчувствие не обманул о его. Он был убит 2 июня 1919 г. Но и смерть не могла сломить этого мужественного человека, беспредельно преданного делу Октябрьской революции. В одном из своих стихотворений, написанных накануне казни, Карой Лигети как бы оставил завещание своим боевым друзьям. Гордый успехами наступавшей Красной Армии, героической борьбой венгерских интернационалистов, он писал: Пока хоть искра пламенеет в сердце, Пока сердца стучат в одном строю, Вперед стремитесь, красные венгерцы, Я с вами вместе пасть готов в бою! Затем, что вольность не получишь с ходу, Ее цена горька и высока. Благословенье павшим за свободу, Пусть трусов смоет времени река! Вас ждут объятья в Красном Будапеште, Вас ждут улыбки, песни и цветы. Прославит вас Восток, где шли вы прежде, Весь мир людской вселенской теплоты. Останусь я в могиле безымянной. Но пламя сердца вам, друзья, отдам, Чтоб, словно факел яростно-багряный, Могучее, оно светило вам. В последней битве буду вместе с вами, Мадьяры, Красной Венгрии сыны! Мы умерли отважными бойцами, Вы воскресить нас в подвигах должны! «Венгерские интернационалисты в Великой Октябрьской социалистической революции», стр. 173—174.

Oigen Pl: Встречал ли кто-нибудь в сети статью преподавателя Новосибирского пединститута И.Г. Парилова «Поэзия алтайских партизан эпохи гражданской войны» (в первой половине 70-х гг. он "разыскал участников партизанских отрядов, руководимых Суховым и Мамонтовым")?

Oigen Pl: Сначала - стихотворная и музыкальная первоосновы известной когда-то застольной песни: Елена Алексеевна Буланина родилась в 1876 году в Москве, умерла в 1944 году в Саранске. Была слушательницей курсов романо-германской литературы в Сорбонне. В 1900-е годы она работала учительницей в Самаре, где познакомилась с Горьким. Была знакома с Чеховым. Первые стихи Буланиной появились в «Самарской газете»; сотрудничала она в «Русском слове», «Курьере», «Книжках недели», «Народном благе», «Семье», «Южной России» и в других провинциальных изданиях 1890-1900-х годов. Ее стихотворения вошли в сборник «Раздумья» (М., 1901). И одно из ее стихотворений стало популярным романсом. - http://az.lib.ru/b/bulanina_e_a/text_0010.shtml Под впечатлением «Чайки» Чехова (1901). Заря чуть алеет. Как будто спросонка Все вздрогнули ивы над светлой водой. Душистое утро, как сердце ребенка, Невинно и чисто, омыто росой. А озеро будто, сияя, проснулось И струйками будит кувшинки цветы. Кувшинка, проснувшись, лучам улыбнулась, Расправила венчик, раскрыла листы... Вот вспыхнуло утро. Румянятся воды. Над озером быстрая чайка летит: Ей много простора, ей много свободы, Луч солнца у чайки крыло серебрит... Но что это? Выстрел... Нет чайки прелестной: Она, трепеща, умерла в камышах. Шутя ее ранил охотник безвестный, Не глядя на жертву, он скрылся в горах. ...И девушка чудная чайкой прелестной Над озером светлым спокойно жила. Но в душу вошел к ней чужой, неизвестный, - Ему она сердце и жизнь отдала. Как чайке охотник, шутя и играя, Он юное, чистое сердце разбил. Навеки убита вся жизнь молодая: Нет веры, нет счастья, нет сил! Этот романс в свою очередь породил в годы Великой войны популярную военную песню: «Вот вспыхнуло утро, и выстрел раздался...» Вот вспыхнуло утро, и выстрел раздался, И грохот безумный пошел канонад. Над нашим отрядом снаряд разорвался И началась битва, и стоны, и ад. Вот прапорщик юный со взводом пехоты Старается знамя полка отстоять. Один он остался из всей полуроты, Но нет, он не будет назад отступать. - Эй, братцы, в штыки! Здесь пощаде нет места! Отрадно за Родину нам умирать!... А в городе дальнем молилась невеста И слезы роняла: Спаси Божья Мать! Вот кончился бой. Вся земля покраснела. Врага мы прогнали к далекой реке. И только на утро нашли его тело, Но знамя сжимал он в застывшей руке. Когда ж пред невестой вся правда открылась, Она в лазарет поступила сестрой. И часто на братской могиле молилась... Вечная память и вечный покой. Вечная память и вечный покой. На музыку этой военной песни пелась позже и другая песня - «На смерть Погодаева» («Вот вспыхнуло утро, мы Сретенск заняли...», 1920): Текст взят из - http://www.vtoraya-literatura.com/pdf/sofronov_stikhi_ot_veshhego_olega_do_nashikh_dnej_1986_text.pdf "ПОГОДАЕВ (Погадаев) Федот Аввакумович (1893, с. Тайнинское Газимуро-Заводского у. Заб. обл. — 1920, ок. Сретенска), красный партизан. Участник 1-й мировой войны. Вернувшись с фронта, принял активное участие в борьбе за установление Сов. вл. в Заб. и сражался с семеновцами на Заб. фронте. С временным падением Сов. вл. перешел на нелегальное положение и осуществлял связь между подпольными большевистскими организациями. В кон. июня 1919 возглавил Шилкинскую группу партизан, затем 7-й кавалерийский полк. Погиб в бою за Сретенск. Его именем названы село и совх. в Приаргунском р-не, колх. в Шелопугинском р-не (до 1991), улица в Балее. Лит.: Василевский В. И. Революция и Гражданская война в Заб.: Краткий биогр. указ. — Чита, 1989." - http://ez.chita.ru/encycl/person/?id=3764

Oigen Pl: Вариант песни про "Отца - природного пахаря" - с участием "злых чехов" (Наши-бабушки - отец-мой-был-природный-пахарь-,-А-я-работал-вместе-с-ним-(2р.)-/-Отца-убили-злые-чехи-А-мать-живьем-в-костре-сожгл) - http://muzofon.com/search/%D0%BE%D1%82%D0%B5%D1%86%20%D0%BC%D0%BE%D0%B9%20%D0%B1%D1%8B%D0%BB%20%D0%BF%D1%80%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%BD%D1%8B%D0%B9%20%D0%BF%D0%B0%D1%85%D0%B0%D1%80%D1%8C

белый: Oigen Pl пишет: Вариант песни про "Отца - природного пахаря" - с участием "злых чехов" (Наши-бабушки - отец-мой-был-природный-пахарь-,-А-я-работал-вместе-с-ним-(2р.)-/-Отца-убили-злые-чехи-А-мать-живьем-в-костре-сожгл) - http://muzofon.com/search/%D0%BE%D1%82%D0%B5%D1%86%20%D0%BC%D0%BE%D0%B9%20%D0%B1%D1%8B%D0%BB%20%D0%BF%D1%80%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%BD%D1%8B%D0%B9%20%D0%BF%D0%B0%D1%85%D0%B0%D1%80%D1%8C Мой комп предупреждает о вредоносной ссылке и блокирует доступ.

Oigen Pl: Oigen Pl пишет: Вариант песни про "Отца - природного пахаря" - с участием "злых чехов" (Наши-бабушки - отец-мой-был-природный-пахарь-,-А-я-работал-вместе-с-ним-(2р.)-/-Отца-убили-злые-чехи-А-мать-живьем-в-костре-сожгл) - http://muzofon.com/search/%D0%BE%D1%82%D0%B5%D1%86%20%D0%BC%D0%BE%D0%B9%20%D0%B1%D1%8B%D0%BB%20%D0%BF%D1%80%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%BD%D1%8B%D0%B9%20%D0%BF%D0%B0%D1%85%D0%B0%D1%80%D1%8C белый пишет: Мой комп предупреждает о вредоносной ссылке и блокирует доступ. Загрузил сюда - http://depositfiles.com/files/caubkkad9 Еще одно "чешское" исполнение (записано в с. Аргаш Инзенского района Ульяновской области) - http://depositfiles.com/files/zrnqsh9za Вариант со "злыми немцами" - http://depositfiles.com/files/494pe5qxo

мир: Вроде как частушки красных партизан Забайкалья. Видеоряд, конечно, хромает - тут и красные, и белые, и НРА. Но запись старая, подлинная. http://www.youtube.com/watch?v=hqfLLRdNI1o&feature=player_embedded

Oigen Pl: А.П. Оленич–Гнененко «Серебряная роса» Из далёкого похода Идёт сквозь злой туман Серебряная рота Сибирских партизан. Их бороды седые, Как белые снега, Кругом хребты крутые, Кругом гудит тайга. В сугробах тонут лыжи, Все тропы замело, Но с каждым шагом ближе Тасеево село. Проходят партизаны, Знамёна впереди, Запёкшиеся раны, Как орден на груди. Идут и вспоминают Товарищей своих И песню запевают Про старые бои: «Ты, наша песня, взвейся, Как сокол, высоко. Лежат белогвардейцы У сопок далеко. Легли от наших сабель Среди своих волчат Красильников и Каппель, И адмирал Колчак» Из далёкого похода Идёт сквозь злой туман Серебряная рота Сибирских партизан. Оленич-Гнененко Александр Павлович (30.08.1893–13.03.1963) — революционер, поэт, мемуарист. Родился в селе Кечигевка Констаноградского уезда Полтавской губернии в семье чиновника. Учился на естественно-историческом и юридическом факультетах Харьковского университета (не окончил), вернулся в Омск, продолжил обучение экстерном. Служил в переселенческой организации, в городской управе. В 1917 г. член Омского ревкома. В 1918 г. вступил в РКП(б). Принимал участие в создании красногвардейских отрядов в Омске. После падения Советской власти остался в городе. В августе 1918 г. арестован чешской контрразведкой, заключен в концлагерь; в январе 1919 г. бежал. Участвовал в боях с белогвардейцами на Алтае, политработник 62-й стрелковой дивизии 3-й Красной армии. В конце 1919 г. вернулся в Омск. Ответственный секретарь и заместитель председателя губисполкома. С 1921 г. редактор газеты «Рабочий путь», ответственный редактор журнала «Искусство» (Омск). В 1920-х гг. редактор газет в Красноярске и Новосибирске, заведующий отделом печати Сибкрайкома ВКП(б). С 1931 г. в Ростове-на-Дону. Участник Великой Отечественной войны. Умер в Ростове-на-Дону. - http://www.alexanderyakovlev.org/almanah/almanah-dict-bio/1012870/13 Горбачевцу Яковлеву, конечно, был мало интересен этот человек как переводчик "Алисы в стране чудес"

мир: Забайкальский писатель и поэт, участник войны с Японией, Василий Григорьевич Никонов, написал стихи "В партизанском лесу", ставшие народной песней. В партизанском лесу, за Нерчою-рекой, Умирал на снегу командир молодой. Горевали бойцы, не горели костры, Он лежал на руках медсестры. Партизан окружил самурайский отряд, Молчаливые сопки манили ребят, Нет патронов у них, замолчал пулемет, Может, помощь откуда придет? И сказал командир: «Умирать не хочу, Унесите меня на родную Нерчу, Там и дом и семья, там невеста моя, Там я раны свои залечу». Им железной отваги хватило на всех, Они шли на штыки, молча падая в снег. Ой, тяжел и горяч самурайский свинец. Неужели приходит конец? Они все полегли, командир впереди, Всем звезду вырезали на мертвой груди. Им и Шилка, и Нерчинск отсюда видны, Да ослепли Отчизны сыны. Но любая звезда, что в могилу легла, Она тысячи новых на шапках зажгла. И от прежних побед и до нынешних дней Нет звезды для России родней.

Луговчанин: После освобождения Барнаула от колчаковщины для партизан и частей Красной Армии в здании театра в течение двух недель шел спектакль по пъесе А.М. Горького " На дне ". В начале 1920 года в театре был устроен вечер в честь освобождения Барнаула от колчаковских частей. С речью выступил тепло встреченный трудящимися города командующий партизанской армией Е.М. Мамонтов.



полная версия страницы